Павел филонов. грезы о невозможном

Оглавление

«Сделанные картины»

Это был первый манифест аналитического искусства, выпущенный в марте 1914 г. Филоновым и др., полное название которого «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков „Сделанные картины»». Он провозглашал реабилитацию живописи – «сделанных картин и сделанных рисунков», где они противопоставляли себя концепции и методу К. Малевича и других художников русского авангарда.П. Филонов писал: «Цель наша – работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке – это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу. … Относительно живописи мы говорим, что боготворим её, введённую и въевшуюся в картину, и это мы первые открываем новую эру искусства – век сделанных картин и сделанных рисунков, и на нашу родину переносим центр тяжести искусства, на нашу родину, создавшую незабываемо дивные храмы, искусство кустарей и иконы».В дальнейших своих работах Филонов развивал тезисы своего манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом».В 1918 г. в Петрограде состоялась Первая свободная выставка произведений художников всех направлений. Это была грандиозная выставка в Зимнем дворце. Виктор Шкловский (писатель, литературовед, критик) приветствует художника, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет». Две работы: «Мать», 1916 г. и «Победитель города» – были подарены Филоновым государству.

П. Филонов «Мать». Акварель, тушь, перо, кисть, карандаш на бумаге. Государственный Русский музей (Петербург)Художник не принимал идеологии Академии художеств и, пробыв там вольнослушателем 2 года, вышел из неё, надеясь создать свою концепцию творчества, целью которой было достижение систематического знания мира и его человеческого потенциала. Это можно назвать интеллектуальным принципом живописи.Филонов считал, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые постигает «знающий глаз» интуитивно и знанием. Он представлял эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно.Художник пытается зрительно воссоздать параллельный природе мир. Эта идея красивая, но вряд ли является реальной. Скорее, это утопия. На деле всё обернулось тем, что постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. Филонов пытается удержаться, создавая группу «мастеров аналитического искусства» (МАИ). Филонов со своими учениками участвует в различных видах художественной деятельности: участвуют в постановке «Ревизора» Гоголя, иллюстрируют финский эпос «Калевала». Художник принципиально не выполняет работы на заказ, хотя живёт очень тяжело, даже голодает. В это время (20-30-е годы XX в.) он создаёт многие свои шедевры: «Формула империализма», «Нарвские ворота», «Животные».

П. Филонов «Животные». Масло на картоне. Государственный Русский музей (Петербург)Его картина «Бегство в Египет» относится к раннему периоду творчества, когда он более примыкал к символизму и тяготел к «вечным темам» бытия. Она изображает библейскую сцену бегства в Египет Иосифа и Девы Марии с младенцем Христом.

П. Филонов «Бегство в Египет». Масло на холсте. Частная коллекцияНаправление в живописи, основанное П. Филоновым, продолжает оказывать заметное влияние на творческие изыскания многих художников и литераторов новейшего времени.

На выставке, посвящённой П. Филонову

Самые известные картины Павла Филонова

На фоне разнообразного и мощного русского авангарда художник Павел Филонов занимает особое место.

Среди его работ выделяются:

  • «Головы» (1910);
  • «Буржуй в коляске» (1913);
  • «Мужчина и женщина» (1913);
  • «Крестьянская семья» (1914);
  • «Победитель города» (1915);
  • «Нарвские ворота» (1929);
  • «Ударники» (1935);
  • «Лики» (1940).

Все работы Филонов завещал Русскому музею, их передала сестра художника Евдокия Глебова в 1977 году (в Третьяковке и в частных коллекциях находится совсем небольшое количество работ).

Биография художника Корина П Д

Биография художника Федотова П. А. его картины – окно в XIX век

Павел Кузнецов: биография мастера пейзажа

Биография художника

Па́вел Никола́евич Фило́нов (1883-1941) — русский, советский художник (художник-исследователь – так он сам официально называл себя), поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель и теоретик аналитического искусства – направления живописи и графики первой половины XX в., оказавшего заметное влияние на творческие умонастроения многих художников и литераторов.

