Древняя греция — эллада

Оглавление

Почитание Ники

Богиня Ника являлась дочерью титанов, её родителями были Паллант и Стикс, однако в некоторых легендах рассказывается, что девочка находилась под опекой Зевса и Афины.

Без сомнения, победоносная Ника должна была иметь некое родство с Афиной Палладой, которая определяла исход боя, выделяя победителя и проигравшего. Нередко статуэтку Ники можно заметить в руках Зевса или Афины. Так древние греки подчёркивали, что помощь этой богини необходима как людям, так и небожителям-олимпийцам.

Ника – богиня-победительница

В произведениях Гомера Ника не упоминается, и это неудивительно. Её считают самой молодой богиней эллинов. Что интересно, это определение соответствует как внешнему облику богини, так и “возрасту” её почитания.

Во времена Александра Македонского культ Ники входит в период своего расцвета. Знаменитый полководец считал, что многим обязан этой богине. Победоносной красавице приносились щедрые дары, её изображения часто встречаются на доспехах того времени. Кстати, традицию украшать голову победителя венком из лавровых листьев ввёл тоже Македонский. Подобный головной убор можно заметить и на скульптурах Ники.

Развитие сельского хозяйства в Древней Греции

Поскольку плодородных земель в Греции было немного, а климат не позволял выращить по 4 урожая в год, как это было в Древнем Египте, пшеница засеивалась малыми количествами. Ввозилось пшено для выпечки хлеба с других государств. Зато влажный средиземноморский климат идеально подходил для выращивания оливок и винограда. Со временем в Греции возникла крупнейшая в мире и лучшая по качеству изготовления промышленность, основанная на переработке оливок. Их перерабатывали в масло, употребляли в пищу в соленом и маринованном виде. Из винограда делали вино, сорта которого до настоящего времени признаны среди винодельцев одними из лучших. Также в Греции занимались выращиванием орех, яблок, гоороха и бобов, чеснока и лука. Древние греки засеивали поля леном, из которого делали великолепные ткани. Изделия и полотна из греческого льна продавались на Восток.

Плюсы и минусы имени Эллада

Какие плюсы и минусы можно отметить в имени Эллада? Положительно его характеризует необычность, редкость для нашей страны, звучность, возможность подобрать к нему несколько симпатичных сокращений и уменьшительно-ласкательных форм, а также приятный нрав многих обладательниц этого имени, который обеспечивает им счастливую жизнь, полную гармонии. Однако это имя не совсем благозвучно сочетается с русскими фамилиями и отчествами, что является для него довольно ощутимым минусом.

Здоровье

Здоровье у Эллады крепкое, хотя она им не особо занимается: кушает что попало и ленится заниматься спортом. У неё довольно слабый кишечник, кроме того, могут проблемы с кожей или зубами.

Любовь и семейные отношения

Брак для Эллады является важной составляющей её жизни. Она с подросткового возраста мечтаёт от своём принце, поэтому в пылу чувств может выйти замуж довольно рано

Следует сказать, что она просто создана для семейной жизни, готова к ответственности за детей и к тому, чтобы вести домашнее хозяйство. Эллада будет счастлива возле мужчины мягкого в семье, но сильного и уверенного в вопросе заработка.

Профессиональная сфера

В профессиональной сфере Элладе подойдёт быть воспитателем в детском саду, педиатром, психологом, учителем младших классов или музыки, работником зоосада, кондитером, экологом, мультипликатором.

Значение древнегреческой цивилизации для развития мировой культуры

Эллада – это страна, которая оказала огромное влияние на развитие мировой культуры. Здесь родились такие понятия как «философия» и «демократия», были заложены основы мировой науки. Представления греков о мире, медицине, гражданском обществе и человеке также повлияли на судьбы многих западноевропейских государств. Любая сфера искусства связана с этим великим государством, будь то театр, скульптура или литература.

http://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/greciya-vsyo-o-grecii-2/greciya-ili-ellada-greki-ili-elliny.htmlhttp://www.puteshestvuy.com/prekrasnaya-ellada-ili-gretsiya-odna-iz-drevnejshih-stran-mirovoj-kultury/http://fb.ru/article/243813/ellada-eto-drevnyaya-gretsiya-istoriya-kultura-i-geroi-elladyi

История Древней Греции

Мифы Древней Греции в некоторой степени отражают ее историю. Колыбелью западной цивилизации можно считать остров Крит, т.к. именно там почти три тысячи лет назад возникла минойская цивилизация, высокоразвитая культура которой потом и распространилась на материковую часть. Ее сменила эпоха эгейской цивилизации (или как ее еще называют крито-микейской). С появлением греческих полисов и античных колоний Северного Причерноморья, Великой Греции и Малой Азии культура греков оказала существенное влияние на архитектуру, театр, науку и философию всего региона Средиземноморья.

