Расколотое небо: как был совершен первый в истории воздушный таран

Оглавление

Введение

В современных условиях всё более востребованным становится изучение техники воздушной борьбы. Это связано с тем , что некоторые страны присваивают данное изобретение себе.

Цель и задача исследования для раскрытия тематики данного исследования необходимо:

  1. Исследование истории создания воздушного тарана
  2. Выявление предназначения воздушного тарана

Цель исследования заключается в определении на основе теоретического анализа истории воздушного тарана, его предназначения.

Для выявления вопроса «Почему воздушный таран оружие русских?» необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю создания воздушного тарана
  2. Определить первого, использовавшего воздушный таран
  3. Дать определение воздушного тарана
  4. Охарактеризовать применение данного типа воздушного оружия во время Великой Отечественной Войны
  5. Проанализировать области применения воздушного тарана

Применение

Первым воздушный таран применил Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика.

Воздушный таран широко использовался в годы Великой Отечественной войны.

Нередки были случаи, когда повреждённый самолёт направлялся лётчиком на наземную или водную цель. В японских войсках времён Второй мировой войны существовали специальные подразделения камикадзе — лётчики таранили корабли противника на самолётах, начинённых взрывчаткой.

12 сентября 1941 года лётчица Екатерина Зеленко на лёгком бомбардировщике Су-2 сбила один немецкий истребитель Me-109, второй таранила. От удара крылом по фюзеляжу «мессершмитт» разломился пополам, а Су-2 взорвался. Это единственный случай воздушного тарана, совершённого женщиной.

С развитием реактивной авиации и ракетного вооружения использование тарана сошло на нет, хотя имели место случаи тарана и реактивными самолётами.

28 ноября 1973 года на реактивном истребителе МиГ-21СМ был совершён таран F-4 «Фантом» ВВС Ирана капитаном Г. Елисеевым, пилот погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Виктор Талалихин

Военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного
авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, младший
лейтенант, одержавший 6 побед в воздушных боях, одним из первых в СССР
применивший ночной таран, Герой Советского Союза.

Памятник В. Талалихину в городском парке

Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского
уезда Саратовской губернии в семье рабочего. В 1933 году, когда ему исполнилось
15 лет, начал работать на Московском мясокомбинате. В 1934—1937 годах учился в
профессиональном техническом училище при комбинате. В 1938 году, в 20-летнем
возрасте окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в городе
Борисоглебск Воронежской области, получив звание младшего лейтенанта.

Участвовал в
советско-финской войне. На биплане И-153 «Чайка» Виктор совершил 47 боевых
вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды.
Перед Великой Отечественной войной жил в городе Клин Московской области. В
Великую Отечественную войну был заместителем командира авиаэскадрильи 177-го
истребительного авиаполка.

Во
время Великой Отечественной войны советский лётчик Виктор Талалихин произвел
более 60 боевых вылетов. Именно ему 7 августа 1941 года удалось совершить один
из первых ночных таранов вражеского самолёта. Во время ночного воздушного боя
около Москвы на своем И-16 он протаранил немецкий бомбардировщик Не-111. Его
самолёт упал в лес вблизи деревень Мансурово и Степыгино Домодедовского района,
а сам раненый лётчик на парашюте спустился в речку Северку, немецкий же экипаж
разбился вместе с самолётом.

Тот
самолет Виктора Талалихина был найден поисковиками в июне 2014 года.

За
этот подвиг Виктор Талалихин в 1941 году был удостоен звания Героя Советского
Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Вскоре Талалихин был
назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта.

Лётчик
участвовал во многих воздушных боях под Москвой и сбил еще 5 вражеских
самолетов.

Талалихин погиб в 23 года в воздушном бою около Подольска ночью 27 октября 1941 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года Талалихин навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка, в составе которой он сражался с врагом под Москвой.

НАГРАДЫ ВИКТОРА ТАЛАЛИХИНА

8
августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на
фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство»
Виктору Талалихину присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён
орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.

В
честь Виктора Талалихина названы улицы в 28 городах России и Украины: Аткарске,
Батайске, Виннице, Владивостокe, Владикавказе, Вольске, Гомеле, Домодедово,
Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Золотоноше, Иркутске (проезд),
Калининграде, Краснодаре, Мариуполе, Москве (ранее Мясная-Бульварная), Омске,
Оренбурге, Подольске, Санкт-Петербурге, Челябинске, Лодейное Поле, Енакиево,
Липецке, Тамбове, Подтёсово, Ярославле.

