Челюскин, семён иванович

Оглавление

Краткая биография

В 1720-х Челюскин по окончании Петербургской морской академии поступил на службу на корабли Балтийского флота, где сначала находился в должности как ученик штурмана, но потом Семен Иванович получил полноценную работу подштурмана и навигатора. Несмотря на его выдающиеся успехи, он не мог занять лидирующие позиции в адмиралтейских кругах из-за низкой репутации отца. Также на это повлияло то, что в XVIII веке чаще всего мореплавателями становились иностранцы (преимущественно из Голландии), поэтому обычному русскому человеку тяжело было пробиться «в моря».

Семен Иванович Челюскин

Вторая Камчатская экспедиция

Все изменилось после назначения Челюскина штурманом в Великую Северную экспедицию (1733- 1743 гг.).

  • 17 апреля 1732 года – подписание указа о начале подготовки к экспедиции под руководством Витуса Беринга.
  • В 1735—1736 гг. Семен Иванович стал штурманом на корабле «Якутск». Капитаном на нем был В.Прончищев. Во время путешествия исследователь активно вел дневник, в котором подробно описывал открытые командой берега, климатические условия и состояние товарищей. Также, в нем можно найти рисунки изученных местностей.
  • После болезни и последующей смерти капитана Челюскин взял руководство на себя. В сентябре 1736 года он вывел шлюпку из залива Фаддея к реке Оленек.
  • Исследователь с ученым Чекиным на санях вернулся в город Якутск в декабре 1736 года.
  • После реконструкции корабля «Якутск» в 1738-1739 гг. Челюскин настоял на продолжении путешествия и отправился в экспедицию под командованием Х.П.Лаптева.
  • В июле 1740 года мореплаватель вышел в новый поход, но его судно затерло дрейфующими льдами. Поэтому его команде пришлось находиться там вплоть до открытия зимних путей. С продуктами экспедиции помогал местный промышленник В. Сазоновский. Несмотря на это, команда была на грани гибели из-за «популярной» тогда болезни цинги. Но все обошлось малой кровью, и экспедиция дожила до зимы.
  • 1741-1742 годы были самыми продуктивными у будущего первооткрывателя. В это время он на собачьих упряжках из Туруханска полностью исследовал и описал западное и восточное побережья полуострова Таймыр. После составления подробной карты Челюскин открыл самую крайнюю точку на Севере материка – мыс, который позже получит имя этого известного мореплавателя. Также, он не оставил без внимания устья таких рек, как Хатанга, Пясина, Лена и Енисей. Все эти исследования были произведены в ужасных климатических условиях Севера. По личному дневнику Челюскина можно сказать, что были на грани смерти все – и люди, и ездовые собаки. Поэтому, все сделанные открытия и описания показывают отвагу и большое упорство команды, а главное, ее руководителя.
  • По окончании Второй Камчатской экспедиции (1742 год) Челюскин вернулся в Петербург. Там он получил должность мичмана, но продержался на ней недолго.

Семен Челюскин

Деятельность после экспедиций

После путешествия деятельность мореплавателя не закончилась.

  • Семен Иванович в 1746 году взял командование над яхтой «Принцесса Елизавета»
  • После, в 1751 году он стал лейтенантом.
  • В 1754 был повышен и произведен в капитан-лейтенанты.
  • 18 декабря 1756 году получил должность капитана 3-го ранга.
  • Но 16 августа 1760 года Челюскину пришлось ее покинуть, так как постепенно ухудшающееся состояние здоровья не способствовало продолжению работы.
  • В 1763 году М.В.Ломоносов создал карту, на которой обозначил мыс, изученный Семеном Ивановичем, пунктирной линией (так как не был полностью уверен в том, что он является самой северной точкой Евразии). Также, ученый называл его «Чукотским носом», но потом это наименование будет изменено академиком Александром Миддендорфом на известное миру.
  • В ноябре 1764 года знаменитый мореплаватель умер. Причина смерти окончательно не известна, но есть предположение, что она наступила в результате болезни.

