История древней греции: периоды развития

Оглавление

Развитие цивилизации[ | код]

Развитие эгейской цивилизации проходило неравномерно, её центры переживали эпохи падений и расцвета в разное время. Процесс формирования эгейской цивилизации был сложным и длительным:

  • цивилизации западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита;
  • на островах восточной части Эгейского моря большое влияние имела цивилизация Трои;
  • западно-анатолийское влияние было сильным и на других островах.

Города, укреплённые стенами с башнями и бастионами, с общественными зданиями и храмами появились в западной Анатолии в 3000—2000 гг. до н. э.; укреплённые поселения в материковой Греции — в конце 2300—2000 гг. до н. э.; на Крите крепости не обнаружены.

Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северо-западная Анатолия пережили вражеское вторжение, о чём свидетельствуют следы пожаров и разрушений в поселениях. Под влиянием захватчиков (возможно, индоевропейского происхождения) до 2000—1800 гг. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов.

На Крите, не разрушенном захватчиками, продолжала развиваться минойская цивилизация; сначала в 2000—1800 гг. до н. э. появилась иероглифическая письменность, с 1600 до н. э. — линейное письмо А.

На Кикладах и Додеканесе развивались собственные культуры, хотя и испытавшие влияние минойской, но сохранявшие самобытные черты и, видимо, имевшие иное происхождение.

Средний бронзовый век (2000—1500 гг. до н. э.) — период наибольшей консолидации эгейской цивилизации, о чём свидетельствует определённое единство материальной культуры: керамики, металлических изделий и другого.

Около 1600 до н. э. вторжение в материковую Грецию новых племён (возможно, ахейцев), воины которых использовали боевые колесницы, положило начало возникновению небольших государств микенского периода около других центров — Микен, Тиринфа, Орхомена.

Пример линейного письма Б

Около 1470 до н. э. некоторые центры эгейской цивилизации (особенно Крит) пострадали от извержения вулкана Санторин. На Крите появилось ахейское (микенское) население, которое принесло новую культуру и линейное письмо Б.

С 1220 г. до н. э. эгейская цивилизация переживает глубокий внутренний кризис, что сопровождается вторжением дорийцев и «народов моря», что приводит эгейскую цивилизацию к гибели.

Ахейская цивилизация

Ахейские центры-дворцы существовали как отдельные независимые государства, непрерывно взаимодействующие друг с другом. Сферы сотрудничества не ограничивались торговлей: соседи часто конфликтовали друг с другом, но нередко ради победы над общим врагом дворцы объединяли усилия с недавними оппонентами, как это было в случае со знаменитым походом в Трою. Несмотря на мощь и самостоятельность центров, Микены уверенно удерживали свое первенство.

Как на острове Крит, основной деятельностью ахейцев являлись скотоводство и земледелие. Дворцы, как владельцы земель, выступали центром хозяйствования, состоявшего из различных мастерских. В них успешно проводилась плавка металлов, разработка орудий труда и специального военного снаряжения, пошив одежды и пр.

Большинство ранних памятников величественной ахейской цивилизации носят погребальный и культовый характер. При раскопках в шахтовых гробницах найдены изящные вещи из слоновой кости, драгоценных металлов, различное оружие и погребальные маски правителей. Купольные ахейские гробницы, возводимые в XV-XIII вв. до н. э., являлись роскошными сооружениями больших размеров. Например, гробница Агамемнона состояла из нескольких взаимосвязанных помещений, каждое из которых имело собственное предназначение.

Микенский дворец, украшенный величественными колоннами и фресками, является самым знаменитым памятником светской архитектуры.

Пик процветания ахейской культуры приходится на благоприятные XV-XIII вв. до н. э. Регресс развития цивилизации начался под конец XIII в. до н. э.

Тайны крито-микенской культуры

В любом обществе есть тайны, большие и маленькие. Но обычно, чем важнее она, тем меньше людей знает о ее существовании. В древности религия и власть были часто неразделимы. Знания были привилегией и были доступны лишь посвященным.

