Витус беринг

Оглавление

Смерть капитана

Обратный путь, какой отличался большими трудностями, проходил в течение нескольких месяцев. Прокладыванию точного курса мешал постоянный туман. Не было возможности вести ориентир по звездам. Среди матросов началась цинга, которая привела к смерти части экипажа.

Приблизившись к острову, получившему позже названия Беринга, было принято решения о зимовке. Однако это не спасло многих членов экипажа. Они не вынесли трудных условий и умерли. Вместе с ними смерть постигла и самого Беринга, который заболел еще в начале обратного пути.

После этого экспедицию возглавил Свен Ваксель. Вместе с оставшимися матросами он сумел добраться домой и сообщить печальную весть о смерти Беринга.

Память

Впервые памятник Витусу Берингу установлен в Петропавловске-Камчатском. Чугунная плита с надписью в основании памятника гласит: «Основателю Петропавловска в 1740 г. мореплавателю Витусу Берингу».

Памятник Берингу на Набережной Тюмени

В 2010 году скульптурная композиция «Великим Камчатским экспедициям» с бронзовым памятником Витусу Берингу установлена на Набережной города Тюмени. Над памятником возвышается парусник, рядом на стене табличка с пояснением.

В 2016 году в честь 275-летия открытия Командорских островов на острове Беринга в селе Никольское установлен другой памятник Витусу Берингу — ростовая скульптура, выполненная из бронзы (автор — скульптор И. П. Вьюев).

Памятник Витусу Берингу в селе Никольское на острове Беринга

Именем Беринга назван ряд географических объектов:

  • Берингово море
  • Берингов пролив
  • Остров Беринга
  • Мыс Беринга
  • Ледник Беринга и озеро Витус на Аляске.
  • Берингия — биогеографическая область и палеогеографическая страна, связывавшая северо-восточную Азию и северо-западную Северную Америку в четвертичном периоде
  • посёлок Беринговский на Чукотке.
  • Берингия — национальный парк на Чукотке.
  • В честь Беринга названа авиакомпания «Bering Air» на Аляске.
  • Именем Витуса Беринга названы Берингов проезд и Новый Берингов проезд в Москве, улицы в Санкт-Петербурге, в Мурманске, в Нижнем Новгороде, в Томске, в Якутске, в Находке, Артёме, Астрахани и Петропавловске-Камчатском.
  • Существовал дизель-электроход «Витус Беринг», который работал на Северном Морском пути, в том числе обеспечивал высадку СП-30.
  • Почта России, 2014 г. Судно «Витус Беринг».
    В июне 2012 по заказу Совкомфлота было спущено на воду буксирное многоцелевое судно ледового класса для обслуживания разработок на шельфе, названное именем Витуса Беринга.

  • Имя Витуса Беринга носит Камчатский государственный университет.
  • Именем Витуса Беринга назван один из самолётов российской авиакомпании «Аэрофлот» (Airbus A320 VP-BZO).
  • В 1970 году был снят советский биографический фильм «Баллада о Беринге и его друзьях». Беринг также выступает персонажем второго плана фильма «Первые» (2018).
  • 31 мая 2019 имя Витуса Беринга присвоено международному аэропорту «Елизово» в Петропавловске-Камчатском.

По заданию Петра I

По словам историков, уже в 1695-м Беринг отправился в первое плавание. В качестве юнги он сопровождал своего сводного брата, посещавшего датские заморские владения в Индии. В дальнейшем Витус получил образование в Голландии, в Амстердамском морском кадетском корпусе.

Также по теме


Важная веха в истории российского флота: как прошла первая кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского

215 лет назад началось первое в истории российского флота кругосветное путешествие. Экспедиция на кораблях «Надежда» и «Нева»,…

В 1704 году (в некоторых источниках указывается 1703 год) Беринг принял предложение о поступлении на российскую военно-морскую службу. Он служил на Балтике и Азовском море, принимал участие в Северной войне и боевых действиях против Османской империи.

«При Петре I в Россию привлекали много иностранных наёмников в хорошем смысле этого слова. Одним из них стал Беринг. Лучшие талантливые кадры из европейских стран шли служить России не только ради денег, но и ради колоссальных перспектив, возникавших перед ними в нашей огромной стране», — рассказал в беседе с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

С 1712 года Беринг командовал различными судами, но после почти 20 лет службы подал в отставку. По словам историков, причиной тому послужило отсутствие решения командования о производстве его в капитаны 1-го ранга.

