Коллегии при петре 1

Оглавление

Внутренняя политика Александра 1 таблица

Александр 1 (1801–1825 гг.) вступил на престол в марте 1801 г. при чрезвычайных обстоятельствах, когда в результате дворянского заговора был убит его отец – император Павел 1.

Реформы События внутренней политики Александра 1
Реформы государственного управления — Александр 1 и «Негласный комитет» (1801-1803): П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев

— 15.03.1801 — указ о политической реформе

— 02.04.1801 — указ о ликвидации Тайной экспедиции — органа политического сыска

— 12.12.1801 — указ о праве покупки земли — недворянам

— 08.09.1802 — указ о преобразовании коллегий в министерства (8 министерств: министры сами принимали решения и несли за них персональную ответственность).

— 1802 г. — создание Комитета министров (со вещание императора с министрами)

— 20.02.1803 — указ «о вольных хлебопашцах»: крестьяне могли по согласнованию с помещиком освобождаться от крепостной зависимости за выкуп

— 01.01.1810 г. — учреждение Государственного совета (идея М.М. Сперанского)

Реформы в сфере народного образования 1802-1804 гг. — Образование на территории России 6 учебных округов, в которых создавались 4 разряда учебных заведений; приходские (при церкви) — 1 год, уездные училища (для горожан) — 2 года, губернские гимназии — 4 года, и университеты для дворян.

— Открыты университеты в Дерпте (1802), Вильно (1803), Казани и Харькове (1804), Главный педагогический институт в Петербурге (1804), преобразованный в 1819г. в университет.

— 1804 г. — университетский устав, который закрепил авто номии (самоуправления) университетов.

— Учреждение Министерства народного просвещения. Создание привилегированных лицеев — Демидовского в Ярославле (1805) и Царскосельского (1811).

— 1819 г. — Опала в Москов ском университете. Ужесточение цензуры

Крестьянский вопрос Александр 1 начал заниматься крестьянским вопросом всерьёз, хотя первые попытки начинал делать его отец Павел 1.

— 1803г. — «Указ о вольных хлебопашцах» — освобождние крестьян от крепостной зависимости за выкуп по согласованию с помещиком.

— Освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли в Прибалтике: − 1816 — в Эстляндии (Эстония), − 1817 — в Курляндии (Латвия), − 1819 — в Лифляндии (Литва)

Проекты отмены крепостного права в масштабах всей России:

1. Проект Аркачева А.А. (1818) — покупка государством помещичьих земель и наделелие крестьян землей по две десятины на душу.

2. Проект Гурьева Д.А. (1819) — разрушений крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа.

Пректы отмены крепостного права оказались неосуществленными, а освобождение крестьян ограничились только прибалтийскими губерниями.

Конституционный вопрос — 1815 г. — Введение конституции в Царстве Польском, входившем в состав Российской империи. Учреждался выборный двухпалатный парламент (Сейм)

— 1818 г. — Александр 1, выступая в Варшаве на открытии польского Сейма, обешал ввести конституцию на всей территории России (поручение Н.Н. Новосильцеву подготовить проект конституции)

— 1821 г. — Проект конституции: «Государственная уставная грамота Российской империи». Законосовещательный парламент из двух палат: Сенат и Посольская палата (разделение страны на 12 наместничеств). Данный конституционный документ не был обнародован и введен в действие.

Военные поселения Военные поселения (1810 — 1857 гг.) основной целью которых было уменьшение военных расходов в стране посредством соединения службы с хозяйственной деятельностью. Организатор — генерал А.А. Аракчеев (1769-1834)

— Создавались на казенных землях Петербургской, Новгородской, Могилевской, Херсонской и др. губерний

— Жестокий режим и строгая регламентаци: жизни вызывали восстания: Чугуевское (1819), Новгородское (1831)

Экономическая политика Поддержка отечественной промышленности и частного предпринимательства.

1807 г. Указ «О даровании купечеству новых выгод» — разрешение на создание акционерных обществ, купеческих собраний и торговых судов.

1818 г. Закон о праве крестьян основывать фабрики и заводы

Попытки финансового оздоровления страны по плану М.М. Сперанского (1810) — сокращение выпуска ассигнаций, увеличение налогов

Реформа в области образования[править | править код]

В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внёсшее новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ. Уровни системы образования: в крупнейших городах — университет, в каждом губернском городе — гимназия, в уездах — училища, в церковных приходах — одноклассные училища. Всей системой образования ведало Главное управление училищ.