Имя
Виктора Талалихина носят московская школа № 480; школа № 2 в Домодедово,
Технологический колледж № 28 в Москве, именем Талалихина назван городок
Домодедовского района вблизи места падения его самолета.

Имя
Талалихина 5 мая 2015 года было присвоено Государственному бюджетному
общеобразовательному учреждению «Саратовская кадетская школа № 2».

Виктору Талалихину были установлены памятники в Подольске в 1960 году и в Москве в 2001 году. На 43 км Варшавского шоссе в 1969 году открыт мемориал Талалихина. Про лётчика Талалихина исполняли песни группа «ХЗ», Борис Гребенщиков и певица Марина Хлебникова.

Городской парк культуры
и отдыха города Подольска носит имя Виктора Талалихина с 1960 года.

772 добровольца-интернационалиста

Из почти двух тысяч советских военных специалистов и добровольцев (а воевать в Испании отправлялись только те, кто выразил свое желание, и от таких желающих в полном смысле слова не было отбоя) — летчики составляли больше трети. По данным испанского историка Рикардо Миральеса, куратора постоянной выставки «Русские в Гражданской войне в Испании, 1936-1939», в общей сложности на стороне республиканского правительства воевали 772 советских летчика и авиационных специалиста. Кроме пилотов, в Испанию отправлялись авиатехники и другие специалисты, а также инженеры и рабочие авиазаводов, которые помогали испанцам налаживать лицензионное производство советских самолетов. Из семисот с лишним советских летчиков-добровольцев 93 (по испанским данным — 99) не вернулись на Родину, отдав свои жизни за республиканскую Испанию.

Советские летчики, пилоты истребителей И-16, на фоне одного из своих боевых самолетов на испанском аэродроме

Герой войны: Евгений Степанов. Первый в мире ночной таран

7 августа 1941 года летчик Виктор Талалихин совершил первый в ВОВ воздушный ночной таран фашистского самолета

Евгений Степанов

Воздушный таран как боевой приём был впервые изобретен и применен русским: 8 сентября (26 августа по старому стилю) 1914 года около городка Жолква наш знаменитый лётчик Пётр Николаевич Нестеров совершил первый в мире воздушный таран , протаранив австрийский Альбатрос. Первый в мире ночной таран также совершил русский летчик Евгений Степанов, который в ночь на 28 октября 1937 года в Испании в небе над Барселоной на самолете И-15 с боровым номером 06 сбил при помощи таранного удара итальянский бомбардировщик Савойя-Маркетти S.M.81, пилотируемый лейтенантом Эцио Маккани. Около 3.00 в 40 километрах севернее города на высоте 2000 м Степанов обнаружил итальянский бомбардировщик SM-81 и пошёл на сближение. Стрелки открыли по нему огонь. Пулемётными очередями Степанову удалось поджечь сначала левое, а затем и правое крыло.

Однако враг продолжал лететь. Перезарядить оружие не было времени и Евгений Степанов пошёл на таран. Увеличив скорость, он решил с левым разворотом нанести удар колёсами шасси по рулю поворота, но не рассчитал и ударил винтом и левым колесом.

На этом самолёте совершил первый ночной таран Евгений Степанов

Удар оказался скользящим и потому не очень сильным, но его оказалось достаточно: неуправляемый бомбардировщик рухнул в море. Это был первый в мире ночной таран. Вскоре Степанов обнаружил второй фашистский бомбардировщик. Он атаковал его на повреждённом самолёте и с первой атаки огнём из пулемётов поразил кабину. Итальянец камнем рухнул на землю. Степанов благополучно совершил посадку на аэродроме Сабадель.

Виктор Талалихин

Четыре года спустя в ходе Великой Отечественной войны в битве за Москву ночной таран повторил младший лейтенант Виктор Талалихин.

В ночь на 7 августа 1941 года расстреляв весь свой боезапас, раненый в руку, летчик-истребитель таранил немецкий бомбардировщик. Талалихину повезло: его И-16 (о нём – ТуТ ), отрубивший винтом хвостовое оперение He-111 , стал падать, но лётчик смог выпрыгнуть из падающего самолета и приземлиться на парашюте. Талалихина подобрали местные жители, оказали первую помощь и помогли добраться до своей части.

