Конституция царства польского 1815 года

Основные положения

15 () ноября  г. отданное Александру I Венским конгрессом Царство Польское получило от своего нового монарха Конституцию. Эта конституция превращала только что созданное государство в наследственную монархию, «навсегда соединённую с Российской империей». Монарх назначал наместника, каковым мог быть лишь поляк; исключение делалось для наместника из членов Императорского Дома.

«Римско-католическая религия, исповедуемая большинством жителей Царства Польского», должна была быть предметом особого попечения правительства, без малейшего, однако, ущерба для свободы иных исповеданий.

Особой статьёй обеспечивалась свобода печати. Закон должен был определить способы устранения злоупотреблений этой свободой.

Далее обеспечивалась свобода личности со ссылкой на стародавний основной закон: «neminem captivari permittimus nisi jure victum».

Польский язык объявлялся языком администрации, суда, войска и т. п.; все должности должны были замещаться только одними поляками.

«Польский народ, — гласила далее одна статья, — на вечные времена будет иметь национальное представительство на сейме, состоящем из короля и двух палат (изб), из коих первую будет составлять сенат, а вторую послы и депутаты от общин» (гмин).

Статья 45 конституции 1815 года гласила: «Все Наши наследники по престолу Царства Польского обязаны короноваться Царями Польскими в столице согласно обряду, который будет Нами установлен, и приносить следующую клятву: „Обещаюсь и клянусь перед Богом и Евангелием, что буду сохранять и требовать соблюдения Конституционной Хартии всею Моею властью“». Николай I, единственный коронованный царь Польский, отменил эту норму.

Все королевские распоряжения и постановления должны были скрепляться подписью министра, который и будет нести ответственность за все, что могло бы в этих распоряжениях и постановлениях заключаться противного конституции и законам.

Конституция учреждала, кроме того, государственный совет, без которого наместник не мог предпринимать ничего важного. Министерств («комиссий») учреждалось пять: министерство культов и народного просвещения, министерство юстиции, министерство внутренних дел и полиции, министерство военное, министерство государственных доходов и имуществ.

Действующая конституция (1997)

Новый характер нации

Пять лет после 1992 года были потрачены на диалог о новом персонаже Польши. Нация значительно изменилась с 1952 года, когда была принята Конституция Польской Народной Республики . Требовался новый консенсус относительно того, как признать неудобные части польской истории ; переход от однопартийной системы к многопартийной и от социализма к свободной рыночной экономической системе ; и рост плюрализма наряду с исторически римско-католической культурой Польши .

Старая и новая политика

Отношение к прошлому было сформулировано в преамбуле, в которой граждане Польши учредили Республику, «вспоминая лучшие традиции Первой и Второй республик , Обязанная передать будущим поколениям все, что ценно за более чем тысячелетнюю историю нашей жизни». наследие … Памятуя о горьком опыте времен нарушения основных свобод и прав человека на нашей Родине, … « .

Многие статьи были написаны специально, чтобы исправить ошибки предыдущих правительств. Статья 21 защищает права собственности и наследования, но пост- Второй мировой войны PKWN -decreed и реализуется земельная реформа не была признана недействительной. Таким образом, в статье 23 семейные фермы были признаны основой сельскохозяйственной экономики . Статья 74 требует от государственных должностных лиц проводить экологически безопасную государственную политику. Статьи 39 и 40 запрещают практику принудительных медицинских экспериментов, запрещают пытки и телесные наказания , а статьи 50 и 59 признают неприкосновенность жилища, право создавать профсоюзы и забастовки .

Традиция против плюрализма

Те, кто занимался составлением документа, не были заинтересованы в создании де-факто католической Польши. Тем не менее, кивки были даны в сторону церкви , чтобы защитить общую мораль. Например, в статье 18 брак находится под защитой государства, а в статье 53 защищаются свобода религии , религиозного образования и религиозного воспитания.

В преамбуле подчеркивается свобода религии или неверия: «Мы, польский народ, — все граждане республики, как те, кто верит в Бога как источник истины, справедливости, добра и красоты, так и те, кто не разделяет такой веры, но уважает эти универсальные ценности, как происходящие из других источников … « . Статья 25 предусматривает дополнительную защиту, согласно которой государственные должностные лица «должны быть беспристрастными в вопросах личных убеждений, религиозных или философских, или в отношении взглядов на жизнь, и должны обеспечивать их свободу выражения мнений в общественной жизни».

