Людовик xiii

Оглавление

Господство Шарля де Люина, 1617–1621 гг.

Людовик XIII верхом, ок. 1615–1620. Бронза , из Франции (вероятно, из Парижа). Музей Виктории и Альберта , Лондон

Вскоре Люинс стала такой же непопулярной, как и Кончини. Другие дворяне возмущались его монополизацией короля. Люин считался менее компетентным, чем министры Генриха IV, многие из которых уже пожилые или умершие, окружавшие Марию Медичи.

В 1618 году разразилась Тридцатилетняя война . Французский двор сначала не знал, какую сторону поддерживать. С одной стороны, традиционное соперничество Франции с Домом Габсбургов говорило в пользу вмешательства от имени протестантских держав (а отец Людовика, Генрих IV, когда-то был лидером гугенотов). С другой стороны, Людовик XIII имел строгое католическое воспитание, и его естественная склонность заключалась в поддержке императора Священной Римской империи Габсбургов Фердинанда II .

Еще больше враждебность французской знати против Люина вызвала отмена налога на половинку в 1618 году и продажа офисов в 1620 году. После изгнания в Блуа Мария Медичи стала очевидной точкой сплочения этого недовольства, а епископ Люсонский ( который стал кардиналом Ришелье в 1622 году) было разрешено действовать в качестве ее главного советника, выступая в качестве посредника между Марией и королем.

Французская знать подняла восстание в 1620 году, но их силы были легко разбиты королевскими войсками в Ле Пон-де-Се в августе 1620 года. Затем Людовик начал экспедицию против гугенотов Беарна , которые бросили вызов ряду королевских решений. Этой экспедиции удалось восстановить католицизм как официальную религию Беарна. Однако экспедиция Беарна подтолкнула гугенотов в других провинциях к восстанию под предводительством Генриха, герцога Роханского .

В 1621 году Людовик XIII официально помирился со своей матерью. Люин был назначен констеблем Франции , после чего он и Луи намеревались подавить восстание гугенотов. Осада крепости гугенотов в Монтобане должна была быть прекращена через три месяца из-за большого числа королевских войск, умерших от лагерной лихорадки. Одной из жертв лагерной лихорадки был Люин, умерший в декабре 1621 года.

Предки

Людовик XIII — предки
Франсуа де Бурбон-Вандом (1470 — 1495)
Карл IV де Бурбон (1489 — 1537)
Мария де Люксембург (1472 — 1547)
Антуан де Бурбон (1518 — 1562)
Рене Алансонский (1454 — 1492)
Франсуаза Алансонская (1490 — 1550)
Маргарита Лотарингская (1463 — 1521)
Генрих IV (1553 — 1610)
Жан III д’Альбре (1469 / 1477 — 1516)
Генрих II Наваррский (1503 — 1555)
Екатерина де Фуа (1470 — 1517)
Иоанна III (1528 — 1572)
Карл де Валуа (1459 — 1496)
Маргарита Наваррская (1492 — 1549)
Луиза Савойская (1476 — 1531)
Людовик XIII (1601 — 1643)
Джованни делле Банде Нере (1498 — 1526)
Козимо I (1519 — 1574)
Мария Сальвиати (1499 — 1543)
Франческо I (1541 — 1587)
Педро Альварес де Толедо (1484 — 1553)
Элеонора Толедская (1522 — 1562)
(1490 — 1539)
Мария Медичи (1575 — 1642)
Филипп I Красивый (1478 — 1506)
Фердинанд I (1503 — 1564)
Хуана I Безумная (1479 — 1555)
Иоганна Австрийская (1547 — 1578)
Владислав II Ягеллон (1456 — 1516)
Анна Ягеллонка (1503 — 1547)
Анна де Фуа (1484 — 1506)

Король Людовик XIII: биография

Родился двадцать седьмого сентября 1601 года. Его отец был первым королём из династии Бурбонов. Генрих Четвёртый был лидером протестантов и долгое время боролся за престол. Гугеноты (протестанты) составляли религиозное меньшинство в королевстве и долгое время не имели своего представителя во власти. Католики не желали и слушать о примирении с «еретиками», что привело ко множеству кровопролитных войн. В итоге Генрих принял католицизм и положил конец религиозной вражде. Однако к пятидесяти годам у него до сих пор не было наследника. В 1600 году с Генрихом устанавливает контакт богатейшая семья Европы — Медичи. Королю предлагается взять в жены двадцатичетырёхлетнюю Марию в обмен на огромное состояние.

Осенью того же года в Лионе происходит свадьба, а через девять месяцев у супругов рождается сын — Людовик XIII.