В рамках реформы территория империи была разделена на шесть учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах. Основаны новые университеты — Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был также преобразован в 1819 году в университет. В Ярославле на частные средства открылось в 1803 году Демидовское высших наук училище.

Первый в России Университетский устав (1804) предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

Указ «О правилах производства в чины по гражданской службе и об испытаниях в науках для производства в коллежские асессоры и статские советники» от 6 августа 1809 г. предусматривал, что условием производства в чин коллежского асессора (VIII класс), наряду с выслугой и одобрением начальства, должно быть обучение в одном из отечественных университетов или сдача там специального экзамена. Для производства в статские советники (V класс) обязательными условиями были названы: десятилетняя выслуга «с ревностию и усердием»; не менее чем двухгодичное пребывание в одной из поименованных должностей (советника, прокурора, правителя канцелярии или начальника определенной штатом экспедиции); одобрение начальства; успешное обучение в университете или сдача соответствующего экзамена, подтвержденные аттестатом. М. А. Дмитриев вспоминал об этом указе так:

Во второй половине правления Александра продолжалось основание привилегированных средних учебных заведений — лицеев: в 1811 году — Царскосельский, в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.

В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения, которое занялось «закручиванием гаек» и клерикизацией учебных заведений. В 1820 году в университеты направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса. В 1821 году началась проверка выполнения инструкции 1820 года, проводившаяся Магницким и Руничем очень жёстко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

В 1804 году в России появился первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Деятельность

После семинарии юноша стал студентом Петербургской духовной академии. Получив образование в этом заведении, он остался здесь и начал вести занятия по естественно-научным дисциплинам. В число курсов входили математика, физика, красноречие. С 1795 года получил место домашнего секретаря у князя Алексея Борисовича Куракина, параллельно продолжая читать лекции.

Когда в 1796 году Павел I взошел на престол, князь занял должность генерал-прокурора и предложил Сперанскому оставить преподавание и начать службу в канцелярии. Тот согласился и в чине титулярного советника вступил в должность делопроизводителя.

Портрет Михаила Сперанского

За короткое время Михаил Михайлович быстро поднялся по карьерной лестнице. Уже через 3 месяца после поступления на государственную службу получил чин коллежского асессора, а к декабрю 1799-го стал статским советником.

В 1801 году Александр I занял место отца, а вслед за этим у Сперанского появилась другая должность — статс-секретарь при Дмитрии Прокофьевиче Трощинском, который выполнял обязанности статс-секретаря при новом императоре. Жаждущий изменить жизнь в стране к лучшему, сын Павла I стремился провести в России ряд реформ, в связи с чем создал Негласный комитет, где собрал единомышленников.

По рекомендации сторонника своих идей графа Виктора Павловича Кочубея Александр Павлович присмотрелся к талантливому работнику. После коронации правителя Михаил Михайлович помог тому составить несколько проектов по переустройству государства. Вскоре по протекции Кочубея он вошел в круг людей, определяющих политику страны.

В 1803 году вышел указ о вольных хлебопашцах, в разработке которого участвовал и Сперанский. Согласно документу помещики могли отпускать крепостных, наделяя их землей. За время правления Александра I свободу получили 37 тыс. человек.

Помощник главы государства не только занимался подготовкой важных бумаг, но и сопровождал сына Павла I в дипломатических поездках. В 1808 году в Эрфурте состоялась встреча императора с Наполеоном I Бонапартом. При личном знакомстве правителя Франции покорила образованность русского советника. По легенде, он даже предложил Александру Павловичу отдать ему Михаила Михайловича в обмен на какое-нибудь королевство.

Вернувшись в Россию, Сперанский продолжил разрабатывать новые законы. В 1809 году он представил проект денежной реформы, позднее вышел его указ об экзаменах на чин. Согласно ему чины коллежского асессора и статского советника присваивались только при наличии университетского диплома или при сдаче экзамена по университетским курсам. Эти новшества вызвали недовольство в обществе, особенно среди дворян и чиновников, чьи интересы «пострадали» больше всего.

Против реформатора создавались заговоры, Александру I регулярно доносили на советника, говоря о том, что тот дерзко отзывается о правителе. Поначалу русский государь оставлял эти слухи без внимания, но постепенно подчинился влиянию заговорщиков. В 1812 году Сперанского обвинили в измене, арестовали и сослали в Пермь, а затем в имение Великополье.