П. Филонов. АвтопортретРодился в семье потомственного крестьянина в Москве, отец работал извозчиком, а мать прачкой. Рано лишился матери. Учился в городской приходской школе в Москве, которую окончил с отличием. В 1897 г. с семьёй переехал в Петербург, поступил в живописно-малярные мастерские, после их окончания работал «по малярно-живописному делу». Параллельно посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, с 1903 г. учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского.В 1905-1907 гг. Филонов предпринимает путешествие по Волге, Кавказу и посещает Иерусалим.В 1908 г. его принимают вольнослушателем в школу при Академии художеств, из которой он «добровольно вышел» в 1910 г.С 1910 г. начинает участвовать в выставках и мероприятиях «Союза молодёжи» и начинает формировать свою художественную концепцию, о которой мы рассказали выше. В начале этого же года он сближается с поэтом В. Хлебниковым (основоположник русского футуризма, поэт и прозаик Серебряного века) – в их творчестве чувствуется явное духовное родство и взаимовлияние.Участвовал в Первой мировой войне – был направлен на Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии. Принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле.Одна из его последних работ – «Лики».

П. Филонов «Лики». Масло на бумаге. Государственный Русский музей (Петербург)Павел Филонов умер от голода в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 г. Похоронен на Серафимовском кладбище.Работы Филонова были унаследованы его сёстрами, Марией и Евдокией Филоновыми. Евдокия Николаевна Глебова (Филонова) в 70-х годах XX в. передала своё собрание в дар Государственному Русскому музею.

П. Филонов «Портрет Евдокии Глебовой» (сестра художника). Акварель, карандаш на бумаге. Государственный Русский музей (Петербург)

  • < Назад
  • Вперёд >

«Упорно рисуй каждый атом»: декорации для Маяковского, иллюстрации для Хлебникова

В декабре 1913 года Павел Филонов оформил декорации к трагедии Маяковского «Владимир Маяковский». Евдокия Глебова вспоминала: «Сестра Мария Николаевна и я помогали брату. Хорошо помню, как мы трудились над какой-то огромной слезой». Через несколько месяцев Филонов уже иллюстрировал поэтический сборник «Рыкающий Парнас», в который вошли стихи футуристов: Владимира Маяковского, Давида Бурлюка, Алексея Крученых, Велимира Хлебникова. Однако сразу же после выпуска тираж изъяли: цензура усмотрела в рисунках порнографию. В 1914 году художник попробовал себя в роли оформителя еще раз и создал иллюстрации к сборнику Хлебникова «Изборник».


Павел Филонов. Коровницы. 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Павел Филонов. Ломовые. 1914. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Павел Филонов. Корабли. 1919. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1914 году Филонов выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» с лозунгом «Мировой расцвет». Художник писал от имени апостола, зовущего к новой вере: «Делайте картины и рисунки, равные нечеловеческим напряжениям воли, каменным храмам Юго-Востока, Запада и России, они решат вашу участь в день страшного суда искусства и знайте, день этот близок». Лето того же года художник провел у сестры на даче. Он закончил картину «Крестьянская семья» и даже начал писать стихи. Филонов торопился: в любой момент его могли мобилизовать на фронт, началась Первая мировая война. Весной 1915 года вышла книга живописца «Пропевень о проросли мировой» — с фольклорными историями на языке, который придумал он сам. До конца 1915 года Павел Филонов успел написать еще два полотна: «Германская война» и «Цветы мирового расцвета». Он работал маленькой кистью. Каждая точка, которую Филонов ставил на картине, символизировала атом. Живописец как будто создавал сложные организмы из частиц.

Осенью 1916 года Павла Филонова призвали на войну и отправили на румынский фронт. После революции солдаты избрали его председателем Военно-революционного комитета Отдельной Балтийской морской дивизии. Филонов вспоминал: «Я был на войне 1,5 года, и, к счастью, меня выбрали в комитет и этим спасли меня». В 1918 году художника направили в Петроград, чтобы передать знамена полков в революционный штаб. После этого Филонов на фронте больше не был. Он вернулся к живописи и через несколько месяцев закончил картину «Волы (Сцены из жизни дикарей)».

