Оглавление
Петербург: учеба в педагогическом институте
В 1853 – ем году Добролюбов переехал в Петербург и стал студентом историко-филологического факультета Главного педагогического института. Там пользовались схоластическими методами обучения и насаждением духопокорности властям: строжайший надзор, дисциплина, даже слежка. Несмотря на такие жесткие условия, студенты основали кружок «Добролюбовская партия» (конец декабря 1854 – начало 1855), объединивший тех, кто хотел отзываться «на требование века» и «осмысливать приобретаемые знания» и отношение их к жизни.
В годы обучения он все больше убеждался, что свою жизнь он должен посвятить борьбе с крепостничеством и самодержавием. Эта тема звучит и в его стихах этих лет, и в письмах, и в студенческих сочинениях. В 1856 году Добролюбов познакомился с Чернышевским, они подружились, и их общение еще больше укрепило выбор Добролюбова: бороться за лучшее будущее народа. В письме к своему однокашнику он писал, что этот путь приведет его к погибели, но он сумеет «погибнуть недаром».
Между кумиром и недотепой
Фигура Добролюбова стала источником множества мифов. Николай Чернышевский сильно подретушировал биографию своего единомышленника, сделал из него рыцаря без страха и упрека. Владимир Набоков, напротив, создал карикатурное изображение обоих критиков в романе «Дар». А Иван Тургенев вообще называл Добролюбова «змеей очковой» за язвительность и сухость.
Но и добролюбовская агиография (житие святого), и карикатурное изображение (недотепа в наглухо застегнутом сюртуке – собрат Пети Трофимова из «Вишневого сада»), и тургеневская отповедь не вполне верны. В дневниках и стихотворениях, которые приводит Алексей Вдовин, Добролюбов раскрывается совсем иначе. В его жизни бушуют страсти, идет самобичевание, накаляются противоречия.
Такой Добролюбов, скорее, похож на тургеневского Базарова. Оба разночинцы, бунтари, лидеры, романтики, надломленные несоответствием идеалов и жизни. Оба – жертвы страстей. Оба рано умерли. Добролюбов прожил всего 25 лет (1836-1861). Болезни наложились одна на другую: диабет, болезнь почек, запущенный туберкулез. При этом он написал восемь томов статей и оставил о себе более чем вековую славу.
И все же лучше говорить о Добролюбове как таковом, без всяких аналогий. Исследователю удалось восстановить из приевшегося картонного образа живой объемный портрет Добролюбова. У него множество свойств: ученость, воля, язвительность, прекраснодушие, страстность. Пережитые критиком эмоции потом выливались в статьи – те самые, которые школьники обязаны были цитировать в сочинениях.
Творчество
Жизнь Добролюбова была короткой, но очень насыщенной умственной деятельностью. Он много писал. В основном это были литературно-критические работы, но в них он умел выразить свои общественно-политические взгляды, созвучные времени. По словам литературоведа Д. Святополка-Мирского, Добролюбов в своих литературно-критических статьях не столько анализировал литературную сторону произведений, сколько пользовался ими как «предлогом для социальной проповеди».
Литературная критика и публицистика
Самые известные критические статьи Н. Добролюбова, не потерявшие актуальности:
- «Когда же придёт настоящий день?» (о романе И. Тургенева «Накануне»). эта статья привела к окончательному разрыву с Тургеневым.
- «Что такое обломовщина?» (о романе И. Гончарова «Обломов»).
- «Луч света в тёмном царстве» (о драме А. Островского «Гроза»).
- «Темное царство» (о пьесах А. Островского).
- «Забитые люди» (о романе Ф. Достоевского «Униженные и оскорблённые»).
- «О русском историческом романе».
- «Сочинения Пушкина».
- «Стихотворения Н.М. Языкова».
- «Стихотворения А.Н. Плещеева».
- «Стихотворения Ивана Никитина» и многие другие.
