Оглавление
Примечания[править | править код]
- [dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/10603/%D0%91%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80 Большая биографическая энциклопедия]
- Могила на плане кладбища (№ 3) // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.
- ↑ Николай Филатов. «Нижний Новгород. Архитектура XIV — начала XX веков». Нижний Новгород, РИЦ «Нижегородские новости», 1994.
- Вигель Ф. Записки. — М.: Круг, 1928. — Т. 2. — С. 79.
- . kanoner.com. Дата обращения: 11 декабря 2017.
- . docs.cntd.ru. Дата обращения: 4 апреля 2018.
- Коновалова Н. Лекало Бетанкура // Санкт-Петербургские ведомости. — 2019. —5 дек.
Золотой век Бетанкур
В 1974 году Лилиан сделала еще один успешный ход — начала сотрудничество с концерном Nestle. Первым шагом в этом направлении стала продажа половины акций бренда L’Oreal новым партнерам. Взамен она приобрела 5% акций Nestle. Покупка стала выигрышной для Бетанкур. Благодаря этому, ей удалось стать самым крупным частным акционером этой компании.
Интересный факт. Nestle в 80-х годах ХХ века планировала полностью контролировать прибыль и голоса L’Oreal, однако Лилиан удалось перезаключить договор, по которому до конца ее жизни Nestle не имела право увеличить свою долю владений в косметической фирме.
Несмотря на то что Лилиан уже была не единственной владелицей фирмы отца, она активно продолжала добиваться процветания компании. С этой целью она вывела L’Oreal на продажи в четырех важных сегментах косметического рынка:
- качественная декоративная косметика;
- товары по уходу за кожей;
- продукты по уходу за волосами;
- сбыт эксклюзивной парфюмерной продукции.
Успех Лилиан заключается в том, что при ней в 22 странах мира было открыто 47 заводов L’Oreal. Благодаря ей компания стала работать со всеми каналами сбыта: парфюмерными магазинами, профессиональными салонами красоты, супермаркетами, аптеками, почтовыми каталогами, всемирной паутиной.
Строительство длиной в 10 лет
Начать строить мост должны были ещё в 2008 году. На конкурсе победил проект «Мостостроительного отряда № 19» со стоимостью около 10 миллиардов рублей. Организация планировала возвести S-образный вантовый мост вдоль острова Серный на высоте 14 метров над Невой.
Однако спустя год, в 2009 году, контракт был заморожен, а в 2011-м, вообще, расторгнут. Но уже через год, в июле 2012-го, губернатор Санкт-Петербурга заявил о необходимости строительства этого моста в рамках программы подготовки к футбольному чемпионату мира 2018 года. Сроком окончания строительства назвали 2017 год
В ноябре 2015-го подрядчик — ЗАО «Пилон» приступил к работам на объекте. Построили переправу конструкторы и архитекторы АО «Институт «Стройпроект». Официально мост Бетанкура открыли 13 мая 2018 года. Сегодня он входит в число самых красивых переправ Северной столицы, также это сооружение считают одним из самых мистических объектов Санкт-Петербурга.
Почему мост Бетанкура мистический?
Само сочетание букв в названии моста «Бетанкур» как бы звучит загадочно. То ли дело Благовещенский, Литейный или Дворцовый мосты, где всё ясно и произносится по-русски. А тут такое наименование — «Бетанкур». Но оно непонятно лишь тем, и потому ими рассматривается с неким налётом таинственности, кому неизвестно имя выдающегося инженера, который внёс огромный вклад в развитие мостостроения в России и Петербурге.
В давние времена остров Декабристов был выбран для тайного захоронения этих революционеров XIX века. В этом же районе, поблизости, располагались промышленные предприятия, такие как меховое и бумажное, по производству взрывчатых веществ и прочие. Сейчас эта территория не везде ещё обустроена фешенебельно.
