Байкало-амурская магистраль: история строительства, характеристика, природные условия, значение, перспективы развития

Оглавление

[править] Примечания

  1. РЖД начали строительство БАМа-2. 9 июля 2014
  2. Без сомнений на Восток. 2 октября 2014
  3. Пропускная способность БАМа в направлении Ванино и Совгавани к 2025 году достигнет 100 млн тонн — Максим Соколов. 5 сентября 2015
  4. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  5. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  6. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  7. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  8. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  9. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  10. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  11. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  12. Обманывал ли Брежнев молодежь? // Rosbalt.ru
  13. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  14. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  15. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  16. Обманывал ли Брежнев молодежь? // Rosbalt.ru
  17. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  18. Обманывал ли Брежнев молодежь? // Rosbalt.ru
  19. Обманывал ли Брежнев молодежь? // Rosbalt.ru
  20. Уроки истории/БАМ — романтика, энтузиазм и масса противоречий/Вести FM // Radiovesti.ru
  21. История российских магистралей | История железных дорог // History.rzd.ru
  22. История российских магистралей | История железных дорог // History.rzd.ru
  23. История российских магистралей | История железных дорог // History.rzd.ru
  24. Байкало-Амурская магистраль — дорога к светлому будущему или только страница истории? — Статьи — ТСР. Тренды. События. Рынки. Федеральный деловой журнал // Tsr-media.ru
  25. История российских магистралей | История железных дорог // History.rzd.ru
  26. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  27. Обманывал ли Брежнев молодежь? // Rosbalt.ru
  28. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  29. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  30. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  31. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  32. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  33. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  34. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  35. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  36. БАМ: история строительства и значение магистрали. Справка | РИА Новости — события в России и мире: темы дня, фото, видео, инфографика, радио // Ria.ru
  37. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  38. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  39. Пехтерев Ф. Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. История и перспективы развития
  40. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  41. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  42. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  43. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  44. Восточный полигон — Транссиб и БАМ | Грузовые перевозки // Cargo.rzd.ru
  45. БАМ — дорога нашей судьбы: вчера и сегодня
  46. 40 лет БАМу. Специальный проект ИТАР-ТАСС // Tass.ru
  47. Поиск примеров употребления слов в прессе и литературе // Pressmon.com
  48. (07-2013) Перспективы БАМа — СЦБИСТ — железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть // Scbist.com
  49. (07-2013) Перспективы БАМа — СЦБИСТ — железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть // Scbist.com
  50. (07-2013) Перспективы БАМа — СЦБИСТ — железнодорожный форум, блоги, фотогалерея, социальная сеть // Scbist.com

Современный БАМ

В 1997 самостоятельное управление Байкало-Амурской железной дороги было ликвидировано, а вся трасса БАМа административно поделена между двумя железными дорогами: Восточно-Сибирской и Дальневосточной[12]. Границей служит станция Хани.

От ответвления БАМа — линии Тында — Беркакит продолжается начатое в 1985 строительство на север Амуро-Якутской магистрали (АЯМ). В 2004 открыто движение от Алдана до Томмота, в апреле 2009 года открыто движение до станции Амга (105 км севернее Томмота), к концу 2010 года уложены рельсы до станции Кердем (недалеко от Покровска).

Планы развития

В советское время существовали планы строительства железнодорожной линии от БАМа по направлению на Чукотский полуостров. Планировалось также, что через Берингов пролив будет проложен тоннель и это позволит соединить железнодорожную сеть СССР с железными дорогами на Аляске.

В феврале 2006 государственная компания ТВЭЛ и корпорация «Металлы Восточной Сибири» разработали проект строительства железной дороги между БАМом и Транссибом Новый Уоян-Хиагда-Озерная-Могзон длиной примерно 350 км. Дорога должна обеспечить разработку и транспортировку урана с Хиагдинского месторождения и полиметаллов с месторождения Озерное.

В 2007 правительство одобрило план, согласно которому планируется строительство «капиллярных» веток к месторождениям полезных ископаемых. Также ранее было принято решение о строительстве переправы в виде Сахалинского тоннеля или моста.

