Футуризм в литературе

Оглавление

Пример одной из работ Малевича — «Авиатор» (1914)

Давайте рассмотрим одну из работ. Характерность этой картины по сути подобна: геометризация изображаемой картины аналогична и для художников‒кубистов. Но у футуристов, то есть кубофутуристов, геометризация играет наименьшую роль, да и присуща не всегда. В картине Малевича мы видим геометризованную, закованную в некие металлические латы фигуру мужчины. В верхней части картины мы видим образ вилки, здесь же наличествует пила, игральная карта и вывеска. Весь этот образ как будто витает, плавает. Каждая работа несет в себе символ, и это творение не исключение. Можно сказать, что изображенные предметы символизируют характерность авиации первых ее лет. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. Само пространство как будто состоит только из разноцветных плоскостей и объемов в виде цилиндра.

После военного периода каждый «уцелевший» художник‒футурист двигался в своем направлении. Можно сказать, что как художественное течение футуризм стал постепенно терять свою актуальность, да и в целом исчерпал свое формальное осуществление и идеи. Но футуризм в живописи ‒ это целая эпоха в истории искусств. Именно посредством творчества деятели стремились поменять мир, перевести мировоззрение людей под иной ракурс путем самовыражения и глубины символов. Казусы социальных вопросов просто‒напросто возводили философию, что оказало воздействие не только на живопись и литературу, но и на кино, видео‒арт, и, разумеется, театральное искусство.

10 известных художников-футуристов

Разнообразные течения футуризма оставили миру громкие и запоминающиеся имена творцов и вольнодумцев от искусства. Самые яркие представители оставили свой след в истории и запомнились, как борцы с устаревшими традициями. Истоками творчества для них стала фантазия, представление мира будущего, совершенного, мощного.

Джакомо Балла (1871-1968)

Его основной идеей в изобразительном искусстве было создание абстрактных композиций. Мастер также активно старался воплотить свои замыслы и восприятия прекрасного в прикладном искусстве, а также архитектурных формах.

Луиджи Руссоло (1885-1947)

Итальянский художник, который также был талантливым композитором и поэтом. В музыке он исследовал шумовые и звуковые эффекты, в картинах воплощал собственное восприятие реальности.

Давид Бурлюк (1882-1967)

Художник был неординарной личностью. Искусство составляло значительную часть его сознательной жизни. Особенностью был тот факт, что работал с красками и холстами автор несмотря на отсутствие одного глаза. Вместо него был вставлен стеклянный протез.

Умберто Боччони (1882-1916)

Яркий молодой и амбициозный художник. Он являлся автором технического манифеста футуристической живописи. Изучал разные направления, включая дадаизм, что и позволило ему сформировать собственную точку зрения на новый стиль.

Николай Кульбин (1868-1917)

МимозаНиколай Кульбин

Один из активных организаторов художественных объединений. Участвовал в диспутах, был теоретиком авангардизма.

Хоакин Торрес Гарсия (1894-1949)

Порт БарселоныХоакин Торрес Гарсия

Художник из Испании. Создавал различные иллюстрации к художественным произведениям. Активно участвовал в продвижении идей нового жанра в общество. В живописи придерживался абстракции.

Джино Северини  (1883-1966)

Итальянский художник. Обучался живописи в Риме. В работах использовал футуризм и кубизм для создания своих произведений. Технике рисунка затем учился у Балла.

Джерардо Доттори (1884 — 1977)

Был знаком с Балла. В 1911 году присоединился к новому движению футуристов. Создал целую серию абстрактных художественных произведений.

Юрий Анненков (1889-1974)

Личность яркая. Он оставил свой след в русской и французской культурах. Живописец и график, работал в театре и кино, литератор. Трудился и создавал произведения под псевдонимом Борис Темирязев.

Юлиус Эвола (1898-1974)

Итальянский философ-эзотерик, писатель. Он также был известен, как поэт, художник, культуролог и видный политический деятель. Представитель интегрального традиционализма, автор ряда работ по эзотеризму и оккультизму.

