Предвестник оттепели: какую роль в истории россии сыграл доклад никиты хрущёва «о культе личности»

Оглавление

Приход к власти Хрущева

Никита Сергеевич до своего назначения секретарем ЦК КПСС был главой Московского областного комитета партии, а перед этим долгое время занимал должность главы правительства Украинской ССР. В последние годы жизни Сталина он являлся одним из его ближайших приближенных. Никита Сергеевич был выходцем из крестьян. Он не имел почти никакого образования.

Хрущев был главным противником Маленкова в борьбе за власть. Он осуждал почти каждое заявление и решение, принятое своим соперником. Например, после снижения налогов для крестьян Хрущев заявил, что это потакание подсобным хозяйствам в деревнях и собственническим интересам селян. Внешнюю политику главы правительства он называл пацифизмом.

Несмотря на то что Маленков начал пользоваться популярностью у народа, многие в партийной верхушке считали его идеи слишком либеральными и обвиняли его в потакании Западу. Хрущев понял, что правящая элита поддержит его, если он сместит Маленкова с его должности. Это и случилось в январе 1955 года, на пленуме ЦК КПСС. Первый секретарь обвинил главу правительства в прошлых репрессиях, а также в былом сотрудничестве с Лаврентием Берией. Маленков был немедленно снят со своего поста. Председателем Совета Министров СССР стал сподвижник Хрущева Николай Булганин.

Причины возникновения культа личности Сталина

При рассмотрении вопроса о возникновении культа личности Сталина необходимо учитывать как объективные, конкретные исторические условия, так и субъективные факторы, связанные с личными качествами Сталина. Коммунистическая партия руководила строительством социализма в СССР в чрезвычайно сложной международной и внутренней обстановке (капиталистическое окружение, угроза воен. нападения, ожесточенная классовая борьба в стране, когда решался вопрос «кто — кого?», борьба с троцкистами, правыми оппортунистами, а также с буржазными националистами). Эти условия требовали железной дисциплины, централизации руководства, некоторого ограничения демократии.

Страна осуществляла первый в истории опыт построения социалистического общества, формировавшегося в процессе исканий, проверки на практике многих истин, известных до того лишь в общих чертах, в теории. СССР был единственной страной, прокладывавшей путь к социализму. Преодолевая огромные трудности в течение всех предвоенных пятилеток, ранее отсталая страна в результате героических усилий партии и всего народа совершила гигантский скачок в своем политическом, экономическом и культурном развитии. В те годы Сталин вместе с другими руководящими деятелями партии выступал как крупный организатор борьбы советского народа за построение социализма. Он возглавил борьбу партии против отклонений от ленинской линии, допускавшихся троцкистами, затем группой Зиновьева — Каменева, а впоследствии группой Бухарина — Рыкова — Томского. В ряде работ, включенных в сборник «Вопросы ленинизма», Сталин защищал ленинские положения о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, что вооружало партию в борьбе с оппозициями; все это снискало ему большой авторитет в партии и народе. В этой обстановке стал постепенно складываться культ личности Сталина. С именем Сталина стали неправильно связывать все победы и успехи, достигнутые Коммунистической партией и Советской страной. Восхваления по адресу Сталина вскружили ему голову. На том этапе сказались отрицательные качества Сталина. Он не стремился убеждать противников, подчинять их идейному влиянию партии, разрешать возникающие разногласия и противоречия демократическими, партийными, методами, как это делал Ленин, а прибегал к методам администрирования. Он, вопреки решениям съездов партии о развертывании внутрипартийной демократии, отходил от ленинского метода коллективного руководства, самолично принимал решения по важнейшим вопросам.

Разоблачение культа личности

Через три года после похорон Сталина, в 1956 году на 20-ом съезде КПСС его преемник на посту генерального секретаря Никита Хрущёв зачитал доклад «О культе личности и его последствиях». Доклад содержал информацию о происходивших в недавнем времени в стране негативных событий, вся ответственность за которые была возложена на Сталина.

Начали освобождать заключённых из ГУЛАГа, реабилитировать погибших в чистках деятелей государства. Но опубликовали сам текст доклада для широких масс только в 1989 году.

