Оглавление
Причины трагедии
У немцев не было в Финском заливе крупных кораблей, их силы ограничивались подводными лодками, торпедными катерами и тральщиками. Почему же Балтийский флот, состоявший из 150 боевых кораблей, включая два линкора, четыре крейсера и 15 эсминцев, понёс такие большие потери?
Прежде всего, важную роль играла авиация, причём, на Балтике немцы, в отличие от событий в Ла-Манше, достигли превосходства в воздухе. Первые же караваны были атакованы двумя десятками «Юнкерсов». Истребительного прикрытия у КБФ не было, а зенитные расчёты оказались неэффективны.
«Четыре или пять транспортов были, видимо, сильно повреждены, на них бушевали пожары, рядом с ними виднелись небольшие суда: буксиры и какие-то спасательные шлюпки, видны были струи воды из пожарных шлангов. Наконец-то наши зенитчики смогли открыть огонь по самолётам, но это была больше моральная поддержка», – писал участник эвакуации, сигнальщик ледокола «Суур-Тылл» Владимир Трифонов.
«Стервятников» Геринга не останавливало то, что на кораблях было много гражданских лиц и раненые из госпиталей. Они расстреливали даже матросов, спасавшихся на досках и спасательных кругах.
Выжившие члены экипажей с горечью вспоминали, как шли мимо гибнущих судов и тонущих людей. Многие краснофлотцы, как рассказывали очевидцы, покончили с собой. С погибших кораблей удалось спасти только 16 тысяч человек.
Ключевое преимущество гитлеровцам, по сравнению с Дюнкеркской операцией, обеспечило плотное минирование акватории. С 9 августа немцы сумели выставить 17 линий минного заграждения на востоке от Таллина, у мыса Юминда (1 487 минных защитников и 1 828 якорных мин).
Историки отмечают неудовлетворительную работу советской разведки, которая не занималась поиском мин, хотя фашисты не скрывали, что собираются запереть Балтийский флот в Таллине. На исходе операции сказался и дефицит тральщиков в КБФ. Вместе 200 необходимых их было всего 53.
Чудо
Уинстон Черчилль и Бертрам Рамсей
К утру 21 мая немецкие танки, повернувшие на север, вышли к соленым водам Ла-Манша. Британский экспедиционный корпус, три французских армии и остатки бельгийских сил оказались полностью окружены на небольшом участке северного побережья Франции. Во второй половине дня в районе Арраса британцы контратаковали наступающие элитные немецкие части, пытаясь остановить их продвижение. Им даже удалось отбросить части 4-ой армии вермахта на несколько километров назад, но к вечеру при поддержке штурмовой авиации немцы смогли вернуть свои позиции.
Кольцо окружения продолжало сжиматься; несмотря на ожесточенное сопротивление союзников, 22 мая танковый корпус Эвальда фон Клейста занял Булонь. Ночью англичане предприняли очередную контратаку при поддержке французских танков, но немцы без труда остановили ее. Даже взорванные мосты через каналы не могли остановить их продвижение. На следующий день инженеры 2-й танковой дивизии успели наладить пять понтонных переправ и к вечеру 24 мая немецкие танки уже ворвались на улицы Кале — крупного порта западнее Дюнкерка. Теперь от города их отделяли всего 16 километров по прямой.
Великобритания была совершенно беззащитна после эвакуации из Дюнкерка
Британцы смогли эвакуировать из Дюнкерка личный состав экспедиционного корпуса, однако практически всё тяжёлое вооружение и техника британской армии были оставлены на континенте и стали трофеями немцев.
Брошенная британская техника на пляже Дюнкерка
Англичане потеряли 2,347 артиллерийских орудий(55% от всех имевшихся на вооружении английской армии), 509 двухфунтовых противотанковых орудий(60%) и 615 танков(47%). Было оставлено 63 879 транспортных машин, 76 000 тонн боеприпасов и снаряжения, 165 000 тонн бензина.
Тем не менее, казалось бы катастрофическая ситуация довольно быстро стала выправляться. Этому способствовал ряд факторов.
Во-первых, англичанам немедленно пришли на помощь американцы. Уже в июне 1940 года они отправили в Британию 500 тысяч винтовок М1917Энфилд», 25 тысяч ручных пулемётов BAR, а главное — 795 полевых 75-мм пушек с боекомплектом, которые при необходимости могли использоваться как противотанковые.