Последователи и влияние

Василий Кандинский. Церковь в Мурнау. . Галерея Ленбаххаус, Мюнхен.

Несмотря на относительную краткость своего существования, фовизм оказался одним из самых влиятельных движений XX века. Отчасти устойчивость фовизма связана с использованием его изобразительных принципов участниками группы после формального распада движения. Художественные методы фовизма дали о себе знать во многих течениях XX столетия: экспрессионизм, футуризм, кубизм, арт-деко, абстрактная живопись, интернациональный стиль и так далее. Влияние фовизма прослеживают в работах Василия Кандинского, Казимира Малевича, Алексея Явленского, Фернана Леже, Робера Делоне и многих других. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остаётся влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг).

Важным итогом фовизма было не только появление новых живописных приёмов, но и преобразование классической стратегии искусства. Фовизм стал одним из первых художественных движений, которое обозначило возможность периферийного и субъективного взгляда центральной темой искусства. Фовизм привёл к утверждению цвета как основной живописной категории. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Он обозначил аффективное напряжение базовой художественной формой и главной ценностью картины — этот принцип стал основой понимания художественной системы и живописного произведения на протяжении всего XX века.

Особенности направления искусства

Среди особенностей футуризма его основатели выделяли категорический отказ от традиционной орфографии и грамматики. Поэты много экспериментировали со словотворчеством, художники часто рисовали движущиеся объекты (автомобили, самолеты, поезда). Даже появился специальный термин «аэроживопись».

Большинство представителей футуризма были в восторге от новинок технического прогресса. Например, мотоцикл объявляли более совершенным произведением искусства, чем работы Микеланджело.

Еще одна особенность футуризма — воспевание революций и войн как одних из самых действенных способов омолаживания мира. Многие современные исследователи рассматривают футуризм как своеобразный симбиоз ницшеанства и манифеста коммунистической партии.

Футуризм в русской живописи (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920‒х годов. Русские художники в период данного времени оказались весьма созвучны с собственным исканиям, так как они часто пребывали в Европе. Творческие деятели нашли личностный оклик в манифестах футуристов итальянского происхождения, но при этом отличались своей идеологией. Русские художники-футуристы были независимы от западных художников, к примеру, воспевалось не превосходство техники, а одиночеством людей среди машин. Как раз с этого момента русские художники начали прибегать к опыту традиционного искусства и начали активно работать над созданием образов активной современной жизни во всей ее простоте. С уверенностью можно сказать, что для художников футуризм в живописи ‒ это средство самовыражения, самоутверждения.

«Ассоциация эгофутуристов»

(И. Северянин, И. Игнатьев и другие). «Эгофутуризм» в переводе с латыни «Я – будущее»). Он просуществовал очень мало: с 1911 до начала 1914 г.

В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Севереняна.Совместно с К.Олимповым он в 1911 году в Петербурге создаёт кружок «Ego», с которого и начался эгофутуризм.

Сам И. Северянин так отмечал особенности своего направления:

  • Душа – единственная истина.
  • Самоутверждение личности
  • Поиски нового без отвергания старого.
  • Осмысленные неологизмы.
  • Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
  • Борьба со «стереотипами» и «заставками».
  • Разнообразие метров».

1912 год. В Петербурге была создана «Академия эгопоэзии», к И. Северянину присоединились Г. Иванов, К. Олимпов и Грааль-Арельский (С. Петров).

Позже присоединился И. Иванов, котрый создал «Интуитивную ассоциацию эгофутуристов», в неё воли П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков. Их программный манифест «Грамата» (именно такое написание слова) характеризовал эгофутуризм как «непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма».

10 известных картин в стиле футуризм

Реализм в изображениях, модернизм или эгофутуризм – виды искусства, которые заставляют мыслить. Известные произведения в живописи являются своеобразным отпечатком времени.

Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского (Давид Бурлюк)

Портрет песнебойца футуриста Василия КаменскогоДавид Бурлюк

Полотно изобилует яркими красками. В нем каждый стремиться рассмотреть собственный сюжет. Не следует проводить параллели с реальностью или отождествлять с собственной личностью.