Несколько опор моста Бетанкура стоят на Серном острове, связанный с химией, но не с той, что вызывает любовь, а как раз наоборот. Этот небольшой остров без жилой застройки получил своё название в XIX веке из-за того, что на нём размещались склады извести и серы.
Противоположный берег моста — Петровский остров некогда называли «медвежьим углом» Петербурга. На этом острове находилась «Бавария» — одна из старейших и крупнейших пивоваренных компаний дореволюционной России. После начала I Мировой войны в стране был введён «сухой закон», и пивоваренное предприятие закрылось.
В новейшей истории процесс строительства моста проходил на фоне судебных разбирательств и нескольких претензий со стороны городских организаций по поводу разных незаконных действий строителей. Однако спорт победил древнюю магию и суеверия, а также вернул всё и вся в правовое русло. Благодаря Чемпионату мира по футболу 2018 года город получил новый и великолепный вантовый мост Бетанкура.
Работы Бетанкура[править | править код]
1832: Александровская колоннаправить | править код
Александровская колонна — монумент, воздвигнутый архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I. Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в 1829 году с формулировкой в память о «незабвенном брате».
Монферран сравнительно долгое время трудился под руководством А. Бетанкура. Бетанкур спроектировал леса и механизмы для подъёма колонн Исаакиевского собора, которые были реализованы Монферраном. На основе этих лесов и механизмов Монферран создал систему механизмов, с помощью которой установил в 1832 году Александровскую колонну на Дворцовой площади. Подъём состоялся 30 августа 1832 года. Для приведения гигантского монолита в вертикальное состояние потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые установили монолит на место за 1 час 45 минут.
Как все начиналось
На свет будущая миллиардерша появилась 21 октября в 1922 году. Ее родителями были весьма обеспеченные люди. Отец, Эжен Шуэллер, обладал тонким предпринимательским чутьем. Будучи гениальным ученым химиком-технологом, он основал узнаваемую всеми косметическую фирму L’Oreal. Именно он в 1909 году стал первым, кто изобрел краску для волос. И этот шаг стал прорывом в представлении общества о женской красоте. Новый продукт раскупали молниеносно. Окрыленный победой, Эжен решил производить мыло. Но это решение не сразу ознаменовалось успехом. А все потому, что французы в начале ХХ века редко пользовались гигиеническими средствами, они даже голову мыли мыльной стружкой. Поэтому идею с мылом от предпринимателя Шуэллера приняли неоднозначно.
Все это возмущало гения. Он решил создать серию радиопередач, чтобы люди осознавали необходимость применения косметических средств для здоровья. Это был верный маркетинговый ход, и товар стал продаваться. Следующим изобретением Эжена стал шампунь, который тоже оказался популярным продуктом у потребителей.
Маленькая Лилиан тогда еще не была частью деловой жизни отца, но проявляла некоторый интерес к его изобретениям. Это продолжалось недолго. Девочке, в 5-летнем возрасте, пришлось уехать в Доминикану. Это решение отец принял, пытаясь оградить малышку от страшного потрясения — смерти матери Луизы (1926 г.). Вдали от дома, Лилиан не только отходила от потрясения. В Доминикане ей удалось получить прекрасное образование.
Домой Лилиан вернулась уже в 15-ти летнем возрасте. И почти сразу приступила к работе в компании, повинуясь воле отца. Эжен твердо решил, что именно Лилиан обязана продолжить дело его жизни.
Первая работа, которую доверил Эжен дочери, заключалась в наклеивании этикеток на косметические флакончики.
Но довольно размеренную жизнь семьи Шуэллер прервала война. Именно в то время здоровье Лилиан подорвалось, она заболела туберкулезом, и отец отправил ее лечиться в Швейцарию. Здесь девушка встретилась с человеком, состоящим в фашистской группировке La Cagoule. Звали его Андре Бетанкур, и позже он стал ее мужем.
