Finwords

Оглавление

Сущность реформ

Реформы в сельском хозяйстве

Первая из реформ, инициированная главой советского правительства, сводилась к введению ряда неотложных мер по развитию аграрного сектора экономики. Основные положения этой реформы были приняты в марта 1965 года на пленуме ЦК КПСС.

Их сущность сводилась к следующему:

  • увеличение капитальных вложений в сельское хозяйство;
  • развитие материальной и социальной базы села,
  • уменьшение планов по обязательных поставок основных видов сельскохозяйственной продукции;
  • повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию;
  • введение надбавок к ценам на сверхплановой продукции;
  • введение гарантированной оплаты труда колхозников;
  • отмена ограничений в отношении личных подсобных хозяйств.

Первые шаги по осуществлению реформы дали положительные результаты:

оживилось сельскохозяйственное производство, увеличились поставки продовольствия в города, в селах появилось больше техники, довольно быстрыми темпами строилось жилье и объекты социально-культурного назначения.

Но с другой стороны, сохранилось централизованное планирование и регламентация сельскохозяйственного производства; не действовали экономические стимулы для повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции; продолжалось администрирования и некомпетентное вмешательство партийного руководства в дела колхозов и совхозов. Увеличивался аппарат управления сельским хозяйством. Не оправдались надежды на кооперирование и специализацию хозяйств. Химизация и мелиорация не дали ожидаемых результатов. В целом негативные тенденции развития сельского хозяйства доминировали над попытками его реформирования.

Реформы в промышленности

В сентябре в 1965 году (также на пленуме ЦК КПСС) были приняты основные документы, направленные на реформирование промышленности.

Основные положения реформ в промышленности сводились к следующему:

  • оценка деятельности промышленных предприятий должна была осуществляться не по валовым показателям произведенной продукции, а за ее реализацией;
  • сокращение обязательных плановых показателей, доводились до предприятий из центра, укрепление их хозрасчета, повышение самостоятельности, сохранения в распоряжении предприятий большей части прибыли;
  • ликвидация совнархозов и осуществление перехода от территориальной системы руководства к отраслевой (восстановление министерств и ведомств);
  • реформы направлены на усиление экономического стимулирования и повышения материальной заинтересованности трудовых коллективов в целом и отдельных трудящихся.

В 1968г год в СССР на новые экономические условия деятельности перешло около 27 000 предприятий. Наметился рост производительности труда. Увеличивались фонды общественного потребления, начали решаться некоторые социальные проблемы. Однако уже в 70-е годы реформы в промышленности пошли на спад; замедлились темпы экономического роста, развитие промышленности продолжал осуществляться на экстенсивной основе.

Причины провала экономической реформы

Идеи Либермана имели поверхностный характер. В стране с плановой экономикой попытались ввести отдельные элементы из рыночной экономики. Но в половинчатом варианте это не работает. Нужно придерживаться какой-то одной стратегии развития. Тоталитарный режим не позволял ослаблять контроль над предприятиями.

На провал реформы повлияли следующие факторы:

  • Противостояние идеологии и экономики. Постулаты социализма для правительства были на первом месте. Ухудшение состояния экономики не так беспокоило правящую верхушку как непоколебимость идеологии.
  • Отсутствие единства взглядов в Коммунистической партии. Чиновники всячески противодействовали реформе. Им было удобнее работать с директивами. Высшее руководство пыталось продвигать свои интересы, из-за чего каждый тянул одеяло на себя.
  • Экспорт нефти. Эта деятельность приносила высокие доходы СССР, поэтому правительство имело возможность и дальше закрывать глаза на плачевное состояние экономики.
  • Боязнь крушения тоталитарного режима. Похожая реформа в Чехословакии привела к Пражской весне. В СССР опасались бунта, поэтому реформу было принято свернуть.

К идеям Косыгина вернулся Горбачев. Он попытался реанимировать экономику, но в итоге произошло то, чего опасалось правительство Брежнева – изменение политического строя. Плановая экономика рухнула. Стране пришлось привыкать к рыночной экономике с ее жесткими, но справедливыми законами.

