Оглавление
«Льготники» и «сборы на шторы»
Декрет Совнаркома от 28 июля 1924 года «О дополнении к постановлению о порядке взимания платы за обучение в учреждениях Наркомпроса» гласил: «1. Рабочие и служащие, получающие заработок менее пятидесяти пяти рублей по первому поясу, пятидесяти рублей по второму поясу и сорока пяти рублей по третьему поясу, освобождаются от платы за обучение их детей в школах первой и второй ступени.
Статья по теме
Учение или мучение? Когда образование было лучше: при СССР или до революции?
2. Правила и нормы по взиманию платы за обучение детей устанавливаются на местах губернскими исполнительными комитетами по соглашению с губернскими советами профессиональных союзов с тем, чтобы отчисления не превышали пяти процентов получаемого жалованья, независимо от количества обучающихся детей».
5 процентов от жалования для лиц, не относящихся к числу малоимущих, — сумма, не носящая фатального характера и не лишающая детей возможности получать образование.
К 1930-м годам выплаты опустили на уровень самих школ, то есть пресловутые «сборы на шторы» появились еще тогда.
Надо сказать, что задачи, поставленные перед собой в сфере образования, большевики медленно, но верно решали. Удалось ликвидировать неграмотность среди взрослого населения, а детей охватили всеобщим образованием вплоть до 7-го класса, что по мировым меркам того времени было настоящим прорывом.
Комментарии
Половоe воспитание, дневники советских девушек и сборище уродов
А Сидороввалуа
сегодня в 07:53
Мы знаем, где мозги у Эрдогана
Емеля
вчера в 20:21
Вопрос ответ Валерий Пякин от 20 сентября 2021 г.
Александр собянинбуржец
вчера в 13:32
Сир, вы будете принимать ликование России ?
А Сидороввалуа
27 сентября в 23:30
Инстинкты против личной жизни
Olga Gorr
27 сентября в 19:05
М.В. Величко. Ответы на вопросы читателей блога «Восстановление смыслов», август 2021 г., ч. 2
Ксения Кошелева
26 сентября в 20:07
Страна обломовых
Емеля
25 сентября в 20:32
«Балансирование, поддерживающее стабилизец»
Емеля
22 сентября в 08:20
Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры
Александр собянинбуржец
21 сентября в 14:13
Глобализация и Образ будущего
Александр собянинбуржец
21 сентября в 02:07
Денежная радиация и Русский Дух
Иван Груздев
18 сентября в 18:17
Чьё оно – Овертоново окно?
Александр Вершинин
18 сентября в 08:20
COVID-19 и Вакцинация — что это?
А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25
Почему столицу переносят в Сибирь?
Alexander53
14 сентября в 17:07
Не проспать Восход: Атака разумных от народа
Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39
Мода — 2021
Александр Вершинин
10 сентября в 05:13
Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!
А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58
Зазнобин Владимир Михайлович. Биография
vodjanitsa
4 сентября в 21:57
Имущественные права ограбляемых
А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42
Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина
Валерий Вагин
2 сентября в 08:58
Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии
Александр Вершинин
2 сентября в 03:26
Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского
Alexander53
28 августа в 21:39
Расия, Расия, Расия …
Алексей Михайлович
25 августа в 22:28
Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон
Емеля
23 августа в 08:57
Научные зарубежные исследования о вакцинации
Александр
20 августа в 06:47
Надо ли жалеть Авериных?
Александр Ильченко
19 августа в 16:32
«Мир пошёл под нож?
Емеля
18 августа в 13:25
Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей
Емеля
16 августа в 19:32
О том, почему люди не могут жить по-человечески
Алексей Михайлович
9 августа в 23:43
Новый поворот
К середине 1950-х, когда страна преодолела послевоенную разруху, необходимость в постановлении 1940 года отпала. Теперь Советскому Союзу нужны были высококвалифицированные рабочие, с 10 классами образования, а лучше — и с вузом за плечами. Государство само готово было платить за это.