Семейная пара (Давид Бурлюк)

Семейная параДавид Бурлюк

Полотно написано в традиционной для автора манере. В центре сюжета семья, которая проводит обычный день за различными делами.

Динамизм собаки на поводке (Джакомо Балла)

Динамизм собаки на поводкеДжакомо Балла

Яркое в своей искрометности произведение. Здесь важным является передача скорости и энергии в мире, постоянно стремящимся вперед.

Рост города (Умберто Боччони)

Яркие огни, люди, дела и перемены сливаются на холсте в единый порыв света. Строительство современного города представлено художником в виде хаоса и направленного в разные направления движения машин, людей и механизмов.

Танцовщица = Море (Джино Северини)

Танцовщица = МореДжино Северини

Картина была создана с целью проведения параллели между формой природной и человеческой. В основе – плоские поверхности и цилиндры. Они помогают восстановить трехмерность окружающего мира.

Бульвар (Джино Северини)

БульварДжино Северини

Здесь автор вплетает в сюжет очертания людей. Окружающий мир изображается в виде геометрических фигур и изгибов, воплощая особенности окружающего пространства.

Портрет Артура Кравана (Джино Северини)

Портрет Артура КраванаДжино Северини

Произведение позволяет увидеть не лицо человека, а его внутренний мир. Профиль можно заметить только в качестве элемента в сюжетной композиции.

Ловушки войны (Джакомо Балла)

Ловушки войныДжакомо Балла

На холсте обозначены эмоции и переживания, страх и смятение, которые появляются в душах людей под влиянием войны. Для выражения особенностей выбран темный цвет в качестве основы. Красный – символ огня и крови.

Я и моя жена (Фортунато Деперо)

Я и моя женаФортунато Деперо

Своеобразное прочтение семейной жизни. Быт и увлечения представлены четко, но люди изображены в виде силуэтов, застывших за работой.

Развитие

Популярным и известным в России стал футуризм в Серебряном веке. Одним из ярких представителей был Игорь Северянин, который даже издал в 1911 году сборник своих стихов под названием «Пролог. Эго-футуризм».

К тому времени уже достаточно известными были последователи братьев Бурлюков. Их сборник «Садок судей 1» увидел свет еще в 1910 году. Вообще в русском футуризме стихи играли большую роль. Поэтому и основными составителями манифеста «Пощечина общественному вкусу» стали поэты. Они даже сформулировали четыре основных правила для стихотворцев: необходимость расширять поэтический словарь с помощью новых слов, испытывать ненависть к языку, который существовал до них, отказываться от славы, ключевым сделать слово «мы».

Футуризм в музыке

В музыке футуризм — это прежде всего шум.

Манифест «Искусство шумов» итальянского художника, композитора и поэта-футуриста Луиджи Руссоло (1885–1947) призывал посвящать свою музыку промышленности, машинам, пароходам, поездам.

Так создавались шумовые произведения — какофония звуков, которые обозначали стремительное движение мира вокруг.

Впечатление о футуристической музыке поможет создать видео с записью музыкального произведения Луиджи Руссоло.

Представители музыкального футуризма: Луиджи Руссоло, Артур Лурье (1892–1966), Иван Вышнеградский (1893–1979), Николай Кульбин (1868–1917) и др.

Узнайте также, что такое Импрессионизм.

Футуризм в живописи

В живописи футуризму была присуща симультативность (фр. simul tane— одновременный).

Этот принцип используется в театре. На сцену одновременно выносятся все декорации, и можно увидеть сразу все места, где будет разворачиваться действие спектакля.

Фигуры на картинах футуристов как будто собраны из обломков. Такая фрагментарность создаёт ощущение движения, скорости. Объекты словно то появляются, то исчезают.

Футуризму была присуща динамичность красок. Цвета использовались яркие и выразительные.

Умберто Боччони «Улица входит дом» (1911 г.)

Футуристы переняли из кубизма геометрические формы. Но футуризм не обязывал использовать только эти формы.

Давид Бурлюк «Цветы с ангелами» (1959 г.)

