Евдокия юрьевна эда урусова (унковская) р. 23 ноябрь 1908 ум. 23 декабрь 1996

Оглавление

Примечания

  1. Internet Movie Database (англ.)
  2. Курков К. Н. Дворянство как социально-политическая элита России в начале XX века: Политологический анализ // Локус: Люди, общество, культуры, смыслы : журнал. — Московский педагогический государственный университет, 2014. — № 3. — С. 88—104.
  3. Курков Константин Николаевич. Дворянство как социально-политическая элита России в начале XX века: Политологический анализ // Локус: Люди, общество, культуры, смыслы : журнал. — Московский педагогический государственный университет, 2014. — № 3. — С. 88—104.
  4. ↑ .
  5. Урусова Евдокия Юрьевна // Энциклопедия кино. — 2010.
  6. Рецептер В. Э. Жизнь и приключения артистов БДТ. — М.: Вагриус, 2005. — С. 151. — ISBN 5-475-00096-4.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 марта 2014.

Фильмография

  •  — Ледяной дом — девушка на балу
  •  — Цепная реакция
  •  — Возвращённая музыка
  •  — Братья Карамазовы — Марфа Осиповна
  •  — 12 стульев — Клавдия Ивановна, тёща Воробьянинова
  •  — Месяц в деревне (телеспектакль) — Анна Семеновна
  •  — Прыжок с крыши
  • — Мораль пани Дульской — Крёстная Ганки
  •  — Ларец Марии Медичи — Вера Фабиановна Чарская
  •  — Тайна Эдвина Друда — миссис Тишер
  •  — На Гранатовых островах
  •  — Отставной козы барабанщик
  •  — Свидание на Млечном пути — хозяйка дома
  •  — Курьер — Агнесса Ивановна
  •  — Мегрэ у министра — Консьержка в доме министра
  •  — Игра в детектив. Выпуск 1 (режиссёры: Леонид Пивер, Виктор Крюков, телеспектакль) — мадам Гофре
  •  — Утоли моя печали
  •  — Жизнь по лимиту
  •  — Арбатский мотив
  •  — Назад в СССР — мать криминального авторитета
  •  — Гроза над Русью — мамка царя Онуфриевна

Семья

  • Первый брак — Михаил Семёнович Унковский (1904—1940), выпускник театральной студии имени Ермоловой (1925), с 1929 года — артист студии Хмелёва в Москве (театра-студии имени М. Н. Ермоловой), внук основателя русской скрипичной школы Льва Семёновича Ауэра и адмирала Ивана Семёновича Унковского; умер в Севвостоклаге на Колыме.
  • Второй брак — Александр Иванович Блохин (?-?), с которым Эда Юрьевна познакомилась в местах заключения, где он отбывал наказание как «социально вредный элемент», сын танцовщика, солиста Большого театра Ивана Фёдоровича Блохина и хореографа, заслуженного деятеля искусств РСФСР Марии Львовны Клементьевой, впоследствии — организатор самодеятельности.
  • Сын — Юрий Михайлович Унковский (род. 1932), инженер-кораблестроитель, автор-составитель сборника материалов о матери.

Биография

Представительница ярославских князей Урусовых, внучка Дмитрия Семёновича Урусова, племянница Сергея Дмитриевича и Дмитрия Дмитриевича Урусовых. По материнской линии — внучка исторического романиста Салиаса-де-Турнемира, правнучка Евгении Тур. Отец Георгий (Юрий) Дмитриевич Урусов (1878—1937) был ближайшим другом Сергея Львовича Толстого.

С ранних лет Эда Урусова занималась в частной танцевальной школе у Маргариты Зелениной — дочери Марии Ермоловой; среди её покровителей, сглаживающих по доброте душевной классовую дискриминацию, была Надежда Михайловна Вахтангова — жена Евгения Багратионовича Вахтангова. Ещё до окончания средней школы Урусова выдержала приёмные экзамены в студии Художественного театра, однако ей было предложено окончить школу. С 1917 года Урусова училась в институте благородных девиц, который был спрятан за стенами древнего Николо-Угрешского монастыря. Выпускницы этого института должны были составить элиту буржуазной России после скорого падения советского строя. Однако в 1922 году сам институт был закрыт окрепшими коммунистами. Образование, полученное в институте, не соответствовало советскому стандарту. Евдокия Урусова увлечённо занималась балетом, пением, верховой ездой и много снималась в немом кино, чтобы заработать и поддержать семью. Первой киноролью стал эпизод в фильме «Ледяной дом» (1928 год) — она танцевала в паре, открывающей бал при дворе Анны Иоанновны.

В 1925 году Урусова поступила в студию Ермоловой при Малом театре, на курс С. В. Айдарова, где её педагогами были Е. К. Лешковская и Н. Ф. Костромской; по окончании студии в 1928 году стала актрисой Московского театра имени Ермоловой.

В июне 1938 года в Москве Евдокию Урусову арестовали; по некоторым данным, причиной ареста стал её отказ подписать донос парторга театра на актёра Александра Демича; к тому времени уже был арестован её муж, актёр Михаил Унковский.

