«огненный таран»: почему подвиг летчика николая гастелло был оспорен?

Подвиг: краткое содержание официальной версии

Что же послужило причиной споров вокруг имени этого заслуженного человека? Причина в том, что подвиг летчика Гастелло, совершённый им и членами его экипажа 26 июня 1941 года, в период гласности получил несколько иное изложение, чем то, которое было взято за основу советской пропагандой. Не умаляя заслуг героя, отдавшего свою жизнь за Родину, постараемся тем не менее восстановить ход событий с возможной объективностью.

Подвиг Гастелло, кратко излагавшийся во всех послевоенных учебниках истории, заключался в следующем. 26 июня 1941 года экипаж его самолёта ДБ-3Ф, в который входили также лейтенанты Г. Н. Скоробогатов, А. А. Бурденюк, и ст. сержант А. А. Калинин, сопровождаемый ещё одним бомбардировщиком такого же типа, выполнял задание по уничтожению механизированной колонны противника, находившейся на дороге Радошковичи – Молодечно.

В намеченном квадрате, а точнее, в районе деревни Декшняны, их самолёт был подбит зенитным огнём немцев. Снаряд попал в топливный бак, отчего машину охватило пламя. В этой критической обстановке было принято решение, которое и обессмертило имя капитана Гастелло. Подвиг его и членов экипажа заключался в том, что, не думая о собственном спасении, они таранили горящим самолётом колонну немецкой техники и, погибнув, уничтожили значительную её часть.

Память

  • Приказом министра обороны СССР капитан Н. Ф. Гастелло был навечно зачислен в списки лётного состава 2-й эскадрильи 194-го отдельного гвардейского Брянского Краснознамённого военно-транспортного авиационного полка.
  • Советский драматург И. В. Шток в 1947 году написал пьесу «Гастелло», в которой главный герой совершает свой «огненный таран» в одиночку и на истребителе.
  • Гастеллово — посёлок в Славском районе Калининградской области;
  • Гастелло — село в Тенькинском районе Магаданской области;
  • Гастелло — посёлок в Поронайском районе Сахалинской области;
  • Гастелло — железнодорожная станция Сахалинского региона Дальневосточной железной дороги;
  • Гастелловка — река на острове Сахалин;
  • Гастелло — село в Жаркаинском районе Акмолинской области Казахстана;
  • Имени Гастелло — прииск в Тенькинском районе Магаданской области.
  • Имя Гастелло носят улицы во многих городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдавии (Приднестровья).
  • В городах Керчь и Симферополь Республики Крым есть улица Гастелло.
  • В городе Кызыл (Республика Тува) есть парк культуры и отдыха имени Н. Ф. Гастелло;
  • В городе Хабаровске есть сквер и парк имени Гастелло, в настоящее время парк заброшен;
  • В городе Краснодаре имя Гастелло носит средняя школа № 17;
  • в г. Муроме имя Николая Францевича Гастелло носит школа № 33, которую он окончил.
  • В Москве именем Гастелло названа улица.
  • В городе Санкт-Петербург именем Гастелло названа средняя школа № 366;
  • В городе Санкт-Петербург именем Гастелло названа улица.
  • В городе Дзержинске (Нижегородская область) названа улица именем Гастелло.
  • В городе Енисейске Красноярского края именем Гастелло названа улица в микрорайоне «Авиапорт».
  • В честь Н. Ф. Гастелло названо сельскохозяйственное предприятие в Минском районе Минской области Белоруссии (ОАО «Гастелловское»).
  • Стадион им. Гастелло в городе Муроме (Владимирская область) и в городе Уфе (республика Башкортостан).
  • В городе Тамбов им. Гастелло названа улица.
  • В городе Белогорске Амурской области им. Гастелло названа улица.
  • В городе Красноярске именем Гастелло названа улица в Кировском районе города.
  • Имя «Н. Гастелло» носил речной теплоход проекта 588 (переименован).