Философия
Философские взгляды Добролюбова выражались во многих его статьях на различные темы. В основе его философской системы был человек в неразрывной связи с природой. Он утверждал равенство людей, ратовал за уничтожение такого устройства общества, когда одни люди угнетают других. Научные знания, считал Добролюбов, должны быть основой любого общества.
Поэзия
Стихи Добролюбова отличались тематическим разнообразием: стихи-размышления («Милый друг, я умираю…»), сатирические стихи, стихотворные пародии, переводы Г. Гейне.
Педагогика
Педагогические идеи Добролюбов разделял с идеями Чернышевского:
Существующую систему воспитания они считали неприемлемой, так как она подавляет в детях личность, учит покорности и угодничеству.
Образовательную систему в России следует перестроить, но прежде всего – воспитать нового учителя, который будет уважать в ученике человеческое достоинство и сам будет всесторонне развитым человеком.
Изгнать из школы религию, позволить женщине получать равное с мужчинами образование.
Создать более совершенные школьные учебники, чтобы не загружать учеников ненужной информацией, излагать материал языком, доступным детям.
В детских книгах должно быть до минимума сведено морализирование, устранена бедность языка, книга должна развивать в ребенке воображение, будить его любознательность и побуждать к мышлению.
Осуждение физических наказаний в школе.
Важное значение придавал нравственному облику учителя.
Детство и учеба в Нижнем Новгороде
Николай Александрович Добролюбов родился 24 января (5 февраля по новому стилю) 1836 г. в Нижнем Новгороде. Его отец, Александр Иванович Добролюбов (1812-1854), был священником. Это был очень образованный человек, пользовавшийся уважением в городе. Мать – Зинаида Васильевна Покровская (Добролюбова, 1816-1854) – занималась воспитанием детей, которых в семье было 8. Николай Добролюбов был старшим из них.
Начальное образование получил дома, его учителем был студент семинарии. В доме Добролюбовых была большая библиотека, которая способствовала ранней тяге мальчика к чтению и самообразованию. В результате его приняли сразу в последний класс духовного училища в Нижнем Новгороде, а на следующий год – в Нижегородскую духовную семинарию, где он стал первым учеником.
С ранних лет Добролюбов был собранным, дисциплинированным и ответственным: вёл читательский дневник, записывая свои впечатления о прочитанном. вёл также ежедневные записи и заметки о всех происходивших в его жизни событиях. писал прозу и стихи, пробовал себя в драматургии, а в возрасте 13 лет даже переводил древнеримского поэта Горация. Свои произведения он отсылал в различные газеты и журналы Нижнего Новгорода, некоторые из них публиковались. Кроме этого, юноша заинтересовался фольклором и собрал множество преданий, песен, пословиц, поговорок своего края.
Н. И. Добролюбов с отцом (1954)
Краткая биография
- В 1853 г. Н. Добролюбов отправился в Петербург для продолжения духовного образования – поступления в Петербургскую духовную академию, но неожиданно для всех решил сдавать вступительные экзамены в Педагогический институт. Был принят на историко-филологический факультет.
- 1854 год стал очень тяжёлым для него: с разницей в несколько месяцев ушли из жизни его родители – сначала мать, а затем и отец. Начался период жизни, который сам Добролюбов назвал «подвигом переделывания».
- Именно в этот год Добролюбов охладел к вере и стал радикальным атеистом, начал разделять антикрепостнические и антимонархические настроения. Он писал сатирические стихи, обличавшие царский режим и личность царя, что окончилось для него карцером.
- К личным потерям прибавились и внешние обстоятельства жизни: умер император Николай I, началась Крымская война 1853-1856 гг., в студенческой среде стали образовываться оппозиционные к правительству кружки, один из них возглавил Николай Добролюбов.
- В 1855 г. Добролюбов организовал нелегальную, с революционным уклоном газету «Слухи», и в ней также обличал царский режим. Писал смелые революционные стихи. начал вести активную революционно-пропагандистскую работу в студенческом кружке.
- В 1855 г. (в некоторых источниках указывается 1856 г.) произошло знакомство Добролюбова с Чернышевским, которое переросло в дружбу и тесное сотрудничество двух уникальных высокообразованных личностей. Знакомство с Н. Некрасовым.