В 2009 началась реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань (Дальневосточная железная дорога) со строительством нового Кузнецовского тоннеля, её планируют завершить в 2016. Общая стоимость проекта — 59,8 млрд рублей. Данные работы позволят повысить скорость движения поездов, что повлечет за собой увеличение пропускной и провозной способности, а также дадут возможность увеличить весовую норму поездов на участке с 3600 до 5600 тонн.

Согласно «Стратегии-2030» планируется специализация БАМа для пропуска тяжеловесных поездов. При этом объем инвестиций в БАМ составит около 400 миллиардов рублей. Будет построено 13 новых железнодорожных линий общей протяженностью около 7 тысяч километров. Это в первую очередь такие грузообразующие линии, как Лена — Непа — Ленск, Хани — Олёкминск, Новая Чара — Апсатская, Новая Чара — Чина, Шимановская — Гарь — Февральск, Улак — Эльгинское месторождение.

«Стратегия-2030» предусматривала резкое увеличение пропускной способности БАМа. Руководитель ОАО «РЖД» В. И. Якунин неоднократно упоминал о планах перевода всего грузового движения с Транссиба на БАМ: Транссиб, по его мнению, должен специализироваться на пассажирских и контейнерных перевозках. Осенью 2010 года в ходе телемоста председателя правительства России В.В. Путина с губернатором Амурской области Олегом Кожемяко и жителями Тынды Якунин предположил, что согласно объёмам, заявляемым важнейшими грузоотправителями, «перевозки по БАМу в ближайшие годы возрастут до 30—50 млн тонн в год. Это потребует строительства вторых путей Байкало-Амурской магистрали»[17.

К 2017 году пропускную способность БАМа к 2017 году планируется увеличить в 2 раза, с 16 до 32 пар поездов в сутки. Для этого необходимо построить и реконструировать около 500 км вторых путей, 90 станций, 47 разъездов, 19 тяговых подстанций, 85 мостов, а также построить новый Байкальский тоннель.

7 июля 2014 года состоялась закладка «серебряного звена» на перегоне Таксимо — Лодья Восточно-Сибирской железной дороги в рамках празднования 40-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Перегон Таксимо — Лодья стал центральной точкой на участке второй линии пути БАМа на полигоне ВСЖД, которая пройдет от станции Северобайкальск до станции Хани.

Судьба строителей магистрали

В 1974 г. БАМ был объявлен постановлением ЦК КПСС всесоюзной комсомольской стройкой. На строительство приезжали рабочие со всех республик, областей и городов СССР, всего было представлено 70 национальностей. За 10 лет было выполнено 570 млн кубометров земляных работ, построено 4200 мостов и трубопроводов через реки и другие водные препятствия. При строительстве железной дороги было уложено 5 тыс. км путей, возведены десятки станций, жилых зданий общей площадью 570 тыс. кв. м, открыто большое количество больниц, школ, детских садиков.

Первые поселенцы Байкало-Амурской магистрали приезжали сюда и сразу получали «подъемные» от государства, им также обещали большую зарплату и длительный ежегодный отпуск. Однако жили они поначалу в палатках и вагончиках, обогреваемых автономными батареями и печками-буржуйками (электричество часто отключалось). Затем стали строить щитовые домики (с удобствами на улице) и «засыпушки», в которых между деревянными стенами из досок засыпался слой опилок.

Проект был интернациональный: приезжали молодые люди и специалисты со всех регионов СССР, жили дружно и сплоченно. Поселки хорошо обеспечивались продовольствием и другими товарами, за свои зарплаты строители имели возможность полноценно отдохнуть в отпуске и даже купить машину.

Однако все изменилось в 1990-е годы, когда стали разваливаться предприятия, появились безработные и резко возросла преступность.

Нехватка рабочих для строительства БАМа

К осени стало ясно, что основной проблемой строительства стала нехватка рабочих рук. При официально установленном количестве работников в 25 тысяч человек, удалось привлечь только 2,5 тысячи человек. В результате, вышло второе постановление СНК СССР. По которому строительство БАМа было передано особому управлению ОГПУ. В 1933 г. проложили небольшие рокадные линии Транссибирской магистрали к намечавшейся трассе БАМа: Бам — Тында, Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре, Известковая — Ургал.