Победа над Персией стала возможной благодаря полисам Афины и Спарта, но впоследствии они были завоеваны Фивами, а затем и Македонским царством. Предвестником эпохи эллинизма явилось его (МЦ) мощное развитие под руководством Филиппа II Македонского и сына его Александра Великого. В 146 году до нашей эры Македония была побеждена римлянами, и Эллада попала в зависимость к Риму.

Периодизация

В исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции:

I. Крито-микенская эпоха.

Минойский Крит. История и культура Крита III-II тыс. до н.э.

Ахейские государства во II тыс. до н. э.

II. Гомеровская эпоха.

Экономика, социальный и политический строй гомеровской Греции.

III. Архаическая эпоха.

Экономическое и социальное развитие Греции в VIII-VI вв. до н.э. (разложение сельской общины, возникновение развитых городских центров, обострение отношений между знатью и народом).

Великая колонизация VIII-VI вв. т до н.э., ее причины, характер и основные направления. Отношения греческих колоний со своими метрополиями и местным населением.

Ранняя греческая тирания. На примере Сикиона, Коринфа и Самоса.

Возникновение Спартанского государства. Утверждение дорийцев в Лаконике, первоначальное устроение спартанской общины и проблема Ликурга, роль Мессенских войн. Социальный и политический строй древней Спарты. Особенности общественной жизни спартиатов.

Предание и археология о начале формирования Афинского государства. Возникновение нового городского центра и так называемый синойкизм Тезея, политический строй и социальные отношения в Афинах в эпоху господства эвпатридов.

Начало демократического движения в древней Аттике. Реформы Солона.

Тирания в Афинах (внутренняя и внешняя политика Писистрата, правление Писистратидов, падение тирании в Афинах).

Реформы Клисфена, их историческое значение.

IV. Классическая эпоха.

Начало Греко-Персидских войн. Ионийское восстание и первые походы персов на Грецию (492-490 гг. до н.э.).

Поход Ксеркса. Решающие успехи греков при Саламине в 480 и при Платеях и Микале в 479 гг до н. э.

Делосский морской союз, его образование, структура и тенденции развития.

Рабство в классической Греции. (Источники рабства, использование и положение рабов, экономические и социальные последствия рабовладениея).

Демократия в Афинах. Развитие демократии в Афинах в V в. до н. э. (Фемистокл, Эфиальт, Перикл). Политический строй и социальная политика афинской демократии в V в. до н.э.

Пелопонесская война. Причины и поводы Пелопоннесской войны. Первый период Пелопоннесской войны (до Никиева мир). Второй период Пелопоннесской войны (после Никиева мира)

Олигархическое движение в Афинах в период Пелопоннесской войны, перевороты 411-404 гг. до н.э.

Борьба за гегемонию в Греции в первой половине IV в. до н.э. (преобладание Спарты, Коринфская война, возвышение Фив, второй Афинский союз).

Социально-политическое развитие Македонии в V — первой половине IV в. до н.э.

Внутренняя и внешняя политика Филиппа II. Борьба Филиппа за гегемонию в Греции.

Коринфский конгресс 338/337 г. до н.э. и создание греко-македонского политического единства.

V. Эллинистическая эпоха.

Александр Македонский. Государственная политика, организация мировой греко-македонской державы.

Поход Александра Македонского на Восток.

Эллинистический Египет (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).

Держава Селевкидов (общая характеристика социально-экономических и политических отношений).

Социальные движения в Греции в эллинистическое время. Реформы Агиса и Клеомена в Спарте.

