История крыма

Оглавление

Древняя вражда

Картина Васнецова «Бой скифов со славянами».

Первые территориальные споры начались здесь с первыми поселениями. Киммерийцы, сарматы и скифы еще как следует разместиться не успели, а уже готовы были вцепиться друг другу в глотку. В итоге верх одержали скифские племена, их погребальные курганы оказались, видимо, самыми крутыми. О настоящих причинах их побед мы можем теперь только догадываться. Не исключено, что свое дело сделало скифское золото, которым они были славны.

Проще понять, почему неудача постигла самых первых поселенцев-киммерийцев: в делах управления, в том числе, видимо, и ратных — практически матриархат. В иных, более спокойных землях это было бы наверняка плюсом, но на этой, усыпанной костями воинов всех времен, никак не увеличивало шансов на победу.

Что касается сарматов, то эти кочевники, хотя и родственные скифам, были самыми оседлыми, наименее воинственными. Так что тягаться им с более легкими на подъем и внезапную проверку боеготовности войск в древности было сложнее, чем конкурентам.

Экономически ни одно из этих племенных сообществ не могло соперничать с высокоразвитыми колониями Эллады. Во многом именно они сотворили жемчужину Черного моря — славную и любимую всем миром Тавриду. Но Крымом ее сделали уже в Средних веках государства-соперники Татарское ханство и Османская империя.

Край преткновения

Прогулочный корабль «Таврида» у побережья Черного моря в поселке Новый свет.

Не раз и не два в истории берега Тавриды становились камнем преткновения в спорах между самыми близкими по культуре, языку и традициям народами. Иногда соперничество носило несколько парадоксальный характер. Вот, скажем, судьба живших в Крыму на протяжении веков татар во многом была связана с Османской империей, которая всегда была готова вступиться за них в любых конфликтах регионального масштаба, чаще всего, будем откровенны, с Россией.

Но такая идиллия в татарско-турецких отношениях была далеко не всегда. После падения Золотой Орды в 1441-м и вплоть до 1475 года ханство и султанат были злейшими врагами и соперниками. Правящую в Крыму династию ханов Гиреев вполне устраивал фактически нейтралитет Крыма по отношению к слабеющей Византийской империи и динамично развивающейся Османской. Но падение Константинополя в 1453 году разрушило баланс сил и привело к многочисленным нападениям на союзников Крымского ханства, справляться с которыми удавалось лишь до поры до времени. В 1475 году один за другим падали к ногам турецких завоевателей греческие и генуэзские города и крепости Крыма.

Процесс поглощения Турцией райского края растянулся примерно на три года и закончился лишь частичной потерей суверенитета, что устраивало крымских феодалов и чиновничество, позволяло превратить полуостров в криминальную, как сейчас сказали бы, зону с многочисленными невольничьими рынками.

Жертвы для них находились во время разбойных набегов на южнорусские области. Понятно, что Россия не раз и не два пыталась «прикрыть лавочку». Но императрице Анне Иоанновне и фельдмаршалу Миниху сделать это так и не удалось. Тем не менее их бесценный опыт очень пригодился императрице Екатерине II и ее командующему Румянцеву во время очередной виктории в очередной русско-турецкой войне и при заключении знаменитого Кючук-Кайнарджийского мира.

Древнегреческий Кареон, и половецкий Солхат

 Старый Крым — небольшой старинный крымский городок, давший название всему полуострову, был заселен еще в III тысячелетии до Рождества Христова, в эпоху неолита, то есть нового каменного века. Археологические находки свидетельствуют об оживленных торговых связях старокрымских жителей с Боспорским царством и Малой Азией. Предположительно, что в VI-III века до Рождества Христова и в первые века нашей эры это поселение называлось Кареа или Кареон.

   Сложив вышеизложенное, получается что история города насчитывает не одно тысячелетие: немногие европейские и крымские города могут похвастать столь почтенным возрастом. Однако все попытки локализовать на месте Старого Крыма древний город с пятитысячелетней историей, сведения о котором туманны, а местоположение неясно, — довольно проблематичны. Зато более-менее определенно можно сказать, что города, в современном понимании этого слова, здесь не было до XII века, а существовало только небольшое поселение, которое по-половецки называлось «Суркат» или «Солхат». Арабский историк, описывавший события 1263 г., сообщает о небольшом населенном пункте Кырым, в котором обитают кипчаки, то есть, половцы, русичи, аланы, готы и греки. Это первое упоминание, бесспорно относящееся именно к Солхату – Старому Крыму. 