Семейная жизнь
Супруг успешной бизнес-леди, Андре Бетанкур, после долгих преследований, занимал множество высоких должностей: был министром почты и телекоммуникаций, промышленности Франции, культуры и искусства и даже министром иностранных дел. При этом он являлся заместителем председателя L’Oreal.
В 2007 году он ушел из жизни, и это событие стало для Лилиан настоящим ударом. Но публичность деловой женщины не дала пережить горе спокойно, и она стала жертвой множества неприятных сплетен. Пошли слухи о том, что у Лилиан, еще задолго до смерти Андре, был любовник — фотограф Франсуа-Мари Банье. Поговаривали, что она была к нему невероятно щедра: преподносила дорогие подарки, купила полисы на страхование жизни и просто давала на карманные расходы деньги баснословными суммами — миллиардами.
Опасаясь, что этого фотографа Лилиан сделает наследником всего имущества, ее дочь Франсуаза обратилась в национальную полицию с просьбой провести расследование, обвиняя мать в невменяемости.
Благотворительность
Еще в конце ХХ века (1987 г.) Лилиан Бетанкур с мужем основали благотворительный проект «Бетанкур-Шуэллер фонд». Сюда они инвестировали деньги (ежегодно не менее 160 миллионов евро), чтобы поддерживать медицинские, культурные и гуманитарные программы:
- 55% прибыли от L’Oreal уходят каждый год на научные исследования и образование. Победители разных грантов ежегодно получают на развитие своих проектов по 250 000 евро;
- 33% — на гуманитарные и социальные проекты, в частности на мероприятия, посвященные борьбе со СПИДом;
- 12% — на культуру и искусство. Недавно, благодаря «Бетанкур-Шуэллер фонд», было отреставрировано крыло музея Мармоттан-Моне.
Жизнь Лилиан Бетанкур вся пронизана скандалами, сплетнями и интригами. Ее обвиняли во многих деяниях не только политические чиновники, но и члены собственной семьи. При этом Лилиан удалось за собой сохранить статус одной из самых богатых и влиятельных женщин планеты, которыми хочется восхищаться.
Вклад Августина и дань памяти гению
В дело строительства города на Неве гениальный испанец с русским сердцем внёс неоценимый вклад. По проекту Бетанкура в Санкт-Петербурге был учреждён Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Талантливый инженер сыграл важную роль в развитие российской системы высшего инженерного образования в XIX веке.
На месте наплавного моста в Петербурге в 1811-1813 годах по проекту инженера Августина Бетанкура был сооружён первый в России семипролётный деревянный арочный мост на деревянных опорах и каменных устоях. Бетанкур принял участие в постройке Исаакиевского собора, возвёл разные другие здания и сооружения в Санкт-Петербурге.
Новый мост — не единственная память о Бетанкуре в Санкт-Петербурге. На Университетской набережной в 1991 году была установлена стела с его именем, которая входит в композицию «Послание через века».
В 1995 году Министерство путей сообщения России учредило памятную награду имени Бетанкура. Всегда помнит о своём деятеле «Госзнак». Он также отчеканил медаль и установил бюст Бетанкура. Сейчас организация бережно хранит все чертежи и бумаги, некогда принадлежавшие Августину Августиновичу.
В Северной столице в июне 2003 года открыли памятник Августину Бетанкуру в сквере на Обуховской площади перед корпусом Петербургского государственного университета путей сообщения. В церемонии принял участие наследный принц Испании дон Фелипе Астурийский.
В честь 200-летия Петербургского государственного университета путей сообщения в ноябре 2009 года скорому фирменному поезду «Смена» сообщением Москва — Санкт-Петербург присвоили имя этого великого российско-испанского строителя. Имя Бетанкура прекрасно известно в Северной столице кругу специалистов-мостостроителей, а с 2018 года и всем петербуржцам, а также гостям города, благодаря красивейшему мосту над Малой Невой.