Однако год спустя Пётр I дал указание вернуть Беринга на службу и присвоить ему чин, которого тот добивался. Царь уже несколько лет задумывался над снаряжением экспедиции, которая бы выяснила, существует ли пролив между Азией и Северной Америкой. Поручить руководство экспедицией император решил именно Берингу.

  • Гангутское сражение Северной войны

Пётр I подготовил инструкцию, согласно которой они должны были построить на Камчатке один или два бота, двигаться на них на север, выяснить соединяется ли Азия с Америкой и составить карту исследованных земель. Помощником Беринга был назначен лейтенант Алексей Чириков.

В начале 1725 года Беринг вместе со своими спутниками выдвинулся из Санкт-Петербурга в Охотск. В пути они находились более двух лет. Весной 1728 года участники экспедиции прибыли в Нижнекамчатск и занялись строительством бота «Святой Гавриил». Летом того же года они вышли в море и двинулись на север, согласно инструкциям уже умершего к этому времени Петра I.

Экспедиция поднялась до 67° 18′ северной широты, пройдя почти весь пролив, названный впоследствии Беринговым. Пообщавшись с местными жителями, российские моряки убедились, что азиатский берег поворачивает на запад, а к северу никаких признаков суши не наблюдается. Участники экспедиции повернули на северо-восток, но никакой земли там также не обнаружили и взяли курс на Нижнекамчатск. У берегов Камчатки они первыми посетили остров Святого Лаврентия, а также сделали ряд других географических открытий.

  • Алексей Ильич Чириков

После строительства второго бота, получившего название «Фортуна», Беринг назначил Чирикова его командиром. Летом 1729 года члены экспедиции уже на двух судах вышли в море. Они двинулись на восток, но новых земель не обнаружили и занялись исследованием побережья Камчатки.

По результатам Первой Камчатской экспедиции стало ясно, что Камчатка не соединяется с Японией. Кроме того, Беринг произвёл картографическую съёмку примерно 3,5 тыс. км побережья моря, названного затем в его честь.

По словам историков, часть того, что сделала экспедиция Беринга (в частности, посещение Берингова пролива) ранее уже совершил первопроходец Семён Дежнёв, однако о результатах его исследований, проведённых несколькими десятилетиями ранее, в Санкт-Петербурге на тот момент ещё не было известно. Как отметил почётный полярник России Валерий Ипполитов, любые сведения с востока в европейскую часть России в то время шли чрезвычайно долго, документы об экспедиции Дежнёва банально затерялись и были обнаружены в архивах почти 80 лет спустя.

«Пролив, названный затем в его честь, Беринг фактически открыл повторно, после Дежнёва», — рассказал в беседе с RT почётный полярник России Виктор Боярский.

  • Маршруты путешествий Витуса Беринга

Открытия

Окончание учебы Витуса Беринга совпало с интересом Петра 1 в освоении морского ремесла. Тогда российский император прилагал все усилия для развития флота, с помощью которого он планировал сделать Россию одной из господствующих держав на море.

Российские агенты активно вербовали иностранных специалистов, знающих свое дело. В результате, в их поле зрения попал и Беринг. В 1704 г. парень обосновался в Российской империи, где быстро продвигался по карьерной лестнице.

Интересен факт, что после 20 лет образцовой службы, Витус подал в отставку. Биографы заявляют, что такое решение было связано с тем, что долгое время он не получал повышения до капитана 1-го ранга, о чем так мечтал.

Тем не менее, позже Беринг был снова принят на службу командиром линейного корабля «Селафаил» – в чине капитана 1 ранга. Географические открытия, которые принесли ему мировую славу, были сделаны в ходе Первой Камчатской экспедиции.

Данная экспедиция была начата в конце 1724 г. по распоряжению Петра Великого, который хотел образовать российский флот в акватории Тихого океана. Во время экспедиции, руководителем которой был Беринг, матросам предстояло отыскать подходящие места для постройки будущего флота.

Кроме этого, Витусу Берингу было поручено изучить тихоокеанские воды и проложить путь от Командорских до Алеутских островов. Во время плавания были обнаружены Карагинский залив с островом, Анадырский залив, залив Креста, бухта Провидения и остров Св. Лаврентия.

В итоге, за 2 года экспедиция Беринга впервые произвела инструментальную съемку западного побережья моря, которое в конечном счете будет названо именем капитана. И хотя он не окончил открытие северо-восточного побережья Азии, он нанес на карту ряд важных объектов.

