Где берингов пролив?

Предлагаемый переход [ править ]

Физическая связь между Азией и Северной Америкой через Берингов пролив почти стала реальностью в 1864 году, когда российско-американская телеграфная компания начала подготовку к прокладке наземной телеграфной линии, соединяющей Европу и Америку через восток. Он был заброшен, когда подводный Атлантический кабель оказался успешным.

Еще одно предложение о строительстве моста и туннеля из Сибири на Аляску было сделано французским инженером бароном Лоиком де Лобелем в 1906 году. Царь Николай II издал приказ, разрешающий франко-американскому синдикату в лице де Лобеля начать работы по проекту Проект Транссибирской железной дороги на Аляску, но никаких физических работ не началось.

Высказывались предложения о строительстве моста через Берингов пролив между Аляской и Сибирью. Несмотря на беспрецедентные инженерные, политические и финансовые проблемы, в августе 2011 года Россия дала зеленый свет проекту туннеля TKM-World Link стоимостью 65 миллиардов долларов . В случае его завершения 103-километровый (64 мили) туннель станет самым длинным в мире. Китай рассматривал возможность строительства железнодорожной линии «Китай-Россия-Канада-Америка», которая будет включать строительство подводного туннеля длиной 200 километров (120 миль), который пересечет Берингов пролив.

Прикомандированный

Вопреки расхожему мнению, экспедиция, открывшая пролив между двумя континентами, не была экспедицией Дежнёва. Руководителем отряда, который в 1641 году отправился вглубь Сибири в Оймякон (к одному из притоков реки Индигирки, Емолкону) был помор, опытный землепроходец, исследователь Северо-Восточной Сибири Михайло Стадухин. А Семена Ивановича он взял с собой по требованию московских властей, как «прикомандированного» — требовалось собрать ясак с эвенков и якутов. Отношения Стадухина и Дежнёва складывались сложно, они часто ссорились из-за моржовой кости и сбора ясака, хотя оба были незаурядными личностями и внесли весомый вклад в географические открытия России.

8

Ссылки [ править ]

  1. Бек, Роджер Б .; Линда Блэк; Ларри С. Кригер; Филип С. Нейлор; Дахия Ибо Шабака (1999). . Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтел. ISBN 978-0-395-87274-1.
  2. ^ Эндрю Рот (11 июля 2012 г.). . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 июля 2012 года .
  3. Виллиан Джон Дакин (1938), Whalemen Приключения , Сидней, Angus & Robertson, с.127.
  4. . news.google.com .
  5. ^ Уоттс, Саймон (2012-08-08). . BBC News . Проверено 8 марта 2021 .
  6. . UPI .
  7. — через www.imdb.com.
  8. . BBC News . 3 апреля 2006 . Проверено 13 января 2012 года .
  9. . BBC News . 4 апреля 2006 . Проверено 13 января 2012 года .
  10. . Проверено 13 января 2012 года .
  11. The Korea Herald (март 2012). . koreaherald.com .
  12. . ТАСС .
  13. . .
  14. Вевье, Чарльз (1959). «Сухопутная линия Коллинза и американский континентализм». Тихоокеанский исторический обзор . 3 (3): 237–253. JSTOR .
  15. . Звонок в Сан-Франциско. 2 сентября 1906 . Проверено 23 апреля 2016 года .
  16. . ООО «ИнтерБеринг». 1899 . Проверено 23 апреля 2016 года .
  17. Loicq де Lobel (2 августа 1906). . Société Française d’Editions d’Art . Проверено 23 апреля 2016 года .
  18. . Нью-Йорк Таймс . 2 августа 1906 . Проверено 23 апреля 2016 года .
  19. Джеймс А. Оливер (2006). Пересечение Берингова пролива: рубеж 21 века между Востоком и Западом .
  20. Halpin, Тони (2011-08-20). «Россия планирует построить туннель в Америку за 65 миллиардов долларов». Санди Таймс .
  21. Тхарур Ishaan (2014-05-09). . Вашингтон Пост . Проверено 14 мая 2014 .
  22. ^ Лей, Вилли (июнь 1961 г.). . Довожу до вашего сведения. Научная фантастика Галактики . С. 37–51.
  23. Флеминг, Джеймс Роджер. .
  24. . 25 апреля 2013 г.
  25. .

