Оглавление
Источники [ править ]
- Бернард, Пол (1994). «Греческие царства Средней Азии». В кн . : История цивилизаций Центральной Азии, Том II. Развитие оседлых и кочевых цивилизаций: с 700 г. до н.э. по 250 г. н.э., стр. 99–129. Харматта, Янош, изд., 1994. Париж: Издательство ЮНЕСКО.
- Бил, Сэмюэл ( пер. ). Си-Ю-Ки: буддийские записи западного мира, Хиуэн Цзян. Два тома. Лондон. 1884. Перепечатка: Дели: Oriental Books Reprint Corporation, 1969.
- Бил, Сэмюэл (пер.). «Жизнь Хиуэн-Цзян» шамана Хвуи Ли, с введением, содержащим отчет о трудах И-Цзин . Лондон, 1911. Перепечатка: Нью-Дели : Мунширам Манохарлал, 1973.
- Коттерелл, Артур. От Аристотеля до Зороастра , 1998; страницы 57–59. ISBN 0-684-85596-8 .
- Хилл, Джон Э. 2003. «Аннотированный перевод главы о западных регионах согласно Хоу Ханьшу ». Второе черновое издание.
- Хилл, Джон Э. 2004. Народы Запада из Weilüe魏 略Ю Хуаня魚 豢: Китайский счет третьего века, составленный между 239 и 265 годами нашей эры. Проект аннотированного перевода на английский язык.
- Холт, Фрэнк Ли. (1999). Грозовой Зевс: Создание эллинистической Бактрии . Беркли: Калифорнийский университет Press. (Твердый переплет, ISBN 0-520-21140-5 ).
- Холт, Фрэнк Ли. (2005). В страну костей: Александр Великий в Афганистане . Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-24553-9 .
- Вагмар, Burzine. (2020). «Между Хинд и Элладой: бактрийский плацдарм (с приложением об индо-эллинских взаимодействиях)» . В: Индо-эллинские культурные транзакции . (2020). Под редакцией Радхики Сешан. Мумбаи: Восточный институт им. К. Р. Кама, 2020 , стр. 187-228.
- Тремблей, Ксавьер (2007) «Распространение буддизма в Сериндии — буддизм среди иранцев, тохарцев и турок до 13 века». Ксавье Трембле. В: Распространение буддизма . (2007). Под редакцией Энн Хейрман и Стефана Питера Бумбахера. Справочник востоковедения. Секция восьмая, Центральная Азия. Под редакцией Дениса Синора и Никола Ди Космо. Брилл, Лиден; Бостон. С. 75–129.
- Уотсон, Бертон (пер.). «Глава 123: Рассказ о Дайюане». Перевод с шиджи Сыма Цяня. Записки Великого историка Китая II (исправленное издание). Columbia University Press , 1993, страницы 231–252. ISBN 0-231-08164-2 (в твердой обложке), ISBN 0-231-08167-7 (в мягкой обложке).
- Уоттерс, Томас. О путешествиях Юань Чванга по Индии ( 629–645 гг . Н. Э.) . Перепечатка: Нью-Дели: Издательство Муширам Манохарлал, 1973.
- Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Бактрия» . Британская энциклопедия . 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 180–181.
Литература
- История Афганистана с древнейших времен до наших дней / Отв. ред. Ю. В. Ганковский. — М.: Мысль, 1982. — 368 с.
- Литвинский Б. А., Соловьев В. С. Средневековая культура Тохаристана: В свете раскопок в Вахшской долине. — М.: Наука, 1985. — 264 с.
- Савицкий Г. И. Древняя Бактриана. Вып.1 (Известия античных писателей о Средней Азии. II.) // Труды Самаркандского госпединститута. Т. 2. Самарканд, 1941.
- Пичикян И. Р. Культура Бактрии. Ахеменид. и эллинист. периоды. — М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1991.