1937 г. Организован БАМ-проектстрой в г. Иркутск, где в 1937-42 гг. были составлены проектные задания и технические проекты по участкам: Тайшет — Братск, Усть-Кут — Нижнеангарск, Тында — Зея — Нора, Ургал — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань (порт Ванино). В 1938 г. началось строительство западного участка от Тайшета до Братска. А в 1939 г. — подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.

1940-41 гг. Построен первый подход к магистрали – участок Бам — Тында, который в 1942 г>. по решению Государственного Комитета Обороны был разобран, звенья пути и мостовые фермы переданы для рокадной дороги вдоль р. Волги, необходимость в которой появилась в связи с обороной Сталинграда. В 1941 г. строительство продолжалось на направлении Волочаевск — Комсомольск-на-Амуре с целью соединения с Транссибирской магистралью. В 1942 г. проложена ещё одна соединительная линия Известковая — Ургал.

1943 г. Госкомитет обороны принимает решение о строительстве железной дороги Комсомольск — Советская Гавань. Восточный участок дороги введён в эксплуатацию в 1945 г. и сыграл существенную роль в доставке грузов во время войны с Японией.

Интернационализм в подходе к строительству

Многие посёлки и станции БАМа строились одной республикой, областью или городом.

Так, азербайджанцы строили станции Ангоя и Улькан; армяне — Кюхельбекерскую и Звездную; белорусы — Муякан; грузины — Икабью и Нию; казахи — Новую Чару; латыши — Таксимо; литовцы — Новый Уоян; молдаване — Алонку; туркмены — станцию Ларба; таджики —Солони; узбеки — Куанду и Леприндо; украинцы— Новый Ургал; эстонцы — Кичеру. Множество разъездов и станций построено жителями РСФСР: Тамбовской области — Хурумули; Новосибирской — Тунгала и Постышево; Пензенской — Амгунь; Волгоградской — Джамку; Саратовской — Герби; Куйбышевской — Этыркен; Ульяновской — Ижак; Свердловской — Кувыкта и Хорогочи; Пермской — Дюгабуль; Челябинской — Юктали; Ростовской — Киренга; Тульской — Маревая; Московской — Тутаул и Дипкун; Алтайского края — Эворон; Красноярского — Февральск; Хабаровского — Сулук; Ставропольского и Краснодарского — Лену; Башкирии — Верхнезейск. Жители Чечено-Ингушской, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР работали на строительстве Кунермы. Москвичи строили Тынду, ленинградцы — Северобайкальск.

В апреле 1974 года БАМ был объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой, сюда приезжали массы молодых людей. По этому поводу ходили шутки, вроде шуточной расшифровки акронима БАМ — «Брежнев Абманывает Молодёжь».

В 1977 была сдана в постоянную эксплуатацию линия Бам — Тында, а в 1979 линия Тында — Беркакит. Основная часть дороги строилась более 12 лет — с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года, а 1 ноября 1989 года весь новый трёхтысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса. Самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 343 метра), строительство которого началось в мае 1977, был пробит до конца только в марте 2001 и сдан в постоянную эксплуатацию в декабре 2003.

Стоимость строительства БАМа в ценах 1991 года составила 17,7 млрд руб., таким образом, БАМ стал самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР. По утверждению экономиста Егора Гайдара, затраты на строительство БАМа оказались примерно в четыре раза выше, чем предполагалось.

Байкало-Амурская магистраль

БАМ (Байкало-Амурская магистраль) является одной из крупнейших в мире железнодорожных дорог. Ее протяженность составляет 4,3 тыс. км. БАМ проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит через Тайшент, затем тянется до Советской Гавани по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Бурятии, Якутии и Хабаровского края.

Эта дорога проходит через территории с суровыми природно-климатическими условиями, через районы вечной мерзлоты и высокой сейсмичности (до 9 баллов). Магистраль пересекает несколько горных хребтов и крупных рек, включая Амур. Более 30 км маршрута из-за сложного рельефа проходит через тоннели.