Люди не редко окружали свои действия тайной. Но в результате природных катаклизмов или по случайному стечению обстоятельств тщательно-охраняемые секреты раскрывались. Тайное становилось явным. Последние археологические находки свидетельствуют о том, что у минойцев тоже осталось еще много секретов. К сожалению, не все можно прочесть на прекрасных сказочных росписях. Археологам уже открылись некоторые тайны, и они продолжают работать в этом направлении.

Общие характеристики

Хотя микенская цивилизация находилась под влиянием минойской культуры, ее предшественницы, между ними существует множество различий, начиная с этнической группы..

Общество Воинов

Микены были описаны как люди-воины, управляемые монархией. Сам Гомер выделил эти характеристики как характерную черту своего общества.

Часть этого покоряющего характера хорошо видна в его технических достижениях. Таким образом, они использовали своего рода боевую машину, очень легкую и управляемую лошадьми. Кроме того, известно, что они использовали длинный меч в своих противостояниях и что они носили бронзовую броню, чтобы защитить себя.

Tholos

Толо были большими могилами, которые появляются по всей микенской территории. Самая известная гробница Атрея, расположенная в Микенах.

Они состояли из огромной погребальной камеры, построенной полностью из каменных блоков. Это беспрецедентный тип похоронного сооружения ни внутри, ни за пределами Греции.

Сельское хозяйство и торговля

Несмотря на низкую плодородие своей территории, микенам удалось развить сельское хозяйство. В начале цивилизации это была основа ее экономики, но позже коммерция перевернула ее и стала самым важным видом деятельности..

После завоевания Крита микенцы вступили во владение как коммерческая морская держава. Как отмечалось выше, это привело к столкновениям с несколькими конкурирующими городами.

расчеты

Микенские поселения основывались на домах, называемых мегаронами. Это были сооружения с крыльцом с колоннами, прямоугольной комнатой и, во многих случаях, кладовой.

Самым выдающимся зданием населенных пунктов, основанных этой цивилизацией, был дворец. Помимо того, что они были центром политической власти, эти дворцы также имели религиозную функцию, которую они разделяли с некоторыми внешними святилищами поселений..

Позже они закончили строительство укреплений или оборонительных стен, чтобы защитить свои города.

письменность

Взяв мел, микенцы приняли минойскую письменность, отражающую их собственный язык — греческий. Для этого они изменили систему письма, заменив Линейный А (исключая Крит) на так называемый Линейный Б.

Час истины Кносского дворца

Еще одна находка, в этот раз в подземелья Кносского дворца, помогла ответить на этот вопрос. Было обнаружено четыре детских скелета. Здесь, по всей видимости, произошло ритуальное убийство. Эти дети были принесены в жертву грозному божеству. Раскопки продолжались и взгляду археологов открывались неизвестные прежде сюжеты, связанные с жертвоприношениями. Это ритуальные убийства, где жертвами были животные и люди. Центральной фигурой во время церемонии была жрица, которая руководила всеми действиями. Жертвоприношения не совершались публично, к участию в них допускались только жрицы.

Человеческие жертвоприношения считались самыми важными, происходили в обстановке повышенной секретности. Участники действа собирались в пещерах или подземельях. Церемония считалась очень ответственной и в тоже время опасной. Подобные ритуалы были доступны лишь ограниченному кругу лиц. Тайные знания должны были оберегать их во время прямых контактов с божеством. Члены жреческой элиты действовали от имени всего народа. Минойские женщины обрели значительную роль в обществе благодаря этому своему посредничеству между смертными и божествами.

Минойская цивилизация

Несмотря на общее название, микенские и критские очаги культуры и государственности нельзя назвать полностью идентичными, хотя они тесно переплетаются между собой.

На Крите к концу III тыс. до н. э. сформировалась могучая держава, доминирующая в регионе. На господствующую роль острова указывает греческая мифология, в частности, миф о Тесее — убийце кровожадного людоеда Минотавра, полубыка-получеловека, обитавшего в знаменитом критском Лабиринте. Согласно легенде, жители Афин должны были платить Криту кровавую дань — периодически отправлять молодых юношей и девушек на растерзание зверю.