Памятники Н. Ф. Гастелло установлены:

  • на шоссе Минск-Вильнюс — на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н. Гастелло (1976);
  • в Москве, в Сокольниках;
  • в городе Кулебаки Нижегородской области[источник не указан 1580 дней];
  • в городе Муроме Владимирской области (на площади ж/д вокзала);
  • в городе Починке Смоленской области (на въезде в город);
  • в городе Ростов-на-Дону Ростовской области;
  • в городе Уфе, Республика Башкортостан (1985). В Уфе есть также микрорайон города, памятный сквер и стадион, названные в честь Н. Ф. Гастелло. В 1977—1992 гг. в чемпионатах СССР по футболу Уфу представлял спортивный клуб имени Николая Гастелло, в городе имеется также шашечный клуб «Гастелло»;
  • в городе Луганске (на территории бывшего Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов), Украина;
  • в городе Одессе (Украина) на улице, носящей его имя, расположена средняя школа № 31 имени Н. Гастелло. Напротив школы, в небольшом сквере, памятник Николаю Гастелло;
  • в городе Фергане Узбекской ССР на территории дислокации полка военно-транспортной авиации, носящего имя Гастелло, ему был установлен памятник;
  • в городе Чойбалсан (Монголия) во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику — участнику боёв на Халхин-Голе;
  • в пгт Радошковичи (Молодечненский район Минской области Белоруссии) в сквере на площади, носящей его имя;
  • в посёлке Хлебниково (ныне — территория г. Долгопрудный) Московской области, около средней школы № 3, носящей его имя.
  • в Омской области, на территории детского оздоровительного лагеря имени капитана Гастелло.
  • в Алмалыке,на территории школы №15 имени Гастело

Мемориальная доска в память о Гастелло установлена в Ростове-на-Дону на доме офицерского состава по улице Таганрогская 133/2, где он жил.

Неожиданные находки

В канун 10-летия подвига Гастелло в правительстве решили перезахоронить останки погибшего экипажа и конечно же обратились к жителям Декшнян, многие из которых помнили, как все произошло и указали точное место падения самолета. Но, к удивлению комиссии, которую возглавлял подполковник Котельников, авария произошла почти в 200 метрах от шоссе, где вряд ли могла находиться немецкая колонна. На заданный местным жителям вопрос, что они помнят о таране, Котельников, не получил внятного ответа.

Но главная неожиданность была впереди, когда раскопали могилу. В ней нашли полуистлевшую планшетку, принадлежавшую полковому сослуживцу Гастелло капитану Александру Маслову, не входившему в состав экипажа летчика-героя. Помимо этого, был обнаружен медальон стрелка-радиста младшего сержанта Григория Реутова. Как было установлено, экипаж Маслова выполнял то же боевое задание, что и Гастелло, однако до этого времени считался пропавшим без вести.
Разумеется, введенный в замешательство Котельников тут же доложил о находке в райком, тот переадресовал информацию вышестоящему начальству. В конечном итоге подполковнику пришел недвусмысленный ответ: тихо перезахоронить останки Маслова и Реутова и не предавать огласке случившееся. Позднее на месте гибели Маслова и Реутова был установлен памятник Гастелло и его экипажу.

В 1990-е годы, когда историкам стали доступны многие архивные документы, был поднят «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии» с 22 по 28 июня 1941 года. Там содержались сведения и о экипаже Гастелло. О совершенном «огненном таране» ни слова, зато было указано, что один из членов экипажа успел выпрыгнуть из самолета с парашютом, но кто – неизвестно.

Позднее всплыло еще одно неожиданное свидетельство. Оказывается, в тот же день 26 июня, подбитый советский самолет видели жители села Мацки, которое находится более чем в 10 километрах от места предполагаемого тарана. Машина упала в близлежащее болото. Кроме того, они заметили, как еще в воздухе с крыла самолета спрыгнул парашютист и очевидно угодил в плен к немцам. Крестьяне нашли на месте аварии обгоревшие останки летчиков и еще две важные улики: письмо на имя Скоробогатой и медальон с инициалами А.А.К. Очевидно, что письмо принадлежала Скоробогатому, а медальон – Калинину – членам экипажа Гастелло.

Позднее в руки военных попал обломок того самолета – бирка от двигателя М-87Б с серийным номером, который, как выяснилось, принадлежал бомбардировщику Гастелло. Разумеется, останки летчиков никто не идентифицировал, но зато было ясно, кто покинул самолет: из-за конструктивных особенностей ДБ-3Ф с крыла мог спрыгнуть только пилот, то есть Николай Гастелло.