Во-вторых, согласно планам союзников, к середине 1941 года Великобритания должна была сформировать до 55 пехотных дивизий, соответственно пик формирования планировался на осень 1940 года. Шло развитие военной промышленности, которая в июне 1940 года давала в два раза больше продукции, чем в среднем за месяц с начала войны — и темпы производства вооружений продолжали расти.
Новенькиематильды», только с завода
Если брать температурув среднем по больнице», то уже к концу июня 1940 года британцы могли полностью укомплектовать до 12 пехотных дивизий необходимым тяжёлым вооружением. Проблем со стрелковым оружием в регулярной армии не было. Нехватка ощущалась в части оснащения дивизий противотанковыми и полевыми орудиями и недостаточным(по английским меркам) числом грузовых автомобилей.
Артиллерию приходилось концентрировать в наиболее подготовленных соединениях, проблему с автомобилями отчасти позволила решить реквизиция частного транспорта. Так, части 43-й пехотной дивизии перевозились грузовиками ньюкаслских пивоварен, а 3-я пехотная дивизия генерала Монтгомери пересела на лондонские автобусы.
Лучше всего обстояла ситуация с танками. Во Франции были потеряны преимущественно старые и лёгкие машины. Набравшая ход танковая промышленность позволила быстро укомплектовать части двух бронетанковых дивизий и отдельных бригад. Более того, уже в августе 1940 года 150 новых боевых машин отправились из Англии на Ближний Восток без ущерба для боеспособности сил обороны острова.
Чудо Дюнкерка было рукотворным, оно сложилось из дисциплинированности, храбрости, самоотверженности войск и флота союзников. Оно было сотворено благодаря хладнокровному расчёту, твёрдому управлению и толике удачи.
На ту же тему Бегство с Сицилии, или эвакуация по-немецки
Четвёртого июня 1940 года премьер-министр Великобритании Черчилль выступил перед Палатой общин английского парламента.
Когда неделю назад я просил Палату общин предоставить мне сегодняшний день для заявления, — сказал он, — я боялся, что мне выпадет горькая доля объявить с этой трибуны о величайшем военном поражении за всю нашу долгую историю».
Несмотря на достигнутый успех, в финале своей речи он заявил:Ни в коем случае не следует приписывать этому событию значения победы. Войну не выиграешь эвакуацией».
Тем не менее, спасение английских войск позволило Великобритании продолжить борьбу и в конечном итоге одержать победу над Германией в составе антигитлеровской коалиции.
Примечания[править | править код]
- History of the Second World War. Paulton, 1966 — 1968, p. 248
- История второй мировой войны 1939–1945 гг. Воениздат, 1974.Том 3. стр.99.
- ↑ Советская военная энциклопедия. / ред. Н.В. Огарков. том 3. М., Воениздат, 1977. стр.280-281
- ↑ Курт фон Типпельскирх. История Второй мировой войны, 1939—1945. СПб., «Полигон»; М., «АСТ», 1999. стр. 113
- ↑ Дюнкерская операция 1940 // Большая Советская Энциклопедия. / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. Т.8. М., «Советская энциклопедия», 1972. стр.574
- ↑ Курт фон Типпельскирх. История Второй мировой войны, 1939—1945. СПб., «Полигон»; М., «АСТ», 1999. стр. 116—118
- «21 мая я получил приказ продолжать наступление на север с целью овладеть портами на Ла-Манше»Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр. 122
- История второй мировой войны 1939—1945 гг. Том 3. М., Воениздат, 1974. стр. 97
- ↑ Д. Дивайн. Девять дней Дюнкерка
- The Rommel Papers. Edited by В. H. Liddell Hart. New York, 1953.
- ↑ История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941—1945 (в шести томах). / редколл., П. Н. Поспелов и др. том 1. М., Воениздат, 1960. стр. 223—224
- Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр. 333
- Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр. 123
- ↑ Отто Вайдингер. Товарищи до конца. Воспоминания командиров панцер-гренадерского полка «Дер Фюрер». 1938—1945. М., ЗАО «Центрполиграф», 2012. стр. 35-37
- ↑ Джон Фуллер. Вторая Мировая война. Смоленск, «Русич», 2004. стр. 84-85
- Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр. 339
- Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр. 126
- ↑ Д. Дивайн. Девять дней Дюнкерка.