Красный кардинал руководит страной

Людовик XIII довольно быстро обучался государственным делам и заводил уже личные знакомства в дворянской среде. Однако его мать Мария по-прежнему оставалась сильной фигурой в государственной политике, и сдавать свои позиции она не желала. В скором времени при дворе появляется её новый фаворит — кардинал Ришелье. В это время Франция пребывает в огромном упадке. Её угрожают могущественные державы Европы — Испания и Австрия. А внутри двора плетутся интриги. Людовик XIII и Ришелье не находят общего языка и даже становятся врагами.

В стране начинаются масштабные реформы, и Ришелье на некоторый период фактически узурпирует власть. Кардинал готовится к конфликту с Испанией, при этом наращивая влияние внутри страны. Проводится программа усиленной централизации власти. Людовик XIII сквозь пальцы смотрит на все решения своего министра. Существование гугенотов во многом противоречит новой французской политике. Поэтому Ришелье решает разделаться и иноверцами.

Сексуальность

Нет никаких свидетельств того, что у Луи были любовницы (за это он получил титул «Людовик целомудренный »), но несколько сообщений предполагают, что он мог быть гомосексуалистом. Длительный временной промежуток между беременностями королевы, возможно, был результатом отвращения Людовика XIII к гетеросексуальной активности, что имеет большое политическое значение, поскольку до рождения Людовика XIV у пары потребовалось более 20 лет брака. В подростковом возрасте его интересы были сосредоточены на придворных мужчинах, и он развил сильную эмоциональную привязанность к своему фавориту Шарлю д’Альберту , хотя некоторые говорят, что нет явных доказательств сексуальных отношений. Гедеон Таллеман де Рео , опираясь на слухи, переданные ему критиком короля ( маркизой де Рамбуйе ), в своих « Историеттах» явно размышлял о том, что произошло в постели короля.

Дальнейшая связь с конюхом , Франсуа де Барада, закончилась, когда последний потерял благосклонность драться на дуэли после того, как дуэль была запрещена королевским указом.

Луи также был очарован Анри Койффье де Рузе, маркизом Синк-Марс , который позже был казнен за сговор с испанским врагом во время войны. Таллемант описал, как в королевское путешествие король «послал господина ле Гранда раздеться, а та вернулась, украшенная, как невеста.« В постель, в постель », — нетерпеливо сказал он ему … Миньона не было дома до того, как король уже целовал ему руки «.

Личная жизнь Людовика XIII

Филипп де Шампань. «Большой парадный портрет короля Людовика XIII» (1622—1639). Королевская коллекция

Супружеская жизнь Людовика XIII чередуется несколькими фазами. Людовик, оставив после брачной ночи супругу Анну Австрийскую, испытывает «стыд и великий страх» и не стремится делить с королевой ложе. Это оправдывается его юным возрастом (14 лет), глубокой религиозностью и слабым здоровьем. В 1619 году этот брак действительно станет более крепким. Последние генетические исследования доказывают, что Людовик XIV происходит из рода Генриха IV, что делает его сыном потомка Генриха IV. У Людовика было две внебрачные, но обе платонические связи с Марией де Отефор (будущей герцогиней д’Оллюин) и Луизой де Лафайет.

У Людовика XIII было несколько приближённых, которых он одаривал титулами, должностями и выплатами. Наиболее значимые из них: Шарль де Люин (1617—1621), Жан де Туара (1624), Франсуа де Баррадас (1625—1626), Клод де Сен-Симон (1626—1636) и Анри Сен-Мар (1639—1642). Будучи простыми пажами, конюшенными или ловчими они разделяют интерес короля к охоте. Их возвышение стремительно, но непродолжительно. Баррадас и Сен-Мар проявляли особую требовательность и непочтительность, манипулируют королём, пользовались его доверчивостью. Это привело Сен-Мара к обезглавлению в 1642 году за заговор против кардинала Ришельё.

Не существует доказательств плотской симпатии короля к своим фаворитам, кроме двух анекдотов из «Historiettes» Жедеона де Рео. Недопустимость подобных отношений короля также объясняется его глубокой религиозностью и страхом перед грехом.

В «Мемуарах» Франсуа де Ларошфуко королю дана следующая характеристика: «Король Людовик XIII… отличался слабым здоровьем, к тому же преждевременно подорванным чрезмерным увлечением охотой. Недомогания, которыми он страдал, усиливали в нём мрачное состояние духа и недостатки его характера: он был хмур, недоверчив, нелюдим; он и хотел, чтобы им руководили и в то же время с трудом переносил это. У него был мелочный ум, направленный исключительно на копание в пустяках, а его познания в военном деле приличествовали скорее простому офицеру, чем королю».

Отношение к искусству

Людовик был страстным любителем музыки. С трёхлетнего возраста будущий король играл на лютне, считая её «королевой инструментов», а также на клавесине; виртуозно владел охотничьим рожком и пел партию первого баса в ансамбле, исполняя многоголосные куртуазные песни (airs de cour) и псалмы.

