Корё (государство)

Оглавление

Новая страница: поздний Чосон (XVII-XVIII ст.)

Имджинская война поставила Корею на грань катастрофы, но используя реформы, правители сумели выровнять ситуацию. История Кореи XVII-XVIII считается периодом перехода к обществу нового времени. Страна жила мирно – ни войны, ни серьезные внутренние проблемы её не беспокоили.

Новые реформы

Одновременно происходили существенные изменения в политике, экономике, общественном мировоззрении. Особые изменения отмечались в аграрном секторе.

  • Новшества коснулись высевания риса, что моментально отразилось на экономике и жизни общества. Семена заменили рассадой, которую высаживали заранее на специальных участках. Это позволило повысить всхожесть и урожайность.
  • Появились сельскохозяйственные культуры – картофель и батат.
  • Значительно увеличилось количество выращиваемого перца и тыквы.
  • Новые растения заняли те поля, где не приживался рис. Рост урожая повлиял на количество продуктов питания, а они, в свою очередь, на рост населения.

В средние века изменилась аграрная политика государства. Слишком большое количество заброшенных земель подтолкнуло к их возвращению в «рабочее состояние». Было обещано, что земельные владения отдадут в собственность тем, кто их разработает. Кроме того, новые владельцы на три года освобождались от уплаты налогов. Это сработало – количество возделанной территории значительно увеличилось. Вторым направлением аграрной политики было изменение уплаты налогов. Ранее взималась поземельная уплата податей, а теперь стали учитывать единицы площади.

Сословия и культура позднего Чосона

В период XVII-XVIII столетий перемены коснулись сословий. Янбаны остались, но теперь не так ярко выделялись. На первый план вышли крупные землевладельцы – чичжу. Этому способствовала аграрная политика государства и рост производительности труда. Вторую позицию занимали крестьяне, которые также владели землей. Их называли чонхо. Еще были безземельные крестьяне-арендаторы. Также существовало сословие «средних людей»: писцов, счетчиков, переводчиков. Считается, что они значительно повлияли на модернизацию государства.

Все эти изменения отразились на культуре народа – она становилась всё более массовой. Популярность набирал жанр пхансори. Так называли повести, которые исполнялись нараспев под звук барабанов. Корейские народные сказания начали записывать – они получили статус литературы. Живописцы теперь изображали местные пейзажи и сцены из жизни простого люда.

Изменения коснулись каллиграфии, которая все больше приобретала национальный колорит. Появилась необычная керамика – белоснежная с синими цветами. А вот архитектура какими-то особенностями не отличалась – все силы направили на восстановление зданий, разрушенных во время Имджинской войны.

Окно в Европу

Но недовольных было достаточно. Этот период истории Кореи отмечен многочисленными крестьянскими бунтами. Накал усиливался из-за распрей между партиями. Они добивались власти по очереди и жестоко противостояли друг другу. Приходы к власти сопровождались казнями и мятежами. Правительству это надоело, и важные функции стали возлагать одновременно на представителей разных партий – межпартийная борьба уменьшилась, но не исчезла.

Ещё одним испытанием стало знакомство с европейской жизнью. Через Китай, миссионеров, моряков-европейцев в Корею приходили «весточки» из «другого мира». Местные жители познакомились с картами Европы и навигацией, европейским оружием, книгами по астрономии и католицизмом. Результатом стало появление школы реальных наук – сирхак, которая на первый план выносила факты. Новое учение отвергало религию и мистицизм.