Семен Челюскин в экспедиции

Местонахождение могилы Семена Ивановича Челюскина до сих пор точно не установлено, но считается, что это село Босарево, которое находится около Оки, неподалеку от Алексина.

Первая ласточка

А первым из всех летчиков, участвовавших в спасательной операции, до лагеря челюскинцев добрался 5 апреля 1934 года пилот Анатолий Ляпидевский. В этом не было ничего удивительного: если всем остальным пришлось добираться до Ванкарема издалека, преодолевая расстояния на пароходах или по воздуху, то его АНТ-4 — гражданский вариант бомбардировщика ТБ-1 — оказался в чукотском поселке Уэллен еще в конце декабря. Он прилетел сюда, чтобы быть наготове к эвакуации заболевших с «Челюскина» и других зазимовавших во льдах пароходов, а в итоге стал первым из всех, кому удалось не только найти лагерь невольных зимовщиков, но и совершить в нем посадку.

Правда, для этого ему пришлось совершить в общей сложности тридцать с лишним полетов. Как вспоминал позднее сам летчик, вылеты на поиски лагеря челюскинцев то срывались из-за непогоды и отказывавшей на морозе техники, то оканчивались неудачей, и «5 марта я рассвирепел окончательно». Но именно в этот раз удача улыбнулась экипажу Анатолия Ляпидевского: вскоре после вылета из поселка Уэллен его летчик-наблюдатель сумел заметить стоящие на льду палатки и дощатые бараки. Сделав несколько кругов над лагерем и выяснив, что расчищенная для посадки площадка слишком мала, летчик решился садиться. И только высочайшее мастерство пилота помогло ему остановить машину в нескольких метрах от ледяных глыб.

Выгрузив на лед продовольствие для челюскинцев, аккумуляторы для их рации и инструменты, Ляпидевский принял на борт двенадцать женщин и двух девочек. В лагере решено было оставить только мужчин. Вскоре спасенные уже отогревались в домах Уэллена, а летчик докладывал начальству о необходимости перенести базу операции в Ванкарем, поближе к челюскинской льдине. Его поддержали, и 14 марта АНТ-4 Ляпидевского отправился туда с грузом бензина, но так и не добрался, совершив по пути вынужденную посадку из-за неисправности двигателя. Из-за этого летчик больше не смог принимать участие в спасательной экспедиции, хотя и вошел в ее историю как тот, кто первым сумел добраться до челюскинцев.

Яранги и их обитатели вблизи аэродрома в поселке Ванкарем, который стал основной базой спасательной операции, апрель 1934 года

«Северный полюс»

2 августа 1933 года из Мурманска во Владивосток на пароходе «Челюскин» вышла экспедиция под руководством начальника Главного управления Северного морского пути Отто Шмидта. Осенью судно было заблокировано льдами и дрейфовало вместе с ними у северо-восточных берегов Евразии.

Также по теме

Полюс недоступности: как советские учёные осваивали Антарктику

60 лет назад советские полярники первыми в мире достигли Южного полюса недоступности в Антарктиде и основали там временную станцию. Их…

13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул, а члены экспедиции разбили лагерь на льдине. Полностью эвакуировать челюскинцев при помощи авиации удалось только к 13 апреля 1934 года. Опыт экспедиции на «Челюскине» натолкнул Отто Шмидта на идею создания на льдах в Арктике дрейфующей станции.

Отсутствие в районе Северного полюса крупных участков суши резко осложняло исследование Арктического региона, и начальник Главного управления Севморпути решил, что все необходимые измерения и вычисления учёные могут совершать, находясь в специально оборудованном лагере на дрейфующей льдине. В начале 1936 года эту идею одобрило руководство Советского Союза.