Долгое время мифы о Лабиринте воспринимались скептически, но в конце XVIII века благодаря археологическим раскопкам ученые обнаружили на Крите остатки Кносского дворца. По мнению известного британского исследователя Артура Эванса, это была резиденция легендарного царя Миноса. В его честь критскую цивилизацию и назвали минойской.

Здание действительно сильно напоминало собой лабиринт. Оно насчитывало около 300 хаотично расположенных помещений на трех этажах с необычным освещением через отверстия в потолке. Очень быстро Кносский дворец стал местной достопримечательностью и ярким примером минойской архитектуры. Это был даже мини-город с комнатами для различных нужд.

Дворцы похожей архитектурной планировки были обнаружены в Маллии, Фесте, Като-Закросе. В крито-микенскую эпоху они служили административными центрами, зернохранилищами и мастерскими.

Например, в Кносском дворце, кроме тронного зала, были:

  • площадки для игр и театральных действий;
  • галереи;
  • помещения для хранения припасов;
  • лестницы;
  • древнейшая в мире система канализации.

Общие тенденции в культуре

Тронный зал Кносского дворца демонстрирует лучшее достижения минойского искусства. Светлые стены и темно-красные, сужающиеся внизу колонны создают интересный контраст. Поверхность стен украшают яркие фрески с изображениями растений, животных и людей, выполненные в яркой и светлой палитре. Самые известные:

  • «Парижанка»;
  • «Дамы в голубом»;
  • «Принц с лилиями»;
  • «Охота на быка»;
  • «Собиратель шафрана».

В живописи минойцев сильно ощущается морская тематика, представленная рисунками дельфинов, осьминогов и других морских обитателей. Часто мелькают изображения быка и тавромахии, которые связывают с древним культом быка. Двуручная священная секира лабрис — одно из украшений тронного зала.

Оригинальная вазопись характеризуется светлой полихромной росписью на темной поверхности. Этот стиль получил название «камарес».

Предметы мелкой пластики — кувшины, статуэтки, ритоны — демонстрируют хорошее чувство формы у древних критян. На золотых печатях XV в. до н. э. часто можно заметить ритуальные картины. Мужской образ обычно подчинен женскому, что позволяет предположить высокую социальную роль слабого пола. На это же намекают фигурки женщин со змеями в руках: 2 статуэтки, найденные в тайниках Кносского дворца, одеты в характерные для того времени наряды.

Религия минойцев мало изучена. Храмов в привычном значении слова археологи не нашли. Предполагается, что жители Крита поклонялись своим богам на природе или в обособленных помещениях дворца.

Интересное отличие Крита — отсутствие оборонительных линий. Видимо, будучи прекрасными мореплавателями, критяне были так уверены в своем военном флоте, что не посчитали нужным позаботиться о стенах и крепостях. Их быстроходные длинные суда бороздили просторы средиземноморья и в случае необходимости могли легко отразить атаки врага.

Упадок и забвение

Упадок минойской цивилизации связан с извержением вулкана на Санторини в середине ХV века до н. э. Возможно, отсюда смог возникнуть миф об Атлантиде. Прекрасные дворцовые комплексы и дома были разрушены, а участившиеся в дальнейшем набеги враждебных народов и неурожайные годы окончательно разрушили экономическую систему когда-то могущественного Крита.

Символы культуры

Более четырех тысяч лет назад на прекрасных средиземноморских островах Санторин и Крит возникла одна из самых ярких и загадочных цивилизаций древности. Эти острова в Эгейском море стали колыбелью одной из самых влиятельных культур античности – минойской. Есть несколько элементов крито-микенской культуры, очень хорошо характеризирующие ее. Один образ особенно выразителен – это главный культурный символ крито-микенской цивилизации – бык. Этот резной сосуд из черного камня найден при раскопках в Кноссе, столице минойского царства. Там же были обнаружены сотни изображений быка.

