Цусимское морское сражение: как япония переиграла россию

Оглавление

Климат

Цусима имеет морской влажный субтропический климат, на который сильно влияют муссонные ветры. Средняя температура составляет 15,8 ° C (60,4 ° F), а среднее годовое количество осадков составляет 2132,6 мм. Самая высокая температура, когда-либо зарегистрированная на острове, составляла 36,6 ° C (97,9 ° F) 20 августа 2013 года, а самая низкая –6,8 ° C (19,8 ° F) в 1895 году. В течение большей части года температура в Цусиме составляет 1-2 ° C холоднее, чем в городе Нагасаки . Количество осадков на острове обычно выше, чем на основных островах Японии; это объясняется разницей в их размерах. Поскольку Цусима небольшой и изолированный, он со всех сторон подвергается воздействию влажного морского воздуха, из которого выпадают осадки, когда он поднимается по крутым склонам острова. Континентальные муссонные ветры приносят лёсс , пыль, которая представляет собой очень плодородную смесь глины и песка, весной из Китая и охлаждают остров зимой.

Воспоминания очевидцев

Алексей Новиков — Прибой, баталёр на «Орле»:

Броненосец «Орёл» после захвата японцами.Во время боя он получил 55 прямых попаданий.

«Казалось, Рожественскому единственный раз улыбнулась судьба. Представилась возможность хоть от отчасти смыть свои позорные ошибки. Мы не умели стрелять с дальней дистанции, как это неоднократно подтверждалось практическими опытами. Передние суда противника находились от нас в тридцати двух кабельтовых, что было для нас тоже слишком далеко. Но японская эскадра описывала петлю в течении пятнадцати минут. За это время наши четыре лучших броненосца и «Ослябя» из второго отряда, если бы со всей стремительностью ринулись строем фронта на голову противника, успели бы приблизиться к нему почти вплотную, как говорится, на пистолетный выстрел. В каком чрезвычайно скверном положении оказался бы адмирал Того! Раз начатый им маневр не мог быть завершен, пока не был бы доведен до конца. В противном случае, его эскадра сбилась бы в кучу. При этом его кораблям, находившимся на задней линии петли, нельзя было бы стрелять через переднюю. На наших же четырех броненосцах башенная артиллерия была расположена так, что давала возможность развить сильный носовой огонь. Тут то бы и сказалась разрушительная мощь наших бронебойных снарядов.

Короче говоря, если уж мы пустились в авантюру, идя с негодными средствами завоевывать Японское море, то нужно было бы применить в отношении противника и соответствующую тактику и , нарушая всякие правила, устроить бой в виде свалки.

Но этого не случилось».

Памятник в Бресте, посвященный погибшим в Цусимском сражении

Это интересно: 647,Чарлз Таунс: кратко

Трудные времена в жизни страны

В середине XIX века Япония была отсталой и совершенно закрытой страной, жившей по законам и порядкам глубокого Средневековья. Здесь, в единственном месте на земле, почти в нетронутом виде сохранился феодализм. У страны не было централизованной армии и военного министерства. Зато тут в больших количествах существовали княжеские войска, состоявшие из самураев. Япония жила в закрытом мире, уйдя в добровольную изоляцию от остальной планеты. До 1850-х годов иностранцам был полностью закрыт доступ на острова. Исключение делалось лишь для Голландии, чьи торговые суда действительно могли заходить в порт Иокогамы, да и то с большими ограничениями. Вплоть до того, что моряки под страхом смерти должны были оставаться на своем судне, а их появление даже на пирсе расценивалось как преступление.


Император Мейдзи. (wikimedia.org)

С начала XVII века Японией фактически правил род Токугава. Их сегунат продолжался 265 лет. При этом трон занимал император, который, правда, никаких вопросов не решал и по сути находился в подчинении у всемогущих сегунов. Все изменилось в 1868 году, когда Есинобу Токугава под давлением других знатных семейств восстановил в стране прямое императорское правление. Сегунат был ликвидирован, а 15-летний император Муцухито получил страну в полное свое управление. Изначально Токугава, видимо, полагал, что сохранит прежнее влияние и власть. Но 15-летним императором манипулировать оказалось непросто. Муцухито, которого теперь мы больше знаем под именем Мейдзи, ибо в Японии умерших императоров называют только посмертным именем, не собирался подчиняться Токугаве и решил править сам. В 1868-м в Японии вспыхнула гражданская война, известная как война Босин. Продолжалась она около года и окончилась полной победой императора. Токугава и его сторонники вынуждены были признать поражение. Обе армии потеряли не более 4 тысяч человек, а самым трагическим инцидентом кампании стало массовое самоубийство 20 молодых самураев. Они совершили харакири, ошибочно посчитав, что их княжество Айдзу, которое поддерживало Токугаву, проиграло сражение.