В 1919 году художник участвовал в «Первой государственной свободной выставке произведений искусства» в Зимнем дворце. Павел Филонов представил цикл «Ввод в мировой расцвет» из 22 работ разных лет: «Пир королей», «Коровницы», «Перерождение человека», «Ломовые», «Рабочие», «Две девочки» и многие другие. Большевики трактовали слово «расцвет» в названии как торжество революции. Нарком просвещения Анатолий Луначарский говорил: «Филонов — величайший мастер. Его трудно понять, но это не умаляет его величия, и в будущем он станет гордостью страны». Павел Филонов подарил государству два полотна: «Победитель города» и «Мать».

Искусство и аналитика по-филоновски

В 1914 году вышел манифест, автором которого стал Филонов – считается, что с этого момента родилось аналитическое искусство.

В манифесте «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков “Сделанные картины”» художник формулирует основные положения своей идеи:

  • Многомерность,
  • Движение от частного к общему,
  • Формирование художественного произведения подобно росту зерна.

Разъясняя суть аналитического искусства, сам живописец прибегал к рисунку: на углу дома стоит лошадь с телегой. Далее объяснял, что за рамками листа находится некая дверь, из которой выходит женщина и видит лошадь в ином ракурсе, нежели зритель. Для неё голова лошади находится, например, на месте, где нарисован хвост. Взгляд на лошадь бросают и другие люди с улицы, из окон, а также птицы, насекомые. Сама лошадь тоже куда-то смотрит. Это всё должно находить место на холсте.

Художник Филонов отошёл как от академического искусства, так и от авангардного (кубизма), считая, что все их представители работают с «мёртвой натурой», тогда как главным исследованиям живописцев должны подвергаться внутренние метаморфозы.

Семья

П. Н. Филонов с женой Е. А. Серебряковой.Фото 1928 года

Сёстры: Александра Николаевна Филонова (Гуэ) (1878—1958), Мария Николаевна Филонова (1880—1965), Евдокия Николаевна Филонова (Глебова) (1888—1980).

Жена с 1921 (официально брак был зарегистрирован в 1929) по 1941 годы — Тетельман, Рина Соломоновна (Екатерина Александровна; по первому — гражданскому — браку Серебрякова, 1862, Одесса — 1942, Ленинград). Умерла во время блокады, пережив мужа на несколько месяцев.

Пасынки — дети Е. А. Серебряковой: Владимир Эсперович Серебряков (1885—19??), историк Анатолий Эсперович Серебряков (1890—1938), художник Пётр Эсперович Серебряков (1896—1938). Владимир жил в Лондоне (последние упоминания о нём относятся к 1936 году). Анатолий и Пётр были репрессированы и расстреляны в 1938 году.

Академия, становление

Вернувшись в Петербург и завершив обучение в частной мастерской, живописец снова стремится поступить в Академию художеств. Не с первой попытки, но всё же он был принят вольнослушателем в 1908 году. Вожделенная Академия со временем разочаровала Филонова строгостью рамок и ограничений. Преподаватели тоже не понимали ученика, манерой рисования «сдирающего шкуру с натурщика».

Распрощавшись с Академией после двух лет обучения, Павел Филонов несколько месяцев провёл в деревне Ваганово – «в темноте, с керосиновой лампой». Думал, работал. Зимой 1910 года завершил картину «Головы».

Становление художника прослеживается по произведениям Павла Филонова:

  • До 1907 года его работы в основном – это лирические этюды;
  • В 1910-м появляются признаки поисков, первые шаги на пути к аналитическому искусству;
  • В 1911 году филоновский стиль вполне определён.

Академическая школа (особенно уроки Г.Я. Ционглинского), любовь к живописи мастеров итальянского Возрождения (Да Винчи, Микеланджело), восхищение искусством Гольбейна – всё это в комплексе определило становление Филонова. Творческим кредо для него стало стремление к точности рисунка, когда каждое прикосновение карандаша или кисти наделяется значимостью.

С 1910 года живописец постоянно участвует в выставках «Союза молодёжи», общества петербургских авангардистов (до 1914-го, когда организация распалась). В течение этих лет претерпел изменения характер художника: прежде общительный юноша замкнулся и углубился в собственные мысли. Отвлёкся и напитался большим искусством, съездив в 1913-м в Италию и Францию. Вернувшись, бросился творить: писал декорации к драме «Владимир Маяковский», рисовал иллюстрации к поэтическим сборникам.

