Оглавление
Донская икона Божией Матери, о чем молятся
В православном мире верянами ценится достаточно большое количество различных образов святых. Часто люди приходят к ним с молитвами о помощи. Также им молятся с благодарностью. Как уже говорилось выше этот лик Богоматери является одним из самых почитаемых. К нему приезжают православные верующие и молятся с просьбой о:
- Помощи на поле боя,
- Защите врагов ,
- О мире,
- Исцелении от тяжких болезней,
- Излечении различной степени ран.
Также просят у иконы напутствия на путящую жизнь и многое другое. Придя в церковь к иконе не обязательно молится специальными молитвами. Главное произносить молитву искренне от души.
Иконография
Донская икона – один из вариантов иконографического типа «Умиление», представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, сидящим на Ее правой руке. Особенность извода Донской иконы – согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери. Левой рукой Она касается спадающих складок одежды Сына. Христос правой рукой двуперстно благословляет, в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток. Мафорий Богоматери коричневый с золотыми каймой и бахромой, чепец и зарукавья хитона ярко-синие. Охряные хитон и гиматий Младенца покрыты густым золотым ассистом, на левом плече – широкая синяя полоса клава. Нимбы и фон изначально были золотые.
Близкие к Донской иконе варианты «Умиления» встречаются в византийском искусстве. Ее возможный прототип – мозаичный образ Богоматери в кафоликоне монастыря Хора (Кахре-джами) в Константинополе, около 1316–1321 гг. .
Списки Донской также почитаются чудотворными
Сохранились списки иконы, в том числе один – XIV в., сделанный для Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. В этом храме икона пребывает до настоящего времени.
1991
год возрождения Донского монастыря в Москве
Другой список сейчас пребывает во вновь открытом Донском монастыре (возрожден в 1991 г.). Это та самая копия иконы, которая была изготовлена после победы над татарами в 1591 г.
Донской монастырь. Современный вид
Донской монастырь находится в центре столицы. Это ставропигиальный мужской монастырь. Его адрес – Донская площадь, 1-3.
Малый собор. Здесь находится список Донской иконы
Чтимый список Донской иконы находится в Малом соборе.
В чем помогает икона
- в защите от недругов
- в тяжких недугах
- в любых житейских скорбях
О чем молятся иконе
- о умирении враждующих;
- о помощи в сражении;
- об излечении раненых;
- о помощи в дороге;
- о поддержке в любых скорбях, душевных и телесных.
Молитва
О, Пресвята́я Влады́чице, Де́во Богоро́дице, Засту́пнице на́ша блага́я и ско́рая! Воспева́ем Ти вси благода́рственная за чу́дная дела́ Твоя́. Песносло́вим от лет дре́вних неотъе́млемое заступле́ние Твое́ гра́ду Москве́ и стране́ на́шей, чудотво́рным о́бразом Твои́м Донски́м всегда́ явля́емое: в бе́гство обраща́ются полцы́ чужди́х, гра́ди и ве́си невреди́ми сохраня́ются, лю́дие же от лю́тыя сме́рти избавля́ются. Осуша́ются о́чи слезя́щеи, умолка́ют стена́ния ве́рных, плач в ра́дость о́бщую претворя́ется. Бу́ди и нам, Пречи́стая Богоро́дице, утеше́ние в бе́дствиих, возрожде́ние наде́жды, о́браз му́жества, исто́чник ми́лости и в ско́рбных обстоя́ниих неистощи́мое терпе́ние нам да́руй. Пода́ждь коему́ждо по проше́нию и ну́жде его́: младе́нцы воспита́й, ю́ныя уцелому́дри и стра́ху Бо́жию научи́, уныва́ющия обо́дри и не́мощную ста́рость поддержи́. Посети́ в боле́знех и печа́лех су́щия, зла́я сердца́ умягчи́, братолю́бие укрепи́, ми́ра и любве́ всех нас испо́лни. Примири́, Благосе́рдая Ма́ти, вражду́ющия и оправда́й оклеве́танныя. Истреби́ поро́ки, да не восхо́дят греси́ на́ши пред Судие́ю вся́ческих, да не пости́гнет нас пра́ведный гнев Бо́жий. Твои́ми моли́твами, всемо́щным Твои́м покро́вом огради́ нас от наше́ствий вра́жиих, от гла́да, губи́тельства, огня́, меча́ и вся́каго ино́го злострада́ния. Упова́ем моли́твами Твои́ми получи́ти от Всевы́шняго Бо́га грехо́в проще́ние и изглажде́ние и с Бо́гом примире́ние. Умоли́ стяжа́ти нам Ца́рствие Небе́сное и по сконча́нии жи́зни на́шея одесну́ю Престо́ла Бо́жия ста́ти, иде́же Ты, о Всепе́тая Де́во, Святе́й Тро́ице в ве́чней сла́ве предстои́ши. Удосто́й и нас с ли́ки А́нгелов и святы́х та́мо восхвали́ти Пречестно́е и́мя Сы́на Твоего́, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
История происхождения Донской иконы
Донская икона Божьей Матери не один раз спасала Россию в трудные времена, помогала князьям и полководцам одержать победу в войне с захватчиками. За многовековую историю образ столько раз демонстрировал свою чудодейственную силу, что ни у кого из христиан не возникает никаких сомнений в ее божественности. Эта святейшая икона озарена Божьей благодатью, которая распространяется на всех верующих, молящихся перед ней.