Другие аспекты включают подтверждение политического равенства мужчин и женщин в статье 32 и подтверждение свободы этнических меньшинств продвигать и развивать свою культуру в статье 35.

Именование[]

До 1860-х годов в законодательстве чаще использовалось название «Царство Польское», редко — «Польша». В 1860-х годах эти названия стали заменяться словосочетаниями «губернии Царства Польского» и «губернии Привисленские» (по главной польской реке Висле). 5 марта 1870 года повелением Александра II было предчертано именовать российскую Польшу «губерниями Царства Польского», однако в ряде статей Свода законов Российской империи наименование «Царство Польское» сохранилось. С 1887 года наиболее применяемыми становятся словосочетания «губернии Привислинского края»«Привислинские губернии» и «Привислинский край», а в январе 1897 года Николай II отдал распоряжение, которым употребление названий «Царство Польское» и «губернии Царства Польского» было ограничено случаями крайней необходимости, хотя из Свода законов эти названия так и не были удалены.

Поляки называли Царство Польское «конгресу́вка» (польск. Kongresówka, от Królestwo Kongresowe).

Другие нововведения

Несмотря на вводимые преобразования, изменения не коснулись деятельности местных структур управления. При этом организовывались собрания, в состав которого входили областные чины. Эти структуры наделялись совещательной ролью в процессе обсуждения проблем, касающихся общего руководства территорией.

Российский император даровал Царству Польскому элементы судебной власти, которая действовала от его имени. Ее представляли судебные органы 1-й и 2-й инстанций. Пересмотр их решений по делам мог быть осуществлен апелляционными судами. Функциями высшей судебной инстанции наделяли Высшую судебную палату Варшавы.

Статутом 1832 г. подтверждалась свобода вероисповеданий. Однако особую поддержку получала католическая церковь. Все жители гарантировано были равны перед законом, вне зависимости от чинов и достатка. Они получали необходимые личные свободы, возможность свободного перемещения, права на частную собственность.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Основные статьи Конституции

Предоставленный Основной закон и тесно связанное с ним положение о порядке выборов в парламент считались наиболее либеральными законодательными актами для Европы того периода. Избирательное право предоставлялось для более, чем 100 тыс. человек. Цифра довольно внушительная для тех лет. Это стало возможным за счет довольно низкого имущественного ценза. Польша была единственным государством Центральной Европы, парламент которого формировался по итогам прямых выборов представителями всех общественных классов.

Государством признавался принцип всеобщего равенства перед законом. Правда, с некоторыми нюансами. Вполне официально было объявлено, что это справедливо исключительно для граждан, исповедующих христианство. Иудеи, как приверженцы антихристианского учения, лишались любых политических свобод и прав.

В Основном законе было провозглашены присоединение к Российской империи навечно и связь с ней общностью царской династии. Российский монарх становился одновременно польским королем. При этом монархия была конституционной, а власть короля ограничивалась изданным им самим конституционным законом. Порядок наследования престола соответствовал российскому.

Законодательная инициатива была закреплена за монархом, но осуществление его законодательной власти должно было происходить совместно с Сеймом. Монархом Александром была внесена в текст Конституции поправка, предоставляющая ему право корректировки предлагаемого Сеймом бюджета и замораживания его созыва на неопределенный период.

Сейм был двухпалатным. В Верхней палате — Сенате — заседали представители императорской семьи, а также назначаемые монархом военачальники, епископы и прочие чиновники. Их общее количество не должно было превышать 128 человек — численность избираемых депутатов Нижней палаты, называемой Посольской избой. Основными задачами депутатов Сейма являлись изменения положений уголовного и гражданского права. Проблемы хозяйствования и администрирования решались указами наместника и созданным немного позже Административным советом.

Наместник считался заместителем монарха. Он исполнял практически все его функции во время отсутствия короля в стране. Для централизованного управления был создан Государственный совет, включающий Административный совет с Общим собранием. Членами Административного Совета, кроме самого царского наместника, являлись пять министров и другие чиновники, назначаемые монархом. По сути Административный совет являлся высшим органом исполнительной власти и одновременно консультативным органом монарха и наместника в вопросах, выходящих за рамки министерских полномочий. После упразднения поста наместника в 1826 г. Административный совет стал высшей правительственной структурой. Любые поправки к правительственным законопроектам теперь могли приниматься только после соглашения членов Административного совета с комиссиями Сейма.