Личная жизнь

Теоретик «аналитического искусства» был женат, но не имел собственных детей. В 1921 году он заключил брак с разведенной женщиной Екатериной Александровной Серебряковой, которая была на 20 лет старше художника и воспитывала двоих сыновей.


Павел Филонов и Екатерина Серебрякова

Подробности личной жизни Филонова и его жены потомки узнали из дневника, состоявшего из нескольких тетрадей с воспоминаниями. Павел Николаевич писал, что он и Рина жили в разных комнатах и вели раздельное хозяйство, но отношения складывались хорошо. Супруга поддерживала мастера и в последние годы буквально спасала его от голодной смерти.

В 2002 году мысли художника опубликовали в виде книги-биографии, дополненной репродукциями работ и фотографиями из личного архива семьи художника.

Происхождение и детство

Будущий художник Павел Филонов родился 8 января 1883 года (по новому стилю), когда его многодетная семья переехала из Рязани в Москву. Только здесь его отец, бывший крестьянин, ставший кучером, получил фамилию «Филонов» – до сих пор он был бесфамильным, просто Николай Иванов сын. Мать, Любовь Николаевна, занималась детьми, для заработка «брала в стирку бельё» (из автобиографии художника). Дети воспитывались в атмосфере труда, взаимопомощи и творчества в свободные минуты. Танцевали, пели, рисовали.

В 1887 году умер отец – мать тогда ждала шестого ребёнка. Она осталась одна с малолетними детьми (старшая сестра 1878 г.р., младшая родилась в 1888-м) и их бабушкой. Старшие дети, в их числе и Павел, включились в процесс зарабатывания денег: вышивали на продажу, принимали участие в театральных массовках и подтанцовках.

В 1894 году Павел поступил в приходскую школу (на Каретном Ряду). Учился на отлично, занимаясь чаще всего по ночам, так как продолжал подрабатывать. Рисование привлекало всё больше, но не хватало времени. Сохранилась его акварельная открытка «Домик в Москве», относящаяся к этому периоду жизни (хранится в Государственном Русском музее).

Судьба сестры повлияла на дальнейшие события жизни Филонова

Головы 1910 г.

В 1894 году Александра, старшая сестра Павла Филонова, вышла замуж за успешного петербургского предпринимателя Александра Гуэ. Он занимался электротоварами, что по тем временам было очень перспективно – электричество приходило на смену газовому освещению. Муж оказался человеком добрым – семья жены стала его семьёй, и он поддерживал её материально.

В 1896 году чахотка унесла жизни матери и старшего брата. В 1897-м Павел закончил приходскую школу и переехал с оставшимися родными к Александре в столицу. Перемена образа жизни и обстановки была крутой и для Павла особенно болезненной – 14-летний подросток устраивал своеобразные бунты против буржуазного богатства (отказывался спать на матрасе и т.д.).

А.А. Гуэ, человек ответственный и практичный, выбрал для брата жены профессию – он видел явные способности Павла к рисованию и устроил его в художественно-малярные мастерские, функционирующие при Обществе поощрения художеств. Работа здесь была чрезвычайно разнообразна и заключалась то в простой покраске отхожих мест, то в росписи изразцов, то в отделке министерских квартир. С 1898 года при том же Обществе Павел Филонов по вечерам занимался в рисовальном классе.

Дипломированный маляр и его первый опыт

К концу весны 1901 года Филонов закончил обучение и получил свидетельство маляра-декоратора интерьеров. В начале лета в составе бригады Н.Н. Рубцова отправился в Воронежскую губернию расписывать имение Рамонь, владение принцессы Ольденбургской. Пребывание в образцово устроенном поместье оказало благотворное влияние на мировосприятие начинающего художника и навело его на специфическое понимание жизни, приблизило к её органическому осмыслению.

Ремесленная по сути работа не могла дать полного удовлетворения проснувшейся потребности в творчестве. Природа отозвалась в душе юноши – Филонов, картины которого воронежского периода — это впечатления от зорь в Рамони, именно здесь пишет первые пейзажи маслом.

