Цицерон

Оглавление

Литература и философия

Ораторское искусство — отдушина для Цицерона, поэтому неудивительно, что оратор регулярно писал сочинения на связанные темы. Философ повествовал о теоретических и практических вопросах выступления на публике. Известны истории трактаты Цицерона по теме «Об ораторе», «Оратор», «О построении речи», «Бруте», «О нахождении материала».

Статуя Цицерона

Риторическое образование в те годы не устраивало Марка Туллия, поэтому оратор пытался достучаться до молодых умов творчеством. Цицерон установил высокую планку, которую невозможно было достичь, но благодаря этому начинающие ораторы приближались к этим представлениям.

Цицерон считал, что оратору необходим широкий кругозор: необходимо ориентироваться в риторике, философии, истории и гражданском праве

Для оратора важно быть образованным и искренним, обладать чувством такта. Молодым людям философ дал немало советов

К примеру, в речи использование риторических фигур допустимо, но перегружать ими высказывания не следует. Последовательность – одна из основ ораторского искусства.

Оратор Цицерон

Неологизмы могут быть использованы в речи, но при этом новые слова должны быть понятны слушателям. Избегать изобразительно-выразительных средств не следует, но метафоры нужно подбирать естественные и живые. Практиковать рассуждения можно при помощи философских тем. Цицерон советовал заниматься правильностью и четкостью произношения. Речи пожилых римлянок нравились оратору.

Политические и судебные речи должны обладать определенной структурой, отличной от повседневных выступлений. Пафос и шутки не помогут в восприятии изложения мыслей, но в некоторых ситуациях сделают речь живой. Оратору необходимо тонко чувствовать эти грани. По мнению Марка Туллия, эмоции лучше оставлять на заключительную часть выступления. Так можно добиться максимального эффекта.

Статуя Цицерона

Во время речей Цицерон замечал пользу литературы как для писателя, так для читателей. Нередко создатели литературных произведений рассказывают обывателям в биографиях и поэмах о доблести и героизме известных правителей, великих людей. Оратор советовал всем гражданам, обладающим поэтическим или писательским даром, активно развивать талант, так как природа не способна подарить максимальный уровень владения словом.

Когда речь заходила о поэзии, Цицерон становился консерватором. Оратору нравились традиционные варианты стихосложения, а поэты-модернисты подвергались критике. Философ считал, что современная поэзия — цель, а не инструмент для прославления родины, воспитания патриотов. По душе Марку Туллию были эпическая поэзия и трагедия.

Цицерон перед аудиторией

Интересно, что Цицерон считал историю не наукой, а видом ораторского искусства. Философ пытался сподвигнуть соотечественников на изложение исторических событий, произошедших недавно. По мнению Марка Туллия, анализ древних времен не нужен. Перечисление произошедших событий не интересует обывателей, так как увлекательнее читать, что подтолкнуло деятелей на совершение тех или иных действий.

Смерть

Цицерон поддержал Децима Юния Брута Альбина на посту губернатора Цизальпийской Галлии ( Gallia Cisalpina ) и призвал Сенат назвать Антония врагом государства. Один трибун , некий Сальвий, отложил эти слушания и был «оскорблен», как выразился Аппиан, Цицероном и его партией. Речь Луция Пизона , тестя Цезаря, задержала судебное разбирательство против Антония. Позднее Антоний был объявлен врагом государства, когда отказался снять осаду Мутины , находившейся в руках Децима Брута. Цицерон описал свое положение в письме Кассию , одному из убийц Цезаря , в том же сентябре: «Я рад, что вам нравится мое предложение в Сенате и сопровождающая его речь. Антоний — безумец; испорчен и гораздо хуже Цезаря, которого вы объявил худшим из злых людей, когда вы его убили. Антоний хочет начать кровавую бойню «.

