«катюша»

Оглавление

Боевое применение

Эффективность реактивной системы в боевых условиях, доказанная советскими войсками под командованием Флерова, не могла остаться без внимания. Сразу после этого события было принято решение о формировании еще семи батарей БМ-13. Данное решение привело к наращиванию темпов производства реактивной системы и снарядов. В результате «Катюша» стала применяться повсеместно на Восточном фронте. Оружие несло сильный психологический эффект: немецкие солдаты с опасением ждали появление БМ-13 на фронте, ведь после залпа горело буквально все. Это происходило по той причине, что в снарядах были тротиловые шашки. При взрыве они образовали огромное количество горящих осколков.

На Курской дуге залповая мощь «Катюши» помогала уничтожать бронетехнику противника, участвовали реактивные системы в боях под Москвой и Сталинградом. Боевые машины применялись вплоть до самого завершения войны. Большое количество «Катюш» участвовали в  завершающих операциях, в частности помогали советским солдатам штурмовать Берлин. За годы войны было потеряно около 1400 установок БМ-8, 3400 БМ-13 и 100 БМ-31. Однако применение в военных операциях БМ-13 после окончания ВОВ не завершилось. В дальнейшем Советский Союз использовал эту реактивную установку все так же активно.

Боевая машина БМ-13 на шасси трёхосного автомобиля

Калибр снаряда — 132 мм. Масса снаряда — 42,5 кг. Масса боевой части — 21,3 кг. Максимальная скорость полёта снаряда — 355 м/с. Количество направляющих — 16. Максимальная дальность стрельбы — 8470 м. Время заряжания установки — 3-5 минут. Продолжительность полного залпа — 7-10 секунд.

Гвардейский миномёт БМ-13 Катюша

1. Пусковая установка 2. Реактивные снаряды 3. Автомобиль, на котором монтировалась установка

Пакет направляющих Бронещиты кабины Походная опора Подъёмная рама Аккумулятор пусковой установки Кронштейн прицела Поворотная рама Рукоятка подъёмного механизма

Пусковые установки крепились на шасси автомобилей ЗИС-6, «Форд-Мармон», «Интернационал Джиемси», «Остин» и на гусеничных тягачах СТЗ-5 Наибольшее число «Катюш» было смонтировано на полноприводных трёхосных автомобилях «Студебеккер».

Снаряд М-13

01. Стопорное кольцо взрывателя 02. Взрыватель ГВМЗ 03. Шашка детонатора 04. Разрывной заряд 05. Головная часть 06. Воспламенитель 07. Дно камеры 08. Направляющий штифт 09. Пороховой ракетный заряд 10. Ракетная часть 11. Колосниковая решётка 12. Критическое сечение сопла 13. Сопло 14. Стабилизатор

Краткий курс истории. «Катюша»

14 июля 1941 года Красная Армия впервые применила в боевых условиях советскую машину реактивной артиллерии БМ-13 («Катюша»).

История создания

В 1921 году в Москве была создана Газодинамическая лаборатория под руководством Н. И. Тихомирова и В. А. Артемьева, на которую возложили задачу по проектированию и созданию реактивных снарядов для боевой авиации. В 1929–1933 годах такие снаряды были созданы и испытаны. В дальнейшем на базе лаборатории был создан Реактивный научно-исследовательский институт, который и продолжил эти работы. В 1937–1938 годах реактивные снаряды уже были на вооружении Красной Армии. А летом 1939 года практические боевые испытания прошли на реке Халхин-Гол. Перед самой Великой Отечественной войной инженеры нашли новое применение авиационным реактивным снарядам. Они создали многозарядную пусковую установку, размещенную на грузовом автомобиле и получившую обозначение БМ-13.

