Биография чернышевского

Оглавление

Краткий курс истории. Николай Чернышевский

24 июля 1828 года родился человек, которого в служебных документах жандармы и агенты тайной полиции называли «врагом Российской Империи номер один», – выдающийся публицист, писатель, ученый и революционер Николай Гаврилович Чернышевский.

Формирование революционера-демократа

Ничто не предвещало, что ребенок из очень религиозной семьи станет знаменем зарождающегося русского революционного движения. Отец Николая был протоиереем Александро-Невского кафедрального собора города Саратова, выходцем из крепостных крестьян села Чернышева Пензенской губернии. До 14 лет обучением мальчика занимался отец, а в дальнейшем – гувернер-француз, который оказал сильное влияние на мировоззрение Чернышевского. В детстве он получил от окружающих очень своеобразное прозвище – Библиофаг, что переводится как «пожиратель книг». Знаний Чернышевского хватило для того, чтобы через три года учебы в Саратовской духовной семинарии, не окончив ее, поступить в Петербургский университет на историко-филологическое отделение.

В эти годы он становится убежденным революционером-демократом. Основой для формирования его политических взглядов стали труды античных, а также французских и английских материалистов XVII–XVIII веков. В 1850 году Чернышевский окончил учебу и направился для преподавания в Саратовскую гимназию. В 1853 году он женился, а затем переехал в Санкт-Петербург, где началась его работа учителем во Втором кадетском корпусе. Эта служба не заладилась, и он был вынужден уйти в отставку.

Н.И. Чернышевский. 1859 г.

Литературная деятельность

С 1853 года фамилия Чернышевского появляется под небольшими статьями в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках». А с 1854 года он переходит на постоянную работу в журнал «Современник». Здесь он активно сотрудничал с Н. Некрасовым и Н. Добролюбовым. Чернышевский пытается превратить журнал в рупор революционной демократии. В 1855 году состоялась защита его магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которую расценили как революционное выступление, и это позволило тогдашнему министру просвещения задержать присвоение Николаю Гавриловичу ученой степени.

В 1858 году Чернышевский становится первым редактором журнала «Военный сборник». Работу издания высоко оценивали Герцен и Огарёв, которые стремились привести армию к участию в революции. Постепенно Чернышевский становится лидером публицистики в русской философии материализма. Не являясь членом тайного революционного общества «Земля и воля», он, по сути, сыграл роль его вдохновителя. Чернышевский попадает под тайный надзор полиции, его подозревают в составлении воззвания «Великорусс» и других враждебных правительству воззваний. В мае 1862 года власти закрыли журнал «Современник» на восемь месяцев, а когда издание возобновилось, в нем был напечатан роман «Что делать?». Его Чернышевский написал, будучи под арестом в Петропавловской крепости.

Арест и ссылка

В июне 1862 года Чернышевский оказался в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Его арест был связан с прокламацией «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».

Полтора года длилось следствие. В феврале 1864 года писателя приговорили к каторге сроком на 14 лет, а после – к пожизненному поселению в Сибири. Император Александр II частично помиловал Чернышевского и уменьшил срок до семи лет каторги. Тем не менее властям этого показалось мало, и 31 мая 1864 года на Мытнинской площади состоялась еще и гражданская казнь осужденного. В целом Чернышевский провел на каторге и в тюрьмах свыше 20 лет.

Революционеры предприняли несколько попыток вызволить Чернышевского с каторги, но безуспешно. Только в 1883 году власти разрешили ему вернуться в европейскую часть России. Городом пребывания писателя стала Астрахань.

Сын Михаил добился того, что в июне 1889 года его отцу было позволено переехать в Саратов. Но пребывание здесь продлилось недолго. В октябре того же года Чернышевский заболел малярией и от кровоизлияния в мозг умер 29 октября. Похоронен на Воскресенском кладбище города Саратова.

Политическая идеология

Крестьянский вопрос

В опубликованных в 1858—1859 гг. трёх статьях под общим названием «О новых условиях сельского быта» Чернышевский в подцензурной форме и внешне благонамеренном тоне проводил идею немедленного освобождения крестьян с землёй без всякого выкупа, тогда сохранится общинное владение землёй, что постепенно приведёт к социалистическому землепользованию. По словам Ленина, этот утопический подход мог провести решительную ломку феодальной старины, что привело бы к наиболее быстрому и прогрессивному развитию капитализма.