СССР

  • Список правителей СССР по порядку и годы их правления
  • Периоды развития Советского Союза. Самое главное
  • Кратко о распаде СССР
  • Перестройка в СССР: предпосылки, этапы, значение
  • Массовые репрессии в СССР
  • Массовая индустриализация в СССР
  • Коллективизация в СССР: причины, ход, итоги
  • Как появился СССР: предпосылки и проекты
  • Гражданская война: причины, этапы, итоги
  • Культурная жизнь в XX веке

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Аграрная реформа 1965 года и ее результаты

В марте 1965 года руководство СССР объявляется о начале реформы в аграрном секторе. Основные идеи данной реформы были следующими:

  • Государство повысило закупочные цены для совхозов и колхозов.
  • За перевыполнение плана выращивания сельхоз продукции государство устанавливало надбавку к закупочной стоимости +50%.
  • Закупочные цены утверждались на 10 лет, что давало аграриям гарантии.
  • Колхозникам теперь выплачивалось гарантированное жалование, а не трудодни, как то было раньше.
  • Государство направляло большие суммы денег на оснащение колхозов и совхозов материально-технической базой.
  • Снятие всех ограничений на ведение подсобного хозяйства.

Сами идеи реформы были здравыми, руководство партии хотело не просто улучшить положение сельского хозяйства, но и усилить контроль над ним со стороны Министерств. В результате получилось немного не то, о чем изначально говорил Брежнев. Достаточно посмотреть на список выше, чтобы понять, что там есть как положительные, так и отрицательные стороны, которые в дальнейшем проявились в полном объеме.

Положительные моменты аграрной реформы

Безусловно, увеличение закупочной стоимости, дополнительная плата за перевыполнение плана и длительные гарантии на закупку – это то, что колхозам было необходимо. Об этом мало говорят, но факт заключается в том, что все совхозы и колхозы  были убыточными. У всех были долги. Не случайно ведь и реформы Хрущева и реформы Брежнева во главу угла ставили то, что долги с колхозов должны списываться. Откуда взялись эти долги? Главная причина в том, что долгие годы государство фактически обворовывало крестьян, выкупая их продукцию за бесценок.  Начиная с 1965 года эта тенденция ломалась.

Отрицательные моменты аграрной реформы

Но было в аграрной реформе и то, что привело к «застою» — фиксированная оплата труда колхозникам. Раньше колхозник получал деньги за трудодни, а также имел доплаты за выполнение плана производства (выращивания). Например, человеку было нужно отработать 20 дней, собрать 250 килограмм картошки, а государство за это ему платило 50 рублей (цифры приведены только для примера). Теперь же картина менялась. Человек получал свои 50 рублей вне зависимости от того сколько он соберет картошки за 20 дней работы. Даже если он соберет не 250 килограмм, а 10 – он в любом случае получит свои 50 рублей.  С одной стороны это давало гарантии и социальную обеспеченность колхозникам, но с другой стороны это напрочь убивало мотивацию работать и добиваться результатов.

Результаты экономической реформы в аграрном секторе

Главная ставка в экономическом развитии сельского хозяйства руководство страны сделало на полное обеспечение своей страны зерном и продуктами питания. Но сделать этого не удалось, более того остальные показатели были не менее «впечатлительными»:

  • Удалось повисеть рентабельность аграрного сектора. Для совхозов она стала 22%, а для колхозов – 34%.
  • Сокращение пахотных земель. Начиная с 1965 и о момента развала СССР пахотные земли сократились на 22 млн гектар.
  • Хозяйство велось крайне неэффективно. В некоторых областях потери продукции составляли до 40%. Минимальный порог – 20%. То есть 1/5 часть всей продукции просто пропадала.
  • Ошибки в руководстве привели к обострению экологических проблем внутри страны.

В итоге СССР, у которого было больше всех черноземных земель для пашни среди всех стран мира стал закупать зерно и продукцию питания за границей! Эти элементы начались при Хрущеве, а при Брежневе негативную тенденцию переломить не смогли.

Реализация реформы. «Золотая пятилетка»

Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 1965—1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).

На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %). Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий.

Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».

Реформа имела выраженный эффект разового привлечения резервов роста: повысилась скорость обращения в фазе «товар — деньги», уменьшилась «штурмовщина», увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.

