Стальные монстры сражений: история бронепоездов

Оглавление

Пушка на рельсах

Первые полвека своего существования железные дороги успешно уклонялись от военной службы. Поездам доводилось возить солдат и военные грузы поближе к месту боевых действий, но от порохового дыма они старались держаться подальше. Однако долго это продолжаться не могло…

Первый аналог бронепоезда возник в Австрии во время революции и венгерского восстания (1848), и это далеко не случайно: в гражданской войне его применять проще, потому что на всем театре военных действий инфраструктура железной дороги общая. Впрочем, это был еще не настоящий бронепоезд; правильнее называть его «военным» или «артиллерийским» поездом.

«Рельсовая артиллерия» южан: мортира «Диктатор».

О нем мы знаем мало, побольше информации сохранилось о том, как эту идею развивали в войне Севера и Юга США. Тогдашняя артиллерия уже могла стрелять на расстояние порядка 4 км, но с мобильностью у нее дела были так себе: на конной тяге тяжелую пушку не особенно увезешь. Англичане буксировали орудия на слонах (но где же их возьмешь в США?), многие армии предпочитали в качестве тягловой силы волов (что оч-чень медленно).

В итоге тяжелая артиллерия вечно не успевала к месту действий. Чаще всего приходилось начинать сражение, не дожидаясь прибытия тяжелых пушек; и уж разумеется, сторона, которая могла себе позволить их своевременную доставку, получала колоссальное преимущество.

Вот и решили, что тяжелые орудия вполне могут стрелять прямо с железнодорожной платформы; это позволяло достичь приличной оперативности, хотя, конечно, далеко не всюду. Поначалу играла роль еще и внезапность; кто бы мог подумать, что эти янки успеют притащить артиллерию к позициям Юга так быстро! А уж города брать таким образом было одно загляденье. Так, к примеру, брали Петербург (штат Вирджиния) в 1864 году (в русскоязычных текстах это сражение почему-то часто оказывается битвой под Питсбургом, хотя эти города отнюдь не соседи).

Разумеется, южане тоже быстро освоились с новинкой. Идея приглянулась и военачальникам других стран; всего через несколько лет, в 1871-м, немцы во время франко-прусской войны подтянули тяжелые орудия к Парижу.

Но это все еще не настоящие бронепоезда: орудия просто стояли на платформах, и составы были чрезвычайно уязвимы, например, для легкой артиллерии. Следовало сделать второй шаг: защитить поезд.

Как добраться (доехать)?

Добираться до монумента проще простого – как мы говорили уже, он стоит около Автовокзала, где есть одноименная остановка, по которой проходит сразу несколько троллейбусных и автобусных маршрутов Севастополя.

От центра, площади Нахимова, доехать до достопримечательности проще всего так:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Вокзальная, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.595373, 33.531614.

Большинство туристов сегодня в курсе, что памятник поезду в Севастополе историческим не является. Но их отзывы все равно получаются уважительными – большинство мемориалов изображают не конкретных победителей фашизма, а символических. Бронепоезд «Железняков» — яркий того пример. В заключение – видео о нем, приятного просмотра!

После войны

Годы шли, и на вооружении армий мира совсем не осталось былых стальных монстров, занявших почетные места в музеях. Если бы не одно событие. Советско-китайские отношения резко осложнились в 60-е годы, вслед за конфликтом на о. Даманском. Обстановка могла ухудшиться, и руководство Советской армии заказало Харьковскому заводу тяжелого машиностроения четыре бронепоезда БП-1. Чтобы контролировать большие и протяженные пространства Сибири и границы с КНР, был построен современный и хорошо вооруженный бронепоезд: десант, самодвижущиеся и по рельсам, и по обычным дорогам БТР, даже танки (включая плавающие), мощное артиллерийское и зенитное вооружение. БП-1 стал вершиной в эволюции бронепоездов. Кстати, подобные ему конструкции применялись и в XXI веке в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе. И сейчас два бронепоезда железнодорожных войск России, наследника БП-1, стоят на вооружении в нашей стране.