Залп дивизиона БМ-13-16 во время Сталинградской битвы

Боевой путь

21 июня 1941 года новую разработку утвердили и запустили в работу. Через три недели в Красной Армии появилась первая батарея из семи установок. Командиром стал капитан Иван Андреевич Флёров. 14 июля 1941 года установки дали только два залпа по станции Орша, но немецкие войска и техника, которая там скопилась, были полностью уничтожены. Красноармейцы ласково прозвали грозное оружие «Катюшей». К сожалению, нет достоверных сведений, как появилось такое название. Одни считают, что оно связано с популярной в военные годы песней М. Блантера на слова М. Исаковского «Катюша», другие – что она появилась из-за буквы «К», выбитой на раме установки. Так маркировал свою продукцию завод имени Коминтерна. Есть еще одна, лирическая версия: имя любимой девушки на БМ-13 написал боец. Производство «Катюш» было на особом контроле Верховного Главнокомандования, и осенью 1941 года в войсках было уже 59 дивизионов, 33 из которых сосредоточились под Москвой. Документы Верховного Главнокомандования отмечали, что армия получила новое мощное оружие, которое не только дает высокий практический результат, но и наносит моральное потрясение немецким солдатам. Противник не был готов к появлению «Катюш». Немцы развели настоящую охоту за новым оружием, за него была объявлена большая награда, и к этой охоте даже подключился главный диверсант немцев Отто Скорцени, но долгое время успехов это не приносило. Диапазон применения установок БМ-8 (модификация) и БМ-13 был очень широк. Их использовали не только против пехоты и боевой техники, но и для уничтожения укрепленных рубежей обороны, с помощью которых немцы пытались сдержать советские войска. В ходе войны реактивная артиллерия стала мощнейшим оружием Красной Армии. Ни одно значимое сражение не проходило без боевого применения «Катюш».

История не заканчивается

К маю 1945 года в составе армии действовало 40 отдельных дивизионов, 115 полков, 40 отдельных бригад и 7 дивизий. Дороги войны прошли боевые машины трех видов, но основными и самыми массовыми остались БМ-13 со 132-миллиметровыми реактивными снарядами. После победы над фашистами в 1945 году «Катюши» заняли одно из важнейших мест в Советской армии. На базе БМ-13 стали развиваться и новые системы залпового огня. В 1963 году на вооружение были приняты системы «Град», вслед за ними создана РСЗО с улучшенными характеристиками – «Ураган». В 1987 году на вооружение принята РСЗО «Смерч», а в 2017-м появился бикалиберный вариант «Урагана» – «Ураган-1М». По данным IISS, в начале 2021 года в Российской армии боевое дежурство несут 550 «Градов», 200 «Ураганов» и 100 «Смерчей».

«Катюша» на Параде Победы

Воронежский подряд

Да, в одиночку завод им. Коминтерна не мог справляться с заказами фронта. Часть производства перенесли в Москву (передав туда и наработки воронежских производственников). А в самом Воронеже к делу изготовления реактивной артиллерии присоединилось множество предприятий.

Завод им. Ленина занялся выпуском деталей для механизма наведения. «Электросигнал» и завод им. Тельмана изготавливали пульты управления. Машиностроительный завод производил знаменитые двутавровые рельсы направляющих для снарядов. Даже Воронежскому химико-технологическому институту досталась работа – в его мастерских изготавливали деталь, требующую особой точности – так называемую градусную трубку. На станках работали даже доценты – один из них, Л.В. Смирнов, оставил воспоминания об этой истории. Ну а завод им. Коминтерна производил окончательную сборку.

Вот так и получилось, что целиком и полностью воронежская «Катюша» именем своим обязана исключительно этому заводу. Ведь все историки вооружений сходятся на том, что это имя собственное возникло благодаря клейму литеры «К» на деталях установки – фирменному знаку коминтерновцев. Впрочем, прижилось имя не сразу. Поскольку называть секретную машину с открытым использованием технических характеристик запрещалось из соображений безопасности, поначалу распространилась прозвище «Раиса Сергеевна» (по РС, то есть «реактивный снаряд»). И только потом машина стала «Катюшей».

Работа шла днем и ночью, по 11 часов в сутки. Для многих руководителей рабочий день вовсе не заканчивался. Я.Е. Лейбович, начальник сборочного цеха, вспоминал, как однажды токарь И.Ф. Попов не отходил от станка двое суток и был буквально эвакуирован домой с опухшими ногами. Главный инженер В.П. Черногубовский как-то заснул на полу посреди цеха – до того он не спал трое суток.

По ходу работ вносились изменения и в конструкцию, и в производственный процесс – изменили конструкцию замковой части, усовершенствовали поворотную раму и пульт управления, что помогло сократить время подготовки к залпу. К концу 1941 года производительность завода увеличилась в 45 (!) раз в сравнении со вторым кварталом того же года.