- Пьянков И. В. Бактрия в античной традиции: (Общие данные о стране: Название и территория). — Душанбе, 1982.
- Пьянков И. В. Сведения Ктесия о владениях Бардии на востоке Ирана: Администрация Кира II на северо-востоке его державы // Вестник древней истории. —1961. — № 4.
- Пьянков И. В. Средняя Азия в известиях античного историка Ктесия. — Душанбе, 1975.
- Сарианиди В. И. Бактрия сквозь мглу веков. — М.: Мысль, 1984. — 160, с. — 100 000 экз.
- Франкопан П. Шёлковый путь. Дорога тканей, рабов, идей и религий / Пер. Шаршукова В.. — М. : Эксмо, 2015. — 410 p. — ISBN 978-5-699-95706-4.
География
На востоке Бактрия граничила со страной паропамисадов и Гандхарой, на северо-западе с Согдом, на юге с Арахозией. На юго-западе — с Гирканией.
Бактрия представляет собой равнинную страну в среднем течении Амударьи. Границами Бактрии на севере являются отроги Памира, на юге — Гиндукуш. Сердцем Бактрии был обширный оазис в пустынной дельте одной из рек, стекающих с отрогов Гиндукуша. Центром оазиса был город Бактры (или Бактр/Балх), давший название всей стране. Западно-европейские учёные называют Бактрией географический регион, северной границей которого была река Амударья. Бактрию отличало выгодное географическое положение на перекрёстке путей с севера на юг (из Великой степи в Индию и к побережью Океана) и с запада на восток (из стран Средиземноморья в Китай). Такое положение, наряду со сказочным плодородием края (Страбон: «…в Бактрии зёрна размером с наши колосья»), позволило занять Бактрии видное место в истории с незапамятных времён. Согласно исследованиям Н. И. Вавилова, Бактрия является родиной многих культурных растений, в том числе — пшеницы.
Бактрия в контексте современного политического деления Средней Азии
Южная или Левобережная Бактрия с середины XIX века входит в состав Афганистана: провинции Тахар, Кундуз, Балх (исторический центр Бактрии), Джаузджан, частично Фарьяб, Саманган и Баглан. Территории Северной (Правобережной) Бактрии являются частью юго-западного Таджикистана, включая Бадахшан и столицу страны Душанбе, а также южных областей Узбекистана (Сурхандарьинская область и другие).
Это интересно: Архипо-Осиповка и его история
Экономика, общество и социальная структура
Монета Греко-Бактрийского периода
Основные источники, зафиксировавшие социально-экономические аспекты жизни бактрийского общества, относятся к Греко-Бактрийскому периоду развития цивилизации.
Историками доподлинно установлено, что до прихода эллинов в Среднюю Азию в Бактрии было высоко развито многоотраслевое ирригационное земледелие, что подтверждается множественными археологическими доказательствами. С появлением греков в данной местности бактрийцы резко увеличивают масштабы сельскохозяйственных угодий, внедряют разные способы орошения земель и изобретают новые орудия труда. Ремесленное производство также составляло внушительный слой бактрийской экономики. Изготовление ткацких и токарных станков, работа по камню и дереву, развитие искусства мозаики позволили обеспечивать не только нужды жителей Бактрийского царства, но и соседних с ним государств.
Помимо традиционных способов жизнеобеспечения – земледелия и ремесел – в Бактрийском государстве была отлажена добыча полезных ископаемых, и существовал экспорт сельскохозяйственных товаров. Цари Бактрии установили монополию на внешнюю торговлю так же, как это было принято в эллинистическом Египте.
Кушанский период развития царства вошел в мировую историю как время, в которое возросло значение буддизма на территории Древней Бактрии. Произошло это благодаря покровительству местных царей. Однако, несмотря на развитие буддийской философии среди знати, среди более низких слоев населения сохранились обряды и ритуалы зороастризма.