О подвиге летчика стало известно буквально в тот же день 7 августа, а на следующий день Виктору было присвоено звание Героя Советского Союза.

Виктору Талалихину было 22 года. 23 года ему исполнилось 18 сентября, а 27 октября он погиб – во время боя пуля попала ему в голову. У Виктора Талалихина была короткая но яркая жизнь. Он родился в 1918 году в селе Тепловка под городом Вольском, потом семья переехала в Вольск, где он закончил семилетку, потом в Москву, где он работал на московском мясокомбинате (его называют Микояновский) и учился в ФЗУ (ныне это колледж № 28). Как и многие он мечтал летать, играл в драмкружке. Виктор отличался весьма небольшим ростом (155 см), который чуть было не помешал ему поступить в районный авиаклуб. И дома и на работе, а потом и в полку его по-доброму звали Малыш.

Талалихин у сбитого им He-111

В 1937 году Виктор был призван в армию и по путевке ВЛКСМ принят в Борисоглебское авиационное училище, успешно его закончил в звании младшего лейтенанта. В 1938 году был зачислен в 27-й истребительный авиационный полк. После была финская война. Свой первый самолет Талалихин сбил во время своего первого вылета. После были и другие победы. За доблесть и мужество, проявленные в борьбе с врагом, Виктор Талалихин был награжден орденом Красной Звезды. Во время войны полк, в котором служил Виктор, был переброшен для защиты Москвы. После ночного тарана, Виктор некоторое время залечивал раны, принимал участие в митингах, встречах с молодежью, рабочими.


ТалалихинТалалихин Me-109 ТалалихинТалалихин

На 43-м километре Варшавского шоссе недалеко от Подольска, у пос. Кузнечики, где располагается аэродром, с которого в последний раз взлетел герой, 18 августа 1969 года был открыт памятник: на гранитном постаменте во весь рост поднялась бронзовая фигура прославленного летчика. Подвиг Талалихина вошел не только в историю великой битвы за Москву, но и в историю мировой авиации. Прах В.В.Талалихина покоится на Новодевичьем кладбище в Москве. На его могиле, рядом с могилами легендарных героев битвы под Москвой Л.М. Доватора и И.В. Панфилова, установлен памятник.

17 июня → Ка-50 — Чёрная акула

Смерть в бою

После короткого лечения в госпитале младший лейтенант Виктор Талалихин, уже ставший Героем Советского Союза, вернулся в свою эскадрилью. Он пересел с устаревшего И-16 на более современный и маневренный МиГ-3, на котором и воевал вплоть до своей гибели, успев совершить в ходе Великой Отечественной войны шесть десятков боевых вылетов, и прибавив к своим наградам еще и орден Боевого Красного Знамени. Шестидесятый полет оказался роковым: 27 октября 1941 года в небе над Подольском лейтенант Талалихин совершил свой последний воздушный бой. Шесть советских истребителей приняли удар девяти «Мессершмитов», и одна из первых немецких очередей ударила по кабине МиГ-3 Талалихина, тяжело ранив летчика в голову. Самолет героя свалился в штопор и так и не вышел из него.

Путь в небо

Доказывая справедливость давней кадетской характеристики, подпоручик Нестеров уже на первом месте службы проявил себя как инициативный военный, способный внедрить в рутинную службу новаторские идеи. Командование, оценив рвение, молодого офицера прикомандировало к Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте разрабатывать методику корректировки артиллерийской стрельбы с помощью привязного аэростата. Совсем уж новой эту идею назвать нельзя, поскольку с подобной целью аэростаты использовал русский флот еще в Русско-японскую войну. Но вот на суше эта идея почему-то не приживалась, и в 9-й Восточно-Сибирской артиллерийской бригаде автором нововведения числился именно Нестеров.

Видимо, те первые полеты навсегда заставили Петра Николаевича влюбиться в небо. А вскоре довелось ему увидеть и первый самолет – французский «Фарман» легендарного авиатора Сергея Уточкина. Случилось это в августе 1910 года, когда из-за слабых легких поручика Нестерова на год перевели служить во Владикавказ, в Кавказскую резервную артиллерийскую бригаду, и он ехал к новому месту службы через родной Нижний Новгород. 6 августа на нижегородском ипподроме Уточкин провел показательный полет, а среди множества зрителей был и Петр Николаевич. Три года спустя в своей статье «Как я совершил мертвую петлю» Нестеров напишет: «Начал я свою авиационную деятельность в 1910 году, после того как первый раз увидел полет одного из наших известных авиаторов. Авиатор летал на «Фармане», делая поворот совершенно без кренов. Каждый поворот аэроплана заставлял сжиматься мое сердце: я боялся, что аэроплан опрокинется в наружу кривой».