Биография

Родился в семье Франца Павловича Гастылло из деревни Плужины (сейчас — Кореличский район Гродненской области, Белоруссия), который в 1900 году пришёл на заработки в Москву (здесь его фамилию стали произносить на московский манер — «Гастелло»), где работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать — Анастасия Семёновна Кутузова, русская, была белошвейкой. Брат — Виктор Францевич (1913 — 28 сентября 1942 года), погиб в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области РСФСР, перезахоронен в воинское захоронение у деревни Кокошкино того же района.

Семья Гастелло жила в районе Богородское, в двухэтажном бараке по 3-й Мещанской улице (с июня 1922 года — 3-я Гражданская улица). В 1915—1918 гг. Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина (находилось по адресу: 2-я Сокольническая улица, дом 3; ныне в этом здании располагается Пушкинский филиал гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»). В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в своё училище, где проучился до 1921 года. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.

В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью Н. Ф. Гастелло окончил школу (ныне — средняя школа № 33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву и Николай поступил на работу на Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая. В 1930—1932 гг. Н. Ф. Гастелло жил в посёлке Хлебниково.

Служба в рядах Красной Армии

  • В мае 1932 года по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в военную авиационную школу пилотов в город Луганск.
  • Учёба в 11-й военной авиационной школе пилотов (май 1932 — декабрь 1933).
  • Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать вторым пилотом на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3, Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт, став командиром корабля.
  • В 1938 году, в результате реорганизации соединения, Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка. Участвовал в советско-финской войне 1939—1940 гг. и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 года). Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служит Н. Ф. Гастелло, перебазируется к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н. Ф. Гастелло присвоено звание капитана.
  • Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф.

Дальний бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4). На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло

  • Командир 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка (24 мая 1941—23 июня 1941).
  • Командир 2-й эскадрильи той же части (24—26 июня 1941). 24 июня 1941 года огнём крупнокалиберного пулемёта со стрелковой турели стоящего на аэродроме ДБ-3ф сбил многоцелевой самолёт люфтваффе типа «Юнкерс-88».

Подвиг

26 июня 1941 года, то есть спустя всего четыре дня с момента начала войны, экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолёте ДБ-3ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии противника самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. Экипаж Гастелло был интернациональным: Бурденюк — украинец, Калинин — ненец, Скоробогатый — русский, сам Гастелло — белорус.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.

Обломки, извлечённые из Мацкийского болота

Весьма важным доказательством этой версии стала находка, сделанная вблизи села Мацки, находящегося в нескольких километрах от места гибели экипажа Маслова. Там в болоте были найдены подлинные обломки самолёта Гастелло, о чём неопровержимо свидетельствует номер, выбитый на двигателе. Кроме того, в кармане гимнастёрки одного из погибших лётчиков находилось письмо, подписанное стрелком-радистом из экипажа Гастелло – Григорием Скоробогатовым, которое он не успел отправить своей жене.

Тогда же были опрошены жители села, ставшие свидетелями гибели упавшего в болото самолёта, в котором, как предполагается, находился Николай Гастелло. Подвиг, кратко описанный выше и поднятый на щит советской пропагандой, после этого принял совершенно иной ракурс. По словам одного из очевидцев, пилот горящего самолёта прыгнул с парашютом с крыла машины, после чего был захвачен немцами.

Это обстоятельство в корне меняло картину всего происшедшего, так как известно, что конструкция самолёта ДБ-3Ф позволяла совершить прыжок с крыла лишь одному человеку – пилоту, то есть самому Гастелло. Однако предположение, что, спасая себя, он бросил гибнущий самолёт, достаточных оснований не имеет.

Во-первых, наблюдая происходящее с большого расстояния, очевидец едва ли может со всей достоверностью утверждать, что прыжок был совершён именно с крыла, во-вторых, положение обломков самолёта свидетельствуют о том, что незадолго до падения пилот развернул её в сторону дороги с немецкой колонной. Что это было, если не попытка всё же совершить таран?