Чтобы обеспечить себе существование, государственный секретарь продавал подарки, полученные за службу. Опала закончилась в 1816 году, тогда Михаила Михайловича направили в Пензу в качестве нового губернатора.

В 1819-м его неожиданно назначили генерал-губернатором Сибири. Приехав в Иркутск, мужчина увидел много нарушений, совершенных местными чиновниками, и начал преобразовательную деятельность. В результате удалось добиться значительных улучшений в жизни местного населения.

Памятник Михаилу Сперанскому в Иркутске

Через 2 года государственный деятель смог вернуться в Петербург, получил должность управляющего Комиссией составления законов, но уже не имел прежнего влияния при дворе Александра I. В ноябре 1825 года русский правитель скончался, а в декабре Сперанский подготовил манифест о переходе власти к Николаю I.

Новый царь велел Михаилу Михайловичу провести кодификацию законов, изданных в империи за последние 2 века. В 1827 году были подготовлены два труда — «Полное собрание законов Российской империи» и «Свод законов Российской империи». В 1834-м при поддержке Сперанского начала работу Высшая школа правоведения, готовившая юристов. С 1835-го он выступил учителем Александра Николаевича, будущего императора.

Реформы Александра I кратко

Высокий чин давал право соратникам императора принимать участие в реформировании. Основными преобразованиями во время правления Александра считаются:

  1. Ослабление крепостничества. Каждый крестьянин получал некоторые свободы. Выпущен запрет на раздачу казенных крепостных. Земля может быть приобретена крестьянами. Чтобы стать свободным, необходимо выкупить земельный надел. В период пятидесяти лет позволить себе свободу смогло не более двух процентов крепостных. Реформа оказалась не слишком эффективной.
  2. Проведение министерского реформирования. Характеризуется упразднением коллегий, созданных Петром Первым, появлением восьми министерств. Каждое министерство возглавлял соратник правителя. 
  3. Планирование Сперанского программы реформ. Он создал масштабную программу, которая касалась различных сфер жизни государства, но большую часть не удалось воплотить в жизнь. Имя деятеля прославило создание Государственного совета как законодательного органа. Он предложил провести корректировку министерской реформы путем создания единого образца министерства. Император самостоятельно назначает министров. Все представители должны лично отвечать перед правителем.
  4. Конституция для Бессарабского государства и Польши. Власть приняла решение дать конституцию польским землям в 1815 году. 
  5. Крепостное право и Конституция России. Установление конституционной монархии стало важным шагом для страны. Были сформированы Сенат и Посольская палата, которые были ключевыми органами парламента. Дворянство избирало членов палаты, после чего выбор утверждал государь. Участники Сената подбирались исключительно правителем. Он же полностью отвечал за предложение законов. В России появились наместничества в количестве десяти штук. Вместе с новой Конституцией должна была начаться новая эпоха. 
  6. Военные поселения. Эта реформа вызвала отрицательную реакцию у народа. Содержать армию становилось слишком неэкономно, потому был предложен переход к самостоятельному финансированию. Солдаты вынуждены были выполнять крестьянскую работу параллельно военному делу. Военные поселения стали заменой казарм, частей. Они находились в разных концах страны. Порядки здесь можно было назвать тюремными.

Финансовая реформа

В начале правления Александра I, ввиду дефицита бюджета, был произведён дополнительный выпуск ассигнаций (бумажных денег). Что привело к их значительному обесцениванию. Правительство попыталось стабилизировать финансовую ситуацию. В феврале 1810 года ассигнации были объявлены государственным долгом, объем их обращения собирались сократить.

Для проведения финансовой реформы привлекли М. Сперанского и нескольких светил в сфере экономики. Была сформирована комиссия по погашению государственного долга. Средства для денежной реформы находились за счет:

  • приватизации части государственного имущества;
  • выпускались государственные облигации займа с процентом в серебре;
  • сокращались траты в бюджете.

В июне 1810 года вышел Манифест, установивший единственную монетную единицу — серебряный рубль. Чтобы стабилизировать государственные финансы, произошло увеличение налогов и появление новых. 

Для денежного притока средств в казну и уменьшения конкуренции для отечественных товаров, были введены большие пошлины на ввоз французских предметов роскоши, импорт некоторых из них был запрещен. 