С «Донской» связывают победу Дмитрия Донского в Куликовской битве. Существует легенда, будто казаки подарили этот образ князю перед битвой с татарами. Правда, многие историки опровергают такую версию, ведь в те времена казачества еще не существовало. Хотя христиане верят, что именно заступничество Пренепорочной Девы помогло российскому войску победить полчища татарского хана Мамая.
Какое-то время святыня хранилась в Симоновом Успенском монастыре, в 16 веке ее перенесли в Благовещенский Собор Московского Кремля. Некоторые историки предполагают, что образ хранился в Успенском коломенском соборе. Именно перед этой иконой молился сам Иоанн Грозный перед казанским походом. Позже святейший образ помог защитить Москву от татарского хана Казы II Гирея. В честь чудотворной силы, идущей от иконы, был возведен Донской Монастырь, для которого специально нарисовали копию с «Донской».
В конце 16 века этим образом благословили на царство Бориса Годунова. В 17 веке святыню взял с собой в поход князь Василий Голицын. В конце 17 века образ какое-то время хранился в покоях царевны Натальи Алексеевны, а потом икону вернули в Благовещенский собор. Когда в Москву пришли войска Наполеона, пропали драгоценные камни с оклада святейшего образа. В годы революции старинное изображение перенесли в Исторический музей. Начиная с 1930, икона хранится в собрании Третьяковской галереи. Церковью установлен праздник в честь святыни. Каждый год 1 сентября образ привозят в Донской монастырь и совершают перед ним праздничное богослужение.
Существует несколько версий касательно авторства иконы. Некоторые историки предполагают, что образ нарисовал сам Феофан Грек или кто-то из его мастеров. Есть версия, что икону написал Игнатий Грек. Возможно, святыня была создана сербским мастером моравской школы.
Каждый исследователь отмечает высокое качество работы, на которое были способны лишь некоторые художники того времени, например, Феофан или его ученики. Время создания — конец 14 века. Возможно, икона была заказана княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского, в годы войны с захватчиками для того, чтобы помолиться и попросить Богородицу о заступничестве.
История появления акафиста
Сведения о дате и месте написания иконы не сохранились. Не известно и имя автора. Но после многочисленных исследований искусствоведы пришли к выводу, что святой образ написан известным иконописцем, жившим в конце XIV века, – Феофаном Греком.
Впервые чудотворное действие иконы проявилось во время Куликовской битвы. Это были тяжелые для Руси времена. Монгольский хан Мамай шел со своим войском на Русь. Государство находилось в смертельной опасности. Победа татарских орд грозила полным уничтожением русской государственности. На военном совете Великим князем Дмитрием Иоанновичем было принято решение выступить против Мамая. Русские войска большую надежду возлагали на помощь Пресвятой Богородицы.
Накануне решающей битвы войска были собраны в Коломне, откуда должны были выступить на Дон. Князю Дмитрию донские казаки принесли в дар икону с ликом Божией Матери. Святой образ был укреплен на древке. С одной стороны иконы была изображена Пречистая Дева с Младенцем Христом, обнимающим Мать, на другой стороне – Успение Богородицы. Всю ночь князь и воины молились перед святым образом.
Русским войскам удалось одержать победу, разбив монгольские войска. В честь победы над врагом князь Дмитрий приказал выстроить храм Успения Богородицы в Коломне, куда поместили чудотворную икону.