Он с детства начал учиться танцам и в 1610 году официально дебютировал в придворном «Балете Дофина». Людовик исполнял в придворных балетах благородные и гротескные роли, а в 1615 году в «Балете Мадам» выступил в роли Солнца.

Людовик XIII — автор куртуазных песен и многоголосных псалмов; музыка его также звучала в знаменитом «Мерлезонском балете» (1635), для которого он сочинил танцы («Simphonies»), придумал костюмы, и в котором сам исполнил несколько ролей.

Предки

Людовик XIII — предки
Франсуа де Бурбон-Вандом (1470 — 1495)
Карл IV де Бурбон (1489 — 1537)
Мария де Люксембург (1472 — 1547)
Антуан де Бурбон (1518 — 1562)
Рене Алансонский (1454 — 1492)
Франсуаза Алансонская (1490 — 1550)
Маргарита Лотарингская (1463 — 1521)
Генрих IV (1553 — 1610)
Жан III д’Альбре (1469 / 1477 — 1516)
Генрих II Наваррский (1503 — 1555)
Екатерина де Фуа (1470 — 1517)
Иоанна III (1528 — 1572)
Карл де Валуа (1459 — 1496)
Маргарита Наваррская (1492 — 1549)
Луиза Савойская (1476 — 1531)
Людовик XIII (1601 — 1643)
Джованни делле Банде Нере (1498 — 1526)
Козимо I (1519 — 1574)
Мария Сальвиати (1499 — 1543)
Франческо I (1541 — 1587)
Педро Альварес де Толедо (1484 — 1553)
Элеонора Толедская (1522 — 1562)
(1490 — 1539)
Мария Медичи (1575 — 1642)
Филипп I Красивый (1478 — 1506)
Фердинанд I (1503 — 1564)
Хуана I Безумная (1479 — 1555)
Иоганна Австрийская (1547 — 1578)
Владислав II Ягеллон (1456 — 1516)
Анна Ягеллонка (1503 — 1547)
Анна де Фуа (1484 — 1506)

Правление Марии Медичи, 1610–1617 гг.

Людовик XIII Франсом Поурбусом Младшим (1611) ( Палаццо Питти )

Людовик XIII взошел на трон в 1610 году после убийства своего отца, а его мать Мария Медичи выступила в качестве его регента . Хотя Людовик XIII достиг совершеннолетия в возрасте тринадцати лет (1614 г.), его мать не отказывалась от своего положения регента до 1617 года, когда ему было 16. Мари поддерживала большинство министров своего мужа, за исключением Максимилиана де Бетюна, герцога Сюлли , который был непопулярен в стране. В политических советах она в основном полагалась на Николя де Неввилля, сеньора де Вильруа , Ноэля Брюлара де Силлери и Пьера Жаннена . Мари вела умеренную политику, подтверждая Нантский эдикт . Однако она не смогла предотвратить восстание дворян, таких как Анри, принц Конде (1588–1646) , второй в очереди на престол после второго выжившего сына Мари Гастона, герцога Орлеанского . Конде поссорился с Мари в 1614 году и ненадолго собрал армию, но он не нашел поддержки в стране, и Мари смогла собрать свою собственную армию. Тем не менее, Мари согласилась созвать Генеральную ассамблею Estates для рассмотрения жалоб Конде.

Собрание этих Генеральных штатов было отложено до тех пор, пока Людовик XIII формально не достиг совершеннолетия к своему тринадцатилетию. Хотя его совершеннолетие формально положило конец регентству Мари, она осталась де-факто правительницей Франции. Генеральные штаты мало что сделали, тратя время на обсуждение отношений Франции с папством и продажность должностей, но не достигнув никаких решений.

Половина Людовика д’Ор (1643 г.) с изображением Людовика XIII

Начиная с 1615 года, Мари стала все больше полагаться на Кончино Кончини , итальянца, который взял на себя роль ее фаворита и был очень непопулярен, потому что был иностранцем. Это еще больше разозлило Конде, который начал новое восстание в первые месяцы 1616 года. Лидеры гугенотов поддержали восстание Конде, что привело молодого Людовика XIII к выводу, что они никогда не будут лояльными подданными. В конце концов, Конде и королева Мария заключили мир с ратификацией 3 мая Луденского договора , который позволил Конде иметь большую власть в правительстве, но не сместил Кончини. Однако 1 сентября, после растущего недовольства знати из-за положения Кончини, королева Мария с помощью Луи заключила Конде в тюрьму, чтобы защитить Кончини, что привело к возобновлению восстаний против королевы и Кончини.

Тем временем Людовик XIII решил, при поддержке Шарля д’Альбера ( Великий сокольничий Франции ) и других советников, порвать со своей матерью и арестовать Кончини. 24 апреля 1617 г. при попытке ареста Кончини был убит. Его вдова Леонора Дори Галигай была осуждена за колдовство, осуждена, обезглавлена ​​и сожжена 8 июля 1617 года, а Мари была отправлена ​​в ссылку в Блуа . Позже Людовик присвоил Шарлю д’Альберту титул герцога Люинского .