В то время как официальная пресса печатала манифест Александра II от 19 февраля на первой странице, «Современник» поместил лишь выдержки из Царского Указа в конце книжки, в виде приложения, не имея возможности прямо раскрыть характер реформы. В том же номере были напечатаны стихи американского поэта Лонгфелло «Песни о неграх» и статья о рабстве афроамериканцев в США. Читатели понимали, что хочет сказать этим редакция.

Биография

Русский философ-утопист Николай Чернышевский, сын саратовского протоиерея, должен был сделать блестящую духовную карьеру, но годы учебы в семинарии и университете отвратили его сердце от религии. В итоге он стал выдающимся литературным критиком-демократом.


Портрет Николая Чернышевского

Вольнодумство обошлось писателю дорого: без малого 20-летняя каторга лишила его сил, здоровья, общения с семьей и возможности работать, однако его биография стала источником вдохновения для нового поколения, а труды наложили огромный отпечаток на последующее развитие социальной философии и литературы.

Дела сердечные

Следует отметить, что творчество и жизнь Чернышевского были тесно связаны только с одной женщиной. Со своей избранницей, Ольгой Васильевой, мужчина обвенчался в 1853 году.

Жена писателя была оригинальной личностью, поэтому его выбор одобряли не все: женщину обвиняли в безразличии к творчеству Чернышевского, но сам он опровергал эти слухи. Его любовь к супруге была слепой, он считал брак методом испытания различных идей. Мужчина пытался выстроить равные отношения для искоренения рабства и угнетения представительниц слабого пола в семье.

Сразу после знакомства Николай честно признался избраннице в своем «увлечении тем, за что могут отправить на каторгу», однако Васильеву это не пугало. Получив положительный ответ на предложение руки и сердца, мужчина стал вести «Дневник отношений с той женщиной, которая является моим счастьем». Кроме того, он приступил к реализации собственных революционных идей в семье.

Николай Гаврилович считал, что между супругами должно быть равенство в правах и обязанностях. Такая позиция для того периода была довольно смелой. Он предоставил избраннице полную свободу действий, вплоть до измен, заявляя, что Ольга вправе распоряжаться своим телом, как захочет.

Когда у Васильевой начался роман с Иваном Савицким, Чернышевский предложил отпустить женщину, уверяя, что искренне желает ей счастья. Супруга осталась с писателем, восхищаясь его великодушием.

Родня Чернышевского не воспринимала его жену, а в родном городе о жизни супругов постоянно ходили сплетни и пересуды. Отъезд семейства в Северную столицу был похож на бегство от старых устоев. Кроме того, общественность возмущал тот факт, что церемония бракосочетания прошла слишком быстро — незадолго до этого события у мужчины умерла мать, но он наотрез отказался выдерживать траур.

Николай и Ольга прожили 9 лет, судьба отняла у них 20 лет счастливой семейной жизни. Из ссылки мужчина отправил супруге 300 писем, но позднее прекратил писать, решив, что Васильева должна скорее забыть его. На момент ареста у Чернышевского было три сына:

  • Саша.
  • Миша.
  • Витя.

Краткая биография Чернышевского

Чернышевский Николай Гаврилович (1828- 1889 гг.)

Русский революционер, писатель, журналист. Родился в Саратове в семье священника и, как от него и ожидали родители, три года учился в духовной семинарии. С1846 по 1850 гг. занимался на историко-филологическом отделении Петербургского университета. Особенно сильно на становление Чернышевского повлияли французские философы-социалисты — Анри де Сен-Симон и Шарль Фурье.

В 1853 г. женился на Ольге Сократовне Васильевой. Чернышевский не только сильно любил свою молодую жену, но и считал их брак своеобразным «полигоном» для испытания новых идей. Писатель проповедовал абсолютное равенство супругов в браке — идея для того времени поистине революционная. Мало того, он считал, что женщинам, как одной из наиболее угнетенных групп тогдашнего общества, следовало для достижения настоящего равенства предоставить максимальную свободу. Разрешал своей жене все, вплоть до супружеских измен, считая, что он не может рассматривать супругу как свою собственность. Позже личный опыт писателя отразился в любовной линии романа «Что делать».