А пролив-то давненько знали

А теперь о самом интересном. Открывателя пролива, который впоследствии был назван именем Беринга, мы так, по всей видимости, уже и не узнаем. Но во времена Марко Поло (XIII век) он назывался Анианским.

Пролив Аниан, отделяющий американский континент от Азии, стал изображаться на картах достаточно давно — Северная Америка отделена от Азии уже на карте Вальдземюллера 1507 года. Впервые название «Аниан» появилось в брошюре итальянского картографа Дж. Гастальди в 1562 году. Первая карта, показывающая «пролив Аниан», была составлена венецианским картографом Залтиери в 1566 году.

За 80 лет до путешествия Витуса Беринга пролив, отделяющий Америку от Азии, в 1648 году прошел знаменитый русский мореплаватель Семен Дежнёв.

Еще более удивительно: Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, он ограничился плаванием в его южной части, тогда как Дежнёв прошел пролив с севера на юг, по всей его длине.

Что же получается? Как в известной поговорке: «Му-му» написал Тургенев, а памятник поставили почему-то Толстому…

Часть 2Часть 3

Чтo былo бы c Зeмлeй?

Ceйчac cтaнoвитcя яcнo, чтo прoeкт привeл бы к кaтacтрoфичecким измeнeниям климaтa нa oгрoмных тeрритoриях плaнeты. Дeлo в тoм, чтo Гoльфcтрим — этo кругoвoe тeчeниe: eгo ocтывaющиe вoды ухoдят oбрaтнo в Aтлaнтику, чтoбы нaгрeтьcя тaм и cнoвa прийти к бeрeгaм Eврoпы. И ecть двa вaриaнтa рaзвития coбытий. Ecли бы нacocы дaмбы cтaли прoтягивaть вoду чeрeз Бeрингoв прoлив и ocтывшиe вoды Гoльфcтримa нaчaли бы пocтупaть к бeрeгaм Япoнии и Пoлинeзии, тaм нacтупилo бы рeзкoe пoхoлoдaниe, кoтoрoe, в cвoю oчeрeдь, вызвaлo бы пoнижeниe тeмпeрaтуры в примoрcкoм Крae и нa Кaмчaткe, a тaк жe нa зaпaднoм пoбeрeжьe CШA — у бeрeгoв Caн-Фрaнциcкo и Кaлифoрнии. Нaрушeниe циркуляции Гoльфcтримa мoглo бы вызвaть eгo пoлную ocтaнoвку в Aтлaнтикe, пoднятиe c глубин хoлoдных мacc вoды, чтo в буквaльнoм cмыcлe cлoвa привeлo к «зaмoрoзкe» Eврoпы и пoвceмecтнoму нacтуплeнию Aрктики и вeчных льдoв нa вecь Eврoaзиaтcкий кoнтинeнт — этoт вaриaнт прocчитaли рoccийcкиe учeныe из Инcтитутa биoфизики клeтки пoд рукoвoдcтвoм cпeциaлиcтa пo глoбaльнoй экoлoгии, биoфизикa Вaлeрия Кaрнaухoвa пo зaкaзу МЧC. Тo ecть вмecтo aпeльcинoв в Якутии мoг бы нacтупить нoвый лeдникoвый пeриoд.

Миграции людей

Проводимые палеоантропологами, генетиками, биогеографами и археологами исследования позволяют с огромной долей уверенности утверждать, что ближайшими родственниками североамериканских индейцев, огнеземельцев и тлинкитов являются представители коренных народов Сибири.

По всей вероятности пращуры этих коренных жителей Америки в своё время неосознанно пересекли Берингийский сухопутный мост, продвигаясь по нему вслед за крупными млекопитающими, хоботными и копытными животными, являвшимися объектом их промысла. Обосновавшись на новом месте, они стали родоначальниками народностей, которые после затопления Берингии развивались изолированно от своих основных этносов.

И хотя миграция людей с евразийского континента на североамериканский материк продолжалась и в те периоды, когда Берингия была скрыта под водой, для чего активно использовались лодки, первые аборигены в Новом Свете всё же появились благодаря сухопутному мосту.

Экспедиции [ править ]

Топографическая карта Берингова пролива Defense Mapping Agency , 1973 г.