Современный российский бронепоезд

Конечно, есть ещё и окутанные ореолом тайны БЖРК – замаскированные под обычный поезд пусковые установки ядерных межконтинентальных баллистических ракет, но это уже совсем другая история. Главное, что бронепоезда, стальные монстры сухопутных сражений, оказали большое влияние на ведение войн, особенно в первой половине XX века, а их основным эксплуатантом, так уж вышло, была наша страна. Поэтому, смотря в музеях на грозные тела тяжелых и мощных наших бронепоездов, следует помнить: они достойны нашего внимания не меньше, чем легендарная «тридцатьчетверка».

Бронепоезд «Балтиец»

3 июля 1941 года на митинге в Лениград-Балтийском электродепо было принято решение построить своими силами бронепоезд, использовав для этого паровоз Оп-7599 и 2 четырехосные платформы грузоподъемностью 60 тонн. Стальной прокат для обшивки паровоза поставил Ижорский завод.

Бронепоезд был вооружен шестью 76-мм орудиями, двумя 120-мм минометами и 16 пулеметами. 4 из них крупнокалиберные. Название бронепоезду – «Балтиец» — дали сами рабочие. Команда бронепоезда была сформирована из добровольцев-железнодорожников электродепо и кадровых артиллеристов.

С осени 1941 года бронепоезд «Балтиец» стоял на защите рубежей Ленинграда. Он мог вести огонь с пятнадцати огневых позиций в различных секторах фронта. С позиции Мяглово-Горы — по Мге; из Угольной гавани — по Сосновой Поляне и Стрельне; из Предпортовой – по Урицку, Красному Селу, Вороньей Горе; с позиций Левашово, Белоостров, Осельки, Васкелово – в район за Лемболово – Орехово.

Бронедрезина

Лет через десять после англо-бурской, когда бронепоезда начали производиться всеми европейскими державами, задумались и об отдельных, малых бронеединицах для передвижения по рельсам.

Так появились бронедрезины: по сути своей это рельсовые танки. Танк гусеничный к тому моменту еще только изобретался и настоящей своей мощи еще не узнал, а вот на рельсовом ходу уже получалось строить самые разнообразные машины: от легкой и компактной бронированной машинки с пулеметом до здоровенного агрегата на три орудия и шесть пулеметов, совмещенного с паровозом. Со своими бортовыми турелями он уже напоминал внешне не столько танк, сколько броненосец «Цесаревич».

 
Бронедрезины.

Впоследствии появились бронедрезины-универсалы, способные на своих колесах прокатиться немного по дороге, — близкие родственники бронеавтомобилей; правда, это не настолько добавило маневренности, с танком им было все равно не тягаться.

Золотой век бронепоезда

Период наибольшей славы бронепоезда был недолог: от англо-бурской войны и до Гражданской. После этого он еще неплохо повоевал, но с появлением танков и самоходной артиллерии его уникальность как мобильной сухопутной системы с тяжелым вооружением резко поубавилась.

Неуловимый мститель

Впрочем, бронепоезд с собственным именем «Железняков» (в честь известного многим по советской песне «матроса Железняка, партизана») в севастопольской истории был. Сыграл в ней он немаловажную роль – оказался одним из наиболее эффективных и боеспособных соединений периода Второй обороны.

Поезд был построен 4 ноября 1941 г. на городском морском заводе, а уже 7 ноября вступил в бой у деревни Дуванкой. Боевой путь маневренной крепости закончился 27 июня 1942 г., уже после приказа об оставлении Севастополя – остатки экипажа, сняв уцелевшее вооружение, покинули блокированный в Троицком тоннеле поврежденный бронепоезд.