Однако план Цицерона изгнать Антония провалился. После последовательных сражений при Форуме Галлорум и Мутина Антоний и Октавиан примирились и объединились с Лепидом, чтобы сформировать Второй Триумвират . Сразу после принятия закона об их союзе с официальным существованием на пятилетний срок с консульским империумом , Триумвират начал запрещать своих врагов и потенциальных соперников. Цицерон и его младший брат Квинт Туллий Цицерон , бывший один из легатов Цезаря , и все их контакты и сторонники были причислены к врагам государства, хотя, как сообщается, Октавиан в течение двух дней выступал против включения Цицерона в список.

Среди тех, кого преследовали, Цицерон был одним из самых злобных и упорно преследуемых. Среди других жертв был трибун Сальвий, который, перейдя на сторону Антония, оказал свою поддержку прямо и полностью Цицерону. На Цицерона с симпатией смотрела большая часть общественности, и многие люди отказывались сообщать о том, что видели его. Его поймали 7 декабря 43 г. до н.э., когда он оставил свою виллу в Формиях на носилках, направлявшихся к морю, откуда он надеялся сесть на корабль в Македонию. Когда прибыли убийцы, его собственные рабы сказали, что не видели его, но он был выдан Филологом , освобожденным рабом своего брата Квинта Цицерона .

Говорят, что последними словами Цицерона были: «В том, что ты делаешь, нет ничего приличного, солдат, но постарайся убить меня как следует». Преследователи обезглавили его. После обнаружения он поклонился своим похитителям, высунув голову из носилок в гладиаторском жесте, чтобы облегчить задачу. Показывая солдатам шею и горло, он давал понять, что не будет сопротивляться. Его руки были также отрезаны, прибиты гвоздями и выставлены вместе с головой на Ростре в Forum Romanum в соответствии с традицией Мариуса и Суллы , оба из которых демонстрировали головы своих врагов на Форуме. Он был единственной жертвой запретов Триумвирата, которая показывалась подобным образом. Согласно Кассию Диону (в рассказе, который часто ошибочно приписывают Плутарху ), жена Антония Фульвия взяла Цицерона за голову, вытащила его язык и несколько раз ткнула в нее шпилькой для волос, в последний раз отомстив Цицерону за его способность говорить.

Сын Цицерона, Марк Туллий Цицерон Малый , в течение года, когда он был совместным консулом с Октавианом в 30 г. до н.э., отчасти отомстил за смерть своего отца, когда объявил Сенату о морском поражении Марка Антония при Акции в 31 г. до н.э. Октавианом и его способным главнокомандующим. вождь Агриппа . На том же заседании Сенат проголосовал за запрет всем будущим потомкам Антония использовать имя Маркус, удаление всех оставшихся статуй Антония и аннулирование любых других почестей, оказанных ему.

Много лет спустя Октавиан наткнулся на одного из своих внуков, читающих книгу Цицерона. Испуганный мальчик попытался спрятать его в своем платье, но Октавиан (тогда его звали Август ) увидел это, взял у него книгу и прочитал большую ее часть, стоя, а затем вернул том обратно, сказав: «А ученый человек, мое дитя, ученый человек и любитель своей страны «.

Биография Цицерона

Марк Тулий Цицерон родился в семье всадника, в античном городе Арпинум, возле Рима. В 16 лет юный философ уехал в Рим для обучения римскому праву. Его выдающиеся способности к красноречию начали проявляться сразу, и оратор стал постигать ораторское искусство, которое давалось юноше с легкостью.

Постепенно Марк Тулий приобрел славу величайшего оратора Рима. Первое выступление перед широкой аудиторией состоялось в 81 году до н. э., речь была связана с политикой и «любимцем» диктатора Суллы, за что на защитника могли начаться гонения. После выступления оратор направился в Афины для сохранения своей жизни и подробного изучения философии и риторики.

После смерти римского диктатора философ вернулся в Рим и начал свои выступления на судебных процессах в качестве защитника подсудимых. В 63 году до н. э. Цицерона выбирают консулом, его влияние и деятельность на данной должности достигли небывалых высот, но многие граждане начали относиться к политическому деятелю с неприязнью, так как он был склонен к само хвалению.