По крайней мере, с 1562 года европейские географы считали, что между Азией и Северной Америкой находится Анианский пролив . В 1648 году Семен Дежнев, вероятно, прошел через пролив, но его донесение не дошло до Европы. Русский мореплаватель датского происхождения Витус Беринг вошел в нее в 1728 году. В 1732 году Михаил Гвоздев впервые пересек ее из Азии в Америку. Его посетил в 1778 году третий рейс Джеймса Кука . Адольф Эрик Норденшельд в 1878–1879 годах проплыл вдоль северного побережья Сибири , доказав, что не существует северного сухопутного моста из Азии в Северную Америку. [ необходима цитата ]

К 1847 году американские суда охотились в проливе на гренландского кита .

В марте 1913 года капитан Макс Готтшалк (немец) переправился с восточного мыса Сибири в Шишмареф, Аляска , на собачьих упряжках через острова Малый и Большой Диомид. Он был первым задокументированным современным путешественником, который переправился из России в Северную Америку без использования лодки.

В 1987 году пловчиха Линн Кокс проплыла 4,3 км (2,7 мили) между островами Диомид от Аляски до Советского Союза при температуре воды 3,3 ° C (37,9 ° F) в последние годы холодной войны .

В июне и июле 1989 года три независимые группы предприняли попытку первого современного морского перехода на байдарках через Берингов пролив. В состав этих групп входили: семь жителей Аляски, которые назвали свое усилие « Гребля в завтрашний день» (т.е. пересечение международной линии смены дат); британская экспедиция в составе четырех человек » Байдарки через Берингов пролив» ; и команда калифорнийцев в биадарке из трех человек во главе с Джимом Нойесом (который начал свою амбициозную экспедицию как страдающий параличом нижних конечностей). Калифорнийцев сопровождала съемочная группа на умиаке, традиционной для этого региона лодке из моржовой кожи; они снимали документальный фильм 1991 года «Ледяной занавес» режиссера Джона Армстронга.

В 1998 году российский авантюрист Дмитрий Шпаро и его сын Матвей на лыжах пересекли замерзший Берингов пролив. [ необходима цитата ]

В марте 2006 года британец Карл Бушби и французско-американский авантюрист Димитри Киффер пересекли пролив пешком, пройдя через замерзший 90-километровый (56 миль) участок за 15 дней. Вскоре их арестовали за то, что они не въехали в Россию через пограничный контроль.

Август 2008 г. ознаменовался первым переходом через Берингов пролив с использованием вездехода-амфибии. Специально модифицированный Land Rover Defender 110 был направлен Стивом Берджессом и Дэном Эвансом через пролив во второй попытке после того, как первая была прервана плохой погодой.

В феврале 2012 года корейская команда под руководством Хон Сон Тхэка пересекла пролив пешком за шесть дней. Они стартовали с Чукотского полуострова, восточного побережья России 23 февраля, и прибыли в Уэльс, западный прибрежный город на Аляске, 29 февраля .

В июле 2012 года шесть авантюристов, связанных с реалити-шоу «Dangerous Waters», которое сейчас готовится, пересекли границу на Sea-Doos, но были арестованы и позволили вернуться на Аляску на своих Sea-Doos после кратковременного задержания в административном центре Лаврентия в Чукотском районе . С ними хорошо обращались и проводили экскурсию по деревенскому музею, но не разрешали продолжать путь на юг вдоль побережья Тихого океана. У мужчин были визы, но западное побережье Берингова пролива — закрытая военная зона .

В период с 4 по 10 августа (время США) 2013 года команда из 65 пловцов из 17 стран совершила эстафету через Берингов пролив — первый такой заплыв в истории. Они плыли от мыса Дежнева в России до мыса Принца Уэльского в США (примерно 110 километров (68 миль) из-за течения). Они имели прямую поддержку со стороны ВМФ России, используя один из своих кораблей, и помощь с разрешения. [ необходима цитата ]

Экспедиции

Агентство оборонных карт топографическая карта Берингова пролива 1973 г.

По крайней мере с 1562 года европейские географы считали, что существует Пролив Аниан между Азией и Северной Америкой. В 1648 г. Семен Дежнёв вероятно, прошел через пролив, но его доклад не дошел до Европы. Русский мореплаватель датского происхождения Витус Беринг поступил в него в 1728 г. В 1732 г. Михаил Гвоздев пересек ее впервые, из Азии в Америку. Его посетил в 1778 г. третье путешествие Джеймса Кука. Адольф Эрик Норденшельд в 1878–79 плавал вдоль северного побережья г. Сибирь, тем самым доказав, что не было северного сухопутного моста из Азии в Северную Америку.

Американские суда охотились за гренландские киты в проливе к 1847 г.

