Бронзовый век кратко

Оглавление

Очень темная бронза

Шатенки, как оказалось, тоже могут быть рыжими. И если каштановые или шоколадные волосы дополнить бронзовым пигментом, то получится невероятно искристый и манящий цвет, который сделает образ ярче и оригинальнее. Если локоны слишком темные, почти черные, бронзовый отлив будет едва заметен разве что при солнечном свете. Судя по отзывам, в целом оттенок шевелюры не поменяется. Чем светлее глубина тона каштанового, тем более насыщенно будет проявляться медный пигмент на нем. Такие полутона идеально сочетаются с осенней внешностью. Они подчеркивают карие и зеленые глаза, делают более выразительной оливковую и смуглую кожу.

литература

  • Рольф Хахманн , Хенрик Трейн :  бронзовый век. В: Reallexikon der Germanischen Altertumskunde (RGA). 2-е издание. Том 3, Вальтер де Грюйтер, Берлин / Нью-Йорк 1978, ISBN 3-11-006512-6 , стр. 506-540.
  • Энтони Ф. Хардинг: европейские общества в бронзовом веке . Издательство Кембриджского университета, Кембридж 2000, ISBN 0-521-36477-9 .
  • Бернхард Гензель : Подарки богам! Сокровища Европы бронзового века . Введение. В: А. и Б. Гензель (ред.): Gaben an die Götter! Сокровища бронзового века . Музей до- и ранней истории Берлин, Берлин 1997, ISBN 3-88609-201-1 (каталог выставки, инвентарный каталог, том 4).
  • Альбрехт Йокенхёвель, Вольф Кубах (Hrsg.): Бронзовый век в Германии. Никол, Гамбург, 1994, ISBN 3-933203-38-4 .
  • Клаус-Рюдигер Май: Торговцы бронзой. Скрытая высокая культура в самом сердце Европы. Кампус, Франкфурт-на-Майне, 2006 г., ISBN 3-593-37912-0 .
  • Харальд Меллер (ред.): Кованое небо. Большой мир в самом сердце Европы 3600 лет назад. Тайсс, Штутгарт, 2004 г., ISBN 3-8062-1907-9 (том, сопровождающий специальную выставку в Галле, 2004 г.).
  • Герман Мюллер-Карпе : бронзовый век. Beck, Мюнхен, 1980, ISBN 3-406-07941-5 ( Справочник предыстории. Том 4).
  • Маргарита Примас: бронзовый век между Эльбой и По. Структурные изменения в Центральной Европе 2200-800 гг. До н.э. Chr. Habelt, Бонн 2008, ISBN 978-3-7749-3543-3 .
  • Вольфганг Шуллер : Первая Европа. 1000 г. до н.э. Chr. — 500 г. н.э. Ульмер, Штутгарт 2004, ISBN 3-8252-2497-X ( Справочник по истории Европы. Том 1).
  • Луиза Стил: Кипр до истории. От первых поселенцев до конца бронзового века. Дакворт, Лондон 2004, ISBN 0-7156-3164-0
  • Джонатан Н. Табб: Хананеи. British Museum Press, Лондон 1998, ISBN 0-7141-2766-3 .
  • Гюнтер Вегенер (ред.): Жизнь, вера, смерть 3000 лет назад. Бронзовый век в Нижней Саксонии. Isensee, Oldenburg 1996, ISBN 3-89598-404-3 .
  • Карл-Хайнц Вильрот: Поселения более древнего бронзового века. Вклад в археологию поселений и палеоэкологию 2-го тысячелетия до нашей эры в южной Скандинавии, северной Германии и Нидерландах. Wachholtz, Hamburg and Neumünster 2013, ISBN 978-3-529-01581-6 .

Темные века

После описываемых событий жизнь в регионе продолжалась — как продолжилась она в Европе после падения Западной Римской империи.

Великие царства бронзового века сменились маленькими городами-государствами, а на смену бронзе постепенно пришло железо. Уровень жизни и материальной культуры заметно снизился. Было утеряно так называемое «линейное письмо А» (иероглифическое письмо минойцев), которое не расшифровано до сих пор, и «линейное письмо Б» (микенское).

Только в IX–VIII веках до н. э. в Греции появится новое письмо — алфавитное, пришедшее на смену слоговому. Древнегреческий алфавит возник на основе финикийского.