За эти месяцы история «Железнякова» оказалась просто-таки переполнена уникальными по дерзости и результативности операциями. Он уничтожил минимум 3 танка, ряд самолетов, 9 дзотов, тяжелую батарею, не менее 1,5 тыс. фашистских солдат и пр. В его активе – дерзкий налет на станцию «Мекензиевы горы» в середине ноября 1941 г., когда экипаж буквально в упор расстрелял большое скопление гитлеровцев и их имущество у железнодорожных путей.

Вражеское командование более всего раздражала неуловимость «Железнякова» – он появлялся из ниоткуда и исчезал в никуда. Он обладал поразительной способностью оказываться именно там, где гитлеровцы менее всего его ждали, и полностью игнорировать проблему повреждений путей. Уничтожить его врагу удалось только с помощью авиаударов.

Решив не бросать зря добро, они раскопали заваленный Троицкий тоннель, извлекли уцелевшие платформы «Железнякова» и составили из них собственный бронепоезд. Но даже советское железо не желало служить оккупантам – немецкий поезд «Ойген» ничем, кроме происхождения, не прославился и был взорван гитлеровцами при отступлении.

Секрет призрака

За неуловимость фашисты окрестили бронепоезд «Железняков» из Севастополя «Зеленым призраком». Но тут налицо признаки дальтонизма – разгадка неуловимости состава кроется в том числе в том факте, что таковым по цвету он не был.

У него вообще не было постоянного оттенка. Команда его занималась малярными работами практически непрерывно, перекрашивая паровозы (их было два) и платформы в разнообразные разводы камуфляжа. В результате поезд мгновенно приспосабливался к особенностям местности, где находился, и не обретал узнаваемого облика.

Второй секрет «Железнякова» состоял в наличии на нем дорожной группы из железнодорожников высочайшего профессионального уровня. Они буквально на ходу чинили поврежденные пути и механизмы, проводили состав вспомогательными туннелями, загоняли его в скальные выемки, где его нельзя было заметить с воздуха.

Они знали все стрелки и маневровые пути, все второстепенные ветки и позабытые тупики – вот как «Железняков» проходил через любые кордоны и оказывался там, где поезда не могло быть по определению.

Наконец, огромную роль сыграла разведка. «Железняков» работал по целеуказаниям разведгрупп морской пехоты – а эти плохого не посоветуют. Кроме того, в составе экипажа были связисты, способные чуть ли не «на ходу» подсоединяться к телефонным линиям – информация поступала бесперебойно.

Вот почему сейчас памятник поезду является монументом не только военным морякам и артиллеристам, но и (и даже в первую очередь) железнодорожникам.