Распространение текста доклада[править | править код]

Секретность речи была сохранена, однако в мире распространились отдельные отрывки, а копии речей достались руководству компартий социалистических стран (преимущественно в сокращённом виде). 5 июня года доклад впервые появился в печати в США (одновременно в газетах New York Times и Washington Post) и затем был опубликован в Мюнхене на русском языке.

Публикация в «Неделе» (1989 г.)

После съезда доклад был в полной версии распространён в партячейках всей страны, причём на ряде предприятий к его обсуждению привлекали и беспартийных; частым было также обсуждение доклада Хрущёва в ячейках ВЛКСМ. «Смягчённый» вариант доклада был обнародован в качестве постановления Президиума ЦК КПСС от 30 июня 1956 года под названием «О преодолении культа личности и его последствий», в котором задавались рамки допустимой критики сталинизма. В этом постановлении говорилось, что несмотря на свои недостатки, Сталин был верным сторонником Ленина и выдающимся марксистом-ленинцем. Также говорилось, что культ личности не увёл советское общество от построения коммунизма

Доклад привлёк огромное внимание во всём мире; появились его переводы на различные языки, в том числе распространявшиеся в некоммунистических кругах. Полностью в СССР доклад впервые был официально опубликован в 1989 году в журнале «Известия ЦК КПСС», массовым тиражом в приложении «Неделя» к газете «Известия» (1989, № 16)

Известно, что ряд разведок стран мира пытался заполучить текст доклада, но Израиль оказался первым. Так, в Польше с одного из экземпляров текста сотрудница ЦК ПОРП Люция Барановская, секретарша Эдварда Охаба (первого секретаря ЦК Польской объединённой рабочей партии), сняла копию и передала доклад журналисту Польского агентства печати Виктору Граевскому, который сфотографировал доклад и вернул папку на место. Он передал папку в израильское посольство, которая попала в руки начальника израильской контрразведки ШАБАК Амоса Манора, а оттуда она попала на Запад. Фактически Моссад, пользуясь услугами Граевского, сумел заполучить речь Хрущёва. Текст доклада получил Давид Бен-Гурион, который заявил после прочтения примерно следующее, не угадав только сроки, но точно предсказав озвученное им событие:

Разоблачение культа личности Сталина

Причины десталинизации

Многие историки оценивают разоблачение культа личности Сталина просто как исторический факт. Мол, было и было. Но нужно понимать, что привело Хрущева к тому, чтобы сделать этот шаг. А причины десталинизации следующие:

  1. Смерть Иосифа Виссарионовича ослабила страх людей к государству. Ведь люди боялись не советский режим, а Сталина, Берию и других. Не случайно после смерти Сталина во многих ГУЛАГах поднялись восстания.
  2. Многие проблемы в жизни граждан списывались на войну, но с каждым послевоенным годом условия жизни сильно не улучшались (и это в социальном государстве).
  3. Борьба за власть. Хрущев пытался получить дополнительные «голоса», чтобы удержать власть.
  4. Назревание недовольства в обществе. Пропаганда рисует картины, что в СССР каждый человек до слез любил свое государство. Реалии же были таковыми, что после смерти Сталина начались массовые демонстрации. Одна из таких демонстраций прошла в Тбилиси и закончилась расстрелом.

Выступление Хрущева на 20 съезде партии

14-25 февраля 1956 года проходил 20 съезд ЦК КПСС. Это плановое мероприятие в последний свой день вызвало настоящий шок не только в СССР, но и в других социалистических странах. 25 февраля 1956 году Хрущев начал процесс десталинизации в обществе.