Это событие было достаточно символичным, ибо в скором времени Муцухито полностью ликвидировал институт самураев. Император в достаточно короткие сроки провел в стране необходимые ей реформы, главной из которых было создание профессиональной армии. Муцухито хорошо понимал, что победа над сегуном — это только первый шаг. Ведь иностранные державы все активнее подступали к Японии, и многие из них имели намерение превратить ее в свою сферу влияния. У императора были другие планы. В начале 1870-х по его приказу в стране была введена всеобщая воинская повинность. Среди тех, кто был призван в первую в истории Японии профессиональную армию, был и 22-летний Хейхатиро Того.

Во флоте

Странным образом Того уже имел боевой опыт. В 1869-м он успел поучаствовать в войне Босин. Историки, к слову, до сих пор спорят, на чьей стороне он воевал. Того служил матросом на корабле «Касуга», который в начале кампании находился в распоряжении сегуна, а затем стал частью флота императора. Впрочем, скорее всего, Того попал на его борт в мае 1969-го и успел поучаствовать лишь в последнем этапе войны — ликвидации так называемой республики Эдзо. Это самопровозглашенное государство, созданное на острове Хоккайдо адмиралом Эномото Такаэси командовавшим флотом сегуна. Республика просуществовала недолго, а ликвидирована была почти без боя. Так или иначе, в войне Босин Того участвовал по зову сердца, а вот в следующих кампаниях он был уже военнослужащим. Молодого человека призвали в армию и отправили служить на флот, ибо он уже имел соответствующий и столь необходимый опыт.

Хейхатиро Того во время учебы в Великобритании. (wikimedia.org)

Служба длилась месяц, после чего Того был отправлен на обучение морскому делу в Великобританию. Туда вообще поехала довольно большая группа молодых японцев, ведь обновленный императорский флот создавался с нуля. За время обучения будущий адмирал успел совершить кругосветное путешествие, увлечься математикой и завести роман с молодой британкой Энн Хейвиш. Из-за нее он вообще чуть не сбежал со службы. Того объявил товарищам, что хочет бросить обучение, жениться и осесть на Туманном Альбионе. Те, вроде как, сочли его поступок предательством, и Хейрахито, немного подумав, изменил свое решение. В 1880-м он вернулся в Японию на кораблях «Хией» и «Фусо» — первых броненосцах в истории Страны восходящего солнца.

Молодого человека тут же произвели в капитан-лейтенанты, а затем арестовали: его заподозрили в причастности к так называемому самурайскому заговору, когда группа все еще очень влиятельных противников реформ задумала свергнуть Муцухито. Под арестом молодой военный провел три месяца, после чего его отпустили за неимением каких-либо доказательств принадлежности к заговору. Того, который провел десять лет в Великобритании и даже думал остаться там насовсем, было бы в самом деле затруднительно участвовать в каких-либо заговорах на территории Японии.

Причины формирования 2-й Тихоокеанской эскадры

Главной причиной снаряжения 2-й Тихоокеанской эскадры была острая нехватка кораблей в российском Тихоокеанском флоте. Из-за отсутствия судостроения и судоремонта в дальневосточных портах потеря любого судна становилась безвозвратной. Другой причиной был разрыв связи между Приморьем и Порт-Артуром. Установление японского контроля над Корейским полуостровом и над Корейским и Цусимским проливами в самом начале войны разорвало важнейшую коммуникацию, железную дорогу Порт-Артур – Харбин. Третьей причиной развёртывания 2-й Тихоокеанской эскадры, которая ускорила её подготовку и отправку, стала гибель флагманского крейсера «Петропавловск» и командира находившихся в Порт-Артуре кораблей адмирала Степана Макарова. Теперь российский флот на Дальнем Востоке нуждался не только в дополнительных силах, но и в новом командующем.