Таким образом, карта Витуса пользовалась популярностью у многих европейских картографов, при изображении северной и восточной частей Азии. Примечательно, что чиновники посчитали, что мореплаватель плохо справился с порученным ему заданием.

Однако важность открытий Беринга по достоинству оценил Джеймс Кук, который ознакомился с его картами спустя десятилетия. Кук был так впечатлен проделанной работой русского капитана, что назвал пролив между Чукоткой и Аляской его именем

Стоит заметить, что после возвращения в Россию, Витус Беринг заявлял, что Камчатка находится неподалеку от Америки. Также он утверждал, что в районе Сибири располагаются крупные залежи железной руды и соли. В 1733 г. ему было поручено снарядить Вторую Камчатскую экспедицию, которая отличалась значительно большими масштабами.

Витус Беринг и Алексей Чириков

Вместе с Алексеем Чириковым, Берингу предстояло изучить североамериканское побережье, найти морской путь к Японии, нанести новые объекты и выполнять ряд других поручений. Чиновники не проявляли интереса к данной экспедиции, поэтому всячески тормозили ее начало.

Это привело к тому, что русские мореплаватели двинулись в путь только через 7 лет. К тому моменту биографии Берингу уже было за 60 лет. В ходе плавания, которое сопровождалось разными погодными трудностями, были открыты многие острова, включая Кадьяк и Кыску.

Рождение и семья

Витус родился 2 августа 1681 года. По происхождению он был датчанин. О его ранних годах известно очень мало. Имеются данные, что Беринг появился на свет в датском городе Хорсенсе, где на четвёртый день после рождения мальчика крестили в местной лютеранской церкви. Документ о его крещении до сих пор хранится в старой церковной книге города Хорсенс. Имя ребёнку дали в честь дяди (родного маминого брата), он был знаменитым датским историком, работал придворным летописцем в Королевском суде. От матери досталась фамилия Беринг, их дворянский род был в Дании довольно знатным, но к моменту рождения Витуса уже разорившимся.

По папиной линии мальчик унаследовал второе имя Ионассен. Отец будущего мореплавателя, Ионас Свендсен, был женат на Анне Педердаттер Беринг вторым браком, от первого у него имелось два сына и две дочери. Анна родила мужу пятерых детей – троих мальчиков и двух девочек. Отец работал таможенником и был весьма уважаемым человеком в городе. Семья не относилась к разряду зажиточных, но и родители, и дети были образованными и набожными.

Вторая Камчатская экспедиция

Вернувшись в Российскую империю в марте 1730 года из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в сравнительной близости Америки к Камчатке и в целесообразности завязывания торговли с жителями Америки. Дважды проехав через всю Сибирь, он был убеждён в том, что здесь можно добывать железную руду, соль и выращивать хлеб. Беринг выдвинул дальнейшие планы исследования северо-восточного побережья российской Азии, разведки морского пути к устью Амура и Японским островам — а также к американскому континенту.

В 1733 году Берингу было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Витус Беринг и Алексей Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Мартыну Шпанбергу поручалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии. Одновременно несколько отрядов должны были нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.

В начале 1734 года Беринг отправился из Тобольска в Якутск, где он потом провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции. Во второй Камчатской экспедиции участвовал Арсений (Мацеевич), впоследствии сибирский митрополит, осуждённый при Екатерине II и канонизированный как мученик.

Лишь осенью 1740 года два пакетбота, «Святой Пётр» и «Святой Павел», вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. Здесь в районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.

Витус Беринг и пакетбот «Святой Пётр» на памятной монете СССР 1990 года из палладия 999 пробы из серии «250 лет открытия Русской Америки»

4 июня  — в год, когда Витусу Берингу исполнялось уже 60 лет — «Св. Пётр» под командованием В.Беринга и «Св. Павел» (А.Чириков) вышли к северо-западным берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке. «Святой Петр» под командованием В. Беринга пошёл на восток и 16 июля 1741 года (на один день позже «Святого Павла» и третьим из русских кораблей) на широте 58°14′ достиг берега Северной Америки в районе горы Св. Ильи.

Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя).