6 июня 1956 года вышло постановление Совета министров СССР №768, которое гласило: «В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования отменить с 1 сентября 1956 г. плату за обучение в старших классах средних школ, средних специальных и высших учебных заведениях СССР».
Стране нужны рабочие
В стране происходила индустриализация, а после прихода в 1933 году к власти в Германии нацистов замаячила угроза новой войны.
Советскому Союзу остро требовались рабочие руки, и в этой связи приходилось чем-то жертвовать. Например, доступностью полного среднего и высшего образования.
Вместе с постановлением Молотова вышел и другой документ: «О государственных трудовых резервах СССР». Согласно ему сотни тысяч подростков в возрасте от 14 до 17 лет должны были направляться в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Получение рабочих специальностей было совершенно бесплатным, но выпускники должны были в течение четырех лет работать на предприятиях, куда их отправляли по распределению.
Решение с учетом того, что Вторая мировая война шла уже полным ходом, понятное. Страна наращивала оборонно-промышленный потенциал и звала к станку. Тем, кто общему направлению следовать не хотел, предлагалось заплатить. Много это или мало? Средняя зарплата рабочего в СССР в 1940 году составляла 340 рублей в месяц. 200 рублей в год за обучение ребенка в старших классах — ощутимо, но не фатально. 400 рублей за учебу в столичных вузах — еще более существенно, но опять-таки нельзя сказать, что это был непреодолимый барьер на пути к мечте.
Учитель в кино. Кинообразы педагогов, которые стали символом эпохи
Подробнее
200 рублей в год
Это достижение советской эпохи относится к бесспорным, и апологеты СССР искренне обижаются, когда слышат, что в Советском Союзе так было не всегда. Но из песни слова не выкинешь: в течение достаточно длительного периода советским школьникам и студентам приходилось платить за обучение.
26 октября 1940 года председатель Совета Народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов подписал Постановление № 638 «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка начисления стипендий».
Статья по теме
Принуждение к грамотности. Почему обучение стало условием выживания СССР?
«Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, — говорилось в нем, — Совет Народных комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:
1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8-х, 9-х, и 10-х классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.
2. Установить для учащихся 8-10-х классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
- а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик — 200 рублей в год;
- б) во всех остальных городах, а также селах — 150 рублей в год.
Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10-х классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.
1. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
- а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве и Ленинграде и столицах союзных республик, — 400 рублей в год;
- б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах, — 300 рублей в год».
Для человека, привычного к порядку вещей позднего СССР, это постановление выглядит шокирующим. Как же так? Ведь это нарушение всех принципов, заложенных в советский проект!
Три полезные буквы. Как школы рабочей молодежи дали СССР не только Гагарина
Подробнее
Другие статьи номера
Музей ковида-19?
Газеты наперебой спешат сообщить важную, как им кажется, новость на злобу дня: в столице создаётся музей «ковидного периода». Он открыт в интернете на сайте Музея Москвы.
ИЗДАНИЯ цитируют менеджера цифровых проектов этого солидного
научно-исследовательского учреждения Тамару Великодневу: «Мы хотим
задокументировать истории и собрать артефакты разных людей, чтобы
рассказать потомкам о периоде пандемии.
Деградация личности в мире капитализма
Речь пойдёт не о критике власти, а о вкладе каждого из нас в происходящее в России. В рядовых житейских ситуациях можно воочию увидеть и понять, насколько духовно деградировало наше общество, что происходит с обществом, когда пропадает совесть. Ещё великий классик М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение».
Срока давности у геноцида нет!
Неудивительно, что в нашем древнем Пскове и его окрестностях археологи и поисковые отряды нередко ведут раскопки. Но нынешним летом работа у поисковиков особенная. Почти восемьдесят лет ждала своего часа страшная находка возле деревни Моглино Псковского района. Бесчисленные останки человеческих тел слоями лежали в земле, на глубине чуть более метра.
Ещё раз о диктатуре пролетариата
Уважаемый товарищ Тарабрин!
