Финикийцы: характеристика, расположение, общество, экономика

Оглавление

Экономика и хозяйство Финикии

Восточное побережье Средиземноморья издревле славилось естественными богатствами и не смотря на сравнительно небольшую по ширине полосу суши, которую занимала Древняя Финикия, эта область была благодатным во всех отношениях краем. Одним из основных продуктов, которым торговали финикийцы, была сушеная рыба. Особую ценность представляли дубовые и кедровые леса Ливана – лучшего материала для изготовления кораблей в то время нельзя было и найти. Впрочем, ливанский кедр шел не только на корабли, но и на другие изделия – из него, например, изготовляли в том числе и саркофаги для мумий египетских вельмож. Центром торговли лесом был Библ – к тому времени давно и прочно находившийся в руках египтян. Именно папирусы последних, донесли до нас сведения о целебных растениях и необходимых для бальзамирования смолах, которые также поставлялись из Финикии.

Впрочем, финикийцы были также искусными мастерами – не мало “египетских” золотых и серебряных ваз украшенных головами разных животных, на самом деле – финикийские.  А ведь финикийцы владели ещё и замечательной технологией изготовления стеклянных сосудов и тканей насыщенно пурпурного цвета. Именно финикийцы первые начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков, окрашивая ею шерстяные и льняные ткани. Пригодная для земледелия территория Финикии была небольшой, но почва отличалась плодородием, к тому же очень тщательно обрабатывалась. Большую роль в торговле играло высококачественное вино.

Возможно, что само слово “вино”, соответствующее латинскому “винум”, греческому “ойнос” и хеттскому “вийана”, восходит к финикийскому “йайн”. Важным продуктом садоводства было также оливковое масло. Однако в первую очередь финикийцы были известны как работорговцы. Хотя значительная часть приобретаемых ими рабов предназначалась на перепродажу, очевидно, и в самих финикийских городах имелись в большом количестве рабы, которые использовались на судах, в мастерских и т.п.

Кроме товаров местного производства, финикийцы торговали и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, из областей микенской культуры Греции, с западных земель Средиземноморья. Города Финикии по существу были средоточием транзитной торговли. Из Малой Азии финикийцы получали серебро и свинец, позднее — железо. Финикийские города довольно рано вступили в тесные отношения с островом Кипр, в то время главным поставщиком меди. По всей вероятности, латинское слово “сиргит” (медь) происходит от названия этого острова.

С Крита финикийцы получали предметы эгейского художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморского бассейна. Ученые предполагают, что в Угарите, главном центре торговых связей с Эгейским миром, могла существовать постоянная микенская колония.

Интересный факт: вероятно, в морской торговле активное участие принимали и рядовые свободные граждане городов-государств, которых царь и знать ссужали серебром и товарами. В сухопутной караванной торговле, которая стала развиваться особенно с начала I тысячелетия до н.э., когда верблюд был уже одомашнен и вследствие этого облегчилось преодоление обширных пустынных и степных пространств Сирии, наряду с царями и знатью также уже могли обогащаться некоторые представители рядовых свободных.

Колонии и морское искусство Древней Финикии

Как уже отмечалось, финикийцы строили прекрасные корабли, были людьми предприимчивыми, смелыми, к тому же отличными мореходами. Естественно, нет ничего удивительного, что именно они в скором времени опутали почти всё Средиземноморье сетью своих колоний. Но не только жажда приключений гнала вперед отважных мореходов.

Дело в том, что господствующий класс финикийских государств, опасаясь восстания рабов и бедноты, стремился к тому, чтобы в подчиненных им городах не скоплялось сразу большого количества “беспокойных элементов”. Воевать финикийцы не любили, поэтому этот проверенный способ “слива” беспокойных горячих голов им не подходил. Но, опираясь на свою ментальность, они изобрели свой способ.

Из сочинений греческого ученого и философа Аристотеля (IV в. до н.э.) нам известно о тех мерах, которые применяла знать с этой целью в Карфагене: “Хотя строй Карфагенского государства и отмечен характером господства имущих, однако карфагеняне удачно спасаются от возмущения со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть. А именно, они постоянно высылают определенные части народа в подвластные Карфагену города и области. Этим карфагеняне врачуют свой государственный строй и придают ему стойкость”.