На начало 1810 года доходы государства составляли 105 млн. руб., а расходы — 230 млн. руб. К концу 1811 года, благодаря проведенным финансовым мероприятиям, дефицит бюджета снизился до 6 млн. руб., а доходы составили 300 млн. руб. 

Однако, военные затраты в 1812 году потребовали выпуска ассигнаций снова. 

К 1814-15 годам курс ассигнаций снизился до 15 копеек серебром за 1 рубль, инфляция достигла пика. С 1818 года ассигнации стали изымать из обращения, однако, это не остановило падение курса. Сложившаяся ситуация сделала невыгодным предоставление кредитов, создание акционерных предприятий, что привело к торможению развития торговых и кредитных отношений в России.

Расширение Российской империи

С самого начала царствования Александра I Россия значительно расширила свою территорию: в 1801 г. к ней присоединилась Восточная Грузия; в 1803-1804 гг. – Менгрелия, Гурия, Имеретия; Однако действия русских войск в Закавказье затронули интересы Персии, что явилось причиной русско-персидской войны, которая длилась с 1804 по 1813 год и закончилась подписанием Гюлистанского мира в 1813 г. и присоединением к России Бакинского, Дербентского, Карабахского и других закавказских ханств. По договору России предоставлялось исключительное право иметь свой военный флот на Каспийском море. Присоединение части Закавказья к России, с одной стороны, избавило народы Закавказья от нашествий персидских и турецких захватчиков и помогло поднять экономику Закавказья на более высокий уровень; с другой стороны, между кавказскими народами и русскими властями и русскими переселенцами, часто возникали ссоры на религиозной и этнической почве, что порождало нестабильность в данном регионе.

Персия не смирилась с утратой Закавказья. Подталкиваемая Великобританией, она вскоре развязала новую войну против России, закончившуюся поражением Персии и подписанием Туркманчайского мирного договора в 1828 г.

Границы до и после заключения договора

В состав Российской империи вошли также Финляндия, Бессарабия, большая часть Польши (образовавшая царство Польское).

Мнение Карамзина о правлении Александра I

Недовольство дворян реформами Сперанского и общей политикой Александра I в первые десять лет его правления нашло свое выражение в сформулированной для царя в 1811 году Н. М. Карамзиным «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Весь смысл «Записки» состоял в доказательстве того, что вся судьба России и ее величие зависят от могущества самодержавия: Россия «процветала», когда оно было сильно, и «падала», когда оно ослабевало (рисунок 6).

Рис. 6 – Фрагмент письма Карамзина государю

Однако вместе с тем Карамзин подвергал осуждению «властолюбие неумеренное и незаконное», яркие примеры которого он представил в примерах правления Ивана Грозного и Бориса Годунова. С другой стороны, он выступал и против «аристократической гидры» – правления олигархии и узкого круга знати. Идеалом Карамзин видел самодержавие, которое опирается на строгую законность. 

Он выступал с протестом против «чрезмерной любви к государственным изменениям», против «изобретения разных министерств и Советов». Требуем больше мудрости охранительной, чем творческой, — писал он. — Новости ведут к новостям и благоприятствуют необузданности, произволу». Однако не стоит, с его точки зрения, плодить огромное количество законов: «Для старого народа не надо новых законов». Карамзин призывал собрать уже имеющиеся законы, систематизировать их, убрать из них «обветшавшие» (утратившие силу). По его мнению, достаточно всего «50 умных губернаторов» для нормальной деятельности администрации на местах и в регионах.

Замечание 8

Главный тезис Карамзина об укреплении самодержавия имел тесную связь с требованием охраны нрав и привилегий дворянства в качестве самой важной опоры самодержавия. Восхваляя Екатерину II за то, что она возвеличила самодержавие и укрепила дворянство, он осуждал Павла I, который своим «сумасбродством» подорвал имидж самодержавия и ограничил права дворянства

Сурово критиковал Карамзин и реализуемую политику Александра I, однако уже в ином смысле: осуществляемые им нововведения могут привести к ослаблению самодержавия. 

Карамзин признавал, что крепостничество – это «зло», но в то же время он является решительным противником его упразднения. Его аргументация заключалась в следующем. Земля, используемая крестьянами, — без сомнения дворянская собственность, посему освобождение крестьян с землей не может быть возможным, так как это приведет к ущемлению основных интересов дворянства. Но и освобождение крестьянства без земли не имеет смысла, даже опасно, ведь сами землевладельцы утратят средства к существованию — безземельный крестьянин не может отбывать повинности; нанесет оно несомненный вред и стране, так как крестьяне «станут пьянствовать и злодействовать», в стране «воцарится безначалие». 

