Франсуа буше

Оглавление

Картины мифологической и библейской тематики

В произведениях с мифическими и библейскими героями Ф. Буше показал свою фантазию и свободу творчества, использовав большую цветовую гамму и живописные приемы. В качестве фона всегда присутствуют античные сооружения, но не реальные, а выдуманные художником. Центром всех работ являются герои мифов, сценки и описание их взаимоотношений.

Наиболее часто в них присутствуют Юпитер, Венера, различные нимфы, наяды и амуры.

Картина Фансуа Буше «Туалет Венеры» рисует богиню любви в окружении амуров, она почти полностью обнажена и по стилю написания напоминает дворцовую даму эпохи рококо. Как всегда, художник проработал множество деталей. Завитые кудри Венеры, амуры, играющие с бусами, роскошная софа с золотым объемным орнаментом, обтянутая шелком, голуби возле ее ног и в руках, стоящий рядом медный чайник и лежащий кувшин — все это больше напоминает будуар французской дамы, хотя и с мифическим персонажем в центре.

Биография Франсуа Буше

Франсуа Буше родился 29 сентября 1703 года в Париже. Первые рисунки, которые маленький Франсуа увидел – рисунки отца, преподававшего живопись и делающего узоры для вышивки. Именно от отца Буше получил свои первые уроки по рисованию. Затем последовали частные уроки у ведущих живописцев того времени.

На работы шестнадцатилетнего молодого человека начали обращать внимание некоторые издательства, и вскоре Франсуа Буше получил заказ – создать иллюстрации к изданию Даниэля «Французская история».  А через год, он – обладатель академической премии за одну из своих картин. С 1725 года Франсуа Буше начинает принимать участие в выставках

Сначала он выставлял только несколько своих работ, но видя, что зритель их принимает, а критики – искусствоведы положительно относятся к его творчеству, молодой художник выставляет все больше и больше своих картин

С 1725 года Франсуа Буше начинает принимать участие в выставках. Сначала он выставлял только несколько своих работ, но видя, что зритель их принимает, а критики – искусствоведы положительно относятся к его творчеству, молодой художник выставляет все больше и больше своих картин.

Во второй половине 30-х годов XVIII века Буше получил звание академика и был отправлен расписывать королевскую комнату в Версальском дворце.

В это же время он получает одно за другим звание адъютанта профессора, а затем и профессора академии.

В этот же период искусствоведы говорят о расцвете творчества Франсуа Буше. Помимо большого количества рисунков и картин, которые Буше создает одно за другим, художник рисует декорации для оперных постановок, театральных представлений.

Однако картины Франсуа Буше позднего периода получают все меньше положительных откликов

На творчество художника все меньше обращают внимание. Связано это с тем, что в искусство начали входить классические традиции, которые были чужды художнику

↑ Кратко биография

     Родился Франсуа 29.09.1703 года  в Париже. Талантом художника сын был обязан отцу. Тот немного добился в жизни, но, подобно большинству родителей, постарался дать отпрыску хорошее образование и научить азам собственного ремесла. Уже семнадцатилетним юношей Буше поступил на работу в граверную мастерскую, где стал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Будучи человеком общительным, он легко завязывал полезные знакомства и «обрастал» связями, многие из которых так пригождаются на жизненном пути. Подобно многим талантливым молодым художникам, победителям в конкурсе на Римскую премию, которую присуждала Королевская академия живописи и ваяния, Буше посетил Италию. Несомненно, что колыбель античности повлияла на становление его творческой индивидуальности. По возвращении его карьера пошла в гору.

     Вскоре воспоследовала и удачная женитьба. С супруги художник писал многих «нимф» на своих полотнах. Для достижения славы Буше не брезговал ничем и был мастером на все руки: работал для оперы, помогая в создании декораций для спектаклей; разрабатывал эскизы театральных костюмов; клеил обои; мастерил кареты; сотрудничал с фабрикой королевских гобеленов. В результате очень скоро он стал человеком весьма состоятельным и уже мог позволить себе относиться к заказам избирательно. Покровительницей Буше являлась сама мадам Помпадур – фаворитка короля Людовика XV. Возможно, связь между ними была не только на уровне дружеских отношений, ибо семейная жизнь самого Буше была далека от идиллии, даже, несмотря на то, что в браке родилось трое детей.