Однако пройдет каких-то 400 лет — не так уж много в масштабах истории древнего мира — и в бассейне Эгейского моря возникнет классическая греческая цивилизация. «Отделенные от цивилизации бронзового века большой исторической паузой (так называемые „темные века“), цивилизации Крита и Микен, тем не менее, были связаны с ней нитями культурной преемственности и, в первую очередь, уходящей далеко в глубь веков религиозной и мифологической традицией», — пишет Юрий Андреев.

Возможно, именно в переходный период, отделявший бронзовый век от железного, Евразия и распалась на «Европу» и «Азию» — две великие цивилизации, каждая из которых пошла своим путем. Если так, выходит, «коллапс бронзового века» определил будущее человечества даже не на сотни, а на тысячи лет вперед.

Бронза в Древнем Египте

Бронзовое литье в Древнем Египте производилось следующим образом:

  • На маленьких низких кострах, в которых огонь поддерживался углем и раздувался специальными мехами, металл расплавлялся в тиглях.
  • Рабы снимали их с огня при помощи эластичных тростей.
  • Из тиглей расплавленный металл выливался через небольшие воронки в каменные формы для выделки орудий и оружия.

Литейщики. Древний Египет.Роспись из гробницы в Фивах. XVIII династия.

Распространение металла привело к освоению ряда методов его обработки. Так, при горячей обработке применялось литье, паяние и в незначительных размерах — сварка. Холодная обработка металла применялась при ковке, выделке листовой меди, отдельных готовых изделий, при волочении медной, золотой и свинцовой проволоки.

Кроме того, были известны некоторые специальные приемы обработки металла, применявшиеся в зарождающемся ювелирном деле (инкрустация, скань и филигрань).

Населенные пункты

В большинстве районов о поселениях эпохи поздней бронзы известно относительно немного. В основном это связано с относительно низким уровнем раскопок в этой области на сегодняшний день. Однако следует отметить, что в это время возобновилась поселенческая деятельность в долинах рек. Большинство населенных пунктов имеют форму небольших деревень и ферм. Причиной увеличения заселенности речных долин можно считать более мягкий климат и более широкое использование вод в качестве транспортных и торговых путей.

Для укреплений использовались в основном естественные защитные слои, поэтому часто заселялись горные вершины, холмы, отроги местности или полуострова. К ним были добавлены искусственные укрепления, такие как Б. земляные стены. Среди укреплений выделяются несколько поселений на вершинах холмов, расположение которых на транспортных путях, по-видимому, служило для их защиты и контроля.

Однако большинство поселений в основном использовалось для сельского хозяйства. Выращивание карликовой пшеницы, ячменя , эммера , полбы , эйнкорна , гороха , бобов , чечевицы , льна и, в меньшей степени, салата , фруктов и овощей было доказано в конце бронзового века .

Кроме того, разводили домашний скот, разводили крупный рогатый скот в качестве рабочих и пищевых животных, свиней, овец и коз, особенно в качестве пищевых животных, а также лошадей в качестве транспортного средства и, возможно, также в качестве символа статуса.

Стилизация интерьерной бронзы в направлении Прованс

Достичь легкости и непревзойденности в интерьере достаточно сложно. И как обойтись без двоякого лицемерного цвета, который, как по настроению, переливается из светлого в темный оттенок? Тона — этот момент присущ только переходным цветам, и бронзат — один из них. Попробуйте отойти от стереотипов, создавая просторные светлые комнаты при помощи зонирования и обманных зеркал. Добавьте в интерьер небольшой кусочек бронзы:

  • кованые ручки или решетки;
  • рамки для фото;
  • ободок у изголовья кровати.

Минимальное сочетание и максимальный эффект — не виден, а что-то в этом есть: индивидуальность бронзового. Он настолько силен, что даже незаметен. То же самое правило, кстати, распространяется на правила окрашивания волос. Чем меньше виден бронзовый цвет волос на фоне темного оттенка, тем пышнее кажется объем локонов.

Миксы в макияже: металлика в оттенке глаз

Практически все оттенки коричневого в палитре теней для век имеют отголоски бронзы. Этот цвет позволяет создать перламутр любого серого или зеленого. Для создания интересного макияжа лучше использовать темные тона:

  • это выгодно подчеркнет небольшой разрез глаз;
  • светлые тона подойдут для ретуши;
  • средняя интенсивность — идеально создаст дневной макияж.

Базовым оттенком должен быть холодный цвет — это основа для утреннего или делового мейк-апа. Для вечернего макияжа подберите темно-коричневые полутона с небольшим переливом. Наносить нужно на внешние уголки глаз, тогда можно добиться дымчатого эффекта smoky-eyes.