В 1853 г. переехал из Саратова в Петербург, где началась его карьера публициста. Имя Чернышевского быстро стало знаменем журнала «Современник», где он начал работать по приглашению Н.А. Некрасова. В 1855 г. Чернышевский защитил диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», где отказался от поисков прекрасного в отвлеченных возвышенных сферах «чистого искусства», сформулировав свой тезис: «Прекрасное — есть жизнь».

В конце 50-х —начале 60-х годов очень много печатался, пользуясь любым поводом для того, чтобы открыто или завуалированно высказать свои взгляды, ожидал крестьянского восстания после отмены крепостного права в 1861 г. За революционную агитацию «Современник» был закрыт. Вскоре после этого власти перехватили письмо А.И. Герцена, уже пятнадцать лет находившегося в эмиграции. Узнав о закрытии «Современника», он написал сотруднику журнала, Н.Л. Серно-Соловьевичу и предложил продолжить издание за границей. Письмо было использовано как повод, и 7 июля 1862 Чернышевского и Серно-Соловьевича арестовали и поместили в Петропавловскую крепость. В мае 1864 г. Чернышевский был признан виновным, осужден на семь лет каторжных работ и ссылку в Сибирь до конца своей жизни, 19 мая 1864 г над ним был публично совершен обряд «гражданской казни».

Пока шло следствие, Чернышевский написал в крепости свою главную книгу —роман «Что делать».

Только в 1883 г Чернышевский получил разрешение поселиться в Астрахани. К этому времени он был уже пожилым и больным человеком. В 1889 г его перевели в Саратов, и вскоре после переезда он скончался от кровоизлияния в мозг.

Глава Волжской Области

Памятник Чернышевскому

В 1852 году встретил будущую жену Анастасию Михайлову. Весной 1853 года переходит на работу в «Волжский вестник», где печатает свои статьи научного и публицистического характера. Благодаря своим «народным статьям» он становится широко известен в Волжской области, преимущественно в сельских районах. Особую роль в становлении Чернышевского как политического деятеля сыграла серия статей «Русские беседы», которые призывали крестьян участвовать в политической жизни государства путём выборов

В этих статьях Чернышевский критиковал идеи консерваторов и рассказывал о важности крестьянских общин с позиций социалистов.

Широкая поддержка масс позволила ему стать главой Волжской области в 1857 году. В этот период начинается развитие всеобщего образования в России, которое приобретает особые темпы на Поволжье. Здесь благодаря давлению и усилиям Николая Гавриловича наиболее высокими темпами строятся школы. В 1861 году в Саратове открывается университет заложенный Чернышевским.

Одновременно с высокими темпами строительства, наблюдались и положительные тенденции в области промышленного производства и железнодорожного строительства. Умелое руководство экономической сферой области, а так же поощрение развития кооперативного сельского хозяйства и строительства промышленных предприятий позволило обогатить как областную казну, так и её жителей. Благодаря успехам в развитии региона Чернышевский был переизбран в 1862 году. Своей деятельностью на посту губернатора Николай Гаврилович завоевал авторитет как среди социалистов, так и среди либералов.

Краткая биография Чернышевского

Николай Гаврилович Чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский — писатель и философ, литературный критик и ученый. Это революционер-демократ, который пользовался большим авторитетом в своей среде. Николай Чернышевский родился 24 июля 1828 года в Саратове. Его отец был протоиереем Александро-Невского кафедрального собора.

У Николая с детства была близорукость. Это ограничивало его в практической деятельности. Мальчик много читал. За это его прозвали библиофагом. До 14 лет Николай учился под руководством отца и гувернера-француза. В 1843 году Чернышевский стал студентом Саратовской духовной семинарии. Здесь юноша проучился только три года, поскольку был развитым не по годам. В 1846 году Николай поступил в Петербургский университет. Он выбрал философский факультет.

В студенческие годы Чернышевский интересовался трудами естествоиспытателей и социалистов-утопистов. Ему нравились работы Белинского и Герцена. Вскоре Чернышевский попробовал свои силы в творческой деятельности. Он написал первые произведения.

В 1850 году Николай Гаврилович окончил университет. Он возвратился в родной город и устроился учителем в гимназию. Он проповедовал революционные идеи.

В 1853 году Николай Чернышевский заключил брак с Ольгой Васильевой. После свадьбы молодожены переехали в Санкт-Петербург. В семье появилось трое сыновей. Это Александр, Виктор и Михаил. Жена Чернышевского была энергичной и жизнерадостной. Она помогала мужу в его литературной деятельности.