«Мифические» места Греции на Крите

Крит – это один из самых популярных греческих островов. Именно здесь родился Зевс, когда Рея, его мать, приплыла на остров, защищаясь от мужа – пожирателя детей. Прошло совсем немного лет, и Зевс вырос, сверг прародителя и занял его трон. Посетить на Крите стоит такие места из мифов Греции, как:

  • Кносский дворец – считается, что по его лабиринтам бродил Минотавр в поисках новых жертв. Крит неслучайно отождествляют с Атлантидой, ведь архитектура дворца настолько величественна, что с трудом можно поверить в то, что он был основан 3 тыс. лет назад;
  • Руины Аптеры – старинный город популярен у туристов, причем раскопки ведутся и сегодня, на огромной территории можно гулять несколько часов, наслаждаясь удивительными находками;
  • Могила Зевса – находится неподалеку от места его рождения. Правда, здесь похоронен не главный бог Греции, а его приемный отец, предавший сына. Зевс сам убил его и похоронил, потеряв при этом веру в людей;
  • Остров Икария – последнее пристанище Дедала, где погиб его сын, поднявшийся слишком близко к солнцу. Дедал создал многочисленные статуи чудовищ, которые напугали Геракла, однако сегодня эти скульптуры уничтожены греками.

Остров Крит стоит включить в маршрут из-за его мифического происхождения. Античная Греция начала свое становление именно здесь, где находится родина богов, развивалась древнейшая мировая цивилизация.

Значение имени Эллада. Что означает имя Эллада: происхождение, характеристика, толкование.

Что означает имя Эллада:Это имя может означать – Греция, иногда же его переводят и как – утренняя заря.

Происхождение имени Эллада:Это прекрасное имя именно древнегреческого происхождения, а изначально вообще Элладой называли именно саму Грецию, и вероятно отсюда, позднее и пошла мода, только так называть маленьких девочек. И как часто утверждают многие толкователи имен, Эллада именно на греческом языке означает – утренняя заря.

Характер, передаваемый именем Эллада:Эллада всегда очень эмоциональная, невероятно обаятельная и крайне коммуникабельная женщина. Уже с самого раннего детства это самая что ни есть просто пай-девочка. Она всегда послушна и исполнительна, и вовсе не донимает всех окружающих нелепыми капризами. Она всегда прилежно и очень старательно учится в школе, всегда занимается спортом и даже часто посещает художественную студию.

Позднее уже повзрослев, Эллада все так же не утрачивает своего прилежания и практически во всем, за что берется, она все так же неизменно добивается вполне ощутимого успеха. Она с легкостью осваивается практически в любой незнакомой обстановке. Эллада совсем не любит сплетен, и при этом старается не лезть ни в какие чужие дела. Ее необычайно покладистый и совершенно неконфликтный характер всегда позволяет ей замечательно уживаться в любом коллективе.

Как правило, никого не раздражает и практически никогда не раздражается сама. Надо сказать, что общение с ней всегда доставляет многим окружающим самое огромное удовольствие. И она, при этом в свою очередь, может очень сильно привязываться к тем людям, которые готовы составлять круг ее общения, это, конечно же, и родственники, и близкие друзья, и знакомые, и некоторые коллеги по работе, и разные единомышленники по увлечениям.Помимо этого всю свою жизнь Эллада просто мечтает связать с таким мужчиной, который будет достоин ее практически во всех отношениях, как говорят с мужчиной, умеющим очень многого добиться в этой жизни. При этом надо заметить, что его внешность совершенно не имеет для нее какого-либо особого значения. Эллада всегда прекрасная хозяйка, невероятно умело и с огромным удовольствием готовит. В ее уютном доме царит порядок и комфорт.

А вот в качестве небольшого недостатка Эллады (надо сказать вовсе не портящего общей картины ее описания) можно было бы отметить то, что сама она бывает вовсе непрочь немного поспорить и четко заявить свою собственную точку зрения, хотя в таких случаях она  зачастую бывает даже неправа. И, конечно же, при таком обилии позитивных качеств и достоинств, сей достаточно мелкий грешок, как правило, прощается ей с необычайной  легкостью.

От самого рождения Эллада наделена прекрасно развитой интуицией, но все-таки она лишена совершенно неких качеств настоящего бойца. Ей совершенно не по силам противостоять слишком серьезным обстоятельствам, она вовсе не может проявить достаточное количество настойчивости или упорства, для того чтобы суметь преодолевать абсолютно все трудности. Она все же умеет довольствоваться именно тем, что уже имеет, совершенно не требуя от этой жизни чего-то слишком многого. И надо заметить, странное дело – именно ей всегда удается достичь того самого истинного счастья и полной гармонии.