Среднегодовые темпы роста, %

годы

Валовой общественный продукт

Национальный доход

1961—1965

6,5

6,5

1966—1970

7,4

7,7

1971—1975

6,4

5,7

1975—1979

4,4

4,4

Экономические показатели относительно предыдущего года (1960 г. = 100)

год

Валовая продукция

Численность персонала

Основные производственные фонды

1965

148

123

186

1970

163

115

152

1975

137

108

151

1979

116

107

134

Плюсы и минусы реформы А. Н. Косыгина

После отставки Н. С. Хрущёва, правительство Л. И. Брежнева начало спешно разрабатывать план по преобразованию экономической системы, которая на данный момент находилась в тупике. Главной целью правительства стало стимулирование производства путём внедрения капиталистических методов в социалистическую экономическую систему. Историки по-разному оценивают результаты косыгинской реформы.

Положительные стороны реформы

Реформа Косыгина на какое-то время действительно дала положительный эффект, поэтому восьмилетку, за которую проводилась реформа, принято называть «золотой». В основном положительные моменты коснулись сельского хозяйства и состояли они в следующем:

  1. Увеличились доходы колхозов на 15%. Это был хороший шаг в сторону развития сельскохозяйственного производства;
  2. Объём с/х производства вырос на 21%;
  3. Простили долги колхозов и совхозов;
  4. Снизили цены на технику;
  5. Трудодни были заменены на заработную плату и продукты;
  6. Работники колхоза начали получать пенсию;
  7. Повысились закупочные цены в 1,5 раза;
  8. Запустили единую систему электроснабжения. Теперь техника могла работать на электричестве, что увеличило производительность;
  9. Кратковременный, но стремительный положительный эффект произошёл и в сфере промышленности. Так, объём промышленного производства возрос на 50%, что обеспечило стабильную заработную плату;
  10. Интенсивное жилищное строительство;

Отрицательные стороны реформы

После 1975 года развитие экономики прекратилось, а потом начало стремительно падать. Отрицательные стороны коснулись в основном промышленности, которая, вопреки ожиданиям правительства начала развиваться при помощи экстенсивных методов.

Таким образом, причинами провала реформы стали:

  1. Противоречия между экономическим курсом и политическим режимом. Для дальнейшей успешной реализации экономической программы необходимо было отойти от плановой экономики, но такая стратегия исключалась при тоталитарном режиме;

  2. Негативное отношение бюрократии, которой не нравилось, что распределение дохода колхозов теперь зависит не от неё;

  3. Производители скоро поняли, что намного быстрее и проще будет получать прибыль путём экономии на качественном сырье. Это привело к несоответствию цены товара и его качества;

  4. Предприятия, производившие некачественный продукт, устранялись, что повлекло за собой массовую безработицу;

  5. Возникла угроза социалистическому режиму, который показал свою несостоятельность в борьбе с экономическим кризисом. В обществе начались волнения, апогеем которых стала печально известная Пражская весна – бунт в Чехословакии;

Вариант 2

А1. Экономическая реформа второй половины 1960-х гг. предполагала

1) разрешение свободного обмена иностранной валюты
2) полную отмену директивного планирования
3) замену министерств совнархозами
4) введение принципов хозрасчета

А2. Причина неудачи аграрной реформы 1965 г.

1) неблагоприятная погодная обстановка
2) использование административных рычагов управления
3) развитие рыночных механизмов
4) разрушение колхозов

А3. Как называется устойчивая нехватка каких-либо товаров?

1) стагнация
2) дефицит
3) эмиссия
4) хозрасчет

А4. В ходе проведения реформы в промышленности в 1965 г.

1) было сокращено число планируемых сверху показателей
2) было разрешено свободное предпринимательство
3) были закрыты предприятия-гиганты
4) был сокращен управленческий аппарат

А5. Главный стержень развития советской экономики в 1970-1980-е гг.

1) микроэлектроника
2) сфера услуг
3) легкая промышленность
4) военно-промышленный комплекс

В1. Период, отмеченный снижением темпов развития советской экономики и усилением отставания от стран Запада в научно-технической сфере, получил название «эпохи __________».

Ответы на тест по истории Экономика «развитого социализма» 9 классВариант 1
А1-1
А2-4
А3-4
А4-3
А5-4
В1. ХозрасчетомВариант 2
А1-4
А2-2
А3-2
А4-1
А5-4
В1. Застоя

Охранительная политика режим номенклатуры

Период с 1965 по 1985 годы называют «золотым веком» партийно-хозяйственной номенклатуры, это было обусловлено:

  • Полным возвратом и стабилизацией бюрократической системы;
  • Усилением контроля над обществом при общей безнаказанности номенклатуры;
  • Предельной регламентацией внутрипартийной жизнедеятельности;
  • Ростом привилегий и льгот аппарата управления и сращиванием некоторой его части с «теневой экономикой»;
  • Восславление личности Брежнева и вырождение элиты через кумовство;
  • Затухание огульной критики культа личности Сталина и сталинизма;
  • Укрепление роли вооруженных сил и органов государственной безопасности.