Литература

  • Амирханов Л. И. Броненосцы железных дорог. — СПб.: Остров, 2005. — 212 с. — ISBN 5-94500-001-9
  • Белые Бронепоезда в Гражданской Войне: Сборник / Ред.-сост. Г. Пернавский. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 608 с.
  • «Временный боевой устав броневых сил РККА, служба на полевых броневых поездах», 1925
  • Богданов В., Сорокин-Ражев Г. «Бронесилы» — М., 1926
  • Деревцов С., Пушкин А. «Справочник по броневому делу для командного состава РККА всех родов войск» — М.Л., 1927 * Зун В. А. «Броневые поезда и их боевая служба» — М.Л., 1930
  • Гладков П. «Тактика броневых частей» — М.Л., 1930
  • Дроговоз И. Г. «Крепости на колёсах. История бронепоездов» — Мн.: Харвест, 2002. — 352 с ISBN 985-13-0744-0
  • Ефимьев А. В., Манжосов А. Н., Сидоров П. Ф. Бронепоезда в Великой Отечественной войне — / Ред. Е. Ю. Лемехова; Отв. за выпуск А. Н. Глонти.. — М.: Транспорт, 1992. — 248 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-277-01631-7. (в пер.)* Зун В. А. «Роль бронепоездов в современной войне». — Журнал «Механизация и моторизация армии» № 1, 1931
  • Зун В. А. «Бронепоезд в бою». — Журнал «Механизация и моторизация армии» № 1, 1931* Белые бронепоезда в Гражданской войне. Сборник / ред.-сост. Г. Пернавский. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 608 с. — (Имперский стяг). — 4100 экз. — ISBN 978-5-699-24849-0.
  • Каторин Ю. Ф. Уникальная и парадоксальная военная техника / Ю. Ф. Каторин, Н. Л. Волковский. — М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2007. — 590c.-(Арсенал) (о бронепоездах страницы 430—533) (вероятно было несколько изданий книги).
  • Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны. — М.: Стратегия КМ, 2005. — 87 с. — (Фронтовая иллюстрация № 5 / 2005). — 2000 экз. — ISBN 5-901266-01-3.
  • Коломиец М. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. — М.: Стратегия КМ, 2007. — 379 с. — (Фронтовая иллюстрация / 2007).
  • Коломиец М. В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. — М.: Яуза, 2008. — 448 с. — (От двуглавого орла к красному знамени). — 4000 экз. — ISBN 978-5-699-27455-0.
  • Коломиец М. Бронепоезда Красной Армии 1930−1941 гг. — М.: Яуза, 2004.
  • Коломиец М. Бронепоезда Великой Отечественной «Сухопутные броненосцы» Красной Армии. — М.: Яуза, 2010.
  • Поцелуев В. А. Броненосцы железных дорог. Молодая гвардия 1982.
  • Проект боевого устава броневых сил РККА, Часть II, Книга 3. Боевое применение бронепоездов. — Госвоениздат, 1931
  • «Руководство по боевой подготовке бронесил РККА (бронепоезда)» — М., 1931
  • Советская военная энциклопедия. / ред. Н. В. Огарков. том 1. М., Воениздат, 1976 год;
  • Сотников Е. А. «Железные дороги мира из XIX в XXI век.» — М.: Транспорт, 1993. — 200 с ISBN 5-277-01050-5.
  • Под редакцией Н. С. Конарева. «Железнодорожники в Великой Отечественной войне —.» — М.: Транспорт, . — 591 с.
  • Шильбах К. «Тактика войск специального назначения и вспомогательных частей» — М.Л., 1930

Против авиации и танков

Стремительное развитие других видов вооружения, особенно авиации, делало применение бронепоездов ещё более рискованным делом. Танки или бомбардировщики теперь смогли оказывать эффективное сопротивление бронированным гигантам железных дорог. Однако и их вооружение, и броня в межвоенный период совершенствовались. К началу Великой Отечественной войны РККА имела на вооружении до 53 бронепоездов лёгкого и тяжелого типа. Советский бронепоезд типа БП-35 владел свыше 38 бронеплощадками с вооружением. Противотанковые и пехотные орудия, зенитные пушки и пулеметы – бронепоезд стал грозной силой, которую предстояло проверить в схватке с серьезным противником.

Советский бронепоезд в бою

Начало войны стало для наших бронепоездов не очень удачным: быстрое продвижение противника, захват станций и порча путей, а также неудачная тактика применения сводили на нет преимущества стальных гигантов.

Однако уже с 1942 года они используются более успешно. Особо отличился в это время бронепоезд «Железняков», применявшийся как самоходная артиллерийская и зенитная батарея при героической обороне Севастополя.

Бессмертный подвиг совершил известный бронепоезд «Московский метрополитен», построенный на средства работников метрополитена, в героическом бою у станции Прохоровка за несколько дней до грандиозного танкового сражения. Советский бронепоезд вступил в бой с вражеской авиацией и танками, уничтожив четыре самолета и шесть танков противника.Отличились и известные бронепоезда«Илья Муромец»и «Козьма Минин», встретившие конец войны в 50 км от Берлина.

Бронепоезд «Илья Муромец»

Советские бронепоезда проделали большой эволюционный путь. Их вооружение составляли танковые башни, поставленные на броневагоны, зенитные пушки и пулеметы разных типов и даже установки залпового огня, знаменитые «Катюши». Такой поезд был действительно грозным противником. Ближе к концу войны бронепоезда сосредоточились на обеспечении противовоздушной обороны станций, путей и составов. Хотя даже в конце войны случилась дуэль советских бронепоездов 31-го дивизиона против немецкого бронепоезда, названного в честь фюрера. Немцы бой проиграли.