- Чернышевский в 1856 г. способствовал началу работы Николая Добролюбова в петербургских газетах и журналах, где тот печатался под различными псевдонимами в основном с материалами против самодержавия.
- В 1857 г. Добролюбов начал работать в журнале «Современник», возглавив отдел литературной критики.
- В 1857 г. Н. Добролюбов окончил институт с блестящим результатом, достойным золотой медали. Но этой награды он был лишён за свои политические убеждения и вольнолюбивые взгляды. Поступил домашним учителем к детям князя Куракина.
- 1858 год – время активной работы в журнале «Современник». В этот год он опубликовал более 70 критических статей, рецензий, а также прозаических произведений и стихов. В его литературно-критических статьях отражалось состояние русской литературы с точки зрения социального положения общества. Занимался репетиторством.
- К началу 1859 г. Добролюбов стал центральной фигурой в области литературной критики в русле революционно-демократической идеологии и кумиром разночинной интеллигенции.
- В 1859 г. в журнале «Современник» Добролюбов основал сатирический отдел «Свисток» (он же редактор). Проявляется его новый талант сатирика, публициста и фельетониста.
- Напряжённая работа сказалась на его здоровье – в 1860 г. начался туберкулез.
- В 1860 г. по инициативе редакции журнала «Современник» Добролюбов уехал на лечение за границу. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, но болезнь не отступала.
Н. И. Добролюбов в Неаполе (1961)
- В 1861 г. вернулся в Россию в безнадёжном состоянии. Посетив родных в Нижнем Новгороде, возвратился в Петербург. Последняя опубликованная им статья «Забитые люди» была посвящена творчеству Ф. Достоевского.
- В 1861 г. в России началась политическая реакция, которая угнетала Добролюбова и ухудшала его здоровье.
- Его друзья (Чернышевский, Некрасов и др.) не оставляли его, дежурили у его постели до последнего момента. Добролюбов умер 17 (29 по новому стилю) ноября 1861 г. в Петербурге.
- Похоронен на Волковом кладбище Петербурга рядом с В. Белинским.
- Его похороны переросли в общественную демонстрацию.
Парадокс любви и воли
Но в реальности такой системный подход был критику не свойствен. Добролюбов всю жизнь разрывался между идеалом и действительностью. В ранней юности страстно верил в бога (что отразилось в стихах), потом, почти в одночасье потеряв родителей, утратил веру. В любви тоже были большие надежды, которые не оправдались.
Как и многие люди его круга, он мечтал о романе с прекрасной дамой, имевшей безупречную репутацию. Но идеал был недостижим. Лакуну заполняли женщины попроще. Это был тягостный компромисс.
Донжуанский список Добролюбова невелик. «У него было три ярких романа с девушками. Эти романы длились максимум год и драматически заканчивались разрывом», – рассказывает Алексей Вдовин. Когда Добролюбов только познакомился с Терезой, он написал в дневнике «замечательную филиппику против тех, кто ругает проституток». «Их торг чем же подлее и ниже ну хоть нашего учительского торга?» – вопрошал критик.
Но в реальных отношениях эти передовые взгляды не всегда срабатывали. «Я обнаружил документы, в которых Добролюбов, пытаясь вырваться из лап парижской проститутки Эмилии, пишет ей оскорбительные слова, – говорит исследователь. – Мол, ты второсортна, твоя работа заключается в том, чтобы продавать свое тело, и ты никогда не выберешься из этой ямы».
Были и другие противоречия – например, «парадокс воли». «Знаменитые статьи – «Что такое обломовщина?» и «Когда же придет настоящий день?» – это манифесты, которые должны были заставить читателя пробудиться ото сна и начать заниматься важным делом: идти работать в сельскую крестьянскую школу, способствовать гласности и свободе слова, просвещать и проповедовать социальное равенство, – рассуждает Алексей Вдовин. – Но есть много дневниковых записей и писем друзьям, в которых Добролюбов сетует, что он сам себя иногда не может настроить, как наконец начать что-то делать».