     Благодаря Помпадур Буше получал самые выгодные заказы, помогал в оформлении придворного театра, сотрудничал с Севрской фарфорной мануфактурой, даже получил персональную мастерскую в Лувре. Последней чести удостаивались очень немногие художники. Вершиной его карьеры стало звание первого придворного художника и должность директора Королевской академии (1761г). Рвавшиеся к власти революционеры-якобинцы и подготовившие почву для их прихода к власти просветители яростно обличали Буше как носителя всевозможных пороков, как человека без совести и чести. Отчасти они были правы, но в эмоциональном запале, конечно, «перегибали палку». Франсуа Буше был избран почетным членом Петербургской академии художеств. Умер художник 30.05.1770г. После смерти, творчество Буше надолго постарались предать забвению. Потребовалось время для его «реабилитации».

Пасторальные сцены Буше

Вернувшись в Париж, обогащенный впечатлениями от поездки в Италию, Буше демонстрирует многоплановость своего художественного дарования. В тридцатые годы он работает над мифологическими и историческими картинами, пишет пейзажи и жанровые сцены, а также посвящает немало времени и сил декоративно-прикладному искусству.

Прерванный сон

1750; 75х64,8 смМузей Метрополитен, Нью-Йорк

В середине XVIII века необычайной популярностью пользуются небольшие шпалеры-пасторали. «Сельские сцены» украшают аристократические салоны и будуары. Темы, еще недавно казавшиеся низкими и некрасивыми, сегодня увлекают своей новизной. На смену античным богам и богиням приходят пастушки, рыбаки, служанки — представители третьего сословия.

Если стиль барокко в архитектуре и прикладном искусстве стремился к возможно большей силе впечатления, то рококо считает главным праздник жизни, утонченное наслаждение, а основными сюжетами становятся пасторали, галантные празднества, любовные сцены, где сама природа и оживляющие ее фигурки отмечены нарочитой изысканностью. Водяная мельница, живописные руины, изящные пастушки, сидящие под сенью деревьев у ручья, юноши, ловящие рыбу, — все это находит свое место в пасторалях Франсуа Буше, которые являются исключительным сочетанием реалистических мотивов, заимствованных у голландских живописцев.

Причем синтез этих двух совершенно разных направлений обнаруживается не только в пасторалях, но и в пейзажах Буше, и в его жанровых сценах. Именно этот уникальный синтез стал причиной его оригинальности, его грандиозного успеха и, в конечном итоге, — его поражения.

Начиная с 1750 года во Франции коренным образом меняются вкусы. Сторонники неоклассицизма, в основе которого лежала идея отчуждения человека от мира, ставят помпезный героизм выше фривольного натурализма. Искусство Буше с его надуманностью и вычурностью считалось слишком отдаленным от действительности, слишком искусственным и чересчур декоративным. И только время покажет истинную ценность завоеваний этого великого художника…