С целью рассмотрения в последней инстанции почти всех дел гражданского и уголовного характера в Варшаве был создан Высший суд Королевства Польского. Государственные преступления, а также преступные деяния государственных чиновников рассматривались Верховным судом Польши, в состав которого входили все члены Сената.

Титул VII.

Общие положения.

157. Имущества и доходы царской короны состоят: 1. Из
имуществ короны, которые будут иметь отдельное управление за счет Царя при
посредстве палаты или чиновников, лично Им избираемых. 2. Из Царского дворца
в Варшаве и Саксонского дворца.

158. Государственный долг гарантируется.

159. Наказание конфискацией имущества отменяется и ни в каком
случае не может быть восстановлено.

160. Польские гражданские и военные ордена, а именно: Белого
Орла, св. Станислава и Военного Креста сохраняются.

161. Настоящая Конституционная Хартия будет развита
органическими статутами. Те из них, которые не будут установлены непосредственно
по опубликовании Конституционной Хартии, должны обсуждаться предварительно в
государственном совете.

162. Первый бюджет доходов и расходов будет определен Царем по
выслушании мнения государственного совета. Этот бюджет будет действовать, пока
не будет видоизменен или заменен Государем и двумя палатами.

163. Все, что не является предметом органического статута или
уложения, и все, что не должно быть передано в сейм, согласно его функциям,
должно быть определяемо указами Царя или распоряжениями правительства.
Органические статуты и уложения не могут быть изменяемы или заменяемы иначе как
Царем и двумя палатами сейма.

164. Законы, указы и повеления Царя печатаются в Дневнике
Законов. Порядок опубликования определяется указом Царя.

165. Все прежние законы и учреждения, противоречащие настоящей
Хартии, отменяются.

Признав в Нашей совести, что настоящая Конституционная Хартия
отвечает Нашим отеческим видам, направленным к сохранению во всех классах Наших
поданных Царства Польского мира, согласия и единения, столь необходимого для их
благосостояния, и к укреплению счастья, которое Мы желаем им предоставить: Мы
даровали и даруем им настоящую Конституционную Хартию, которую Мы признаем за
Себя и за Наших наследников. Повелеваем всем государственным властям
содействовать ее исполнению.

Дана в Нашем Царском замке в Варшаве 15 (27) Ноября 1815 года.

На подлинном собственной Е.И.В. рукою написано: «Александр» 

Последствия принятия Конституции

Большей частью представителей шляхетского общества Конституция 1815 г., как вполне соответствующая их сословным интересам, была принята с удовлетворением. Намного хуже была ситуация с «основным населением». Появились и укоренились либеральные воззрения. Начали создаваться новые печатные органы и тайные антиправительственные структуры. Это послужило поводом для создания, вопреки положениям Основного закона, цензуры сначала на периодические издания, а потом на всю печатную продукцию. Значительной критике подвергались действия российской власти. Ее представлял наместник Великий князь Константин Павлович, который, стремясь удержать существующий порядок, фактически прекратил нормальное функционирование всех остальных органов власти в государстве.

Сразу же с момента провозглашения Царства Польского, возникла нелегальная оппозиция. Эти тайные революционные структуры уже к началу 1820-х гг. получили значительное влияние. Общей целью сеймовой и нелегальной оппозиций считался возврат утраченных из-за былых «разделов» территорий Белоруссии, Украины и Литвы и реставрация былых польских границ. Итогом явилось восстание 1830-31 гг., ставшее причиной утраты Конституции.

Польша в составе России

Император Александр I, желая заручиться поддержкой польского населения, по окончании боевых действий сразу же издал указ об амнистии для польских военнослужащих, сражавшихся в армии Наполеона против России. Факт восстановления суверенитета Польского государства, пусть даже и в рамках Российской империи, вызвал заметную поддержку со стороны влиятельных представителей польской шляхты, усматривающих в этом необходимое условие для сохранения их собственных сословных привилегий.

17 ноября 1815 г. полякам был дарован статус суверенного государства и собственный Основной закон. Конституция закрепляла традиции времен Речи Посполитой, выражавшиеся в учреждении Сейма, названиях и коллегиальном устройстве государственных структур, выборности судей и членов администраций. В Польше сохранялись национальные правительство, валюта (злотый) и вооруженные силы. Последние были реформированы по российскому образцу, но с сохранением польских военной формы и языка команд. За польским языком по-прежнему был закреплен статус государственного. Полякам предоставлялось право занимать важнейшие должности в правительстве. Высшим органом законодательной власти становился Сейм, торжественное открытие которого в 1818 г. было проведено лично Александром I.