В 1854 году Чернышевский нашел новую работу. Он был учителем во Втором кадетском корпусе. Здесь Николай Гаврилович хорошо себя зарекомендовал. Но однажды случилось неприятное событие. Николай поссорился с офицером. Ему пришлось подать в отставку.

В 1853 году статьи Чернышевского появились в изданиях «Санкт-Петербургские ведомости» и «Отечественные записки». В 1855-1862 годах Николай Гаврилович руководил журналом «Современник». Он хотел превратить издание в трибуну революционной демократии.

В 1858 году Чернышевский работал в журнале «Военный сборник». Он был лидером школы философского материализма. В 1861 году деятельность революционера приобрела самый большой размах. Он был автором воззвания «Великорусс». Чернышевский находился под тайным надзором полиции. 7 июля 1862 года революционера арестовали. Николая Гавриловича поместили под стражу в Петропавловскую крепость. Его обвиняли в возбуждении вражды к правительству. В феврале 1864 года огласили приговор. Это 14 лет каторжных работ и поселение в Сибири навсегда. В тюрьме и в ссылке революционер провел больше 20 лет.

Главной работой Чернышевского считается роман «Что делать?». Произведение было написано в 1862-1863 годах во время пребывания под стражей. Роман прошел двойную цензуру. Произведение опубликовали в издании «Современник», но вскоре запретили. В рукописных копиях роман разошелся по всей Российской империи.

В 1883 году Николаю Гавриловичу разрешили возвратиться в Астрахань. В этом городе он жил на протяжении пяти с половиной лет. Москва и Петербург были для него закрыты. В 1889 году Чернышевский приехал в Саратов. В октябре революционер-демократ заболел малярией. 29 октября 1889 года Чернышевский умер. Причина смерти — кровоизлияние в мозг. Писателя похоронили на Воскресенском кладбище.

Арест и ссылка

В 1861 году деятельность Николая Гавриловича обратила на себя пристальное внимание полиции, и над ним установили тайный надзор. Редактора «Военного сборника» и автора «Современника» заподозрили в составлении революционных воззваний и возбуждении враждебных чувств к действующей власти (эти обвинения были зафиксированы в служебной записке, составленной главным жандармом Долгоруковым)

Кроме того, Чернышевского подозревали в причастности к пожарам, случившимся в Петербурге в 1862 году.


Николай Чернышевский

Вскоре «Современник» закрыли, а через месяц Николая Гавриловича арестовали, поместив в одиночную камеру Петропавловской крепости. Формальным поводом для ареста стало перехваченное полицией письмо Герцена к Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского – якобы он планировал организовать работу запрещенного «Современника» в Великобритании. Кроме того, Николаю Гавриловичу предъявили обвинение в изготовлении прокламаций, призывающих крестьян к восстанию против помещиков.

Следствие по делу революционера длилось 1,5 года. Комиссия для подтверждения виновности Чернышевского использовала и незаконные методы – показания подставных свидетелей, фальшивые документы

Чтобы привлечь внимание к несправедливости, узник объявил 9-дневную голодовку, но это не помогло


Николай Чернышевский в тюрьме

Даже в тюрьме ученый продолжал работу, написав больше 200 листов текста. В заточении он закончил роман «Что делать?». Интересный факт – произведение приняли и опубликовали, несмотря на положение его автора.

В 1864 году Николаю Гавриловичу объявили приговор: 14-летняя каторга в Сибири и пожизненное поселение там же. По личному пожеланию императора каторжный срок был уменьшен вдвое, однако в итоге писатель провел в ссылке 19 с лишним лет. Гражданская казнь Чернышевского – унизительное наказание в виде публичного лишения всех чинов и привилегий – состоялась 19 мая 1864 года на Конной площади Санкт-Петербурга.


Памятник Николаю Чернышевскому в Санкт-Петербурге

Узника переправили на Нерчинскую каторгу, а позднее сослали в Вилюйск. Через 10 лет Чернышевскому официально предложили подать прошение о помиловании, однако он отказался. Товарищи по революционному кружку сделали несколько попыток освободить его, но домой в Саратов Чернышевский в итоге вернулся не скоро.