В 44 году убивают Цезаря, и великий философ решил попытаться вернуться в более широкую политику. На выборах противостояли друг другу наследник могущественного Цезаря Октавиан и Марк Антоний. Цицерон поддерживал Октавиана, видя в нем более легкую жертву для влияния, поэтому все его речи были направлены против Марка Антония. Соперник был разбит и к власти пришел наследник Цезаря. В декабре 43 года до н. э. Цицерона нашли убитым неподалеку от Кайеты.

Гибель

Цицерон решился бежать в Грецию, чтобы спастись от посланных убийц. Но он не успел сбежать. Его рабы везли оратора на паланкине. И как только Марк Туллий высунулся из этого паланкина, голова тут же слетела с плеч от меча центуриона. Отрубленные верхние конечности и голову Антоний в знак устрашения и демонстрации своего силы, возложил на трибуну сената.


Марк не успел убежать от преследователей, посланных Антонием. (wikipedia.org)

Тот, кто смотрит один из популярнейших сериалов «Игра Престолов», претендующий как раз на то, чтобы стать лучшим телевизионным сборником политических интриг и заговоров, наверняка бы назвал Цицерона очень умелым игроком в престолы. Цицерон запомнился как один из гениев и образцов ораторского искусства. Он переиграл всех, за исключением Марка Антония, который был позднее побежден Октавианом Августом, своих врагов, которые желали ему смерти. И многие его обвинительные и защитные речи дошли до наших дней.

Трактаты Цицерона

Знаменитый философ написал более 100 речей, которые имели политическое и судебное направление. К сожалению, до сегодняшнего времени дошло менее 60ти сохранившихся текстов. Цицероном было написано 19 трактатов по философии, риторике, политике. На его книгах выросло несколько поколений юристов.

Все трактаты знаменитого политического деятеля, были созданы в период приостановления активной политической деятельности в жизни.

Основные трактаты Цицерона:

«О дружбе» — представляет собой размышление о морали и этике, представлен трактат в виде диалога. Цицерон здесь рассматривает появление дружбы, как таковой, рассматривает ее с точки зрения нравственности, рассуждает над вопросами выбора;
«О судьбе» — до наших дней дошли лишь отрывки из всего труда, по ним можно понять, что Цицерон рассуждал здесь о душе, вечности и роке;
«Об обязанностях» — труд написан понятным языком, в стиле советов от отца к сыну. Цицерон здесь описывает правильное поведение и действия человека, подкрепляя их примерами истории;
трактат об ораторском искусстве – состоит из трех книг, в которых полностью изложены все представления философа о красноречии и о том, каким должен быть непревзойденный оратор;
«О природе Богов» — наставляющее учение от философа, где он развернуто критикует суеверия, которые царят среди людей;
«О старости» — трактат написан от лица старика, которому исполнилось 85 лет, он описывает проблемы старости, с которыми столкнулся, рассуждает на тему смысла жизни и каких-либо целей в старом возрасте

Здесь описывается отношение общества к старикам, важное соотношение физического и психологического возраста;
«О государстве» — труд написан в виде диалога на тему политики. Здесь сосредоточены размышления о различных формах правления, как они зарождаются, философ поднимает важные вопросы оптимальности устройства страны и то, какими характеристиками должен быть наделен политический лидер тех времен;
«О законах» — также предстает перед читателем в форме диалога, где развиваются мысли о государстве и его строе

Приводятся примеры бесправия и права. Поднимаются вопросы божественного права, мысли о позорном и бесчестном.

Трактаты великого Цицерона находили отклик в обществе и помогали ему более глубоко изучить такую науку, как философия.

Наследие

После гражданской войны Цицерон признал, что конец республики почти неизбежен. Он заявил, что «республика, сенат, суды — всего лишь шифровки, и что ни у кого из нас нет никакой конституционной позиции». Гражданская война разрушила республику. Он вызвал разрушения и опустошил ресурсы по всей Римской империи. Победа Юлия Цезаря была абсолютной. Убийство Цезаря не смогло восстановить республику, несмотря на дальнейшие нападения на свободу римлян со стороны «приспешника Цезаря, Марка Антония». Его смерть лишь подчеркнула стабильность «единоначалия» в результате последовавшего за ним хаоса и дальнейших гражданских войн, которые разразились с убийцами Цезаря, Брутом и Кассием , и, наконец, между его сторонниками, Марком Антонием и Октавианом .