В марте 1913 года капитан Макс Готтшалк (немец) переправился с восточного мыса Сибири на Шишмареф, Аляскана собачьих упряжках через острова Малый и Большой Диомид. Он был первым задокументированным современным путешественником, который переправился из России в Северную Америку без использования лодки.

В 1987 году пловец Линн Кокс проплыл 4,3 км (2,7 мили) курс между островами Диомида от Аляски до Советского Союза в воде 3,3 ° C (37,9 ° F) в последние годы Холодная война.

В июне и июле 1989 года три независимые группы предприняли попытку первого современного морского перехода на байдарках через Берингов пролив. В группы входили: семь жителей Аляски, которые назвали свои усилия Гребя в завтра (т.е. пересечение международной линии смены дат); британская экспедиция в составе четырех человек, Каяки через Берингов пролив; и команда калифорнийцев в биадарке из трех человек во главе с Джимом Нойесом (который начал свою амбициозную экспедицию как страдающий параличом нижних конечностей). Калифорнийцев сопровождала съемочная группа на умиаке, традиционной для этого региона лодке из моржовой кожи; они снимали документальный фильм 1991 года Завеса льда, режиссер Джон Армстронг.

В 1998 году русский авантюрист Дмитрий Шпаро и его сын Матвей на лыжах пересекли замерзший Берингов пролив.

В марте 2006 г. британец Карл Бушби и французско-американский авантюрист Дмитрий Киффер пересек пролив пешком, пройдя через замерзший 90-километровый (56 миль) участок за 15 дней. Вскоре их арестовали за то, что они не въехали в Россию через пограничный контроль.

Август 2008 г. ознаменовался первым переходом через Берингов пролив с использованием вездехода-амфибии. Специально модифицированный Ленд Ровер Дефендер 110 Стива Берджесса и Дэна Эванса переправили через пролив со второй попытки после того, как первую помешала плохая погода.

В феврале 2012 года корейская команда под руководством Хонг Сун-Тэк пересек пролив пешком за шесть дней. Они стартовали с Чукотского полуострова, восточного побережья России, 23 февраля и прибыли в Уэльс, западный прибрежный город на Аляске, 29 февраля.

В июле 2012 года шесть авантюристов, связанных с реалити-шоу «Опасные воды», которое сейчас снимается, пересекли границу. Sea-Doos но были арестованы, и им было разрешено вернуться на Аляску на их Sea-Doos после кратковременного задержания в Лаврентия, административный центр Чукотский район. С ними хорошо обращались и проводили экскурсию по деревенскому музею, но не разрешали продолжать путь на юг вдоль побережья Тихого океана. У мужчин были визы, но западное побережье Берингова пролива — закрытая военная зона.

В период с 4 по 10 августа (время США) 2013 года команда из 65 пловцов из 17 стран совершила эстафету через Берингов пролив — первый такой заплыв в истории. Они плыли от мыса Дежнева в России до мыса Принца Уэльского в США (примерно 110 километров (68 миль) из-за течения). Они имели прямую поддержку со стороны ВМФ России, используя один из своих кораблей, и помощь с разрешения.