Таким образом, карфагеняне научились искусству врачевать свой государственный строй у метрополии — Тира, которая время от времени (может быть еще с конца II тысячелетия до н.э. и, во всяком случае, с начала I тысячелетия) неоднократно высылала, как, впрочем, и другие финикийские города-государства, по несколько тысяч граждан, чтобы они создавали свои колонии на побережьях Средиземного моря.

Такие финикийские колонии, целью которых было обеспечение части Средиземного моря, в первую очередь на острове Кипр, где финикийцы прочно закрепились еще во II тысячелетии до н.э. Не было существенных успехов только на в северной части Восточного Средиземноморья, где были свои народы-мореходы — греки, ликийцы, карийцы.

А вот на побережье Африки, на Сицилии, Мальте, в Испании, а также и на побережье Атлантического океана (нынешний Кадис) финикийцы обосновались прочно. Впрочем, дело не ограничивалось только лишь Средиземноморьем.

Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь.

Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, который называли они “столпами Мелькарта” (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.

Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг. В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана.

Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля.

Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.

Карфагенский период (IX — II века до н.э.)

После упадка Тира Карфаген стал одним из самых процветающих городов во всем Средиземноморье. Эта бывшая небольшая финикийская колония достигла коммерческого господства, которое простиралось от Сицилии до испанского побережья.

Между тем, регион Финикии был завоеван империей Ахеменидов, управляемой Чиро II, в 538 году до нашей эры. Это занятие длилось до 345 г. до н.э. C., когда финикийцы восстали против своих правителей. Однако свобода была недолгой, поскольку персы захватили их территорию.

Наконец, древняя территория, на которой доминировали финикийцы, была завоевана в 322 году до нашей эры. C. Александра Великого.

Карфагеняне продолжали осуществлять свою торговую гегемонию еще два столетия, пока не потерпели поражение от римлян в так называемых Пунических войнах. Карфаген был разрушен в 146 году до нашей эры. С.

Религия

Финикийская религия была частью семитских культов. Культ отправлялся профессиональной кастой жрецов, которые занимали привилегированное положение в обществе. Архитектура храмов финикийских богов явилась прообразом храма Соломона, который был построен при активной помощи тирских инженеров. Пантеон финикийских богов стал общим для семитских народов. Древние иудеи поклонялись финикийским Астарте и Таммузу. Особо финикийцы почитали Святые Горы

Одним из последних адептов финикийской религии был Гелиогабал, который особое внимание уделял солярному культу и экстатическому поклонению.

В связи с обширными культурными, экономическими и политическими связями с Египтом и, позднее, Грецией, многие финикийские божества имеют аналоги в египетской и греческой мифологии. Характерно обожествление личности правителя либо наместника Ваал, что соотносится с древнеегипетской религиозной традицией. Мелькарт, более известный в христианской традиции под наименованием Молох, также свидетельствует о подобной традиции обожествления и почитания городского правителя. Позднее, греческие источники стали отождествлять его с Геркулесом. Часто верховный бог приобретал черты солярного божества.

Наряду с небесным мужским божеством почиталась и богиня-мать Астарта (божество сидонское — 3Цар. ), одной из форм поклонения которой была храмовая проституция — однократная продажа своего тела за деньги, отдаваемые в храм Богини.

Финикийская религия представляла собой синтез различных традиций. Кочевой семитский культ небесных светил (солярного быкоголового Солнца и женской богини Луны) наслаивался на матриархальный неолитический культ Великой Матери (родственной Кибеле) и египетской паре Исиды и Осириса (Адонис).

Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва; народы, соседствовавшие с финикийцами, считали этот обычай доказательством особой жестокости последних. Этот вид жертвоприношения практиковался в особо важных случаях, известны жертвоприношения одновременно нескольких сотен детей. Урны с прахом хоронили на священном участке, называвшемся тофет. Эту практику заимствовали у финикийцев древние евреи после завоевания Южного Ханаана. В Библии упоминается о «проведении через огонь» детей в долине Гинномской (Геенна) около Иерусалима, в честь Молоха, при еврейских царях. Местом отправления культа был, согласно Библии, Тофет в долине Хинном (Иер. 32:35).