Ответ вам я назвал так же, как вы своё письмо. А отвечаю через газету потому, что согласен с вами: не только у вас есть сомнения относительно необходимости диктатуры пролетариата после преодоления реставрации капитализма и перехода к социалистическому строительству. Вы ставите вопросы, на которые требуются публичные ответы. К тому же «Правда», будучи постоянным проводником марксистско-ленинских идей в современном российском обществе, стремится помогать коммунистическим пропагандистам и агитаторам, да и всем членам КПРФ, всем читателям нашей газеты не уклоняться от любых вопросов, давать ответы с позиций классовых, пролетарских.
Две стороны одной… гегемонии
В США выдвинуты основные кандидаты в президенты. Несмотря на взаимные нападки, Дональд Трамп и Джозеф Байден защищают власть капитала. Правящий класс, однако, вынужден учитывать сдвиг общественных настроений влево.
Пошатнувшийся колосс
В творческом багаже американского писателя Марка Твена есть
замечательный рассказ «Как меня выбирали в губернаторы». Его герой —
человек порядочный — решает бросить вызов погрязшим во всех пороках
кандидатам «двух основных партий».
Мы в долгу перед пчёлами и шмелями
«Фермеры уже ощущают на себе последствия исчезновения насекомых. Без диких пчёл и других насекомых-опылителей на полки супермаркетов поступает меньше яблок, черешни и голубики», — пишет немецкая газета «Зюддойче цайтунг».
Ещё одна пандемия?
Китайские учёные объявили об обнаружении нового штамма свиного гриппа, который может передаваться от животных к людям и способен распространиться до масштабов пандемии. Новый штамм под названием G4 генетически связан со штаммом H1N1, вызвавшим пандемию в 2009 году.
Пульс планеты
ВЕЛЛИНГТОН. «Стрелок из Крайстчёрча» — 29-летний австралиец
Брентон Тарант, в марте 2019 года совершивший нападение на две мечети в
этом новозеландском городе, в результате которого погиб 51 человек, а
ещё 50 получили ранения, приговорён к пожизненному заключению без права
досрочного освобождения. Это максимальная мера наказания за подобное
преступление в Новой Зеландии. Атаки Тарранта побудили местные власти
запретить самые опасные виды полуавтоматического оружия, а также
изменили протоколы социальных сетей по всему миру после того, как стало
известно, что убийца транслировал происходящее в режиме онлайн.
Обеспечены все меры социальной защиты
Всего более 1 млн школьников приступят к занятиям 1 сентября. Такую информацию журналистам сообщила начальник управления общего среднего образования министерства образования республики Ирина Каржова, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Аудитории вузов заполнятся наполовину
В НОВОМ учебном году аудитории вузов Италии смогут заполняться лишь
наполовину. Об этом распоряжении сообщили в министерстве образования
страны. Для студентов будет доступно дистанционное обучение, а тем из
них, кто захочет присутствовать в аудиториях, необходимо заранее подать
соответствующие заявки, сообщает агентство «Регнум».
Все статьи номера
Чего боялись авторы указа
Многие действия Александра III и его мракобесного окружения осуждались прогрессивными россиянами – писателями, учёными, артистами, общественными деятелями. Во время написания циркуляра Россия находилась практически на пике своего культурного развития:
- Империя испытала настоящий научно-технический подъём, деятели русской науки получали мировое признание. К этому времени (1887 год): Александр Попов изобрёл радио;
- Иван Петрович Павлов провёл свои исследования в области условных рефлексов;
- Полумордвинов почти построил первый в мире цветной телевизор (собрать который до конца не смог только из-за отсутствия нескольких деталей);
- Всего несколько лет оставалось до открытия первого магазина российской компании «Макс Фактор» (ныне – американской) – лидера по производству косметики (к слову – официального поставщика царского двора);
- Открылось российское представительство корпорации «Сименс»;
- В Финляндии, входившей в состав Российской империи, основана компания «Нокиа»; производила она поначалу, конечно, не мобильные телефоны, а верёвки и канаты. И это лишь некоторые вехи в развитии отечественной научной и технической мысли тех лет.