В состав полярной экспедиции было решено включить метеоролога Евгения Фёдорова, океанографа Петра Ширшова и радиста Эрнста Кренкеля. Начальником первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс» должен был стать замдиректора Всесоюзного арктического института Владимир Визе, но он не прошёл отбор по состоянию здоровья. Тогда выбор пал на Ивана Папанина, который на тот момент уже обладал богатым опытом работы в условиях Крайнего Севера.

К экспедиции готовились очень серьёзно: по специальному заказу была изготовлена двухслойная брезентовая палатка, утеплённая пухом, а также лёгкие и прочные нарты. Полярникам выделили около 5 т продуктов длительного хранения.

Экспедиция вылетела из Москвы 22 марта 1937 года. Однако из-за сложных погодных условий её путь на север оказался долгим. 19 апреля полярники добрались до острова Рудольфа. И только 21 мая они высадились на льды в районе Северного полюса. До начала июня самолёты доставляли им необходимое оборудование и припасы.

  • Первая советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс — 1». 21 мая 1937 года — 19 февраля 1938 года. Руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин с псом Весёлым
  • РИА Новости

6 июня 1937 года прошёл торжественный митинг в честь открытия дрейфующей станции «Северный полюс», после которого большая часть членов экспедиции во главе с Отто Шмидтом вернулись на Большую землю. С этого момента компанию четверым папанинцам составлял только пёс Весёлый.

Также по теме

«Блестяще проведённая операция»: как советские войска освобождали Норвегию от фашистов

75 лет назад представители стран — членов Антигитлеровской коалиции подписали с правительством Норвегии в изгнании соглашение, которое…

По его словам, в научной работе станции Папанин участвовал преимущественно «физически» — например, помогал при помощи специальной лебёдки брать гидрологические пробы с больших глубин.

Помимо изучения океана, участники экспедиции исследовали магнитное поле Земли и погоду Арктики. Результаты их наблюдений сыграли важную роль при подготовке трансарктических перелётов советской авиации.

Изначально размеры льдины, на которой дрейфовала станция, составляли примерно 3 на 5 км. Однако в начале 1938 года экспедиция приблизилась к тёплым водам Атлантики, и льдина раскололась. В феврале папанинцы потеряли часть запасов и остались на льдине размером всего 50 на 30 м.

Из-за сложных погодных условий спасательной экспедиции на судах «Таймыр» и «Мурман» потребовалось почти три недели, чтобы добраться до места дрейфа «Северного полюса». Папанинцы покинули свою станцию только 19 февраля 1938 года. Вскоре они перешли на борт ледокола «Ермак», который 15 марта доставил их в Ленинград.

  • Председатель Президиума ВС СССР М.И. Калинин вручает грамоту Героя СССР И.Д. Папанину. Звание Героя Советского Союза Ивану Папанину присвоено 27 июня 1937 года за успешную научно-исследовательскую работу и умелое руководство станцией «Северный полюс» на дрейфующей льдине. 1938 год

Четвёрку полярников встретили как героев. Они провели на льдине 274 дня и прошли на ней по Арктике свыше 2 тыс. км. Приветствовать их вышли тысячи людей. Всем четверым участникам дрейфа были присвоены звания Героя Советского Союза, а также учёная степень доктора географических наук. Их спутник, пёс Весёлый, поселился на даче у Иосифа Сталина.

Память о С. И. Челюскине[править | править код]