Однако в октябре 1941-го вражеская авиация в воронежском небе стала уже обычным делом. Вскоре было принято решение об эвакуации производств на Урал. Впрочем, многих работников уже в дороге нагнали указы о награждении их орденами и медалями – за вклад в обороноспособность страны.

Но история производства «Катюш» в целом на этом не закончилась. Просто теперь эвакуированные воронежцы не отвечали за весь производственный цикл, а изготавливали только отдельные детали и узлы для легендарных установок. А собранные в Воронеже «Катюши» продолжали воевать на многих фронтах, вгоняя противника в состояние помешательства в прямом смысле.

Технические характеристики БМ-13

Боевую машину продемонстрировали руководителям и правительству Союза за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. «Катюша» сразу же произвела впечатление на всех присутствующих. Реактивную установку сразу же утвердили и дали команду на развертывание серийного производства пусковых снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13. Снаряд М-13 был разработан еще в 1939 году. Это 132-мм осколочно-фугасный снаряд отличавшийся мощной боевой частью и дальностью полета. За счет улучшенных аэродинамических качеств в сравнении с РС-132 новый снаряд отличался более высокой кучностью.

Производство боевой машины наладили на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Основным предприятием по производству снарядов стал завод им. Владимира Ильича в Москве. Уже во время войны производство БМ-13 развернули одновременно на нескольких предприятиях.  Поскольку не все они отличались одинаковыми возможности и производственной мощностью, в БМ-13 вносили определенные конструктивные корректировки. Отсюда появилось с десяток разновидностей техники, что несколько затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации реактивной установки. Это привело к появлению в 1943 году унифицированной пусковой установки БМ-13Н. В ней все узлы получили самостоятельные индексы и были универсальными.

Реактивная установка состоит из таких частей:

  • реактивные снаряды М-13;
  • боевая машина (БМ) МУ-2 (МУ-1).

Главные характеристики:

  • 16 реактивных снарядов М-13 калибра 132 мм, на 16 направляющих (ЗИС-6);
  • экипаж 5-7 человек;
  • выпуск комплекта снарядов – 7-10 секунд;
  • скорость перемещения в снаряженном состоянии – до 40 км/ч;
  • вес снаряда – 42.3 кг;
  • длина снаряда – 1.41 м;
  • дальность полета снаряда – 8470 м.

В 1943 году появляется модернизированный вариант реактивного снаряда под обозначением М-13-УК, отличавшийся улучшенной кучностью. Хоть дальность полета снаряда пострадала (меньше на 500 метров), плотность огня возросла практически в 3 раза. Этого удалось достичь за счет выполнения 12 тангенциально расположенных отверстий в переднем центрирующем утолщении ракетной части. Благодаря такому решению часть пороховых газов выходит через эти отверстия, что приводит к вращению снаряда. Так с принятием М-13-УК на вооружение резко возросла огневая эффективность реактивной установки.

Немного истории БМ-13 “Катюша”

После окончания Первой мировой войны заметно повысился интерес к твердотопливным пороховым ракетам, и разработками в этом направлении занимались конструкторы сразу в нескольких странах. Сами по себе реактивные ракеты нельзя назвать чем-то инновацией, скорее это – возвращение к “хорошо забытому старому”. Дело в том, что пороховые ракеты не так уж редко применялись вплоть до середины XIX столетия, но по мере развития нарезной артиллерии они до поры сдали свои позиции.

Возрождению интереса к ракетному оружию способствовали несколько причин: во-первых, были изобретены более совершенные виды пороха, что позволило значительно увеличить дальность полета реактивных снарядов; во-вторых, ракеты прекрасно подходили в качестве оружия для боевых аэропланов; а в-третьих, ракеты можно было использовать для доставки отравляющих веществ.

Последняя причина была наиболее важной: исходя из опыта Первой мировой войны, военные практически не сомневались, что следующий конфликт без боевых газов точно не обойдется. В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов – Артемьева и Тихомирова

В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации

В СССР создание ракетного оружия началось с экспериментов двоих энтузиастов – Артемьева и Тихомирова. В 1927 году был создан бездымный пироксилино-тротиловый порох, а в 1928 году был разработан первый реактивный снаряд, сумевший пролететь 1300 метров. В это же время начинается целенаправленная разработка ракетного оружия для авиации.