Экономика

Гавань в городе Цусима, префектура Нагасаки, 1990 год.

Промышленность

Согласно переписи 2000 года, 23,9% местного населения занято в первичных отраслях промышленности, в то время как 19,7% и 56,4% населения заняты во вторичных и третичных отраслях соответственно. Из этих видов экономической деятельности рыболовство составляет 82,6% основной отрасли, большая часть которой предназначена для ловли кальмаров на восточном побережье острова. Количество сотрудников в первичных отраслях сокращается, в то время как рост сотрудников во вторичных и третичных отраслях увеличивается.

Туризм

Туризм, ориентированный в основном на южнокорейцев , в последнее время внес большой вклад в экономику островов. Число корейских туристов на остров значительно увеличилось после запуска высокоскоростного паромного сообщения из Пусана на остров в 1999 году. В 2008 году остров посетили 72 349 корейцев. Из-за падения стоимости вон их число упало до 45 266 в 2009 году. Корейские туристы приносят около 2,1 миллиарда йен дохода для местной экономики и создают на острове около 260 рабочих мест.

В 2013 году остров ожидал около 200 000 посетителей из Кореи, что впервые превысило количество посетителей из Японии. Однако в том же году было отменено летнее представление, посвященное историческому событию с участием корейских эмиссаров. В 2018 году 90% посетителей Цусимы были из Южной Кореи; однако дипломатические проблемы между Японией и Южной Кореей привели к сокращению корейских посетителей на 88% (на 1,7 миллиона посетителей) в 2019 году. Кроме того, пандемия COVID-19 еще больше сократила и ограничила туризм.

Цусима набирает популярность как туристическое направление во многом благодаря самурайской приключенческой стелс-игре Ghost of Tsushima, выпущенной в 2020 году, и посетители стремятся увидеть некоторые из мест, представленных в игре, а также открыть для себя каков остров в «реальной жизни». В него входят местные кулинарные изыски, такие как лапша рокубе, исияки, тончан и морской угорь анаго.

Экология [ править ]

Фауна

Фауна острова включает леопардовую кошку , японскую куницу , сибирскую ласку и грызунов . Выдры были обнаружены на Цусиме в феврале 2017 года. Среди перелетных птиц, которые останавливаются на острове, — ястребы , луни , орлы и чернозобые гагары . Леса, покрывающие 90% острова, состоят из широколиственных вечнозеленых, хвойных и лиственных деревьев, включая кипарисы. Медоносные пчелы широко распространены, многие из них используются для производства коммерческого меда. Цусима остров pitviper ( щитомордники tsushimaensis) — это ядовитая змея, эндемичная (больше нигде не встречающаяся) острова Цусима

Острова были признаны BirdLife International в качестве важной орнитологической территории (IBA), поскольку они поддерживают популяции японских лесных голубей и кузнечиков-певчих птиц Плеске.

Цусима риф, расположенный в бухте между Цусима и островом Ики , является самым северным коралловым рифом в мире, превосходя риф Ики острова обнаруженный в 2001 году В нем преобладают прохладным толерантные каменистые или склерактиниевый Favia кораллов , но наблюдаемым оседание тропических кораллов Acropora, как ожидается, будет постоянным индикатором продолжающегося глобального потепления .

Флора

Весь остров покрыт лесом и мало равнин. Встречаются вишня Ёсино и хионантус ретусус .

  • Цусимский леопардовый кот

  • Ёшино вишня

  • Chionanthus retusus

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

`bottomLinkPreText` `bottomLinkText` This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit). Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply. Images, videos and audio are available under their respective licenses.