Отмена крепостного права приведет императора к утрате поддержки со стороны дворян, которые воспримут данную меру в качестве свое унижения. А без поддержки дворянства самодержавная власть царя будет слабеть. в связи с этим, подытоживает Карамзин, «для твердости бытия государственного гораздо безопаснее закрепостить людей, чем дать им не к часу свободу».
 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Министерская реформа Сперанского

Основной её задачей стала модернизация схемы государственной власти с целью сделать её более гибкой и простой в управлении. Были упразднены сформированные Петром I коллегии, морально устаревшие, на смену которым пришли 8 министерств: иностранных дел, юстиции, народного просвещения, коммерции, внутренних дел, военных сухопутных сил, морских сил и финансов. Позднее были также добавлены министерство полиции и главное управление духовных дел.

Каждое министерство получило чётко очерченный круг обязанностей и зону ответственности. Взаимодействовать между собой они могли посредством учреждённого Комитета министров. В числе прочих заметных изменений министерской реформы Сперанского стал запрет чиновникам занимать определённые должности, если они не имели законченного университетского образования. Это решение было обусловлено желанием повысить уровень компетенции и образованности среди гражданских чиновников высокого ранга.

История создания Коллегий

Еще в 1712 году при участии иностранных советников была попытка создать Торговую коллегию. Искушенные чиновники и юристы из Европы были приглашены для работы в государственных учреждениях Русского царства. За образец для выработки собственных правил была взята шведская коллежская система, бывшая на тот момент лучшей в Европе.

Фактически же, настоящая работа над созданием системы коллегий началась только в конце 1717 года. 22 декабря 1717 г. был издан царский указ «О штате Коллегий и о времени открытия оных», положивший начало реформе Коллегий. Быстро изменить приказную систему было невозможно, поэтому было принято решение отказаться от резких изменений в государственном устройстве. Приказы либо заменялись коллегиями, либо переводились в подчинение им (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь различных судебных приказов). Сам Петр I называл «первейшими» (т.е. главными) только три коллегии — иностранных дел, военную и Адмиралтейств-коллегию.

В 1718 году был утвержден список первых 9 коллегий:

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-Мануфактур-коллегия.
  9. Ревизион-коллегия.

Панорамный вид на здание Коллегий, расположенных на Васильевском острове в С.-Петербурге, выполненный Дж. А. Аткинсоном в период 1802-1805

В дальнейшем, по мере необходимости создавались новые коллегии или происходила реорганизация уже существующих:

В 1720 создана Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

В 1721 году для замены Поместного приказа учреждена Вотчинная коллегия.

В 1722 году произошло разделение Берг-Мануфактур-коллегии на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, а также создана Малороссийская коллегия для замены Малороссийского приказа. Таким образом, отвечая на вопрос «сколько коллегий было при Петре I» можно перечислить их список к 1722 году:

  1. Иностранных дел.
  2. Военная коллегия.
  3. Адмиралтейств-коллегия.
  4. Камер-коллегия
  5. Юстиц-коллегия.
  6. Коммерц-коллегия.
  7. Штатс-контора.
  8. Берг-коллегия.
  9. Мануфактур-коллегия.
  10. Ревизион-коллегия.
  11. Малороссийская коллегия.
  12. Вотчинная коллегия.
  13. Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

Штатный состав коллегии при Петре I
При этом, стоит отметить, что созданный в 1720 году Главный магистрат и в 1721 Святейший Синод (называющийся также Духовной коллегией), были образованы по «коллежскому принципу», обладали правами и функциями коллегий, дополняя центральный аппарат управления административными единицами контроля уровня города и религиозной категории правоверных христиан.

Дальнейшее развитие

Надо сказать, что учреждение коллегий Петром 1 и замещение ими приказов шло очень медленно и вяло. Но когда в 1715 г. царю стал ясен исход военных действий со Швецией, он более активно начал интересоваться внутренними делами государства. Известно, что в его книжке для записей под датой 14 января того же года была внесена заметка о трех коллегиях, а к 23 марта их насчитывалось уже шесть. Предполагается, что к этому Петра подтолкнуло чтение проекта о переустройстве государственного управленческого аппарата теперь уже неизвестного автора.