Великие художники, часть 78   19/09/2012 filoli.ru

Список произведений

  • Художник в своей мастерской (автопортрет), 1720, Лувр, Париж.
  • Диана после охоты, холст, масло, 37 x 52 см, Музей Коньяк-Же, Париж.
  • Геркулес и Омфала, 1731—40 гг., холст, масло, 90 х 74 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
  • Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея, 1732 г., холст, масло, 252 x 175 см, Лувр, Париж.
  • Портрет Мари Бьюзо, жены художника, 1733.
  • Похищение Европы, 1732-34 гг., холст, масло, 231 x 274 см, Собрание Уоллес, Лондон.
  • Ринальдо и Армида, 1734 г., холст, масло. 135,5 x 170,5 см, Лувр, Париж.
  • Триумф Пана, 1736 г., Национальная галерея, Лондон.
  • Завтрак, 1739, Лувр, Париж.
  • Рождение Венеры, 1740 г., холст, масло, 130 x 162 см, Национальный музей, Стокгольм.
  • Триумф Венеры, 1740 г., холст, масло, Национальный музей, Стокгольм.
  • Леда и Лебедь, 1741 г., холст, масло, частная коллекция.
  • Диана, отдыхающая после купания, 1742 г., холст, масло, 56 x 73 см, Лувр, Париж.
  • Диана после охоты, 1742 г., Музей Коньяк-Жэ, Париж.
  • Обучение Купидона, 1742 г., Музей Шарлоттенбурга, Берлин.
  • Туалет, 1742, холст, масло, частная коллекция.
  • Пейзаж с отшельником, 1742, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
  • Юпитер и Каллисто, 1744 г., холст, масло, 98 х 72 см, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.
  • Одалиска на синей софе, 1745, Лувр, Париж.
  • Портрет мадам Бержере, 1746.
  • Летняя пастораль, 1749.
  • Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога, 1750 г., Музей изящных искусств, Тур.
  • Венера, обезоруживающая Купидона, 1751 г.
  • Туалет Венеры, 1751 г., холст, масло, 108,3 x 85,1 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
  • Венера, утешающая Амура, 1751 г., холст, масло, Национальная галерея искусств, Вашингтон.
  • Мельница, 1751, холст, масло, 66 x 84 см, Лувр, Париж.
  • Портрет мадемуазель О’Мерфи (Светловолосая одалиска), 1752, Старая пинакотека, Мюнхен.
  • Закат Солнца, 1752 г., Собрание Уоллес, Лондон.
  • Восход Солнца, 1753 г., Лондон.
  • Визит Венеры к Вулкану, 1754 г., холст, масло, Собрание Уоллес, Лондон.
  • Портрет маркизы де Помпадур, 1756 г., Старая пинакотека, Мюнхен.
  • Вулкан, вручающий Венере оружие для Энея, 1757 г., холст, масло, 320 x 320 см, Лувр, Париж.
  • Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто, 1759 г., Музей искусств Нельсона-Аткинсона, Канзас-сити.
  • Портрет маркизы де Помпадур, 1759, холст, масло, 91 x 68 см, Собрание Уоллес, Лондон.
  • Пан и Сиринга, ок. 1762 г., Музей Прадо, Мадрид.
  • Пигмалион и Галатея, 1767 г., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

дальнейшее чтение

Общие Курсы

Адаптировано из следующего источника:

  • Ананов, Александр (1976). Вильденштейн, Даниэль (ред.). Boucher (каталог raisonné) (на французском языке). Лозанна, Париж: La Bibliothéque des Arts. Тт. и доступны в Интернет-архиве .
  • Брюнель, Жорж. Буше (на французском). Париж: Фламмарион. ISBN 2-08-012066-2.
  • Хайд, Мелисса Ли (2006). . Лос-Анджелес, Калифорния: Исследовательский институт Гетти. ISBN 0-89236-743-1. OCLC   — через Интернет-архив.
  • Лэйнг, Аластер; и другие. (1986). (каталог выставки). Нью-Йорк: Метрополитен-музей. ISBN 2-7118-2073-4. OCLC   — через Интернет-архив.
  • Уэйкфилд, Дэвид (2005). Буше . Лондон: Чосер Пресс. ISBN 1-904449-352.
Справочные работы
  • Блумер, Мария-Луиза (1954). «Буше (Франсуа)». В Прево, Мишель; Роман д’Амат, Жан-Шарль (ред.). Dictionnaire de biographie française (на французском языке). 6 . Париж: Letouzet et Ané. cols. 1202–1205.
  • Лэйнг, Аластер (1996b). «Буше, Франсуа». В Кастен, Эберхард; и другие. (ред.). Allgemeines Künstlerlexikon (на немецком языке). 13 . Мюнхен, Лейпциг: Saur. С. 289–293. ISBN 3-598-22753-1.

Детство и юность

Биография живописца Франсуа Буше была связана с концом эпохи барокко, которая при французском регенте Филиппе Орлеанском сменилась в искусстве классицизмом и рококо. Мальчик появился на свет в Париже 29 сентября 1703 года, и талант, обнаружившийся в детстве, говорил о том, что он пойдет далеко.

Отец Николя считался художником, создававшим узоры для рукоделия, а также имел доход с продажи жанровых зарисовок и печатных гравюр. Выйдя из младенческого возраста, сын занял место подмастерья и пытался создавать собственные эскизы и пейзажи, списанные с натур.