{{current.index+1}} of `items`.`length`

  • Credit:
    • Uploaded by: `current`.`info`.`uploadUser` on {{current.info.uploadDate | date:’mediumDate’}}
  • License: {{current.info.license.usageTerms || current.info.license.name || current.info.license.detected || ‘Unknown’}}
  • License: {{current.info.license.usageTerms || current.info.license.name || current.info.license.detected || ‘Unknown’}}
  • View file on Wikipedia

Это интересно: 640,Христофор Колумб (биография) (видео)

Память

  • начиная с 1909 г., на территории Японии есть братская могила тех, кто был подобран японцами либо в море, либо на побережье;
  • ещё до сражения по инициативе капитана 1 ранга Игнациуса было решено построить храм на Адмиралтейском канале в Санкт-Петербурге в память русских моряков — Храм Спасения на Водах, в котором на стенах поимённо были названы погибшие русские моряки за всё время существования российского флота (в советское время храм был уничтожен);
  • памятник экипажу гвардейского броненосца «Император Александр III» в Никольском саду у Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге;
  • памятный знак в Бресте, посвященный российским офицерам и матросам, погибшим в Цусимском сражении;
  • в таллинском храме Александра Невского справа от главного входа висят на стене две больших доски с именами моряков, погибших в Цусимском сражении.

Характеристики участвующих сторон

Адмирал Того Хэйхатиро

Российская сторона

Военно-морской план действий

З. П. Рожественский поставил эскадре задачу достичь Владивостока посредством прорыва хотя бы части эскадры (это противоречило директиве Николая II, требовавшей «завладеть Японским морем»), почему и выбрал кратчайший путь, пролегавший через Корейский пролив. Вице-адмирал не мог рассчитывать на сколь-нибудь существенную помощь со стороны владивостокской эскадры, а также отказался от проведения разведки. При этом русский командующий не разработал детальный план боя, дав лишь несколько общих указаний отдельным кораблям.Тоесть эскадра должна была обойти Японию и не вступать в бой до прихода во Владивосток.А завладеть Японским морем должна была путем борьбы на коммуникациях уничтожая транспорты.Чего адмирал Рожественский не выполнил и обрек эскадру на гибель.Можно сказать саботировал переход и просто подарил эскадру врагу.

Командующий русским флотом вице-адмирал Зиновий Рожественский критикуется историками за то, что он придерживался в бою против японцев оборонительной тактики. Начиная с отплытия из Балтики, он очень мало уделил времени подготовке экипажа, в частности артиллеристов, и единственный серьезный маневр был совершен лишь накануне сражения. Создается устойчивое впечатление, что он не доверял своим подчиненным и не сообщал им о своих планах сражения, а сам во время боя собирался руководить кораблями со своего флагмана «Суворов».

Японская сторона

Военно-морской план действий

Главная цель адмирала Х. Того — уничтожить русскую эскадру. Он, зная о пассивной тактике русских, следующих в кильватерных колоннах, решил действовать небольшими манёвренными соединениями (4-6 кораблей), которые бы, пользуясь своей скоростью, атаковали русскую кильватерную колонну с выгодных курсовых углов. Первоочередные цели этих соединений — головные и концевые корабли колонны. Уверенность японскому адмиралу прибавили данные разведки, благодаря чему он знал, где, в каком составе и как движется русская эскадра.

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Thanks for reporting this video!

`result`.`lang` `result`.`T`

No matching articles found

Search for articles containing: `search`.`query`

В ходе неудач на фронтах русско-японской войны, в августе 1904 года на помощь блокированной в Порт-Артуре российской эскадре было решено послать корабли Балтийского флота, присвоив им имя Второй Тихоокеанской эскадры. Ее командиром был назначен вице-адмирал З.П. Рожественский. В октябре 1904 года эскадра вышла в море. Ей предстоял трудный кругосветный переход, в конце которого ждал бой с японскими кораблями. К декабрю 1904 года эскадра достигла берегов Мадагаскара. К этому времени Порт-Артур уже пал и дальнейший переход не имел никакого смысла, однако в феврале 1905 года из Либавы вышла еще одна эскадра под командованием контр-адмирала Н.И. Небогатова, получившая название Третья Тихоокеанская. В конце апреля 1905 года у берегов Вьетнама обе эскадры соединились, а 14 (27) мая 1905 г. вошли в Цусимский пролив, держа курс на Владивосток. В тот же день русские корабли были обнаружены превосходящими силами японского флота адмирала Того. Произошедшее сражение окончилось гибелью российского флота. В самом начале боя выбыл из строя флагман русской эскадры «Князь Суворов», а находившийся на его борту Рожественский был ранен. Также были потоплены броненосцы «Адмирал Ушаков», «Александр III» и «Бородино». Корабли русской эскадры потеряли строй и оказались разбросаны по Корейскому проливу. К вечеру 15 (28) мая Небогатов капитулировал. В плен сдалось 5 русских кораблей, в том числе и миноносец с раненым Рожественским. Лишь только одному крейсеру и двум миноносцам удалось прорваться во Владивосток, а остальные были либо уничтожены японцами, либо потоплены своими командами. Три корабля (в том числе и знаменитый крейсер «Аврора») ушли в нейтральные порты. Всего было потоплено 19 русских кораблей, погибло более 5 тыс. моряков.