25 февраля на утренней сессии ЦК было проведено закрытое (подчеркиваю) заседание, на котором Хрущев зачитал доклад «О культе личности и его последствиях». После его прочтения в зале, по некоторым источникам, воцарила тишина. Но не это главное

Важно то, что сегодня сохранились официально изданные стенограммы того съезда, но закрытое заседание, естественно, в нем не отражено. Вот как выглядит оглавление 2-го тома стенографического отчета

Все на одной странице. А фактически из закрытого доклада там нет ничего. Сегодня найти этот документ в открытом доступе тяжело, но можно. Дело в том, что документ секретный. Вот вкратце основные мысли, высказанные Хрущевым:

  • Ленин был великим человеком, а у Сталина были сплошные недостатки.
  •  Массовые репрессии проводились без согласования с Политбюро.
  • Загадочный характер убийства Кирова, после чего начались репрессии (арест Николаева и тут же отпустили его; смерить чекиста, приставленного к Кирову, в момент доставки того на допрос).
  • Беспредел в НКВД с вынуждением давать нужные показания, фальсификациями и прочим.
  • Были многочисленные данные о подготовке к войне (в том числе и в апреле 1941 от Черчилля), но Сталин их игнорировал.
  • Отрицание решающей роли Сталина в победе. Также затрагивался вопрос того, что полководческие таланты вождя сильно преувеличены.
  • Массовые репрессии командиров, которые победно прошли войну. Виток репрессий после войны был необоснованным.

Постепенно секретные документы раскрываются, и вопросы того как проходила десталинизация становятся более открытыми. Вот, например, какие документы сегодня есть в открытом доступе по этому вопросу.

Хрущев не планировал сразу обращаться ко всей стране, и летом 1956 года подчеркнул, что десталинизация должна развиваться умеренно. Ведь Сталин находился у власти 30 лет, а значит, обладал определенными качествами. Кроме того нужно было развивать идею социализма, поэтому особо подчеркивалось, что суть социализма из-за культа личности не пострадала, страна пережила террор и войну и теперь готова к скачку в развитии.

Решение ЦК партии

30 июня 1956 года вышло постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий». В нем делался акцент на следующих моментах:

  • Критика Сталина, но не партии. Делался особый акцент на том, что Сталин творил зло, потому что не прислушивался к партии. Теперь же все изменится. Но при этом подчеркивалось, что культ партии – допустим.
  • Определялись рамки критики. Позволить всем критиковать всё, что связано с именем Сталина, нельзя было позволить. Поэтому определялись рамки: репрессии, военные просчеты, личные качества и т.д.
  • К тем, кто не придерживался дозволенных рамок, должны были применяться репрессии и наказания.

Особо хочу отметить последний пункт. Хрущев допускал применение репрессий. То есть, то в чем он обвинял Сталина, им самим очень даже использовалось. За примером далеко ходить не нужно. В борьбе за власть Хрущев одолел, в том числе и Берию, которого расстреляли как английского шпиона. Поэтому идеализировать идею десталинизации не стоит. Она проводилась не для того, чтобы донести до людей правду, а для того, чтобы снять напряженность в обществе и позволить Хрущеву удержать власть.

Источники и дополнительный материалпо теме:

  • «ХХ съезд КПСС и его исторические реальности» — Барсуков Н.А. Москва, 1991
  • «Никита Хрущев: отец или отчим советской «оттепели»» — Медведев Р.А. Москва, 2006

Что же такое культ личности Сталина?

Культ личности — это возвеличивание значения личности в различных сферах общественной жизни. Конечно же, данное явление не рождается на пустом месте — человек, которого все идеализируют, должен обладать в той или иной сфере яркими профессиональными качествами. В этом деле Сталин не был исключением.

Давайте перенесемся в 30-е годы ХХ века, переходную эпоху от аграрного к индустриальному обществу, эпоху больших надежд, мечтаний. Это время было особенным для всего мира, хотя бы по причине того, что на планете зарождаются попытки построения абсолютного, идеального, утопического общества, цель которого в будущем —  поглощение всего мира в свое идеальное нутро. В это время главой этого общества является человек очень противоречивой и неоднозначной натуры, тот, кому предстоит войти в мировую историю гордым и смелым шагом — Иосиф Виссарионович Сталин. Именно тогда в социалистическом обществе зарождаются предпосылки и связи для создания колоссального проекта возвеличивания и обожествления одной лишь только личности.

Итак, давайте попробуем понять, в чем смысл данного феномена.