Политическую ситуацию зафиксировала, принятая в октябре 1977 года Конституция СССР. В 6-й статье было закреплено положение о «руководящей и направляющей роли КПСС» в советском обществе. Однако диссонанс между словами и делом был разительным, что привело к тотальному недоверию к власти предержащие, со стороны общества.

Реализация

Авторы реформ с самого начала знали, что изменения вступят в силу постепенно, на основе тщательного составления планов на 1966 и 1967 годы. Первые 43 предприятия, а также несколько «экспериментов», планирование которых началось до сентябрьского пленума 1965 года. , перешла на новую модель в начале 1966 года. Передача еще 180–200 компаний была осуществлена ​​в начале 1966 года. Это уже были прибыльные, хорошо позиционированные предприятия, которые хорошо отразились на реформе в ранних оценках. 1 июля 1966 г. было передано еще 430 предприятий; они включали несколько крупных производств и сами составляли 12% от общего объема производства. К концу 1966 г. сменилось более 704 предприятия.

В восьмой пятилетке были бы воплощены некоторые из предложенных реформ. (Пятилетний план касался широкого круга вопросов, с упором на общие условия жизни людей. Ожидалось, что он будет реализован внутри партии.)

Большая часть легкой промышленности должна была быть переведена в начале 1967 года. Остальные предприятия должны были быть переведены в два этапа, начиная с 1 июля 1967 года и 1 января 1968 года. Полная передача всех предприятий происходила стабильно, если не точно по графику. . К 1 апреля 1967 г. сменилось 2 500 предприятий, на долю которых приходилось 20% выпуска. К концу года было передано 7000 промышленных предприятий (из 45000), 1500 автотранспортных компаний (из 4100) и все 25 железнодорожных систем. Вместе они составляли основу советской промышленности. За ними последовали более мелкие предприятия: еще 11000 в 1968 году.

План вызвал значительную путаницу со стороны руководителей предприятий, которые на протяжении всей своей карьеры недооценивали свой потенциальный объем производства, чтобы впоследствии превысить свою квоту. Также сложным было требование соблюдать новые директивы до того, как все аспекты экономики (т. Е. Цены, доступность ресурсов) были перенесены. А нежелание некоторых бюрократов подчиняться новой политике было предметом постоянной критики в прессе, включая многочисленные передовые статьи самого Либермана. В апреле 1966 года, например, Либерман рекомендовал создать «мозговой трест реконструкции», который мог бы наложить вето на контрреформистскую политику в бюрократии. Чиновники более высокого административного уровня (то есть министерства) продолжали отдавать приказы, противоречащие планам руководителей предприятий по рентабельности. Некоторые традиционные проблемы, такие как накопление, снижение прибыльности излишков ценных запасов, чтобы они не понадобились позже во время нехватки, сохранялись. Госснаб и министерства обвиняли в том, что они не предоставили предприятиям необходимые ресурсы.

О пересмотре цен, первом с 1955 года, было объявлено в середине 1966 года, по-видимому, после некоторых нетривиальных внутренних споров. Пересмотр предусматривал умеренное изменение цен, чтобы в большей степени соответствовать производственным затратам, и вступил в силу в июле 1967 года. Оптовые цены на топливо и руду существенно выросли. Цены на потребительские товары официально не выросли; тем не менее, потребители платили более высокие цены за то, что они хотели и в чем нуждались, поскольку на рынок были выведены более новые и более дорогие товары, а старые версии были изъяты.

Экономическая реформа 1965-1970 гг. в СССР

(для уровня «хорошо-отлично»)

На протяжении почти двадцати лет (1935-55 гг.) исследования в области управления практически отсутствовали: социальные науки были в опале, а управленческая практика являлась лишь одной из сторон жизни тоталитарного государства.

Приход к власти Н.С. Хрущева изменил ситуацию. Во-первых, были сняты идеологические запреты на исследования в различных отраслях знаний; во-вторых, наметилась общая либерализация всех сфер жизни советского общества; в-третьих, было признано, что страна нуждается в изменениях экономической политики и, соответственно, в обновлении методов управления народным хозяйством.