Раскрытие заговора

Это событие окончательно доказало веру короля в Ришелье. Фактически участие Людовика в государственных делах этим и ограничивалось. Кардинал взял всю полноту власти в свои руки. Монарх же всё больше времени уделял искусству. Он любил танцы, музыку и живопись. Регулярно встречался с лучшими художниками страны. На сегодняшний день сохранилось несколько холстов, на которых изображён король Людовик XIII. Фото этих картин есть и в нашей статье.

Также Людовик увлекался театром. Пока Красный кардинал вёл войны и пресекал политические интриги, король писал песни и придумывал костюмы для своих балетов. Даже будучи первым человеком во Франции, монарх лично играл в своём любимом Марлезонском балете.

“Это бунт!” — “Нет, это революция!”

Ситуация становилась действительно катастрофической. Дворянство негодовало, простой народ бунтовал. Большую известность приобрела история, связанная с королевой Марией-Антуанеттой. Когда ей сообщили, что во Франции начинаются бунты, женщина спросила, что тому причиной.

“У крестьян нет хлеба”, — сообщили ей. На это королева усмехнулась и молвила: “Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!”. И эта история ярко показывает, что королевская семья была оторвана от жизни людей во Франции — они не осознавали суть проблем и, конечно, не могли найти решения.

Филибер-Луи Дебюкур «Доброта Людовика XVI» (фрагмент картины) / Музей истории Франции

Опасаясь за свою жизнь, Людовик XVI принял решение сосредоточить главные силы армии возле Парижа. Это лишь усугубило ситуацию. 14 июля 1789 года во французской столице вспыхнуло восстание, была взята крепость Бастилия. Соратники монарха призывали его отправиться с войском в Лотарингию, но он заявил, что король и народ — одно целое.

Вскоре Людовик переехал в Париж. Тем временем вся власть перешла к Учредительному собранию, оставившему королю роль беспомощного потрясённого наблюдателя — он не мог изменить ситуации и уже никак не влиял на происходящие в стране процессы.

Жозеф Дюплесси «Портрет короля Людовика XVI» / Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Личная жизнь

С 1612 года Людовик уже был обручен с Анной Австрийской, дочерью испанского короля. Об этом позаботилась его мать Мария Медичи, которая стремилась к сближению с Испанией. Но сам Людовик XIII не был расположен к женщинам. В некоторых источниках, например, работе Эмиля Мань описывается его благосклонное отношение к ближним слугам-мужчинам.

Свадьба Людовика XIII с Анной Австрийской

Свадьба с Анной состоялась в ноябре 1615 года. Супруги были юны, поэтому их первая брачная ночь была отложена на два года. Анна Австрийская ехала в Париж с надеждой на счастливый брак и веселую жизнь, но вскоре поняла, что брак с королем обречен на скуку и одиночество. Людовик не был расположен к общению, все время был угрюм и предпочитал ее обществу музыку и охоту.

Альбер де Люин понимал, что Франции нужен наследник, и буквально положил Людовика в постель к супруге, но опыт оказался неудачным, и молодой король не подходил к спальне королевы еще 4 года. После такого перерыва совместная ночь все-таки дала свои плоды. Анна забеременела, но, к сожалению, у нее произошел выкидыш. Это вновь отдалило Людовика от супруги.

Герцог Бекингем и Анна Австрийская

В мае 1625 года в Париж прибывает с дипломатической миссией герцог Бекингем. И Анна влюбляется, ей сложно скрыть свое чувство, это приводит к тому, что ее поведение обсуждается на Королевском совете.

В 1628 году Бекингем вместе с военной кампанией высадился под Ла Рошелем, где был убит. Анна Австрийская, узнав об этом, была крайне опечалена. А вот король наоборот. Через несколько дней после этой новости он велел Анне участвовать в придворном спектакле и получил массу удовольствия от ее душевных страданий.

Людовик XIV, сын Людовика XIII

В этот период у короля Людовика появляется новый фаворит – Франсуа де Баррада. За полгода очаровательный юноша из пажа «вырастает» в капитана резиденции Бурбонов. Но молодой человек был вспыльчив и недальновиден, поэтому вскоре влюбляется во фрейлину королевы, и король его отправляет в отставку.

В череде измен, любовников и фаворитов многие думали, что союз короля и королевы останется бесплодным, но в 1638 году у Анны Австрийской родился сын – Людовик XIV, будущий «король-солнце». В 1640 году родился их второй сын – Филипп I Орлеанский.

Детство и юность

Родился Людовик XIII 27 сентября 1601 года. Его отец Генрих IV был первым королем из династии Бурбонов. Мать – Мария Медичи, родом из Флоренции, дочь великого герцога Тосканы Франческо I. Брак Генриха и Марии был заключен исключительно с целью сохранить влияние Франции в Италии.