Культ — это вера во что-то сильное, что тебя может защитить. Потребность в культе идеалистического возвеличивания того или иного объекта восхищения является естественной, с точки зрения человеческой психологии. Вера в бога, вера в отца, вера в любимого музыканта или выдающегося знакомого необходима человеку для создание идеальной цели, в которую он верит и на которую он равняется.

Как правило, в теократических государствах этим «отцом» является бог или боги, вера в которых придает человеку силы и уверенности в его дальнейшей жизнедеятельности. В атеистическом русском обществе 30-х годов государство убило всемогущего отца, великого православного Бога, давая взамен веру в вождя, который сможет всех защитить и обезопасить. На месте данного вождя на начальном этапе попытки построение социализма стоял товарищ Ленин, вера в которого была, не побоюсь этого слова, божественно непоколебима. Когда Ленин умер, соответственно, нужно было передать эту роль кому-то другому. И это место история преподнесла товарищу Сталину.

На просторах Интернета существует мнение о том, что один человек не способен контролировать и держать в своих дланях полмира. Это лишь подтверждает мою точку зрения о том, что Сталин лишь давал людям то, что они психологически желали. Важную роль в построении культа личности Сталина сыграла его честолюбие и жажда власти, которую не раз подмечали его современники. Ярким подтверждением будет цитата из письма Ленина к съезду партии:

« Тов

Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью»

Что касается масштабов данного явления, то оно было весьма обширно и затронуло  как психологическую, социальную, так и политическую сферы общества. Сталин сделал себя богом, по сравнению со Сталиным, большинство абсолютных монархов кажутся прототипом наших органов местного самоуправления). Сила этого культа была настолько велика, что даже и сейчас, в век «срыва покровов» и всевозможных исторических «развенчаний», когда каждая вторая передача по ТВ стремится раскрыть обывателям загадки истории, порой в весьма нелепых предположениях, но в основном все-таки давая ответы на многие сокровенные вопросы, о которых наши предшественники и мечтать на могли, даже в это время, когда историки безжалостно топчут славу «великого мужа» в голых и беспристрастных свидетельствах его бесчеловечных деяний все равно  многие закрывают глаза на бесспорные и жестокие преступления данного человека, аргументируя это его личностью и достижениями.

Итоги по анализу культа личности Сталина.

В 1956 году состоялся знаменитый на весь мир ХХ съезд КПСС. Дебютом данного собрания был доклад Никиты Хрущева об осуждении культа личности, в котором новый лидер обвинил во всех радостях и падениях советского народа Сталина. Отчасти весь доклад был правдив, но для предания шарма и эффекта прошлого генсека облили грязью с ног до головы. Многие могут сказать, что это была финальная точка в жизни «Культа личности Сталина», но, если анализировать  историческую ситуацию нашей страны, напрашивается вывод, что Сталин до сих пор живет в нашем сознании и наших сердцах. Его политика, деятельность настолько глубоко засела в сознание нашего народа, что избавиться от нее мы сможем очень нескоро.

Завершить свою статью я хотел бы высказыванием Шарля Де Голля:

«Сталин не ушел в прошлое, он растворился в будущем»

Что было в докладе о культе личности

1. Сам факт культа личности в СССР

В начале выступления Хрущев напомнил,что раньше на пленумах ЦК КПСС много говорили о культе личности и его вредных последствиях. Возвеличивание одного человека,обладающего сверхъестественными качествами,чуждо духу марксизма-ленинизма. Однако такое представление о Сталине существовало много лет

Во время доклада Хрущев также отметил,Ленин небезосновательно сомневался по поводу того,сумеет ли Сталин всегда «достаточно осторожно пользоваться властью»

Никита Хрущев на торгово промышленной выставке Италии,1962 год,Москва

СС0.

2. Сталин необоснованно ввел понятие «враг народа»

В речи была затронута история с ложными обвинениями так называемых «врагов народа», которые в действительности такими не были.