Возвращение

После смерти Беринга командование экспедицией перешло к лейтенанту Векселю. Путешественники лишились уже 25 человек и обессилили до того, что не могли выносить трупы из землянок. Однако с приходом весны Вексель распорядился построить из остатков выброшенного на берег «Святого Петра» новое судно. Имевший опыт постройки судов краснодарский казак Савва Стародубцев возглавил бригаду из 20 моряков. Им удалось смастерить гукор длиной всего 11 метров. Спустили его на воду уже в августе. 46 человек разместились на крохотном судёнышке в невыносимой тесноте и тронулись в путь. На третий день плавания открылась течь. Заделав паз как могли, моряки в скором времени увидели землю. Это была Камчатка. Десять дней они двигались вдоль берега на юг, пока не достигли Петропавловска. Там они, наконец, смогли узнать, что стало со вторым судном экспедиции — «Святым Павлом». Как выяснилось, потеряв из виду судно Беринга, Чириков взял курс на восток. В ночь на 15 июля 1741 года, то есть на один день раньше капитана-командора, он увидел берега Америки. Радость открытия, однако, оказалась омрачена трагическими событиями. Чириков отправил к берегу шлюпку под командованием офицера Дементьева, в которой находилось 10 человек. По прошествии суток они не вернулись. На берег были посланы ещё четверо, но и они не возвратились. А вскоре из-за мыса появились лодки с явно враждебно настроенными индейцами. Стало ясно, что моряки попали в западню и стали жертвами кровожадных туземцев. Пришлось отойти от берега. На Камчатку «Святой Павел» возвращался примерно тем же курсом, что и судно Беринга. Чириков тоже заболел цингой, но ему удалось благополучно привести корабль в Петропавловск. Собственно, его рапорт в Адмиралтейств-коллегию и стал первым в истории описанием северозападных берегов Америки. Следующим летом Чириков совершил ещё одно плавание к берегам Аляски, открыв по пути ряд новых островов. Умер он в Москве в 1748 году. Имена героических мореплавателей не забыты. В честь Витуса Беринга названы Берингово море, Берингов пролив, остров Беринга в составе Командорских островов, мыс Беринга на Чукотском полуострове, ледник Беринга и озеро Витус на Аляске. Даже связывавшую северо-восток Азии и северо-запад Северной Америки в далёком четвертичном периоде землю палеогеографы назвали Берингией, а в США, на Аляске, существует авиакомпания Bering Air. Имя же Алексея Ильича Чирикова увековечено в названиях острова у южного побережья Аляски, мыса на японском острове Кюсю, мысов на Чукотке и острове Атта, входящем в гряду принадлежащих США Алеутских островов, подводная гора в Тихом океане, а также село Чириково Турковского района Саратовской области.

Метки: Загадки истории, остров, Америка, экспедиция, Азия, море, Беринг, Чириков, пролив, Берингов пролив, Северная Америка

История

Спутниковый снимок Берингова пролива. Слева — мыс Дежнева , Россия, посередине — два острова Диомида, справа — мыс Принца Уэльского на Аляске.

19 век

Идея наземного сообщения, пересекающего Берингов пролив, возникла еще до 20 века. Уильям Гилпин , первый губернатор территории Колорадо , в 1890 году предусмотрел обширную « Космополитическую железную дорогу », которая свяжет весь мир через ряд железных дорог.

Два года спустя Джозеф Штраус , который спроектировал более 400 мостов, а затем работал инженером по проекту моста Золотые Ворота , выдвинул первое предложение по железнодорожному мосту через Берингов пролив в своей дипломной работе. Проект был представлен правительству Российской Империи , но был отклонен.

20 век

Синдикат американских железнодорожных магнатов в 1904 году предложил (через представителя Франции) сибирско-аляскинскую железную дорогу от мыса Принца Уэльского на Аляске через туннель под Беринговым проливом и через северо-восточную Сибирь в Иркутск через мыс Дежнева , Верхнеколымск и Якутск . Предложение заключалось в аренде на 90 лет и исключительных правах на недропользование на 8 миль (13 км) с каждой стороны полосы отвода. Он обсуждался официальными лицами и окончательно отклонен 20 марта 1907 года.

Царь Николай II одобрил строительство туннеля (возможно, предложенного выше американцами) в 1905 году. Его стоимость оценивалась в 65 миллионов долларов и 300 миллионов долларов, включая все железные дороги.

Эти надежды не оправдались с началом русской революции 1905 года, а затем Первой мировой войны .

Интерес возродился во время Второй мировой войны с завершением в 1942–43 годах Аляскинского шоссе, связавшего отдаленную территорию Аляски с Канадой и континентальными Соединенными Штатами . В 1942 году Ассоциация внешней политики предполагала, что автострада продолжит связываться с Номом возле Берингова пролива, соединена автострадой с железнодорожной станцией в Иркутске , используя альтернативное морское и воздушное паромное сообщение через Берингов пролив. В то же время дорога на российской стороне была расширена за счет строительства 2000 км (1250 миль) Колымского шоссе .

В 1958 году инженер Тунг-Йен Линь предложил построить мост через Берингов пролив, «чтобы способствовать торговле и взаимопониманию между народами Соединенных Штатов и Советского Союза». Десять лет спустя он организовал Inter-Continental Peace Bridge, Inc., некоммерческую организацию, созданную для реализации этого предложения. В то время он сделал технико-экономическое обоснование строительства моста через Берингов пролив и оценил стоимость 50-мильного (80 км) участка в 1 миллиард долларов. В 1994 году он увеличил стоимость до более чем 4 миллиардов долларов. Как и Гилпин, Лин рассматривал проект как символ международного сотрудничества и единства и назвал проект Межконтинентальным мостом мира.