- ↑ «Главнокомандующий люфтваффе, должно быть, не вполне осознавал, в каком состоянии находились мои лётчики после почти трёх недель беспрерывных боёв, если отдал приказ о проведении операции, успешно осуществить которую было бы очень непросто даже свежим войскам. Я весьма недвусмысленно изложил Герингу своё мнение на этот счёт… Я указал Герингу на то, что в зоне боевых действий появились современные самолёты „Спитфайр“. Их появление сильно затруднило наши действия в воздухе»А. Кессельринг. Люфтваффе: триумф и поражение. Воспоминания фельдмаршала Третьего рейха. М., ЗАО «Центрполиграф», 2004. стр. 77-78
- ↑ Энциклопедия Второй мировой войны. Сражения на южном направлении: май 1940 — июнь 1941 / пер. с англ. М. Р. Телеснина, В. Д. Тарасова. М., ООО ТД «Издательство „Мир книги“», 2007. стр. 20
- Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр. 357
- Уинстон Черчилль. Вторая мировая война.
- ↑ Ширер, Уильям. Крах нацистской империи
- Sean Longden. Dunkirk: The Men They Left Behind. London: Constable and Robinson, 2009. page 11
- W. Churchill. The Second World War. vol.II. London, 1955. page 125
- ↑ Р. Эрнест Дюпюи, Тревор Н. Дюпюи. Всемирная история войн (в 4-х тт.). Книга 4 (1925—1997). СПб., М., «Полигон — АСТ», 1998. стр. 122
- Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. книга 1 (тт. 1-2). М., Воениздат, 1991. стр. 349
- Энциклопедия Второй мировой войны. Сражения на южном направлении: май 1940 — июнь 1941 / пер. с англ. М. Р. Телеснина, В. Д. Тарасова. М., ООО ТД «Издательство „Мир книги“», 2007. стр. 21
- ↑ The New Encyclopedia Britannica. 15th edition. Macropaedia. Vol.29. Chicago, 1994. p. 993
- [militera.lib.ru/h/jacobsen/01.html ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —- Якобсен Г-А. 1939-1945. Вторая мировая война. Хроника и документы]. militera.lib.ru. Дата обращения: 25 июля 2020.
- Г. Гудериан. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне 1939—1945. / пер. с нем. М., ЗАО «Центрполиграф», 2013. стр. 128
- ↑ Бевин Александер. 10 фатальных ошибок Гитлера (= How Hitler Could Have Won World War II: The Fatal Errors That Led to Nazi Defeat. London: Times Books, 2000) / пер. с англ. — М.: Яуза, Эксмо, 2004. — глава 3. — ISBN 5-8153-0145-0
- Тейлор А. Дж. П. Вторая мировая война.
- Ширер, Уильям. Крах нацистской империи.
- . КГ-Портал. Дата обращения: 8 января 2016.
Немцы легко могли предотвратить эвакуацию англичан
ВМФ Германии понёс тяжёлые потери в ходе Норвежской кампании, поэтому к атакам на армаду судов и кораблей союзников, задействованных в эвакуации, могли быть привлечены мизерные силы: три подводные лодки и девять торпедных катеров. Это были все наличные боевые единицы немцев.
За время проведения операцииДинамо» немецкие торпедные катера потопили и вывели из строя три эскадренных миноносца, транспорт и два траулера союзников, ещё один эсминец — на счету подлодки.
Наибольшей угрозой для прижатых к Дюнкерку войск союзников были сухопутные немецкие войска. Фрицы так и не смогли организовать решительный штурм, что воспринимается многими как доказательство, что англичан просто сознательно отпустили.
Чтобы разобраться с этим мифом, надо взглянуть на сложившуюся к концу мая ситуацию на стратегическом уровне. Над немецким командованием довлел призрак повторения ситуации 1914 года, когда казалось бы разбитая в приграничном сражении французская армия смогла собраться и перевести войну в позиционную фазу.
Уже 25 мая 1940 года фюрер отдал приказ о проведении операцииРот», целью которой был окончательный разгром Франции. Кампанию требовалось провести в сжатые сроки, она должна была начаться не позднее пятого июня 1940 года.
На ту же тему Крах планаРот»: спасти Францию в 1940 году
За десять дней немецкие войска должны были сосредоточиться в исходных районах для наступления, восполнить потери и подвезти необходимые запасы топлива и боеприпасов, попутно разгромив северную группировку противника. Поэтому головы командующих вермахта были заняты подготовкой будущей операции. Предполагалось, что наступление, начатое 25 мая 1940 года, приведёт к окружению англо-французских сил, однако в котёл попали только семь французских дивизий. Англичане успели ускользнуть из немецкого окружения. Погоня и уничтожение БЭК не вписывалась в график проведения операцииРот».