Вопрос о детских жертвоприношениях и о том, насколько регулярно они совершались в Финикии, давно является предметом споров среди библеистов и археологов. Профессор антропологии и истории Джефри Шварц и его коллеги предложили более мягкую интерпретацию: «Детей кремировали, независимо от причины смерти». Для изучения были взяты останки 348 погребальных урн, обнаруженных при раскопках карфагенского тофета.

Экспертиза показала, что большинство захоронений содержат останки детей, погибших в возрасте от пяти месяцев внутриутробной жизни или умерших на первом году жизни. Установлено, что много младенцев умерло в возрасте двух-пяти месяцев, и, по крайней мере, 20 % от общего числа — мертворождённые.
Таким образом, учёные сделали вывод, что тофет был местом погребения мертворождённых детей и умерших вскоре после рождения — дети такого возраста вряд ли могли быть принесены в жертву.

Ни в одной из урн не содержалось достаточно скелетного материала, который указывал бы на двойное захоронение. Таким образом, нельзя говорить о массовых жертвоприношениях.

Развитие городов Финикии

Финикийцы вели оживленную торговлю с другими древними цивилизациями мира. Постепенно на деньги, вырученные от морских походов, получила развитие городская инфраструктура. Были построены такие крупные города, как Тир, Сидон, Библ. Располагались они вблизи торговых портов Средиземного моря. В них археологами были обнаружены руины древнейших памятников архитектуры, скульптуры, храмы. Ходила молва о том, что финикийцы были корыстным и хитрым народом, и ради богатств шли на любые предприятия. Они были кредиторами многих крупных держав древности, в том числе мощного Древнего Египта.

Ведущим промыслом древней Финикии было изготовление цветных тканей и украшения из драгоценных металлов и камней: золота, серебра. Финикийцы плавили для изготовления посуды и украшений стекло. Его использовали также заливая маски перед упокоением.

Портовый город Библ прославился в древности из-за оживленной торговли в его портах Греции и Древнего Египта. Греки закупали здесь материал для записей папирус. В переводе на древнегреческий язык папирус означал «библос». От него произошло название христианского писания Библии, а также слово библиотека.

Эллинистический период (332–63 гг. До н.э.)

Расположенная на западной периферии Персидской империи, Финикия была одной из первых областей, захваченных Александром Великим во время его военных кампаний в Западной Азии . Главной целью Александра в Персидском Леванте был Тир, ныне крупнейший и самый важный город региона. Он капитулировал после семимесячной осады , во время которой многие его граждане бежали в Карфаген. Отказ Тайра позволить Александру посетить его храм Мелькарта , кульминацией которого стало убийство его посланников, привел к жестокой расправе: 2000 его ведущих граждан были распяты, и был установлен марионеточный правитель. Остальная часть Финикии легко перешла под его контроль, когда Сидон, второй по величине город, мирно сдался.

Военно-морские действия во время осады Тира Александром Великим (350 г. до н.э.). Рисунок Андре Кастень , 1888–89.

В отличие от финикийцев — и в этом отношении их бывших персидских правителей — греки были заметно равнодушны, если не враждебны, к иностранным культурам. Империя Александра проводила политику эллинизации , в соответствии с которой греческая культура, религия, а иногда и язык распространялись или навязывались покоренным народам. Обычно это осуществлялось посредством основания новых городов (в первую очередь Александрии в Египте), заселения греческой городской элиты и изменения местных географических названий на греческие.

Однако финикийцы снова оказались в стороне от империи: очевидно, что не было «организованных, преднамеренных усилий эллинизации в Финикии», и, за одним или двумя небольшими исключениями, все финикийские города-государства сохранили свои местные названия, в то время как греческие поселения и администрация похоже, было ограничено. И это несмотря на то, что прилегающие территории были эллинизированы, как и периферийные территории, такие как Кавказ и Бактрия .