Немецкий бронепоезд №61

Противник, к слову, тоже использовал бронепоезда и бронедрезины особой конструкции. Применял десанты, спускаемые танки и броневики, но по большей части для противопартизанских действий. В Европе же бронепоезда почти не использовали. Бельгийские, польские и французские бронегиганты попали в руки немцев и также несли охранную службу.

Бронепоезд 70-х БР-1

К концу войны Красная Армия имела на вооружении до 140 бронепоездов, многие из которых покрыли свою службу подвигами и славой. Но окончившаяся война стала по большей части завершением карьеры сухопутных крейсеров.

Внутри броневагона

Хотя, казалось бы, броневагон — штука большая, даже очень, внутри там места в обрез. На бронепоезда брали солдат невысоких и выносливых, способных долго выносить жесткие условия службы.

Кроме тесноты солдату приходилось постоянно страдать от жары или холода; понятно, что ни о каком охлаждении не могло быть и речи, но броневагон еще и от мороза никак не защищал. И ведь толком не пошевелишься, чтобы согреться! В орудийной башне свободного пространства — считанные сантиметры.

Наконец, при конструировании броневагонов, как правило, даже не задумывались о звукоизоляции, в результате чего под обстрелом в нем… примерно как внутри колокола во время праздничных звонов. Собственные пушки и пулеметы, лязг чужих выстрелов по броне, плюс все это громыхает по рельсам… Контузии и оглушения сопутствовали экипажу бронепоезда постоянно. Те, кто служил на бронепоезде, нередко теряют слух — и порой необратимо. Ветеран Николай Арсеньевич Зайченков, с которым мне довелось быть знакомым, рассказывал, что ему повезло — он вновь начал слышать через несколько лет после войны, при том, что на бронепоезде он прослужил всего пару месяцев.

Особенно трудно было командовать бронепоездами; в Первую мировую их командный состав вообще считался элитой, за службу там в некоторых армиях давали двойное и тройное жалование, а отбирали крайне строго. Ведь командир бронепоезда должен практически без связи (радио того времени крайне ненадежно) определять момент отступления, приоритетные цели… Бронепоезд медленно разгоняется и не сразу останавливается, так что командование паровозом тоже совсем не простая задача.

Бронепоезда Томской железной дороги

В начале декабря 1941 года по заданию Государственного Комитета Обороны на Томской железной дороге началось формирование трех дивизионов бронепоездов. Силами работников депо было построено 11 бронепоездов: «Железнодорожник Кузбасса», «Советская Сибирь», «Победа», «Лунинец» (назван в честь машиниста Николая Александровича Лунина) и другие.

В июльские дни 1942 года на участке Елец — Касторная бронепоезд №704 «Лунинец» принял первый бой

Перед командиром бронепоезда стояла задача: высадить в тылу фашистов в районе станции Тербуны с важной стратегической высотой десант пехоты и поддержать его огнем. Гитлеровцы, не ожидавшие стремительного броска к себе в тыл, оставили высоту

Бронепоезд атаковали 11 фашистских самолетов. Зенитчики стойко обороняли стальную крепость. При отражении налета было сбито 2 бомбардировщика.

8 сентября 1942 года бронепоезд набирал воду на станции, когда налетели 18 немецких самолетов. Впереди бомбами разрушило путь. Машинист П. А. Хурсик с шестнадцатью работниками восстановили путь. У реверса в это время находился машинист М.Ф. Щипачев. Маневрируя на небольшом отрезке уцелевшего пути, он спас поезд от фашистских бомб.