Новое увлечение небом окрепло, когда на Северном Кавказе Нестеров познакомился с Артемием Кацияном – легендарным авиатором того времени. Уроженец Северной Осетии, Артемий учился живописи, но променял ее на небо: в 1909 году он стал 29-м дипломированным летчиком в России. Кациян и заронил в Нестерова мечту о покорении неба, попутно познакомив с основами создания летательных аппаратов тяжелее воздуха: как раз в то время несостоявшийся художник строил во Владикавказе планер собственной конструкции.

Год спустя, получив двухмесячный отпуск и приехав на родину, в Нижний Новгород, поручик Нестеров попробует повторить этот опыт и построить собственный планер. Делать его он будет вместе с математиком Петром Соколовым – товарищем по Нижегородскому обществу воздухоплавания, в которое Нестеров вступил незадолго до этого. Построили планер в сарае у Соколовых, а обшивку для него сшила Маргарита Нестерова, мать будущего авиатора. Именно на этом аппарате Петр Николаевич впервые и поднялся в воздух: пусть невысоко, всего на два-три метра, но поднялся! Неслучайно позднее он признавался: «Очень приятно вспомнить мои опыты с планером и вообще начало моей авиационной практики в Нижегородском обществе воздухоплавания».

Первый ночной бой

До прибытия в Испанию советских самолетов и летчиков франкистская авиация имела безусловное превосходство в небе, пользуясь явной слабостью республиканской авиации и ПВО. Появление в небе «чатос» и «москас» быстро избавило франкистских и итальянских пилотов от чувства превосходства — и тогда бомбардировки начались по ночам, когда, как считалось, воздушные бои невозможны. Но советские пилоты-добровольцы доказали ошибочность такого взгляда. В ночь на 26 июля советский летчик Михаил Якушин, который уже несколько ночей вылетал на патрулирование, сумел обнаружить и догнать самолет «Юнкерс-52», экипаж которого составляли немецкие летчики, и с короткой дистанции сбил его несколькими точными очередями. Это был первый в истории результативный ночной бой, тактика которого вскоре стала изучаться не только в советских, но и в немецких авиационных школах, а с началом Второй мировой войны стала повсеместной.

Летчики 1-й авиаэскадрильи на аэродроме Сото, где она базировалась. Третий слева — Михаил Якушин

Первый боевой воздушный таран

5–12 сентября наши войска предприняли активные действия и продвинулись к Львову. Австро-венгерское командование задействовало авиацию для наблюдения за передвижением русских войск. Регулярное появление неприятельского «Альбатроса» в районе штаба 3-ей русской армии вызвало раздражение у командования штаба, которое  обвинило лётчиков  в бездействии и потребовало устранить появление  австрийских аэропланов в русском тылу. Штабс-капитан Нестеров обещал принять кардинальные меры.

Воздушный таран

Н. А. Яцук предложил первый способ воздушного тарана, дающий лётчику шансы на выживание: удар сверху шасси своего аэроплана по крылу аэроплана противника. Именно у Яцука идею тарана узнал Пётр Нестеров, впервые применивший воздушный таран на практике.

Интересные факты

Лётчик поднялся на «Моран-Солье» на 1500 м. вверх и с высоты стремительно атаковал вражеский самолёт. Он должен был ударить шасси своего аппарата по краю несущей поверхности   «Альбатроса»,  но промахнулся и попал в середину. У самолёта Нестерова оторвался и упал мотор, аппарат планировал без управления, затем рухнул вниз. По рассказам очевидцев,  после столкновения аэроплан противника клюнул носом и полетел вниз. Лётчики лейтенант Ф.Розенталь и унтер-офицер Ф.Малина погибли.

Виды воздушных таранов

В зависимости от конструкции самолётов в разное время использовались различные техники тарана:

Удар шасси по крылу

Применялся на ранних бипланах, имеющих непрочное крыло и неубирающиеся стойки шасси. Атакующий аэроплан заходит на цель сверху и наносит удар колёсами шасси по верхнему крылу цели. Именно этот способ тарана применил Нестеров, но из-за неверно рассчитанной скорости произошёл удар фюзеляжем, что привело к повреждению аэроплана и последующей гибели пилота. Позже этот тип тарана удачно применил Александр Казаков.