Что означает имя Эллада

Имя – Эллада, от греческого — «утренняя заря». В детстве Эллада часто является – очень эмоциональной и обаятельной девочкой, которая свою внешность и свой характер, унаследовала от своего отца и которую родители и родственники, просто обожают. В школе, девочка с этим именем, учится – хорошо и практически никому не доставляет особых хлопот. Она всегда – исполнительная, часто занимается в кружке – рисования и неплохо развивается физически. Став взрослой, Эллада обладает острой интуицией и почти везде, добивается успеха.

Но нужно сказать, что порой, она не умеет проявить – настойчивость и упорство. Поэтому, часто приходится довольствоваться тем, что предлагает ей жизнь. Женщина с этим именем, не в силах бороться с обстоятельствами и преодолевать их, когда необходимо сопротивляться. Но, как ни странно, Эллада обладает редким даром: именно она достигает истинной гармонии в своём счастье, ибо её, иной раз просто спокойную, иной — даже безразличную, очень трудно вывести из себя. Очень часто, складывается впечатление, что Эллада напрочь лишена каких-либо эмоций. Но стоит заметить, что это далеко не так.

Также, женщина с этим именем, является – прекрасным собеседником и встречая её, знакомые часто радуются тому, что они увиделись и поговорили с ней. К сожалению, многие из обладательниц этого имени, любят навязывать другим свои идеи, несмотря на то, что зачастую бывают – неправы. Но несмотря на все эти качества, Эллады всегда являются – хорошими хозяйками, которые всегда очень вкусно готовят, а в доме у них, всегда встречают теплотой и уютом. Эллада которая родилась зимой, всегда способна вписываться в любую обстановку и никогда не создаёт сложностей.

У Эллады хорошо развита способность к рисованию

Она не привыкла вмешиваться в чужие дела и сплетничать. Такая Эллада, часто мечтает познакомиться с самым достойным мужчиной, который многого добился в жизни, не придавая особого значения – его внешности. Она всегда очень привязана к родителям, родственникам и знакомым

Поэтому, уделяет им значительное внимание

Олимп и Олимпия – как появилось название Игр

Почему Олимпийские игры так называют? Название связано со священными для древних греков местами — Олимпом и Олимпией.

Олимп, это горный массив. Расположен в северной Греции. Здесь, по мнению греков, жили боги.

Олимпия, это культовое место на территории южной части Греции. Здесь богам приносили жертвы, за долго до появления Олимпиад.

Гора Олимп и Олимпийские боги

Олимп – мифологический и природный символ Греции. Это не отдельная гора, а горный массив. Протяженность горной цепи составляет более 20 километров.

Всего Олимп насчитывает 52 вершины. Три самых высоких пика носят названия: Митикас (2917 м), Сколио (2912 м) и Стефани (2905 м).

Пик Стефани имеет другое название – «Трон Зевса». Вершина, если смотреть на нее под определенным углом, действительно напоминает спинку гигантского трона.

Олимп является самым высоким горным массивом на территории Греции. Здесь обитали греческие боги во главе с Зевсом – властелином грома и молнии. Простой смертный не мог подняться в жилище богов. Когда нужна была божественная помощь, греки молились и приносили жертвы богам в священных местах.

Религиозные центры были разбросаны по территории всей Греции. Одно из самых почитаемых святилищ находилось далеко от горы Олимп.

Священная Олимпия

В северо-западной части Пелопоннесского полуострова, между реками Алфей и Кладеон, находится огороженная холмами долина – Олимпия. Здесь находился знаменитый на всю Грецию алтарь верховного бога.

К священному алтарю съезжались со всех греческих городов. Громовержцу привозили дары, приносили жертвы, в честь него проводили ритуальные состязания.

Древние греки соревновались в беге, метали диск, стреляли из лука. Богатые граждане устраивали гонки на колесницах. Победу посвящали Зевсу. Таким способом греки благодарили высшие силы за удачу и просили о помощи в будущем.