В результате сложилась такая ситуация, при которой казалось, что никому нет дела до Дюнкерка — задача на штурм города попросту не стояла ни перед Рундштедтом, ни перед фон Боком. В конечном итоге 31 мая 1940 года ответственным за захват порта и разгром прижатой к морю группировки противника был назначен командующий 18-й армией генерал Кюхлер. Однако к моменту его назначения больше половины союзников уже вывезли в Великобританию, а оставшиеся войска эвакуировали быстрее, чем немцы смогли подготовить операцию.
Привет для Томми». Немцы провожают англичан увесистымиподарками»
Оставалась проверенная палочка-выручалочка немцев — люфтваффе. Немецкие ВВС приложили серьёзные усилия для срыва эвакуации союзников, совершив в ходе девятидневной эпопеи Дюнкерка 1882 вылета ударных самолётов. Однако и это не смогло помешать успешному завершению операцииДинамо».
Немецкая авиация уничтожила портовую инфраструктуру Дюнкерка, нанесла серьёзнейшие потери флоту союзников, но задача по эвакуации личного состава БЭК была выполнена в полном объёме. Главная причина неуспеха немецкой авиации заключалась в том, что союзники сумели привлечь к спасению своих солдат просто чудовищное количество судов и кораблей. Нанесённые немцами потери немедленно компенсировались новыми кораблями и судами, прибывавшими в распоряжение командующего операцией.
На ту же тему Великолепная семёрка: лучшие воздушные бои в кино
Безусловно, сыграли свою роль и условия, в которых проводилась эвакуация. Близость точек погрузки и разгрузки обеспечивала высокую оборачиваемость плавсредств, которая зависела в основном от пропускной способности портов.
Кроме этого, ВВС Второй мировой войны были плохо приспособлены для действий в ночное время и в условиях плохой погоды, в то время как на возможность проведения эвакуации эти факторы влияли в значительно меньшей степени. Из-за учёта погодных факторов полноценно немецкая авиация использовалась в течение двух с половиной дней — в остальные дни низкая облачность, дождь и туман не позволяли люфтваффе в полной мере проявить себя.
После того как днём первого июня 1940 года хорошая погода позволила немцам действовать в полную силу — что привело к самым большим дневным потерям в корабельном составе союзников, — англичане попросту начали проводить эвакуацию исключительно в ночное время, когда вражеская авиация вынужденно бездействовала. Несмотря на это ограничение, британцы смогли вывезти за три ночи 80 000 человек. И если бы французские войска были лучше организованы — вывезли бы ещё больше.
Могло ли быть иначе?
Лорд Джон Горт — командующий экспедиционными силами Великобритании. (ru.wikipedia.org)
Вряд ли. К середине мая стало ясно, что дела Франции плохи. Видимо, в тот момент Лондон и задумался над тем, что сражаться плечом к плечу на континенте не выйдет, потому что французское плечо вот-вот будет сломано немецким кулаком. И тут сам собой напрашивался вывод, что следующей целью Гитлера будет Великобритания. Впрочем, инициатором эвакуации выступил вовсе не кто-то из министров или военачальников, находившихся на Туманном Альбионе. Идею первым высказал лорд Джон Горт — командующий экспедиционными силами, находившимися в Дюнкерке. Дело было 18 мая 1940 года.
Предложение Горта было одобрено, но на планирование и подготовку операции ушло больше недели. Началась она 26-го мая. В эвакуации были задействованы как военные корабли, так и маломерные суда, реквизированные правительством у частных лиц. При этом британцы забирали корабли не только у подданных Георга VI, но, зачастую, и иностранные. Так, были конфискованы несколько десятков голландских судов, стоявших в Дувре.
Немцы, тем временем, развивали наступление, приближаясь к Парижу. Контратака с севера, предпринятая союзниками 22-го мая, вызвала некоторое смятение у командования вермахта, но особого успеха не имела. Зато уже 23-го мая немцы вышли к Кале, заняв позицию в 16−17 километрах от Дюнкерка. Кольцо сужалось, да и эвакуацию пришлось проводить под сильнейшим обстрелом, сопровождавшимся бомбардировками. Правда, люфтваффе не смогли добиться перевеса в воздухе. Королевские ВВС оказались сильнее и прикрыли эвакуацию с неба.