Удар пропеллером по хвостовому оперению

Широко применялся на поршневых самолётах самой разной конструкции. Атакующий самолёт заходит на цель сзади и наносит удар пропеллером по хвостовому оперению цели. Удар приводит к разрушению либо потере управляемости самолёта-цели. Самый распространённый вид воздушного тарана во времена Великой Отечественной войны. При правильном исполнении лётчик атакующего самолёта имеет достаточно хорошие шансы: при столкновении страдает только пропеллер, и даже в случае его повреждения сохраняется возможность посадить машину, либо покинуть её с парашютом.

Удар крылом

Производится как при лобовом сближении, так и при заходе на цель сзади. Удар наносится крылом по хвосту или фюзеляжу, в том числе кабине пилота самолёта-цели. Иногда такими таранами заканчивались лобовые атаки.

Удар фюзеляжем

Самый опасный для лётчика вид тарана. К нему можно также отнести столкновение самолётов при лобовой атаке. Тем не менее, известны случаи выживания лётчиков после такого тарана.

Удар хвостом (таран И. Ш. Бикмухаметова)

Таран, совершённый И. Ш. Бикмухаметовым во время Великой Отечественной войны: выйдя в лоб противнику с горкой и виражом, Бикмухаметов нанёс удар хвостом своего самолёта по крылу противника. В результате противник потерял управление, сорвался в штопор и разбился, а Бикмухаметов сумел довести свой самолёт до аэродрома и благополучно приземлиться.

Таран В. А. Куляпина

Таран на реактивном истребителе крупного транспортного самолёта. Куляпин зашёл на цель сзади и ударом части фюзеляжа за кабиной и вертикального киля своего истребителя обрубил стабилизатор атакуемого самолёта.

Таран С. П. Субботина

Таран на реактивном истребителе, применён в воздушном бою в Корее. Субботин попал в ситуацию, когда его на снижении догонял противник. Выпустив тормозные щитки, Субботин сбросил скорость, фактически подставив свой самолёт под удар. В результате столкновения противник был уничтожен, Субботин успел катапультироваться и остался жив. Сам Субботин, описывая произошедшее, не говорил о таране и о намеренном совершении столкновения.

Известны единичные случаи «таранных боёв», когда в столкновении двух самолётов последовательно применялись несколько различных таранных ударов.

Биография[править | править код]

Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Вольского уезда Саратовской губернии. Сын рабочего. Русский.

В 1933 году начал работать на Московском мясокомбинате. В 1934—1937 годах учился в профессиональном техническом училище при комбинате. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в городе Борисоглебск Воронежской области и получил звание младшего лейтенанта.

Участвовал в советско-финской войне. Согласно биографии «Виктор Талалихин», написанной С. Г. Утехиным в 1960-х годах, на биплане И-153 «Чайка» совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды. В настоящее время данные о воздушных победах летчика не подтверждаются архивными источниками.

Виктор Талалихин и Любовь Орлова на съёмках «Боевого киносборника № 4»в августе 1941 года

Перед Великой Отечественной войной жил в городе Клин Московской области. В Великую Отечественную войну был заместителем командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиаполка.

В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 тип 29 одним из первых военных лётчиков РККА произвёл таран в ночном воздушном бою над Москвой в Великой Отечественной войне, сбив в небе Москвы бомбардировщик He-111 лейтенанта И. Ташнера из состава 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры. Самолёт Талалихина упал в лес вблизи деревни Степыгино (ныне — городской округ Домодедово), а сам раненый лётчик на парашюте спустился в речку Северку. В бою также выжил пилот He-111 Р. Шик. В последующих боях В. Талалихин сбил ещё пять немецких самолётов.

Талалихин погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. Похоронен в колумбарии Донского кладбища, в 1959 году при организации памятника «Герои Московской битвы» прах был перенесён и захоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В 1948 году зачислен навечно в 1-ю эскадрилью 177-го истребительного авиаполка.

Самолётправить | править код

В 2014 году поисковики нашли в лесу под Москвой самолёт И-16, на котором Виктор Талалихин совершил таран немецкого бомбардировщика. Части самолёта доставлены в Домодедовский историко-художественный музей и в музей Московского авиационного института.