Почти два столетия Богородичный образ не имел названия. И лишь когда при царе Иоанне Грозном князя Дмитрия прозвали Донским, древнюю святыню также стали именовать Донской иконой Божией Матери.
Перед святым ликом молился Иоанн Грозный перед походом на Казань и во время Ливонской войны. И Пречистая Дева не оставила русский народ, испросив у Господа победы. После этого Грозный велел перенести святыню в Кремлевский Благовещенский храм. Но чтобы жители Коломны не сильно скорбели по поводу отъезда любимого образа, Иоанн велел написать списки. Один из них оставили в Успенском храме, а второй поместили на ворота города.
Но чудотворная икона недолго находилась в Благовещенском соборе. Каждый раз, когда Руси грозила опасность, святой образ можно было увидеть среди русских войск.
Благодаря Пресвятой Богородице и ее заступничеству перед Господом русским войскам удалось одержать победу над татарским ханом Казы-Гиреем. В июле 1591 года татарские войска подошли вплотную к Москве. Накануне битвы, по указанию царя Феодора Иоанновича, провели Крестный ход с Донской иконой вокруг Москвы, а ночью царь вместе с воинами молились перед святым образом. Бой с татарами длился недолго. Невидимая сила напугала вражеские войска, вынудив их отступить от стен города.
Позже на том месте, где был разбит походный храм, в котором находилась Донская икона, возвели монастырь во имя Донского Богородичного образа. Днем празднования иконы установили 19 августа.
Святыня пережила нашествие Наполеона на Москву и Октябрьскую революцию 1917 года. В годы лихолетья многие чудотворные иконы были утеряны. Но сотрудникам Государственного музея удалось спасти Донскую икону.
В конце XIX века чудотворному образу Божией Матери была написана хвалебная песнь – акафист. В этом торжественном песнопении перечисляются победы русских войск, одержанные благодаря заступничеству Пречистой Девы Марии.
С 1994 года проведение крестных ходов с Донской иконой возобновилось. Чтобы не повредить святыню, за некоторое время до празднования изготавливается специальная капсула, поддерживающая определенную температуру и влажность. Туда помещают святыню и под торжественное пение переносят в храм Донского монастыря
Капсулу с иконой устанавливают под киотом и осторожно задвигают внутрь. Специальные приспособления поднимают древний лик Богоматери над верующими
Изображение на обратной стороне
Подобно многим древним иконам, данная картина является двусторонней. Ее оборот, сохранившийся в хорошем состоянии, изображает Успение Девы Марии. В центре этой композиции присутствует Христос, которого рисуют гораздо выше остальных персонажей. В руках Спаситель удерживает символ бессмертной души Богородицы, который выглядит как крошечная спеленованная фигурка.
Действие, передаваемое автором картины, происходит в помещении. Перед Спасителем находится ложе, где лежит умершая Богоматерь. Дева Мария изображена в окружении двенадцати поникших апостолов и двух епископов, ставших свидетелями Ее кончины в Иерусалиме. Перед смертным одром расположена горящая свеча, которая символизирует собой угасание земной жизни.
В сравнении с основным рисунком, обратная сторона иконы выдержана в более темных тонах. Ее отличает большая импульсивность, плоскость цвета и четкость границ. Лица апостолов просты, лишены аристократизма, традиционного для работ византийских иконописцев. Многие исследователи полагают, что лицевую и обратную стороны реликвии создавали разные авторы.
Двусторонняя икона
Школа Феофана Грека
1390-е годы
- Выставка 1960: 1392 г.
- Алпатов 1974: Конец XIV в.
- Лазарев 2000/1: 1390-е годы
- Иконопись ГТГ 2019: 1390-е годы
86 × 67 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, РоссияИнв. 14244
<?xml version=»1.0″ encoding=»UTF-8″?>
Оборот иконы — Богоматерь Донская (там же см. дополнительные сведения).
По сторонам «славы» стоят два святителя, обращенные к Христу, с полураскрытыми Евангелиями в руках. Слева — Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимский, справа — Иерофей Афинский, ученик апостола Павла.
По сторонам ложа Богоматери двумя группами располагаются скорбящие апостолы. Слева, впереди группы апостолов, стоит Петр (голубой хитон, желтый гиматий). За фигурой Петра — апостол Иаков Алфеев (?) в темно-вишневом плаще. В просвете между фигурами едва видна голова молодого апостола (Фома ?). За ложем — голова Иоанна Богослова. За ним, левее, — апостолы Варфоломей в красном и Матфей в зеленом гиматии.