Цицерон оставался «последним верным другом республики», когда он отстаивал свои идеалы и libertas (свободу), которой римляне пользовались на протяжении веков. У видения Цицерона были фундаментальные недостатки. Это восходит к «золотому веку», которого, возможно, никогда не существовало. Идея Цицерона о concordia ordinum была слишком идеалистической. Кроме того, римские институты не успевали за огромным расширением Рима. Республика достигла такого упадка, что, несмотря на таланты и страсть Цицерона, Риму не хватало «людей, лояльных , которым можно было бы доверить свои армии». Цицерону не хватало политической власти, каких-либо военных навыков или ресурсов, чтобы претворить в жизнь свой идеал. Усиление республиканских ценностей и институтов ipso facto противоречило республиканским ценностям. Он также до некоторой степени не смог распознать реальные силовые структуры, действовавшие в Риме.

Ораторское искусство Цицерона

Искусство красноречия учит не только красиво произносить речь, но и также интересно мыслить, определяя правила, законы, обычая и права людей. Благодаря красноречию, многие политики имеют возможность доносить до избирателей свои мысли.

Марк Цицерон обладал обширными знаниями в риторике и талантом красноречивости. Его книга «Три трактата об ораторском искусстве» популярна в современном мире, и теоретические выкладки из нее широко используют в сегодняшней риторике. Знаменитый философ добился блестящей славы на ораторском поприще своим непревзойденным владением правилами и приемами красноречия. Цицерон был любителем язвить и острить в своих речах, будь то суд или Форум.

Ораторская речь, согласно Цицерону, должна совмещать в себе следующее:

  • чистоту языка – выработать данное условие в речи можно только с помощью постоянного обучения и совершенствования. Можно читать тексты ведущих ораторов, для того, чтобы брать что-то из их работы себе;
  • ясность мысли;
  • речь должна быть развернутая, с употреблением ярких слов и выражений, которые смогут зацепить слушателя и задеть его эмоции.

Цицерон считал, что оратором можно назвать любого человека, который может владеть своей речью и передавать с ее помощью свои мысли, но степень мастерства будет зависеть от виртуозности его таланта. Цицерон считал, что оратором может стать только политический деятель, который, посредством публичной речи может организовать общественную жизнь.

Философ выделял следующие обязанности хорошего оратора:

  1. он должен найти, что сказать;
  2. расположить мысли по порядку;
  3. запомнить подготовленную речь;
  4. красиво подать слушателю речь.

О смерти

Смерть Цезаря показалась Цицерону знамением перемен и возвращения республиканских порядков. Мыслитель уважал императора как истинного патриота, однако не мог простить тому узурпации власти. Цицерон намеревался вернуться к политике, но во главе Рима встал новый оппонент — Марк Антоний. Последний добился причисления Цицерона к “врагам народа”, и мудрецу пришлось бежать в Грецию. По пути он увидел настигающих его убийц и, приказав остановить повозку, гордо подставил голову палачам. Достойная смерть за свои идеалы была для Цицерона лучше бегства от палачей, разрушивших тот Рим, о возрождении которого он мечтал всю жизнь.

  • “Бренное тело дух вечный двигает”.
  • “Жизнь мертвых продолжается в памяти живых”.
  • “Лучше умереть, чем быть рабами”.

Дальнейшая жизнь

В 90-88 г.г. до н.э., во время Союзнической войны, Цицерон служит у римских полководцев Гнея Помпея Страбона и Луция Корнелия Суллы, хотя военная жизнь ему вовсе не по нраву. В 80 г. до н.э. он берётся за своё первое судебное дело, успешную защиту Секста Росция, обвиняемого в отцеубийстве – поступок весьма смелый, учитывая, что преступление было тяжким, а те, кого в убийстве обвинил Цицерон, пользовались особым расположением диктатора Суллы.