Представители футуризма в живописи

Среди художников-футуристов можно выделить:

  • Итальянцев: Умберто Боччони (1882–1916), Джино Северени (1883–1966), Джакомо Балла (1871–1958), Карло Карра (1881–1966), Луиджи Руссоло (1885–1947).
  • Русских: братьев Бурлюков (Давида (1882–1967) и Николая (1890–1920)), Михаила Ларионова (1881–1964), Николая Кульбина (1868–1917), Александру Экстер (1882–1949).

История возникновения

Основоположником направления считают итальянского поэта Филиппо Маринетти. Его стих «Красный сахар» — первое произведение нового направления. После него, в 1909 году писатель выпустил манифест течения в газете «Фигаро». Там он кратко и понятно определил отличительные черты футуризма, описав их как культ будущего и отказ от прошлого. Послание было ориентировано на молодых творцов.

Позже к нему присоединились такие творцы, как Балла, Боччони, Руссоло, Карло Карра, Джино Северини, Франческо Балилла Прателла. К 1912 году направление получило довольно широкое распространение, и в одном из музеев Парижа состоялась первая выставка художников-футуристов.

В России течение начало приобретать популярность в 1910—1911 годах. Оно пришлось по душе бунтарскому народу, совпало с недовольными современностью настроениями толпы. Последователи нового течения создали несколько литературных организаций со своими кодексами и уставами.

Расцвет футуризма был коротким, но ярким. Первые футуристы быстро добились славы и довольно скандальной известности, но очень скоро ушли на покой. Уже в 1914 году футуризм начал давать сбои и направление пережило кризис. Но его представители уже успели выполнить свою историческую роль и преподать нужный урок.

После Октябрьской революции и победы большевиков футуризм окончательно угас. Некоторые из деятелей направления умерли, другие сбежали из страны, третьи решили попробовать себя в других стилях. Последние последователи течения издавали свои произведения под маркой «ЛЕФ». Их самые поздние работы датируются 1920-ми годами.

На что повлиял футуризм[править]

Несмотря на устойчивую репутацию бесцельного терроризма от искусства, влиятельность футуризма была очевидна уже в годы его скандальной славы — в яркости экспериментов футуристам не отказывал символист Валерий Брюсов (критикуя при этом эпатаж и крикливую саморекламу), ещё один символист — Фёдор Сологуб — пропагандировал поэзию Игоря Северянина и даже написал предисловие к его дебютному сборнику, определённый талант за футуристами признавал даже их яростный идейный противник — акмеист Николай Гумилёв. В раннесоветские годы футуризм ненадолго стал частью художественного мэйнстрима (в том числе усилиями истового коммуниста Маяковского, отсидевшего некогда в царской тюрьме за участие в деятельности РСДРП), но уже очень скоро вышел из фавора — хотя некоторым футуристам (Маяковскому, Николаю Асееву) и удалось закрепиться в литературном истеблишменте, большинство пропагандистов «самовитого слова» либо существовали на обочине художественной жизни, едва сводя концы с концами (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных), либо эмигрировали (Давид Бурлюк, Илья Зданевич), либо и вовсе были репрессированы (Игорь Терентьев, Александр Туфанов). Критиковался футуризм и «слева» — новыми авангардистскими направлениями 1920-х гг., такими, как имажинизм или «ничевокство». Аналогичное наблюдалось и в Европе — дадаисты уже в конце 1920-х насмехались над футуристическими амбициями, а в Италии интерес к формальным извращениям Маринетти угас достаточно быстро, несмотря на близость последнего к Муссолини и попытки встроиться в политическую конъюнктуру.

Тем не менее, можно с уверенностью говорить о том, что футуризм не только спровоцировал дальнейшее развитие авангарда и возникновение дадаизма, сюрреализма и пр., но и своей установкой на переосмысление самих основ художественного произведения оказал ключевое влияние на всё искусство ХХ века. Фактически почти всё визуальное искусство второй половины ХХ — нач. ХХІ в. — от абстрактного экспрессионизма до концептуализма — так или иначе отталкивается от находок авангардистов начала столетия, а многие практики современной поэзии — от «лианозовской» до «языковой» школы — были бы немыслимы без футуристической идеи трансформации языка. В позднесоветские годы к эстетике и поэтике футуристов обратился Егор Летов, щедро сдобрив его психоделией в духе шестидесятых (но куда темнее и острее), да и вообще весь сибирский рок 80-90-х немыслим без футуристических экспериментов.