Родитель обратил внимание на способности отпрыска и отправил учиться к Франсуа Лемуану, который был славным представителем французской школы изящных искусств. Буше 6 месяцев провел с наставником и овладел техникой рисования, но впоследствии вспоминал это время без благодарности и теплых чувств

Франсуа Буше

В районе 1720 года юный парижанин стал учеником гравера, что позволило выйти из-под отцовской опеки и начать самостоятельно зарабатывать на жизнь. Знакомства, приобретенные в этот период, помогали продавать созданные произведения, и Франсуа начал выполнять заказы, учитывая каждый клиентский каприз.

Постепенно художник перешел к изготовлению иллюстраций для печатных изданий и стал оформителем «Французской истории», которую написал Габриэль Даниэль. Создавая эскизы, один из которых был удостоен премии, Буше совершенствовался в искусстве графики, предпочитая использовать уголь и пастель.

В 1723 году работа, отправленная на академический конкурс, позволила молодому художнику отправиться за границу и посетить Рим. И хотя итальянская классическая живопись не произвела на него впечатления, после возвращения во Францию он написал ряд тематических картин.

Творчество Франсуа Буше

После возвращения из Италии творчество Буше получило полное признание. С 1734 г. он стал членом Королевской академии, а затем ее профессором. На протяжении многих лет художник работает в Версале, оформляя королевскую резиденцию росписями и декором, участвует в оформлении залов Королевской библиотеки в Париже.

Основная тематика картин Франсуа Буше — это описание природы, жанровые зарисовки, портреты, работы на мифические сюжеты и библейские. Яркое мастерство живописца Буше проявил в создании жанровых картин, тщательно прорисовывая каждую деталь и мелочи: все композиции и люди на них, черты их лиц — выглядят очень жизненно и естественно.

Картина «Завтрак» Ф. Буше — одна из жемчужин его живописных работ. В ней художник изобразил семью (предположительно свою), передавая с успехом атмосферу теплых взаимоотношений, благополучия и любви. Цветовая гамма представлена нежными оттенками, от светлых до темных тонов.

С точностью до малейших деталей описана обстановка комнаты и декоративные элементы (столик на фигурных ножках, позолоченное зеркало, старинные часы, столовый сервиз, игрушки). Очень подробно нарисована одежда: платья, кружева, чепчики

Большое внимание художник уделил мельчайшим деталям, характеризующим эпоху, и даже стоящий на полочке Будда может рассказать зрителю о моде в 18 в. на китайское искусство

Это художественное произведение знакомит зрителей с эпохой и нравами людей.

Театральные и гобеленовые эскизы

Юпитер и Каллисто , 1759 г.

Наряду с живописью Буше также создавал театральные костюмы и декорации, а пылкие интриги комических опер Чарльза Саймона Фавара тесно связаны с его собственным стилем живописи. Дизайн гобеленов также вызывал беспокойство. Для мастерских по изготовлению гобеленов в Бове он сначала разработал серию итальянских фестивалей ( Fêtes italiennes ) в 1736 году, которые оказались очень успешными и часто переписывались на протяжении многих лет, а затем, в 1737 году, он заказал сюиту из истории Купидона и Психея . В течение двух десятилетий сотрудничества с мастерскими по изготовлению гобеленов Бове Буше создал дизайн для шести серий занавесей, таких как гобелен с изображением Психеи и корзинщика 1741–1742 годов .

Буше также привлекали для оформления придворных торжеств, организованных той частью королевского двора, которая называлась Menus-Plaisirs du Roi, а также для оперы и королевских замков Версаль , Фонтенбло и Шуази . Его проекты для всего вышеупомянутого увеличили его прежнюю репутацию, в результате чего было создано множество гравюр с его работ и даже репродукции его рисунков на фарфоре и бисквитных изделиях на фабриках Венсен и Севр . Смерть Удри в 1755 году положила конец его вкладу в Бове, но его сотрудничество с Гобеленами продолжалось до 1765 года, когда он ушел с должности инспектора.