Одно очевидно — выбор был небольшой. Те 330 тысяч солдат, что оказались прижаты к морю могли либо уплыть, либо погибнуть. Если бы они остались, то, почти наверняка, никто из них не остался бы в живых.
Эвакуация флота
В Прибалтике наступление Вермахта в первые месяцы Великой Отечественной войны было стремительным. Уже 22 июля войска группы армий «Север» прорвали советский оборонительный рубеж Пярну-Тарту. 5 августа немцы достигли побережья Финского залива. Столица Эстонской ССР была отрезана. Из-за нехватки сухопутных сил командование привлекло к обороне Таллина моряков Краснознамённого Балтийского флота. Спущенные на берег экипажи кораблей дали защитникам города 10 тысяч морских пехотинцев.
Однако кольцо окружения неумолимо сжималось, и вскоре встал вопрос о судьбе самого флота. Чтобы суда не попали в руки немцев, оставалось только перебросить их на последнюю базу – в Кронштадт. Соответствующее разрешение главком ВМФ Николай Кузнецов получил от верховного командования только 26 августа. 27 августа днем, под обстрелом немецкой артиллерии, началась погрузка на транспорты. Чтобы скрыть от противника отход конвоев, русские пустили над Таллинном дымовую завесу.
Контекст
Дюнкерк был разрушен на 90% после бомбардировок 1940 года ( битва за Дюнкерк ). Немецкая позиция представляет собой четырехугольник примерно двадцать километров в длину и восемь в ширину.
1 — й канадской армия была расположена слева от питающей линии 21 — я британской группы армий , и маршал Монтгомери приказал освободить порты Манши до перехода к Нидерландам . Однако большинство этих портов было хорошо защищено, и, несмотря на низкое качество немецких гарнизонов, их освобождение потребовало полномасштабного штурма. Немцы считали, что очаги сопротивления на Западе имеют психологическое значение первого порядка для символа ( немецкие очаги сопротивления на западноевропейском побережье ), и поэтому инструкции должны сопротивляться до конца.
Порты были необходимы для снабжения союзных армий, наступавших на французскую территорию, в то время как отсутствие инфраструктуры замедлило или даже остановило их основные наступления. Монтгомери подсчитал, что порты на Ла-Манше удовлетворят эти потребности, и эта точка зрения сохранялась до середины сентября . Но под давлением генерала Эйзенхауэра , Монтгомери изменил свои инструкции для канадского командира Крирара , тем13 сентября 1944 г. : «Использование Антверпена настолько актуально, что я готов отказаться от операций в Кале и Дюнкерке», и на следующий день: «Дюнкерк останется лечить позже, пока им просто пренебрегают».
Действия в Кале продолжались в основном из-за необходимости заглушить тяжелую артиллерию возле города. Силы, которые можно было использовать для захвата Дюнкерка, были переброшены на помощь союзникам во время битвы за Шельду и, таким образом, открыли доступ к почти нетронутому порту Антверпена. Вместо этого были мобилизованы меньшие силы союзников для поддержания периметра вокруг города, что позволило немцам оказать сопротивление.
Причины остановки наступления немцев
Об истинных причинах остановки немецкого наступления по приказу Гитлера военные историки спорят и по сей день. Были выдвинуты предположения, объясняющие это решение:
- Гитлер стремился избежать войны на два фронта. С идеей «Жизненного пространства на Востоке» война с СССР была неизбежна . Летом 1940 года Гитлер прямо говорил, что нет причин для дальнейшего продолжения войны между Германией и Великобританией (предложение Гитлера от 19 июля заключить мир с Германией), и призывал сесть за стол переговоров тем самым пытаясь заключить мир или же временное перемирие для переброски основных сил на готовившийся Восточный фронт (План «Барбаросса»)
- Гитлер стремился избежать дополнительных потерь в танковых частях, которые должны были вновь вступить в бои против французских войск во второй фазе французской кампании. При этом командующий 19-м армейским корпусом генерал Г. Гудериан (непосредственно участвовавший в операции по окружению англо-французских войск в районе Дюнкерка) считал, что «нервозность» Гитлера по этому вопросу являлась необоснованной, и что немецкие войска могли бы уничтожить блокированную группировку.