Справа у ложа стоит апостол Павел (пурпурно-лиловый гиматий и синий хитон). За ним, правее, фигура безбородого апостола в красном плаще (Филипп ?). Левее, за ложем, — Андрей в светло-синем хитоне и гиматии зеленого цвета. Сзади правую группу апостолов замыкают фигуры склоняющихся друг к другу чернобородого Марка в пурпурном плаще и Луки в голубом, за ними справа — Симон в коричневом плаще.
См. в «Галерее»:
Успение
Детали | |||
Иисус Христос с душой Богоматери | Апостол Петр | Апостол Павел | Иаков и группа апостолов |
Апостолы Марк и Лука | Светильник со свечой | Группа апостолов у ложа Богоматери |
Дополнительные изображения |
Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства» |
Литература:
Древнерусская живопись 1958.
Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: . — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 29, 30.
Выставка 1960.
Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева: . — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. — Кат. № 35, стр. 33.
Антонова, Мнева 1963.
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1, кат. № 216, стр. 255-257, илл. 174, 175 (цв.).
Лифшиц 1970.
Лифшиц Л. И. Икона «Донской Богоматери» // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. . — М.: Наука, 1970. — С. 87–114.
Демина 1971. // Андрей Рублев и его эпоха : Сб. статей. — М.: Искусство, 1971. — Илл. 20-21.
Алпатов 1974.
Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — №№ 16, 18, 19.
Onasch 1977.
Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 27.
Алпатов 1978.
Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №17, 62, стр. 294, 303.
Алпатов 1979.
Алпатов М. В. Феофан Грек = Theophanes the Greek. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — Стр. 122-130, №№ 102, 104, 106-108.
Вздорнов 1983.
Вздорнов Г. И. Феофан Грек. Творческое наследие. — М.: Искусство, 1983. — Кат. № XII, стр. 262-266, илл.
ГТГ 1995.
Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 61, стр. 141-145.
Бетин 2000.
Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Государственной Третьяковской галереи // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 138–150.
Лазарев 2000/1. . — М.: Искусство, 2000. — Стр. 51-52, 239-240, № 32.
Солнцев 2007/1.
Солнцев Ф. Г. Древности Российского Государства: Отделение I: Святые иконы и образа. Кресты. Утварь храмовая. Облачение сана духовного. — М.: Престиж Бук, 2007. — Стр. 70-71, № 19.
Иконопись ГТГ 2019.
Иконопись. — М., 2019. — Стр. 98-103.
Описание и значение в православии
Святейший образ под названием «Донская» является двусторонним. Изображение Богоматери на нем имеется на лицевой стороне и на обороте. Правда, сюжет на картинах различный. На лицевой стороне изображена Божья Матерь, к щеке которой прильнул Младенец, будущий Спаситель. Изначально святые фигуры рисовались на золотистом фоне. На подлиннике, дошедшем до наших дней, не сохранились нимбы вокруг головы Богоматери и ее Сына. На рисунке Пренепорочная Дева поддерживает правой рукой святейшего Младенца, крепко прижимающегося к ее телу.
Пренепорочная Дева одета в мафорий вишневого оттенка. Ее одежда украшена вышитыми звездами и бахромой. На голове Богоматери — синий чепец. Святейший Младенец одет в охряный хитон, украшенный синим нашивным украшением. Одежда Спасителя пестрит золотистыми штрихами. Свернутый свиток, который держит Господь, перевязан золотым шнурком. Образ пропитан почтением и Божественной силой. На лице Богоматери печаль, она словно предвидит трагическую кончину своего сына. В то же время икона умиляет своей добротой, сердечностью, мягкостью.
На обратной стороне святыни изображено Успение Богородицы. В отличие от рисунка на лицевой части, это изображение отлично сохранилось. В центре композиции изображена лежащая на ложе умершая Богоматерь. Возле нее стоит Иисус Христос и держит ее душу, символически показанную в образе младенца в пеленках. Окружают ложе умершей 12 апостолов и 2 епископа. Перед смертным одром Богоматери стоит горящая свечка, символизирующая угасание жизни. На лицах апостолов видна скорбь, ведь они пришли проститься с Матерью своего Учителя.