В 1933 году появились экспериментальные образцы авиационных реактивных снарядов двух калибров: РС-82 и РС-132. Основным недостатком нового оружия, который абсолютно не устраивал военных, была их малая точность. Снаряды имели небольшое оперение, которое не выходило за его калибр, а в качестве направляющих использовалась труба, что было весьма удобно. Однако для повышения точность ракет их оперение пришлось увеличить и заняться разработкой новых направляющих.

Кроме того, пироксилино-тротиловый порох не слишком хорошо подходил для массового производства этого вида оружия, поэтому решено было использовать трубчатый нитроглицериновый порох.

В 1937 году испытали новые ракеты с увеличенным оперением и новые отрытые направляющие рельсового типа. Нововведения значительно улучшили кучность стрельбы и увеличили дальность полета ракеты. В 1938 году реактивные снаряды РС-82 и РС-132 были приняты на вооружение и начали выпускаться серийно.

В том же году перед конструкторами была поставлена новая задача: создать реактивную систему для сухопутных войск, взяв за основу реактивный снаряд калибра 132 мм.

В 1939 году был готов 132-мм осколочно-фугасный снаряд М-13, он имел более мощную боевую часть и увеличенную дальность полета. Добиться таких результатов удалось за счет удлинения боеприпаса.

В этом же году была изготовлена и первая реактивная установка МУ-1. Восемь коротких направляющих устанавливались поперек грузового автомобиля, шестнадцать реактивных снарядов крепились к ним попарно. Эта конструкция получилась весьма неудачной, во время залпа машина сильно раскачивалась, что приводило к значительному снижению кучности боя.

В сентябре 1939 года начались испытания новой реактивной установки – МУ-2. Основой для нее служил трёхосный грузовик ЗиС-6, эта машина обеспечивала боевому комплексу высокую проходимость, позволяло быстро менять позиции после каждого залпа. Теперь направляющие для ракет располагали вдоль автомобиля. За один залп (примерно 10 секунд) МУ-2 выстреливала шестнадцать снарядов, вес установки с боекомплектом составлял 8,33 тонны, дальность стрельбы превышала восемь километров.

При такой конструкции направляющих раскачивание машины во время залпа стало минимальным, кроме того, в задней части автомобиля были установлены два домкрата.

В 1940 году были проведены государственные испытания МУ-2, и ее приняли на вооружение под обозначением «реактивный миномет БМ-13».

За день до начала войны (21 июня 1941 года) правительство СССР приняло решение о серийном производстве боевых комплексов БМ-13, боеприпасов к ним и формировании специальных частей для их использования.

Первый же опыт применения БМ-13 на фронте показал их высокую эффективность и способствовал активному производству этого вида оружия. Во время войны «Катюша» выпускалась несколькими заводами, был налажен массовый выпуск боеприпасов для них.

Как появилась ракетная установка «Катюша»

«Катюша» была создана ещё перед войной. Сначала это было ракетное устройство, установленное на грузовике. Советских генералов оно совсем не впечатлило. Но после выстрела все пришли в шок. Семён Тимошенко, занимавший тогда пост министра обороны, первым вышел из ступора.

Он стал упрекать своего заместителя в том, что его не информировали о разработках такого оружия. Решение о запуске производства ракетных установок было принято за день до Великой отечественной войны, 21 июня 1941 года. Старт массовому производству «Катюш» дал лично Иосиф Сталин. Это произошло за несколько часов до немецкого вторжения в СССР.

Производство «Катюш» стало сверхсекретной советской разработкой. Каждая установка имела взрыватель, чтобы в случае захвата можно было уничтожить её, предотвратив таким образом попадание её врагу. Даже подразделения, где были «Катюши», назывались гвардейскими миномётными полками. Официально эта ракетная установка называлась БМ-13 – боевая машина. Цифра 13 обозначала калибр ракет. Сначала было создано семь экспериментальных установок. Ими командовал капитан Иван Флёров.

Конструкторы и создатели

К началу Великой Отечественной войны у нашей страны уже имелись первые образцы реактивных снарядов и артиллерии и успешный опыт их испытания.

Еще в 1921 году разработчики Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев из газодинамической лаборатории  приступили к разработке реактивных снарядов на бездымном порохе. В 1929-1933 годах Б. С. Петропавловский, при участии Г. Э. Лангемака, Е. С. Петрова, И. Т. Клейменова и др.,  проводили разработку и официальные испытания реактивных снарядов различных калибров — прототипов снарядов для «Катюши». Для их запуска использовали многозарядные авиационные и однозарядные наземные пусковые станки.