Капитуляция Небогатова

В 09:30, 28 мая, оставшаяся часть российского флота Небогатова была обнаружена, вяло отступая, позволяя линкорам Тогу догнать и окружить его к югу от острова Такешима. Как и в Желтом море, огонь открылся на 12 000 метров. К тому времени российскому адмиралу стало ясно, что он перешагнул безопасную границу и что его шесть оставшихся кораблей были осуждены. Вместо того чтобы уничтожить их, он приказал им сдаться, дав сигнал XGE, который означал – «мы сдаемся». Однако, к сожалению для россиян, этот сигнал отсутствовал в японских кодовых книгах и Япония продолжала обстреливать флот.

Удивившийся Небогатов приказал выбросить белые флаги, однако Тогу не доверял этому новому сигналу, и продолжал вести огонь. Когда стало ясно, что ничто не помешает полному уничтожению, русский крейсер «Изумруд» сломал строй и попытался бежать. Отчаявшийся Небогатов поднял флаг Имперского японского флота и остановился, надеясь быть понятым. Это было замечено Того, который приказал прекратить огонь. Оба флота остановились, и Небогатов начал договариваться о своей капитуляции. Как заявили члены его экипажа, он знал, что за неповиновение приказам он мог быть застрелен, но хотел избежать бесполезной бойни, умоляя своих людей однажды «восстановить честь и славу российского флота».

Расстановка сил

На начало войны количество кораблей Японии и России было примерно одинаковым. Осенью 1904 года российское правительство, осознавая, что исход войны будет решаться на море, сформировало и послало для усиления дальневосточных морских сил 2-ю Тихоокеанскую эскадру.

Эскадра под командованием Рождественского покинула порт Либаву на Балтике в октябре 1904 года. Ей предстояло пройти путь в 18 тысяч морских миль, обогнув Европу и Африку. В декабре эскадра прибыла на Мадагаскар, когда Порт-Артур уже был практически сдан. Однако морское министерство решило не возвращать корабли домой и, более того, отправило на подмогу Рождественскому 3-ю эскадру. Это объединение, состоявшее из старых броненосцев, возглавил Небогатов.

В конце апреля 1905 года две эскадры соединились у Французского Индокитая. Вместе они насчитывали 38 кораблей, в число которых вошли:

  • 11 броненосцев, из них 8 эскадренных и 3 береговой обороны;
  • 10 крейсеров;
  • 9 миноносцев;
  • 6 вспомогательных судов
  • 2 госпитальных судна.

Силы японского флота были больше в 3 раза. В их распоряжении находилось 135 кораблей, среди которых имелись 4 броненосца, 44 миноносца и 15 крейсеров и другие судна. Кроме того, японские корабли были более бронированными и превосходили противника скорострельностью.

Существенно отличался и уровень боевой подготовки флота. Личный состав тихоокеанских эскадр укомплектовывался по остаточному принципу. На кораблях оказались неопытные моряки и пожилые матросы, призванные из запаса. Японская же эскадра была подготовлена и имела боевой опыт.

Японская мощь

Поначалу победитель не был очевиден на бумаге. Объединенный флот IJN был на бумаге ниже, чем половина линейных кораблей. Однако корабли были новенькими и почти в первозданном состоянии, несмотря на интенсивную службу. Адмирал Тогу сам был уже старым капитаном-ветераном с большим опытом боевых действий, особенно закаленный морскими баталиями. Его флот состоял из 5 линейных кораблей, 27 крейсеров, 21 эсминца, 37 торпедных катеров и канонерских лодок, а также вспомогательных судов в общей сложности 89 единиц, но последний не принимал участия в самом сражении, будучи слишком медленным и уязвимым для этой задачи. Российский флот был более ориентирован на сражение: больше линкоров, 8 «обычных», 3 прибрежных линкора, но также меньше крейсеров, всего 6, и гораздо меньше эсминцев – 9. Во всяком случае, они не были на ключевые ролях с обеих сторон. Торпеды использовались агрессивно, но не часто.