Буше в Италии

Пробел в биографии Буше, касающийся его пребывания в Италии, становится еще более ощутимым, если учесть, что именно этот период был переломным в процессе его художественного развития. Когда в 1728 году Буше покидает Париж и уезжает в Рим, им еще не был выработан тот четкий индивидуальный стиль, который обнаруживают работы, написанные мастером вскоре по возвращении во Францию.

Пьер Розенберг задается теми же вопросами, что и мы: как долго путешествовал художник, останавливался ли он по пути в Рим в Парме, Генуе или Болонье, посетил ли Неаполь? Если не принимать во внимание документально подтвержденный факт болезни Буше в Риме, остаются исключительно домыслы. И что особенно обидно — нет подтверждений посещения художником Венеции, хотя изучение венецианской живописи в Париже могло подвигнуть его посетить Венецию

В конце концов, влияние Тьеполо (1696-1770) на его стиль очевидно. Не говоря уже о «цитатах» из Корреджо (1494-1534), что могло бы свидетельствовать о посещении Пармы.

Буше, Франсуа. Все картины художника

Франсуа Буше, первый живописец кророля

Франсуа Буше является ярким представителем эпохи рококо и мастером художественных искусств во французской живописи начала 18 столетия. Творчество Буше крайне тяжело охарактеризовать только в одних оттенках и ракурсах, так как его изобразительная деятельность распространяется не только на картины, а ещё и на гравюру и декорирование. Будучи придворным художником короля, Франсуа, неоднократно поручали наиболее ответственную работу в сфере творческой занятости такую как: декорирование книг, создание неповторимых костюмов и образов для Парижской оперы, участие в исполнении уникальных интерьеров. Франсуа Буше предстает перед нами неким экстремалом своего времени, ибо вкус его неповторимого искусства основан исключительно на импровизации, нежели на приобретенном опыте. И все эти черты находят своё отражение, как в его картинах, так и в прочих художественных работах.

В своих художественных композициях Буше неоднократно затрагивает мифологию наряду с пасторалями и аллегориями. Благодаря столь неординарному смешению появляются образы, насквозь пронизанные сентиментальностью, чувственностью и даже некой неестественной слащавостью.

Отличительной особенностью картин Франсуа Буше являются светлые и жемчужные тона, в которых выполнены все картины художника. Окутывая весь сюжет картины некой дымкой, художник придает им ещё больше таинственности и прозрачности, которую он всегда и стремился изобразить на своих картинах. Буше – любитель мифологической тематики. В его картинах не присутствует правдивость и реалистичность. Вся композиция картин проникнута однообразием, но она крайне тонко детализирована и идеальна в каждом штрихе.

Немного вникнув в конкретные факты из жизни художника, стоит упомянуть его поездку в Рим. Данное событие имеет особый характер, ведь оно косвенно повлияло на всё творчество Франсуа Буше. Автор известнейших картин, посетил Италию для глубоко изучения творчества и жизненного пути найизвестнейших художников, таких как Альбано, а также Пьетро да Кортоне. Кортоне стал основополагающим элементом последующего творчества Буше. Картины автора стали напоминать полотна которые вышли из под кисти уважаемого и наследуемого им Пьетро. Но несмотря на ярое увлечение и почитание Кортоне, Франсуа не растерял своей самобытности, а лишь подчеркнул отдельные детали своих полотен, которые по мнению критиков и современников автора стали более чётко выверенными, приобрели недостающий сильный стержень и мужество, смешанное с лёгким, характерным для автора в будущем, холодком.

Тонкая душевная организация первого художника короля, чётко прослеживается в каждой из его легендарных работ. Образцом колоритности и просвещённости в глубинах самых разномастных сфер Буше, можно назвать работу «Геркулес и Омфала». Знатоки изобразительного искусства, неоднократно указывали на яркий отблеск фламандских мотивов в этом произведении, а соответственно и в глубоком восприятии мира художником. Выразительные черты и мимолётные, иногда незаметные для обычного наблюдателя выразительных образов, детали, говорят о недюжей наблюдательности Франсуа. Только проникнутый сутью вещей и их самыми малейшими особенностями творец полотен, способен добиться и создать неповторимые и наполненные характерами образы существ, героев Эллиады, а также знатных персон мифологии и этноса.