После высадки на о. Каяк, пакетбот повернул обратно к берегам Камчатки, следуя вдоль южного берега Аляски и Алеутской гряды. По пути были открыты остров Кадьяк, Евдокеевские и Шумагинские острова, острова Св. Иоанна (Атха), Св. Маркиана (Кыска) и Св. Стефана (Булдырь). 5 ноября пакетбот зашёл для пополнения запасов воды на остров, впоследствии названный островом Беринга, где 28 ноября сильным ветром был выброшен на берег. В тяжёлых условиях вынужденной зимовки от цинги умерли 19 человек, а 8 декабря скончался и Витус Беринг. Командование принял штурман поручик Свен Ваксель. Весной 1742 года 46 оставшихся (из 75) членов экипажа сумели построить из обломков пакетбота гукор (также названный «Св. Петром») и в августе 1742 года, преодолев 250 км, достигли Авачинской губы.

Часто встречается утверждение, что европейцы (русские) открыли берега Северной Америки (Аляски) именно во время Второй Камчатской экспедиции, но это неверно. Первым русским судном, подошедшим к берегу Северной Америки (Аляски), был бот «Св. Гавриил» под началом геодезиста М. С. Гвоздева и подштурмана И. Федорова 21 августа 1732 года в ходе экспедиции А. Ф. Шестакова и Д. И. Павлуцкого — гг. Кроме того, есть отрывочные сведения о посещении русскими людьми Америки в XVII веке.

Литература

Источники
  • Аронов В. Н. Патриарх камчатского мореходства // Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки: Ист.-краеведческ. сб. Вып. 3. 2000.
  • Вахрин С. Покорители великого океана. Петропавловск-Камчатский: Камштат, 1993.
  • Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. Т. III. М., 1984
  • Свердлов Л. М. Русское поселение на Аляске в XVII в.? // Природа (М.). 1992. № 4. С. 67-69.
  • Чернышев А. А. Российский парусный флот: Справочник в 2-х тт. Т. 2. М.: Воениздат, 2002. С. 424—425.
Дополнительная
  • Андреев А. И. Экспедиции Беринга // Известия Всесоюзного географического общества. 1943. Т. 25. Вып. 2.
  • Беринг, Витус // Военная энциклопедия :  / под ред. В. Ф. Новицкого … []. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
  • Боднарский М. С. Великий северный морской путь. Историко-географический очерк открытия Северо-восточного прохода. — М.; Л.: ОГИЗ, 1926. — 256 с.: ил. — Серия «Библиотека путешествий».
  • Ваксель С. Л. Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга / Пер. с нем. Ю. И. Бронштейна под ред. А. И. Андреева. — Л.; М.: Изд-во Главсевморпути, 1940. — 176 с.
  • Дивин В. А. Русские мореплаватели на Тихом океане в XVIII веке. — М.: Мысль, 1971. — 374 с.
  • Дьяконов М. А. Путешествия в полярные страны. — Л.: Изд-во Всесоюзного Арктического ин-та, 1933. — 208 с. — Серия «Полярная библиотека».
  • Дьяконов М. А. История экспедиций в полярные страны. — Архангельск: Архангельское обл. изд-во, 1938. — 487 с.
  • Ковалев С. А. Тайны пропавших экспедиций. — М.: Вече, 2011. — 384 с. — (Морская летопись).
  • Кушнарев Е. Г. В поисках пролива. Первая Камчатская экспедиция 1725—1730 гг. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — 168 с.: ил.
  • Лялина М. А. Русские мореплаватели арктические и кругосветные. Путешествия В. Беринга, Г. Сарычева, Ф. П. фон-Врангеля, Ф. П. Литке, Пахтусова и др. — 3-е изд. — СПб.: Изд. А. Ф. Девриена, 1903. — 447 с.
  • Малов В. И. Тайны пропавших экспедиций. — М.: Оникс, 2008. — 251 с. — (Библиотека открытий). — ISBN 978-5-488-01497-8
  • Островский Б. Г. Великая Северная экспедиция. 1733—1743 гг. — Архангельск: Севкрайгиз, 1935. — 140 с.
  • Островский Б. Г. Беринг. — Л: Изд-во Главсевморпути, 1939. — 195 с.
  • Пасецкий В. М. Витус Беринг / Худож. Л. Гридчин. — М.: Географгиз, 1958. — 48 с. — (Замечательные географы и путешественники). — 30 000 экз.
  • Пасецкий В. М. Витус Беринг (1681—1741) / Отв. ред. акад. А. П. Окладников(†); Академия наук СССР. — М.: Наука, 1982. — 176 с. — (Научно-биографическая серия). — 100 000 экз.
  • Хелимский Е. А. Краткий обзор данных по этнонимии сибирских и уральских народов в рукописном наследии Второй Камчатской экспедиции //Три столетия академических исследований Югры: от Миллера до Штейница. Ч. 1. Академические исследования Северо-Западной Сибири в XIX—XX вв.: История организации и научное наследие: Материалы международного симпозиума. — Екатеринбург, 2006. — С. 197—209.
  • Хинтцше В. Вторая Камчатская экспедиция на реках Иртыш и Обь // Три столетия академических исследований Югры: от Миллера до Штейница. Ч. 1. Академические исследования Северо-Западной Сибири в XIX—XX вв.: История организации и научное наследие: Материалы международного симпозиума. — Екатеринбург, 2006. — С. 31—38.
  • Чуковский Н. К. Беринг. — М.: Молодая гвардия, 1961. — 127 с. — (Жизнь замечательных людей: Серия биографий. Основана в 1933 г. М. Горьким; Вып. 19 (333)).
  • Экспедиция Беринга: Сб. док-тов / Гл. арх. упр. НКВД СССР; подгот. к печати А. Покровский. — М.: , 1941. — 417, с.
  • Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002. — Т. 2. — 480 с. — (Корабли и суда Российского флота). — 5000 экз. — ISBN 5-203-01789-1.
  • P. Werner Lange: Zum Land hinter den Nebeln. Das Leben des Vitus Bering und die zwei Kamtschatka-Expeditionen, VEB F. A. Brockhaus Verlag, Leipzig 1985.
  • N. Kingo Jacobsen & Else Vedel (red.), Vitus Bering 1741-1991, C.A. Reitzel, 1993. ISBN 87-7421-807-7.
  • Lind, Natasha Okhotina; Møller, Peter Ulf, eds. (2002), Under Vitus Bering’s Command: New Perspectives on the Russian Kamchatka Expeditions, Beringiana, Aarhus, Denmark: Aarhus University Press, ISBN 87-7288-932-2.
  • P. Lauridsen, Bering og de Russiske Opdagelsesrejser (Copenhagen, 1885).