Терракота. Древняя Бактрия
Культы и ритуалы, совершавшиеся в кушанской Бактрии, проводились в сооружавшихся храмах огня и домашних святилищах, центральным элементом которых был алтарь для разжигания сакрального пламени. Эллинистический храм Окса в Древней Бактрии (другое название – «Тахти Сангин») – еще один сохранившийся до наших дней пример отправления культа божества реки Амударья. В ранние времена реку называли Окс – отсюда и название храма.
Приложения
О других проектах Викимедиа:
Бактрия , на Wikimedia Commons
Частичный источник
Мари-Николя Булье и Алексис Чассан ( режиссер ), «Бактриан» в Универсальном историко-географическом словаре ,1878 г.( читайте в Wikisource )
Библиография
- См.
- Бактрия: от эллинизма к буддизму , Дижон, колл. «Археологические файлы № 211»,Октябрь 1996
- Бактриан: от Кира до Тимура (Тамерлана) , Дижон, колл. «Археологические файлы № 247»,Октябрь 1999 г.
- Пьер Лериш , Чакир Пидаев , Матильда Гелин и Казим Абдулаев , Ла Бактриан на перекрестке дорог и цивилизаций Центральной Азии: Термез и города Бактриан-Тохарестан , Париж, Мезоннев и Лароз — IFÉAC,2001 г., 422 с. ( ISBN 2-7068-1568-X ). В сотрудничестве с Винсентом Фурниау. Материалы коллоквиума в Термезе 1997 г. (Многочисленные авторы, в том числе Жерар Фассман «Надпись Рабатака. La Bactriane et les Kouchans»)
- Пьер Leriche ( реж. ), Искусство и цивилизации эллинизированного Востока: Культурные встречи и обмены с Александра Сасанидов: дань память Даниэля Шлюмберже: , Париж, Пикар,2014 г., 327 с. ( ISBN 978-2-7084-0983-5 )
- (ru) Сарианиди, Виктор. 1985. Золотой клад Бактрии: Из раскопок Тилля-тепе в Северном Афганистане . Гарри Н. Абрамс, Нью-Йорк.
- ( фр ) Симс-Уильямс, Николас. 1998. «Дальнейшие примечания к бактрийской надписи Рабатака с приложением с именами Куджула Кадфисес и Вима Такту на китайском языке». Труды Третьей европейской конференции иранистов. Часть 1: Старое и среднее иранистика . Отредактировал Николас Симс-Уильямс. Висбаден. 1998, стр. 79-93 .
- (in) Пьер Лериш и Франц Грене, , в Encyclopaedia iranica ,1988 г.(по состоянию на 22 февраля 2017 г. )
- Портал Афганистана
- Портал Узбекистана
- Иран и иранский всемирный портал
- Древний ближневосточный портал
- Портал древнего мира
дальнейшее чтение
- Эдвин Брайант (2001). Поиски истоков ведической культуры: дебаты о миграции индоариев . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-516947-6.
- CNRS, L’archéologie de la Bactriane ancienne, actes du colloque Franco-soviétique n ° 20. Париж: Editions du Centre National de la Recherche Scientifique, 1985, ISBN 2-222-03514-7
- Fussman, G .; и другие. (2005). Aryas, Aryens et Iraniens en Asie Centrale . Париж: де Боккар. ISBN 2-86803-072-6.
- Сарианиди, В.И. (1994). «Предисловие». В Hiebert, FT (ред.). Истоки цивилизации оазисов бронзового века в Центральной Азии . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-87365-545-1.
- Сарианиди, VI (1995). «Советские раскопки в Бактрии: эпоха бронзы». In Ligabue, G .; Сальватори, С. (ред.). Бактрия: древний оазис цивилизации из песков Афганистана . Венеция: Эриццо. ISBN 88-7077-025-7.
История
Надпись Rabatak надпись написана на камне в Бактрии языка и греческого сценария, который был найден в 1993 году на месте Rabatak , недалеко Сурх Котале в Афганистане . Надпись относится к правлению кушанского императора Канишки и дает замечательные подсказки о генеалогии кушанской династии.