   Из археологических и письменных источников известно, что к 1100 году на месте Старого Крыма возник большой торговый центр с мощными крепостными стенами, оборонительным рвом и многочисленными церквями. Это время торговых караванов, идущих по Великому Шелковому пути из Азии в Европу. И на их пути, у подножья Крымских гор, удобно расположился Старый Крым, где можно передохнуть, не опасаясь нападения кочевников. По сей день мы можем видеть немых свидетелей тех времен, сохранившихся на северо-восточной окраине города: остатки крепостных стен, оборонительного рва и ушедшие глубоко в землю стены церкви Х века неясной пока конфессионной принадлежности.    

   В январе 1223 г. в Крым вторглись монголо-татары. Разгромив Судак и перебив практически всех половцев, татары удалились. И только во время второго похода в Юго-Восточную Европу в 1236 году они начали оседать на полуострове. Тогда же Крым занял положение улуса, то есть провинции нового могущественного государства Золотая Орда. Солхат – Старый Крым стал административным центром Крымского улуса Золотой Орды и резиденцией золотоордынского наместника – нойона.

   Ордынцы, восприимчивые к чужой, более высокой культуре, потянулись к оседлости и развернули широкую строительную деятельность. Не имея собственного строительного опыта, вчерашние кочевники привлекли к строительству солхатских мастеров.

  Строились городские дома для знати и ремесленников, склады и лавки для купцов, постоялые дворы, фонтаны, обновлялись крепостные стены и башни. В 1253 году по приказу хана Батыя в Солхате для него был построен дворец. Примерно в это же время здесь начинает работать монетный двор. А чуть позже — в 1287-1288 годах в Старом Крыму возвели величественную мечеть султана Бейбарса. Это была древнейшая мечеть Европы и Крыма, построенная на деньги уроженца этих мест Захира Сейф-ад-дин ас-Салих Бейбарса. Он правил в 1260-1277 годах и был вторым по счету и одним из четырех самых выдающихся султанов знаменитой мамлюкской династии Бахри, властвовавшей в Египте 300 лет. Он вошел в историю тем, что нанес серьезное поражение войскам Чингисхана и тем самым остановил их продвижение на Ближний Восток.

   Сын причерноморских степей половец Бейбарс в детстве был куплен на невольничьем рынке Керчи как белый раб — мамлюк. В 1277 году, желая увековечить свое имя и прославить место своего рождения, он выделил 2000 динаров на строительство мечети в Солхате, ну и, конечно же преследуя политические и религиозные цели. Так неожиданно связывается история средневекового Египта и Старого Крыма.

   Известный исследователь Крыма XVIII века П. И. Кеппен в своем дневнике записал, что стены мечети Бейбарса «покрыты мрамором, а верх — порфиром». Историк А.И

Маркевич отметил высокую прочность здания мечети Бейбарса: «Развалины эти, обращающие внимание высотой сводов и массивностью стен с контрфорсами, еще долго могут держаться»

   Были в городе и другие культовые здания, от которых, увы, как и от мечети Бейбарса, остались только фундаменты. Например, мечети Мюск-Джами (Мускусная) и Куршун-Джами, более известная как «Свинцовая», потому что кладку стен делали не на растворе, а на расплавленном свинце.

Левкополь Российской Империи

   Ко времени присоединения полуострова к России в 1783 году Эски-Крым, как стали именовать Солхат после отъезда хана со всем двором в новую столицу, превратился в небольшое местечко. Имперское правительство по моде тех времен на греческие названия переименовало его в Левкополь и намеревалось сделать центром Крымской губернии. Но этой идее не суждено было воплотиться в жизнь, так как религиозная нетерпимость и жестокость, с которой новые властители Крыма расправлялись с местными жителями, заставила большую часть старокрымских жителей покинуть обжитые места. К приезду в мае 1787 года в Тихий город, так переводится с греческого Левкополь, российской императрицы Екатерины II, в Старом Крыму едва насчитывалось 6 тыс. жителей. В конце того же года городок вошел в состав образованного Феодосийского уезда и стал называться по-русски — Старый Крым. 