Поход русской эскадры во Владивосток

Сражению предшествовал беспрецедентный переход русской эскадры из Балтийского моря в Японское. Этот путь равнялся 33 тыс. км. Но зачем было совершать такой подвиг большому количеству самых разнообразных кораблей? Идея создания 2-ой Тихоокеанской эскадры возникла в апреле 1904 года. Сформировать её решили для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры, базирующейся в Порт-Артуре.

27 января 1904 года началась русско-японская война. Японский флот неожиданно, без объявления военных действий, напал на Порт-Артур и открыл огонь по стоящим на внешнем рейде военным кораблям. Был заблокирован выход в открытое море. Два раза корабли 1-й Тихоокеанской эскадры пытались вырваться на оперативный простор, но эти попытки окончились неудачей. Таким образом, Япония получила полное морское превосходство. В Порт-Артуре были заперты броненосцы, крейсеры, миноносцы, канонерские лодки. Всего 44 военных корабля.

Во Владивостоке на тот момент находились 3 крейсера и 6 миноносцев старого образца. 2 крейсера подорвались на минах, а миноносцы были годны лишь для кратковременных морских операций. К тому же японцы заблокировали и Владивостокский порт, что привело к полной нейтрализации морских сил Российской империи на Дальнем Востоке.

Вот поэтому на Балтике и стали формировать новую эскадру. Если бы Россия перехватила первенство на море, то ход всей русско-японской войны мог бы кардинально измениться. К октябрю 1904 года новое мощное морское соединение было сформировано, и 2 октября 1904 года начался великий морской поход.

Эскадра, которую возглавил вице-адмирал Рожественский, имела в своём составе 8 эскадренных броненосцев, броненосцы береговой обороны в количестве 3, 1 броненосец-крейсер, 9 крейсеров, 9 миноносцев, 6 транспортных судов и 2 госпитальных судна. На вооружении эскадры состояло 228 орудий. Из них 54 орудия имели калибр 305 мм. Личного состава всего было 16170 человек, но это вместе с теми кораблями, которые присоединились к эскадре уже во время плавания.


Поход русской эскадры

Корабли дошли до мыса Скаген (Дания), а затем разделились на 6 отрядов, которые должны были соединиться на Мадагаскаре. Часть судов двинулась через Средиземное море и Суэцкий канал. А другая часть вынуждена была огибать Африку, так как у этих кораблей была глубокая посадка и через канал они пройти не могли. Надо сразу отметить, что во время плавания тактические учения и боевые стрельбы проводились очень редко. Ни офицеры, ни матросы не верили в успех мероприятия. Отсюда и низкий боевой дух, который имеет решающее значение в любой компании.

20 декабря 1904 года Порт-Артур пал, а идущих на Дальний Восток морских сил было явно недостаточно. Поэтому было принято решение о создании 3-й Тихоокеанской эскадры. А до этого ещё 3 ноября был отравлен вдогонку за эскадрой Рожественского отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга Добротворского Леонида Фёдоровича (1856-1915). Под его командой находились 4 крейсера и 5 миноносцев. Этот отряд прибыл на Мадагаскар 1 февраля. Но 4 миноносца были отправлены обратно из-за систематических поломок.

В феврале вышел из Либавы 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры под командованием контр-адмирала Небогатова Николая Ивановича (1849-1922). В состав отряда входили 4 броненосца, 1 броненосец-крейсер и несколько вспомогательных судов. 26 февраля эскадру Рожественского догнал транспорт «Иртыш» с большими запасами угля. В начале пути на нём старшим помощником находился легендарный лейтенант Шмидт. Но в Средиземном море у него начались почечные колики, и будущего героя революционного восстания на крейсере «Очаков» отправили в Севастополь.

В марте эскадра совершила переход через Индийский океан. Углём военные корабли пополнялись при помощи баркасов, которые перевозили его с транспортных судов. 31 марта эскадра прибыла в бухту Камрань (Вьетнам). Здесь она дождалась отряд Небогатова, который присоединился к основным силам 26 апреля.