Мария Медичи, помимо Людовика, родила еще пятерых сыновей, но до совершеннолетия дожили только Людовик XIII и его брат Гастон Орлеанский.

Людовик XIII в детстве

Детство Людовик прожил в замке Сен-Жермен-ан-Лэ, его воспитанием занимался Альбер де Люин – крестный сын Генриха IV. Он его учил охоте, дрессировке собак, выучке соколов, игре на музыкальных инструментах. Уже в три года мальчик играл на лютне. Мать же не испытывала особых чувств к сыну, объясняя это тем, что будущий король должен быть воспитан в строгости и дисциплине.

У Людовика был крайне упрямый характер. Поэтому вплоть до женитьбы на Анне Австрийской основным орудием воспитания Марии Медичи была плеть, да и сам Генрих IV благосклонно относился к порке.

Людовик XIII в молодости

В 1610 году Людовик дебютировал в Балете Дофина. В 1615 году участвовал в Балете Мадам. А для знаменитого «Мерлезонского балета» он сам сочинил и музыку, и танцы, и даже создал эскизы костюмов. Также он появился в этом балете в эпизодических ролях крестьянина и торговки. У мальчика была отличная память, он любил слушать сказки и исторические рассказы, рассматривать географические карты.

Когда Людовику было 8 лет, его отца короля Генриха IV убили, и власть перешла к Марии Медичи и ее фавориту Кончино Кончини. Совершеннолетним король был признан в 1614 году, но даже после этого власть оставалась в руках королевы-регента.

Людовик XIII

Вскоре Людовик по совету Люина решил убрать со своего пути Кончини. Фаворита матери убили, Медичи сослали в замок Блуа, а Людовик становится полноправным королем. Но ему всего 16 лет, поэтому по факту правил государством Альбер де Люин.

К слову, Людовик рос меланхоличным и болезненным ребенком. Имели место гормональные сбои, до 23 лет на его лице не росло щетины, поэтому он долго не пользовался услугами цирюльника. Но когда начала расти борода, он научился бриться сам, а вскоре самолично побрил всех своих офицеров, при этом сделал все на новый лад. Считается, что именно он изобрел особую «королевскую» бородку клинышком.

Свадьба

27 мая 1234 года Людовик женился на Маргарите Провансальской (1221 — 21 декабря 1295); на следующий день она была коронована в соборе Сенса. Брак Луи имел политические связи, так как его жена приходилась сестрой Элеоноре , которая позже вышла замуж за Генриха III Английского . Религиозное рвение новой королевы сделало ее подходящей партнершей для короля. Ему нравилось ее общество, и он был рад показать ей многие общественные работы, которые он делал в Париже, как для его защиты, так и для его здоровья. Им нравилось вместе кататься, читать и слушать музыку

Его внимание к Маргарет вызвало определенную ревность в его матери, которая пыталась разлучить пару, насколько могла.

Образ в искусстве

Памятник Людовику XIII на площади Вогезов.

  • 4 ноября 1829 года в Париже на площади Вогезов Людовику XIII был установлен конный памятник взамен бронзовой статуи 1639 года, который был снесён в 1792 году во время Великой французской революции. 4 ноября 1829 года поставлена копия взамен бронзового оригинала.
  • На павильоне замка Ришельё в 1635 году был установлен Бюст Людовика XIII в образе «императора работы Гильёма Бертело. В 1791 году бюст был разбит в ходе разорения замка. В 1844 году туловище и голова скульптуры были обнаружены и переданы антикварному обществу. Бюст сегодня хранится в музее Пуатье.
  • Статуя Людовика XIII в образе Марса работы Артуса Легуста в 1620 году украсила ворота артиллерийского арсенала Тулузы. После пожара 1772 года от скульптуры осталась только голова. Позже установили, что она не является работой Легуста. Выставлен в Музее Августинцев.
  • Барельеф Людовика XIII в Понт-Нев в Тулузе выполнен в 1643 году Пьером Аффром.
  • На фасаде ратуши Реймса возвышается конная статуя Людовика XIII.

В художественной литературе

  • Поэма Sur la mort du roi Louis XIII Пьера Корнеля (1606—1684).
  • Понимая дилеммы короля, Пьер Корнель посвятил ему несколько реплик в «Сиде».
  • 1829 — Пьеса «Марион Делорм» (акт IV) Виктора Гюго.
  • 1844 — Людовик XIII является героем романа Александра Дюма «Три мушкетёра».
  • 1977 — «Fortune de France» (тома 7-13 цикла прослеживают жизнь Людовика XIII) Робера Мерля.