Бактрианец стал лингва-франка Кушанской империи и региона Бактрия, заменив греческий язык. Бактриан использовался сменяющими друг друга правителями в Бактрии до прихода Омейядского халифата .
Историческое развитие
После завоевания Бактрии Александром Македонским в 323 г. до н.э. в течение примерно двух столетий греческий язык был административным языком его эллинистических преемников, то есть Селевкидов и греко-бактрийского царства . Восточные скифские племена ( саки , или сакарауки из греческих источников) вторглись на территорию около 140 г. до н.э., а через некоторое время после 124 г. до н.э. Бактрия была захвачена конфедерацией племен, принадлежащих Великим Юэчжи и . В I веке нашей эры кушана, одно из племен юэчжи, основало правящую династию Кушанской империи .
Кушанская империя изначально сохранила греческий язык для административных целей, но вскоре начала использовать бактрийский. Бактрийская рабатакская надпись (обнаруженная в 1993 году и расшифрованная в 2000 году) свидетельствует о том, что кушанский царь Канишка (ок. 127 г. н.э.) отказался от греческого («ионийского») языка как административного и принял бактрийский («арийский язык»). Соответственно, греческий язык исчез из официального употребления, и позднее был засвидетельствован только бактрийский. Однако греческий шрифт остался и использовался для написания бактрийского языка.
Территориальная экспансия кушанов способствовала распространению бактрийского языка в других частях Средней Азии и Северной Индии .
В III веке кушанские территории к западу от реки Инд перешли к сасанидам , а Бактрия начала испытывать влияние среднеперсидского . Восточная часть Кушанской империи в северо-западной Индии была завоевана империей Гупта . Помимо сценария пехлеви и (иногда) сценария брахми , некоторые монеты этого периода все еще находятся в сценарии арьо (бактрийский).
С середины IV века Бактрия и северо-западная Индия постепенно попадали под контроль гефталитов и других племен хуна . Период эфталитов отмечен языковым разнообразием; помимо бактрийской, среднеперсидской, индоарийской и латинской лексики также засвидетельствованы. Этими регионами правили эфталиты до 7 века, когда они были захвачены халифатом Омейядов , после чего официальное использование бактрийского языка прекратилось. Хотя бактрийский алфавит на короткое время сохранился и в других формах, он также в конечном итоге прекратился, и последние известные образцы бактрийского письма, найденные в долине Точи в Пакистане, относятся к концу IX века.
Заметки [ править ]
- Роулинсон, HG (Хью Джордж), 1880-1957. (2002). . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN
- П. Лериш, «Бактрия, доисламский период». Энциклопедия Iranica , Vol. 3, 1998.
- Дэвид Тестен, «Древнеперсидская и авестийская фонология», Фонологии Азии и Африки , том. II (Озеро Вайнона, Индиана: Eisenbrauns, 1997), 583.
- Cotterell (1998), стр. 59
- Narasimhan, Vagheesh M .; и другие. (31.03.2018). . bioRxiv : 292581. дои .
- Narasimhan, Vagheesh M .; и другие. (2019). . Наука . 365 (6457): eaat7487. DOI . PMC . PMID .
- ↑ Herzfeld, Ernst (1968). Персидская империя: Исследования по географии и этнографии древнего Ближнего Востока . Ф. Штайнер. п. 344.
-
. www.iranicaonline.org . Проверено 7 августа 2019 .
После присоединения Киром к Персидской империи в шестом веке Бактрия вместе с Маргианой образовали Двенадцатую сатрапию.
- ↑ Holt (2005), pp. 41–43.
- .
- Геродот, 4.200-204
- Страбон, 11.11.4
- Геродот 6.9
- Бернард (1994), стр. 126.