Другой герой

Казалось бы, все встало свои места. Первый «огненный таран» совершил Александр Маслов, а попавший в плен Николай Гастелло видимо был казнен нацистами. Однако и эта версия имеет свои изъяны. Сын Гастелло – Виктор Николаевич, полковник в отставке, уверен, что Маслов не мог совершить «огненный таран», так как его машина была обнаружена в 200 метрах от шоссе, более того, если бы летчик действительно направил горящий самолет в автоколонну противника, то хоронить было бы попросту некого. Но возможно, полагает Виктор Николаевич, Маслов действительно метил во вражескую колонну, но не смог направить самолет точно в цель.

Не верит сын Гастелло и в версию пленения своего отца. Если бы он на самом деле оказался в немецком плену, то гитлеровцы не преминули бы воспользоваться ситуаций и сделали бы из летчика-героя орудие своей пропаганды, как это было с сыном Сталина Яковом Джугашвили. Ведь любое пленение знаменитого бойца-красноармейца, даже если он не встает на путь измены, может сыграть роль деморализующего фактора.

Один из основателей авиаархеологии в Белоруссии Дмитрий Киенко почти уверен, что ни Маслов, ни Гастелло не могли совершить «огненный тараны»: если самолет первого упал в 200 метрах от дороги, то машина второго рухнула еще дальше – в 800 метрах. Кроме того, исследователь еще раз опросил всех свидетелей падения самолета Гастелло и выяснил, что маневр над дорогой самолет совершал, однако попасть в автоколонну не сумел. И еще. Оказалось, что из самолета действительно кто-то выпрыгнул, но скорее всего уже мертвым. Через три дня его крестьяне нашли и похоронили. Предположительно это был либо штурман, либо стрелок.

Впрочем, точно установлено, что «огненный таран» в этом районе все же был совершен, но не 26 июня 1941 года, а на день позднее. Имя героя – Исаак Зилович Пресайзен. В наградном листе сказано, что 27 июня 1941 года при атаке на колонну немецкой бронетехники он попал под исключительно мощный огонь зенитной артиллерии и истребителей. Был подбит, после чего направил горящую машину «в гущу скопления танков». Кроме Пресайзена в машине находились стрелок-радист А. Баранов и механик П. Аникин.

Свой подвиг Пресайзен совершил на той же дороге Молодечно-Радошковичи возле деревни Рогово в 6 километрах к северу от падения машины Гастелло. Для того чтобы удостовериться в таране на место падения самолета вылетел заместитель командира полка В.А. Сандалов. Он увидел там «груду растерзанной вражеской бронетехники» и сделал снимок, который был прикреплен к наградному представлению.

Несмотря на то, что Пресайзен «погиб смертью героя» и, по мнению командира 12-й авиадивизии полковника Аладинского был достоин присвоения звания Герой Советского Союза правительственной награды он так и не получил. Вместо этого экипаж Пресайзена был отнесен к числу «без вести пропавших». Только в 1991 году летчик был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Кто такой Николай Гастелло

Согласно официальным источникам, Николай Францевич Гастелло родился в деревне Плужины, в семье Франца Павловича Гастылло (позднее Гастелло). После рождения, вместе с отцом переехал в Москву, где и началась его активная деятельность. За свою жизнь, Николай успел отличиться во многих отраслях. За его успехи в работе, соотечественники отзывались о нем следующим образом: «Куда ни поставь, всюду – пример».

В 1932 году становится призывником Красной Армии, под крылом которой отправляется на учебу в Луганскую военную авиашколу. Именно в ней было положено начало становления Николая как летчика.

Помимо войны 1941 года, Гастелло принимал участие в военных действиях с Финляндией, боях на Халкин-Голе, а также в присоединении Бессарабии и Северной Буковины. Отмечались высокие навыки Николая в управлении авиационной техникой. В арсенале его состояло блестящее пилотирование бомбардировщика ТБ-3, а также ДБ-3ф (Ил-4), на котором и был совершен легендарный подвиг.

Подвиг и смерть

В 4-й день войны, 26 июня 1941 г., в воздух поднялся «ДБ-3ф». Экипаж боевой машины состоял из 4-х пилотов: командира Гастелло, штурмана Бурденюка, лейтенанта Скоробогатого и стрелка-радиста Калинина.

Советским летчикам предстояло нанести авиаудар по механизированной фашистской колонне, на отрезке дороги Молодечно – Радошковичи.  В данной операции принимал участие еще один самолет, в котором находились старший лейтенант Воробьев и штурман Рыбас.