1 мая начался последний трагический этап похода. Русские корабли покинули побережье Индокитая и направились в сторону Владивостока. Надо отметить, что вице-адмирал Рожественский совершил настоящий подвиг. Под его командованием был осуществлён сложнейший 220-дневный переход огромной эскадры. Она преодолела воды Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Надо также отдать должное мужеству офицеров и моряков. Они выдержали этот переход, а ведь на пути следования судов не было ни одной военно-морской базы.


Адмиралы Рожественский и Хэйхатиро Того

Цусимская битва

27 апреля (14 мая) 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра в составе 38 кораблей приняла бой с японской эскадрой из 89 кораблей. После падения Порт-Артура целью русского флота был прорыв через Цусимский пролив и проход во Владивосток. Утомлённые 220-дневным переходом команды сражались героически, но шансов на победу у него не было. На 20-й минуте боя был подбит флагманский корабль, а командир эскадры получил тяжёлое ранение. Фактически было потеряно управление флотом. Оставшиеся в строю корабли следовали по запланированному курсу, но не могли оторваться от преследования японского флота. К вечеру русский флот потерял четыре корабля. Ночью японцы атаковали русский флот торпедами и вывели из строя ещё два судна. С утра 28 апреля (15 мая) возобновилась битва. Самые быстрые из кораблей попытались оторваться от японского флота, но из-за нехватки топлива не дошли до русских берегов и были подорваны своими командами. До Владивостока дошли лишь три корабля («Алмаз», «Бравый» и «Грозный» и одно вспомогательное судно («Анадырь»). Ещё шесть кораблей интернировались в нейтральных портах. Остальные суда были либо затоплены, либо захвачены в плен.

Бой

В начале мая 1905 года русская эскадра покинула Индокитай. Флотоводец Рождественский считал ее главной задачей прорыв во Владивосток. Для этого кораблям нужно было пройти по Лаперуза, Корейскому или Сунгарскому проливам. Рождественский, опасаясь нехватки топлива, выбрал самый короткий путь – через Корейский пролив.

В это же время японцы сосредоточили свои основные боевые силы в Корейском порту Мозампо, а миноносцы и крейсеры – рядом с островом Цусима. Они ожидали приближения русской эскадры и выставили дозор между островами Квельпарт и Гото.

Японский крейсер, находящийся в дозоре, в ночь на 14 мая заметил эскадру противника по огням. Русским кораблям не удалось пройти незамеченными. Командующий японским флотом адмирал Того вышел из порта и развернул основные силы на пути движения противника.

Утром русская эскадра замечает японский крейсер и перестраивается в боевой порядок. В 2 часа дня основные силы двух флотов встречаются в бою. Уже через час 2 российских корабля, ведущих эскадру, вышли из строя. Ожесточенное сражение продолжалось до 7 вечера.

В результате дневного боя российский флот потерял 4 из 5 лучших броненосцев, 4 корабля получили серьезные повреждения. Рождественский был тяжело ранен и передал командование Небогатову с приказом идти на Владивосток.

Ночью русская эскадра успешно отразила несколько атак и уничтожила 2 вражеских миноносца. Утром японцы вновь стали обстреливать флот противника. Из-за частых уклонений от атак русские корабли рассредоточились по всему проливу и перестали существовать как эскадра. Некоторых из них пытались прорваться во Владивосток, но погибали в неравном бою.

Уже к 2 часам дня русский флот был уничтожен. В 5 часов Рождественский, находившийся на «Бедовом», сдался в плен.

Исторический спор [ править ]

Цусима находится в ведении префектуры Нагасаки . Город южнокорейской Чангвоне также утверждает право собственности на острове , , назвав его Daemado ( Корейский произношение:  ; корейский대마도 ; ханджа對馬島; RRDaemado ; MRTaemado ), то Корейское прочтение символов японского имени ( японское對 馬). неудачная проверка

Археологические данные свидетельствуют о том, что Цусима уже был заселен поселенцами с японского архипелага с периода Дзёмон (14000 г. до н.э.) до периода Кофун (300 г. н.э.). Также, согласно Сангуо Чжи, в 3 веке Цусима была Цуйкай-коку и одной из 30 стран, входящих в союз Яматайкоку (邪 馬 台 国). Этот остров, как и провинция Цусима, находится под властью японских правительств с периода Нара (710 г. н.э.). Согласно корейской книге по истории Самгук Саги, написанной в 1145 году, Цусима находится под властью японцев с 400 г. н.э.