Участвовал в двух войнах

После окончания авиашколы Виктора Талалихина направили служить в 27-й авиаполк Московского военного округа. Год спустя вместе с этим полком младший лейтенант Талалихин попал на фронт и принял участие в Советско-финской войне 1939-40 годов. В ходе этого конфликта молодой летчик успел совершить 47 боевых вылетов, а в одном из воздушных боев спас жизнь своему командиру и заслужил орден Красной Звезды. Потом был краткий мирный промежуток, во время которого Талалихина перевели служить в подмосковный Клин, в 177-й истребительный авиаполк ПВО. Там летчик встретил начало Великой Отечественной войны, в составе этого авиаполка совершил свой знаменитый подвиг, в нем же дорос до должности командира эскадрильи.

Фото: wikipedia.org

Воздушный таран во времена Великой Отечественной войны

В первый же день Великой Отечественной войны немецкие лётчики столкнулись с таким приемом как воздушный таран. Этот приём впервые был предложен русским авиатором Н. А. Яцуком (в журнале «Вестник воздухоплавания» № 13-14 за 1911 год), а на па практике также впервые применен русским лётчиком Петром Нестеровым 8 сентября 1914 года, когда он сбил австрийский самолёт-разведчик.

В Великую Отечественную войну, воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, какими-либо наставлениями или инструкциями и советские лётчики прибегали к этому приёму не по приказу командования. Советскими людьми двигала любовь к Родине, ненависть к захватчикам и ярость боя, чувство долга и личной ответственности за судьбу Отечества. Как писал главный маршал авиации Александр Александрович Новиков: «Воздушный таран — это не только молниеносный расчёт, исключительная храбрость и самообладание. Таран в небе – это, прежде всего готовность к самопожертвованию, последнее испытание на верность своему народу, своим идеалам. Это одна из наивысших форм проявления того самого морального фактора, присущего советскому человеку, которого не учёл и не мог учесть враг».

Во время Великой войны советские пилоты совершили более 600 воздушных таранов. Более двух третей таранов приходится на 1941-1942 годы – это самый тяжёлый период войны. Осенью 1941 года в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, который запрещал приближаться к советским самолётам ближе, чем на 100 метров во избежание воздушного тарана.
Бомбардировщик был подбит огнём зенитной артиллерии противника и совершил т. н. «огненный таран», ударив по механизированной колонне врага.
Кроме того, нельзя сказать, что воздушный таран обязательно приводил к гибели лётчика. Как показывает статистика, при совершении воздушного тарана гибло примерно 37% пилотов. Остальные лётчики не только оставались живы, но даже сохраняли самолёт в более или менее боеспособном состоянии, так многие машины могли продолжать воздушный бой и совершали удачную посадку.

Гибель Нестерова

Медицинская комиссия осмотрела тело героя, выявила перелом позвоночника и повреждения позвоночника. Она сделала заключение, что Нестеров погиб в воздухе при столкновении самолётов.

Тело героя доставили в штаб армии. Проститься с ним пришли его сослуживцы и все высшие чины штаба, даже командующий 3 армией генерал Н.В. Рузский. После воинских почестей Нестеров был захоронен в Киеве. Он получил чин капитана, был посмертно удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени.

Это было  первое в мире в применение воздушного тарана. Событие произошло 26 августа (8 сентября по новому стилю) 1914 года. Ценой своей жизни герой совершил подвиг, сбив вражеский самолёт. Молодой штабс-капитан представлял степень опасности своих действий, но не собирался погибать, его гибель стала ценой ошибки, совершённой во время тарана. По примеру П.Н. Нестерова во время Великой Отечественной войны было совершено более 600 таранов.

Разработка техники воздушного боя

Во время Первой мировой войны,  будучи командиром 11-го авиационного корпусного отряда 3 авиационной роты 3 армии Северо-Западного фронта, он много внимания уделял  обучению пилотов. Штабс-капитан и его подчинённые летали прекрасно. Австрийское командование объявило награду тому, кто собьёт Нестерова. Авиация в то время была необходима для связи и сбора разведывательных данных. А Пётр Николаевич разрабатывал технику воздушного боя,  успешно осуществлял с аэроплана бомбометание  приспособленными для этой цели артиллерийскими снарядами, корректировку огня артиллерии. Кроме того, он использовал для уничтожения дирижаблей пилообразный нож, прикреплённый к хвосту самолёта, или спускал  тонкую медную проволоку с грузом, чтобы перебить винт машины противника. Всем его экспериментам предшествовал точный математический расчёт.