Цельность личности так и осталась для Добролюбова лишь утопией.
Биография писателя
Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов (24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород — 17 ноября (29 ноября) 1861, Санкт-Петербург) — русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, публицист, революционный демократ. Самые известные псевдонимы -бов и Н. Лайбов, полным настоящим именем не подписывался. Родился в Нижнем Новгороде в семье известного в городе священника (его отец тайно обвенчал Мельникова-Печерского). Дом № 5 по улице Пожарского, где родился Николай, снесён в начале XXI века. С детства много читал, писал стихи. С 17 лет в Петербурге, учился в Главном Педагогическом институте, занимался фольклором, с 1854 (после смерти родителей) начал разделять радикальные антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические воззрения, что нашло отражение в его многочисленных «крамольных» сочинениях того времени в стихах и прозе, в том числе в рукописных студенческих журналах.
Короткая жизнь Добролюбова (он умер от туберкулёза в 25 лет, за год до смерти лечился за границей и много ездил по Европе) сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал (по воспоминаниям современников, по заранее заготовленному логическому конспекту в виде длинной ленты, намотанной на палец левой руки), печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник» с рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его сотрудником и единомышленником был Н. Г. Чернышевский. За один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий. Некоторые произведения Добролюбова (как принципиально нелегальные, особенно направленные против Николая I, так и предназначенные для печати, но не пропущенные цензурой вообще или в авторской редакции) остались не напечатанными при жизни.
Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто литературных «критик», рецензий на естественнонаучные сочинения или политических обозрений из иностранной жизни (эзопов язык), содержали в себе острые общественно-политические высказывания. Хотя всё, что он писал, посвящено художественной литературе, считать это литературной критикой было бы крайне несправедливо. Правда, у Добролюбова были зачатки понимания литературы, и выбор вещей, которые он соглашался использовать в качестве текстов для своих проповедей, был, в общем, удачен, но он никогда и не пытался обсуждать их литературную сторону: он пользовался ими только как картами или фотографиями современной русской жизни, как предлогом для социальной проповеди.
Например, рецензия на роман Тургенева «Накануне» под названием «Когда же придёт настоящий день?» содержала минимально прикрытые призывы к социальной революции. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали образцом демократически-реалистического толкования литературы (сам термин реализм как обозначение художественного стиля первым употребил Добролюбов — статья «О степени участия народности в развитии русской литературы»), а в СССР и России были включены в школьную программу. Трактуя произведения прежде всего с социальной стороны и не раз декларируя отрицание «искусства для искусства» и подвергая чистых лириков уничтожающей критике, Добролюбов нередко всё же высоко ценил с эстетической точки зрения стихи авторов, не близких ему политически (Юлии Жадовской, Якова Полонского). Предсмертная поездка в Европу несколько смягчила политический радикализм Добролюбова, привела к отказу от идеи немедленной революции и необходимости поиска новых путей.
Суть обломовщины по Добролюбову
Краткое содержание «Что такое обломовщина?» позволяет сделать вывод, что Добролюбов называет «обломовщиной» образ типичной русской жизни. Она сопровождалась бездеятельностью, существованием без цели. Причиной такой болезни критик видит среду и общество. Эта среда душит, губит и топчет души людей. «Обломовщиной» Добролюбов называет состояние общества, уничтожающее все лучшее в человеке. Обломовщина — это форма жизни хорошего человека, который понял, что лучше ничего не делать, нежели совершать зло. Это нельзя назвать ленью, скорее, осознанным протестом против обогащения, несправедливости и лжи. Своим лежанием на диване герой протестовал против действительности. Так он превратился в «лишнего человека». Душевная рана Обломова очень глубокая, потому что он понимает причины своей духовной гибели.
Биография
Никола́й Алекса́ндрович Добролю́бов
(5 февраля 1836, Нижний Новгород — 29 ноября 1861, Санкт-Петербург) — русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, поэт, публицист, революционный демократ. Самые известные псевдонимы-бов иН. Лайбов , полным настоящим именем не подписывался.