Гнев богов или людей

За последние десятилетия ученые выдвинули несколько теорий, объясняющих упадок или полное исчезновение городов и царств бронзового века. Среди них: серия разрушительных землетрясений; климатические изменения, приведшие к засухам, неурожаям и голоду; восстания народа против знати; вторжение захватчиков. Каждая из этих теорий имеет свои доказательства, но ни одна не объясняет всего.

В связи с «коллапсом бронзового века» обычно упоминают так называемые «народы моря» — некую группу или, скорее, группы людей, которые двигались с запада на восток, нападая на поселения, грабя и разрушая их. Откуда взялись эти люди, были ли они морскими разбойниками или покинули свою землю вынужденно — неизвестно. Не исключено, что по крайней мере некоторые из пришельцев не разрушали чужих городов, а просто селились на местах, покинутых прежними обитателями.

Одни ученые считают, что «народы моря» пришли с островов Сицилия и Сардиния, другие ассоциируют их с ахейцами, героями поэм Гомера. Но всё это лишь теории.

Тем не менее, из египетских архивов известно, что Египту пришлось пережить по меньшей мере два нападения «народов моря» — в 1207 и 1177 годах до н. э. Согласно царским архивам, под натиском пришельцев с неких островов пали Хеттское, Кипрское и другие царства, располагавшиеся в Анатолии и Сирии. Египетские хроники перечисляют племена, составлявшие армию захватчиков, но убедительно соотнести их с известными народностями древности ученым пока не удается. Сам Египет стал одним из немногих царств бронзового века, переживших это катастрофическое время.

Внешний вид

У боровика бронзового шляпка средних размеров – её диаметр варьируется от 7 до 17 см. Толщина этой части примерно 2 см. Шляпка имеет полушаровидную форму, окрашена в тёмно-коричневый. Иногда на шляпке есть маленькие белые пятна. У старых грибов эта часть заметно уплощена, зачастую в середине можно найти углубление. Сверху шляпку покрывает тонкая плёнка. По мере роста гриба плёнка растрескивается, на шляпке начинают появляться бороздки. Отличительный признак боровика – то, что шляпка никогда не покрывается слизью.

Ножка боровика толстая, её параметры – 12 на 4 см. Снизу есть утолщение. Ножка окрашена в коричневый, эта часть гриба светлее шляпки. На ножке есть белая сеточка, которая по мере старения становится бежевой. Сама ножка морщинистая.

Гименофор болета бронзового, как и многих его собратьев, трубчатый. Трубочки прирастают к грибу. В молодом возрасте гименофор гриба белый, по мере роста и развития становится жёлтым. Если надавить на спороносный слой, он станет зелёным.

Мякоть болета бронзового мясистая и сочная, имеет белый цвет. На надломе мякоть шляпки цвета не меняет, но мякоть ножки может слегка потемнеть. У молодых экземпляров мякоть может быть твёрдой. Мякоть гриба приятно пахнет.

Споры этого представителя болетовых длинные, имеют веретоновидную форму. Окрашены в зелёный.

Погребальные обычаи и формы могил

В эпоху средней бронзы в Центральной и Западной Европе и в Карпатском бассейне преобладала характерная форма могилы : курган (также известный как курган). Курганы могут быть окружены круглыми, иногда концентрические или шпоночных траншей, столбов или стен; В холмах могли быть встроенные элементы из камня или дерева. Светильники в основном окружали мертвых, гроб или урну .

Курганы эпохи бронзы, ок. 1300 г. до н. Э. Chr.

По этой причине термин «культура курганов» или «бронзовый век курганов» иногда используется как синоним термина «средний бронзовый век» в немецкоязычных исследованиях.

В курганах эпохи средней бронзы людей хоронили двумя способами. Были тела и кремация погребений , и в большинстве регионов Центральной Европы, могильники тела явно преобладали в это время.

В случае захоронения трупов тело помещали либо непосредственно на землю, либо в могильную яму, после чего курган складывали в кучу. Большую часть времени тела не хоронили в гробу, и вышеупомянутые приспособления были лишь необязательными компонентами курганов.

Было несколько вариантов кремационных захоронений. Либо мертвых кремировали на отдельной кремационной платформе (иногда с пристройками), либо прямо на предполагаемом месте захоронения. Прах и остатки костей помещали в урны или контейнеры из органического материала (например, кожи) или просто оставляли на земле. Затем был воздвигнут курган.