Группа разработчиков Реактивного института (РНИИ) под руководством Лангемака, при участии Артемьева, Клейменова, Ю. А. Победоносцева, Л. Э. Шварца и др.,  проводили окончательную отработку реактивных снарядов класса «воздух-воздух» (РС-82) и класса «воздух-земля» (РС-132).

В 1938 году, после успешных войсковых испытаний,  эти снаряды были приняты на вооружение в авиацию. Главное артиллерийское управление поставило перед Реактивным НИИ задачу создать реактивную полевую систему залпового огня, основой которой должен был стать снаряд РС-132. И уже к осени 1939 года И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и др. разработали 132-мм осколочно-фугасный снаряд и многозарядную пусковую установку МУ-2, смонтированную на грузовике.

Летом этого же года авиационные реактивные снаряды, смонтированные на самолетах-истребителях И-16 и И-153, прошли боевое крещение в воздушных боях с японскими захватчиками на реке Халкин-Гол.

Для стрельбы по наземным целям конструкторы предложили многозарядную пусковую установку залпового огня. Она состояла из восьми открытых направляющих рельсов, связанных между собой в единое целое трубчатыми сварными лонжеронами. 16 реактивных 132-мм снарядов, массой 42,5 кг каждый, фиксировались с помощью Т-образных штифтов сверху и снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность менять угол возвышения и разворота по азимуту. Наводка на цель производилась через прицел вращением рукояток подъемного и поворотного механизмов.

В качестве шасси для пусковых установок реактивных снарядов – боевых машин залпового огня — был выбран трехтонный автомобиль ЗИС-5 («Захар»). Поначалу короткие направляющие располагались поперек машины МУ-1, но механизированная установка при такой компоновке раскачивалась при стрельбе, что уменьшало ее боеспособность.

В июне 1939 года в кузове ЗИС-5 был смонтирован второй вариант 24-зарядной установки МУ-2, а в августе – третий образец М-132 с пакетом из 8 спаренных рельсовых направляющих для пуска 16 снарядов калибра 132 мм.

В сентябре 1939 года создали реактивную систему МУ-2 на более подходящем для этой цели трехосном грузовике ЗИС-6. В этом варианте удлиненные направляющие устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой дополнительно вывешивалась на домкратах. Масса машины с экипажем (5-7 человек) и полным боекомплектом составляла 8,33 т, дальность стрельбы достигала 8470 м. Только за один залп, а это 8-10 с (!) боевая машина выстреливала на позиции врага 16 снарядов, содержащих 78,4 кг высокоэффективного взрывчатого вещества. Трехосный ЗИС-6 обеспечивал МУ-2 вполне удовлетворительную подвижность на местности, позволял ей быстро совершать марш-маневр и смену позиции. Для перевода машины из походного положения в боевое было достаточно 2-3 минут.

1 сентября 1939 года, в день начала 2 мировой войны, «Катюша» сделала первый залп и прошла успешное испытание. Главное артиллерийское управление приняло решение о ее полигонных испытаниях.

В 1940 году, после доработок и испытаний, первая в мире подвижная многозарядная реактивная установка залпового огня М-132 получила армейское обозначение БМ-13-16 (БМ-13) и было принято решение о ее промышленном производстве.

Реактивное НИИ получило заказ на изготовление 5 установок и партии реактивных снарядов для проведения войсковых испытаний. Еще одну пусковую установку БМ-13 заказало артиллерийское управление Военно-Морского флота, чтобы испытать ее в системе береговой обороны.

Что касается реактивного снаряда М-13 (132-мм осколочно-фугасный снаряд), то его производство «на поток» было поставлено достаточно быстро. Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича. А вот с серийным производством пусковых установок дело обстояло сложнее.

Боевая машина БМ-13 на шасси трёхосного автомобиля

Калибр снаряда — 132 мм.Масса снаряда — 42,5 кг.Масса боевой части — 21,3 кг.Максимальная скорость полёта снаряда — 355 м/с.Количество направляющих — 16.Максимальная дальность стрельбы — 8470 м.Время заряжания установки — 3-5 минут.Продолжительность полного залпа — 7-10 секунд.