Заложенный камень в Белёве

  • В честь Челюскина названа улица в городе Путивль
  • В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин.
  • Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин.
  • В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
  • В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.
  • Средний разведывательный корабль «Семён Челюскин» проекта 850 в составе Черноморского и Тихоокеанского (с 1977 года) флотов ВМФ СССР и России, на службе в 1966—1993 годах.
  • В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица.
  • В Санкт-Петербурге Удельный парк с 1934 по 1991 назывался парк Челюскинцев.
  • В Санкт-Петербурге названа в его честь улица (с 2020 года)
  • В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
  • В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
  • В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина).
  • Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина)
  • Улица в г. Нежин (Украина)
  • В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного посёлка.
  • В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок.
  • В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица.
  • В городах Саратове, Самаре, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске, Томске, Барнауле, Курске, Тюмени и Севастополе есть улица Челюскинцев.
  • В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Брест (Беларусь) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Донецк (Украина) в честь Челюскина названа улица
  • В городе Днепр (бывший Днепропетровск), Украина в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь названа улица.
  • В городе Нижний Новгород (Россия) в его честь названа улица.
  • В городе Оренбург (Россия) в его честь названа улица.
  • В городе Новокузнецк (Россия, Кемеровская область) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Селидово Донецкой области (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Якутске в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Алматы (Казахстан) в честь Челюскина названа улица в Турксибском районе города Алматы.
  • В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь названа улица.
  • В городе Сарны Ровенской области (Украина) в честь Челюскина названы три улицы и переулок.
  • В городе Петропавловск (Казахстан) в его честь названа улица.
  • Именем С. И. Челюскина назван самолёт VP-BTC «Аэрофлота» модели Airbus A320-214.
  • В посёлке Арсеньево Тульской области установлен бюст в честь русского «Колумба Арктики».
  • В 2013 году на родине С. И. Челюскина в селе Мишина Поляна в знак памяти о нём установлен поклонный крест.

Покоритель Арктики

Биография парохода «Челюскин» была очень короткой. Советское правительство заказало это судно известной датской компании «Бурмейстер и Вайн», оно сошло со стапелей в 1933 году. Пароход был современный, имел усиленный корпус и мог развивать скорость 12 узлов.

Планировалось, что пароход откроет регулярную навигацию по Северному морскому пути и тем самым подтвердит приоритеты Советского Союза в Арктике.  Большим энтузиастом этого проекта стал учёный с мировым именем Отто Юльевич Шмидт. В 1932 году ему удалось на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» пройти по Севморпути за одну навигацию, правда, в конце плавания пароход потерял винт, и оставшиеся мили он прошёл на буксире.

Увековечивание памяти

  • В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия — мыс Челюскин.
  • Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин.
  • В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
  • В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.
  • В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
  • В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
  • В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина).
  • Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина)
  • Улица в г. Нежин (Украина)
  • В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного поселка.
  • В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица.
  • В честь Челюскина назван один из самолётов «Аэрофлота» с бортовым номером VQ-BBA.

Airbus A319 «С. Челюскин»

  • В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица.
  • В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок.
  • В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица.
  • В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже , Нижнем Тагиле, Омске и Тюмени есть улица Челюскинцев.
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VQ-BBA) носит имя «С. Челюскин».
  • В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица

↑ В самой северной точке материка

Это сделали Семен Челюскин и Харитон Лаптев. Они разделились: группа Лаптева идет на восток полуострова, а Челюскин – на запад. Туруханские жители очень серьезно помогли исследователям: собачьими и оленьими упряжками, продовольствием. В условиях 50-градусных морозов люди проходили по 30 и даже 40 верст ежедневно.

Нужно было достичь северного побережья, чтобы потом идти вдоль него на запад, описывая территории. И опять же с помощью местных жителей Челюскин совершил этот труднейший переход. На крутом берегу мыса Святого Фаддея был сооружен маяк. Это была точка, где еще не ступала нога человека. А дальше – все по намеченному плану.

Семен Челюскин, собачьи упряжки в самой северной части материка фото

Исследования Челюскина подробно и лаконично описаны в его путевом журнале. Кроме деловых заметок, есть упоминания о замученных собаках, но – ни единого слова, которое бы выявило чувство страха, отчаяния или усталости самого Семена Ивановича. Изо дня в день велись непрерывные работы. Пережили и суровейшие морозы, и страшные метели.