21-го века

Согласно сообщению, опубликованному в Beijing Times в мае 2014 года, китайские эксперты по транспорту предложили построить высокоскоростную железнодорожную линию протяженностью примерно 10 000 километров (6200 миль) из северо-восточного Китая в США. Проект будет включать туннель под Беринговым проливом и соединиться с прилегающими Соединенными Штатами через Канаду.

Несколько американских предпринимателей также выдвинули предложения частного сектора, такие как компания с ограниченной ответственностью на Аляске, основанная в 2010 году для лоббирования соединения между двумя проливами и предложение криптовалюты в 2018 году для финансирования строительства туннеля. В 2005 году инвестор Нил Буш , младший брат президента США Джорджа Буша и сын президента Джорджа Буша-старшего , отправился за границу с преподобным Сон Мён Муном из Церкви Объединения, выступая с предложением вырыть транспортный коридор под Беринговым проливом. Отвечая на вопрос Матери Джонс во время республиканской первичной кампании его брата Джеба Буша десять лет спустя в 2015 году, он отрицал, что поддерживал проект туннеля, и сказал, что путешествовал с Муном, потому что поддерживал «усилия религиозных лидеров призвать свою паству на службу. другим.»

Происхождение топонима

У каждого названия есть своя история. В географии часто фигурирует человек, решивший самостоятельно дать определенное имя территории или в честь которого появилось название. Давайте узнаем больше о Беринговом проливе:

Географическое положение. Узкая полоска воды разделяет Северную Америку и Евразию. Также благодаря ему, соединяются Чукотское море (Северный Ледовитый океан) и Берингово море (Тихий океан). Данный пролив служит надежным обозначением нерушимой границы между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией.

Характеристики. Наименьшая глубина фарватера -36км, наименьшая ширина – 86км. Основная часть пролива покрыта толстым слоем льдов.

Наличие суши на поверхности воды. На географической карте хорошо видны острова Диомида, Ратманова и остров Крузенштерна. Их нельзя отнести к бесхозным, так как давным давно установлены связи с крупными странами. После продажи Аляски остров Ратманова принадлежит России, а остров Крузенштерна отошел к США. Эти два важных кусочка суши стоят на страже времени во всем мире. Именно между ними проходит международная линия, разделяющая смену дат и очередную границу часовых поясов.

Итак, почему его так назвали? Люди всегда подозревали, что пролив между Евразией и Америкой должен быть. И когда начались поиски, он уже существовал на протяжении нескольких тысяч лет. Трудности в поисках с севера заключались в том, что большую часть времени все воды Северного Ледовитого океана были спрятаны под толстым слоем льда. В подобных условиях сложно сказать, где окончилась суша и началась вода…

 Открытие географического объекта

Несмотря на все сложности, нужная вода была впервые обнаружена во время похода именно с севера на юг русским мореплавателем Семеном Ивановичем Дежневым. В честь него позже был назван мыс, являющийся крайней северо-восточной точкой Азии

Поскольку отважный путешественник не имел должного образования, он не смог осознать важность своего открытия. Поэтому о нем долгое время никто даже не догадывался

Кто стал следующим мореплавателем, прошедшим пролив от начала и до конца? В данном месте история уже вспоминает самого Витуса Беринга. Родился он в1681 году в Дании, город Хорсенс. Информации о его родных никакой не сохранилось, поэтому сложно судить из какой семьи он произошел. Однако сразу после окончания школы Витус направился для поступления в кадетский корпус в Амстердаме. После его окончания Беринг переезжает в холодный Санкт-Петербург и поступает в распоряжение русских служак. А вот там уже удача улыбнулась, когда молодого парня Петр I отправил в секретную экспедицию на Дальний Восток с заданием непременно отыскать пролив.

Таким образом, официальное открытие пролива было присвоено Витусу Берингу спустя почти 80 лет. Он по поручению Петра I на борту судна «Святой Гавриил» отправился на поиски перешейка между Азией и Северной Америкой. В этот раз звезды верно указали путь мореплавателю. В 1728 году тайная экспедиция успешно вышла в Чукотское море, проложив дорогу кораблям через этот пролив. Так существование пролива было доказано. По этой причине его и назвали в честь Беринга.