Пример одной из работ Малевича — «Авиатор» (1914)

Давайте рассмотрим одну из работ. Характерность этой картины по сути подобна: геометризация изображаемой картины аналогична и для художников кубистов. Но у футуристов, то есть кубофутуристов, геометризация играет наименьшую роль, да и присуща не всегда. В картине Малевича мы видим геометризованную, закованную в некие металлические латы фигуру мужчины. В верхней части картины мы видим образ вилки, здесь же наличествует пила, игральная карта и вывеска. Весь этот образ как будто витает, плавает. Каждая работа несет в себе символ, и это творение не исключение. Можно сказать, что изображенные предметы символизируют характерность авиации первых ее лет. Как бы парит и сама фигура воздухоплавателя. Само пространство как будто состоит только из разноцветных плоскостей и объемов в виде цилиндра.

После военного периода каждый «уцелевший» художник футурист двигался в своем направлении. Можно сказать, что как художественное течение футуризм стал постепенно терять свою актуальность, да и в целом исчерпал свое формальное осуществление и идеи. Но футуризм в живописи это целая эпоха в истории искусств. Именно посредством творчества деятели стремились поменять мир, перевести мировоззрение людей под иной ракурс путем самовыражения и глубины символов. Казусы социальных вопросов просто напросто возводили философию, что оказало воздействие не только на живопись и литературу, но и на кино, видео арт, и, разумеется, театральное искусство.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Представители футуризма в живописи

В России первыми представителями футуризма, поддержавшими данное течение, стали братья Бурлюки. Им удается изображать невероятно яркие образы. Оказывается, браться не только творили все новые и новые произведения, но и были основателями новых групп среди художников, которые популяризировали новое течение. После круг наследовалей стал стремительно рости. Нам известны такие популярные художники‒футуристы, как Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер, М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К. Малевич. В работах данных представителей мы можем пронаблюдать многомерность перспективы, комбинацию которых каждый зритель видит по своему.

История

В качестве нового стиля и движения, футуризм сначала сформировался в литературе – в творчестве Маринетти, поэта и литератора, основателя стиля. Первый манифест футуризма опубликовали в Le Figaro в 1909 году, вскоре собрались молодые итальянские художники, приверженцы футуризма – Боччони, Джакомо Балл, Карло Карр, Руссоло и Северини. В 1910 году написаны и опубликованы «Технический манифест футуристической живописи» и «Манифест футуристических художников».

В России начала 20 столетия реакция на появление футуристического манифеста была яркой и эмоциональной. Художники отказались наследовать итальянских живописцев, выбирая собственный путь развития. Критики отмечали, что у футуризма нет будущего.

Термин

Слово «футуризм» долго применялось в публикациях о кубизме и других направлениях живописи начала 20 века. С развитием литературы связан термин «эго-футуризм» — это направление 1910-х годов, тесно связанное с творчеством Игоря Северянина, хотя работы поэта не имели ничего общего с футуризмом.
Фраза «искусство будущего» впервые появилась в русской прессе в 1908 году, за год до официального появления термина «футуризм». Понятие применили к работам — Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Владимира Баранова-Россинэ, Александра Экстер и братьев Бурлюк. Русская пресса назвала работы в новом стиле «чрезвычайно интересными».

Основатель

Маринетти, основатель стиля, посетил Россию в 1914 году и отметил различия между российским и итальянским футуризмом: русский футуризм не отвергает прошлое, стремясь к культурным и национальным корням.

Первая выставка

В 1912 году прошла первая тематическая выставка картин футуристов, которая побывала во многих городах Европы: Гаага, Амстердам, Брюссель, Лондон, Берлин, Цюрих, Вена и другие.
Слово «нео-футуризм» появилось позже – это новый этап развития стиля, хронологически совпавший с концом 20 – началом 21 века. Картины выражают главные идеи движения.