Отставка

Несмотря на все карьерные достижения, Беринг считал себя незаслуженно обойденным наградами. В частности, его очень задевало то обстоятельство, что за 17 лет службы он не получил чин капитана первого ранга.

В 1724 году мореплаватель написал прошение об отставке и был отправлен на покой. Когда об этом узнал Петр Первый он выразил крайнее неудовольствие Ф. М. Апраксину, который на тот момент был генерал-адмиралом русского флота. Царь приказал объявить на Коллегии, что Беринг возвращен в морской флот с назначением капитаном первого ранга. Уже через несколько дней после этого разговора Витуса отозвали из отставки и утвердили в должности командира фрегата «Селафаил».

Открытия

Завершение учебы Беринга совпало с интересом Петра Первого к освоению морского ремесла

Агенты, в задачу которых входила вербовка иностранных специалистов, сразу обратили внимание на Витуса, отличавшегося непринужденным характером и выдержкой, так необходимой на море

Камчатская экспедиция Витуса Беринга

В 1704 году Беринг переехал в Россию, где быстро продвигался по карьерной лестнице. Но после 20-летней службы, отмеченной только положительными характеристиками и наградами, мореплаватель подал в отставку. Историки утверждают, что причина поступка – гордость Беринга. Мужчина не получил звание капитана 1-го ранга, о котором честолюбивый моряк давно мечтал.

Витус Беринг на Камчатке

Географические открытия, прославившие фамилию Витуса, случились во время первой камчатской экспедиции. В 1724 году по приказу Петра Первого российский флот отправился на исследования новых земель. Единственным специалистом, который справился бы со столь сложной задачей, оказался Беринг.

В течение пяти лет мужчина исследовал и фиксировал на карте берега Чукотки и Камчатки. К заслугам Беринга относятся опровержение домыслов, что Америка соединяется с Азией, а Камчатка неразрывна с Японией. Увы, столь впечатляющие результаты экспедиции не нашли должного внимания в Адмиралтействе.