Н.С. Хрущев пытался изменить организацию экономики и управление ею с помощью совнархозов. Его политика была направлена на расшатывание жесткой управленческой вертикали, монополии центра: ей противопоставлялось множество экономических субъектов, имевших возможность относительно самостоятельно принимать часть решений

Важно и то, что во времена Н.С. Хрущева получил формальное признание принцип экономической заинтересованности работников, который пришел на смену сталинскому принципу “голого энтузиазма”

Экономические реформы – а лучше их назвать экономико-технологическими реформами – проводились на относительно благоприятном общем фоне. Мощный ресурсный и технологический потенциал, созданный в 1930-40-е гг., позволял совмещать реализацию крупномасштабных целей: развертывание военно-стратегических программ, повышение жизненного уровня населения и структурную перестройку экономики.

Реализация этих целей стала возможной благодаря нескольким ресурсным элементам, которыми обладал СССР того периода:

— наличие малоосвоенной топливно-эненергетической базы, что позволяло наращивать мощности тяжелой индустрии (энергетики, металлургии и химии) в относительно долгосрочной перспективе;

— наличие мощного технологического и кадрового потенциала в тяжелой индустрии, который был создан в военные годы;

— наличие резервов малоквалифицированных трудовых ресурсов;

— приращение качественного потенциала за счет стран-сателлитов (Чехословакия, ГДР, Венгрия)

Это интересно: 911,Косово история конфликта — делимся знаниями

Реформы в промышленности: замыслы и результаты

Предыдущие поколения коммунистов всегда выбирали для реформирования одно из дух направлений:

  • Совершенствование производства.
  • Стимулирование работников.

Правительство Брежнева решило поступить иначе, выбирая не один из пунктов, а оба. Сама реформа промышленности СССР началась в 1965 году и была обусловлена тем, что Хрущев и эту отрасль экономики довел до плачевного состояния. Экономическая реформа 1965 года в сфере промышленности имела гораздо более позитивные результаты, чем реформирование сельского хозяйства.

Ключевые аспекты реформы:

  • Поощрение предприятий. Для этого часть прибыли оставлялась на развитие самому предприятию. При этом деньги делились в 3 фонда: материальное стимулирование (выплата премий), социально-культурное развитие (путевки рабочим, билеты и так далее) и бытовое развитие (строительство жилья, объектов досуга).
  • Совнархозы заменены Министерствами. Решения в экономике должны были принимать отраслевые министерства. Они создавали планы, которые предприятия могли корректировать под свои возможности.
  • Изменение системы планирования производства. Во-первых, было существенно сокращено количество плановых показателей. Во-вторых, результат работы теперь мерялся не по производимой продукции, а по реализованной. То есть количество заменялось качеством.
  • Предприятия наделялись элементами самостоятельности. Кроме того, что им оставляли часть доходов, предприятия получали право производить хозрасчет между собой.
  • Увеличение премий работникам. Предприятия финансово мотивировали сотрудников увеличивать результаты.

Это ключевые аспекты реформы. Даже глядя на них очевидно, что экономическая реформа 1965 года была достаточно ограничена. Тем не менее она очень скоро дала положительный результат. Уже к 1970 году уровень промышленного производства вырос на 50%, было построено порядка 1900 новых предприятий. Но вместе с тем стало очевидно, что дальше улучшить эти показатели СССР не может. Более того экономика страны перешла к упадку, который лучше всего демонстрирует следующий график.

Возникает вопрос – почему все ключевые показатели развития экономики после 1970 года пошли на спад? Тут все просто – число трудоспособного населения снижалось с каждым годом, добыча полезных ископаемых становилась все дороже, оборудование устаревало физически и морально, увеличивались расходы на оборону.