Народ стремился к образованию, гимназии и даже университеты пополнялись выходцами из рабочих и крестьянских семей. В стране открылось огромное количество заводов, работа на которых требовала определённых технических знаний. И вдруг император издаёт свой циркуляр…
Его отца, царя Александра II, убили революционеры. При этом Александр II запомнился своими либеральными реформами, главная из которых – отмена крепостного права. Александру III казалось, что его отец сам приблизил свой конец таким либерализмом. Следовательно, рассудил Александр III, либерализм опасен; народ не должен много знать, ибо из-за этого дворянская элита потеряет власть.
Столь примитивные рассуждения царя поддержал глава Синода Победоносцев, льстивыми речами убедивший его в необходимости контрреформ. Впрочем, больше, чем собственно доступности образования, консерваторы боялись всплеска политической активности студентов, поскольку в то время университеты были своего рода политическими кружками молодёжи.
Ограничивая доступ в учебные заведения, царь стремился не то чтобы превратить образование в привилегию, своего рода интеллектуальную игрушку для дворян, — он хотел лишь провести в университеты «благонадёжных» подданных, лояльных к самодержавию. Это могли быть и дети из простых семей, ежели они имели какие-либо «гениальные способности». По мнению царя, простонародье – люд слишком грубый и примитивный, оно не понимает всех тонкостей государственного управления.
Цели благие, средств не хватает
Но тут нужно рассмотреть ситуацию несколько глубже. В 1918 году большевики сформулировали принципы новой школы: единая, светская, бесплатная, общедоступная.
Но с первых шагов эти принципы столкнулись с суровой реальностью, в которой не хватало средств ни на оборудование школ, ни на обеспечение достойного уровня жизни учителей. Да и самих учителей при всеобщем образовании, которого в Российской империи не существовало, не хватало. В итоге на обучение деньги собирали порой всем миром, вводя на местном уровне и оплату. Уровень ее при этом не должен был становиться препятствием для обучения широких слоев. Поэтому существовало большое количество льготников, которых в связи со сложным материальным положением семей освобождали ото всех платежей.
«Введение платности означает, что государство временно не может целиком и полностью взять на себя расходы по народному образованию и вынуждено частично возложить эти расходы на население, предоставив широкие льготы трудящимся и переложив большую тяжесть на плечи имущих и хорошо обеспеченных родителей», — гласило разъяснение Народного комиссариата просвещения, выпущенное в 1921 году.
Историческое значение
Циркуляр 1887 года нельзя рассматривать в отрыве от процессов, происходивших в то время в Российской Империи. В частности Александр 3 завершал контрреформы, отменяя большую часть нововведений своего отца. В частности контрреформы затронули и образовательные учреждения. Главное причина, из-за которой эти попытки изменения системы комплектования гимназий и прогимназий были предприняты — значительная часть активных революционеров были выходцами из этих училищ, и не относились к привилегированным слоям населения.
Очень важно отметить, что историческое значение рассматриваемого циркуляра не является таким однозначным, как об этом принято говорить. Правительство, безусловно, стремилось изменить сословный состав ВУЗов, однако из-за возникшей огласки добиться этого не удалось
В итоге циркуляр о кухаркиных детях свелся к следующим последствиям и изменениям в системе образования России конца 19 века:
- 1888 год — изменена система профессиональных училищ. Училища обучали студентов 6-7 лет, после чего у тех возникло право на поступление в университеты, но только по двум направлениям: медицина и физмат.
- Расширение профессиональных училищ: 1888 год — открыто промышленное направление, 1891 год — открыто ремесленное направление и химико-технический.
Удивительно, что циркуляр, который никогда не был официальным законом Российской Империи, и просуществовавший всего 13 лет (отменен в 1900 году), обсуждается уже более столетия. Как говорилось выше, во многом это связано с интерпретацией этого доклада в эпоху СССР. Мы не будем рассматривать правильность этой трапеции, а приведем только одну статистическую выкладку. В 1897 году в гимназиях была проведена перепись, согласно которой доля дворян среди всех студентов составляла всего 22,8%.