Пашков дом

Оглавление

Другие дома Пашкова

  • «Пашков дом» — название издательства Российской государственной библиотеки.
  • «Пашков дом» — роман Николая Шмелёва.
  • Пашков дом (Второй Пашков дом, Аудиторный корпус, Аптекарский дом) — в старинных документах так иногда называется здание журфака МГУ, также находящееся на Моховой ул., дом 9. Причина — эти владения также принадлежали Пашкову — Александру Ильичу, родственнику предыдущего. Ещё один дом, принадлежавший Пашковым, находился на Чистопрудном бульваре, 12.
  • Особняк Пашкова в Санкт-Петербурге, на Литейном, 39 (архитектор Г. Боссе), воспет Некрасовым в «Размышлениях у парадного подъезда».

Перестройки здания[править | править код]

Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы (или Марса, служившая символом побед царствования его матери).

Царская эпохаправить | править код

Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало: были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной колоннадой коринфского ордера, и вознесённые на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых.

Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в —1818 годах один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове, восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трёхчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжёлого ордера над более лёгким. Кроме того, были видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады, сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной кровлей. Утраченная скульптурная декорация не была восстановлена. В 1841 году архитектор А. В. Никитин составил проект перестройки дома под размещение Дворянского института. Он же руководил работами по перестройке совместно с архитектором И. И. Свиязевым.

Здание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II музею была подарена картина Александра Иванова «Явление Христа народу», обладающая огромным размером, специально для неё в 1914 году архитектором Н. Л. Шевяковым был построен сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский зал — особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный её обзор — в конце анфилады зал второго этажа.

Советское времяправить | править код

Вид с Моховой на центральный корпус. Хорошо видна лестница Долганова

Ночной вид Пашкова дома из южной части Александровского сада

В соответствии с принятым в 1935 году Генеральным планом реконструкции Москвы рядом с Пашковым домом должна была пройти новая широкая парадная улица — аллея Ильича, соединяющая площадь Дзержинского и площадь с новой архитектурной доминантой Москвы — Дворцом Советов, строящимся на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Тот же Генплан предусматривал возведение нового Большого Каменного моста, съезд с которого должен был плавно влиться в аллею Ильича

Реализация этих идей в конце 1930-х годов стала возможной за счёт поглощения части сада Пашкова дома и сноса ограды, которая была немаловажной частью облика здания. Белые колонны ограды тосканского ордера подчёркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика

Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором В. И. Долгановым в 1934 году на склоне была сооружена ныне существующая монументальная белокаменная лестница с террасой-трибуной, спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещён серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.

Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов в 1980-х годах, когда герб СССР был снят с фасада.

Во время двадцатилетней реконструкции дом с 1988 года не использовался, а после её завершения здесь разместились три отдела Российской государственной библиотеки: редких рукописей, картографии и нотных изданий.

Перестройки здания

Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы

(илиМарса , служившая символом побед царствования его матери).

Царская эпоха

Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало: были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной колоннадой коринфского ордера, и вознесённые на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых.

Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в 1815—1818 годах один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы», видимо Осип Бове, восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трёхчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжёлого ордера над более лёгким. Кроме того, были видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады, сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной кровлей. Утраченная скульптурная декорация не была восстановлена. В 1841 году архитектор А. В. Никитин составил проект перестройки дома под размещение Дворянского института. Он же руководил работами по перестройке совместно с архитектором И. И. Свиязевым.

Здание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II музею была подарена картина Александра Иванова «Явление Христа народу», обладающая огромным размером, специально для неё в 1914 году архитектором Н. Л. Шевяковым был построен сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский зал — особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный её обзор — в конце анфилады зал второго этажа.

Советское время


Вид с Моховой на центральный корпус. Хорошо видна лестница Долганова

ночной вид В соответствии с принятым в 1935 году Генеральным планом реконструкции Москвы рядом с Пашковым домом должна была пройти новая широкая парадная улица — аллея Ильича, соединяющая площадь Дзержинского и площадь с новой архитектурной доминантой Москвы — Дворцом Советов, строящимся на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Тот же Генплан предусматривал возведение нового Большого Каменного моста, съезд с которого должен был плавно влиться в аллею Ильича

Реализация этих идей в конце 1930-х годов стала возможной за счёт поглощения части сада Пашкова дома и сноса ограды, которая была немаловажной частью облика здания. Белые колонны ограды тосканского ордера подчёркивали стремление ввысь от подножия холма, наверху движение подхватывалось колоннами портика

Теперь же зрительское восприятие изменилось: движение начинается не с подножия холма, от колонн ограды, а от цоколя здания на вершине холма. Кроме того архитектором В. И. Долгановым в 1934 году на склоне была сооружена ныне существующая монументальная белокаменная лестница с террассой-трибуной, спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещён серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.

Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х годах, когда герб СССР был снят с фасада.

В 1986 году при строительстве станции метро «Боровицкая» осел фундамент дома Пашкова, потрескались его перекрытия и здание оказалось на грани разрушения. До 2007 года дом находился на реконструкции.

Архитектура

Дом Пашкова в Москве вызывал восхищение во всех слоях общества. В дни праздников и народных гуляний толпы граждан стекались к ажурной решетке сада, чтобы поглазеть на заморских птиц, красивый сад, украшенный фонтанами. Сейчас перед домом проложен тротуар, сад был упразднен – за счет его территории существенно расширилась проезжая часть дороги и тротуар.

Архитектура дома Пашкова – это яркий образец русского классицизма. Здание выстроено по трехчастному принципу, характерному для классической школы – над центральным корпусом возвышается бельведер, по бокам размещены симметричные флигели. Композиция объединяется портиком с колоннами и боковыми галереями. Единство структуры подчеркивается общими сюжетами декора. Сейчас здание имеет белый цвет, но по некоторым сохранившимся данным, будучи во владении Пашкова, особняк был оранжевым.

Фасад дома со стороны парадного входа выполнен в стиле загородной усадьбы и выглядит не столь помпезно, но не менее впечатляет. Гостей встречают кованые ворота в виде триумфальной арки. Ее верх венчают вытесанные из камня пышные гирлянды лавровых листьев, этот лейтмотив стал основным декором, украшающим особняк. Фронтальная композиция дома Пашкова, со стороны улицы Моховой, напоминает в своем построении стену Кремля, к которой обращена задним фасадом. Эти два объекта городской застройки строго параллельны и некогда обрамляли долину реки Неглинной.

Стоимость

Экскурсии проводятся со вторника по воскресенье, с 10:00 до 19:00. Понедельник — выходной. Цены экскурсионного обслуживания:

  • В составе группы на одного посетителя, для взрослого — 900 рублей, для школьников — 700 рублей, для студентов и пенсионеров — 400 рублей. Бесплатное посещение для детей из многодетных семей.
  • На одного человека в составе сборной группы от сторонней организации — 900 рублей.
  • Группы, менее 10 человек, оплачивают экскурсии по тарифу: взрослые — 9000 рублей, школьники — 7000 рублей, студенты и пенсионеры — 4000 рублей.
  • Граждане иностранных государств оплачивают экскурсии по двойной стоимости.

Оплату следует вносить непосредственно в день экскурсии. Экскурсионная путевка выписывается только на группу целиком. Стоимость индивидуальных или корпоративных экскурсий зависит от предполагаемого сценария и условий заказчика.

Михайловский замок

Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Проект Михайловского замка придумал лично Павел I, а детально разработал его любимый архитектор императора — Василий Баженов. Однако непосредственно строительством руководил уже Винченцо Бренна.

Замок был построен там, где когда-то родился Павел I — на месте снесенного Летнего дворца Елизаветы I. Напоминающий средневековую крепость дворец возвели на искусственном острове, со всех сторон окруженном водой, — попасть в замок можно было только по охраняемым мостам. Все фасады здания отличаются друг от друга. Особо торжественно выглядит главный фасад, украшенный барельефом «История заносит на свои скрижали славу России». Среди других петербургских построек того времени замок выделялся и цветом. Необычный розовато-оранжевый оттенок выбрал сам Павел I — по легенде, впечатлила его перчатка одной из фрейлин. В XIX веке во дворце находилось Инженерное училище. Сегодня Михайловский замок — филиал Государственного Русского музея.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 августа 2007.
  2. Брунов Н. И. История русской архитектуры. М., 1956. С. 200.
  3. Архитектурные ансамбли Москвы XV — начала XX веков /Под ред. Т. Ф. Саваренской/. — М., 1997. — С. 227.
  4. Цирес А. Г. Искусство архитектуры. — М., 1949. — С. 222.
  5. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 181. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  6. Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, . — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  7. ↑ Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2015. — С. 203—204. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
  8. . ТВ «Первый канал» (20 апреля 2009). Дата обращения: 4 апреля 2021.
  9. . argumenti.ru. Дата обращения: 22 октября 2020.