Отличие от символизма, акмеизма, сюрреализма, кубизма

Многие направления серебряного века к моменту возникновения футуризма исчерпали себя в искусстве и не могли предложить ничего нового зрителю.

Символизм предлагал упрощенное восприятие, которое не давало свободы мысли и действиям. Под влиянием перемен во взглядах и желаниях появляются акмеизм с футуризмом. Футуризм — самое авангардное и скандальное направление.

Мастера, в отличие от символистов и акмеистов, провозгласили тотальный разрыв с культурой и традициями прошлого, призвали не равняться на известных творцов литературы и живописи, а добиваться признания через выражение собственного взгляда на искусство.

Сюрреализм предлагал увидеть настояние в необычном, заглянуть за грань, но не устремиться в будущее. Кубизм играл с формами и линиями, ставя во главу произведения этот компонент.

Футуризм же предлагал яркость через негатив. Смелость мышления и образов вызывали гнев публики. Среди приверженцев были не только поэты и литераторы, но и художники, стремящиеся выразить свой взгляд в цвете.

Символисты и акмеисты — поэты в 90% случаев. Город и технологии, машины и детали не были частью вдохновения для представителей этих направлений в искусстве. В стихах футуристы стремились к эксперименту со словом, с рифмой, играли со звуком и сочетаниями.

Всемирная выставка 1900 г. в Париже.

Всемирная выставка 1900 года в Париже

20-й век горделиво открылся Всемирной выставкой в Париже. Она проходила с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. На огромной территории перед глазами любопытной толпы была развернута история мировой культуры. Пожалуй, впервые новая эпоха праздновала рождение на ярмарке. Пестрота выставочных павильонов. Этнография соседствовала с роскошью стиля модерн. Африканская и средневековая азиатская скульптура рядом с гигантскими мраморными и бронзовыми группами салонных мастеров. Фотография поблизости с кустарным ремеслом.

Все задавало праздничный тон. Разностилье заявило о себе со всей очевидностью. Выставка поставила под сомнение саму возможность создания стиля, способного примирить противоположные эстетические каноны.

Впервые, пусть еще робко, зрели ростки недоверия к непогрешимости европейской культурной традиции. Бегство Гогена из Франции на Таити стало первым симптомом разочарования в ней. В сознании художников разрушались казавшиеся незыблемыми идеалы европейской классической гармонии.

Подлинную гордость начавшегося века представлял резкий взлет техники. Инженерные диковины впечатляли на выставке не меньше, чем многометровые статуи и холсты, виртуозно исполненные мастерами Салона.

Над Парижской выставкой господствовала Эйфелева башня. Над ней еще смеялись, обвиняли в нелепости, уродстве, порче благородного ландшафта древнейшей европейской столицы.Но уже через 5-6 лет башня станет символом нового века. Ее воспоют поэты и художники. Горожане лицезрели невиданную индустриальную архитектуру, ходили по мостам с ажурными металлическими конструкциями, работали на фабриках и заводах, где все предельно функционально и подчинено утилитарным потребностям.

Джино Северини

Итальянский живописец, рисовальщик и скульптор Джино Северини родился в 1883 г. В 1899 г. он впервые приехал в Рим, где начал учиться на курсах школы Виллы Медичи. Большую роль в формировании его художественного метода сыграла встреча в 1900 г. с Дж. Балла и У. Боччони, которые познакомили Северини с приемами дивизионизма.

В 1906 г. Северини посетил Париж, где увидел живопись Ж. Сёра и П. Синьяка. В столице Франции он сблизился с художниками А. Модильяни, Ж. Браком, Р. Дюфи, М. Утрилло. Ранние пейзажи Северини, выполненные в точечной технике дивизионизма, насыщены светом и зыбким воздухом («Весна на Монмартре», 1908).