- Груссе, Рене (1970). . Издательство Университета Рутгерса. С. . ISBN
- Ханьшу , Бывшая история Хань
- ^ Выставка Метрополитен-музей
- ^
- . www.transoxiana.org . Проверено 7 сентября 2017 .
- . penelope.uchicago.edu . Проверено 7 сентября 2017 .
- Джон Хейвуд и Саймон Холл (2005). Народы, нации и культуры . Лондон.
- Ричард Фольц , История таджиков: иранцы Востока , Лондон: Блумсбери , 2019, стр. 33-61.
- Ричард Нельсон Фрай , «Persien: bis zum Einbruch des Islam» (оригинальное английское название: «Наследие Персии» ), немецкая версия, тр. Пауль Баудиш, Kindler Verlag AG, Цюрих, 1964 г., стр. 485–498
Этимология
Бактрия между Гиндукушем (юг), Памиром (восток), южной ветвью Тянь-Шаня (север). Ферганская долина на севере; западная Таримская котловина на восток.
Современное английское название региона — Бактрия. Исторически этот регион впервые упоминается в Авесте как Бахди на древнеперсидском языке . Позже это превратилось в Бакстриша на среднеперсидском и Бакшля на новоперсидском . Современное название происходит от древнегреческого : Βακτριανή ( латинизированный греческий термин: Baktrianē ), который является эллинизированной версией бактрийского эндонима . Другие родственные слова включают βαχλο ( романизированный : Бахло ). بلخ ( романизированный : Balx ), китайский大 夏 ( pinyin : Dàxià ), латинский Bactriana. Этот регион упоминается в древних санскритских текстах как बाह्लीक или Bāhlīka .
Генетика
В 2018 году, Нарасимхан и соавторы проанализировали ККЭЗ скелеты из сайтов бронзового века Бустан , Dzharkutan , Гонура Тепе и Sapalli Тепе . Мужские особи принадлежали к гаплогруппе E1b1a (1/18), E1b1b (1/18), G (2/18), J * (2/18), J1 (1/18), J2 (4/18), L (2/18), R * (1/18), R1b (1/18), R2 (2/18) и T (1/18).
Последующее исследование, проведенное Нарасимханом и соавторами (2019), показало, что первичная популяция BMAC в значительной степени произошла от предшествующих местных народов медного века , которые, в свою очередь, были связаны с доисторическими фермерами с Иранского плато и, в меньшей степени, с ранними анатолийскими фермерами и охотниками. собирателей из Западной Сибири, и они не внесли существенного вклада в более поздние популяции южнее в долине Инда. Они не нашли доказательств того, что образцы, извлеченные из сайтов BMAC, имеют какую-либо часть своего происхождения от людей ямной культуры, которые рассматриваются как протоиндоевропейцы в Курганской гипотезе , наиболее влиятельной теории на праиндоевропейской родине.
Примечания
- Бактрия // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- ↑
- ↑
- ↑ Cambridge Encyclopedia Vol. 8, pg. 2246, «Bactria — Geography, History, Tokharistan, Archaeological sites», with this quote «The Bactrians are one of the ancestral lines of the modern-day Pashtuns, Tajiks, of Central Asia.»
- Массагеты // БРЭ. Т.19. М., 2011.
- Иссык // БРЭ. Т.12. М., 2008.
- Андроновская культура // БРЭ. Т.1. М., 2005.
- Массагеты // БРЭ. Т.19. М.,2011.
- Иссык // БРЭ. Т.12. М.,2008.
- Андроновская культура // БРЭ. Т.1. М.,2005.
- Бактра // БРЭ. Т.2. М., 2005.
- Бактрия — статья из Большой советской энциклопедии.
- , с. 36.
- , с. 8.
- ↑ Metropolitan Museum of Art exhibition
- Правители Мира. В. Эрлихман. 2009.
Система письма
Бактрийский язык был преимущественно написан с использованием греческого письма с добавлением буквы шо (здесь в majuscule и minuscule) для обозначения звука / ʃ / .