Но вернемся в наше время. Еще начиная с конца 19 века ученые и даже некоторые представители правительства России и США задумываются над возможностью построить надежный мост или туннель. Он бы позволил соединить Чукотку и Аляску в единую систему. Естественно, самый короткий путь проходит через пролив.

Несмотря на небольшую надежду осуществить задуманное, реальность постоянно ставит на место воодушевленных проектировщиков. На данном этапе осуществление строительства настолько технически и экономически сложно, что нет реальной возможности доведения начатого до конца. По этой причине переговоры постоянно закругляются до«лучших времен».

Будем надеяться, что внедрением новых технологий в будущем все же поможет реализовать замысел по возведению моста через Берингов пролив.

А почему Красное море назвали красным, читайте тут.

Москва отдает долги

В 1650 году к Анадырскому острогу, к Дежнёву по суше добрались русские землепроходцы. Но Семен Иванович не торопился возвращаться на родину — в Якутск казак прибыл лишь в 1662 году. А оттуда отправился в Москву, везя с собой огромную партию «рыбьего зуба» — 289 пудов! По московским ценам — 60 рублей за пуд — общая его прибыль составила более 17 тысяч рублей! Процент с прибыли, который Дежнёв получил в Москве с «государевой добычи», составил 500 рублей соболями. Кроме того, казаку выдали задолженность по денежному и хлебному жалованью: треть — деньгами, две трети — сукном. После этого Дежнёва повысили до атамана, увеличив годовой оклад… на четыре рубля! Словом, стал наконец казак по-настоящему богатым человеком.

Еще восемь лет Семен Иванович служил в Сибири, мирил враждующие роды эвенков-тунгусов на реке Оленёк, собирал ясак с местных, участвовал в походах. В 1671 году, когда атаману-путешественнику было уже более 60 лет, он вновь отправился в Москву, где мирно почил в начале 1673 года.

17

Доисторическое заселение Америки

В антропологии Берингов пролив периода около 10 тыс. лет назад и ранее рассматривается как Берингов перешеек, по которому люди — палеоиндейцы — заселили Америку, став известными нам индейцами. Согласно новейшим исследованиям, первые переселенцы попали в Америку одной волной из Сибири не ранее 23 тыс. лет назад в разгар последнего ледникового периода. Отдельно, около 5,5 тыс. лет назад, произошёл приход инуитов и эскимосов, распространившихся по всей Арктике (путь их попадания из Сибири в Аляску остаётся загадкой, так как никакого перехода между ними тогда не было).

Хронология моделей миграции делится на две шкалы. Одна шкала основана на «короткой хронологии», согласно которой первая волна переселения в Америку произошла не ранее 14 — 16 тыс. лет назад. Результаты исследований, проведённых Рутгерским университетом, теоретически показали, что всё коренное население Америки произошло всего лишь от 70 индивидуумов, прибывших в 14—12 тыс. л. н. по Берингову перешейку, существовавшему тогда между Азией и Америкой. По другим оценкам, фактический размер популяции коренных американцев был ок. 250 человек.

Сторонники «длинной хронологии» считают, что первая группа людей прибыла в западное полушарие гораздо раньше, возможно 20 — 50 тыс. лет назад, и, возможно, после неё имели место другие последовательные волны миграций. Палеогенетики, исследовавшие геном девочки, жившей в долине Танана на Аляске ок. 11,5 тыс. лет назад, пришли к выводу, что предки всех американских индейцев одной волной переселились с Чукотки на Аляску в позднем плейстоцене ок. 20—25 тыс. лет назад, до того как Берингия исчезла ок. 20 тыс. лет назад. После этого «древние берингийцы» были в Америке изолированы от Евразии. Между 17 и 14 тыс. лет назад произошло их разделение на северную и южную группы палеоиндейцев из которых сформировались народы, заселившие Северную и Южную Америки.

Записки служилого человека

Дежнёв был неграмотный. Записки свои, обессмертившие подвиг всех участников похода от Колымы к Анадырю и рассказавшие потомкам о великом открытии пролива между Азией и Америкой, он надиктовывал. А взяться за их составление казак был вынужден из-за того, что ему девятнадцать лет подряд «забывали» выдавать жалование. Устав выпрашивать его у воеводы, он написал несколько челобитных царю, перечислив в них свои заслуги. Там и рассказал о плавании вместе с Федотом Поповым за «Большой Каменный Нос». Рукописи землепроходца обнаружил в начале XVIII века историк Г. Ф. Миллер. По копии Миллера они были впервые опубликованы в 1851 году.