Титул V.

О судебной власти.

138. Судебная власть конституционно независима.

139. Под независимостью судьи понимается присвоенная ему
свобода высказывать свое мнение при разборе дел, не подчиняясь влиянию ни высшей
власти, ни власти министров или каким бы то ни было другим соображениям. Всякое
другое определение или толкование независимости судьи почитается противным
закону.

140. Суды составляются из судей, назначаемых Царем, и судей,
избираемых на основании органического статута.

141. Судьи, назначаемые Царем, несменяемы пожизненно. Судьи
выборные точно также несменяемы на время срока их службы.

142. Ни один судья не может быть устранен от должности иначе,
как на основании постановления подлежащего судебного места, вследствие
дознанного преступления по должности или другого доказанного преступления.

143. Дисциплинарный надзор над судебными чинами как по
назначению, так и по выборам, равно как взыскания за уклонение от точного
исполнения служебных обязанностей, которые они могли бы совершить, принадлежать
ведению высшего суда.

144. Мировые судьи. Учреждаются мировые судьи для всех
классов населения. Их обязанности примирительные.

145. Ни одно дело не может поступить в гражданский суд первой
инстанции, не будучи предварительно обращено к соответственному мировому судье,
за исключением дел, не оканчивающихся по закону примирением.

146. Суды первой инстанции. Для дел на сумму не свыше
пятисот флоринов польских учреждаются в каждой гмине и в каждом городе суды
гражданские и полицейские.

147. Для рассмотрения дел на сумму свыше пятисот флоринов,
учреждаются в каждом воеводстве несколько судов первой инстанции (sady Ziemskie)
и суды съездовые (sady Ziazdowie).

148. Будут учреждены также коммерческие суды.

149. Для дел уголовных и полиции исправительной учреждаются в
каждом воеводстве несколько уголовных судов (sady Grodzkie).

150. Апелляционные палаты. В Царстве будут учреждены не
менее двух апелляционных палат. Они будут разрешать во второй инстанции дела,
разрешенные судами первой инстанции гражданскими, уголовными и коммерческими.

151. Высший суд. В Варшаве учреждается высший суд для всего
Царства, который будет рассматривать в последней инстанции все гражданские и
уголовные дела, за исключением дел о государственных преступлениях. Он
составляется частью из сенаторов, поочередно заседающих в нем, частью из судей,
назначаемых Царем пожизненно.

152. Верховный государственный суд. Верховный
Государственный суд рассматривает дела о государственных преступлениях и о
преступных деяниях, совершенных высшими чинами Царства, которые будут преданы
суду сенатом, согласно ст.116. Верховный суд составляется из всех членов сената.

Вариант 1

А1. Проведение аграрной реформы в Прибалтике свидетельствовало о стремлении Александра I

1) усилить крепостной гнет
2) уничтожить помещичье землевладение
3) постепенно уничтожить крепостное право
4) ускорить заселение свободных территорий на востоке России

А2. Конституция Царства Польского была принята в

1) в 1801 г.
2) в 1812 г.
3) в 1815 г.
4) в 1822 г.

A3. Конституция Царства Польского

1) провозглашала независимость Польши
2) вводила на территории Польши республиканскую форму правления
3) запрещала использовать польский язык в государственных учреждениях
4) гарантировала неприкосновенность личности и свободу печати

А4. Кого царь назначал для управления Великим княжеством Финляндским?

1) гетмана
2) обер-прокурора
3) президента
4) генерал-губернатора

А5. Присоединение кавказских территорий

1) улучшило отношения России с Турцией и Ираном
2) позволило включить в состав России территорию Причерноморья
3) привело к уничтожению феодальных пережитков в этом регионе
4) потребовало больших финансовых расходов со стороны России для освоения этих территорий

А6. Согласно Уставу об управлении инородцев нерусские народы Сибири

1) обязаны были исповедовать православие
2) подразделялись на оседлых, кочевых и «бродячих»
3) обязаны были нести военную службу
4) не должны были выезжать за пределы черты оседлости

В1. Прочитайте отрывок из документа и укажите его название.

86. Законодательная власть пребывает в Особе Царя и в двух палатах сейма…
90. Сейм обсуждает все проекты законов гражданских, уголовных и административных, которые будут ему переданы от имени Царя государственным советом. Он обсуждает все, переданные ему от Царя проекты изменения или замены предметов ведения конституционных установлений и властей, как-то: сейма, государственного совета, суда и правительственных комиссий.