Когда советские самолеты приблизились к колоне, немцы начали вести по ним прицельный огонь. Вследствие этого машина Гастелло была подбита: вражеский снаряд повредил бензобак, что привело к возгоранию «ДБ-3ф».

Согласно показаниям Воробьева и Рыбаса, дальнейшие события развивались следующим образом: самолет Гастелло пошел на таран немецкой колонны – члены экипажа отказались катапультироваться, предпочтя уничтожить технику врага ценой своих жизней. В итоге весь экипаж героически погиб.

Когда настала ночь, местные жители собрали тела погибших пилотов и похоронили. В скором времени подвиг Гастелло получил большую огласку в советских СМИ и стал активно использоваться в пропагандистских целях.

За этот подвиг Николай Гастелло удостоился звания Героя Советского Союза, посмертно. Интересен факт, что с того момента обо всех пилотах, решившихся на таран, отзывались как о «гастелловцах». Примечательно, что за годы войны подобных таранов было совершено больше сотни.

В 1990-х годы появилась версия, в которой Гастелло был представлен не героем, а – трусом. Данная версия предполагала, что в действительности летчик катапультировался, а после приземления был взят в плен нацистами. При это немецкая колона была уничтожена советским пилотом Масловым.

Однако многие биографы Николая Гастелло скептически относятся к выдвинутой версии. Если бы советского летчика действительно пленили фашисты, правительство Третьего рейха вряд ли бы скрывало о таком пленнике, ведь в СССР он везде представлялся как национальный герой.

Кроме этого, никаких достоверных документов о пленнике в архивах обнаружено не было. Есть и другое предположение будто весь экипаж разбился в окрестностях болота, как и Маслов со своим экипажем, поэтому тарана колоны никогда не было.

И все же, положением на сегодня Николай Францевич имеет репутация героя, отважно протаранившего немецкую механизированную колонну. Николай Гастелло погиб 26 июня 1941 года в возрасте 34 лет

Выдающийся красноармеец

Призвали Гастелло в 1932 году. Его направили учиться на пилота в город Луганск. Там он обучался вплоть до последнего месяца 1933 года. Затем отправился служить в город Ростов-на-Дону в тяжелобомбардировочной эскадрилье. Около года он являлся правым летчиком на одном из видов советских бомбардировщиков, затем сам стал основным пилотом.

В 1938 году военная часть, где служил Гастелло, была реорганизована и пилот попал в первый тяжелобомбардировочный авиаполк. Через год отличный летчик уже возглавлял звено, еще спустя год и пару месяцев – замещал командира эскадрильи. В 1939 году Николай Гастелло сражался на бомбардировщике в битвах на реке Халхин-Гол против японцев. Также он успел проявить себя в Советско-финской войне. В тот же год, во второй его половине, его воинская часть переехала под Смоленск. Тогда же Гастелло получил звание капитана.

В начале 1941 года капитан Гастелло прошел обучающие курсы и мог теперь управлять самолетом ДБ-3ф. В этом же году Николай Францевич был назначен командиром эскадрильи, сначала одной, потом другой в этой же военной части. В конце июня при помощи пулеметного огня, даже не взлетев, умудрился подбить фашистский самолет «Юнкерс-88».

26 июня 1941 года Николай Гастелло осуществил свой последний героический полет. Это было в Белоруссии. Боевое звено состояло из двух самолетов. Первым управлял сам капитан Гастелло, вторым командовал Федор Воробьев, штурманом был Анатолий Рыбас (имена еще двоих коллег-пилотов из этого экипажа не сохранились).

Когда тяжелый бомбардировщик, управляемый капитаном Гастелло, обстреливал колонну, состоящую их фашистских машин и танков, враги смогли подбить наш летательный аппарат. Как потом указали в своих отчетах о происшедшем летчики из экипажа второго самолета Воробьев и Рыбас, объятый пламенем бомбардировщик Гастелло пошел в лобовую атаку на скопление техники противника. Под покровом темноты жители села, которое располагалось невдалеке, вытащили тела погибших пилотов, и завернув останки в полотнища парашютов, упокоили рядом с разбившимся самолетом.

Об этом выдающемся военном достижении Николая Францевича Гастелло много писали в советских СМИ. В начале июля 1941 года о подвиге капитана сообщили в сводке Советского информбюро.