Вершина творчества

Особенно хорош его московский шедевр. Замок-сказку, по словам специалистов, создал на Ваганьковском холме Баженов. Дом Пашкова в Москве восхищает всех знатоков архитектуры не только неповторимой красотой, но и «совершенным, идеальным соотношением всех частей в едином сооружении» Так писал тонкий знаток и ценитель зодчества И. Грабарь. И не один он считает, что академик архитектуры Василий Баженов создал красавец-дворец, устремленный ввысь, напоминающий монументальную скульптуру на пьедестале. Дом Пашкова в Москве, стиль которого – классицизм, стал в России символом этого направления. Расположенный к окружающим его улицам под углом, дом смотрится лучше на некотором расстоянии, например, с точки, находящейся в самом начале нечетной стороны Волхонки.

Тайны Ваганьковского холма (с посещением дома Пашкова) (пешеходная)

  1. Главная
  2. Однодневные из Твери
  3. Тайны Ваганьковского холма (с посещением дома Пашкова) (пешеходная)

На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев….. Воланд заговорил: — Какой интересный город, не правда ли? Азазелло шевельнулся и ответил почтительно: — Мессир, мне больше нравится Рим! — Да, это дело вкуса, — ответил Воланд.Ваганьковский холм — одно из самых таинственных мест Москвы. Здесь возвышается Дом Пашковых, с крыши которого Воланд любовался столицей. Иоанн IV — грозный царь Московский, тоже любил этот холм, но по совершенно другим соображениям. По мнению некоторых исследователей, здесь не только были построены тайные подземные убежища, в которых хранилась на случай пожаров казна московских Великих князей и где пытали и убивали противников царя, но и находился вход в легендарную подземную Москву. Первый раз на эти галереи наткнулись еще при сооружении одной из начальных станций метро — «Библиотека им. В.И. Ленина», но к сожалению, раскопать его археологам не дали, и вход был поспешно зацементирован. Позже под зданием приборы выявили странную аномалию и обнаружили уникальный археологический объект — выложенный белым камнем колодец диаметром 8 метров и глубиной около 25-30 метров по стенам которого виднелись остатки винтовой лестницы. По мнению исследователей, это уникальное подземное сооружение скорее всего представляет собой вход в подземные системы древней Москвы. Казалось, что еще немного — и исследователи доберутся до дна таинственного колодца, от которого во все стороны расходятся подземные галереи, одна из которых может стать началом новых открытий. Но… работы но расчистке были прерваны, и тайна колодца так и не была раскрыта. В ходе экскурсии мы постараемся приоткрыть завесу над этими мрачными тайнами, а также узнаем: — как в Москве появилось два Ваганьковых; — почему Кремль стоит именно на своём месте; — что за речка стала излюбленным местом прогулок, какую службу она и её берега несли москвичам, когда и куда она подевалась; — что за площадь между Кутафьей башней Кремля и памятником Достоевскому; — почему Грозный царь именно здесь поселил своих верных опричников; — зачем было капитану-поручику Семеновского полка Петру Егоровичу Пашкову скупать за огромные деньги земли со всеми постройками на высоком Ваганьковском холме, чтобы соорудить на нем во многом уникальную, а главное столь огромную усадьбу. Ваганьковский холм – одно из самых древних мест Москвы – в недрах своих хранит немало тайн. А еще он удивителен тем, что с него открывается необыкновенной красоты вид на Кремль. Дом Пашкова стал одним из символов Москвы. Художники пишут с него картины, гравюры, с его изображением печатаются почтовые марки и открытки, коробки и обертки конфет. Его богатейшую и красивейшую историю в подробностях мы не только услышим, но и увидим изнутри, пройдя в течение часа по двору и залам этого «аристократа и труженика», «самого изящного здания России».

В программе:— пешеходная экскурсия;- экскурсия по Дому Пашкова.

Стоимость: взрослый — 900 руб. , ребенок до 14 лет — 900 руб. Продолжительность экскурсии ~ 3,5 часа

Владельцы здания


Дом Пашкова и окружающие усадьбы после пожара 1812 года


Дом Пашкова на фоне старого Каменного моста, фотография 1855-1857 годов

  • В 1839 году дом был приобретен у наследников Пашкова казной для Московского Университета. В 1843 году здесь разместился Московский дворянский институт, преобразованный из Университетского Благородного пансиона, позже институт был преобразован в 4-ю городскую гимназию (с 1852 года).
  • В 1861 году здание было передано для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.
  • В 1921 году, в связи с поступлением в музей после революции более четырёхсот брошенных, бесхозяйных и национализированных книжных коллекций, все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нём осталась только библиотека музея, переименованная и преобразованная в знаменитую Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, здание было отведено под отдел редких рукописей. В настоящее время Пашков дом входит в комплекс зданий библиотеки, но много лет не использовался, так как там постоянно производился ремонт, который начался в 1988 году и закончился в 2007 году.