Родился в семье священника нижегородской Никольской Верхнепосадской церкви Александра Ивановича Добролюбова (1812—6.08.1854), известного тем, что тайно обвенчал П. И. Мельникова-Печерского. Мать — Зинаида Васильевна, урождённая Покровская (1816—8.03.1854).
Доходный домик и флигель усадьбы Добролюбовых. Арх. Кизеветтер
С восьмилетнего возраста с ним занимался семинарист философского класса М. А. Костров, который впоследствии женился на сестре своего ученика. С детства много читал и писал стихи, так что в тринадцатилетнем возрасте переводил Горация.
Получив хорошую домашнюю подготовку, в 1847 году был принят сразу на последний курс четвёртого класса духовного училища. Затем учился в Нижегородской духовной семинарии (1848—1853). Среди характеристик, даваемых ему тогдашними наставниками: «Отличается тихостью, скромностью и послушанием», «усерден к богослужению и вёл себя примерно хорошо», «отличается неутомимостью в занятиях».
Николай Добролюбов с отцом. 1854 г. Фото И. Ф. Александровского.
А. Л. Катанский, учившийся в той же семинарии, вспоминал: «Доб-в поражал нас своим видом очень благовоспитанного юноши, скромного, изящного, всегда хорошо одетого, с нежным, симпатичным лицом. Он был похож на красную девушку…» в 1853 году «он приехал в Петербург, не окончив полного семинарского курса, хотя его биографы и утверждают, будто он его окончил <�…> Н. А. стремился собственно в университет, но этого не желал его отец, а потому он избрал СПб. академию. Приехав в С.-Петербург, <�…> узнал, что одновременно (с 17 августа) производятся приёмные экзамены в Педагогический институт, <�…> что институт есть высшее учебное заведение, не хуже университета, с полным казённым содержанием. Он и решился попробовать держать там экзамены. К ним он допущен был без документов. <�…> По выдержании экзаменов в институт, начал он хлопотать о получении документов из академии». В институте в это время преподавало несколько выдающихся профессоров — Лоренц, Благовещенский, Срезневский.
В марте 1854 года умерла мать Добролюбова, в августе — отец. И у Добролюбова произошёл духовный перелом, который он назвал «подвигом переделыванья» себя. В декабре 1854 года было написано его первое политическое стихотворение — «На 50-летний юбилей Н. И. Греча»; начались первые столкновения с администрацией института в лице директора И. И. Давыдова. С этого времени Добролюбов начал разделять радикальные антимонархические, антирелигиозные и антикрепостнические воззрения, что нашло отражение в его многочисленных «крамольных» сочинениях того времени в стихах и прозе, в том числе в рукописных студенческих журналах: в 1855 году он начал выпускать нелегальную газету «Слухи», в которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания.
В начале лета 1856 года произошло знакомство Добролюбова с Н. Г. Чернышевским; 24 июля 1856 года была напечатана его первая статья в «Санкт-Петербургских ведомостях» за подписью Николай Александрович
; затем в «Современнике» появилась его статья «Собеседник любителей российского слова». С 1857 года руководил критико-библиографическим отделом «Современника», с 1859 вел сатирический отдел «Свисток».
В 1857 году Н. А. Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство его лишили золотой медали. Некоторое время он был домашним наставником у князя Куракина; в 1858 году стал репетитором по русской словесности во 2-м кадетском корпусе.
В мае 1860 года он выехал за границу для лечения обострившегося туберкулёза; жил в Швейцарии, Германии, Франции, Италии. В июле 1861 года вернулся на родину безнадёжно больным.