В этой сводке кратко рассказали, что зенитный снаряд пробил бензобак тяжелого бомбардировщика, которым управлял Гастелло.

Отважный летчик, не думая о смерти, направил летательный аппарат прямо туда, где находились цистерны с бензином, принадлежащие гитлеровцам, и множество другой военной техники. Герой забрал с собой на тот свет значительное число фашистов и десятки единиц их военной техники.

Начало службы в авиации

В мае 1932 года в стране производился набор молодёжи для службы в военно-воздушных частях Вооружённых сил, и Николай стал одним из курсантов авиационной школы, располагавшейся в Луганске. Накалявшаяся с каждым годом международная обстановка не позволяла долго задерживаться на учебной скамье, и уже через год Гастелло был направлен в эскадрилью тяжёлых бомбардировщиков, базировавшуюся в Ростове на Дону.

Там, начав с исполнения обязанностей второго пилота, он очень скоро стал самостоятельно управлять самолётом. Ему был доверен тяжёлый бомбардировщик ТБ-3, стоявший на вооружении Красной армии. Это говорит о достаточно высоком уровне профессионализма, которого достиг за короткий срок Гастелло.

Подвиг полярных лётчиков, спасших в те годы челюскинцев и снискавших мировую славу, послужил примером для всей молодёжи, пришедшей в авиацию, независимо от того, была ли она гражданская или военная. Оказал он большое влияние и на Николая.

А был ли подвиг? Альтернативная версия

Существуют и другие, неофициальные версии, которые опровергают подвиг Николая Гастелло. Так, в 1990-е годы в СМИ появилась новая вариация подвига, автор которой – майор в отставке Эдуард Харитонов. В качестве доводов автор альтернативной версии и его последователи утверждали, что в 1951 году было решено вскрыть могилу и провести эксгумацию тел – для того, чтобы перезахоронить останки героев. Однако, к удивлению многих, в ней были найдены документы капитана Александра Маслова, командира 3-й эскадрильи того же 207-го полка, и членов его экипажа. Интересно, что он считался без вести пропавшим в тот же день, в который Гастелло совершил свой подвиг. Было выдвинуто предположение, что именно Маслов и является тем героем «огненного тарана». Под сомнение был поставлен и рапорт Воробьева и Рыбаса – летчиков второго самолета, вылетевшего вместе с Гастелло: мол, они не могли видеть непосредственно сам таран самолетом, ведь экипажи из разных полков не могли лететь на задание в одном звене, а сам рапорт является подделкой для кампании по героизации Гастелло. Кроме того, выяснилось, что в болоте у села Мацки местные жители обнаружили самолет, падение которого, по их утверждению, видели собственными глазами. По их сведениям, кто-то из экипажа спрыгнул с крыла самолета, приземлился на оккупированной территории и попал в плен к немцам. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3Ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Сторонники альтернативной версии считают, что именно Гастелло и оказался в плену. Кроме того, селяне достали и обломок самолета – бирку от мотора М-87Б с серийным номером. По нему удалось установить, что этот двигатель стоял у Гастелло.

Однако и альтернативная версия полностью не выдерживает критики: ведь если бы на «огненный таран» действительно пошел Маслов, то об останках не шло бы и речи – едва ли документы летчика могли уцелеть в огне. Это говорит о том, что самолет Маслова упал в грунт. Да и вряд ли бы немцы стали держать в секрете, что в их плену находится известный советский герой Николай Гастелло.

Так или иначе, фамилия Гастелло стала нарицательной и прочно вошла в память нескольких поколений как символ подвига, мужества и самопожертвования.

Биография Николая Гастелло

В мае 2108 года исполнилось 111 лет со дня рождения Николая Францевича Гастелло.

Николай Гастелло родился 6 мая 1907 году в Москве, в семье рабочего и белошвейки. Отец будущего лётчика, Франц Павлович, уроженец белорусского села, изначально носил фамилию Гастылло, но, переехав в Москву, слегка изменил её. Николай Гастелло учился в мужском училище, закончил его в 14 лет, а через два года стал учеником слесаря. В 1924 году семья Гастелло переехала жить в Муром, где отец будущего героя устроился на работу в паровозоремонтный завод. Николаю исполнилось в то время 17 лет, поэтому он стал также работать на том же заводе слесарем, одновременно учась в общеобразовательной школе. В 1928 году Николай вступил в партию, увлёкся спортом и усиленно занимался им в свободное от учёбы время. Его особенной страстью был футбол, Николай был центральным нападающим в команде. Кроме этого, молодой Гастелло отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом. В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву, где парень устроился работать слесарем на машиностроительный завод.