Согласно легендам, состязания, посвященные Зевсу, проводили на регулярной основе. Кто стал организатором священных Игр точно не известно. Один из мифов гласит, что первые «регулярные» соревнования организовал легендарный Геракл, еще в XIII веке до нашей эры. С этой легендой также связывают появление слова «стадион».

Дистанцию для бега Геракл отмерил собственными стопами. Эту дистанцию (600 стоп) назвали «стадией». Прошло время и место проведения соревнований по бегу стали называть стадионом.

Игры проводились раз в пять лет. Но из-за постоянных воин, который греки вели друг с другом, традиция была прервана. Через несколько столетий Олимпия вновь стала центром священных Игр.

Возобновление древнегреческих Игр

Греческие города-государства постоянно враждовали между собой. Самым грозным государством была воинственная Спарта. В IX веке до н. э. спартанцы покорили все соседние города и подошли к границам полиса (государства) Элида. Священная Олимпия находилась на территории Элиды.

Царь Элиды Ифит понимал, что спартанцев ему не одолеть. Ифит решил обратиться за советом к предсказателям и отправился в знаменитый Дельфийский оракул. Обратился к Пифии (жрица-предсказательница) с вопросом: «Как прекратить войну». Получил ответ: «Возобновить Олимпийские игры, в честь Зевса».

Древние греки верили, что через Пифию вещает один из верховных богов – Аполлон. Ослушаться такого совета никто не посмеет. Царь Ифит рассказал о предсказании уважаемому в Спарте человеку – Ликургу, человеку, создавшему спартанские законы.

В итоге – Спарта отказалась от завоевания Элиды. Объявила Олимпию нейтральной землей и взяла ее под защиту. Стараниями Ифита и Ликурга древние Игры возобновили. На время проведения Игр объявили перемирие. Соблюдение мира и безопасность состязаний гарантировала грозная Спарта. Игры назвали Олимпийскими.

Достоверные даты жизни Ифита и Ликурга неизвестны. Не сохранились и точные сведения о возрождении античных состязаний. По одним данным Игры возобновили в 884 году до н. э., по другим в 828.

Прошло время, греки осознали важность этого события. Древнегреческие историки восстановили ход событий и составили хронологию Олимпийских игр

Стили вазописи Древней Греции

Геометрический стиль вазописи

В Гомеровский период роспсь на вазах исполнялась так называемым “геометрическим стилем”. Роспись наносилась коричневой краской по бледно-желтоватому фону глиняного сосуда. 

Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. Геометрические вазы предназначались для погребальных ритуалов: в них хоронили прах умерших, клали в качестве дара в могилы, а в Аттике ставили в качестве надгробия.

Дипилонские вазы — образец геометрического стиля вазописи Древней Греции

Наиболее полное представление о “геометрическом стиле” дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к  IX — VIII вв. до н.э. и найденные на древнем кладбище близ Дипилонских ворот в Афинах.

Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост человека, имели погребальное и культовое назначение, по форме повторяя глиняные сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного масла. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор состоит чаще всего из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранялся в качестве орнаментального мотива и на всем протяжении развития греческого искусства).

Кроме геометрического орнамента широко применялся схематизированный растительный и животный орнамент. Фигуры животных (птиц, зверей, например лани и др.) многократно повторяются на протяжении отдельных полос орнамента, придавая изображению ясный, хотя и однообразный ритмический строй.

Важной особенностью более поздних дипилонских ваз (VIII в. до н.э.) является введение в узор примитивных сюжетных изображений со схематизированными, сведенными почти к геометрическому знаку фигурами людей

Эти сюжетные мотивы очень разнообразны (обряд оплакивания умершего, состязание колесниц, плывущие суда и т. п.). При всей своей схематичности и примитивности фигуры людей и особенно животных обладают известной выразительностью в передаче общего характера движения и наглядностью рассказа. 

Чернофигурная вазопись Древней Греции

В период архаики вазы становятся более строгими и изящными. В этот период получило развитие чернофигурная вазопись.

Большую роль в развитии этого стиля вазописи сыграли усовершенствования, введенные афинскими гончарами.Они стали использовать густой черный лак и слегка подкрашивали естественный цвет глины охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. На таком фоне, свободном от орнаментальных узоров, четко выделялись блестящие силуэты людей и животных

Иногда контуры фигур или детали обводили белым цветом.