Обломов и Штольц
Достоевский считает, что Гончаров не до конца бы разоблачил обломовщину, если бы не ввел образ Андрея Штольца. В отличие от барина Обломова, Штольц являлся новым буржуазным дельцом. Если воля Ильи парализована, то Андрей наполнен непреклонной энергией. Он все время занят, к чему-то стремится и чего-то добивается. Если у Обломова проявляются одни воображения, то у Штольца — дела, опыт и факты. Стихией и целью жизни Андрея является труд. Друг пытается пробудить Обломова, но тот заживо хоронит себя в домике с малограмотной Пшеницыной. Добролюбов показывает, что на смену мечтателям и лентяям приходит новая буржуазная сила.
Литература[ | ]
- Григорьев А. Сочинения, т. I. (ст. «После „Грозы“ Островского»);
- Шелгунов Н. Глухая пора, «Дело», 1870, IV;
- Зайцев В. Белинский и Добролюбов, «Русское слово», 1864, кн. 1;
- Морозов П. Н. А. Добролюбов, «Образование», 1896, кн. XII;
- Протопопов М. Добролюбов // «Русская мысль», 1896, кн. XII;
- Котляревский Н. Канун освобождения. — П., 1916.
- Богучарский В. Из прошлого русского общества, СПб., 1914;
- Скабичевский А. Сорок лет русской критики, Собр. сочин., т. I (неск. изд.);
- Волынский А. Русские критики. — СПб., 1896.
- Иванов И. История русской критики, т. II, ч. 4;
- Иванов-Разумник Р. В. История русской общественной мысли, т. II (неск. изд.);
- Овсянико-Куликовский Д. Н. Н. А. Добролюбов, «История русской литературы XIX века», т. III.
- Засулич В. И. Писарев и Добролюбов, сб. статей, т. II, СПб., 1907;
- Кранихфельд В. П. Н. А. Добролюбов, «Современный мир», 1911, кн. XI;
- Неведомский М. О Добролюбове, «Наша заря», 1911, кн. XI;
- Стеклов Ю. М. Социально-политические взгляды Н. А. Добролюбова, «Современник», 1911, кн. XI;
- Плеханов Г. Добролюбов и Островский, Сочин., т. XXIV;
- Троцкий Л. Добролюбов и «Свисток», Сочин., т. XX;
- Воровский В. Литературные очерки. — М., 1923.
- Полянский В. Н. А. Добролюбов. — М., 1926.
- Ладоха Г. Исторические и социалистические воззрения П. Л. Лаврова, о Добролюбове, гл. I, II, в кн. «Русская историческая литература в классовом освещении». — М., 1927.
- Панкевич П. Историко-социологические взгляды Н. А. Добролюбова // «Под знаменем марксизма». — 1928. — кн. 12.
- Карцев В. Библиографический указатель книг и статей о Добролюбове и его сочинениях в «Собр. сочин.» Добролюбова, СПб., 1908.
- Мезьер А. Русская словесность с XI по XIX столетие включительно, ч. 2, СПб., 1902;
- Владиславлев И. В. Русские писатели. — Л., 1925.
- Володин А. И. Николай Добролюбов и Людвиг Фейербах // Философские науки. — 1986. — № 4. — С. 91-99.
- Коган Л. А. Проблема человека в мировоззрении Н. А. Добролюбова // Вопросы философии. — 1986. — № 2. — С. 124—135.
- Шулятиков В. М. Н. А. Добролюбов // Курьер. — 1901 — № 320.
- Никоненко В. С. Николай Александрович Добролюбов. — М., Мысль, 1985. — 191 с. — Серия «Мыслители прошлого» — Тираж 60000 экз.
- Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. —Вступ. статья Г. Елизаветиной; Сост., подгот. текста и коммент. С. Рейсера. — М.: Худож. лит., 1986.
- Вдовин А. В. Добролюбов: разночинец между духом и плотью. — М.: Молодая гвардия, 2021. — 298 с.: ил. — (Жизнь замечательных людей)
Педагогические идеи
Педагогические взгляды Добролюбова схожи во многом со взглядами Н. Г. Чернышевского.
Критика существующей системы воспитания.
Был против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности, угодничества. Критиковал действующую систему воспитания, которая убивает в детях «внутреннего человека», от чего ребёнок вырастает неподготовленным к жизни.