Может быть, Николай Гастелло прославился бы спортивными достижениями, если бы в 1932 году не услышал призыв партии «Молодёжь – на самолёты!» и не поступил бы в Луганскую школу пилотов. Именно с неё началась военная лётная карьера героя. С 1933 по 1941 год Николай Францевич Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в Ростове-на-Дону.

В 1939 он уже воевал на Халхин-Голе в качестве командующего эскадрильи, а в июне 1940 году принимал участие в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к СССР. В том же году Николаю Гастелло дали звание капитана.

О личной жизни лётчика Николая Францевича Гастелло до нас дошло мало сведений. Известно, что лётчик был женат, и у него было двое сыновей. Один из них, Виктор Гастелло, стал полковником авиации.

«Куда ни поставь, всюду – пример»: подвиг Николая Гастелло

В отличие от многих других известных героев, начало Великой Отечественной Николай Францевич Гастелло встретил не новичком: до этого он уже принял участие в боях на Халхин-Голе, в советско-финской войне и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР. Родился Николай Францевич в 1907 году в белорусской семье рабочего и швеи, закончил мужское училище и в 1923 году устроился на работу учеником столяра. В 1924 году, переехав в Муром, Николай вместе с отцом поступил слесарем на завод. Спустя шесть лет семье пришлось вернуться в Москву и продолжить свою трудовую деятельность на механическом заводе строительных машин. Однако работать в Москве Николаю Францевичу пришлось недолго – в 1932 году, в возрасте 25 лет, он был призван в Красную армию и отправлен на учебу в военную авиационную школу пилотов в Луганске. На этом поприще Николай показал себя настоящим асом: уже спустя два года он самостоятельно пилотировал самолет, став командиром корабля, а в 1940 году ему было присвоено звание капитана.

Свое мастерство Николай Гастелло продемонстрировал уже в самом начале Великой Отечественной войны. За несколько месяцев до ее начала он освоил самолет ДБ-3Ф (спустя год он получил название Ил-4), на котором 24 июня смог уничтожить немецкий «Юнкерс-88». Тогда фашисты атаковали советские самолеты, которые базировались на аэродроме в Боровском, времени подняться в воздух не было, и Николай принял решение открыть огонь из пулемета ближайшей ДБ-3Ф.

Спустя всего лишь два дня после подбития «Юнкерса», на четвертый день от начала войны, Николай Гастелло отправился на новое боевое задание, которое стало роковым в его судьбе. Экипаж под командованием Гастелло в составе лейтенантов Бурденюка и Скоробогатого, а также старшего сержанта Калинина, вылетел для проведения бомбардировки немецкой механизированной колонны на дороге Молодечно – Радошковичи. Советскому самолету удалось сбросить бомбы на врага, но в ответ немецкие зенитчики подбили ДБ-3Ф – снаряды попали в бензобак. Огонь разгорался быстро и не оставлял никаких шансов экипажу. Тогда Николай Гастелло принял сложное решение и направил горящий самолет прямо в скопление бензоцистерн и машин противника. Таким образом и был совершен подвиг – наземный таран немецко-фашистской техники.

«Еще задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нем говорили: «Куда ни поставь, всюду – пример», – писали о герое корреспонденты газеты «Правда». – Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло – стоящий человек.

Весь экипаж вместе с Николаем Гастелло погиб. Бойцы приняли решение пойти на смерть вместе со своим командиром, а не покинуть самолет на парашютах. По официальной версии останки героя и его экипажа были захоронены жителями близлежащей деревни Декшняны, которые ночью извлекли трупы летчиков из самолета и обернули тела в парашюты. Главными свидетелями подвига стали старший лейтенант Федор Воробьев и лейтенант Анатолий Рыбас, которые вылетели в звене на втором самолете. Согласно их рапортам, горящий самолет Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Подвиг Гастелло получил широкое освещение в СМИ и стал мощным рычагом советской пропаганды.