Самостоятельность: попытка поступить в Академию и снова учёба

Вернувшись в Петербург, молодой живописец съехал от сестры и поселился в съёмной комнате. Зарабатывал тем, что расписывал помещения на заказ, но мечта о профессиональной карьере художника не оставляла его. В музее Александра III, сегодняшнем Русском, Филонов проводил всё свободное время (изучал и копировал работы именитых мастеров).

В 1903 году набрался решимости и попытался поступить в Академию художеств. Тщательно готовился: рисовал гипсовые скульптуры, написал «первый портрет упорной долговременной работы» (облик сторожа малярной мастерской). Не учёл одного – экзамен включал в себя написание обнажённой натуры. Ни практики, ни знаний анатомии у абитуриента не было, поэтому испытания он провалил.

Для восполнения пробелов в том же году Павел Филонов обратился к живописцу Дмитриеву-Кавказскому, в частной мастерской которого продолжил образование. Наставник, заядлый путешественник, в рассказах о поездках знакомил студентов с представителями фауны разной географии. С изучения их скелетов для учеников и начиналась анатомическая практика. Академик был так красноречив в своих описаниях путешествий, что молодой, жаждущий новых впечатлений Филонов решил последовать его примеру.

Судьба творческого наследия

Формула весны. 250×285, х.м., 1928–1929. Государственный Русский музей

Мечтая о безвозмездной передаче всех своих работ Советскому государству при условии создания на их основе музея аналитического искусства, Филонов принципиально (за очень редким исключением) не продавал своих картин. 15 января 1939 г. он записал в своём дневнике:

После смерти Филонова работы были унаследованы сёстрами художника Марией и Евдокией. Практически полностью его наследие (около 300 живописных и графических работ) сохранялось младшей сестрой Евдокией Николаевной Глебовой (1888—1980).

Начиная с семидесятых годов, официально не признанное творческое наследие Филонова стало объектом пристального внимания представителей антикварного рынка и криминальных кругов. В создавшихся условиях в 1977 году Е.Н. Глебова передала всю коллекцию в дар Государственному Русскому музею (ГРМ). Но начавшиеся ранее кражи и контрабандный вывоз работ художника за рубеж продолжались. В частности, на парижской выставке 1989—1990 годов были представлены восемь рисунков П. Н. Филонова, похищенных из собрания Русского музея и нелегально вывезенных за границу. Подмену оригиналов копиями, ставшую возможной предположительно из-за халатности тогдашнего руководства музея, обнаружил еще в 1985 году искусствовед, сотрудник ГРМ Е.Ф. Ковтун. По инициативе Государственного Русского музея Ленинградским управлением КГБ было начато расследование, однако ему не давали ход некие влиятельные персоны во власти. И тогда руководство Ленинградского УКГБ решило предать это дело широкой огласке, связавшись с находившимся тогда в Ленинграде журналистом А.Г. Мосякиным. По сути это была секретная спецоперация, результатом которой стали две статьи «Страсти по Филонову», опубликованные весной 1990 года в феноменально популярном журнале «Огонёк» и ленинградской газете «Смена». Резонансные статьи подвигли прокуратуру Ленинграда начать и довести до конца расследование хищений работ Филонова и других художников из Русского музея. В 2000 году после многолетних переговоров, по достигнутой договорённости парижских владельцев работ Филонова и российской стороны, семь из восьми подлинных рисунков Филонова были возвращены в ГРМ. Восьмой рисунок («Пропагандист», 1924—1925) возвращён не был. В 1989—1992 годах произошла новая серия краж из Русского музея, после чего из трёх похищенных рисунков Филонова в музей вернулись только два. Судьба нескольких исчезнувших в разные годы произведений художника остаётся неизвестной.

В настоящее время в постоянной экспозиции ГРМ в зале Филонова представлено около десяти картин художника. Некоторые произведения экспонируются в филиале Государственной Третьяковской галереи. Идея создания музея аналитического искусства не была реализована, и основная часть работ Филонова хранится в запасниках.

Детство и юность

Павел Николаевич Филонов родился в Москве 8 января 1883 года. Родители-мещане были уроженцами Рязанской области. Отец Николай служил извозчиком, а мать Людмила стирала белье состоятельных людей. Несмотря на простое происхождение и непрестижные профессии предков, мальчик получил среднее образование в московской школе и окончил ее как один из лучших учеников класса.