В кино

  • 1921 — «Три мушкетёра» (США) режиссёра Фреда Нибло. В роли короля Людовика — Адольф Менжу.
  • 1929 — «Железная маска» (США); режиссёра Аллана Двона. В роли короля Людовика — Рольф Седан.
  • 1938 — «Вернёмся на Елисейские поля» (Франция). В роли короля Людовика — Раймон Галле.
  • 1939 — «Человек в Железной маске» (США) режиссёра Джеймса Уэйла. В роли короля Людовика — Альберт Деккер.
  • 1961 — «Три мушкетёра» (Франция, Италия) режиссёра реж. Бернара Бордери. В роли короля — Ги Трежан.
  • 1971 — «Дьяволы» (Великобритания). В роли короля Людовика — Грэхэм Эрмитедж.
  • 1973 — «Три мушкетёра» (Испания, США, Панама, Великобритания) режиссёра Ричарда Лестера. В роли короля — Жан-Пьер Кассель.
  • 1974 — «Четыре мушкетёра: Месть миледи» (Испания, США, Панама, Великобритания) режиссёра Ричарда Лестера. В роли короля — Жан-Пьер Кассель.
  • 1974 — «Четыре мушкетёра», «Четверо против кардинала» (Франция) режиссёра Андре Юнебеля. В роли короля Людовика — Даниэль Чеккальди.
  • 1977 — «Ришельё» (Франция) режиссёра Жан-Пьера Декура. В роли короля Людовика — Жак Рони.
  • 1978 — «Мазарини» (Франция) режиссёра Пьера Кардиналя. В роли короля Людовика — Жак Рони.
  • 1978 — «Д’Артаньян и три мушкетёра» (СССР). В роли короля — Олег Табаков.
  • 1993 — «Три мушкетёра» (США, Австрия) режиссёра Стивена Херека. В роли короля — Хью О’Конор.
  • 2001 — «Мушкетёр» (Германия, Люксембург, США, Великобританя) режиссёра Питера Хайамса. В роли короля — Даниэль Месгиш.
  • 2009 — «Королева и кардинал» (Франция). В роли короля — Филипп дю Жанеран.
  • 2011 — «Мушкетёры» (Великобритания, Франция, Германия); режиссёра Пола У. С. Андерсона. В роли короля Людовика — Фредди Фокс.
  • 2013 — «Три мушкетёра» (Россия) режиссёра Сергея Жигунова. В роли короля Людовика — Филипп Янковский.
  • 2014 — «Ришельё, пурпур и кровь» (Франция) режиссёра Анри Эльмана. В роли короля — Стефан Герен-Тийе.
  • 2014-16 — «Мушкетёры» (Великобритания). В роли короля — Райан Гейдж.

Примечания

  1. Pierre Chevallier. Louis XIII. — Fayard, 1979. — С. 28, 54, 32, 35-38. — 680 с.
  2. Historiettes (фр.). — Tallemant des Réaux. — С. 334. — (Bibliothèque de la Pléiade). — ISBN 2-07-010547-4.
  3. . www.enciclopedia.cat. Дата обращения: 16 марта 2021.
  4. Janine Garrisson, Paul Duchein. Louis XIII et les 400 coups. — Toulouse: Privat, Mémoire Vive, 2002.
  5. Pascal Rambeaud. Richelieu et le siège de La Rochelle (1627-1628) (фр.) // Recherches vendéennes, Société d’émulation de la Vendée. — 2009. — No 16 «Richelieu, de l’évêque au ministre: actes du colloque tenu à Luçon le 25 avril 2008». — P. 133.
  6. Archives départementales des Yvelines — Saint-Germain-en-Laye (BMS 1637—1644 ; vues 277/339 et 278/339) — Mort du Roy (Louis XIII) le 14 mai 1643… » après une longue et langoureuse maladie mourut dans le Chasteau neuf de St Germain en Laye tres puissant tres Victorieux et tres chrestien Prince Louis De Bourbon treiziesme du nom surnommé Le Juste… ; tres Illustre Prince Louis De Bourbon quatorziesme du nom surnommé Dieudonné son fils aisné Dauphin de France… «)
  7. René Laurentin et Patrick Sbalchiero. Dictionnaire des «apparitions» de la Vierge Marie. — Fayard, 2007. — С. 29—31. — 1426 с. — ISBN 978-2-213-67132-1.
  8. O. Tessier. Histoire de la commune de Cotignac. — Marseille, 1860 (réimpr. 1979). — С. 46. — 346 с.
  9. Jean-Christian Petitfils. Louis XIII. — Perrin, 2008. — С. 849.
  10. J. J. Bernier, P. Chevalier, D. Teysseyre, J. André. La maladie de Louis XIII. Tuberculose intestinale ou maladie de Crohn (фр.) // La Nouvelle Presse médicale. — 1981. — 20 juin (vol. 10, no 27). — P. 2243—2250.
  11. Eud. Soulié et Édouard de Barthélemy. Journal de Jean Héroard sur l’enfance et la jeunesse de Louis XIII (1601-1628). — 1868.
  12. Maxime Lambert.  (фр.). Maxisciences (2 janvier 2013). Дата обращения: 1 марта 2021.
  13. , с. 5.
  14. Françoise Bardon. Le Portrait mythologique à la cour de France sous Henri IV etLouis XIII. Mythologie et politique. — Paris: Picard, 1974. — С. 62.
  15. Geneviève Bresc-Bautier. Richelieu et l’effigie royale sculptée dans Richelieu patron des arts. — Paris: Maison des sciences de l’homme, 2009. — С. 129—140. — 560 с. — ISBN 978-2-7351-1195-4.
  16. Jean Penent (dir.), Christian Péligry, Jean-Pierre Suzzoni. Le portrait toulousain de 1550 à 1800, Toulouse. — Loubatières, 1987. — С. 63—65.
  17. Catherine Bourdieu-Weiss. Pierre Affre, sculpteur toulousain du XVIIe siècle : aspects méconnus de sa vie, XVIIe siècle (фр.) // Presses Universitaires de France. — 2001. — No 211. — P. 215.