Финикийцы также продолжали поддерживать культурные и торговые связи со своими западными коллегами. Полибий рассказывает, как царь Селевкидов Деметрий I сбежал из Рима, взяв на борт карфагенский корабль, доставлявший товары в Тир. Надпись на Мальте, сделанная между вторым и третьим веками до нашей эры, была посвящена Гераклу / Мелькарту как на финикийском, так и на греческом языках. В той мере, в какой финикийцы были подвержены некоторой степени эллинизации, «была большая преемственность с их финикийским прошлым — в языке и, возможно, в институтах; определенно в их культах; возможно, в какой-то литературной традиции; возможно, в сохранении архивов; и, конечно, в непрерывном историческом сознании ». Есть даже свидетельства того, что эллинисто-финикийская культура распространилась внутри Сирии. Адаптации к македонскому правлению, вероятно, способствовали исторические связи финикийцев с греками, с которыми они делились некоторыми мифологическими историями и персонажами; два народа даже иногда считались «родственниками».

Империя Александра рухнула вскоре после его смерти в 323 г. до н.э., распалась на несколько соперничающих королевств, которыми управляли его генералы, родственники или друзья . Финикийцы попали под контроль самого крупного и могущественного из этих преемников, Селевкидов . Финикийская родина неоднократно оспаривалась Птолемеевым царством Египта во время сорокалетних сирийских войн , перешедших под правление Птолемеев в третьем веке до нашей эры. Селевкиды отвоевали эту территорию в следующем столетии, удерживая ее до середины первого века до нашей эры. При их правлении финикийцам, очевидно, была предоставлена ​​значительная степень автономии.

Во время династических войн Селевкидов (157–63 гг. До н.э.) за финикийские города боролись враждующие группировки королевской семьи Селевкидов. Империя Селевкидов, которая когда-то простиралась от Эгейского моря до Пакистана, была уменьшена до состояния, состоящего из частей Леванта и юго-восточной Анатолии . Мало что известно о жизни в Финикии в течение этого времени, но Селевкиды были сильно ослаблены, а их область остается в качестве буфера между различными конкурирующими государствами, перед тем , как в приложении к Римской республике по Помпею в 63 г. до н. После столетий упадка последние остатки финикийской власти в Восточном Средиземноморье были поглощены римской провинцией Коэль-Сирия .

Мечты о независимости

В период персидского владычества финикийские города впервые объединились в союз. Это случилось в IV веке до н. э., когда жители Тира, Сидона и Арвада выбрали своим центром старое поселение, назвав его Триполи (по-гречески «трехградье»). Там собирался обще-финикийский совет — своего рода парламент из 300 человек. К тому времени городами формально по-прежнему правили цари, но на деле власть перешла к богатейшим торговцам и банкирам. Иногда они свергали формального государя и передавали его полномочия судьям-суффетам, избираемым на год.

В громадной Персидской державе финикийцы чуть ли не впервые за свою историю изведали выгоды мира и законности, смогли пользоваться хорошо налаженной системой дорог и почтовых сообщений. И в итоге случилось неизбежное — они забыли о прежних лишениях, «зазнались» и начали выходить из повиновения монарха. Например, когда он повелел Тиру и Сидону готовить флот для похода на Карфаген, те решительно отказались выступать против сородичей.

Дальше — больше: в финикийских головах зародилась мысль о независимости. В 350 году до н. э. они подняли восстание под руководством некоего Теннеса, но силы оказались неравными. Семь лет спустя царь Артаксеркс III дотла разорил Сидон, истребив 40 тысяч его жителей. А затем пришел последний завоеватель — Александр Македонский, который в 332 году до н. э. подверг не меньшим разрушениям Тир. Островной город сопротивлялся непобедимому полководцу целых семь месяцев. Тогда царь велел насыпать к нему дамбу от материка, таким образом превратив его в полуостров. В конце концов стены рухнули под ударами греческих таранов и ядрами катапульт. Почти 10 тысяч тирцев погибли в бою или были распяты победителем на крестах, а остальные жители были обращены в рабство. И хотя после этой жестокой расправы город все-таки возродился, он уже не вернул себе прежнего значения.

После смерти Александра Финикия стала «яблоком раздора» для его преемников — египетских Птолемеев и сирийских Селевкидов, в конце концов доставшись последним. Первенство на торговых путях тем временем окончательно перешло к грекам, и даже в гаванях Ливана греческий язык вытеснил ханаанейский. Последние остатки самостоятельности Тир и Сидон утратили при римлянах. На месте «варварских» строений были возведены храмы, дворцы и ипподромы греко-римского образца.