Среди индоиранских языков использование греческого письма является уникальным для бактрийского языка. Хотя неясности остаются, некоторые из недостатков были преодолены с помощью Heta ( Ͱ, ͱ ) для / ч / и путем введения шо ( Ϸ, ϸ ) для представления / ʃ / . Xi ( Ξ, ξ ) и psi ( Ψ, ψ ) не использовались для записи бактрийского языка, поскольку последовательности ks и ps не встречались в бактрийском языке. Однако они, вероятно, использовались для обозначения чисел (как и другие греческие буквы).
Записи
Слово « Alchono » ( αλχοννο ) скорописным бактрийским шрифтом на монете правителя гуннов Алчона Хингилы , V век н.э.
Бактрийский язык известен по надписям, монетам, печатям, рукописям и другим документам.
Места, на которых были обнаружены надписи на бактрийском языке, включают (в порядке север-юг) Афрасиаб в Узбекистане ; Кара-Тепе , Айртам, Дельбарджин, Балх , Кундуз , Баглан , Ратабак / Сурх Котал , Орузган, Кабул , Дашт-э-Навур, Газни , Джагату в Афганистане ; и Исламабад , мост Шатал и долина Точи в Пакистане . Из восьми известных фрагментов рукописей греко-бактрийским письмом один взят из Лу-лана, а семь — из Тойока, где они были обнаружены во время второй и третьей турфанских экспедиций под руководством Альберта фон Ле Кока . Одним из них может быть буддийский текст. Еще одна рукопись, в манихейской сценарий , был найден на Qočo от Мэри Бойс в 1958 году.
Вариации греческого алфавита (узкие столбцы) в кушанском письме (широкие столбцы).
С 1990-х годов появилось более 150 юридических документов, отчетов, писем и буддийских текстов, крупнейшая коллекция которых — . Это значительно увеличило детализацию, в которой сейчас известен Бактриан.
Имя
Долгое время считалось, что Авестан олицетворяет «старый бактриан», но это понятие «справедливо дискредитировалось к концу XIX века».
Бактрийский язык, который был написан преимущественно алфавитом, основанным на греческом письме , изначально был известен как αριαο (« Арья »; эндоним, распространенный среди индоиранских народов). Он также был известен под такими названиями, как греко-бактрийский, кушанский или кушано-бактрийский.
В соответствии с правилом Кушанского, Бактрия стала известна как Tukhara или Tokhara , а позже Тохаристане . Когда в начале 20 века в Таримском бассейне Китая были обнаружены тексты на двух вымерших и ранее неизвестных индоевропейских языках , они были косвенно связаны с Тохаристаном, а бактрийский язык иногда упоминался как «Этео-Тохарский» (т.е. «или» подлинный «тохарский). Однако к 1970-м годам стало ясно, что доказательств такой связи мало. Например, таримские «тохарские» языки были языками « центум » в индоевропейской семье, тогда как бактрийский был иранским, то есть « сатемским » языком.
Внешние ссылки [ править ]
- Бактрийские монеты
- Бактрианское золото
- Livius.org: Бактрия
- Батриан-дю-норд — в районе Термеза, археологические раскопки.
- Искусство бронзового века: Юго-Восточный Иран, Западная Центральная Азия и долина Инда , каталог выставки из Художественного музея Метрополитен (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Бактрии
Координаты :
.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеИстория Средней Азии | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Политики |
|
||||||||||||||||||
Культура |
|
||||||||||||||||||
Археология |
|
||||||||||||||||||
Артефакты |
|
Надпись Рабатака
Надпись Рабатака
Надпись Rabatak (в) (Северный Афганистан, провинция Баглан , в Бактрии империи Кушанского ) является известный текст, написанный в бактрийском, обнаруженную в марте 1993 года, который не делает дату от 1 года Канишки (самый известный Кушанский монарх) и происходит тоже не от Канишки, а от сановника. Руины Рабатака находятся в горной стране и имеют вид крепости, возвышающейся над перевалом, похожей на руины Сурх Котала .