Павел Филонов в молодости

В 1897 году семья переехала в Петербург, где Павел начал осваивать художественное ремесло в живописно-малярных мастерских, а через год поступил на курсы рисования, готовивших работников и преподавателей изобразительного искусства. Видимо, в этот период юноша решил, что хочет быть профессионалом, и стал готовиться к поступлению в академию, посещая частные уроки рисования.

Приобретенных навыков оказалось недостаточно для успешного поступления в высшее учебное заведение. Трижды провалив экзамены, Филонов добился места вольного слушателя и 2 года посещал курсы живописи и графики, перенимая опыт талантливых педагогов Петербургской художественной академии.

Автопортрет Павла Филонова

Классические этюды мало интересовали Филонова, он стремился к самовыражению и эпатажу, создавая первые работы в стиле, не подходящем для традиционного искусства. Преподаватели невзлюбили молодого выскочку, рисовавшего лица и фигуры натурщиков в манере, развращавшей прилежных студентов. В итоге Павла вынудили покинуть занятия, поставив крест на мечте о получении диплома.

Источники

Книги
  • Филонов П. Н. Дневники. — СПб.: Азбука, 2006.
  • Филонов. Художник. Исследователь. Учитель. В 2-х тт. — М., 2006.
  • Боулт Джон Эллис, Мислер Николетта. Филонов. Аналитическое искусство. — М.: Советский художник, 1990. — 248 с. — ISBN 5-269-00078-4.
  • Павел Филонов: Реальность и миф. / сост. Правоверова А. Л. — М.: Аграф, 2008.
  • Križ J. Pavel Nikolaevič Filonov. Praha, 1963.
  • Живопись 20—30-х годов / Составитель и автор научного аппарата Александр Михайлович Муратов, автор вступ. статьи Виталий Серафимович Манин. — СПб.: Художник РСФСР, 1991
  • Павел Николаевич Филонов / Под ред. Джона Э. Боулта, Николетты Мислер, Ирины Меньшовой // Еxperiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. — № 11. — L.A., 2005.
  • Мосякин А. Г. Страсти по Филонову. Сокровища, спасенные для России. — СПб., Амфора. 2014. — ISBN 978-5-367-03196-6.
  • Бурлюк Д. Филонов: Повесть / Подг. текста, примеч., коммент. и послесл. В. Полякова. — М.: Гилея, 2017.
  • Мосякин А. Г. Страсти по Филонову. 2-е изд. Санкт-Петербург. Пальмира, 2020. –– 143 c.: ил. –– ISBN 978-5-517-03468-7.
Каталоги
  • Павел Николаевич Филонов. — Л., 1930.
  • Павел Филонов. Каталог. — Л.: ГРМ, 1988.
  • Филонов и его школа. Каталог выставки. — Дюссельдорф; Кёльн, 1990.
  • Очевидец незримого. Каталог выставки. — Спб.: Palace Editions, 2006.
Статьи
  • Ковтун Е. Ф. Из истории русского авангарда: П. Н. Филонов // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1977. — Л.: Наука, 1979. — С. 216—235.
  • Мосякин А. Г. Страсти по Филонову // «Огонёк». — 1990. — № 15; «Смена» — Л., 1990. — 17—18 мая. — «Огонёк», 1990. — № 32. — С. 20.
  • Genevieve Cloutier. Velimir Chlebnikov and Pavel Filonov’s «Formulae» and the Question of History in Russian Avant-Garde // Russian Literature. 65. 2009. № 4. P. 421—429.
  • Глебова Т. Н. Воспоминания о Павле Николаевиче Филонове / Публ. Е. Ф. Ковтуна // Панорама искусств. Вып. 11. — М., 1988. — С. 108—127.
  • Глебова Т. Н. Воспоминания и размышления. Соображения и возражения / Вступ. статья, подгот. текстов, коммент. Е. С. Спицыной // Еxperiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. — № 11. — L.A., 2005. — С. 216—296.
  • Правоверова Л. Л. От Апокалипсиса к «Вечной Весне»: П. Н. Филонов и литература его эпохи // Человек. — 2001. — № 2. — С. 137—153.
  • Спицына Е. Брат: О моей работе с сестрой Филонова // Еxperiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. — № 11. — L.A., 2005. — С. 300—312.
  • Махов Н. Павел Филонов. Ранний период творчества. «Мировый расцвет» под знаком Апокалипсиса // Искусствознание. — 2014. — № 3—4. — С. 276—306.
  • Липов А. Н. Павел Филонов — очевидец не зримого. Из истории художественного авангарда в России // Przegląd Wschodnioeuropejski. Wydawnictwo Uniwersytetu Warminsko-masurskiego w Olsztynie (Polska). — 2013. — № IV. — С. 351—363.
Интервью, публичные выступления