В 218 году свершился кратковременный реванш — императором стал юный сириец Гелиогабал (Марк Аврелий Антонин Бассиан), объявивший Баала верховным божеством в Риме. Но уже через четыре года его убили, и вскоре Баала с облегчением забыли не только в Риме, но и в самом Леванте, принявшем учение Христа. А с приходом ислама финикийская культура окончательно прекратила существование. Но, как мы могли убедиться, ее великие достижения отнюдь не утрачены человечеством.

Период шин (12-7 вв. До н.э.)

Город Тир унаследовал торговую гегемонию, ранее принадлежавшую Сидону. В его случае он распространил торговые сети на Западную Европу, включая юг Италии, Мальту, Сардинию, Сицилию, Корсику, юг Испании и север Африки. В своих путешествиях они пересекали Гибралтарский пролив.

С другой стороны, они также достигли побережья Англии, Азорских и Канарских островов.

Тирийцы не только ограничились торговыми отношениями, но и основали многочисленные колонии в стратегических местах.

Конец их гегемонии наступил, когда халдеи, персы и ассирийцы нанесли им военное поражение. На их месте возникли другие торговые города, например Карфаген, одна из финикийских колоний.

Ремёсла[править | править код]

Голова бородатого мужчины из стекла, вероятно кулон или фрагмент ожерелья. (Карфаген, IV-III века до н.э.)

Около XVIII—XVII веков. до н.э. хурриты (племена Верхней Месопотамии) изобрели способ изготовления посуды из непрозрачного цветного стекла. Эта техника позднее попала в Финикию и в течение некоторого времени хурриты и финикийцы были монополистами в производстве и торговле стеклянными изделиями.

Примерно к концу XVI века до н.э. в Финикии открыли способ окраски шерсти в пурпурный цвет краской, добываемой из морского моллюска. В связи с этим большое значение приобретает ввоз некрашеной шерсти, так как сама краска была нетранспортабельна.

Основная статья: Тирский пурпур

Финикия в Библии

Финикийский Сидон назван «первенцем Ханаана» (Быт. ). В эпоху израильского завоевания Ханаана финикийский Сидон уже назван Великим (Нав. ) и упомянут другой финикийский город Тир (Нав. ; Пс. ; Пс. ) — они послужили северными пределами расселения евреев (Суд. ). Во времена царя Соломона финикийский Сидон владел всем Ливаном и богател за счёт продажи кедров (3Цар. ), но известным финикийским правителем был царь тирский Хирам (3Цар. ). Тир торговал «с народами на многих островах» (Иез. ), властвовал от Сидона до Арвада (Иез. ). Финикийцы помогали израильтянам строить храм и учили их мореходному делу (3Цар. ).

Женитьба Ахава на Иезавели, дочери сидонского царя Ефваала, имела важное политическое значение, но оказала пагубное влияние на израильскую религию. В Самарии появились капища Ваала (3Цар. )

С финикийским влиянием в Израиле боролся пророк Илия. В финикийской Сарепте он явил чудо неиссякаемой кадки и кувшина (3Цар. ).

В Новом Завете Финикия иногда называется собственным именем (Деян. ; ), а иногда обозначается в качестве «пределов Тирских и Сидонских» (Мк. ), где согласно Евангелиям Иисус Христос изгнал демона из дочери «сирофиникиянки» (Мк. ) или «хананеянки» (Мф. ). Другие жители «приморских мест Тирских и Сидонских» слушали Нагорную проповедь (Лк. ).

Политическая организация

Финикийцы никогда не создавали единого государства. Вместо этого они создали серию городов-государств, каждый с разным уровнем богатства и политической власти. На протяжении своей истории самый важный город в каждый момент осуществлял определенное общее политическое руководство.

Эти города были независимы друг от друга. Их владения были довольно небольшими, хотя у них всегда было достаточно ресурсов, чтобы прокормить население.

Исключением из-за военного характера был Карфаген. Однако их вооруженные вторжения были направлены не на установление политической власти, а на коммерческое господство.

Городами-государствами правил король, который происходил из самых привилегированных социальных классов. Власть монарха не была абсолютной, так как ему приходилось делить ее с советом старейшин, состоящим из членов 100 самых богатых купеческих семей.