Иногда в одном кургане встречаются двойные или множественные захоронения . В некоторых регионах более поздние захоронения регулярно закладывались в более старые курганы, и курган был частично расширен с последующими насыпями. Такие находки дают археологам ценную информацию о хронологической последовательности захоронений в кургане.

Погребальный инвентарь был разным для мужчин и женщин. Женщинам обычно давали две или более игл и украшения в области культуры курганов Центральной Европы; У мужчин в могиле обычно была только одна игла, но их часто хоронили с оружием.

«После среднего бронзового века … с захоронением тел в курганах радикально изменилась форма могилы и погребальный обычай. Люди кургана должны уступить место людям поля урны ».

Кусковая формовка

Уникальные технологии бронзового литья были созданы металлургами Древнего Китая. Известно, что уже во 2-м тысячелетии до н. э. в Китае существовала оригинальная технология литейного производства. В то время, когда металлурги Запада и Ближнего Востока получали сосуды ковкой, литьем в песчаные формы или по выплавляемым моделям, китайцы освоили гораздо более трудоемкий, но и существенно более прогрессивный метод «кусковой формовки».

Технология заключалась в следующем. Сначала из глины изготовляли модель, на которой вырезали требуемый рельеф. Затем получали обратное изображение, напрессовывая пластины глины, кусок за куском, на ранее изготовленную модель. На каждом куске формы выполняли тонкую доводку рельефа. После этого куски глины обжигали, что само по себе требовало виртуозного мастерства, так как не должен был нарушаться рисунок.

Первоначальную глиняную модель зачищали на толщину стенок будущей отливки, получая стержень для формирования ее внутренней полости. Куски формы собирали вокруг стержня, создавая таким образом цельную форму. При этом швы и стыки между кусками формы специально не заделывались наглухо, чтобы в них мог затекать металл. Это делалось для того, чтобы застывший в швах металл приобретал вид изящной кромки, придававшей изделию особый декоративный оттенок. Традиция использования вертикальных литейных швов для украшения изделий стала отличительной чертой китайского металлургического искусства.

Китайские бронзовые вазы

Еще одним примером оригинальных китайских литейных технологий является изготовление бронзовых тазиков с «кипящей» водой. На днище таких тазиков мастерами размещались литые рисунки определенного вида и направления. Они изменяли акустические свойства предмета, наполненного водой, таким образом, что стоило потереть его ручки, как с поверхности воды начинали подниматься фонтанчики, как будто вода, оставаясь холодной, действительно закипела. Современные исследования позволили установить причину такого необыкновенного эффекта: от трения возникают звуковые волны, которые резонируют и вызывают быстрые колебания в литых выступах в днище тазика, в результате чего вверх выталкиваются струйки воды.

Возможно, ни одна культура бронзового века не соответствует своему названию лучше, чем культура Древнего Китая в период династии Шан Инь (конец 2-го тысячелетия до н. э.). В то время в городах были целые кварталы ремесленников, занятых обработкой металлов, изготовлением оружия и специальных ритуальных изделий из бронзы. Кроме нескольких мраморных скульптур этой эпохи, все сохранившиеся произведения искусства сделаны именно из бронзы.

Варианты состава

Данный материал представляет собой смесь меди с легирующими элементами, в качестве которых применяют неметаллы и металлы. При этом цинк и никель не должны являться основными среди них.

Путем варьирования соотношений между компонентами изменяют свойства бронзы. В соответствии с этим существует несколько ее разновидностей, выделяемых на основе легирующих добавок. В их качестве используют:

  • олово;
  • бериллий;
  • цинк;
  • кремний;
  • свинец;
  • алюминий
  • никель;
  • железо;
  • марганец;
  • фосфор.

Первой была разработана бронза оловянная (в начале 3 тысячелетия до н. э.). В небольшом количестве данный элемент придает твердость, легкоплавкость, упругость. При повышении его концентрации до 5% снижается пластичность, а при 20% бронза обретает хрупкость. Путем доведения олова до максимальной доли в 33% сплаву придает серебристо-белую окраску.

Материал с бериллием отличается наибольшими упругостью (закаленный) и твердостью, а также химической устойчивостью. Он подходит для обработки путем резания и сварки.

Внешний вид бронзы

Цинк и кремний повышают текучесть, что актуально для литья, а также придают поверхности устойчивость к истиранию. Кремниево-цинковая бронза характеризуется отсутствием искр при механическом воздействии и хорошим сопротивлением сжатию.