В 1910 г. Северини вошел в объединение футуристов. Первые футуристические композиции живописца представляют
танцовщиц, посетителей кабаре. В этих произведениях соединились приемы кубизма, футуризма, дивизионизма. Фигуры, написанные точечными мазками, как будто раскладывающими формы на молекулярные частицы, двоятся и множатся, распадаясь на отдельные фрагменты («Навязчивый образ танцовщицы», 1911; «Динамические иероглифы бала Табарэн»). Образы на картинах Северини кажутся удивительно легкими и воздушными благодаря изящным линиям и звучным, мерцающим краскам.

Дж. Северини. Голубые танцовщицы. 1912 г.

В 1916 г. Северини начинает отходить от футуризма. В 1919 г. он изучает классические законы перспективы, светотеневой моделировки. В 1921 г. художник излагает свои взгляды на искусство в теоретическом эссе «От кубизма к классицизму». В духе неоклассицизма Северини пишет натюрморты, композиции с видами античного Рима, с персонажами комедии дель арте («Пьеро-музыкант», 1924).

В 1920-е гг. художник, переживающий внутренний кризис, обращается к католической религии. Он создает монументальные композиции для церквей в Швейцарии (1923-1939), выполняет декоративные циклы для миланского Дворца правосудия (1936-1937) и для александрийского почтового ведомства (1937-1941). В последние годы жизни Северини занимается оформлением спектак¬лей в театрах Венеции.

Умер Джино Северини в 1966 г. в Париже.

Черты русского направления

В России стиль футуризм унаследовал большинство основных особенностей этого литературного направления, существовавшего в Европе. Но при этом имел и свои уникальные черты.

Представителей отечественной школы футуризма всегда отличало анархичное и бунтарское мировоззрение, они стремились выражать массовые настроения толпы. При этом всячески отрицали культурные традиции, пытаясь создать искусство, устремленное в будущее.

Футуристы в России выступали категорически против устоявшихся норм литературной речи. Экспериментировали в области ритмики, рифмы, сделали частью своего искусства плакаты и лозунги, особенно это относится к Маяковскому. Поэты находились в постоянном поиске раскрепощенного слова, осуществляя эксперименты по созданию собственного, так называемого «заумного» языка.

Основные идеи

В отличие от других авангардистских движений начала 20 века, отличительной чертой футуризма являлось стремление проникнуть во все сферы современной жизни. Цель движения – систематические изменения в обществе, формирование новых идей и взглядов.

Против буржуа

Футуризм – это направление, а не стиль, освобождающий приверженцев от оков буржуазных условностей 19 – начала 20 столетия, призывал пересекать границы традиционных художественных жанров, претендовать на полную свободу самовыражения. Через манифесты, которые касались общества в целом, художники-футуристы 20 столетия провозгласили культ современности и появление новой формы художественного выражения, положили конец искусству прошлого. Картины перечеркивали классические традиции, особенно в Италии, которая стала главной мишенью для атаки. Мир технологий представили, как полноценное выражение красоты, достойное интереса художника.

Аналитика

Начало развития футуризма в живописи – аналитический этап – предусматривал анализ динамики, объектов, цветовой палитры, дополнительных оттенков цвета, форм и передачи пропорций. Милан стал центром развития футуристического творчества, руководителем считался Боччони при поддержке Карра и Руссоло. Представители прославляли технологии, скорость, войну.

Ошибочно считать, что футуристы – исключительно прогрессивны в политических идеях. Представители движения имели провоенные взгляды, прославляли насильственные меры решения конфликтов на мировом уровне. В войне футуристы видели возможность очищения общества, художники и писатели становились добровольцами на фронтах Первой мировой войны.

Футуризм в русской живописи

Как направленность в изобразительном искусстве футуризм существовал до начала 1920 х годов. Русские художники в период данного времени оказались весьма созвучны с собственным исканиям, так как они часто пребывали в Европе. Творческие деятели нашли личностный оклик в манифестах футуристов итальянского происхождения, но при этом отличались своей идеологией. Русские художники-футуристы были независимы от западных художников, к примеру, воспевалось не превосходство техники, а одиночеством людей среди машин. Как раз с этого момента русские художники начали прибегать к опыту традиционного искусства и начали активно работать над созданием образов активной современной жизни во всей ее простоте. С уверенностью можно сказать, что для художников футуризм в живописи это средство самовыражения, самоутверждения.