Литература

  • Волков А. В. Загадки Финикии. — М.: Вече, 2004. — 320 с. — Серия «Таинственные места Земли». — ISBN 5-9533-0271-1.
  • Грей, Джон. Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных. — М.: Центрполиграф, 2003. — 224 с. — Серия «Загадки древних цивилизаций».
  • Дриди, Эди. Карфаген и Пунический мир / Пер. Н. Озерской. — М.: Вече, 2008. — 400 с. — Серия «Гиды цивилизаций». — ISBN 978-5-9533-3781-6.
  • Егер, Оскар Всемирная история. — Т. 1. Древний мир. — СПб.: Полигон; М.: АСТ, 2010. — 672 с.: ил. — ISBN 978-5-17-050157-1, 978-5-89173-401-2.
  • Маркоу, Гленн. Финикийцы / Пер. с англ. К. Савельева. — М.: Гранд-Фаир, 2006. — 328 с. — ISBN 5-8183-0960-6.
  • Ур-Мьедан, Мадлен. Карфаген / Пер. А. Яблокова. — М.: Весь мир, 2003. — 144 с. — Серия «Весь мир знаний». — ISBN 5-7777-0219-8.
  • Циркин Ю. Б. Финикийская культура в Испании. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1976. — 248 с.: ил. — Серия «Культура народов Востока».
  • Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1986. — 288 с.: ил. — Серия «Культура народов Востока».
  • Циркин Ю. Б. От Ханаана до Карфагена. — М.: АСТ, 2001. — 528 с.
  • Циркин Ю. Б. Мифы Финикии и Угарита. — М.: АСТ, Астрель, 2003. — 480 с. — Серия «Мифы народов мира». — ISBN 5-17-002280-8.
  • Шифман И. Ш. Финикийские мореходы. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1965. — 84 с.: ил. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Шифман И. Ш. Финикийский язык. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1963. — 68 с. — Серия «Языки зарубежного Востока и Африки».

Происхождение

Финикийцы являлись носителями гаплогруппы J2[источник не указан 570 дней], что указывает на их автохтонное происхождение и родство с древним мезолитическим европеоидным населением Ближнего Востока и Кавказа. У образца «Ариш» из пунического погребального склепа на холме Бирса недалеко от входа в Национальный музей Карфагена в Тунисе возрастом около 2500 лет (конец VI века до н. э.) обнаружена редкая . Предполагается, что эта ветвь, унаследованная молодым человеком по материнской линии, происходит из Иберии, колонизированной финикийцами.

Финикийцы говорили на семитском языке, родственном ивриту. Геродот в своей «Истории» сообщает, что финикийцы пришли в Финикию из северо-западной Аравии, с побережья Красного моря.

Экономика

Первые финикийцы были рыболовами. Со временем их рыболовецкие деревни превратились в богатые купеческие центры, поскольку они стали использовать свои корабли не только для рыбной ловли, но и для торговли с заморскими землями. Финикийцы создавали палубные гребные суда из ливанского кедра. В поисках дешёвого сырья и новых рынков сбыта финикийцы плавали по всему Средиземному морю, доходили до Атлантического побережья Испании (Фарсис) и даже — до Британских островов, откуда везли олово. Их опорные пункты находились в Испании, в Сицилии, на Сардинии и Корсике; но наибольшее значение приобрели североафриканские колонии, и прежде всего Карфаген, опаснейший противник Рима. Отправлялись финикийцы и в загадочную страну Офир.

Яркое описание финикийской торговли дано в книге Иезекииля. Финикийцы вели также и большую сухопутную торговлю. Она производилась караванами: товары навьючивали на верблюдов, которые потом длинной вереницей совершали переходы по степям. Из Фувала и Мешеха привозили медную посуду (Иез. 27:13), из Фогарма — лошадей (Иез. 27:14), из Дамаска — вино и белую шерсть (Иез. 27:18), из Аравии — овец (Иез. 27:21).

На финикийских мануфактурах выделывались искусные вещи из металлов, слоновой кости и чёрного дерева; из шерсти и шёлка они изготовляли дорогие ткани.

Особенно высоко ценились тогда ткани, окрашенные пурпуровой краской, которую финикийцы добывали из морских раковин (моллюсков) у берегов Финикии.