По версии Lonely Planet, именно Байкало-Амурская магистраль входит в тройку самых удивительных железнодорожных маршрутов мира.

Издательство, выпускающее знаменитые путеводители, отмечает, что БАМ построили позже знаменитого Транссиба, но виды по маршруту открываются ошеломляющее, а сам БАМ «холоднее, дальше, и там почти нет туристов».

Прокладывать БАМ начали в 1932 году, но затем строительство было заморожено вплоть до 1970-х годов. Восточную и западную части дорог соединили в 1984 году. В 2003 году было открыто движение по Северомуйскому тоннелю.

Магистраль открыла для России второй выход к Тихому океану. Участок между забайкальским городом Могоча и амурским городом Сковородино считается «полюсом холода» Транссиба.Самая западная станция магистрали на территории Амурской области – Ерофей Павлович, самая восточная – Кундур-Хабаровский.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит через…

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит через многие города, а ее столицей считается город Тында. Это самый северный город Приамурья (город находится к 880 км к северу от Благовещенска). Путь на поезде из столицы Приамурья будет более 16 часов на поезде (актуальное расписание и стоимость билетов уточняйте на сайте https://pass.rzd.ru/), на автомобиле или автобусе дорога займет от 9 до 12 часов.

Вокзал Тынды является самым большим по площади во всей Амурской области (4 тыс. кв. м). Железнодорожный вокзал был открыт в 1986 году.

Здание вокзала часто называют «белым лебедем». Оно, действительно, чем-то похоже на птицу, распахнувшую крылья. «Клюв» же расположен между двух 48-метровых башен, которые возвышаются над поездами.

Недалеко от вокзала находится Музей истории БАМа. Здесь можно узнать о строительстве и эксплуатации легендарной железной дороги России. А в зале этнографии есть экспозиция, посвященная коренному населению, эвенкам.

Адрес: г. Тында, ул. Спортивная, 22

Телефон: +7 (4165) 65-16-44

Сайт: https://muzbam.amur.muzkult.ru/about

Межконтинентальный маршрут

Байкало-Амурская магистраль является одной из основных железнодорожных артерий России. Строительство БАМа началось ещё до Великой Отечественной войны, однако по-настоящему масштабные работы развернулись только в 1974 году.

Прокладка железнодорожного полотна по бескрайним, труднопроходимым просторам Сибири превратилась во всесоюзную стройку с широким привлечением комсомольцев. Как говорится на сайте ОАО «РЖД», окончательным завершением проекта считается запуск движения по Северо-Муйскому тоннелю 5 декабря 2003 года.

  • Географическое положение Байкало-Амурской магистрали

Общая протяжённость БАМа составляет 4300 км. Магистраль пролегает по территории Иркутской и Амурской областей, Якутии, Бурятии, Забайкальского и Хабаровского краёв. С Транссибирской железной дорогой она соединяется тремя линиями.

Магистраль была построена в регионах с суровыми природно-климатическими условиями и сложным рельефом. Огромных усилий строителям БАМа стоила прокладка путей через 11 полноводных рек и семь горных хребтов.

Многочисленные проблемы удалось решить благодаря разработке современных конструкций, а также появлению новых способов строительства и эксплуатации.

Также по теме


«Компромисс для бизнеса»: почему поставки грузов через Россию могут быть выгоднее перевозок по Суэцкому каналу

25 мая датская компания Maersk — крупнейший в мире контейнерный перевозчик — запустила грузы через Россию в обход Суэцкого канала….

Запуск БАМа позволил создать кратчайший железнодорожный маршрут между Востоком и Западом. Магистраль открыла возможность для транзитных перевозок и предоставила отечественной промышленности доступ к богатейшим природным ресурсам Сибири.

Важнейшее грузообразующее значение для Байкало-Амурской магистрали имеют Нерюнгринское и Ургальское угольные месторождения, а также источники железной руды в Иркутской области. По мере хозяйственного освоения региона инфраструктура БАМа может потребоваться для обслуживания более двух десятков новых месторождений.