Отмена конституции Польши

В 1820 году наместником и единоличным главнокомандующим Польши был российский цесаревич Константин Павлович. Польский сейм постоянно конфликтовал с князем по вопросам ограничения автономии страны, пренебрежения правилами существующей конституции, замещений должностей русскими людьми вместо поляков, жестоких репрессий приверженцев либерализма. Народное ноябрьское восстание 1830 года разгорелось из-за накала страстей, но было быстро подавлено российскими войсками. Конституция Польши была отменена в 1832 году Николаем I, который взамен ввел Органический статут. Этот нормативно-правовой документ:

  • накладывал ограничения на самостоятельность царства Польского, считая его неотделимой частью Российского государства;
  • упразднил отдельную армию и комиссию по военным делам;
  • запустил процесс ликвидации особенностей административной и судебной систем, в том числе заменил сеймы на специализированные департаменты и советы управления;
  • закрепил использование российской системы монет, мер, весов;
  • сократил количество действующих гимназий, институтов, обществ;
  • усилил цензуру печатных изданий местных поэтов и писателей, чем заставил эмигрировать заграницу целый ряд деятелей того времени.

Только в 1910 году к российскому правительству пришло осознание необходимости смягчения политики и либерализации административной власти. В Первую мировую войну Польша поддерживала Россию, но отделившаяся национал-демократическая партия вела подрывную деятельность, воюя на стороне Германии. В 1915 году Царство польское было оккупировано Германией, российские войска ушли с его территории, а через полгода вышла в свет декларация, по которой Польша находилась под германским протекторатом вплоть до 1918 года, пока немцы и австрийцы не потерпели поражение, оккупационное правительство не было свергнуто, и была восстановлена полная независимость польского государства.

Разделы Речи Посполитой

Вопрос польской государственности обострился ещё во второй половине 18-го века, когда в результате нескольких разделов Речи Посполитой государство, населённое поляками, прекратило независимое существование. В 1807 году, согласно условиям Тильзитского мира, из отдельных польских территорий, принадлежавших Австрии и Пруссии, было сформировано Великое Герцогство Варшавское, которое оказалось под властью Наполеона.

После окончания Наполеоновских войн союз господствующих на континенте государств — Священный союз (Россия, Австрия и Пруссия) — занимался решением проблем, связанных с дальнейшим устройством Европы. Перед представителями держав стоял польский вопрос. Было решено создать государство под названием Царство Польское.

В основе конституции Царства Польского лежали положения Венских договоров от 3 мая 1815 года. В соответствии с ними, большая часть Великого Герцогства Варшавского была присоединена «на вечные времена» к Российской империи под именем Царства Польского.

Польская конституция была обнародована 20 июня 1815 года, а вступила в законную силу с 1816 года. Жителей Царства Польского привели к присяге на подданство русскому государю.

Изначально Царство Польское сохраняло собственное законодательство, продолжая жить по кодексу Наполеона Бонапарта. Позже его заменили правительственным документом. Высшим законодательным органом был Сейм. Официальным языком оставался польский. Жители Царства Польского свободно исповедовали католицизм. В 1817 году государственных крестьян освободили от многих повинностей, а в 1820 году барщину стали заменять оброком.

Во время правления Александра I в экономическом и культурном отношении Царство Польское заметно развивалось. Прогресс отмечался в земледелии, промышленности и торговле. Казна пополнилось достаточно, чтобы вовремя выплачивать жалование чиновникам и войску. Население страны возросло до 4,5 млн.

На это же время приходится расцвет в культуре. Творит Адам Мицкевич — польский поэт, про которого Александр Пушкин восторженно говорил: «Что за гений! Что за священный огонь! Что я в сравнении с ним?». Поражает музыкальный гений Фридерика Шопена.