Споров Д. Б. Джон Боулт и Николетта Мислер о вдовах художников, исследователях и коллекционерах русского авангарда // Фонд «Устная история». — 4 марта 2014 года. Архивировано 29 мая 2014 года.

Рисование, танцы и вышивка крестиком: детство художника


Павел Филонов. Портрет. Изображение: 24smi.org

Павел Филонов родился в Москве. Родители около 1880 года переехали в город из Рязани вместе с тремя старшими детьми — Петром, Александрой и Екатериной и их бабушкой. В марте этого же года в семье родилась еще одна дочь, Мария. Отец Филонова происходил из крестьян и до 1880 года не имел фамилии: вероятно, ее присвоили уже при переезде. В Москве он работал извозчиком. Мать, как позже писал художник в автобиографии, «брала в стирку белье». В семье поддерживали творческие начинания детей. Старшие сестры хорошо танцевали и пели, а Павел Филонов рисовал. С четырех лет он пробовал изображать карандашом на бумаге все предметы, которые видел в доме.

В 1887 году отец Филонова скончался. Через два месяца после его смерти в семье родилась еще одна дочь, Евдокия. Мать осталась одна с шестью детьми и их бабушкой, которой к тому моменту было около 100 лет. Денег на жизнь не хватало. Пятилетний Павел Филонов научился у бабушки вышивать крестиком и украшал скатерти и полотенца на продажу. По выходным он вместе со старшими сестрами танцевал в Русском драматическом театре Федора Корша и театре народных представлений «Скоморох». За участие в массовке им платили небольшие гонорары.

Когда Филонову исполнилось 11 лет, он поступил в Каретнорядную приходскую школу. Будущий художник чаще всего делал домашние задания по ночам: днем ему нужно было помогать семье. В редкие свободные минуты он рисовал пейзажи. К этому времени относится самая ранняя из его сохранившихся работ — открытка «Московский дворик».

В 1894 году старшая сестра Павла Филонова, Александра, вышла замуж. Ее супругом стал Александр Гуэ — богатый инженер и владелец магазина электротоваров в Петербурге. Александра Филонова переехала с мужем в столицу и взяла на себя всю заботу о семье. Она сняла для родственников большую квартиру и регулярно посылала им деньги.


Павел Филонов. Московский дворик. 1894. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1896 году от чахотки умерли мать и старший брат Павла Филонова. Вскоре Александра Филонова-Гуэ забрала всех оставшихся родственников в Петербург. Сестра художника Евдокия Глебова вспоминала: «Отношение не только сестры, но и ее мужа к нам было на редкость хорошее <…> Мы жили в богатой буржуазной обстановке, перемена была очень резкая, и привыкали мы к ней с большим трудом. Особенно было трудно брату. Хотя он и остался у сестры, но бунтовал. Помню, как он не хотел спать на матраце, сбрасывал его на пол, спал без матраца — закалял себя»</…>.

Вскоре Александр Гуэ заинтересовался рисунками 14-летнего Филонова и устроил его в живописно-малярные мастерские, где обучали декораторов. Каждого ученика прикрепляли к определенному мастеру и объекту. Занятия продолжались 10–11 часов в день.

С 1898 года Павел Филонов посещал по вечерам рисовальные классы Общества поощрения художеств. Дома он осваивал разные техники и учился копировать работы других мастеров.

Аналитическое искусство Павла Филонова

Подробности
Категория: Художники и архитекторы русского авангарда
Опубликовано 11.03.2019 11:14
Просмотров: 1991

Есть художники, чьё творчество можно понять, исходя из их биографии или из особенностей художественного стиля, в котором они работали. Но не таков Филонов.