На участок обороны 13-й армии Центрального фронта 27 апреля 1943 года были переброшены бронепоезда №663 «Железнодорожник Алтая» и №704 «Лунинец» 49-го отдельного дивизиона. 6 июля 1943 года в районе Понырей бронепоезда 49-го дивизиона вступили в бой. Поддерживая полки 81-й и 307-й стрелковых дивизий. При активной огневой поддержке бронепоездов «Лунинец» и «Железнодорожник Алтая» армейским соединениям удалось остановить отчаянное наступление врага. Гитлеровское командование разработало специальную операцию по уничтожению бронепоездов, в которой главная роль отводилась авиации. Когда «Лунинец» и «Железнодорожник Алтая» вышли на выбранные позиции для очередного огневого удара по врагу, над бронепоездами появились 36 самолетов противника. Им удалось разбить пути, лишив бронепоезд «Железнодорожник Алтая» возможности отхода. Но экипажи стальных крепостей вели огонь из всех зенитных средств. Фашисты потеряли несколько самолетов. Экипажи бронепоездов и железнодорожники-путейцы трудились всю ночь. Они поднимали бронеплощадки, укладывали рельсы. Утром 49-й ОДБП вновь вышел на боевое задание.

9 июля 1943 года бронепоезд «Лунинец» снова открыл огонь по врагу. На юго-западной окраине поселка Поныри, в районе вокзала, он отразил десятки атак фашистов. Вместе с воинами 4-й гвардейской воздушно-десантной дивизии экипаж бронепоезда выполнил приказ командующего Центральным фронтом генерала армии К.К. Рокоссовского: «Понырей не сдавать!» Сутки экипаж бронепоезда не выходил из боя. Командующий бронетанковыми войсками 13-й армии генерал М.А. Королев через командира бронепоезда капитана Б.В. Шелохова объявил благодарность всему личному составу. В ходе боев в районе Понырей бойцы 49-го дивизиона уничтожили более 800 фашистских солдат и офицеров.

После разгрома гитлеровских армий на Курской дуге боевой путь бронепоезда лежал на Украину. 13 февраля 1944 года 49-й ОДБП под командованием капитана Д.М. Шевченко приказом Верховного Главнокомандующего был удостоен почетного звания «Шепетовский». В боях за Шепетовку экипажи бронепоездов произвели 56 огневых налетов, отразили 15 вражеских атак. Бронепоезда участвовали в освобождении Ченстохова, Петркува, Радома. Боевой путь дивизион закончил в Нижней Силезии, в городе Оппельне.

Полвека расцвета бронепоездов

Первая мировая должна была стать триумфом бронепоездов как воплощения бурно развивающейся техники. Более мощные локомотивы, катаная броневая сталь, хорошие пулеметы и вращающиеся на 360 градусов артиллерийские башни. Казалось, что так мощно вооруженные гиганты обязательно проявят себя в новой, технологичной войне.

Английский бронепоезд времен Англо-бурской войны

Но не тут-то было. Новый конфликт быстро перетек в позиционную фазу. Бронепоездам, пусть самым современным, негде было развернуться, а таранить вражеские позиции, даже и на хорошо защищенном составе, было бы самоубийством. Впрочем, наши соотечественники пробовали и такой тип атаки. 24 сентября 1915 года русский бронепоезд атаковал австрийские позиции в лоб у станции Рудочка. Поначалу ему сопутствовала удача, но после разрушения путей и расхода боеприпасов экипаж поручика Крапивникова был вынужден покинуть поезд. Отличился и другой бронепоезд, «Генерал Анненков», участвовавший в Брусиловском прорыве.

Русский бронепоезд типа «Хунхуз»

Всего же в русской армии воевало 15 бронепоездов из которых потеряно всего 2. Остальные участники Первой мировой войны хотя и имели бронепоезда, но почти не использовали их, кроме разве что Турции, ограниченно применявшей бронепоезда по аналогии с британцами для охраны путей снабжения войск на Ближнем Востоке.