Конституция Польши 1997 года

Конституция Польши 1997 года разрабатывалась в течение восьми лет на основе семи различных проектов и в итоге была утверждена Национальным собранием. Множество споров и разногласий у оппозиционеров и представителей католической церкви возникло после ее обнародования, потребовалось около полугода, чтобы новая компромиссная версия вступила в законную силу. Конституция республики Польши, утвержденная более двадцати лет назад, действует по настоящее время всего с двумя небольшими поправками. Документ включает в себя двести сорок три статьи, описывающие основные принципы социальной справедливости демократического государства, например, такие как:

  • равноправие, безопасность граждан;
  • свобода прав человека, выражения взглядов, передвижения, пользования культурными благами, совести, религии, прессы и иных средств массовой информации, создания профсоюзов, политических партий;
  • защита союза мужчины и женщины, родительства, материнства, опеки ребенка;
  • забота о ветеранах и инвалидах войны;
  • охрана здоровья, права наследования и собственности;
  • равенство вероисповеданий;
  • запрет на медицинские эксперименты, пытки, телесные наказания, унизительное обращение;
  • независимый беспристрастный суд над преступниками;
  • неприкосновенность жилища;
  • право убежища для иностранных граждан;
  • избирательное право по достижению гражданами возраста восемнадцати лет;
  • определение размера минимальной оплаты труда, запрет на постоянную работу детей, не достигших шестнадцатилетнего возраста;
  • социальное обеспечение в случае временной нетрудоспособности, пенсионного возраста;
  • бесплатное обучение в заведениях публичных школ;
  • возмещение вреда, в том числе незаконно лишенным свободы.

Официальный текст Конституции Польши на русском представлен для свободного ознакомления любым желающим на сайте польского сейма.

Литература

  1. Макарова Г.В. Россия и создание конституционного Королевства Польского / Польша и Россия в первой трети XIX века. Из истории автономного Королевства Польского 1815 — 1830 / Ред. С.М. Фалкович. М., 2010.
  2. Шилдер Н.К. Император Александр Первый, его жизнь и царствование иллюстрациями. М., 2009. Т. III.
  3. Шилов Д.Н., Кузьмин Ю.А. Члены Государственного совета Российской империи 1801 — 1906. Библиографический справочник. СПб., 2007.
  4. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. Главы высших и центральных учреждений 1802 — 1917. Библиографический справочник. СПб., 2001.
  5. Adamczyk M., Pastuszka S. Konstytucje polskie w rozwoju dziejowym 1791 — 1982. Warszawa, 1985.
  6. Askenazy S. Rosja-Polska 1815 — 1830. , 1907.
  7. Bartoszewicz K. Powstanie Kongresowego. , 1916.
  8. Barzykowski S. Historia powstania listopadowego. , 1883. T. I.
  9. Czubaty J. Warszawskie (1807 — 1815). Warszawa, 2011.
  10. Bosiacki A., Izdebski H. Konstytucjonalizm rosyjski. Historia i . , 2013.
  11. Eisenbach A. Emancypacja na ziemiach polskich 1785 — 1870 na tle europejskim. Warszawa, 1988.
  12. Izdebski H. Ustawa Konstytucyjna Polskiego z 1815 roku // Konstytucje Polski. Studia monograficzne z polskiego konstytucjonalizmu / Red. M. Kallas. Warszawa, 1990. T. II.
  13. Izdebski H. Litewskie projekty konstytucyjne z lat 1811 — 1812 i ich na Polskiego / H. Izdebski, «Czasopismo Prawno-Historyczne», t. XXIV. , 1972.
  14. Kallas M. Konstytucja 3 Maja w polskiej ustrojowej // Z historii , prawa, miast i Polonii. Prace ofiarowane Profesorowi w czterdziestolecie Jego pracy / Red. , T. Opas. , 1998.
  15. Korobowicz A., Witkowski W. Historia ustroju i prawa polskiego (1772 — 1918). Warszawa, 2012.
  16. Rzeczypospolita Obojga (15691795) B. Wiek XIX i XX (do r. 1915) // Alma Mater Vilnensis, Prace Akademickiej Uniwersytetu Stefana Batorego na obczyznie. Dzieje Ziem Wielkiego Litewskiego. Londyn, 1953.
  17. Kosman M. Historia ., 1979.
  18. Historia Litwy., 1990.
  19. o Polsce i Polakach od roku 1788 do roku 1815. , 1871. T. III.
  20. Przemiany w Polskim 1815 — 1864 / Red. W. Kula, J. Leskiewiczowa. , 1979.
  21. Smolka S. Polityka Lubeckiego przed powstaniem listopadowym. , 1907. T. III.
  22. Skarbek F. Dzieje Polski. Cz. II. Polskie od epoki swego do rewolucji listopadowej. , 1877.
  23. Szpoper D. Litewskie koncepcje odbudowy w sojuszu z do 1815 roku // Doktryny polityczne i prawne u progu XXI wieku. Wybrane problemy badawcze / Red. M. Maciejewski, . , 2002.