Названия моста: Серный VS Бетанкура
Назвали эту переправу в честь проектировщика и управляющего строительством многих российских инженерных сооружений XIX века — Августина де Бетанкура. Строящееся инженерное сооружение в XXI столетии над Малой Невой назвали мостом через остров Серный.
В прессу просочилась информация, что Топонимическая комиссия отправила в Смольный рекомендательное решение назвать переправу по острову — Серным мостом. Однако на заседании комиссии, которое состоялось 24 ноября 2017 года, было решено отозвать это решение.
Вместо данного названия было предложено увековечить память выдающегося архитектора и строителя, российского государственного деятеля и учёного, испанца по происхождению. Августин Августинович Бетанкур — генерал-лейтенант русской службы, инженер-механик и один из организаторов транспортной системы Российской империи.
Член Топонимической комиссии Северной столицы Алексей Дмитриевич Ерофеев предложил назвать мост в традиционной для старого Петербурга адъективной форме —»Бетанкуровским». Однако победителем признали более современную форму наименования, образованную с помощью родительного падежа фамилии учёного, — «Мост Бетанкура». И 29 марта 2018 года переправе официально присвоили название — «Мост Бетанкура».
Рейтинг Forbes
Лилиан Бетанкур в течение многих десятилетий является одной из трех наиболее богатых женщины Франции и входит в ТОП-20 богатейших людей мира:
- в 2011–2012 годах ей досталась пятнадцатая позиция рейтинга Forbes;
- в 2013 ей удалось увеличить собственный капитал и подняться на 9-е место;
- в 2014 году ее капитал снова увеличился, но в сравнении с конкурентами не так значительно, поэтому Бетанкур спустилась на 11 место рейтинга;
- в 2015 году она заняла 10 позицию. Ее личный капитал составлял более 40 миллиардов долларов;
- в 2016 году капитал Лилиан немного снизился, поэтому и ее рейтинговая позиция стала ниже на одну ступень;
- в 2017 году состояние богатой предпринимательницы снова уменьшилось, поэтому сегодня она занимает 14 строчку в рейтинге Forbes.
Несмотря на то что Бетанкур не входит в список лидеров рейтинга известного издания, она была признана самой влиятельной женщиной во всем мире.
Биография
В России Бетанкура звали Августом Августовичем.
Родился А.Бетанкур в Испании, на острове Тенерифе. Образование получил в Париже. Испанское правительство направило Бетанкура во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с системами судоходства по каналам, с новыми паровыми машинами и другими открытиями в области техники. Затем в Лондоне он изучал машины по осушению золотых и серебряных рудников.
В 1798 году Бетанкуру была поручена организация испанского корпуса инженеров путей сообщения. В Испании Бетанкур назначался генерал-инспектором королевского кабинета машин, интендантом армии, главным директором почт.
В 1801 году Бетанкур покинул отечество и переехал в Париж. Во Франции он публикует ряд научных трудов по гидравлике и создает проект нового шлюза, предназначенного для небольших каналов. Осенью 1807 года А.Бетанкур приехал в Россию и был принят на государственную службу с чином генерал-майора, но уже спустя два года он — генерал-лейтенант.
Бетанкур блестяще подтверждает свою репутацию ученого и инженера-механика: под его руководством проходит переоборудование и оснащение паровыми машинами Тульского оружейного завода; он руководит постройкой и оборудованием литейного завода в Казани; ему принадлежит принципиально новое решение устройства арочной системы мостов в Туле, Ижоре, Петергофе, в Петербурге на Каменном острове; он проектирует и руководит строительством ряда зданий.
Одной из значительных работ Бетанкура является сооружение огромного экзерциргауза в Москве. Он составил проекты и руководил строительством знаменитой Нижегородской ярмарки. Под его руководством был сооружен Таицкий водовод, снабжавший водой Царское Село.