Реформирование аграрного сектора

Сельское хозяйство требовало от правительства наибольших изменений. Аграрии на своих плечах на протяжении десятилетий вытягивали экономику страны. Но именно их государство постоянно обходило стороной, никак не улучшая жизнь сельских жителей. Реформа Косыгина предполагала полное реформирование аграрного сектора. Главные идеи:

  • Повышение закупочных цен на сельхоз продукцию в 1,5-2 раза. Колхозы и совхозы получали большую прибыль.
  • Утверждение закупочных цен на 10 лет. Государство давало определенные гарантии, благодаря которым сельские жители могли быть уверенны в завтрашнем дне.
  • Поощрение за перевыполнение плана. На сверхплановую поставку сельхоз продукции насчитывалась 50% надбавка.
  • Обновление материально-технической базы колхозов и совхозов. Государство выделяло крупные суммы на оснащение.
  • Новая система оплаты труда. Колхозники получали зарплату по тарифным ставкам, а не по трудодням.
  • Введение выборных должностей. Люди сами могли выбирать бригадиров, председателей колхозов.
  • Разрешение на ведение подсобного хозяйства. Колхозники получили возможность выращивать свою продукцию.

Аграрная реформа имела свои плюсы и минусы. Из положительного стоит отметить повышение закупочных цен, надбавку за перевыполнение плана, гарантии на закупку. Но правительство умалчивало, что все это делается для списания долгов с колхозов и совхозов. Все эти организации в 60-х годах были убыточными. Долги у них образовались из-за неправильной политики Хрущева, который выкупал сельхоз продукцию за копейки.

Оплата труда по тарифным ставкам имеет двоякую оценку. Для колхозников такое нововведение было плюсом, поскольку давало социальную защиту, гарантии в оплате труда. Но для государства оно оказалось убыточным. Дело в том, что раньше для каждого колхозника определялась норма выполнения работы. Например, за месяц работник должен собрать 300 кг овощей и за это получал деньги. Теперь же человек за месяц мог собрать и 20 кг овощей, но ему все равно платили деньги, поскольку он выходил на работу. Мотивация колхозников была на нуле.

Итоги реформы

Положительная динамика, отмеченная в 8-ю пятилетку, пошла на спад после 1970 года. Замедлились темпы прироста национального дохода и производительности общественного труда. Многие современники отмечали, что «косыгинские» реформы «буксовали» из-за интриг в правительстве. Брежнев опасался конкуренции Косыгина и постепенно лишал его реальных рычагов управления экономикой.

Выделялись и следующие причины неудач реформы:

  • Непоследовательность и половинчатость проводимых реформ. Сочетание экономических начал и плановой экономики дает лишь недолговременный положительный эффект. Затем административно-командные принципы вновь доминируют над экономическими.
  • Некомплексный характер. Реформа не была дополнена реформами политической системы, намеченными в 1950-х годах при Хрущеве.
  • Кадровая неподготовленность. Руководство многих предприятий не было готово к самостоятельности и проявлению смелых инициатив.
  • Неблагоприятная демографическая ситуация. В стране наблюдалось снижение естественного прироста население и сокращение количества трудоспособных граждан.
  • Износ оборудования. Основные производственные фонды на ряде предприятий постепенно изнашивались и морально устаревали, но не заменялись вовремя.
  • Милитаризация экономики. Огромные расходы на «военные» предприятия негативно отражались на реформаторской политике и сводили ее результаты к нулю.
  • Чехословацкие события 1968 года. Аналогичные реформы в соцстране привели к обострению политической ситуации, что испугало советское руководство.

В итоге «косыгинская» реформа была расценена руководством как неудачная и к концу 70-х годов свернута.

СССР

  • Список правителей СССР по порядку и годы их правления
  • Периоды развития Советского Союза. Самое главное
  • Кратко о распаде СССР
  • Перестройка в СССР: предпосылки, этапы, значение
  • Массовые репрессии в СССР
  • Массовая индустриализация в СССР
  • Коллективизация в СССР: причины, ход, итоги
  • Как появился СССР: предпосылки и проекты
  • Гражданская война: причины, этапы, итоги
  • Культурная жизнь в XX веке

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Свертывание реформ, итоги и оценки

В современной историографии доминирует точка зрения о сворачивании реформы либо о её полной неудаче.

Если в 1967 году (в разгар косыгинских реформ) на закупку зерна было затрачено 50,2 тонны золота, то в 1972 году — 458,2 тонны (!) (эти данные историки А. Коротков и А. Степанов обнаружили в архивах Политбюро ЦК КПСС). Это были не реформы, а путь в никуда…

— Сергей Константинов

Среди причин «захлёбывания» реформы обычно приводятся сопротивление консервативной части Политбюро ЦК (негативную позицию по отношению к реформе занимал Н. В. Подгорный), а также ужесточение внутриполитического курса под влиянием Пражской весны 1968 г .