Челобитная С.И. Дежнева с описанием его открытия пролива между Азией и Америкой

Вот что написал служилый человек Семен Иванович Дежнёв якутскому воеводе Ивану Павловичу Акинфову о морском походе на реку Анадырь и о судьбе его спутников: «А с Ковымы реки итти морем на Онандир реку и есть Нос, вышел в море далеко, а не тот Нос, которой от Чухочьи реки лежит, до того Носу Михаило Стадухин не доходил, а против того Носу есть два острова, а на тех островах живут чухчи, а врезываны у них зубы {прорезываны губы}, кость рыбей зуб. А лежит тот Нос промеж сивер на полуношник. А с русскую старону Носа признака: вышла речка, становье тут у чухочь делано, что башня ис кости китовой. И Нос поворотит круто к Онандыре реке под лето, а доброво побегу от Носа до Анандиры реки трои сутки, а боле нет. А итти от берегу до реки недалет, потому что река Андыр пала в губу». По современным исследованиям этнографов, все сведения Дежнёва были совершенно точны: и о зубах, и о «чухчах», и о двух островах…

Америка и Азия неразделимы?

Последующие три года, вплоть до 1713-го, Витус Беринг со своим кораблем принимает участие в русско-турецкой войне. Как мы знаем из истории, она закончилась территориальными потерями для России. По Прутскому (1711 г.) и Адрианапольскому (1713 г.) мирным соглашениям Россия уступала Турции Азов с примыкающей к нему территорией по реке Орели. Но это нельзя было назвать поражением хотя бы потому, что Россия тем самым развязывала себе руки на Балтике.

Кстати, наш герой, Витус Беринг, был переведен на Балтийский флот чуть раньше, в 1712 году, а спустя три года в жизни датчанина произошли сразу два события: во-первых, он женился на русской девушке и стал таким образом россиянином, а во-вторых, ему было присвоено звание капитана IV ранга (тогда было и такое).

По всей видимости, он был с молодой женой на своей исторической родине в Дании, но это была его последняя поездка в родные места.

Между тем в 1714 году к России была присоединена Камчатка, и европейские географы сгорали от нетерпения узнать больше об этих местах. Но понадобилось три года для того, чтобы Петр I согласился отправить на Камчатку экспедицию, чтобы доказать, что заокеанская Америка — не что иное, как… продолжение Азии.

Первая Камчатская экспедиция берегов Америки так и не достигла, она дошла только до Курильской гряды и повернула обратно. Но одной цели она, безусловно, добилась: были подтверждены географические карты Чукотки и Камчатки, составленные ранее.

Вместе с картой Каспийского моря Петр I отправил их в Париж. Местные географы могли поверить русским только на слово, но, тем не менее, избрали Петра I в почетные члены Парижской академии наук, к чему русский самодержец так упорно стремился. Одно дело — быть ученым в глазах своих придворных, и совсем иное — в Париже.

Как видим, Петр был довольно-таки тщеславным человеком. Правда, составляли карты его подданные, а не он сам, но царя это нисколько не смущало!

Примечания

  1. Леонтьев В. В., Новикова К. А. Топонимический словарь Северо-Востока СССР / науч. ред. Г. А. Меновщиков; ДВО АН СССР. Сев.-Вост. комплекс. НИИ. Лаб. археологии, истории и этнографии. — Магадан: Магад. кн. изд-во, 1989. — С. 86. — 456 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-7581-0044-7.
  2. Берингов пролив // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  3. Берг, Лев Семенович. История русских географических открытий. — 2-е изд., доп.. — Москва: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. — 296 с.
  4. ↑ . mixednews.ru. Дата обращения: 3 января 2020.
  5.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 июня 2019.
  6.  (англ.) (25 May 2005). Дата обращения: 26 марта 2010.
  7. Nelson J. R. Fagundes et al.  (англ.). figshare.com. Дата обращения: 3 января 2020., 01.04.2018
  8.  (англ.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 июня 2019.
  9. . www.popmech.ru. Дата обращения: 3 января 2020.
  10.  (англ.). www.nature.com. Дата обращения: 3 января 2020., 2018
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 марта 2018.
  12. McNeill, John H. America’s Maritime Boundary with the Soviet Union (англ.). // Naval War College Review — Newport, R.I.: Naval War College, Summer 1991. — Vol.XLIV — No. 3(335) — P. 46—57 — ISSN 0028-1484.