В данный момент в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел и отдел картографических изданий, открывшиеся для читателей в апреле 2009 года.

Дом для просвещения

В войну 1812 года дом Пашкова подвергся разорению и пострадал от пожара, кровля и бельведер были полностью разрушены. В наполеоновском пожаре сгорел и семейный архив, в котором, предположительно, хранились чертежи и проекты архитектора Баженова. Восстановление заняло длительный период, только к концу 1830 годов был закончен ремонт. Вновь отстроенный бельведер существенно отличался от первоначального и нес на себе печать позднего периода классицизма. Архитектором восстановительных работ, предположительно, был Осип Бове.

В 1839 году дом Пашкова наследниками был продан городской казне в пользу Московского университета. Первоначально в нем разместился дворянский институт, немного позже помещения были переданы городской гимназии. С 1861 года особняк стал прибежищем для музея Румянцева. А в 1862 году в дополнение к музейным залам добавилась публичная Румянцевская библиотека, где также разместилось собрание книг Московского университета.

Открытие залов прошло с большими торжествами, императорская семья пожаловала городскому музею часть книг из своих личных библиотек, коллекцию декоративно-прикладного искусства, живописные полотна. С 1913 по 1915 год по проекту Л. Шевякова была проведена глобальная перестройка внутреннего пространства центрального корпуса особняка. Благодаря чему у библиотеки появился двухсветный читальный зал на 300 мест.

Тайны дома Пашкова

В 1980 годах на территории двора особняка Пашкова были проведены геофизические исследования, позволившие выявить уникальное сооружение – колодец, выложенный белым камнем. Диаметр колодца – 5 метров, предположительная глубина – до 15 метров, по внутренним стенам под воду уходят остатки винтовой лестницы. Вода из колодца не уходит, и сколько метров до его дна – пока неизвестно. Строятся различные предположения о его назначении – некоторые считают, что есть особый механизм, запуск которого осушает колодец и открывает подземные входы.

Авторы более прозаических версий склоняются к тому, что колодец является частью водонапорной башни, снабжавшей фонтаны дома Пашкова водой, а также использовавшийся для полива сада и огорода. Но есть одна загвоздка – указать время постройки сооружения невозможно, в имеющихся документах упоминаний о колодце нет, как нет на Русской земле аналогов такого сооружения. На данном этапе посетителям дают возможность спуститься на несколько ступеней внутрь колодца, привилегия доступна гостям, пришедшим в дом Пашкова с экскурсией. Работы по его изучению продолжаются, ожидается расчистка дна.

Есть еще одна библиотечная легенда. Сотрудники утверждают, что в залах обитает призрак, его можно попросить найти редкое издание, и он обязательно подскажет, где оно находится. Удивительный дом на Ваганьковском холме фигурировал и в литературе. Есть мнение, что именно в его залы и комнаты Булгаков поместил героев «Мастера и Маргариты», там состоялся ежегодный бал. В доме Пашкова экскурсантов познакомят с различными экспонатами, многие из них представляют интерес не меньший, чем сам дом и его тайны, мифы и легенды.

Интересные факты

  • Глубины Ваганьковского холма под Пашковым домом считаются одним из нескольких возможных вариантов местонахождения легендарной Библиотеки Ивана Грозного.
  • Дом Пашкова описан в романе «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азазелло и Левия Матвея.
На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (…) Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг.

Неисследованные подземелья

Слухи и легенды имеют под собой реальные факты – в 30-е годы археолог Стеллецкий занимался исследованием Ваганьковского холма и обнаружил множественные пустоты – погреба, ходы, подвалы. По его мнению, эти подземные постройки были остатками Опричного двора. В одно из помещений ему удалось проникнуть и обнаружить ступени, но пройти дальше не получилось. На следующий день произошло обрушение свода древнего подземелья и ступеней. Дальнейшие раскопки были запрещены, а обнаруженные входы в спешке забетонировали.

В следующий раз на эти же таинственные постройки наткнулись метростроевцы. Строители вскрыли старинный ход, выложенный кирпичом, но археологов на объект не пустили. Вход был опечатан до лучших времен. Библиотека Ивана Грозного не дает покоя кладоискателям и научным работникам и сегодня. На сегодняшний день существует описание около 60 точек в России, где предположительно могут находиться легендарные манускрипты.