- начальник генерального штаба сухопутных войск Ф. Гальдер не рекомендовал атаковать плацдарм, предупреждая об опасности возможной контратаки французских войск из района Парижа.
- переоценка возможностей ВВС — шеф люфтваффе Геринг обещал фюреру, что сможет легко предотвратить эвакуацию с помощью ВВС, а танкам необходимо повернуть на юг и завершить кампанию против Франции.
- Гитлер надеялся заключить с Британией мир на выгодных условиях и намеренно помешал ликвидации войск, что должно было облегчить ему эту задачу.
- Гитлер или представители командования вермахта опасались наступления французских войск на других участках фронта и предпочли уменьшить потери от наступления на позиции противника.
Объективно стоит отметить — после войны многие немецкие генералы стремились переложить ответственность за свои неудачи на Гитлера. Однако по всей имеющейся информации можно сделать вывод: генеральный штаб и большинство участвовавших в кампании военачальников опасались контрнаступления французской армии из района Парижа и встречного удара с побережья британских экспедиционных сил.
Ещё одна причина остановки наступления: потери в танках и пехоте, достигавшие к этому моменту от 30 до 50 %. Отсюда опасения немецкого командования полностью потерять танковые войска при попытке атаковать отрезанных союзников — в таком случае продолжение войны на континенте против французской армии, тогда ещё далеко не обескровленной, стало бы невозможным. Только после того, как части вермахта были усилены подтянутой пехотой и артиллерией, и стало окончательно ясно, что французская армия дезорганизована, наступление немецких войск было возобновлено.
В любом случае, приказ о ликвидации окружённой группировки был отдан поздно, союзные войска успели укрепить свои позиции и провести эвакуацию, силы люфтваффе не справились с задачей им помешать, а англичане воспрянули духом благодаря «чуду Дюнкерка» и только укрепились в решимости продолжать войну.
В популярной культуре
- «Снежный гусь» , роман Поля Галлико 1941 года, рассказывает историю одинокого художника, который ценой своей жизни участвовал в эвакуации. Результатом стал фильм с Ричардом Харрисом и Дженни Агуттер в главных ролях, получивший награду в 1971 году;
- в фильме миссис Минивер , которая была удостоена премии Американской киноакадемии в 1942 году, муж М меня принять участие в эвакуации Минивер. Роберт Оуэн Уилкоксон, брат актера Генри Уилкоксона, который играет викария в фильме, был убит во время эвакуации;
- В триллере Кэтрин Курц « Ночь Ламмаса» изображен персонаж, оказавшийся в эвакуации;
- Роман Роберта Мерля « Уик-энд в Zuydcoote », опубликованный в 1949 году, рассказывает историю французского солдата во время эвакуации. В том же году он выиграл премию Гонкура . Он был адаптирован для кино в 1964 году Анри Верней ;
- история является предметом Дюнкерка , фильма Лесли Нормана 1958 года ;
- в минисериале BBC Television 1981 года « Рядовой Шульц» главный герой (без энтузиазма немецкий шпион) сбегает из Великобритании на одной из эвакуационных лодок, плывущих на материк;
- эвакуация была отмечена в романе Иэна Макьюэна « Искупление» и в экранизации « Вернись» (2007). Версия фильма содержит непрерывную 4,5-минутную видеозапись, показывающую войска союзников на пляже Дюнкерка, ожидающие эвакуации (снято на пляже Редкар , Северный Йоркшир );
- «Эвакуация и битва при Дюнкерке» была повторно снята в документальной драме BBC Television 2004 года « Дюнкерк» ;
- Боуди Тэйни в романе Дюнкерк Crescendo (2005) изображает чудо Дюнкерка. Роман начинается в начале мая, до того, как Черчилль становится премьер-министром, и заканчивается4 июня, когда эвакуация закончилась;
- эвакуация поставлена в романе Доктора Кто «Вторжение немонитов» (2009);
- в Конни Уиллис роман , Blackout (2010), Майк Дэвис, один из времени путешествия главных героев рассказа, намерена наблюдать за эвакуацию , как историк, но подсознательно обращается к действию, заставляя его беспокоиться , что он может сделать что — то , что будет изменить ход истории;
- Усилия телеисторика Дэна Сноу по спасению британцев, застрявших во Франции после перебоев в авиасообщения из-за извержения вулкана Эйяфьятлайокудль в 2010 году , были описаны как воссоздающие дух Дюнкерка. Французская полиция в Кале прекратила свои действия;
- Роман Нэнси Л. Халл для молодых взрослых « В бурных морях» (2008), 14-летний Алекс Кертис принимает участие в эвакуации Дюнкерка;
- в романе Дориты Фэрли «Брюс Тоби из Тиббс Кросс» Майлз Хейдон берет лодку и направляется в Дюнкерк, чтобы помочь с эвакуацией. Книга была опубликована в 1942 году и представляет собой интересный художественный рассказ, поскольку он современен эвакуации;
- видеоигра « Секретное оружие над Нормандией» посвящена эвакуации Дюнкерка во время миссии в Адлертаге;
- в видеоигре Blazing Angels: Squadrons of WWII две миссии сосредоточены на эвакуации;
- эвакуация — главный сюжетный момент в эпизоде «Белое перо» сериала « Война Фойла» .