Франсуа Буше пережил и острый кризис своего творчества. Ближе к концу восемнадцатого столетия, автор глубоко прочувствовал и перенёс на себе деградацию аристократии. Аристократическое общество того времени напоминало Франсуа жалкую пародию, насмешку над былым строем. Писатель попал во времена пережитков и это разительно изменило его подчерк. Картины автора стали жёсткими, не свойственно ему холодными и по мнению некоторых ценителей «неживыми». Как и в пережитках аристократии, на полотнах появился напускной пафос, жёсткие элементы насмешек и превосходства, высокомерие. Изящество, хрупкость образов и их характеров – полюбившиеся почитателями автора элементы, ушли в небытие, скрылись под пылью переживаний и смутной скорби автора о былых временах и устоях культурной жизни общества. Рококо, присущий Буше, исказился до неузнаваемости и безобразности. Тем самым, в который раз картины автора отразили его внутреннюю душевную боль, переживания и тонкость творческой натуры.

Интересные факты из жизни Ф. Буше

Картины Франсуа Буше многие годы считаются «зеркалом, отражающим придворную жизнь Франции при короле Людовике 15-м». Художник с помощью своего мастерства и филигранной техники смог отобразить в живописи вкусы публики 18-го в. Особое восхищение у ценителей искусства вызывают его колористическое решение картин и умение создать на полотне особый сияющий свет, который позднее найдет отражение в стиле импрессионистов.

Он мастерски мог создавать праздничную и разнообразную по жанрам живопись, применяя свои таланты и в других произведениях искусства. В биографии Франсуа Буше картины сыграли главную, но не единственную роль. Он активно работал на фабрике гобеленов, создав более 40 эскизов шпалер. По его эскизам изготовляли фарфоровые изделия, Буше создавал гравюры для оформления книг (по произведениям Мольера, Овидия и др.), рисовал декорации к театральным постановкам балетов «Персей» (1746) и «Галантная Индия» (1735). За счет всего этого он смог нажить внушительное состояние.

Рисование

Секретное сообщение

Буше черпал вдохновение у таких художников, как Питер Пауль Рубенс и Антуан Ватто . Ранние работы Буше восхваляют идиллическое и безмятежное изображение природы и ландшафта с большой натяжкой. Тем не менее, его искусство обычно отказывается от традиционной сельской невинности, чтобы изображать сцены с определенным стилем эротизма, поскольку его мифологические сцены страстные и глубоко любовные, а не традиционно эпические. Картины Буше с кокетливым пастухом и пастушкой в ​​лесу, представленные в «Приятном уроке» ( Флейтисты ) 1748 года и «Осенняя пастораль» ( Едоки винограда ) 1749 года, были основаны на персонажах пьесы 1745 года близкого друга Буше Чарльза. -Симон Фаварт. Персонажи Буше на этих картинах позже вдохновили пару фигурок, созданных Севрской фарфоровой мануфактурой, ок. 1757–66. Маркиза де Помпадур (любовница короля Людовика XV ), имя которой стало синонимом искусства рококо, была большой поклонницей его творчества. Маркизу де Помпадур часто называют «крестной матерью рококо», и портреты Буше сыграли центральную роль в ее самопрезентации и культивировании ее имиджа. Например, «Эскиз к портрету мадам де Помпадур» Буше, выставленный в комнате Старгембурга в поместье Ваддесдон , является сохранившимся примером подготовки маслом до создания, ныне утерянного портрета. В одной руке она держит шляпу, в другой — жемчужный браслет с портретом короля, символизирующего отношения, от которых зависит ее статус.

Картины Буше, такие как «Завтрак» (1739), семейная сцена, показывают, как он был мастером жанровой сцены, где он регулярно использовал свою жену и детей в качестве моделей. Эти интимные семейные сцены контрастируют с распущенным стилем его портретов в стиле одалиски .

Темноволосая версия портретов одалиски вызвала у художественного критика Дени Дидро заявления о том, что Буше «проституировал свою собственную жену», а « Блондинка одалиска» была портретом, иллюстрирующим внебрачные отношения короля. Баучер получил прочную известность благодаря таким частным заказам для богатых коллекционеров, и после того, как Дидро выразил свое неодобрение, его репутация в последние годы его карьеры подвергалась все более критическим нападкам.