Краснофигурная вазопись Древней Греции

В период ранней классики популяпность набирает краснофигурная вазопись

Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными.

Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений.

С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными

В период высокой классики в вазописи все больше появляются сюжеты на мифологические темы. Появляется раскованность и свобода линий. В поздней классике вместо  мифологических героев в вазописи появляются узорчатые орнаменты, а вместо героических сюжетов лирические мотивы.

Культура Древней Греции: главное достижение

Всякий выпускник исторического факультета знакомился с идеями одного из основоположников цивилизационного подхода Николая Данилевского. Этот мыслитель выделял четыре основы в жизни цивилизации. Иудейскую, греческую и римскую цивилизации Николай Данилевский относил к одноосновным, потому что там по-настоящему достигла расцвета только одна сторона жизни цивилизации.

У Греции этой стороной была художественная культура. Философ доказывает, что достижения эллинов в религиозной мысли, социально-экономическом развитии и политической сфере были ничтожными, в отличие от достижений культуры.

Возможно, рассуждения автора трактата «Россия и Европа» несколько схематичны, но он верно отметил, что наибольшие достижения эллинов относятся к сфере культуры. Прославившая Древнюю Грецию культура формировалась в течение Темных веков и Архаической эпохи.

Начало ей было положено поэмами Гомера, которые дали имя целой эпохе, потому что стали единственными посвященными ей письменными источниками. Хотя создание «Илиады» и «Одиссеи» относят к Темным векам, первые попытки записать их были сделаны в VI веке до н. э. Окончательная кодификация их текста была сделана в Эллинистическую эпоху в Александрии.

Из сценок во время празднества в честь Диониса вырос древнегреческий театр. С VI века до н. э. становятся известны имена драматургов Афин. Ежегодно в Афинах ставили несколько драматических трилогий, а организация представлений была дорогостоящей литургией (повинностью) для амбициозных граждан.

Хотя счет созданных пьес шел на сотни, до наших дней сохранились 31 трагедия и 1 сатировская драма трех самых значимых афинских трагиков — Эсхила, Софокла и Еврипида.

В V веке до н. э. на театральной сцене Афин также стали ставить комедии. Хотя афинская комедия пережила три этапа развития, во время каждого из которых творили десятки драматургов, сохранились пьесы только двух комедиографов — Аристофана и Менандра.

Величайших мастеров Эллады ценили по всему Средиземноморью. Их покровителями были и правители соседних государств. При дворе Архелая Македонского жил и писал Еврипид. Гробницу правителя Галикарнаса Мавсола создавали лучшие архитекторы и скульпторы, а ораторы выступали с надгробным словом. Всемирную известность получили статуи Дорифор, Дискобол и скульптурная группа Тираноубийцы, возведенная в память любовной пары, решившейся на убийство тирана Афин.

Философия Греции началась с Милетской школы VI века до н. э. От вопросов происхождения вселенной и человека философы перешли к этической философии. Вопросы этики изучали афинские философы софисты и Сократ. Слушателями Сократа были многие знатные афиняне, среди которых оказался и будущий лидер тирании Тридцати Критий. Другой слушатель Сократа, Платон, вошел в историю как один из самых значимых философов человечества. Он пытался быть наставником правителей Сицилии и основал в Афинах Академию, просуществовавшую до конца Античности.

Регионы Греции

Древняя Греция

Первоначально вся территория греческого государства делилась на три административных центра. В Фессалии находилась знаменитая горная вершина на севере, получившая определенный статус в религии Древней Греции, — Олимп. Снежные покровы не сходили с нее даже в летние месяцы, поэтому с Олимпом было связано утверждение греков о том, что это место является домом для обитания богов. Регион Аттика прославился городом Афины, величественной столицы Древней Греции

Пелопоннес занял важное место в истории древней цивилизации благодаря двум главным портам, откуда уходили корабли на Запад – в Италию, и в страны Востока. Побережье Греции, граничащее с Малой Азией, усеяно лагунами

В этом районе были возведены красивейшие города Эфес и Милет рядом с Ионическими островами.