На заре железнодорожных войн

Идея о вооружении поездов буквально витала в воздухе с момента их появления в первой половине XIX века. Англичане и французы пытались проводить различные эксперименты с вооружением и бронированием (тогда это называлось блиндирование) вагонов. Но пионерами военно-железнодорожного дела стали австрийцы и американцы. И если австрийцам не удалось реализовать преимущества броневагонов в ходе осады венграми Вены в 1848 году, то американцы развернулись, как говорится, по полной.

Импровизированный бронепоезд времен Гражданской войны в США

В ходе Гражданской войны в США широко применялись вооруженные и блиндированные подручными средствами составы. Большая территория и развитая железнодорожная сеть благоприятствовали этому виду войны. Применялись не только прообразы бронепоездов, обильно обшитые стволами деревьев, бревнами или железом, а также укрепленные мешками с песком и землей. Дебютировала и железнодорожная тяжелая артиллерия, о которой мы расскажем отдельно. Интересно, что одним из пионеров применения бронепоездов и железнодорожных мортир стал наш соотечественник, полковник русской и бригадный генерал армии северян Иван Васильевич Турчанинов (Джон Бэзил Турчин) – образованнейший офицер и человек удивительной судьбы, который также заслуживает отдельного рассказа. Касаясь же нашей темы, можно сказать, что он с успехом применил вооруженные поезда и 13-дюймовые мортиры при осаде Питерсберга в 1864 году.

Бронепоезд британских войск в Египте во время Англо-египетской войны 1882 года

Следующей войной для «дедушек» бронепоездов стала Англо-бурская

Большая протяженность и исключительная важность железнодорожных коммуникаций сделали для британцев жизненной необходимостью их охрану. Буры часто нападали на незащищенные поезда, и британцы стали экспериментировать

Сначала бронировали стальными листами вагоны и локомотивы, а затем вооружали платформы уже появившимися пулеметами «Викерс» системы Максима, ставили полевые орудия и оборудовали места для стрелков. Опыт оказался настолько удачным, что весть о применении блиндированных поездов быстро разошлась по всем передовым армиям мира. А тем временем приближался конфликт, ставший дебютом настоящих сухопутных крепостей, – Первая мировая война.

Бронепоезд времен Второй мировой войны «Козьма Минин»

Наиболее удачную конструкцию имел бронепоезд «Козьма Минин», построенный в феврале 1942 года в вагонном депо города Горький (ныне Нижний Новгород).

В боевую часть этого бронепоезда входили: бронепаровоз, 2 крытые бронеплощадки, 2 открытые артиллерийские бронеплощадки и 4 двухосные контрольные платформы. Каждая крытая бронеплощадка была вооружена двумя 76,2-мм пушками, установленными в башнях от танков Т-34. Кроме спаренных с этими пушками 7,62-мм пулеметами ДТ бронеплощадки имели по четыре 7,62-мм станковых пулемета «Максим» в шаровых опорах в бортах. Открытые артиллерийские площадки были разделены по длине на три отсека. В переднем и заднем отсеках были установлены 37-мм зенитные пушки, а в центральном отсеке находилась пусковая установка реактивных снарядов М-8. Толщина боковой брони бронеплощадок составляла 45 мм, крытые бронеплощадки имели верхнюю броню толщиной 20 мм. Защищенный броней толщиной 30-45 мм бронепаровоз использовался в качестве тяги только в боевых условиях. В походе и на маневрах использовался обычный паровоз.

На тендере бронепаровоза была оборудована командирская рубка, соединенная с будкой машиниста бронированной дверью. Из этой рубки командир бронепоезда управлял действиями бронеплощадок с помощью телефонной связи. Для внешней связи в его распоряжении имелась радиостанция дальнего действия РСМ. Благодаря наличию четырех длинноствольных 76,2-мм пушек Ф-32 бронепоезд мог обеспечить высокую концентрацию артиллерийского огня и вести прицельную стрельбу на дальность до 12 км, а пусковые установки М-8 позволяли ему успешно поражать живую силу и технику противника.