Бык был особенно важным элементом культуры крито-микенской цивилизации. Правда, не до конца понятно, что символизирует это животное. Но судя по изображениям, бык играл некую роль в религиозных обрядах. Большая часть дошедших до нас изображений этого животного известна по настенным росписям минойского дворца. Это наводит на мысль о том, что бык – символ власти, сосредоточенной в этом дворце. В Кноссе бык считался не просто художественным образом. На дворцовых фресках запечатлены животные и люди, участвующие в необычном ритуальном действии. Критские юноши демонстрировали отвагу и ловкость в смертельно-опасной схватке с огромными быками. Бык занимает центральное место в крито-микенской культуре, это нашло отражение и в критской мифологии.

Политическая и общественная организация

Большая проблема, с которой сталкиваются историки при анализе общества и политики микенской цивилизации, заключается в отсутствии прямых источников.

Известна только организация некоторых королевств, которые были частью этой цивилизации. Как правило, экстраполяция на остальные территории осуществляется, хотя невозможно подтвердить, что сто процентов правильно.

Союзные королевства

Королевства, которые были частью микенской цивилизации, были организованы вокруг дворцов. Экономика была полностью централизована, а общество поддерживало сильную иерархическую структуру.

Похоже, что построенные укрепления указывают на то, что противоборства происходили между различными королевствами либо из-за контроля над источниками богатства, либо из-за экспансионистских устремлений некоторых из них..

Союзные королевства

Микенская цивилизация состояла из нескольких союзных, но независимых королевств. Можно сказать, что они были предшественниками греческого полиса, хотя в случае микенской цивилизации королевства могли охватывать большие территории.

Государства Пилос и Кноссос

Важность этих двух королевств заключается в том, что археологам удалось найти некоторые таблички, которые помогают понять политическую организацию микенской цивилизации. В принципе, у каждого государства был король во главе

Титул монарха был Wanax, что означает «властелин дворцов»

В принципе, у каждого государства был король во главе. Титул монарха был Wanax, что означает «властелин дворцов».

На втором месте в иерархии были lawagetas, идентифицированные экспертами как главы армий. Обе фигуры контролировали свои территории.

Другой важной фигурой был телестай, некий землевладелец. Некоторые исследователи приписывают им религиозные функции, хотя это не доказано

Все еще в этой иерархии команд были экветы, которые владели рабами и принадлежали к высшему классу.

В случае с Пилосом таблички показывают, что он был разделен на две большие провинции. Кажется, это подразумевает, что микенские королевства могут быть децентрализованы, хотя они ответили самому королю.

Помимо провинции существовало еще одно административное деление — районы. Каждый из них, образованный несколькими народами, имел в качестве агента губернатора, назначенного монархом.

общество

Как и в случае с политической властью, общество также было иерархическим. Эксперты утверждают, что он был разделен на две группы: окружение короля, своего рода высший класс и демоверсии людей.

Демки, несмотря на то, что они были свободными людьми, были вынуждены развивать общественные работы. Согласно источникам, они также должны были заплатить определенные налоги дворцу.

Под этими двумя группами свободных людей были рабы. Единственные свидетельства, которые были найдены о них, касаются тех, кто работал непосредственно на дворец, поэтому неизвестно, существовали ли они и в других должностях..

Искусство эгейской цивилизации[ | код]

Эгейское искусство характеризуется переходом основной роли в его развитии от одной области Эгейского мира к другой, добавлением местных стилей, взаимосвязями с искусством Древнего Египта, Сирии, Финикии. В сравнении с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером.

Кикладское искусство | код

Среди памятников 3000—2000 гг. до н. э. выделяется похоронная пластика Киклад — «кикладские идолы» — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой (скрипкоподобные фигуры, обнаженные женские статуэтки).