И вот, наконец, достигли мыса, оказавшегося самой северной точкой Евразии. Но Челюскин так и не узнал, что совершил величайшее географическое открытие, он даже не особенно впечатлился увиденным: сделал обычные записи, вычисления и отправился на юго-запад вдоль берега, пока 20.07.1742 в г. Мангазея не встретился с Х. Лаптевым.

Эпопея «Челюскина»

Весной 1933 года Главсевморпуть получило новое судно, построенное в Дании. Назвали его в честь выдающегося русского полярника — «Челюскин». На этом пароходе Шмидт решил еще раз поразить страну, за одно лето проделав путь из Мурманска во Владивосток. На борт он взял множество грузов и 112 человек, включая художника Федора Решетникова и кинооператора Марка Трояновского, которые увековечили это драматическое путешествие. В Чукотском море пароход оказался в ледовой блокаде, начался пятимесячный дрейф. «Челюскин» почти вышел в открытые воды. Но 13 февраля 1934 года льдины так сжали пароход, что он за два часа затонул. Шмидту удалось оперативно эвакуировать пассажиров на льдину: тут-то и сказался его командирский дар. Последними покинули гибнущий «Челюскин» Шмидт и капитан Владимир Воронин.

Начальник экспедиции на пароходе «Челюскин» академик Отто Юльевич Шмидт

Шмидтовцы возвели настоящий лагерь во льдах — из досок, которые удалось спасти во время катастрофы «Челюскина». Радист Эрнст Кренкель держал связь с Большой землей. Шмидт читал зимовщикам лекции и выглядел невозмутимым. Ученые проводили геофизические исследования. Академик держался так, как будто никакой катастрофы нет и они просто проводят важный научный эксперимент. И в Москве ситуацию представили именно так. Кренкель получил послание из Кремля: «С восхищением следим за вашей героической борьбой». Стало ясно, что решено не наказывать Шмидта за потерю «Челюскина». Наоборот, о шмидтовцах писали как о героях.

Лучшие полярные летчики около месяца во льдах и туманах искали «лагерь Шмидта». В зимнее время в эти края не добирался ни один самолет, ни один ледокол… Повезло летчику Анатолию Ляпидевскому: он вывез на Большую землю первую партию женщин и детей. К операции подключились другие летчики — и всех полярников удалось спасти. Семеро пилотов, участвовавших в спасении челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза. И шмидтовцев, и полярных асов чествовали в Кремле как триумфаторов.

Остряки между тем напевали на мотив «Мурки»:

Автор цитаты

Весь мир ахнул: русские сумели даже катастрофу представить исторической победой! «Вы поразительная страна! Полярную катастрофу превратили в национальное торжество и в качестве главного героя нашли человека с бородой Санта-Клауса», — говорил Бернард Шоу — то ли язвительно, то ли восторженно. Но челюскинская эпопея показала, что Советский Союз комплексно осваивает Север. Самолеты, ледоколы, научные станции — всё работало слаженно. И создал эту индустрию Отто Шмидт. К тому же исследователи получили опыт месячного существования на льдине — и в будущем Арктику исследовали на основе этого опыта.

Помощь из Америки

Чтобы ускорить эвакуацию, требовались многоместные машины, приспособленные к полетам в условиях Крайнего Севера, которых на Дальнем Востоке не было, и их решили срочно купить в США. За самолетами отправили летчиков Сигизмунда Леваневского и Маврикия Слепнева: оба имели опыт полетов в Арктике и были хорошо известны в Америке как участники экспедиций по эвакуации потерпевших катастрофы американских пилотов. К середине марта советские летчики через Западную Европу, Атлантику и всю Америку добрались до Аляски, где в их распоряжение передали два новых девятиместных одномоторных самолета «Флитстер» с механиками. 26 марта, потеряв время из-за непогоды, обе машины сумели вылететь из Фербенкса в Ном, расположенный на восточном побережье Аляски. Здесь их уже ждала правительственная телеграмма, которая требовала ускорить переброску самолетов. Сигизмунду Леваневскому предписывалось немедленно лететь в поселок Ванкарем, где был организован аэродром для участвующих в спасательной операции самолетов, а Маврикию Слепневу — ждать распоряжений в Номе.