Святейшая икона была нарисована в те далекие времена, когда русскому народу приходилось постоянно воевать с захватчиками, защищать свои земли от набегов кочевников. Каждый раз перед битвой верующие молились перед образом и просили его помочь одержать победу. Пренепорочная Дева всегда помогла молящимся. Богородицу почитали за все ее милости, а образ считали чудотворным.
Молитвы к Божией Матери Донской
С древних времен Пресвятая Богородица покровительствует русскому воинству. Среди донских казаков существует предание, что именно через них образ попал в войско Дмитрия Иоанновича. Походные иконы участвуют в воинских крестных ходах, в молебнах по случаю принятия присяги в казачьих войсках. В Ростове-на-Дону в честь образа Донского освящен источник.
Полезно. Несмотря на «военное» предназначение иконы, большинство молитв, возносящихся перед ней — о мире. Богоматери Донской молятся люди, связанные с дипломатической профессией.
Акафист Донской Богоматери был написан в конце 19 в. Это торжественное песнопение, воспоминающее победы русского воинства, одержанные заступничеством Пресвятой Богородицы
Особое внимание уделено и образу Успения, помещенному на обратной стороне походной иконы. Чтение акафиста дома украсит молитву, укрепит духовные силы
Другие акафисты Богородице:
- Перед иконой «Песчанская»
- Перед иконой «Древо Пресвятой Богородицы»
- «Взбранной Воеводе»
Донская икона Пресвятой Богородицы. История
По преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком по заказу великой княгини Евдокии на молитвенную память о своем муже Димитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве в 1380 году. Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван IV. Он взял ее с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьевых горах, с иконой был совершен крестный ход вокруг городских стен, после которого ее поместили в полковой церкви. Ночью царь Феодор Иванович после усердной молитвы получил откровение от явившейся ему Богородицы: Она утешила его и обещала свою помощь. Действительно, скоро татары были устрашены какой-то невидимой силой, покинули поле битвы и стали спасаться бегством, оставив за собой множество убитых, раненых и весь свой стан. В воспоминание чудесно дарованной победы над татарами царь Феодор Иванович в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла Донская чудотворная икона Богоматери во время битвы. Монастырь был также назван Донским. В нем была помещена Донская икона Богоматери и установлено ежегодное празднование 1 сентября (19 августа ст. ст.) с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь.
В 1686 году князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собой и чудотворную Донскую икону. При возвращении чудотворный образ был встречен государями Иоанном, Петром и царевной Софией. Донская икона Пресвятой Богородицы находится в Благовещенском кремлевском соборе и помещена там по левую сторону от царских врат. Написана она на кипарисовой доске и имеет в высоту 1 аршин и 3 1/2 вершка, а в ширину — 15 вершков. По сторонам ее помещены изображения двенадцати праматерей. Раньше ее украшал богатый золотой оклад, но он был сорван в 1812 году французами; уцелела лишь золотая рама, которая и до сих пор еще носит на себе следы испытаний наполеоновских солдат, принявшими ее за медную. В Донском монастыре оставлен точный список с подлинной чудотворной Донской иконы Божией Матери. Подобные же списки хранятся также в г. Стародубе Черниговской губернии; в г. Липецке Тамбовской губернии, в бывшей Паройской пустыни, а ныне приходской церкви; в Тульской Крестовоздвиженской церкви и, наконец, в Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.
Донская икона Богоматери была принесена в Софрониеву пустынь 3 апреля 1733 года донским казаком Иоанном Коловертовым, который рассказывал, что уже давно дал слово принести этот образ Богородицы в Софрониеву пустынь, но вот уже несколько лет не мог исполнить обещания. В 1732 году у него неожиданно и неизвестно отчего заболела голова и левый глаз. В это время пришла к нему одна вдова, по имени Татиана, и рассказала, что во сне она видела Богородицу, и Она приказала объявить больному Иоанну, чтобы он немедленно же исполнил свое обещание и отнес Ее образ в Софрониеву пустынь. Казак повиновался: он начал собираться в путь и тотчас же почувствовал исцеление от своей болезни. Оставив образ Богородицы в обители, он просил поставить его по правую сторону от царских врат.