Футуризм – фильмы

Футуристические фильмы объединяет мрачность, жутковатая антиутопия, с которой показаны нереальные космические корабли, люди в перепончатых скафандрах и другие фантастические декорация, заставляющие строить не очень позитивные философские прогнозы. Вот некоторые из картин:

  1. «Водный мир». Изобретательность его создателей поражает даже самые смелые предположения. Здесь и Кевин Костнер в облике героического мутанта и причудливые корабли, и замысловатые постройки.
  2. «Небесный капитан и мир будущего». Футуризм в кино не всегда оправдывает ожиданий, но игра таких именитых актеров, как Анджелина Джоли, Гвинет Пэлтроу и других просто завораживает. Представленный странный мир с трудом поддается описанию, но все любители фантастики однозначно оценят его по достоинству.
  3. «Прометей». По количеству визуальных эффектов ему мало равных. История астронавтов, отправившихся в космос, заставляет содрогаться от ужаса и нереальной красоты.

Художники-супрематисты

Как мы уже сказали, у Малевича были последователи. Но никто из них не проник так глубоко в идею супрематизма, как он. В основном, сходство заключалось лишь в форме. Давайте посмотрим другие работы супрематистов.

О. Розанова «Автопортрет» (1911)Ольга Владимировна Розанова (1886-1916) – художник русского авангарда. Супрематизм был отрезком в её творческой жизни: в 1916 г. она присоединилась к обществу «Супремус», возглавляемому Казимиром Малевичем. Её стиль развивался от кубизма и итальянского футуризма к чистой абстракции, в которой композиция создаётся визуально и взаимосвязью цветов. В том же году Розанова вместе с другими художниками-супрематистами работала в артелях деревень Вербовка и Скопцы.В 1917 г. она создала один из шедевров беспредметной живописи ХХ в. – картину «Зелёная полоса».

О. Розанова «Зелёная полоса» (1917). Холст, масло. 71,2 х 49 см. Ростовский кремль (Ростов)Считается, что значение «Зелёной полосы» для мирового авангарда сопоставимо со значением «Чёрного квадрата» Малевича. Розанова начала разрабатывать собственную теорию цвета, в которой отталкивалась от супрематизма Казимира Малевича. Эта художественная и теоретическая работа привела её к открытию цветописи, которую она также называла «преображённым колоритом».В «Зелёной полосе» Розанова добивается феноменальной «светоносной прозрачности» (определение Нины Гурьяновой). Эту светоносность Розанова получает путём наложения прозрачных световых лессировок на белила грунта, резко отражающего свет. В отличие от работ Малевича того же периода, она уходит от чётко очерченных на плоскости холста супрем; контур размывается и растворяется в свете.

О. Розанова «Супрематизм» (1916-1917)Супрематизм Розановой противоположен супрематизму Малевича, который строит свои работы на композиции квадратных форм, в то время как Розанова – на цвете.

И. Клюн «Автопортрет»Иван Васильевич Клюн (1873-1943) – русский художник и теоретик искусства. В 1900-е годы, подобно Малевичу, работает в традициях символизма и модерна, а в 1915 г. уже является последователем малевичского супрематизма.

И. Клюн. Супрематический рисунок (1920-е годы)С конца 1930-х годов Клюн неожиданно начал писать натюрморты и пейзажи реалистического характера.

Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий (1890-1941) – один из выдающихся представителей русского и еврейского авангарда. Способствовал выходу супрематизма в архитектуру.

Эль Лисицкий «Новый человек»В 193-1932 гг. по проекту Эля Лисицкого была построена типография журнала «Огонёк». Типография Лисицкого отличается удивительным сочетанием огромных квадратных и маленьких круглых окон.

Здание типографии журнала «Огонёк» (проект Эля Лисицкого)Его последней работой был плакат «Давайте побольше танков».

  • < Назад
  • Вперёд >