19 июня 1419 года Япония отразила вторжение короля Чосона Седжона . Он отправил генерала И Чен-му в экспедицию на остров Цусима, чтобы очистить его от пиратов Воко, используя флот из 227 судов и 17000 солдат. В Чосон захватчики понесли потери в засаде и корейской армии договорились о прекращении огня и вышла 3 июля 1419 Впоследствии, в дипломатических обменов, лорды Цусима будут предоставлены эксклюзивные торговые привилегии с Чосон в обмен на сохранение контроля и ряд пиратских угроз, исходящих с острова, что и было причиной первоначальной экспедиции.

Область Цусима Фучу стала частью префектуры Идзухара в 1871 году. В том же году префектура Идзухара объединилась с префектурой Имари, которая была переименована в префектуру Сага 29 мая 1872 года. Островные провинции Цусима и Ики были объединены с западной половиной провинции. бывшая провинция Хидзэн, а в 1872 году стала современной Цусимой, префектура Нагасаки .

Правительство Южной Кореи сделало заявление в 1948 году, но оно было отклонено Верховным главнокомандующим союзными державами (SCAP) в 1949 году. 19 июля 1951 года правительство Южной Кореи согласилось с тем, что прежние требования о Цусиме были отклонены Югом. Корейское правительство в связи с переговорами по японскому мирному договору.

Статус Цусимы как острова Японии был подтвержден в 1965 году.

В 2008 году Ясунари Такарабе, действующий мэр Цусимы, отверг территориальные претензии Южной Кореи: «Цусима всегда была Японией. Я хочу, чтобы они отказались от своего неправильного исторического восприятия. Об этом упоминалось в Гишвадзинден (魏志倭人 伝) [глава том 30 Книги Вэй в Китайских летописях Трех Королевств ] как часть Ва (Япония) . Он никогда не был и не может быть территорией Южной Кореи ».

Итоги Цусимской битвы

Многомесячный переход через три океана, в котором были задействованы лучшие корабли балтийского флота, оказался бесполезной тратой денег и сил. Сокрушительное поражение, унёсшее жизни тысяч моряков, подорвало авторитет военного командования, правительства и института монархии. Цусимская битва произошла, когда в России бушевала революция. События на Дальнем Востоке спровоцировали волнения на Черноморском флоте, в том числе на броненосце «Потёмкин».

Командир 2-й Тихоокеанской эскадры Зиновий Рожественский был интернирован и вернулся в России после войны. Он продолжил службу в генштабе, но под давлением общественности вскоре был вынужден подать в отставку и сам добился, чтобы его отдали под суд. Военно-морской суд оправдал адмирала, и остаток своих дней он провёл, ведя жизнь затворника. Командиры, сдавшиеся японцам, были приговорены к длительным срокам заключения, но через несколько месяцев получили царское помилование.

После Цусимы последние надежды на восстановление Тихоокеанского флота рухнули. Япония безоговорочно доминировала в Жёлтом и Японском морях. Цусимское сражение указало российскому командованию на необходимость подписания мирного договора. Переговоры по заключению мира начались через два месяца после поражения российского флота в Цусимском проливе.

Итоги

Российская сторона в Цусимском сражении потеряла 21 корабль и 12 тысяч человек (5 тысяч убито, около 1 тысячи ранено и 6 тысяч взято в плен). Японцы лишись 3 миноносцев и 650 человек, из которых было убито 117.

Цусимское сражение стало одним из последних крупных сражений русско-японской войны и предрешило ее исход. В августе 1905 года Россия и Япония заключили мирный договор в Портсмуте. Российская империя признавала Корею сферой японского влияния, уступала победительнице юг Сахалина и арендные права на Ляодунский остров с портами Далянь и Порт-Артур.

Поражение в Цусимском бою повлияло на внутриполитическое положение России. Оно вызвало нарастание революционного процесса, охватившего, в том числе, флот и армию. Изменилось отношение к России и у мировых держав. Страна уже не воспринималась как серьезный противник.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