В начале войны лётчики использовали маневрирование возле машины противника, чтобы под угрозой столкновения заставить его отказаться от выполнения поставленных задач. На страницах военных изданий появилась идея воздушного тарана. Нестеров увидел в ней возможность превратить самолёт в боевое оружие. Ещё в 1913 году на осенних маневрах Киевского военного округа Нестеров на своём летательном аппарате Ньюпор-IY» имитировал атаку «Формана-YII» и показал, как можно заставить противника изменить своим планам. Впоследствии он неоднократно возвращался к вопросу о таране, который предполагал осуществить, ударив колёсами конца крыла аэроплана противника или врезавшись  пропеллером в хвост неприятеля, а самому благополучно спланировать.

«Курносые» и «мошки»

Всего, по данным испанских источников, Советский Союз поставил республиканскому правительству Испании 648 самолетов. В основном это были самые современные на тот момент советские боевые машины, и первыми стали бомбардировщики СБ – в середине сентября 1936 года в Испанию морским путем доставлен 31 самолет. 28 октября того же года прибыли 40 истребителей И-15, чуть позже – первая партия И-16. Истребители из Советского Союза заслужили у испанцев характерные ласковые прозвища: «пятнадцатые» именовались «чато», то есть «курносые», а «шестнадцатые» – «моска», то есть «мушка». А у противника, прежде всего франкистских летчиков и пилотов-итальянцев, «мошки» назывались «рато», то есть «крыса»: очень уж большие неприятности сулила встреча с этими небольшими, но очень верткими и опасными самолетами. Кроме того, воевали в Испании в качестве штурмовиков и легких бомбардировщиков советские бипланы Р-5 и их наследники — бипланы Р-Z, которые испанцы называли «Наташа».

Истребитель И-15 из состава ВВС республиканской Испании, 1937 год

Тревожная ситуация

Начало войны было чрезвычайно тяжелым. Управление советскими войсками часто было затруднено из-за систематических нарушений связи, полосы обороны на некоторых участках оставались неприкрытыми, войскам зачастую не удавалось занимать оборону на ряде рубежей, что позволяло врагу с высокой скоростью продвигаться на сотни километров в глубь страны и один за одним занимать намеченные, важные для наступления плацдармы.

Даже на тех участках, где Красная армия и в личном составе, и в артиллерии, танках и боевых самолетах имела преимущество перед противником, часто не удавалось реализовать свои возможности, так как соединения, штабы, аэродромы с первых же дней войны подверглись мощным и прицельным авиационным ударам и понесли большие потери.

Наши войска отходили, технику в ряде случаев приходилось уничтожать: случались проблемы даже с мелкими неисправностями, которые нельзя было устранить, — не хватало ремонтных средств.

Все это привело к тому, что уже к середине июля немцам удалось добиться серьезных оперативно-стратегических успехов, продвинуться в глубь советской территории на 300–600 км. Германский генштаб сделал вывод, что СССР уже побежден, Красная Армия уже не сможет создать сплошной фронт обороны даже на важнейших направлениях.

Нацисты считали, что русские «не располагают аэростатами и совершенно не имеют ночной истребительной авиации», как говорил генерал-фельдмаршал Кессельринг накануне 22 июля 1941 года, когда был совершен первый авианалет на Москву.

Начальник генштаба сухопутных войск вермахта генерал Гальдер был уверен, что «кампания против России выиграна в течение 14 дней».

Но ликование было преждевременным. Уже совсем скоро тот же Гальдер обнаружил, что «способ ведения боевых действий и боевой дух противника, а равно как и географические условия данной страны были совсем непохожими на те, с которыми немцы встретились в предыдущих «молниеносных войнах», приведших к успехам, изумившим весь мир».

Ему вторил генерал Типпельскирх: «Русские держались с неожиданной твердостью и упорством, даже когда их обходили и окружали. <…> Противник показал совершенно невероятную способность к сопротивлению…»

10 июля началась Смоленская стратегическая оборонительная операция, и впервые за два года Второй мировой войны немцы были вынуждены обороняться. Планы на блицкриг сорвались, сломить дух советских бойцов, несмотря ни на что, — тоже не получилось, хотя ситуация на фронтах оставалась тяжелой.