В 79 г. до н.э., вероятно, опасаясь гнева Суллы, Цицерон оставляет Рим и путешествует по Греции, Малой Азии и острову Родос. В Афинах он встречает Аттика, к тому времени уже бывшего почётным гражданином, который представляет его ряду влиятельных афинян.

Цицерон постоянно ищет менее изнурительные способы произнесения речей, а потому обращается за помощью к ритору Аполлонию Молону Родосскому, обучившему его менее напряжённой форме ораторского искусства.

В 75 г. до н.э. Цицерон избирается квестором западной Сицилии, где проявляет себя человеком правдивым и честным по отношению к местному населению. Он успешно проводит дело по обвинению Гая Верреса, продажного правителя Сицилии.

Его речи “in Verrem” («против Верреса»), произнесённые в 70 г

до н.э., привлекают к нему внимание античного мира

Цицерон благополучно преодолевает римский “cursus honorum”, «путь чести» последовательный ряд служб, который необходимо было пройти успешному политическому деятелю, будучи поочерёдно квестором, эдилом, претором и, в конце концов, в возрасте 43 лет, будучи избранным консулом.

Консулом он становится в 63 г. до н.э. – в то самое время, когда он раскрывает заговор, нацеленный на убийство его самого, а также на свержение Республики с помощью чужеземного войска под предводительством Луция Сергия Катилины.

Цицерон добивается “Senatus Consultum Ultimum” – объявления о введении военного положения, и изгоняет Катилину из города четырьмя страстными речами («Катилинариями»), которые по сей день являются лучшими образцами его риторического стиля.

Катилина бежал и начал призывы к государственному перевороту, однако Цицерон принуждает его и его сторонников к публичному признанию своей вины перед Сенатом. Заговорщиков казнили без всякого суда, и это долгие годы будет терзать Цицерона.

В 60 г. до н.э., Цицерон отвергает предложение Юлия Цезаря войти в состав Первого триумвирата, в котором на тот момент состояли Юлий Цезарь, Помпей и Марк Лициний Красс, поскольку оратор был твёрдо убеждён, что Триумвират подорвёт устои Республики.

В 58 г. до н.э. Публий Клодий Пульхр, народный трибун, издаёт закон, грозивший изгнанием любому, убившему римского жителя без суда. А потому Цицерона ссылают в греческую Трессалонику.

Благодаря вмешательству новоизбранного трибуна Тита Анния Милона, Цицерона возвращают из изгнания. В 57 г. до н.э. он возвращается в Италию, высаживаясь на берег Брундизии под радостные крики толпы.

Заниматься политической деятельностью Цицерону больше не позволяется, а потому он принимается за философию. Между 55 и 51 г.г. до н.э. он пишет трактаты «Об ораторском искусстве», «О государстве» и «О законах».

После смерти Красса Триумвират пал, и в 49 г. до н.э. Цезарь со своим войском переходит реку Рубикон, вторгается в Италию. Здесь начинается гражданская война между Цезарем и Помпеем. Цицерон, хотя и неохотно, поддерживает Помпея. Как на беду, в 48 г. до н.э. войско Цезаря одерживает победу, и тот становится первым римским императором. Цицерону он дарует помилование, однако к политической жизни не подпускает и близко. В мартовские иды 44 г. до н.э., в результате заговора группы сенаторов, Цезарь был убит. И вновь разразилась борьба за власть, ключевыми фигурами в которой стали Марк Антоний, Марк Лепид и Октавиан. Цицерон произносит речи, «филиппики», получившие своё название от имени греческого оратора Демосфена, призывавшие жителей Афин к восстанию против Филиппа Македонского и побуждавшего Сенат к поддержке Октавиана в его борьбе простив Марка Антония.

Однако Марк Антоний, Лепидий и Октавиан приходят к соглашению разделить власть между собой, из чего следует, что каждый из них выдаст имена своих вероятных врагов. Цицерон пытается бежать в Италию но, увы, слишком поздно. Оратора поймали и убили.

Личная жизнь

Личная жизнь Цицерона оказалась непростой. Философ женился дважды. До старости Марк Туллий прошел с первой супругой – Теренцией. Девушка происходила из уважаемого рода. Теренция родила Цицерону двух детей. Девочка Туллия умерла в юном возрасте. Позже появился сын Марк. Спустя 30 лет брак распался.