В конце концов, друзья и родственники смогли добиться, чтобы его перевели из Сибири в Астрахань. Император пошел на этот шаг из страха перед новыми беспорядками, ведь «Земля и воля» тогда уже показала себя как общественно опасная организация, и накалять обстановку не хотелось.

Краткая биография

  1. 1850 – после окончания курса, 22-летний Николай Гаврилович Чернышевский, защитив кандидатскую диссертацию, получил свою первую учёную степень. Тогда же он получил назначение в Первую Саратовскую мужскую гимназию, где началась его преподавательская деятельность весной следующего года.
  2. 1853 – женитьба Чернышевского, во многом определившая его дальнейшую жизнь. По настоянию жены, сразу же после свадьбы молодая семья покинула родной Саратов и перебралась на постоянное место жительства в Санкт-Петербург. По приезду в северную столицу, Николай Гаврилович подал прошение о новом назначении.
  3. 1854 – руководство университета быстро удовлетворило его обращение, и уже 24 января его определили в престижное учебное заведение – Императорский Второй кадетский корпус. Но, несмотря на то, что зарекомендовал себя наилучшим образом, в корпусе он не сошёлся с военным руководством, и вынужден был подать в отставку.
  4. 1855 – началась деятельность Чернышевского как публициста. Он стал фактическим руководителем журнала «Современник», где работал с такими светилами того времени, как Николай Александрович Добролюбов и Николай Алексеевич Некрасов. Но и здесь его революционное рвение оценили далеко не все.
  5. 1858 – после того как Чернышевский получил степень магистра русской словесности, он перешёл в журнал «Военный сборник», где был назначен первым редактором. Здесь он сошёлся с Викентием Калиновским, Зигмундом Сераковским, и Николаем Щелкуновым, вовлёкшим его в радикальные революционные кружки.
  6. 1861 – после оглашения манифеста об отмене в России крепостного права, Николай Гаврилович написал серию статей, осуждающих дуализм и идеалистический монизм. Ими вдохновлялось тайное общество «Земля и Воля», хотя он не являлся его членом, с этого момента редактор попал под тайный надзор полиции.
  7. 1862 – по обвинению в составлении прокламаций и призывов сорвать осуществление крестьянской реформы 1861 года революционным путём, Чернышевского арестовали. Донос на него написал Всеволод Костомаров, представивший доказательства, после недолго следствия его заключили в Петропавловской крепости.
  8. 1864 – сенатор Матвей Михайлович Карниополин-Пинский в суде зачитал окончательный приговор по делу Николая Гавриловича. Согласно ему, он подлежал ссылке с определением на каторжные работы в Иркутске, сроком на 14 лет, с последующим пожизненным поселением в Сибири.
  9. 1864 – в том же году его перевезли в Забайкалье на Нерчинскую каторгу. Здесь первое время он работал на солеварном заводе, но из-за особой предрасположенности штабс-капитана Борисовского, Чернышевского вместе с Ушаковым сослали на Нерчинские рудники, где жизнь его стала совершенно невыносимой.
  10. 1866 – из-за подорванного на рудниках здоровья, Николай Гаврилович серьёзно заболел, и некоторое время находился между жизнью и смертью. После этого, его перевели в Александровский завод, где положение его стало несколько легче, и где он провёл весь отведённый срок каторжных работ.
  11. 1871 – после окончания официально установленного срока каторги в Нерчинске и Александровске, и заключения, а Кадаинской и Акатуйской тюрьмах, Кноблох подал запрос о дальнейших действиях относительно Чернышевского. Приговор оставался в силе, и его под конвоем доставили на поселение в Вилюйске в Якутии.
  12. 1874 – власти Вилюйска, под надзором которых находился Николай Гаврилович, передали ему официальное предложение об освобождении и амнистии. Для этого необходимо было соблюсти простую формальность – подать прощение о помиловании. Но Чернышевский наотрез отказался это делать.
  13. 1875 – состоялась уже вторая по счёту попытка освобождения ссыльного публициста. Организовал его побег революционер-народоволец Ипполит Никитич Мышкин. Он основательно подготовился, достал действительные казённые бумаги, жандармский мундир, но уже в Вилюйске его опознали и арестовали.
  14. 1883 – Николай Гаврилович получил высочайшее дозволение покинуть место поселения, и переселиться из Сибири в европейской части России. В том же году он переехал из Вилюйска в Астрахань, где прожил больше 5 лет. На прошения его сына перевести отца в Москву или Петербург, власти ответили отказом.
  15. 1889 – Михаил Николаевич Чернышевский добился разрешения на перевод отца из Астрахани в родной Саратов. Но спустя 3 месяца по приезду в город, оставленный 35 лет назад, Николай Гаврилович заболел малярией, а спустя всего 6 дней, 17 октября скончался от кровоизлияния в мозг на 62-м году жизни.