Полет экипажа Леваневского закончился катастрофой: 29 марта в тридцати километрах от чукотского поселка Ванкарем, где развернули главный аэродром спасательной операции, он не сумел пробиться через густую облачность и совершил вынужденную посадку на лед, повредив самолет настолько, что тот уже не мог больше подняться в воздух. Сам Сигизмунд Леваневский довольно скоро сумел добраться до Большой земли и даже дал в Москву телеграмму, что он готов участвовать в спасательной операции, но лишних самолетов в Ванкареме не было, и совершать полеты к челюскинцам Леваневскому не довелось. Маврикий Слепнев сумел 5 апреля долететь до Уэллена, а два дня спустя — до Ванкарема, и в тот же день добрался до лагеря челюскинцев, но при посадке его «Флитстер» ударился о торосы. Только 11 апреля Слепнев с пятью эвакуированными на борту вылетел из лагеря в Ванкарем, куда накануне был доставлен тяжело заболевший начальник экспедиции Отто Шмидт. Его требовалось срочно эвакуировать в американский Ном, где был госпиталь, и сделать это можно было только на скоростном и дальнем «Флитстере», так что больше Слепнев в эвакуации не участвовал, поскольку она завершилась на следующий день после его вылета в США.

Челюскинцы тянут самолет АНТ-4 Анатолия Ляпидевского к месту старта с ледяного аэродрома, Чукотское море, апрель 1934 года

Литература

  • Волобуев Е. И., Ципоруха М. И. Кто Вы, Великий Неизвестный? Очерки по истории исследования морей и океанов на кораблях Российского флота в XVIII—XX веках. — М., 1995. — С. 48-54.
  • Голубев Г. Н. Колумбы Росские: историческая хроника. — М.: Сов. Писатель, 1989. — С.376
  • Глушанков И. В. Навстречу неизведанному. — Л.: Гидрометеоиздат, 1980. — С.111
  • Белов М. И. По следам полярных экспедиций. — Л.: Гидрометеоиздат, 1977. — С.17-18
  • Миддендорф А. Ф. Путешествие на север и восток Сибири. — СПб., 1860—1869. Ч.1. — С.78
  • Кублицкий Г. И. По материкам и океанам. Рассказы о путешествиях и открытиях. — М.: Детгиз, 1957. — 326 с.
  • Крутогоров Ю. А. Куда ведёт Нептун: историческая повесть. — М.: Детская литература, 1990. — 272 с.
  • Овчинников Д. С. И. Челюскин — штурман-первооткрыватель. // География и экология в школе ХХI века. — 2018. — № 1. — С. 26-30.
  • Осипов К. С. И. Челюскин. — М., 1951.
  • Пасецкий В. М. Арктические путешествия россиян. — М.: Мысль, 1974. — 230 с.
  • Пасецкий В. М. Русские открытия в Арктике. — Часть 1. — СПб.: Адмиралтейство, 2000. — 606 с.: ил. — Серия «Золотое наследие России».
  • Русские мореплаватели / Под ред. В. С. Лупача. — М.: Воениздат, 1953. — 672 с.
  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
  • Троицкий В. А. Географические открытия В. В. Прончищева, X. П. Лаптева и С. И. Челюскина на Таймыре. // Летопись Севера. Том 7. — М., 1975.
  • Челюскин С. И. // Историческая энциклопедия Сибири: в 3 т. // Институт истории СО РАН. Издательство «Историческое наследие Сибири». — Новосибирск, 2009.

Разведчики-рекордсмены

Как ни удивительно, но наибольшую роль в операции по спасению челюскинцев сыграли не тяжелые многоместные машины типа АНТ-4 или «Флитстеров», а небольшие двухместные бипланы-разведчики Р-5. Два этих самолета, за штурвалами которых сидели летчики Николай Каманин и Василий Молоков, добрались до Ванкарема 7 апреля. Это стало финалом непростого пути, в который сводный отряд военных летчиков под командованием Каманина первоначально отправился из Владивостока в Анадырь на пароходе, а затем оттуда — по воздуху до Уэллена.