Бюсты Цицерона

В 60-летнем возрасте Цицерон вновь женился. Супруга Публия была младше мужа, но это не помешало. Ревнивую девушку не устраивали отношения философа с дочерью, поэтому вскоре Цицерон уходит из семьи.

Ходили слухи, что сестра Клодия стремилась выйти замуж за политического деятеля. Оратор — старший ребенок в семье. Брат — Квинт.

[править] Биография

Цицерон родился в провинциальной семье. Он был из так называемых «homo novus» — новых людей, предки которых никогда не занимали высоких государственных постов. «Homo novus» редко пользовались известностью и встречались с безразличным или даже враждебным отношением к ним римских сенаторов, когда пытались начать политическую карьеру.

В сложные для Рима 80-е годы до н. э. Цицерон занимался образованием и развитием своих талантов — изначально он учился в Риме, а затем в городах Греции (в том числе в Афинах). Там он занимался прежде всего риторикой и философией. После возвращения в Рим Цицерон получил известность как оратор в судебных делах. Цицерон прошел через основные государственные должности квестора, эдила и претора, после чего стал консулом в 63 году г. до н. э. Во время своего консульства он разоблачил заговор Катилины, за что он получил огромную благодарность от римлян. Его даже прозвали «pater patriae», что возможно перевести как «отец Отечества».

Однако скоро его враги, которые завидовали его возвышению, вынудили Цицерона на некоторое время отправиться в «добровольное» изгнание. Там Цицерон активно работал над своими известными произведениями. Скоро Цицерона снова пригласили в Рим, где он был одним из лидеров сенаторов, выступавших против Цезаря и поддерживавших Помпея. Во время гражданской войны между ними Цицерон быстро перебежал к Цезарю, который очень дружелюбно встретил его.

После убийства Цезаря Цицерон хранил дружелюбные отношения со своим учеником Августом, но тот был вынужден дать согласие на убийство Цицерона, так как к этому стремился враг Цицерона и временный политический союзник Августа Марк Антоний.

История жизни Марка Туллия Цицерона

Цицерон считал, что истинная философия как стремление к мудрости и нравственному совершенствованию обогащает основу повседневного существования – дружбу, и смягчает и наполняет смыслом неизбежные тяготы всякой жизни: старость, боль, смерть близких и ожидание собственной (О старости, О дружбе). Для всех последующих эпох Цицерон так или иначе оставался философом-просветителем, представителем гуманизма – само это слово восходит к его излюбленному понятию humanitas. 

Сочинения: Избранные сочинения. М, 1975 (Тускуланские беседы и др.); Философские трактаты. М., 1995 (О природе богов, О дивинации, О судьбе). Диалоги. М., 1994 (О государстве, О законах); О старости, О дружбе, Об обязанностях. М., 1993; Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994; О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. М., 2000. 

Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero) (3.1.106 до н. э. — 7.12.43 до н. э.) — древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Из сословия всадников. В политическую жизнь вошел как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару. Впервые выступил в 81-80 годах до н. э. с оппозицией диктатуре Суллы; первый большой успех принесло ему участие в 70 году до н. э. в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь произнес в 66 году до н. э. в поддержку Г. Помпея. Вершина успехов Цицерона — консульство в 63 году до н. э. (раскрытие им заговора Катилины, ведущая роль в сенате).

С образованием 1-го триумвирата (60 год до н. э.) влияние Цицерона падает, в 58-57 годах до н. э. ему даже пришлось удалиться в изгнание, затем поддерживать Г. Помпея и Цезаря в 56-50 годах до н. э.; после их разрыва (в 49 году до н. э.) Цицерон пытался во время гражданской войны 49-47 годах до н. э. выступить примирителем; с победой Цезаря (в 47 году до н. э.) отошел от политики. Лишь после убийства Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон, преодолев колебания, вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей — «филиппик» против М. Антония. В 43 году до н. э., когда сенат потерпел поражение в борьбе со 2-м триумвиратом (М. Антоний, Октавиан Август, Лепид), имя Цицерона было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. 