Источники

Многое из того, что известно о жизни Луи, взято из знаменитого Жана де Жуанвиля « . Жуанвиль был близким другом, доверенным лицом и советником короля. Он участвовал в качестве свидетеля в папском расследовании жизни Людовика, в результате которого в 1297 году папа Бонифаций VIII канонизировал его .

Две другие важные биографии были написаны духовником короля Джеффри де Больё и его капелланом Гийомом де Шартром (доминикан)   . В то время как несколько человек написали биографии в течение десятилетий после смерти короля, только Жан Жуанвильский, Джеффри Болье и Вильгельм Шартрский писали, исходя из личных знаний о короле и описываемых ими событиях, и все трое благосклонно относятся к королю. Четвертым важным источником информации является биография Вильгельма Сен-Парфийского 19 века, написанная им с использованием материалов папского расследования, упомянутого выше.

Король Франции

Людовик XIII вступил на престол после своего отца и смерть, в октябре 1610 года, с коронации в Реймсе, исторический собор. Его мать, Мари, однако, постановил в качестве регента в первые дни его правления. Она также помогла организовать его брак с Анной Австрийской, который объединил французских и испанских империй. Энн была старшей дочерью короля Филиппа III и Маргариты Австрийской.

Король Людовик XIII и Анны Австрийской было всего 14 лет, когда они поженились в ноябре 1615 Союз был далек от матча, заключенный на небесах, Король-подросток не имел никакого интереса к его новой невесте. Она также перенесла несколько выкидышей, не сумев дать королю наследника, которого он искал.

В 1617 году, Луис взял полный контроль и послал свою мать в ссылку в Блуа. Затем он управлял с большим руководством и при поддержке со стороны своих ближайших советников. Луи в конце концов пришел в пользу кардинала Ришелье, назначив его своим главным министром в 1624. Ришелье был в состоянии оказать необычайное количество влияния на внешнюю и внутреннюю политику.

Один из Людовика XIII и большие проблемы был управляющим страна продолжающаяся религиозную рознь. Ему удалось забить важную победу против гугенотов в 1628 в Ла-Рошель. В 1630 году Луи оказался борется свою мать после того, как она настаивала на Ришелье s увольнение. Вместо этого он решил отправить свою мать обратно в ссылку.

После объявления войны Испании в 1635 году, Луи оказался с большим количеством семейных проблем. Военные действия расстроить его испанской женой, которого Ришелье обвиняют в измене в 1637 году, но она никогда не была признана виновной в заряду. Обвинение, однако, только добавили Луи s отчуждение от Энн. Тем не менее, его военные победы над Испании во время войны помогли поднять Луи уважение в глазах людей.

Предки[править | править код]

Людовик XIII — предки
Франсуа де Бурбон-Вандом (1470 — 1495)
Карл IV де Бурбон (1489 — 1537)
Мария де Люксембург (1472 — 1547)
Антуан де Бурбон (1518 — 1562)
Рене Алансонский (1454 — 1492)
Франсуаза Алансонская (1490 — 1550)
Маргарита Лотарингская (1463 — 1521)
Генрих IV (1553 — 1610)
Жан III д’Альбре (1469 / 1477 — 1516)
Генрих II Наваррский (1503 — 1555)
Екатерина де Фуа (1470 — 1517)
Иоанна III (1528 — 1572)
Карл де Валуа (1459 — 1496)
Маргарита Наваррская (1492 — 1549)
Луиза Савойская (1476 — 1531)
Людовик XIII (1601 — 1643)
Джованни делле Банде Нере (1498 — 1526)
Козимо I (1519 — 1574)
Мария Сальвиати (1499 — 1543)
Франческо I (1541 — 1587)
Педро Альварес де Толедо (1484 — 1553)
Элеонора Толедская (1522 — 1562)
(1490 — 1539)
Мария Медичи (1575 — 1642)
Филипп I Красивый (1478 — 1506)
Фердинанд I (1503 — 1564)
Хуана I Безумная (1479 — 1555)
Иоганна Австрийская (1547 — 1578)
Владислав II Ягеллон (1456 — 1516)
Анна Ягеллонка (1503 — 1547)
Анна де Фуа (1484 — 1506)