По воспоминаниям Н. К. Байбакова, особенно негативную роль играло внутриаппаратное соперничество между А. Н. Косыгиным и Н. А. Тихоновым. Контрпродуктивными были разногласия между Совмином, Госпланом СССР с одной стороны, и Министерством обороны — с другой. Маршал (Д. Ф. Устинов) выступал за постоянный рост военных расходов, против увеличения которых выступали Косыгин и Байбаков. Неблагоприятным «антистимулом» для развития реформаторских усилий мог быть рост поступлений от экспорта энергоносителей, дающий возможность консервативному советскому руководству конца 1970-х гг. поддерживать экономический рост и удовлетворять внутренний потребительский спрос за счёт быстрого увеличения импорта.

А. Н. Косыгину приписываются слова, сказанные в беседе с главой правительства Чехословакии Любомиром Штроугалом в 1971 г.: «Ничего не осталось. Всё рухнуло. Все работы остановлены, а реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят… Реформу торпедируют. Людей, с которыми я разрабатывал материалы съезда, уже отстранили, а призвали совсем других. И я уже ничего не жду».

В некоторых исследованих последних лет в качестве ключевого фактора, тормозившего развитие реформы, рассматривается деятельность сторонников СОФЭ.

Оценивая итоги реформы, в частности, феномен «замедления темпов роста» в 1970-е — 80-е гг

следует принимать во внимание ряд факторов, влиявших на темп и качество экономического развития:

  • исчерпание экстенсивных факторов роста, прежде всего, из-за исчерпания резервов мобильной рабочей силы и снижения экономической отдачи от увеличения занятости (из-за технологического застоя, вызванного изначально заложенным в реформе отсутствием стимула к снижению себестоимости, и негибкого планового характера сферы услуг)
  • необходимость прямого и косвенного дотирования неэффективных предприятий, отраслей и экономик отдельных территорий, вызванная усилением ведомственного и территориального лоббизма и стремлением союзного руководства избегать непопулярных решений
  • социальные программы 1970-х гг. (сокращение рабочего времени, рост доходов населения)
  • затратные программы хозяйственного развития Сибири и Дальнего Востока, не давшие ожидавшейся валовой прибыли в краткосрочном периоде.
  • крайне затратную программу развития вооружённых сил Брежнева-Гречко-Горшкова
  • кредиты СССР странам третьего мира в рамках борьбы за влияние в мире (Африка, Ближневосточный конфликт и пр.)

Объективно, в ходе реформы в СССР была сделана попытка перехода к интенсивному (в противоположность экстенсивному) качеству экономического роста, само понятие экономической эффективности (выраженное в показателе валовой прибыли предприятия) создало условия для дальнейшей децентрализации хозяйственной жизни и создания постиндустриальной экономики.

Рядом авторов данная реформа оценивается как основанная на правотроцкистских и синдикалистских («самостоятельность предприятий») идеях, как фактический регресс к госкапитализму в организации социалистического производства, и в силу этого признается, что она закономерно и изначально была обречена на провал.

Заключение

Экономическая
реформа 1965 г. положила начало качественно 
новому этапу в развитии распределительных 
отношений, предполагая использование 
преимущественно экономических 
методов управления экономикой. 
Прежде всего, существенно изменилось
распределение прибыли. В первую очередь
предприятие вносило в бюджет плату за
основные производственные фонды и нормируемые
оборотные средства, фиксированные (рентные)
платежи и свободный остаток прибыли.

Предполагалось,
что плата за производственные фонды 
должна стать основной формой платежей
в бюджет и важнейшим источником
централизованных финансовых ресурсов
государства. Она взималась по нормативу
6% от среднегодовой стоимости фондов
и нормируемых оборотных средств,
явившись прототипом современного налога
на имущество с предприятий. Величина
платы не зависела от объема производства,
уровня затрат, цен, поэтому была наиболее
устойчивым источником доходов государственного
бюджета. Основное назначение платы 
за фонды — стимулирование более 
эффективного их использования, ликвидация
ненужных предприятию производственных
фондов .

Плата за
фонды не смогла реализовать заложенные
в ней возможности по двум причинам:
во-первых, отсутствие реального рынка 
средств производства ограничивало
возможности предприятия по техническому
перевооружению производства, во-вторых,
свободный остаток от прибыли 
стал доминирующим в процессе распределения 
и доля его отчислений была высока.