Берингов пролив

Чиновники решили, что Беринг не оправдал надежд и плохо выполнил поручения царя

Всю важность открытий Витуса подтвердил Джеймс Кук, который ознакомился с картами мореплавателя в 1778 году. Впечатленный кропотливой работой англичанин назвал пролив между Евразией и Америкой в честь мореплавателя, которого не знал лично

Вторая камчатская экспедиция была собрана уже по инициативе самого Витуса, уверенного в необходимости изучения Сибири, Дальнего Востока и берегов Северных морей. На этот раз география исследования и поставленные перед флотом задачи были гораздо масштабнее. Поэтому Беринг принял решение отправиться в экспедицию на двух кораблях.

Витус Беринг и Алексей Чириков

Командование вторым судном доверили Алексею Чирикову. Мужчина выполнял обязанности помощника капитана в первой камчатской экспедиции и заслужил безграничное доверие Беринга. В планах исследователей было изучить Сибирь, добраться до Камчатки и выдвинуться к берегам Северной Америки, чтобы детально ознакомиться с малопосещаемыми берегами.

Краткая биография

Биография составлена на основании достоверных фактов, подтвержденных документально. Родился Витус Беринг 12 апреля 1681 года в датском городе Хорсенс в семье таможенного служителя и по совместительству церковного старосты. Мать — представительница знатного датского рода, Витус носил ее фамилию. О его жизни в период от рождения до 1695 года ничего не известно. Далее судьба его была тесно связана с морем.

Основные вехи биографии:

  1. 1695 год — Беринг совершает свое первое дальнее плавание юнгой на корабле, идущем на юго-восток Индии.
  2. до 1703 года — учится в Амстердамском морском кадетском корпусе.
  3. 1704 год — принят на службу в Российский флот на Балтийском море с присвоением чина подпоручика.
  4. 1707 год — повышен в звании до лейтенанта.
  5. 1710 год — получил чин капитан-лейтенанта.
  6. 1710 –1712 гг — переведен на Азовский флот в период войны России с Турцией. Принимает участие в морском походе под руководством Петра I.
  7. 1712 год — вернулся на Балтийский флот.
  8. 1715 год — произведен в капитаны четвертого ранга.
  9. 1712 1–723 гг — командует различными судами на Балтике.
  10. В январе-феврале 1724 г. адмиралтейств коллегия подписала рапорт, согласно которому капитан уходит в отставку по собственному желанию.
  11. В августе того же года Витус Беринг по приказу Петра I вновь принят на службу, ему присвоен чин капитана первого ранга.
  12. 1724–1730 гг — руководит первой Камчатская экспедицией.
  13. 1733–1741 гг — является участником и возглавляет Великую Северную экспедицию.

Умер Беринг 8 декабря 1741 года от цинги на одном из тихоокеанских островов, расположенном в 180 милях от Камчатки. Великий мореплаватель Витус Енссон (Иван Иванович) Беринг прожил 60 лет. Из них 37 отдал беззаветной службе Российской империи. Весь жизненный путь командора наполнен глубокой самоотдачей и примерным исполнением своих служебных обязанностей.

Образование

Свое профессиональное восхождение по стезе морских первопроходцев Витус Беринг начал в возрасте 14 лет с юнги, исполняющего обязанности матроса. В 1695 году он в качестве помощника своего сводного брата совершил первое дальнее плавание к берегам Юго-Восточной Индии. Позднее Витус поступил в Амстердамский морской кадетский корпус, который окончил в 1703 году.

С 1704 года проходил службу на Российском флоте, где непрерывно занимался самообразованием. Начиная со звания подпоручика поднялся на самый верх служебной лестницы. Благодаря высокому уровню профессиональной подготовки в 1724 году указом Императора Петра I был произведен в чин капитана первого ранга, а позднее удостоился звания командора.

Семья

В 1713 году Витус Беринг, проходя службу на Балтике, знакомится с дочкой местного коммерсанта Матиаса Пюльзе (Pülse). Девушку звали Анна Кристина. Вскоре они обвенчались: 8 октября 1713 г. были записаны в церковную книгу шведского прихода Выборга как законные супруги. Всего у них родилось 8 детей. Но, в связи с суровыми климатическими и бытовыми условиями, в живых осталось только четверо.

В метрической книге копенгагенской церкви Св. Николая 27 июня 1716 г. записано о крещении сына, названного Витусом. К сожалению, мальчик прожил недолго. В живых остались: Йонас (Иона), Томас, Антон и девочка — Анна Хедвига Хелена.

Во время второй Камчатской экспедиции супруга сопровождала Беринга, как минимум, до Охотска. Достоверных фактов о дальнейшей ее судьбе нет. Потомки славного командора и ныне живут в России.