   В те годы большинство мусульман эмигрировало отсюда в Турцию, а католиков – в Италию и Испанию. На долгие годы город превратился, по словам автора одного из дореволюционных путеводителей Г. Москвича, в «ничтожный заштатный городок». Вся городская жизнь Старого Крыма была сосредоточена на главной улице — Екатерининской (ныне ул. Ленина), а остальная часть города напоминала собой подобие деревни… 

   Странное чувство охватывает приезжего, увидевшего усадебное царство частных домиков, где древние постройки спрятались в лабиринте улочек и в тени деревьев. Нет, они не поражают размахом и величием, не бросаются в глаза. Но у них есть особенность, о которой следует знать: камень какой-нибудь ограды может быть древней надмогильной плитой, а на древней кладке стоят дома построенные уже в имперскую эпоху города. Таков, к примеру, и домик, где с 1930 по 1932 год жил Александр Грин. А неподалеку от него — обиталище известного литератора, талантливого поэта и знаменитого переводчика Григория Николаевича Петникова, умершего и похороненного в Старом Крыму в 1971 г. Он еще в молодые годы стоял у истоков футуризма, среди его друзей были Бурлюк, Маяковский, Есенин, Мейерхольд, Хлебников, Асеев. 

   Но А. С. Грин и Г. Н. Петиков не исчерпывают темы. В Старый Крым приезжали и другие писатели и поэты. Максим Богданович, Марина и Анастасия Цветаевы, Всеволод Рождественский, Константин Паустовский, Юлия Друнина, Алексей Каплер, Вадим Охотников, Николай Тарасенко, Борис Чичибабин, певец Киммерии Максимилиан Волошин – вот далеко не полный список гостей города, воздух которого вдохновлял их на новые произведения.  

   А художники, запечатлевшие городские улочки и окрестности! Лирик пейзажа Константин Богаевский, пейзажист Михаил Иванов, великий маринист Иван Айвазовский. Кстати, в Старом Крыму он расписал иконостас армянской церкви, но это единственное произведение Айвазовского-иконописца было уничтожено в период «развитого социализма»…

   И последнее. Красная площадь есть не только в Москве, но и в Старом Крыму. Правда мавзолея и храма Василя Блаженного там нет, но зато на ней делают лучшие в Крыму макароны. А каждый год в предпоследнюю неделю августа Старый Крым становится международной столицей народных традиций и искусств Востока и на фестиваль «Минареты Солхата» собираются из разных стран славные потомки воинов Чингисхана…

Ленин и Ататюрк — братья навек?

Ленин и Ататюрк.

Это мирное соглашение должно было поставить точку в длинной истории перехода Крыма из родной гавани в неродную и обратно. Он и поставил, правда, ненадолго в историческом масштабе — лет на 200. Причем назвать их тихими и спокойными тоже никак нельзя. Одна русско-турецкая война сменяла другую. Хотя чего удивительного? Ясно было с самого начала, что условия, на которых Османская империя уступила чудесный полуостров в Черном море, не устроили ее. Впрочем, это было далеко не единственное противоречие между двумя странами. Одно перечисление расхождений заняло бы, наверное, всю эту статью. Да и горячие головы находились всегда по обе стороны ласкового Черного моря. В Турции рады были помочь любым противникам самодержавной власти — будь то Емельян Пугачев со товарищи или имам Шамиль на Кавказе. Ну а в России на всех исторических поворотах находились желающие освободить Константинополь и конкретно Собор Святой Софии в нем. Самый известный из них — А. В. Суворов, готовившийся к проведению молниеносной десантной операции на берегах Босфора.

Так бы, наверное, и продолжалась эта вечная борьба за Крым и другие причерноморские курорты, если бы не Ленин с Ататюрком, первые понявшие, что двум странам гораздо выгоднее торговать, а не враждовать в чужих интересах.

А желающих вернуть России и Турции статус старых проверенных временем врагов всегда находилось немало. Тот же гитлеровский Третий рейх в 1942 году чуть ли не на голове стоял, чтобы столкнуть былых оппонентов. Нацистское руководство рассчитывало на это в случае захвата вермахтом Баку. Но не вышло, как не выходит у его наследников и сейчас в Сирии, Ливии, Нагорном Карабахе.