Известняк (90 × 50 × 25 см ) известен только по фотографиям, так как талибы уничтожили камень вФевраль 2001 г.. Две интерпретации Sims-Williams 1996 и 98 были построены на изучении этих фотографических документов, а Джерард Фассман в 1997 году построил другую интерпретацию, основанную на предложениях Sims-Williams. За текстом, вероятно, следует недостающая часть, ему может предшествовать другая недостающая часть, и он очень сильно стерт в своей левой части. Поэтому расшифровка очень неопределенная. Текст будет вызывать по приказу Канишки строительство храма и установку в этом храме изображений (скульптур?) Богов (очевидно, в иерархическом порядке): двух богинь Наны и Оммы ( Умы , спутницы Шива ) и других иранских богов: (Атсо? Или Ахура?) Мазда , вероятно, Срошардо, Нараса, Митра , наконец, два индийских бога были добавлены (позже?) В этот список: возможно, Махасена / Шива и Вишакха / Сканда . Здесь будут установлены изображения Канишки (получившей царство от Наны и всех других богов) и изображения ее отца, деда и прадеда. Текст заканчивается молитвой, в которой автор надписи обращается к этим богам, чтобы они обеспечили долгое и процветающее правление в Канишке.
История Бактрии и Бактрийского царства на протяжении столетий
История Древней Бактрии уходит корнями в XXIII в до н.э., когда на территории современных государств (северного Афганистана и южного Узбекистана) зародилась Бактрийско-Маргианская цивилизация. Она просуществовала до XVIII в до н.э. наряду с Древним Вавилоном в Междуречье и Индийским культурным пластом в Пакистане.
Александр Македонский
Во времена империи Кира Великого (VI в до н.э.) Бактрия входила в состав Ахменидского государства и являлась персидской сатрапией, добросовестно уплачивая дань.
В 329 г до н.э. Бактрия завоевана Александром Македонским, основавшим на ее территории свои военные поселения.
После смерти Александра Великого бактрийский народ попал под влияние правивших здесь Селевкидов, насаждавших в этих землях эллинистическую культуру. Началось строительство греческих полисов, формирование армии, состоявшей из наемников – жителей Эллады. В 255 г до н.э. сатрап Диодот объявил себя царем нового независимого государства – величественной Греко-Бактрии.
Греческая Бактрия просуществовала более 100 лет, не давая Селевкидам вернуть былое могущество. Она постепенно расширялась на север за счет территории Согдианы и на юг – путем завоевания индских земель
Столицей нового Бактрийского государства в этот период стал город Бактры, постепенно набравший свое могущество в качестве важного торгового и инфраструктурного центра Центральной Азии
Закат Греко-Бактрийского царства пришелся на I в до н.э., когда степные кочевники тохары начали захват соседних территорий. Государство получило название Тохаристан. А чуть позже – в I–IV вв н.э. – вошло в состав Кушанского царства, унаследовавшего культурные сокровища греческой Бактрии.
Кушанская Бактрия пережила три века и в VIII в н.э. была завоевана арабским халифатом. Так, некогда величественное государство постепенно растворилось и утратило свою самобытность под влиянием бескрайней империи Чингисхана.
Значение Бактрийского царства в мировой истории и культуре неоценимо. Артефакты почившей цивилизации, дошедшие до наших дней, поражают техникой выполнения и разнообразием стилей и направлений в искусстве. Древние фрески, изделия из слоновой кости, настенная роспись, алебастровые и глиняные скульптуры – все это прочно вошло в бактрийское наследие, обогатившее современный мир.