Донской храм в Перловке
От иконы, ставшей символом русской истории, по всей Руси распространилось множество списков. В честь неё воздвигались храмы: в каждой отдалённой слободке люди хотели поклоняться любимому образу, молиться о прекращении бед и войн. Одним из таких храмов стала Донская церковь, построенная в конце 19 века потомственным дворянином Николаем Семеновичем Перловым недалеко от Мытищ. Небольшая, но изящная деревянная церковь предназначалась для дачников, желавших посещать богослужения в летний период.
Донской храм в Перловке
Никто не предполагал, что скромная дачная община будет освящена мученической кровью: священника церкви Георгия Извекова, известного и ныне церковного композитора, арестуют и расстреляют в 1937 г. на Бутовском полигоне. Сам храм несколько раз закрывался, пока не был разрушен до фундамента. «Нам приходится терпеть всевозможные лишения — все это нам послано в наказание за наши грехи» — верно заметил о. Георгий в последней речи перед смертью.
По непрекращающимся молитвам Богородицы и милости Господа к кающимся, перловская Донская церковь сейчас возрождается. Скоро отточенный силуэт её купола, воссоздаваемый по старым фотографиям, снова украсит полустанок Ярославской железной дороги. К чтимой храмовой иконе Донской Богоматери стекутся уже не дачники, а жители большого города. И в настоящее время есть о чем помолиться Богородице, Хранительнице российских пределов.
Также помолиться у этого образа можно в таких храмах России:
- Донской монастырь в Москве
- Храм в честь Донской иконы Богородицы в Ростове-на-Дону;
- Богоявленский патриарший собор в Москве;
- Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах;
- Храм Ризоположения, Москва.
Молитвословия
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Донской
глас 4
Заступнице верных Преблагая и Скорая,/ Пречистая Богородице Дево!/ Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим,/ да, якоже древле от него заступление Твое/ граду Москве даровала еси,/ тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави// и спаси души наша, яко Милосердая.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Донской
глас 8
Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице,/ но, яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи, да зовем Ти:// радуйся, Невесто Неневестная.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Донской
О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворным образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полцы чуждих, гради и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящеи, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиих, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниих неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающия ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезнех и печалех сущия, злая сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любве всех нас исполни. Примири, Благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят греси наши пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго иного злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити Пречестное Имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.
Тропарь мученика Андрея Стратилата
глас 5
Земнаго сана славу оставив,/ Небесное Царство наследовал еси,/ кровными каплями, яко пречудным камением,/ нетленныя венцы украсил еси/ и ко Христу привел еси собор страстотерпец./ С лики ангельскими в невечернем свете/ незаходимаго Солнца Христа обрел еси,/ святе Андрее Стратилате,/ Егоже моли с пострадавшими с тобою присно,// да спасет души наша.
Кондак мученика Андрея Стратилата
глас 4
В молитвах Господеви предстоя,/ якоже звезда солнцу предтекий,/ и желаемое сокровище Царствия узрел еси,/ радости неизреченныя исполняяся./ Безсмертному Царю в безконечныя веки,/ от Ангел безпрестани хвалимому, поеши, Андрее Стратилате,// с нимиже молися непрестанно о всех нас.
Тропарь святителя Питирима, епископа Великопермского
глас 8
Православия наставниче,/ благочестия учителю и милости сокровище,/ архиереев украшение,/ людей зырянских наставниче,/ святителю Питириме,/ душу свою за Христа положивый,/ моли Единаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех/ любовию чтущих память твою.
Кондак святителя Питирима, епископа Великопермского
глас 3
Монашескими добродетельми/ во обители святителя Алексия первее украсився/ и прославлению того послужив,/ пастырь явился еси людем зырянским/ и, яко агнец чист, принеслся еси Слову Началопастырю,/ мученик быв, Питириме святителю всехвальне./ Темже торжествуем вси любовию/ Божественную память твою.
Тропарь Собора Московских святых
глас 4
Днесь пророчество святителя Петра/ пред очами нашими сбывается,/ сердце бо России град Москва/ свыше славу велию приемлет,/ украшаем, яко бисером честным,/ многим сонмом Божиих угодников;/ к нимже мы любовию возопиим:/ о, пречуднии святителие,/ исповедницы и мученицы новии,/ благовернии князие, преподобнии отцы,/ и премудрии юродивии,/ и вси святии, знаемии и незнаемии,/ яко благочестия столпи,/ молите Христа Бога/ стране нашей в мире спастися.