Политический идеал Цицерона — «смешанное государственное устройство» (государство, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом которого Цицерон считал Римскую республику 3 — начала 2 вв. до н. э.), поддерживаемое «согласием сословий», «единомыслием всех достойных» (т. е. таким блоком сенатского и всаднического сословий против демократии и претендентов на монархическую власть, какой сплотил Цицерон против заговора Катилины).

Человеческий идеал Цицерона — «первый человек республики», «умиротворитель», «блюститель и попечитель» в эпохи кризисов, сочетающий в себе греческую философскую теорию и римскую политическую (ораторскую) практику. Образцом такого деятеля Цицерон считал себя. Философский идеал Цицерона — соединение теоретического скептицизма, не знающего истины, допускающего лишь вероятность, с практическим стоицизмом, неукоснительно следующим нравственному долгу, совпадающему с общественным благом и мировым законом. Ораторский идеал Цицерона — «обилие», сознательное владение всеми средствами, способными и заинтересовать, и убедить, и увлечь слушателя; средства эти складываются в три стиля — высокий, средний и простой. Каждому стилю свойственна своя степень чистоты лексики (свобода от архаизмов, вульгаризмов и пр.) и стройности синтаксиса (риторические периоды). Благодаря разработке этих средств Цицерон стал одним из создателей и классиков латинского литературного языка. 

Из сочинений Цицерона сохранились (не считая отрывков) 58 речей — политических (против Катилины, Антония и др.) и главным образом судебных; 19 трактатов (отчасти в диалогической форме) по риторике, политике («О государстве», «О законах»), практической философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), теоретической философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.); свыше 800 писем — важный психологический документ, памятник латинского разговорного языка и источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме. 

Секреты Цицерона

Великий оратор Марк Тулий Цицерон выделял следующие достояния ораторского искусства:

важно создать не только речь, но и достойное выступление к ней, оратор обязан наладить коммуникацию со слушателем, привлечь внимание аудитории. Пышную речь можно использовать в случаях, когда нужно поиграть на струнах души слушателя, вызвать у него бурю эмоций;
мысль должна быть изложена кратко и ясно;
речь обязана быть максимально понятной слушателю;
для начала нужно выстроить введение, далее — выделить проблему, обосновать свою точку зрения на нее и замкнуть заключением.

Заключение, в зависимости от целей выступления, может быть воспламеняющим или, наоборот, успокаивающим

Заключение, в зависимости от целей выступления, может быть воспламеняющим или, наоборот, успокаивающим.

Цицерон выделял речь трех родов:

речь, в центре которой стоит важность мысли, с высокими и громкими выражениями;
сухое выступление, которое доносит мысль до слушателя мягко и сжато;
средний род речи, который не обладает ни высокопарностью, ни сдержанностью.

Успех Цицерона был достигнут с помощью его природного таланта, постоянного пополнения знаний и постоянной работой над собой.

Литературное наследие и значение Цицерона

Цицерон, как мы только что упомянули, считается основоположником римской классической прозы. Язык его речей, писем и трактатов является нормой классического латинского языка. Стилистику его прозаических трудов по достоинству оценили критики Античности, а сами работы стали образцовыми.

Письма, написанные Цицероном, явились основой европейской эпистолярной культуры, а речи, главным образом, катилинарии (речи «Против Катилины») относятся к числу наиболее выдающихся примеров жанра.

Гуманистическая проза также в процессе своего формирования взяла за основу язык Цицерона. Даже в XVIII столетии видные французские политики-революционеры брали за основу своего красноречия правила и приёмы Цицерона.

Трактаты Цицерона по философии можно назвать уникальным по охвату изложением всей философии его эпохи, и сегодня из них черпаются данные о многих сторонах жизни Рима в I столетии до нашей эры.

После себя Цицерон смог оставить объёмное литературное наследие, большую часть которого можно найти и в наши дни. Сюда относятся его литературные сочинения: более восьмисот писем, несколько трактатов и 58 речей.