Заслуги бесстрашного летчика

После участия в 1939 году в событиях в районе реки Халхин-Гол в качестве командира эскадрильи принимал участие в сражениях с японцами, летал на И-16 и И-153. Выполнял задачу по передаче боевого опыта пилотам, еще не сталкивавшихся в небе с противником: знакомил их с окружающей местностью, осуществлял тренировочные полеты. Всего в Монголии капитаном Степановым было осуществлено более сотни боевых вылетов, проведено 5 воздушных сражений, сбито 4 вражеских самолета.

Далее жизненный путь опытного пилота продолжился участием в Советско-финской войне. В Великую Отечественную войну советский летчик инструктировал технику пилотирования при Московском военном округе. С наступлением мирного времени уволился в запас, но тесно поддерживал связь с авиацией, работая зам. начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова.

Первый ночной таран

Как только тактические приемы ночных воздушных боев были более-менее отработаны, советские летчики начали активное ночное патрулирование. Во время одного из них советский пилот-доброволец лейтенант Евгений Степанов впервые в истории авиации совершил ночной таран, еще раз подтвердив, что именно русские пилоты первыми готовы рисковать собой ради победы над противником (напомним, что первый в истории авиации таран совершил 8 сентября 1914 года штабс-капитан Петр Нестеров). Встретившись 25 октября 1937 года в небе над Барселоной с итальянским бомбардировщиком «Савойя-Маркетти-81», Степанов сумел несколькими очередями поджечь ему одно крыло. Но вражеский самолет не уходил с курса, и тогда советский летчик решил таранить противника. Правда, вместо запланированного удара колесами получился удар винтом и левым колесом. Бомбардировщик рухнул на землю, остальные вражеские машины бежали, а Евгению Степанову удалось, несмотря на погнутые концы лопастей винта, дотянуть И-15 до своего аэродрома.

Майор Евгений Степанов после вручения ему медали Золотая Звезда, 1939 год

Штурм аэродрома Гарапенильос

До совершения знаменитого ночного тарана значимой по замыслу и методам осуществления стала штурмовка аэродрома в городке Гарапенильос (поблизости Сарагосы), состоявшаяся 15 октября 1937 года. По данным захваченного в плен итальянского летчика, стало известно о сосредоточении на аэродроме вышеупомянутого местечка около восьми десятков итальянских бомбардировщиков и истребителей. Информация подтверждалась агентурными сведениями. Предыдущие попытки разбомбить многочисленную эскадрилью были безуспешны, ведь аэродром находился под хорошим прикрытием.

Было принято решение внезапно напасть на противника силами истребителей республиканских ВВС. Главная задача по разгрому аэродрома была возложена на 2 эскадрильи «Чатос» (из участвовавших шести), командиром которых являлся Анатолий Серов, а заместителем — летчик Степанов. В результате успешно проведенной операции было уничтожено 11 самолетов врага, повреждено более 20-ти. Также сильно пострадали вражеские хранилища боеприпасов и горючего.

Некоторые пилоты, применявшие таран

  • Барковски Виктор Антонович.
  • Битюцкий Пётр Семёнович — совершил таран 13 августа 1941 года, погиб при этом.
  • Гастелло Николай Францевич.
  • Грибовский Александр Прокофьевич.
  • Дорофеев Фёдор Иванович.
  • Елисеев Геннадий Николаевич.
  • Зеленко Екатерина Ивановна — единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран (12 сентября 1941 года).
  • Иванов Иван Иванович — первый таран в истории Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года).
  • Киселёв Василий Алексеевич — совершивший воздушный таран дважды
  • Ковзан Борис Иванович — четырежды таранил самолёты противника
  • Нестеров Пётр Николаевич — первый в мире воздушный таран (1914 год).
  • Носов Виктор Петрович.
  • Пресайзе Исаак Зилович.
  • Севастьянов Алексей Тихонович — первый ночной таран над Ленинградом (5 ноября 1941 года).
  • Списаревский Димитр
  • Талалихин Виктор Васильевич — первый ночной таран (7 августа 1941 года).
  • Хлобыстов Алексей Степанович — трижды таранил самолёты противника (два раза в одном бою)
  • Колесников Александр Леонтьевич в воздушном бою 20 апреля 1945 года возле города Хейннеринсдорф (Германия), прикрывая свой корректировщик, будучи тяжелораненным, уничтожил таранным ударом истребитель противника и при этом погиб.