С 2013 года при поддержке государства компания «Российские железные дороги» занимается совершенствованием Байкало-Амурской магистрали, стремясь прежде всего ликвидировать узкие места.

«В настоящее время двухпутная железная дорога построена от Тайшета до Лены (704 км) и однопутная — от Лены до Таксимо (725 км). На остальном участке БАМа построена однопутная железная дорога с тепловозной тягой», — говорится на сайте РЖД.

«Например, с грузами, которые идут в дальневосточные порты, железная дорога сейчас не справляется. Без модернизации БАМа невозможно дальнейшее экономическое развитие», — пояснил Васильев.

В планах правительства РФ — довести пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 млн т к 2024 году. Власти рассчитывают обеспечить рост транзитных контейнерных перевозок в четыре раза и сократить срок доставки грузов с Дальнего Востока до западной границы России до семи дней.

На совершенствование железных дорог и на другие инвестиционные проекты РЖД в 2021—2023 годы будет выделено более 2 трлн рублей. Такую цифру озвучил глава правительства РФ Михаил Мишустин в конце декабря прошлого года на встрече с президентом Владимиром Путиным.

В июле на совещании с членами правительства глава государства назвал БАМ «экономически выгодным» и «окупаемым» проектом. За месяц до этого президент утвердил перечень поручений по вопросам развития железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.

  • Перевозка угля железнодорожным транспортом
  • РИА Новости

В документе говорится, что модернизация БАМа и Транссиба должна обеспечить устойчивые транспортные связи между «перспективными центрами экономического роста» и гарантированное энергоснабжение территорий, примыкающих к железнодорожным артериям.

Также совершенствование инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока призвано снять логистические ограничения на выход российских предприятий на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). На этом направлении президент поставил задачу модернизировать подходы к ключевым морским портам и пунктам пропуска через госграницу.

Статистика выполненных работ

При сооружении магистрали и притрассовых дорог строители за десять лет выполнили более 570 млн.м 3 земляных работ, перекинули через реки и водотоки около 4200 мостов и труб, уложили 5 тыс.км главных и станционных путей, построили десятки железнодорожных станций, возвели жилые дома общей площадью свыше 570 тыс.м2 , открыли новые школы, больницы, детские сады и ясли.

БАМ пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Трасса дороги пересекает 11 полноводных рек таких, как Лена, Верхняя Ангара, Витим, Зея, Бурея, Амур, семь горных хребтов: Байкальский, Северо-Муйский, Степовой, Туранский, Кодарский, Дуссе-Алиньский и Тукурингрский.; более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты, высокой сейсмичности. На трассе дороги пробито восемь тоннелей общей длиной 25,3 км, построено 142 моста (длиной более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, четыре основных локомотивных депо в Нижнеангарске, Тынде, Зейске и Ургале, свыше 60 городов и поселков.

Вдоль БАМа

Карта главных станций БАМа

Тында, «столица» БАМа

Тайшет к озеро Байкал 1064 км: 0: Тайшет: около 300 км к востоку от Красноярск, Транссибирская магистраль, Шоссе М53 в Иркутск. 129: Сосновые Родники: лесной порт. Река Чуна 142: Чуна. 269: Вихоревка: железнодорожная администрация. 282: Анзеби: 20 км подъездной дороги до Братск городок. Около 330: Братская плотина: Железная дорога проходит через верх плотины. 463: Видим. 546: Среднеилимская на ул. Усть-Илимск резервуар. 554: Железногорск-Илимский: шахтерский город. 575: Хребетовая: ветвь линия на север к Усть-Илимск (см. ветки ниже); войти в бассейн Лены. Река Кута. 715: Усть-Кут: порт на Река Лена где товары загружаются в лодки для транспортировки на север. Окончание линии до 1974 года. 736: Лена Восточная: восточнее Лены, начало собственно БАМа с 1974 года. Линия тянется с востока на юго-восток. 786: Звездная — первый новый город на БАМе. 890: Киренга: в 12 км к востоку находится крупный город Магистральный. Река Киренга и мост. 931: Улькан: на Улканском рукаве Киренги. 1005: Дельбиченда: последняя остановка перед Байкальским горным тоннелем протяженностью 6,7 км (с 1979 по 1984 год через гору был 15-километровый объездной путь). 1014: Дабен. 1064: озеро Байкал.