Небольшие самолеты с трудом переносили тяжелые условия полета, и в итоге из пяти Р-2 и двух У-2 до места добралась только пара разведчиков, которые тут же включились в работу. Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря челюскинцев наибольшее число зимовщиков. Николай Каманин на своем самолете за девять рейсов вывез 34 человека, а его подчиненный Василий Молоков за восемь полетов — 39! Правда, чтобы добиться таких результатов, пилотам пришлось идти на крайние меры: сначала они сажали по три-четыре человека в штурманские кабины, а потом приспособили для перевозки людей подкрылевые парашютные ящики из фанеры.

Самолет-разведчик Р-5 на ледяном аэродроме возле лагеря челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года

Больше всего челюскинцев — 50 человек — Каманин и Молоков эвакуировали в последние дни операции, 10 и 11 апреля 1934 года. А 12 апреля им на помощь пришли еще два пилота — Михаил Водопьянов на самолете Р-5 и Иван Доронин на многоместном самолете ПС-4, который представлял собой советскую реплику немецкой машины Юнкерс W-33 постройки Иркутских ремонтных мастерских «Добролета». Они преодолели расстояние в 5850 км, отделяющие Хабаровск от Анадыря, за восемнадцать дней, а потом еще несколько суток пережидали пургу, прежде чем долететь до Ванкарема. В итоге 11 апреля оба пилота добрались до базы спасательной экспедиции и на следующий день полетели в лагерь челюскинцев. Михаил Водопьянов успел совершить три рейса и эвакуировать десять человек, а Иван Доронин, самолет которого подломил шасси при посадке на льдине, — только двоих за один рейс.

Ровно через два месяца после катастрофы «Челюскина», 13 апреля 1934 года на трех самолетах Р-5, которые пилотировали Николай Каманин, Василий Молоков и Михаил Водопьянов, из лагеря челюскинцев эвакуировали последних шестерых зимовщиков. В их числе были Алексей Бобров — помощник начальника экспедиции Отто Шмидта, исполнявший его обязанности после эвакуации шефа, капитан парохода Владимир Воронин и радист Эрнст Кренкель. На этом операция по спасению челюскинцев была завершена. В общей сложности к ней были привлечены 17 самолетов и почти три десятка летчиков, из которых шестеро занимались непосредственно вывозом людей со льдины, а остальные перегоняли самолеты и переправляли людей из Ванкарема и Уэллена дальше на юг. Семеро пилотов получили первые в истории СССР звания Героя Советского Союза, а остальные были награждены орденами Ленина и Красной Звезды — так же, как и все челюскинцы, кроме двух маленьких детей.

В таких парашютных чехлах вывозили людей на своих самолетах Р-5 летчики Николай Каманин и Василий Молоков. Лагерь челюскинцев, Чукотское море, апрель 1934 года

Обложка: pinterest.com

Детство и юность

Место и дата рождения исследователя до сих пор не известны. Предполагается, что он родился в селе Борищево (Калужская губерния). Там, по утверждениям некоторых документов, находилось имение его предков (правда, тогда фамилия рода писалась как «Челюсткин»), которые служили стольниками, воеводами и стряпчими. Известно точно только имя отца первооткрывателя – Иван Родионович Челюскин – и, что он был в серьезном конфликте с властью.

В 1714 году Семен Иванович поступил в Математико-навигационную школу, располагавшуюся в Сухаревской башне. Туда могли попасть только те ученики, которые обладали «особой тягой к наукам». Спустя три года будущий исследователь был переведен в специальный навигационный класс, где делался упор на астрономии и основах мореплавания. Это в значительной степени повлияло на мальчика и на его будущие открытия.