Гвардейский миномёт БМ-13 Катюша

1. Пусковая установка2. Реактивные снаряды3. Автомобиль, на котором монтировалась установкаПакет направляющихБронещиты кабиныПоходная опораПодъёмная рамаАккумулятор пусковой установкиКронштейн прицелаПоворотная рамаРукоятка подъёмного механизмаПусковые установки крепились на шасси автомобилей ЗИС-6, «Форд-Мармон», «Интернационал Джиемси», «Остин» и на гусеничных тягачах СТЗ-5 Наибольшее число «Катюш» было смонтировано на полноприводных трёхосных автомобилях «Студебеккер».

Снаряд М-13

01. Стопорное кольцо взрывателя02. Взрыватель ГВМЗ03. Шашка детонатора04. Разрывной заряд05. Головная часть06. Воспламенитель07. Дно камеры08. Направляющий штифт09. Пороховой ракетный заряд10. Ракетная часть11. Колосниковая решётка12. Критическое сечение сопла13. Сопло14. Стабилизатор

Происхождение прозвища

Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «Катюшами». Существует несколько предположений. Наиболее распространёнными и обоснованными являются две версии происхождения прозвища, не исключающие друг друга:

  • По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Версия убедительная, поскольку батарея капитана Флёрова стреляла по врагу, сделав 14 июля 1941 года залп по Базарной площади города Рудня. Это было первое боевое применение «Катюш», подтверждаемое и в исторической литературе, в частности, маршалом Андреем Еременко,. Стреляли установки с высокой крутой горы — ассоциация с высоким крутым берегом в песне могла возникнуть у бойцов. Наконец, считается, что по песне оружию дал имя сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии Андрей Сапронов (впоследствии — военный историк). Красноармеец Каширин, прибыв с ним вместе после обстрела Рудни на батарею, удивлённо воскликнул: «Вот это песенка!» «Катюша», — ответил Андрей Сапронов (из воспоминаний А. Сапронова в газете «Россия» № 23 от 21—27 июня 2001 года и в «Парламентской газете» № 80 от 5 мая 2005 года). Через узел связи штабной роты новость о чудо-оружии по имени «Катюша» в течение суток стала достоянием всей 20-й армии, а через её командование — и всей страны. 13 июля 2012 года ветерану и «крёстному отцу» «Катюши» исполнился 91 год, а 26 февраля 2013 года его не стало. На письменном столе он оставил свою последнюю работу — главу о первом залпе «Катюш» для готовящейся к печати многотомной истории Великой Отечественной войны.
  • Название может быть связано с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Коминтерна. А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой». Да и БМ-13 поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной», таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд). Также возможно произошло мнемоническое соединение и словарная перегруппировка индекса «К» и номера 13 — «ка-трина дцать».

Помимо двух основных, существует также множество других, менее известных версий происхождения прозвища — от весьма реалистичных до имеющих чисто легендарный характер:

  • В ходе битвы «Катюши» использовали исключительно М-8, в модификации «КАТ» (термитные), соответственно прозвище могло появиться от названия используемого снаряда.
  • В советских войсках существовала легенда, будто прозвище «Катюша» произошло от имени девушки-партизанки, прославившейся уничтожением значительного количества гитлеровцев.
  • Опытная эскадрилья бомбардировщиков СБ (командир Дояр) в боях на Халхин-Голе была вооружена реактивными снарядами РС-132. Эти самолёты иногда называли «Катюшами» — прозвище было получено ими в ходе гражданской войны в Испании.

«Катюши» и «ишаки»

Реактивная артиллерия не была новинкой для германских войск. В Красной Армии немецкие реактивные минометы нередко называли «ишаками» за характерный звук во время стрельбы. Вопреки распространенному мнению, и установки и реактивные снаряды все же попадали в руки врага, но прямого копирования, как это было с образцами советского стрелкового и артиллерийского вооружения не произошло.

Да и развитие немецкой реактивной артиллерии пошло несколько по иному пути. Впервые в ходе Великой Отечественной войны германские войска использовали 150 мм реактивные минометы в боях за Брестскую крепость, отмечено их применение при штурме Могилева и в ряде других событий. Советские реактивные установки БМ-13 превосходили немецкие системы по дальности стрельбы, уступая в тоже время по кучности. Известно число советских танков, орудий, самолетов, стрелкового вооружения, выпущенных за годы войны, но нет пока цифр относительно количества советских реактивных установок, а также количества потерянных в ходе войны «Катюш».