- Операция Динамо главный участок Дюнкерка (VO: Дюнкерк) по Кристофера Нолана , которого киносъемка начинаетсяМай 2016, в самом Дюнкерке. Фильм вышел на экраны19 июля 2017 г..
- В июль 2019, мобильное приложение Operation Dynamo — Dunkirk 1940 , созданное для Dunkirk Grand Littoral , позволяет вам открывать в контексте различные ключевые события эвакуации с разных точек зрения (солдаты, гражданские лица), с помощью историй, архивов и захватывающих событий в расширенном или виртуальная реальность .
Вовлеченные силы
В первые недели осады, когда силы союзников были развернуты на Шельде , несколько подразделений выполнили короткие миссии. 2 — й канадской дивизии был освобожден от 4 — й специальной службы бригады. Сама она была воспитана 154- й британской пехотной бригадой. Большая часть кресел с самого начала была предоставлена 1- й Чехословацкой бронетанковой бригаде.Октябрь 1944 г. до окончательной сдачи.
Гарнизон состоял из самых разнообразных частей, включая военно-морской и военно-воздушный флот, а также армейские и фортификационные части. Также был сильный отряд из двух тысяч Ваффен-СС . Общая численность превысила 10 тысяч человек. Многие из них прибыли из пяти дивизий, разгромленных во время битвы за Нормандию, которые отступили к Дюнкерку. Сам город был хорошо укреплен и оборудован для того, чтобы выдержать длительную осаду.
Союзные войска
-
5- я канадская пехотная бригада выделена из 2-й канадской пехотной дивизии (до18 сентября 1944 г.);
- Черный дозор (Королевский высокогорный полк) Канады ;
- Maisonneuve полка ;
- В Калгари горцев ;
- 4- я бригада специального назначения (до26 сентября 1944 г.);
- 154- я британская пехотная бригада (до9 октября 1944 г.);
- 7 — го батальона Аргайл и Сазерленда горцев ;
- 1 — й и 7 — й батальон Black Watch ;
-
1 вновь чехословацкой танковой бригады (9 октября 1944 г. до того как 9 мая 1945 года.);
- В 1 — й и 2 е Батальонные чехословацкие танки;
- Две компании 1 — го мотострелкового батальона чехословацкой;
- Два дивизиона артиллерийского полка;
- Бронетанковая разведывательная эскадрилья;
- Компания инженеров;
- 7 — й Королевский танковый полк в британской армии ;
- 2 е Канадский зенитный тяжелый артиллерийский полк;
- 107 — го британского полка зенитной тяжелой артиллерии;
- 125 — го британского полка зенитной легкой артиллерии;
- Штаб территориальной зоны Дюнкерка (создан 15 октября 1944 г.);
- Отряд № 1 пере смешанной трансмиссионной роты (из г.Декабрь 1944 г.);
- Батальоны Dewulf и Bienassis освободительной армии французской образованы французских сил внутренних дел , соединенных 3 — го батальона пришли из Лилля, они станут сто десятым пехотным полком из ‘Октябрь 1944 г., затем 51-й пехотный полк в г.Январь 1945 г..
- 1-й батальон 67-го пехотного полка (сФевраль 1945 г.)
- 1-й и 2-й батальоны 33-го стрелкового полка (сАпрель 1945 г.)
- Вольный корпус, затем батальон морской пехоты из Дюнкерка (из Декабрь 1944 г.)
- Дюнкеркская секторная артиллерийская группа (батарея из 155 орудий ГПФ из г. Декабрь 1944 г., затем секунда в Март 1945 г.)