Кондак Собора Московских святых
глас 3
Возвеличися ныне, граде Москво,/ велиих даров духовных сподобляющися,/ яко сокровищница пречестная/ святыням и мощем угодник Божиих/ и отечество возлюбленное многим святым,/ к их же помощи усердно прибегаем:/ о святых Московских дивный сонме,/ вашими ученьми и деяньми/ вкупе и страданьми за Христа,/ души наша просветите/ и спасения нам присно будите ходатаи.
Донской монастырь в Москве
Монастырь во имя Донской иконы Пресвятой Богородицы был основан царем Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви преподобного Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий.
Донской монастырь в 1883 году
Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Богородицы, называемый Старым или Малым. Его возвели, предположительно, по проекту архитектора Феодора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трехступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений. В Смутное время Малый собор был разграблен. При Михаиле Романове обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году она была приписана к Андреевскому монастырю. В 1673 г. к Малому собору пристроили трапезную часть.
Малый Донской собор в одноименном монастыре в Москве
Строительство Большого собора в Донском монастыре началось в 1684 году. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. В течение XVIII века сформировался грандиозный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями. В 1714 году над северными вратами обители построили церковь во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году. В 1758-1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий.
Во время вторжения французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора. В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию.
Большой Донской собор
В 1918 году Донской монастырь закрыли. К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929 году музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе.
30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы РПЦ. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. В 2014–2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нем похоронены писатели, поэты, архитекторы, ученые: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Петр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели.
Донская икона Божией Матери
В 1591 году «скверный пёс, крымский царь Казы-Гирей, собрал громадные силы, призвав воинов не только своего, но и разных других племён, и двинулись эти безумные рати, помчались, словно хищные волки, собираясь растерзать христоименитое стадо разумных овец, похваляясь и кичась и хулу изрекая на Бога нашего, намереваясь захватить отеческое наследие благочестивого царя Феодора Иоанновича». Казы-Гирей подошёл к Москве и расположился на Воробьёвых горах. Тогда царь Феодор Иоаннович предложил Патриарху Иову отслужить молебен перед Донской иконой Божией Матери, крестным ходом обнести её вокруг Кремля, а затем поставить в походную церковь Преподобного Сергия Радонежского, находящуюся в русском лагере. Перед иконой совершались непрестанные молебствия с участием царя и предводителей русского воинства. После первого сражения хан неожиданно отступил от московских пределов. В память о заступничестве Пресвятой Богородицы на месте походной церкви основали Донской монастырь.
Где построены храмы во имя святыни
В России широко известны несколько таких мест:
- храм Донской Иконы в подмосковной Перловке. Строительство проводилось по инициативе дворянина Н. С. Перлова и было завершено в 1897 г. Отличительные особенности этого здания – квадратная форма, купол в виде шатра с треугольными кокошниками. В годы правления советской власти храм был частично разрушен, однако с приходом 90-х гг. его полностью восстановили;
- два соборных храма Донской Иконы в юго-западной части Москвы. В прошлом здесь функционировали духовное училище и иконописная мастерская. После революции храмы были закрыты и стали полноценно работать только с 1991 г. Периодически к ним совершаются крестные ходы, во время которых из Третьяковской галереи доставляется оригинал картины.
Донская икона Божьей Матери – это древняя святыня, имеющая огромное значение для всех верующих России. Чудотворный лик Богородицы бережно хранят в своих сердцах миллионы православных людей.
Реликвию почитают 1 сентября. С 2010 г. по решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла этот день также считается официальным православным праздником русского казачества.
Где можно найти списки
Оригинал «Донской» хранится в Третьяковской галерее. Нарисовано огромное количество копий, которые находятся в различных церквях России. Каждый список имеет чудотворную силу и помогает в трудные дни. Существует самая древняя копия «Донской», сделанная еще в конце 14 века. Оклад этого образа украшен серебром и позолотой. Какое-то время древний список находился в Троице-Сергиевой Лавре. Подарил копию монастырю князь Владимир Андреевич, брат Дмитрия Донского. Позже икону перенесли в Москву. Затем сделали два списка и отправили их в Коломну. Одна копия находилась в Успенском соборе и в наши дни.
В давние времена, когда удалось защитить Москву от войск крымского хана Казы-Гирея, сделали список для Донского монастыря, построенного в местах сражения с неприятелем. Древняя копия, вместе с оригиналом, хранится в Третьяковской галерее. В настоящее время в Донском монастыре есть списки со святейшего образа, сделанные в 17 веке.