Алюминий повышает плотность, антифрикционные свойства, устойчивость к коррозии и химическому воздействию. Бронза такого состава подходит для резки.

Фосфор используется в совокупности с некоторыми прочими добавками с целью раскисления сплава. Его наличие отражается в названии при содержании более 1% (оловянно-фосфористая бронза).

Что касается меди, ее содержание определяет не только технологические и эксплуатационные параметры, но и цвет, который имеет бронза. Красная окраска свидетельствует о концентрации меди более 90%. При содержании ее около 85% (наиболее часто встречается) бронза имеет золотистый цвет. Если сплав состоит из меди наполовину, белым цветом он напоминает серебро. Для получения серой и черной окраски нужно сократить процент меди до 35. Такой цвет материала тоже встречается нередко, однако нужно учитывать, что данный сплав может приобрести темную окраску с течением времени в результате воздействия различных факторов (температуры, воды и т. д.). К тому же технологии, позволяющие добавлять в бронзу придающие ей насыщенный черный цвет легирующие элементы, стали применять относительно недавно, а изделия из рассматриваемого сплава такой окраски обширно распространены издавна.

Кроме того, существует классификация бронзы, основанная на внутренней структуре, а именно количестве фаз в твердом растворе. Она подразумевает ее разделение на одно- и двухфазные варианты.

Наконец, ввиду обширной распространенности оловянного типа сплав подразделяют на оловянные и безоловянные бронзы.

Имидж по-бронзовому: как вплести блеск яркости для индивидуальности в одежде?

Речь об универсальности не пойдет, так как бронза в одежде — это смело и экстравагантно. Не каждому пойдет такой стиль, тем более мужчинам. А когда же уместно применять «дизайнерские штучки»? Золотистый бронз можно уместить в образ теплого эвкалипта — рыжеволосым девушкам понравится. Обладательницам смуглой кожи стоит подбирать более светлые оттенки — под зеленые или янтарные цвета глаз. Коричневые или орехово-пепельные волосы будут идеально смотреться с одеждой полупрозрачных тонов бронзы.

Такой цвет в одежде олицетворен с успехом и прагматичностью, поэтому нередко из подобной ткани шьют деловые и вечерние костюмы. Дополнить одеяние помогут аксессуары зеленых оттенков, черных цветов и переходных монохромных. Если вы не знаете, с чем носить бронзовый цвет, отправляясь на свидание, разбавьте его «настойчивость» лепестками бирюзы и коралла.

[править] Этимология термина

Термин бронзовый век впервые встречается в книге «Труды и дни» Гесиода, где история человечества разделена на 5 периодов: золотой, серебряный, бронзовый, возраст героев и железный век.

С развитием археологии в самостоятельную науку, датский археолог Кристиан Юргенсен Томсен создал периодизацию доисторического периода человечества на основе классификации артефактов по материалу, из которого изготовлены орудия труда. Эта классификация артефактов бронзового века наиболее подходит для археологических находок Средиземноморья и Ближнего Востока. В то же время, в археологических культурах Древнего Китая выделить бронзовый и железный века труднее.

[править] Общая характеристика

В общем, в большей части мира бронзовой эпохе предшествовала эпоха неолита, однако в некоторых регионах эпохе бронзы предшествовал переходный период от неолита к бронзовому веку — энеолит (медно-каменный век). Наряду с этим, некоторые регионы (например, к югу от Сахары) перешли к железному веку, минуя бронзовый век.

Хронологически разделяют бронзовый век на:

  • ранний бронзовый век
  • средний бронзовый век
  • поздний бронзовый век

В ранний период бронзового века зона археологических культур с использованием бронзовых орудий труда охватывала 8-10 млн км², а в конце эпохи бронзы площадь этой зоны достигла 40-43 млн км².

Ранний бронзовый век

Местом первого применения металлических орудий труда стал Ближний Восток, где медь была известна с 4-го тыс. до н. э. В некоторых районах Передней Азии появились и первые изделия из бронзы. Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова, датированные концом 4-го тыс. до н. э., были найдены в Иране. Бронзовые изделия с примесями мышьяка производились в Анатолии и на Кавказе в начале. 3-го тыс. до. н. э. В то же время, некоторые изделия Майкопской культуры датированы серединой 4 — сер. 3 тыс. до н. э.