Его работы сложны и не поддаются пониманию до тех пор, пока не поймёшь концепцию творчества и мироощущение этого человека.У него была необыкновенная способность охватывать взглядом сразу всю Вселенную, но в то же время видеть каждую, самую мельчайшую, её составляющую. Правильно кто-то написал о его творчестве, что Филонов как будто смотрит на мир одновременно и через телескоп, и через микроскоп. Художник разработал свою собственную теорию, которую назвал аналитическим искусством. 

Рекорды на аукционах, цена картин Филонова

Выясним, сколько стоят картины Филонова на современном рынке. Для этого рассмотрим несколько примеров продаж его произведений в разных ценовых категориях на известных аукционах.

Самым крупным считается уход картины «Поклонение волхвов» на Christie`s в 2006 году. Она была написана в 1913 году — в тот период, когда художник окончательно разорвал связи с академической школой и полностью ушел в авангардистские течения. После смерти Филонова оригинальная работа находилась в коллекции его сестры Е.Н. Глебовой, а в 1990 году была продана на Sotheby`s. В 1992 году картину представляли на выставке «Малевич и Филонов» в Париже.

На аукционе Christie новый владелец выставил ее с эстимейтом 250-350 тыс. фунтов, но в ходе торгов цена выросла в несколько раз и достигла планки 904 тыс. фунтов (1,8 млн долларов).

П.Н. Филонов. «Поклонение волхвов». 1913 г.

Вторая крупная продажа датируется также 2006 годом. На этот раз на Sotheby`s состоялся уход холста «Нищие и беспризорники (Бедные люди)». Картина имеет интересное происхождение и сложную судьбу. Ее создание началось ученицами Филонова, которые готовили проект к ленинградской выставке в 1927 году. Работа велась с двух сторон одного холста. На правой стороне Татьяна Глебова рисовала сюжет «Тюрьма», а на левой Алиса Порет работала над «Нищими». Однако сам Филонов активно помогал Алисе работать над картиной, о чем свидетельствует удивительная мощь живописи работы, сохранившиеся фотографии и воспоминания учеников.

Позже картины были разделены. Работа «Нищие и беспризорные» оказалась у ученика Филонова Бориса Гурвича, затем перешла к самой Алисе Порет, после чего была в руках М. Макаренко и дважды уходила с молотка. В 1967 году произведение экспонировалось в Новосибирске на выставке, посвященной пятидесятилетию советской власти. На Christie`s работа была выставлена с эстимейтом 1-1,2 млн долларов и продана за полтора миллиона долларов.

Павел Филонов и Алиса Порет. «Нищие и беспризорники (Бедные люди)».

Если говорить о менее крупных уходах, то это, например, продажа двух картин без названия. Первая из них представляет собой многофигурную композицию, относящуюся к студии Павла Филонова. Из коллекции сестры художника она попала в Galerie Gmurzynska в Кельне, где была представлена общественности на выставке картин Филонова в 1992 году. В 2016 году картина ушла на Sotheby`s за 100 тыс. фунтов (124 тыс. долларов) при эстимейте 30-50 тыс. фунтов.

П.Н. Филонов. Картина без названия.

Вторая работа без названия была продана на Sotheby`s в 2007 году. Она также выставлялась в Кельне в 1992 году и еще в Цюрихе в 2003 году. Картина была создана предположительно в 1922-1925 годах, когда головы, изображенные без тела, стали одной из ключевых тем в творчестве художника. При эстимейте 50-70 тыс. фунтов произведение было продано за 90 тыс. фунтов (177 тыс. долларов).

П.Н. Филонов. Картина без названия. Примерно 1922-1925 гг.

Чтобы ответ на вопрос о том, сколько стоят картины Филонова, был полным, упомянем также и другие уходы. Это продажа картин «Абстрактная композиция со сферами» (Christie`s, 1999 г., 45,5 тыс. фунтов), «Три лица и лошадь» (Christie`s, 2000 г., 46 тыс. фунтов) и других картин.

П.Н. Филонов. «Абстрактная композиция со сферами». 1930 г.

Далее мы рассмотрим, как и где продать картину Филонова, а также как ее подготовить к продаже.