В документе предлагалось ввести учреждение коллегий в России, которые бы сосредоточили в себе все дела по обустройству страны. В проекте упоминалось о семи отделах, касающихся юстиции, торговли, иностранных дел, горнодобывающих разработок, армии, налогов и расходов государства. Управление структурами предполагалось отдать в руки отдельным сенаторам. Автор этого проекта приводил в пример Швецию, где уже существовала данная система, считавшаяся наилучшей в Европе.

Конституционные проекты

Не желая уступать Наполеону репутацию либерального деспота, Александр I на Боргоском сейме 1809 года утвердил широкую автономию Великого княжества Финляндского с сохранением конституционного закона 1772 года и представительного органа — сейм. В ноябре 1815 года Александр I даровал конституцию Царству Польскому.

В 1818 году Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную уставную грамоту для России. Разработчики грамоты взяли за основу польскую конституцию. Проект предусматривал разделение судебной и исполнительной власти, а также создание двухпалатного парламента — Государственного сейма, состоящего из Сената и Посольской избы. Впервые в русской истории провозглашались свобода печати и неприкосновенность личности.

Ознакомившись с проектом, Александр, встревоженный революционной волной 1820-21 гг. в Греции, Италии и Испании, положил его под сукно.

Коммерц-коллегия

Коммерц-коллегия была создана Петром Первым в 1716 году. Изначально ею руководил Апраксин, но после того как указом от 1717 года утверждались руководители, управляющим был поставлен Толстой Петр Андреевич (1718-1722). Следующим президентом утвердили Бутурлина Ивана Федоровича, занимавшего пост с 1722 по 1725 годы. Основная задача управления — решение всех вопросов, так или иначе связанных с торговой деятельностью.

С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.

27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года. Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий. Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.

Первые конституционные акты Александра I

После Отечественной войны 1812 г. реформаторская деятельность вновь возобновилась. Реформы проходили в двух направ­лениях:

  • совершенствование национально-государственного устройства;
  • подготовка проекта Конституции России.

В рамках первого направления:

  • Александром I была дарована Конституция Царству Польско­му в 1815 г.;
  • была предоставлена автономия Бесарабии, которой в 1818 г. также был дарован конституционный документ — «Устав образования Бессарабской области».

В рамках второго направления в 1818 г. началась подготовка общероссийского проекта Конституции. Работу по подготовке проекта возглавил Н.Н. Новосильцев. Подготовленный проект — Государственная уставная грамота Российской Империи»— содержал следующие основные положения:

  • в России устанавливалась конституционная монархия;
  • учреждался парламент — Государственный Сейм, состоящий из двух палат — Сената и Посольской палаты;
  • Посольская палата избиралась дворянскими собраниями, после чего депутаты утверждались императором;
  • Сенат полностью назначался императором;
  • инициатива предлагать законы закреплялась только за импера­тором, но законы должны были быть обязательно утверждены сеймом;
  • император единолично через назначаемых им министров осуществлял исполнительную власть;
  • Россия делилась на 10 — 12 наместничеств, объединявшихся на началах федерации;
  • наместничества имели своё самоуправление, которое во многом копировало общероссийское;
  • закреплялись основополагающие гражданские свободы — свобода слова, печати, право частной собственности;
  • о крепостном праве не упоминалось вообще (планировалось начать его поэтапную отмену одновременно с принятием Конституции).

Основной проблемой, тормозившей принятие Конституции, был вопрос об отмене крепостного права и порядке его отмены. С этой целью императору было подано 11 проектов, каждый из которых содержал самые разные предложения по этому вопросу. Первым шагом по реализации данных предложений была частинная отмена крепостного права в России, первоначально проведённая на территории Прибалтики.

  • в 1816 г. императором было издано «Положение об эстляндских крестьянах», согласно которому крестьяне на территории Эстляндии (Эстонии) освобождались от крепостной зависимости;
  • в 1817 г. и 1819 г. были изданы аналогичные положения, касающиеся крестьян Курляндии и Лифляндии;
  • прибалтийские крестьяне становились лично свободными, но освобождались без земли, которая оставалась в собственности помещиков;
  • освобождённые крестьяне имели право взять землю в аренду или выкупить её.

Однако решение об отмене крепостного права во всей России так и не было принято. Его рассмотрение затянулось на несколько лет, пока император Александр I не умер в 1825 г., после чего он был вообще снят с повестки дня. Главными причинами затяжки решения крестьянского вопроса (а вместе с ним и принятия Конституции) были личная нерешительность Александра I и противодействие верхушки дворянства.