Немецкие войска
- 26 — й крепости дивизии ;
- 49 — й стрелковой дивизии ;
- 97 — й стрелковой дивизии ;
- 226 — й стрелковой дивизии ;
- 346 — й стрелковой дивизии ;
- 711 — й стрелковой дивизии ;
- 1046 — й крепости Отдел ;
- Группа Райнеке Ваффен-СС .
Сухопутные войска немцев не пытались захватить Дюнкерк
Ещё до того, как в Дюнкерк успели отойти основные силы союзников, немцы предприняли две попытки овладеть портом.
Первая танковая дивизия корпуса Гудериана пыталась прорваться к Дюнкерку с запада, наступая вдоль побережья Ла-Манша. Двадцать четвёртого мая в районе будущего наступления прошли сильные дожди, и местность в низинах между каналов превратилась в непролазную грязь. Наступать там большой массой танков было невозможно, поэтому Гудериан сосредоточил в районе наступления всю имевшуюся в 19-м корпусе артиллерию. Мощный огневой кулак прокладывал путь пехотеВеликой Германии» и 1-й танковой дивизии.
Французские части береговой обороны и сводные группы боевых частей оказали немцам настолько серьёзное сопротивление, что Гудериан был вынужден отказаться от дальнейшего продвижения.
Захваченное французское противотанковое орудие недалеко от Дюнкерка
И если в своих мемуарах Стремительный Гейнц сокрушался об упущенной возможности взять Дюнкерк, то в журнале боевых действий 19-го корпуса он писал совсем иное:Дальнейшее продолжение наступления приведёт к бессмысленным потерям в наших лучших войсках».
Ещё одна, менее известная попытка была предпринята войсками группы армийВ» фон Бока. Вечером 27 мая командование бельгийской армии приняло немецкие условия капитуляции, согласно которым сопротивление бельгийцев прекращалось в четыре часа утра следующего дня.
Союзникам надо было как-то закрыть дыру в своих боевых порядках, а командующему группой армийВ» фон Боку хотелось успеть залезть в эту дыру и потрогать союзников за мягкое вымя.
Началась гонка к городу Ньивпорту, где находился мост через реку Изер. По нему должен был пройти оборонительный периметр эвакуации. Задача фон Бока осложнялась тем, что к 28 мая в составе его группы армийВ» не осталось ни одного подвижного соединения. Получив сообщение от бельгийцев о принятии условий капитуляции, он приказал сформировать в 208-й и 256-й пехотных дивизиях подвижные отряды на имевшемся под рукой транспорте и немедленно после прекращения огня бросить их на Ньивпорт.
Матильда» прикрывает отступление английской пехоты к Дюнкерку
Надо отдать фон Боку должное: передовой отряд 256-й пехотной дивизии прибыл в пункт назначения уже в 11 часов утра 28 мая и с ходу захватил мост.
Буквально через несколько минут в город с запада ворвались английские бронемашины 12-го уланского полка. Их отправил туда командующий английскими войсками лорд Горт после того, как бельгийцы сообщили союзникам о своём решении. Силы противников были примерно равны, и исход боя зависел от того, кто первым получит подкрепление.
Это были части 60-й пехотной дивизии, которые успели повоевать в Нидерландах, а после разгрома голландской армии отошли в Бельгию. Непосредственно перед принятием немецких условий капитуляции главнокомандующий бельгийской армией Леопольд III приказал передать французам автотранспорт, чтобы они могли быстро покинуть территорию страны.
Немцы были выбиты из Ньивпорта, союзники подорвали мост и заняли оборону по берегу реки, сформировав восточный рубеж оборонительного периметра, куда уже отходили главные силы британского экспедиционного корпуса.
Мемориальная поездка
Начиная с 1965 года, каждые пять лет 26 мая, Британская ассоциация малых кораблей Дюнкерка (ADLS) проводит памятное плавание « Дюнкерк-Шипс», посвященное операции «Динамо». Допускаются только корабли, участвовавшие в операции 1940 года. Около 70 из первоначальных 400 малых судов все еще принимают участие в юбилейном плавании, большинство из них находится в восстановленном состоянии.
2005, 50 с «вовлеченным Георгиевским крестом помечены» (Георгиевский крест) суды в памяти Рамските в Дюнкерк. Их сопровождали патрульный катер британских ВМС и спасательные крейсеры через оживленный Ла-Манш .