Личная жизнь Людовика XIII

Филипп де Шампань. «Большой парадный портрет короля Людовика XIII» (1622—1639). Королевская коллекция

Супружеская жизнь Людовика XIII чередуется несколькими фазами. Людовик, оставив после брачной ночи супругу Анну Австрийскую, испытывает «стыд и великий страх» и не стремится делить с королевой ложе. Это оправдывается его юным возрастом (14 лет), глубокой религиозностью и слабым здоровьем. В 1619 году этот брак действительно станет более крепким. Последние генетические исследования доказывают, что Людовик XIV происходит из рода Генриха IV, что делает его сыном потомка Генриха IV. У Людовика было две внебрачные, но обе платонические связи с Марией де Отефор (будущей герцогиней д’Оллюин) и Луизой де Лафайет.

У Людовика XIII было несколько приближённых, которых он одаривал титулами, должностями и выплатами. Наиболее значимые из них: Шарль де Люин (1617—1621), Жан де Туара (1624), Франсуа де Баррадас (1625—1626), Клод де Сен-Симон (1626—1636) и Анри Сен-Мар (1639—1642). Будучи простыми пажами, конюшенными или ловчими они разделяют интерес короля к охоте. Их возвышение стремительно, но непродолжительно. Баррадас и Сен-Мар проявляли особую требовательность и непочтительность, манипулируют королём, пользовались его доверчивостью. Это привело Сен-Мара к обезглавлению в 1642 году за заговор против кардинала Ришельё.

Не существует доказательств плотской симпатии короля к своим фаворитам, кроме двух анекдотов из «Historiettes» Жедеона де Рео. Недопустимость подобных отношений короля также объясняется его глубокой религиозностью и страхом перед грехом.

В «Мемуарах» Франсуа де Ларошфуко королю дана следующая характеристика: «Король Людовик XIII… отличался слабым здоровьем, к тому же преждевременно подорванным чрезмерным увлечением охотой. Недомогания, которыми он страдал, усиливали в нём мрачное состояние духа и недостатки его характера: он был хмур, недоверчив, нелюдим; он и хотел, чтобы им руководили и в то же время с трудом переносил это. У него был мелочный ум, направленный исключительно на копание в пустяках, а его познания в военном деле приличествовали скорее простому офицеру, чем королю».

Отношение к искусству

Людовик был страстным любителем музыки. С трёхлетнего возраста будущий король играл на лютне, считая её «королевой инструментов», а также на клавесине; виртуозно владел охотничьим рожком и пел партию первого баса в ансамбле, исполняя многоголосные куртуазные песни (airs de cour) и псалмы.

Он с детства начал учиться танцам и в 1610 году официально дебютировал в придворном «Балете Дофина». Людовик исполнял в придворных балетах благородные и гротескные роли, а в 1615 году в «Балете Мадам» выступил в роли Солнца.

Людовик XIII — автор куртуазных песен и многоголосных псалмов; музыка его также звучала в знаменитом «Мерлезонском балете» (1635), для которого он сочинил танцы («Simphonies»), придумал костюмы, и в котором сам исполнил несколько ролей.

Дофин Франции

Людовик XIII был первенцем короля Генриха IV и королевы Марии Медичи, который родился во дворце Фонтенбло. О детстве дофина известно из дневников придворного врача Жана Героара. В 1601 году дофина перевезли в Сен-Жерменский дворец, где жили незаконнорожденные дети отца. 14 сентября 1606 его крестили в Фонтенбло. Крёстным отцом от лица папы Павла V был кардинал Франсуа де Жуайез, крёстной матерью — тётка дофина по матери, Элеонора Медичи.

Сен-Жерменский дворец дофин покидает редко, так как его мать не одобряет его общение с местными жителями. Он рано увлекается музыкой, принимает музыкантов, сам играет на музыкальных инструментах и поёт, рисует, интересуется военным делом и оружием. Рано научился стрелять из лука и аркебуза, любил принимать участие в церемониальных обязанностях своих охранников. Первый урок дофин получил в семилетнем возрасте от наставника поэта Николя Воклена де Ивето. Среди изучаемых предметов не любил французский и латинский языки, геометрию и математику, больше интересовался историей, помимо рисования и военного дела. В 1611 году Ивето заменили философом Николя Лефевром, который скончался в ноябре 1612 года. Должность занял М. де Флоранс, а затем капитан-лейтенант жандармов дофина, маркиз Жиль де Куртанво Сувре.