Критское искусство | код

«Синие обезьяны». Фреска с Санторини

Приблизительно с 2300—2200 гг. до н. э. основным центром художественной культуры стал Крит (расцвет в 2000—1500 гг. до н. э.). Искусство Крита расширило влияние на Киклады и материковую Грецию. Наивысшие достижения критских зодчих — дворцы (открытые в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро), в которых сочетание больших горизонтальных площадей (дворы) и комплексов двух- или трехэтажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создает эффект красочного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечным многообразием впечатлений художественный образ. На Крите был создан своеобразный тип колонны, которая расширяется кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (2000—1700 гг. до н. э., достигший совершенства в росписи ваз камарес) сменяется в 1700—1500 гг. до н. э. больше конкретною и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кноссе, вазы с изображением морских существ, производство мелкой пластики, торевтики, глиптики); к 1400 г. до н. э. (приблизительно, в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (фрески тронного зала и раскрашенный рельеф со стукко царя-жреца из дворца в Кноссе, вазопись дворцового стиля).

Ахейское искусство | код

1700—1200 гг. до н. э. — период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на возвышенностях, с мощными стенами циклопичной кладки (из каменных глыб весом до 12 т) и планировкой в двух уровнях: нижний город (место обитания населения околиц) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилищ (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из самана с деревянными связками) складывается тип прямоугольного с портиком дома — мегарона, прообраза древнегреческого храма в антах. Лучше других раскопанный дворец в Пилосе. Выделяются круглые в плане купольные гробницы-толосы с т. н. ложным сводом и дромосом (гробница Атрея около Микен, 1400—1200 гг. до н. э.). Изобразительное и декоративно-прикладное искусство ахейской Греции испытывало сильное влияние искусства Крита, особенно в 1700—1500 гг. до н. э. (изделия из золота и серебра из шахтовых гробниц в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщенностью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах шахтовых гробниц, похоронные маски, некоторая посуда из захоронений, как кубок Нестора). Искусство 1500—1200 гг

до н. э., как и Критское искусство, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но склоняется к стойким симметричным формам и обобщениям (геральдическая композиция с фигурами 2 львов рельефа львиных ворот в Микенах).

Новости

26-06-2015, 18:06

Просмотров: 35 815

Почти восемь миллионов мумий щенков и взрослых собак, а также шакалов, лис, соколов, кошек и мангустов были обнаружены под храмом бога смерти Анубиса в Саккаре, небольшом селении в 30 км к югу от Каира.

Подробнее…

3-06-2015, 17:18

Просмотров: 24 043

Ценные украшения и чаши с остатками опиума и каннабиса извлечены из могильной насыпи на территории Ставропольского края

Подробнее…

15-04-2015, 09:52

Просмотров: 22 029

Эксперимент проводила команда ученых Международного центра теоретической физики имени Абдуса Саламата в Триесте (Италия). Они проводили осмотр местности с борта летательного аппарата

Подробнее…

Гомеровский период или «темные века» (XI–IX вв. до н.э.)

Гомеровский период в  древнегреческой истории получил название в честь прославленного поэта Гомера. Его «Илиада» и «Одиссея» стали главными источниками информации о тех временах.

Древнегреческий поэт-сказитель Гомер

Итак, в XII в. до н.э. на территорию Греции вторглись греки-дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита,. Они вытеснили оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу — резко сократилась численность населения, упал уровень жизни, пришли в упадок ремёсла и прекратилось строительство. Письменность также пришла в упадок, именно поэтому кроме гомеровских произведений не осталось ни одного письменного свидетельства.

Позже археологи будут отмечать скудность археологических материалов, назвав гомеровскую эпоху определением «Тёмные века». Дорийцам, поработившим народы, были интересны лишь военные навыки. Перенимать, а тем более развивать искусство или ремёсла они не собирались. Развитие получили только гончарное ремесло, кораблестроение и обработка металлов. Но именно с помощью дорийцев Греция перешла в Железный век — его добыча и обработка только начиналась. Металл стал легкодоступным и дешёвым, что было важным для развития общества.

История Древней Греции этого времени не самая лучезарная. Агрессия дорийских мореплавателей перечеркнула важные торговые связи. «Пиратские рейды» для них были причиной гордости, и некогда частые гости (египетские и финикийские корабли) теперь старались обходить греческие гавани стороной. К концу этой эпохи торговля начала налаживаться — как внешняя, так и внутренняя. Отличительная особенность гомеровского периода — возникновение Гомерического стиля в греческой вазописи. Иначе его называют геометрикой. Для него было характерно использование геометрических элементов на вазах, которые складывали из окружностей, меандров и крестов.