В первой половине 4 тыс. до н. э. произошел распад Балкано-Карпатской металлургической провинции и формирования около 35-33 в. до н. э. циркумпонтийской металлургической провинции, что стало фактическим началом бронзового века. Циркумпонтийская металлургическая провинция, в раннем и среднем бронзовом веке была главным центром производства бронзы, она распространялась на меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов. К западу от нее функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова и Британских островов, а на юге и юго-востоке существовали бронзовые культуры Египта, Аравии, Ирана и Афганистана.

С началом бронзового века сформировались 2 основных блока сообществ Евразии: южнее горного пояса от Саянских гор через Кавказ, Карпаты в Альпы сформировались сообщества с земледельческо-животноводческим хозяйством, сложной социальной структурой, на основе которой появились города, письменность и государства. Севернее горного пояса в Евразийских степях сформировались сообщества кочевых скотоводов.

Средний бронзовый век

В среднем бронзовом веке (26/25 — 20/19 в. до н. э.) регион использования бронзовых орудий труда распространяется, главным образом, в северном направлении. В это время еще сохраняется доминирование циркумпонтийской металлургической провинции над другими регионами производства бронзы.

Поздний бронзовый век

На рубеже 3 и 2 тысячелетий до н. э. происходит распад циркумпонтийской металлургической провинции. Вместе с тем начинается поздний этап бронзового века. Формируется ряд новых металлургических провинций. Среди них наибольшей была Евразийская степная металлургическая провинция (около 8 млн км²), унаследовавшая традиции циркумпонтийской металлургической провинции. К югу от нее функционировала Кавказская и Ирано-Афганская металлургические провинции, которые были небольшими по площади охвата, но отличались многообразием форм изделий и характером сплавов. На территории от Саянских и Алтайских гор до Индокитая сформировались производственные центры Восточно-Азиатской металлургической провинции. Высококачественные изделия разнообразных форм производились Европейской металлургической провинцией, которая охватывала территории от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы. К югу от нее располагалась Средиземноморская металлургическая провинция, отличавшаяся от Европейской технологией производства и формами изделий.

В 13-12 веках до н. э. происходит распад и смена культур практически на всем пространстве Евразии от Атлантики до Тихого океана, и в течение нескольких веков — до 10/8 веков до н. э. происходят значительные переселения народов. Этот период получил название катастрофы бронзового века. Одновременно начинается переход к железному веку. Дольше хранились ячейки культур бронзового века в Атлантической Европе, на которой расселялись кельтские племена.

Минойцы и микенцы: два первых высокоразвитых общества Европы

Хотя называть минойцев «первыми европейцами», пожалуй, слегка рискованно — у современной науки пока нет ответа на вопрос, каково было происхождение этого народа и откуда он пришел на Крит (впрочем, недавние генетические исследования среди их предков выходцев из Анатолии, Ирана и с Кавказа). Мы даже не знаем, как эти люди сами себя называли: термин «минойская цивилизация» ввел в оборот археолог Артур Эванс, раскопавший в начале XX века дворец в критском городе Кноссе и обнаруживший существование развитого государства куда древнее античной Греции.

После того, как Крит захватили воинственные жители греческого материка, микенцы, и в кносском дворце обосновалась микенские цари, торговые пути минойцев, судя по всему, не разрушились, а перешли под контроль новых правителей острова. Крит, расположенный аккурат между Грецией, Египтом и Восточным Средиземноморьем, лежал на пути всякого корабля, что, разумеется, очень способствовало поддержанию торговых связей.

«Обильные златом» Микены были одним из самых знаменитых городов в греческой мифологии и считались родиной гомеровских Агамемнона и Менелая — предводителей ахейского войска, разрушившего Трою. Легенда обросла плотью в XIX веке, когда Генрих Шлиман, археолог-любитель, одержимый поисками легендарной Трои, заодно раскопал и Микены с обширным дворцом, гробницами из огромных каменных плит и множеством сокровищ.

Микенский бронзовый доспех, XV век до н. э.

Завоевав Крит, микенцы подверглись большому культурному влиянию минойцев, однако это две очень разные цивилизации. Минойцы, насколько можно судить, сотни лет жили в покое и достатке, что придало их национальному характеру расслабленность и изнеженность. Минойские фрески и росписи изображают развлечения, религиозные праздники, игры с быками. Ни войны, ни страданий, ни тяжкого труда.

А вот непосредственным предкам греков, микенцам, обосновавшимся на Балканском полуострове, приходилось непрерывно биться за место под солнцем.