Примечания

  1. «Знаменка и окрестности»
  2. «Взятие Пашкова дома»
  3. Брунов Н. И. История русской архитектуры. М., 1956. С. 200.
  4. Архитектурные ансамбли Москвы XV — начала XX веков /Под ред. Т. Ф. Саваренской/. — М., 1997. — С. 227.
  5. Цирес А. Г. Искусство архитектуры. — М., 1949. — С. 222.
  6. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 181. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  7. История Российской Государственной библиотеки Архивная копия от 30 сентября 2007 на Wayback Machine
  8. Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  9. Leninka.ru. ПРОШЛОЕ/Дом Пашкова /
  10. Нина Молева. Труды праведные или хоромы каменные? Архивировано 8 апреля 2012 года.
  11. 12 Архитектура Москвы 1933—1941 гг. / Автор-сост. Н. Н. Броновицкая. — М.: Искусство—XXI век, 2020. — С. 203—204. — 320 с. — (Памятники архитектуры Москвы). — 2500 экз. — ISBN 978-5-98051-121-0.
  12. Поздняева Т. Воланд и Маргарита
  13. «Привычки милой старины» или Пушкин на масленице 1831 года
  14. Николай Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (материал из Викицитатника) Архивная копия от 24 декабря 2020 на Wayback Machine

История дома Пашкова

Говоря об архитектурном решении, стоит отметить, что до сих пор доподлинно не известно, кто же был тем самым архитектором, воплотившим желание заказчика в реальность. По некоторым сведениям можно предположить, что архитектурное авторство принадлежит Василию Баженову, однако, не все историки склоняются к данной версии, так как никаких письменных свидетельств подобного факта до наших дней не дошло.

Как только дом был возведён, он сразу же привлёк к себе внимание москвичей красотой и величием, богатством и простотой. Сами же хозяева дома ни в одном поколении по каким-то неведомым причинам в собственном доме жить подолгу не желали, предпочитая ему другой дом, тот, что находится на Моховой

В связи с данным обстоятельством, дом Петра Пашкова в скором времени был изрядно запущен.

В самом конце тридцатых годов девятнадцатого столетия Пашковы своё гнездо  продали. В следующие насколько лет на Волхонке располагались высшие учебные заведения: Московский Университет, а чуть позже Московский дворянский институт.

После революции семнадцатого года, некоторое время в доме Пашкова хранилось порядка четырёх сотен различных книжных коллекций. Часть их них была брошена, часть экспроприирована. Подобное положение вещей, как уже было сказано выше, длилось недолго. Уже в двадцать первом году прошлого века, большинство книг дом Пашкова покинули. В доме осталось только та часть книг, которая изначально принадлежала музею, а также появился новый отдел, где хранились редкие рукописи.

В наши дни дом Пашкова является частью огромного комплекса, входящего с состав Российской госбиблиотеки (бывшей им. Ленина). В этом здании по-прежнему находится отдел рукописей (правый флигель) и нотно-музыкальный отдел (левый флигель). Примерно десять лет тому назад в этом же здании открылся отдел картографических изданий.

Тайна создателя

С полной уверенностью нельзя сказать, кто же построил настоящий дворец для разбогатевшего сына денщика Петра I. Петр Пашков, как считает большинство искусствоведов, поручил строительство дома Василию Баженову, однако никаких документальных свидетельств этому нет. Судьба Баженова как архитектора была вообще довольно странной: Василий Иванович попал в немилость к императрице Екатерине Великой, которая каждый раз без объяснения причин отстраняла его от строительства. Вероятно, именно поэтому Пашков нанял Баженова тайно, несмотря на запрет императрицы. Так на Ваганьковском холме в непосредственной близости от Кремля вырос великолепный дворец, получивший название в честь своего первого хозяина. Кстати, существует даже и такая версия, что Баженов из-за обид на Екатерину повернул дом задом к Кремлю.

Пашков дом, картина XIX века. (wikipedia.org)

Пашков дом, кстати, стал первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было смотреть на постройки Кремля не снизу вверх. Немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своих мемуарах со вкусом описывал владение: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа».

План дома Пашкова. (wikipedia.org)

Перед фасадом на Моховой Пашков разбил сад с террасными лестницами, скульптурой, фонтанами, спускавшимися к набережной. Также при Пашкове бельведер дворца был украшен статуей Марса, а на центральном портике был расположен герб семьи. У горожан дом вызывал неподдельное удивление: до сих пор дом Пашкова считается одним из самых красивых зданий Москвы.

Пашков дом. Ж. Делабарт. Литография, XVIII в. (wikipedia.org)