Актриса была осуждена на 10 лет. Срок отбывала в Буренинском пункте Дальлага, работала в топографическом отряде, играла в лагерном театре, где встретилась с А. Демичем; затем была дояркой, счетоводом. Переведена в женскую колонию на станции Известковая, театр КВО. Освобождена досрочно. Работала в Угличском театре. Второй арест — в 1949 году прямо на сцене, отправлена в ссылку. Весной 1950 года, узнав о её бедственном положении, актёры Норильского театра устроили ей вызов в Норильск. Там с ней работали попавшие в эти же места Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жжёнов. Во время пребывания в лагерях актриса со своими коллегами организовывала театры, выступала в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре. В лагерях погибли её родители, сестра и муж, Михаил Унковский.

В 1955 году, после реабилитации, Евдокия Урусова вернулась в Москву и вновь пришла в родной Театр Ермоловой, где сыграла около 200 ролей: Надежда («Последние» Горького), Мать («Русские люди» Симонова), Гурмыжская («Лес» Островского), Кабаниха («Гроза» Островского), леди Милфорд («Коварство и любовь» Шиллера), Фёкла Ивановна («Женитьба» Гоголя), тётушка Меме («Суббота, воскресение, понедельник» Де Филиппо), миссис Ладлоу («Зелёная комната» Пристли). Старухи Урусовой памятны своим непостижимым разнообразием, многоплановостью. Нежные, заботливые матери соседствовали с прямолинейными, жестокими старухами, палитра красок, которыми пользовалась актриса, была чрезвычайно яркой и многогранной.

До последнего дня она была верна профессии. Когда в театре для старейшей актрисы не нашлось работы в новом сезоне, несмотря на физическую слабость, Эда Урусова стала работать у Бориса Львова-Анохина в Новом драматическом театре. Её последней работой стала роль в спектакле «Письма Асперна».

Похоронена на Введенском кладбище в Москве.

Биография

Евдокия Урусова — дочь представителей двух известнейших русских фамилий. По материнской линии в её роду были такие знаменитые мастера слова, как Александр Васильевич Сухово-Кобылин и Евгения Тур. Отцовская линия связана с одной из ветвей рода Урусовых. Её отец был ближайшим другом Сергея Львовича Толстого.

С ранних лет Эдда Урусова занималась в частной танцевальной школе у Маргариты Зелениной — дочери Марии Ермоловой; среди её покровителей была Надежда Михайловна Вахтангова — жена Евгения Багратионовича. Ещё до окончания средней школы Урусова выдержала приёмные экзамены в студии Художественного театра, однако ей было предложено окончить школу.

Евдокия Урусова увлечённо занималась балетом, пением, верховой ездой и много снималась в немом кино, чтобы заработать и поддержать семью. Первой киноролью стал эпизод в фильме «Ледяной дом» — она танцевала в паре, открывающей бал при дворе Анны Иоанновны.

В 1925 году Урусова поступила в студию Ермоловой при Малом театре, на курс С. В. Айдарова, где её педагогами были Е. К. Лешковская и Н. Ф. Костромской; по окончании студии в 1928 году стала актрисой Московского театра имени Ермоловой.

Первый арест Евдокии Урусовой состоялся в июне 1938 года в Москве; по некоторым данным, причиной ареста стал её отказ подписать донос парторга театра на актёра Александра Демича; к тому времени уже был арестован её муж, актёр Михаил Унковский.

Актриса была осуждена на 10 лет. Срок отбывала в Буренинском пункте Дальлага, работала в топографическом отряде, играла в лагерном театре, где встретилась с А. Демичем; затем была дояркой, счетоводом. Переведена в женскую колонну на станции Известковая, театр КВО. Освобождена досрочно. Работала в Угличском театре. Второй арест — в 1949 году прямо на сцене, отправлена в ссылку. Весной 1950 года, узнав об её бедственном положении, актёры Норильского театра устроили ей вызов в Норильск. Там с ней работали попавшие в эти же места Иннокентий Смоктуновский и Георгий Жжёнов. Во время пребывания в лагерях актриса со своими коллегами организовывала театры, выступала в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре. В лагерях погибли её родители, сестра и муж, Михаил Унковский.

В 1955 году, после реабилитации, Евдокия Урусова вернулась в Москву и вновь пришла в родной театр, где сыграла около 200 ролей: Надежда («Последние» Горького), Мать («Русские люди» Симонова), Гурмыжская («Лес» Островского), Кабаниха («Гроза» Островского), леди Милфорд («Коварство и любовь» Шиллера), Фёкла Ивановна («Женитьба» Гоголя), тётушка Меме («Суббота, воскресение, понедельник» де Филиппо), миссис Ладлоу («Зелёная комната» Пристли). Старухи Урусовой памятны своим непостижимым разнообразием, многоплановостью. Нежные, заботливые матери соседствовали с прямолинейными, жестокими старухами, палитра красок, которыми пользовалась актриса, была чрезвычайно яркой и многогранной.

До последнего дня она была верна профессии. Когда в театре для старейшей актрисы не нашлось работы в новом сезоне, несмотря на физическую слабость, Эда Урусова стала работать у Бориса Львова-Анохина в Новом драматическом театре. Её последней работой стала роль в спектакле «Письма Асперна».

Похоронена на Введенском кладбище в Москве.