Умирающий галл: эллинистическое искусство

После походов Александра началась новая эпоха, когда основывались новые города, а греческие колонисты селились в новых землях. В новых условиях скульпторы меньше создают статуй божеств и мифических героев. Чаще они обращаются к образам обычных людей. Скульптурные портреты передают характеры и эмоции героев. Среди скульптур можно найти изображения жанровых сцен, увидеть людей разных возрастов. Например, статуя старого рыбака безжалостно показывает его дряблое, но некогда сильное тело.


Геракл Фарнезе. (Wikimedia.Commons)

Одновременно с ними продолжает жить официальное искусство — статуи царей и богов, создаваемые в честь побед. Например, знаменитая Ника Самофракийская была создана скульптором в честь победы Деметрия Полиоркета над Птолемеем I.

Мастерами официального искусства были скульпторы Пергамского царства. Их работы увековечивали победы царей из династии Атталидов. Величайший из них, Эвмен II, приказал построить в честь своих побед Алтарь Зевса. На его фризе была изображена сцена гигантомахии — битвы богов против гигантов. Другой фриз Алтаря Зевса содержал сцены из жизни героя Телефа, по легенде правившего в Малой Азии.

Скульпторы чаще изображают иноземцев. Они стараются передать особенности национальных костюмов людей, которых они изображают. В Египте сохранилась статуэтка нубийского уличного певца, которая отражает его негроидные черты лица.

Скульпторы Пергама, цари которого воевали с галлами, оставили изображения умирающих врагов. Знаменитая скульптура «Умирающий галл» запечатлела последние минуты жизни варвара. На скульптуре можно увидеть детали, указывающие на его происхождение, — тип лица, прическа, гривна на шее. Другая скульптурная группа изображает галла, поддерживающего убитую им же жену и поражающего себя мечом. Он убил жену и себя, чтобы не попасть в рабство.

До Эллинистической эпохи греческие скульпторы редко изображали детей. И никогда дети не имели самостоятельного значения. Отныне мастера уделяют много внимания грамотной передаче детской анатомии. Скульптуры детей изображают во время игр — девочка играет в кости или мальчик борется с гусем. Маленькие терракотовые статуэтки того же времени изображают играющих детей, женщин за бытовыми занятиями и ремесленников за работой.


Умирающий галл. (Wikimedia.Commons)

В I веке до н. э. оригинальное искусство эпохи Эллинизма угасает. К этому времени относятся последние шедевры — родосская скульптурная группа Лаокоона и Бельведерский торс. Последний подписан именем скульптора Аполлония. Обладатель торса, бог или герой, неизвестен.

Классический период Древней Греции (500–323 гг. до н.э)

В этот период быстро расцвело искусство, литература, философия и политика. Классический период ограничен временем войн с двумя иностранными державами — Персией и Македонией. Несмотря на тяжелые потери греков, войны подтвердили жизнеспособность греческой цивилизации.

Победа эллинов над персами обеспечило грекам возможность свободного политического развития. Началось новое сотрудничество между разными городами-государствами и Афинами. Флот Афин сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Благодаря успешным войнам выросла экономика греческих городов, которая получила поддержку за счет массового использования обращенных в рабство чужеземцев.

Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. В домах богатых людей множится число слуг. В гос. управлении широко используется труд рабов-канцеляристов, а в Афинах также и труд полицейских. Значительная часть свободных людей в греческих городах смогли жить, не обременяя себя физическим трудом. А материальное обеспечение стало основанием для расцвета творческой деятельности художников, писателей, ученых.

За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в Пелопоннескую войну, продлившуюся 27 лет. Война закончилась победой Спарты и поражением Афин.  Афинам было запрещено иметь морской флот

Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи. Он был убит, и на трон взошел его сын Александр, в будущем — Македонский.

Главным событием правления Александра Македонского стал Восточный поход. Во время этого похода греко-македонцы разгромили Персию. Кроме того, они покорили все страны Ближнего Востока — от Малой Азии, Финикии и Египта до северо-восточных границ Персии и западных областей Индии. Став во главе огромной державы, Александр укрепил ее внутреннее единство. Он имел абсолютную власть монарха. При этом на завоеванных землях непрерывно строились новые греческие города, например Александрия. Впоследствии они стали опорой Македонской монархии.

Всего через 12 лет Александр Македонский умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии. Таким образом, история Древней Греции переживает следующий свой этап развития.