Николай Чернышевский незадолго до смерти

Влияние на общество

Творчество Чернышевского повлияло на общественность, а также повлекло за собой увеличение числа нигилистов. В тот период времени нельзя было открыто обсуждать революционные идеи на страницах «Современника», даже в либеральной атмосфере 50-х годов. По этой причине Чернышевский использовал много хитрых методов обмана цензуры. Почти по каждой теме, которой он занимался, он старался прямо или косвенно связать все с идеями о революции.

Читатели были чрезвычайно заинтересованы в таком чтении, поэтому кумиром молодежи стал именно Чернышевский. Подход и манера писателя быстро завоевали аудиторию.

Роман «Что делать?»

Говоря о биографии Чернышевского Н. Г., нельзя промолчать о его самом главном творении. В момент ведения следствия и нахождения в ссылке Николай Чернышевский написал роман «Что делать?». Автор, политический заключенный, решил выразить свои идеи в форме фантастики, а не в публицистической.

По мнению автора, занимательное и авантюрное начало романа должно было не только привлечь внимание аудитории, но и пошатнуть цензуру. В 1863 году роман частично передавался в следствие по делу Николая Чернышевского

Как и ожидал автор, комиссия в рукописи рассмотрела только любовную линию и дала позволение на печать. Цензор журнала, удивленный таким решением, даже без изучения передал роман Н. А. Некрасову без единой поправки. Вскоре оплошность заметили. К Чернышевскому Н. Г. вновь было приковано внимание. Ответственный цензор Бекетов был снят с должности, но было уже поздно.

Роман «Что делать?» появился в журнале «Современник» в 1863 году в № 3-5. Как только цензура спохватилась, номера попали под запрет. Но изъять весь тираж было уже невозможно. Самое главное и трагическое последствие романа – многочисленная молодежь того времени решила примкнуть к революционерам. Царская власть была враждебно настроена к молодому поколению, которое получало воспитание на романе Николая Чернышевского.

Роман Чернышевского Николая Гавриловича «Что делать?» не теряет своей актуальности по настоящее время.

псевдофилософ

Философия Чернышевского монистична и направлена против дуализма. В его философии безраздельно господствует «действительность», которая в зависимости от риторических целей принимает форму природы, сознания и научных законов.

За этим мировоззрением стоит гнозис, проникновение в царство свободы от социальных условностей.

Главенство действительности сводится у Чернышевского к свободе действовать, но не к свободе воли, которую Чернышевский категорически отрицал. Чернышевский был строгим детерминистом: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединенных причинной связью». Благодаря свободе выбора (при отрицании свободы воли!) человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых — «служение народу», «революционный гуманизм», исторический оптимизм.

Монизм Чернышевского — это цепь мнимых антиномий, где всё переходит во всё: действительность в идеал, идеал в искусство, искусство в действительность.

В его системе все доказательства являются мнимыми. Например, Чернышевский дает определение прекрасного:

«Самое общее из того, что мило человеку, и самое милое ему на свете — жизнь; ближайшим образом такая жизнь, какую хоте­лось бы ему вести, какую любит он; потом и всякая жизнь, по­тому что все-таки лучше жить, чем не жить: все живое уже по самой природе своей ужасается погибели, небытия и любит жизнь. И кажется, что определение:
„прекрасное есть жизнь“;
„прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, ка­кова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот пред­мет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни“, —
кажется, что это определение удовлетворительно объясняет все случаи, возбуждающие в нас чувство прекрасного».