По словам Хрущева,Сталин начал применять массовый террор и против кадров партии. После XVII съезда Сталин перестал считаться с мнением партии и решал все дела сам. Хрущев отметил,что массовые репрессии отрицательно влияли на морально-политическое состояние партии,порождали неуверенность,появились клеветники и карьеристы.

3. Сталин руководил страной единолично

Он также отметил,что священные для партии ленинские принципы Сталин практически не соблюдал. В частности,стал редко проводить заседания партии и руководил страной в одиночку.

4. Сталин знал о готовящемся нападении Германии

В докладе говорится,что единовластие Сталина привело к тяжким последствиях в ходе Великой Отечественной войны. Хрущев утверждал,что речь бывшего советского лидера о «внезапности нападения немцев не Советский Союз», не соответствует действительности. Уинстон Черчилль предупреждал Сталина о том,что германские войска собираются напасть на страну,предостерегал об угрожающей опасности.

Согласно докладу,если бы промышленность была вовремя мобилизована для обеспечения армии оружием,то страна понесла бы меньше жертв. Репрессии против армейских кадров отрицательно сказалась на состоянии воинской дисциплины во время войны. Кроме того,сам Сталин,по словам Хрущева,не понимал,что на самом деле творится на фронтах,потому что не был ни на одном,однако при всем этом отдавал приказы и вмешивался в ход операций.

5. Сталин не интересовался положением страны

Хрущев отмечал,что Сталин мало интересовался положением страны. «Он страну и сельское хозяйство изучал только по кинофильмам. А кинофильмы приукрашивали,лакировали положение дел», говорил Хрущев.

В конце доклада Хрущев заявил,что нужно раз и навсегда развенчать культ личности и сделать соответствующие выводы.

Иосиф Сталин на групповых снимках.

CC0

Выступление на съезде[править | править код]

Своеобразной подготовкой к критике Сталина стала речь на съезде А. И. Микояна, который резко раскритиковал сталинский Краткий курс истории ВКП(б), отрицательно оценил литературу по истории Октябрьской революции, Гражданской войны и советского государства. Правда, сам Сталин в этой речи не упоминался.

Н. С. Хрущёв выступил с закрытым докладом в последний день работы, 25 февраля, на закрытом утреннем заседании. Необычным было выбранное время проведения — после пленума ЦК по избранию руководящих органов партии, которым обыкновенно закрывались партийные форумы, и закрытый характер заседания — без присутствия приглашённых на съезд представителей зарубежных коммунистических партий, и порядок ведения — руководил заседанием Президиум ЦК КПСС, а не избранный делегатами рабочий президиум.

Как вспоминал один из очевидцев доклада А. Н. Яковлев, «в зале стояла глубокая тишина. Не слышно было ни скрипа кресел, ни кашля, ни шёпота. Никто не смотрел друг на друга — то ли от неожиданности случившегося, то ли от смятения и страха. Шок был невообразимо глубоким».

«Когда Хрущев оторвался от текста и, в запале жестикулируя, произнес: „А он, Сталин, руководил фронтами по глобусу“, все молчали, даже военачальники. Им-то было что сказать, чем возразить. В другой бы партии, наверное, крикнули бы, не выдержали: „Неправда!“, а тут смолчали», — вспоминал делегат съезда В. Я. Исаев

Следует учитывать, что историк Р. Пихоя отмечает: «Что читал и что говорил Хрущев делегатам XX съезда, достоверно неизвестно. Установить степень соответствия печатного текста доклада Хрущева и его устного выступления не представляется возможным».

После окончания выступления председательствовавший на заседании Н. А. Булганин предложил прений по докладу не открывать и вопросов не задавать.

Делегаты съезда приняли два постановления — с одобрением положений доклада и о его рассылке партийным организациям без опубликования в открытой печати.

XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев

Раздел ОГЭ по истории: 3.1.16* «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев
Код элемента ЕГЭ: 3.2.12. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста

Предпосылки разоблачения культа личности И. В. Сталина

  • Смерть И. В. Сталина → ослабление страха перед государством и репрессиями.
  • Восстания в системе ГУЛАГа в 1953—1956 гг.: Норильское, Воркутинское, Кенгирское и др. → необходимость реформирования системы ГУЛАГа.
  • Осуждение культа как средство борьбы за власть в высших эшелонах власти.
  • Назревание социального протеста в обществе

14 – 25 февраля 1956 г. — XX съезд КПСС

Изменения в идеологических установках партии:

  • Мирное сосуществование двух социальных систем (но вопрос об идеологическом противостоянии не снимался, поскольку мирное сосуществование является одной из форм классовой борьбы).
  • Возможность предотвращения мировой войны в современную эпоху (но не локальных конфликтов).
  • Разнообразие форм перехода к социализму: не исключена возможность мирного прихода к власти рабочего класса через завоевание им большинства в парламенте (отказ от откровенного экспорта революции)

Доклад Н. С. Хрущёва о культе личности (на закрытом заседании). Понятие «культ личности» объединяло политические и экономические просчёты периода руководства И. В. Сталина:

  • нарушения законности и массовые репрессии (однако жертвами сталинизма были представлены лишь коммунисты сталинской ориентации);
  • субъективные просчёты и ошибки И. В. Сталина в годы Великой Отечественной войны;
  • нарушение принципа коллективности руководства;
  • преувеличение роли И. В. Сталина в истории партии и государства

Значение XX съезда КПСС

  • Прорыв в осмыслении сущности сталинизма, осуждении его преступлений.
  • Продолжение реабилитации жертв сталинского произвола → за период 1956—1961 гг. было реабилитировано в общей сложности почти 700 тыс. чел. (т. е. в сто раз больше, чем за 1953— 1955 гг.)
  • Появление возможности для активной общественной жизни.
  • Начало коренного изменения идейной и политической атмосферы в обществе

 Никита Сергеевич Хрущёв

Никита Сергеевич Хрущёв (1894—1971 гг.) — политический и государственный деятель, Герой Советского Союза (1964 г.), трижды Герой Социалистического Труда (1954 г., 1957 г., 1961 г.), генерал-лейтенант (1943 г.).  Родился в крестьянской семье, в селе Калиновка, Курской губернии. Не получил серьёзного образования.

В 1908 г. начал трудовую деятельность.
Участник Гражданской войны на Южном фронте.
В 1928 г.— заведующий отделом ЦК КП(б) Украины.
С 1931 г.— на партийной работе в Москве, с 1935 г.— первый секретарь Московского городского и Московского областного комитетов ВКП(б).
1938 — март 1947 г. и декабрь 1947—1949 г.— первый секретарь ЦК КП(б) Украины, одновременно в 1944—1947 гг.— председатель Совнаркома (с 1946 г.— Совета Министров) УССР.
1939—1944 гг.— член Политбюро (Президиума) ЦК КПСС.
В Великую Отечественную войну член Военных советов ряда фронтов.
С 1949 г.— секретарь ЦК и первый секретарь Московского комитета ВКП(б).
1953—1964 гг.— Первый секретарь ЦК КПСС.
1958—1964 гг.— Председатель Совета Министров СССР.

Недовольство государственного и партийного аппарата, потеря социальной поддержки населения → смещение Н. С. Хрущёва со всех занимаемых постов на пленуме ЦК КПСС (12—14 октября 1964 г.): «ушёл на пенсию по собственному желанию». В вину Н.С. Хрущёву было поставлено: отход от принципов коллективного руководства, непродуманные экономические реформы, провалы во внешней политике.

Конспект урока по истории «XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории

Влиять

30 июня 1956 года Центральный комитет партии издал постановление «О преодолении культа личности и его последствий», которое стало официальным и публичным заявлением партии о сталинской эпохе. Написанный под руководством Михаила Суслова , в нем не упоминались конкретные утверждения Хрущева. «Резолюция, которая жаловалась на то, что западные политические круги используют раскрытие преступлений Сталина, отдавала дань уважения заслугам » и была относительно осторожна в своей критике.

За речью Хрущева последовал период либерализации, известный как хрущевская оттепель , до начала 1960-х годов. В 1961 году тело Сталина убрали из мавзолея Ленина и похоронили в Некрополе у Кремлевской стены .