Отдельный пласт культурного слоя древней исторической области составляет так называемое золото Бактрии – предметы из драгоценного металла, найденные в конце 70-х гг XX века. Их обнаружили на раскопках кушанских захоронений, датированных I в до н.э., близ городища Тилля-тепе в Афганистане. Найденный в ходе археологических мероприятий клад кушанских царей до сих пор является наиболее дорогостоящим захоронением, когда-либо обнаруженным учеными.
В составе клада: украшения из золота, редкие монеты, позолоченное оружие. В шести вскрытых захоронениях были найдены более 3 тысяч золотых изделий (примерно 20 тысяч золотых предметов). Оставшиеся три захоронения не удалось изучить из-за начавшейся Афганской войны.
Читайте далее:
Древнейшее городище Афросиаб в Самарканде: археологические раскопки и музей
Город Андижан и его достопримечательности
Древние крепости Нукуса
Главный город Каракалпакии – Нукус
Карши – главный город Кашкадарьи
Источники
- Франсфорт, HP (1991), «Заметка о некоторых петроглифах бронзового века в Верхнем Инде и Центральной Азии», « Пакистанская археология» , 26 : 125–135.
- Франсфорт, HP (1994), «Центральноазиатское измерение символической системы в Бактрии и Маргии», Antiquity , 28 (259), стр. 406–418.
- Коль, Филип Л. (2007). Становление Евразии бронзового века . Cambridge Universy Press. ISBN 978-1139461993.
- Мэллори, JP ; Адамс, Д.К. (1997). «БМАК». Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон: Фицрой Дирборн. ISBN 1-884964-98-2.
- Парпола, Аско (2015). Корни индуизма: ранние арийцы и цивилизация Инда . Oxford University Press Incorporated. ISBN 978-0190226923.
Взаимодействие с другими культурами
Материалы BMAC были обнаружены в цивилизации долины Инда , на Иранском плато и в Персидском заливе . Находки на сайтах BMAC служат дополнительным свидетельством торговых и культурных контактов. Среди них цилиндрическая печать эламитского типа и хараппанская печать со слоном и индским письмом, найденное на Гонур-депе. Отношения между Алтын-Депе и долиной Инда, кажется, были особенно крепкими. Среди находок были две харапские печати и предметы из слоновой кости. Хараппанское поселение Шортугай в Северном Афганистане на берегу Амударьи, вероятно, служило торговой станцией.
Есть свидетельства устойчивых контактов между BMAC и евразийскими степями на севере, усиление c. 2000 г. до н.э. В дельте Амударьи, где она впадает в Аральское море , ее воды направлялись на орошаемое земледелие людьми, чьи останки напоминают останки кочевников андроновской культуры . Это интерпретируется как кочевники, оседающие на земледелии после контакта с BMAC, известной как культура тазабагьяб . Около 1900 г. до н.э. обнесенные стеной центры BMAC резко уменьшились в размерах. В каждом оазисе были созданы свои гончарные изделия и другие предметы. Также керамика тазабагьябско-андроновской культуры на севере широко использовалась в бактрийской и марганской местности. Многие цитадели BMAC по-прежнему были заняты, и внутри них (наряду с предыдущей керамикой BMAC), а также в пасторальных лагерях за пределами глиняных стен встречается грубая резная керамика Тазабагьяб-Андроново. В высокогорье над бактрийскими оазисами в Таджикистане возникли курганные кладбища типа вакш и бишкент с керамикой, в которой смешались элементы поздних традиций BMAC и тазабагьяб-андроновцев. В южных бактрийских местах, таких как Саппали-Тепе, также наблюдается рост связей с андроновской культурой. В период с 1700 по 1500 гг. До н.э. металлические артефакты из Саппали-Тепе происходят из тазабагьябско-андроновской культуры.
Новое исследование в Мургабском регионе при раскопках у оборонительных стен Аджи Куй 1 показало присутствие скотоводов уже во второй половине среднего бронзового века (ок. 2210-1960 гг. До н.э.), при сосуществовании людей BMAC, живущих в цитадели. ‘и пастырское население, живущее по возрасту города.