Добролюбов считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России, полагая, что в новом обществе появится и новый учитель, бережно охраняющий в воспитаннике достоинство человеческой природы, обладающий высокими нравственными убеждениями, всесторонне развитый.
Критиковал и теорию «свободного воспитания» Л. Н. Толстого.
Задачи воспитания.
Воспитание патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитого человека. Развивать принципиальность, правильно и возможно более полно развивать «личную самостоятельность ребёнка и всех духовных сил его натуры»; — воспитывать единство мыслей, слов, действий.
Содержание и методы образования.
Выступал против ранней специализации и за общее образование в качестве предпосылки специального образования. Важен принцип наглядности обучения, формулирование выводов после разбора суждений. Воспитание через труд, так как труд является основой нравственности. Религия должна быть изгнана из школы. Женщина должна получить равное с мужчинами образование.
О школьных учебниках и детских книгах.
Учебники, говорил Добролюбов, настолько несовершенны, что лишают всякой возможности серьёзно учиться. В одних учебниках даётся материал в заведомо ложном, извращённом виде; в других, если не сообщается злонамеренно ложь, то много частных, мелких фактов, имён и названий, не имеющих сколько-нибудь существенного значения в изучении данного предмета и заслоняющих главное и основное. Учебники должны создавать у учащихся правильные представления о явлениях природы и общества, говорил Добролюбов. Нельзя допускать упрощенчества и тем более вульгаризации в изложении фактов, описании предметов и явлений, оно должно быть точным и правдивым, а материал учебника излагаться простым, ясным, понятным детям языком. Определения, правила, законы в учебнике должны даваться на основе научно достоверного материала.
Не лучше, по его заключению, обстояло дело и с детскими книгами для чтения. Фантазия, лишённая реальной основы, приторное морализирование, бедность языка — таковы характерные черты книг, предназначаемых для детского чтения. Добролюбов считал, что истинно полезными детскими книгами могут быть только такие, которые одновременно охватывают всё существо человека. Детская книга, по его мнению, должна увлекать воображение ребёнка в надлежащем направлении. В то же время книга должна давать пищу мышлению, будить любознательность ребёнка, знакомить его с действительным миром и, наконец, укреплять в нём нравственное чувство, не искажая его правилами искусственной морали.
Дисциплина.
Выступал против применения средств, унижающих человеческое достоинство. Средством поддержания дисциплины считал заботливое отношение учителя к ученику, пример учителя. Решительно осуждал физические наказания. Выступал против непоследовательности Н. И. Пирогова в применении физических наказаний.
Взгляды на деятельность учителя.
Выступал против унизительного материально-правового положения учителя. Стоял за то, чтобы учитель был сторонником передовых идей своего времени.Большое значение придавал убеждениям и нравственному облику учителя. Учитель должен быть образцом для детей, иметь ясные «понятия об искусстве обучения и воспитания». Учитель должен отличаться ясностью, твёрдостью, непогрешимостью убеждений, чрезвычайно высоким всесторонним развитием.
Педагогические труды.
- «О значении авторитета в воспитании» (1853—1858)
- «Основные законы воспитания» (1859)
- «Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества» (1857)
- «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» (1860—1861)
- «Учитель должен служить идеалом…»
Вклад в развитие педагогики.
Добролюбов и Чернышевский разработали учение о содержании и методике учебной и воспитательной работы, о сущности педагогической сознательной дисциплины, воспитании самостоятельной мысли учащихся. Добролюбов сформулировал основные направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности.
Философия
В ряде статей проявились и философские взгляды Добролюбова. В центре его системы — человек, являющийся последней ступенью эволюции материального мира и гармонически связанный с природой. Он считал равенство людей «естественным состоянием» человеческой природы (влияние руссоизма), а угнетение — следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено. Утверждал отсутствие априорных истин и материальное происхождение всех идей, рождающихся в сознании человека, из внешнего опыта (материализм, эмпиризм), выступал за постижение материальных начал мира и распространение научных знаний. Как и Чернышевский, выступал за разумный эгоизм.