Из такого амбивалентного определения («прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, ка­кова должна быть она по нашим понятиям». — Выд. нами. Ред.) вытекает мнимоосмысленное определение искусства:

Он устанавливает свой произвольный закон о второстепенной роли пропаганды по сравнению с «действительностью», но для обожаемого им Лессинга готов «сделать исключение из устанавливаемого им общего социологического закона, говорящего о второстепенной и подчиненной роли литературы». «Правда, говорить он, таких исключений, когда литература является главною двигательницею исторического развитія, очень немного, и эпоха Лессинга как раз является одним из таких исключеній. От начала деятельности Лессинга до смерти Шиллера, в течение 50 лет, развитие одной из величайших европейских наций, будущность стран от Балтийского до
Средиземного моря, от Рейна до Одера, определялась литературным движением». Здесь уверенность Чернышевского «в могуществе разума и силе знания взяла в нем перевес над его материалистическими взглядами в социологии», — отмечает Стеклов.

Глава Российской Республики

Путь к власти

Отказ Виссариона Белинского выдвигаться в Державную Думу, грозились расторжением коалиции «Народного Союза» и «Гражданской Воли». Тогда в предвыборный период, в 1871 году, на межпартийной конференции в Саратове, которую, к слову, организовал близкий друг и единомышленник Чернышевского — Николай Добролюбов. На этой конференции обе партии («Народный Союз» и «Гражданская Воля») договаривались о компромиссном кандидате, который станет следующим главой республики. В тот момент, когда переговоры зашли в тупик Добролюбов выступил с предложением выставить выдвинуть на пост главы России беспартийного западника-социалиста Чернышевского. Делегаты на конференции высказались почти единогласно за его кандидатуру.

Некрасов, Добролюбов и Чернышевский

Действуя согласно законодательной процедуре существовавшей в Российской Республике, Николай Чернышевский выдвинулся как беспартийный кандидат в Народное Вече от Саратовской губернии Волжской области. Выиграв в своём избирательном округе, получив 81% голосов, он прошёл в Народное вече, где на первом заседании он был выбран в Державную Думу её председателем и по совместительству главой Республики. Его депутатское место было передано тому, благодаря кому он оказался в «большой политике» — Николаю Добролюбову.

Трудовая реформа

Николай Чернышевский

Пребывав на посту главы Волжской Губернии, Николай Чернышевский не раз получал жалобы от рабочих новых фабрик, о тяжёлом положении их труда. Многочисленные встречи с рабочими в ходе работы с населением оказали на его дальнейшую политику большое влияние: Чернышевский не раз подавал предложения о необходимости облегчить положение рабочего класса. Однако в Народное Вече было занято , расколовшее общество. Все предложения пришлось отложить.

Теперь, когда он сам стал главой России и мог направлять Вече в нужном направлении он вернулся к этой идее. Очень непопулярная идея среди аристократии и буржуазии была на ура принята социалистами.

Воодушевленный широкой поддержкой изменений промышленного устава Чернышевский преступил к углублению реформы. В 1872 году был принят закон, по которому предприятия обязывались предоставлять возможность детям, не имевшим образования, посещать школы не менее 3 часов в день.

Следующий закон полностью запрещал работу в ночную смену женщинам и юношам, которым не исполнилось 17 лет. А в январе 1874 года был принят закон о правилах найма рабочих.

Финалом реформы стал закон, принятый 1 мая 1877 года — закон об ограничении трудового дня. Было введено ограничение времени рабочего дня на фабриках и заводах 12 часами, а в случае работы в ночное время, а также в субботу и перед праздниками – 10 часами. Закон также запрещал работы в воскресенье и устанавливал 14 обязательных праздников. По «взаимному соглашению» рабочие могли работать в воскресный день взамен будничного.

Самое известное произведение

Поговорим о книге «Что делать?». Роман Чернышевского, как уже отмечалось выше, был написан во время ареста в Петропавловской крепости (1862-1863). И, по сути, являлся ответом произведению Тургенева «Отцы и дети».

Готовые части рукописи писатель передавал в следственную комиссию, которая вела его дело. Цензор Бекетов проглядел политическую направленность романа, за что вскоре был отстранен от должности. Однако это не помогло, так как произведение к тому времени уже было опубликовано в «Современнике». Номера журнала попали под запрет, но текст уже был не раз переписан и в таком виде разошелся по всей стране.

Настоящим откровением стала для современников книга «Что делать?». Роман Чернышевского мгновенно стал бестселлером, его читали и обсуждали все. В 1867 году произведение было издано в Женеве силами русской эмиграции. После этого его перевели на английский, сербский, польский, французский и другие европейские языки.