В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы. Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города.

Несмотря на минусы, Гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться — накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.

Этапы развития

В истории развития критской цивилизации выделяют два основных периода: микенский и минойский. На протяжении всей эгейской эпохи несколько раз наблюдался как расцвет, так и упадок культуры.

Минойский период

Этот этап развития цивилизации назван в честь мифологического царя Минея, героя древнегреческих легенд. Основные культурные центры государства располагались возле дворцов. Критское население активно занималось мореплаванием, торговлей и развитием сельского хозяйства. Постоянный приток богатств, выгодное географическое положение и плодородные земли являлись важнейшими факторами развития государства.

XVII век до н. э. относится к расцвету минойской цивилизации. В крупных городах строились роскошные дворцы. Минойская архитектура имела несколько особенностей:

  1. Наличие световых колодцев.
  2. Использование в декоре оригинальных колонн, расширяющихся кверху.
  3. Наличие многочисленных лестниц и пандусов.
  4. Стены украшались пёстрыми фресками с изображениями растений и морских животных.

Примечательно, что в минойский период не изображали боевые сцены. Археологами не было найдено ни одной крепости или другого укреплённого сооружения. Это свидетельствует о том, что население вело мирный образ жизни. Критские народы были уверены в безопасности собственного государства. Местные правители вели весьма либеральную политику. Ещё до демократических преобразований Перикла минойские цари предпочитали делить со своим народом все приобретённые богатства.

В середине XVI века до н. э. на Крит обрушилось мощнейшее цунами, которое полностью накрыло северную часть острова. Стихийное бедствие было спровоцировано извержением вулкана Санторин.

Вторжение ахейцев

Одновременно с минойской цивилизацией на материковой части Греции появилась микенская государственность. У ахейцев не было самобытной культуры. Большинство традиций они переняли у жителей о. Крит.

Но ахейцы, в противоположность минойцам, отличались воинственностью. Их города имели вид цитаделей, окружённых плотно застроенными поселениями. Крепости возводились на возвышенностях и огораживались высокими стенами из камня. Самые крупные греческие города были заложены именно в микенский период. С приходом ахейцев построены:

  • Афины;
  • Фивы;
  • Микены;
  • Аргос;
  • Спарта.

Упадок государственности

Из-за Троянской войны экономическая и боевая мощь государства была подорвана. В XII веке на территорию материковой части Греции вторгаются племена дорийцев. Армия противника отличается многочисленностью и хорошей подготовкой. Микенцы не смогли устоять под натиском неприятеля, поэтому были полностью повержены.

Характеристика крито-микенской цивилизации представлена в таблице.

Вопросы Минойская цивилизация Микенская цивилизация
Где располагались культурные центры? На островах Крит, Кносс и Фест На материковой части Греции, в Микенах и Тиринфе
Каковы особенности культуры? Развитие письменности и керамического ремесла. На картинах и фресках преобладают изображения растений и животных. Культура перенимается у жителей острова Крит
Каковы отличительные черты градостроения? Активное строительство дворцов. Отсутствие укреплённых сооружений и крепостей Города строились на возвышенностях. Возводились цитадели. Наличие высоких каменных стен
Почему произошла гибель цивилизации? Извержение вулкана и цунами привели к глобальным разрушениям городов. Ослабленную цивилизацию захватили ахейцы Резкие климатические изменения привели к отсутствию урожая. Троянская война подорвала экономическую и боевую мощь. Массовое вторжение дорийцев

В XII веке наступил исторический период, который принято называть Тёмными веками. Дорийцы не стали перенимать древнюю критско-микенскую культуру. Они смогли заполнить территорию всей Греции и близлежащих островов. Многие строения и произведения искусства были уничтожены. К тому же в регионе наблюдалось резкое изменение климата. Из-за непогоды в городах начался голод и экономический упадок. Постепенно произошла гибель микенской государственности.