Особенно велик вклад Бетанкура в развитие инженерного образования в России. По его инициативе и проекту в 1809 году в Петербурге был основан первый в стране Институт инженеров путей сообщения. Для размещения этого учебного заведения, сразу же ставшего аристократическим, государственной казной был приобретен дворец князя Юсупова на Фонтанке. Директором института по предложению Бетанкура был назначен французский офицер Сенновер; в России его нарекли Степаном Игнатьевичем. Правда, над ним в качестве попечителей были принц Ольденбургский и сам генерал-лейтенант Бетанкур, назначенный главным начальником института.
В 1816 году Бетанкур был назначен председателем вновь учрежденного в Петербурге Комитета по делам строений и гидравлических работ, по сути — учреждения, руководившего всеми строительными работами в городе.
В 1819 году он становится директором Главного управления путей сообщения. Талантливому инженеру Бетанкуру принадлежит ряд изобретений. Он создает уникальную машину для очистки акватории Кронштадтского морского порта.
А.Бетанкур — член научных обществ России и Европы, его перу принадлежат научные труды, изданные в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах Европы. Приспособления и механизмы, созданные им, нашли широкое применение в строительстве. Так, кабестан, состоящий из двух чугунных валов с винтами, трех шестерен и одного веретена, укрепленных на деревянном основании, предназначался для передвижения тяжестей.
В своих «Записках» Ф.Ф.Вигель упоминает о применении изобретенных Бетанкуром строительных лесов и кабестанов при подъеме колонн Исаакиевского собора: «Нужен был в Бетанкуре гений механика, чтобы поднять такую тяжесть и, как простую палку, воткнуть перед зданием. Выдуманные им машины служили великой помощью Монферрану, а после смерти его (Бетанкура) сделались его (Монферрана) наследством».
Основатель Института инженеров путей сообщения, Бетанкур создал школу широко образованных инженеров. Его ученики С.Лихардов, А.Д.Готман, Л.Л.Карбоньер и другие принимали участие в решении технических задач при возведении Исаакиевского собора.
Мост в обход центра города
Мост Бетанкура перекинут через Малую Неву и реку Ждановку, соединяет Васильевский остров и Петроградскую сторону. Это неразводной 6-типолосный мост, расположенный между двумя островными районами Петербурга: островом Декабристов Василеостровского района и Петровским островом Петроградского района
Переправа проходит через Петровский остров (со съездом) и Серный остров. На мосту имеются велодорожка шириной в 3,5 метра и тротуар для пешеходов, но отсутствуют маршруты общественного транспорта. Мост Бетанкура является одним из объектов транспортного обхода центра города.
Вступление Лилиан в наследство
После смерти отца тридцатипятилетней Лилиан пришлось стать главным акционером L’Oreal (1957 г.). Уже тогда компания процветала. Ее товары покупали не только во Франции, но и во всей Европе. Косметика продавалась даже в США. И единственным минусом такой деятельности Лилиан показалось отсутствие продукта для женщин юного возраста. Ведь тогда L’Oreal предлагала товары только женщинам 30–40 лет.
Поэтому Бетанкур начала активно расширять границы деятельности компании. Сначала она занялась скупкой известных косметических брендов. И выпустила популярную линейку для молодежи под названием Maybelline. Эти действия оказались довольно успешными и L’Oreal стала крупнейшим мировым производителем косметической и парфюмерной продукции.
Считаясь с тем, что маркетинг является залогом успешных продаж, Бетанкур, вскоре, начала знаковое сотрудничество с рекламным агентством McCann Erickson (1967 г.) Специалисты этой компании разработали для концерна L’Oreal маркетинговую политику, согласно которой рекламировать продукцию косметического бренда должны исключительно всемирно известные звезды кинематографа и шоу-бизнеса. Благодаря McCann Erickson, придумавшим для L’Oreal слоган, компанию сегодня узнают во всем мире — «Ведь ты этого достойна».