озеро Байкал к Тында 1300 км: 1064: Северобайкальск. Четыре небольших туннеля вдоль озера. 1104: Нижнеангарск; оставить озеро Байкал, на северо-восток вверх по долине Верхняя Ангара. 1257: Новый Уоян: есть разговоры о строительстве железной дороги отсюда на юг до Транссиба. Войдите в Северомуйские горы. Отсюда до Тынды много вечной мерзлоты. 1385–1400: Северомуйский тоннель: Длина 15,7 км, очень сложная конструкция. Выйти из горы. Живописный участок с горами на севере и юге. Сильный туман. 1484: Таксимо: конец электрифицированного участка. Река Муйя. 1548: Шивери: отпуск Республика Бурятия. Витим Река. 1577: Куанда: в сентябре 1984 года здесь отмечалось официальное «завершение» строительства БАМа. Долина в горах. 1664: Кодар: горы Кодар, тоннель 1,9 км. 1734: Новая Чара. 1879: Хани: единственный город БАМа в Республика Саха. Самая северная точка на линии. Линия поворачивает на юго-юго-восток по Река Олёкма. Войдите в бассейн Амура. 2364: Тында.

Тында к Комсомольск 1473 км: 2364: Тында: Ветвь железная дорога и шоссе на север до Якутска, маленький БАМ на юг до Транссиба. 2704 .: Мост через Зейское водохранилище. Линия направляется на юго-восток. 3205: Река Бурея мост. 3315: Новый Ургал: Ветвь юг до Транссиба. 3403: с востока на Тоннель Дуссе-Алинь. Северо-восток вверх по Р. Амгун. 3633: Постышево: восток. 3697: Эворон озеро. к юго-востоку до 3837: Комсомольск-на-Амуре.

Комсомольск к Советская Гавань 486 км. Этот раздел был заполнен заключенными во время Вторая Мировая Война, за исключением 19 км участка восточнее Комсомольска, который был завершен в 1974 г. Комсомольск. 1734м Река Амур Мост. 0: Pivan (новая система нумерации). 51: Селихин: Ветвь. 95–340: Сихотэ-Алинь. 403: Монгохто 441: Ванино: порт, поезд-паром на остров Сахалин, практическое завершение обслуживания пассажиров. 467: Советская Гавань: военно-морская база.

В апреле 2008 г. государственная корпорация «Бамтоннельстрой» приступила к строительству новой однопутной дороги протяженностью 3,91 км. Кузнецовский тоннель чтобы обойти старый туннель, построенный в 1943–1945 гг. Он был открыт в декабре 2012 года. Старый туннель имел сложные уклоны; Строительство нового туннеля сняло узкое место на БАМе. Проект стоимостью 59,8 млрд рублей (около 1,93 млрд долларов) включал 20 км новой трассы. В 2010, Якунин По его словам, участок между Комсомольском и Советской Гаванью был самым слабым звеном на БАМе, который, по его словам, в 2050 году может перевозить 100 миллионов тонн грузов в год.

ветви

  • 575: От Хребтовой до Усть-Илимска, 214 км: Открыт в 1970 году, идет на северо-восток для обслуживания Усть-Илимская плотина.
  • 1257: Новый Уоян: возможное начало маршрута на юг с восточной стороны к озеру Байкал.
  • 2364: Тында к Транссибу у Бамовской, 180 км («Малый БАМ»): эта ветка была построена заключенными в 1933–37, разорвана в 1942 году, рельсы отправлены на фронт и восстановлены в 1972–75.
  • 2364: Тында — Якутск: см. Амур – Якутск магистраль.
  • 3315: Новый Ургал до Транссиба у Известовской, 328 км: В Река Бурея бассейн, его строили в основном японские военнопленные. От Нового Ургала к северу проходит ветка 32 км. Чегдомын угольные месторождения.
  • 3837: Комсомольск на юг до Хабаровска 374 км; на восточной стороне (пойме) Амура. 99 км к югу: Озеро Болон.
  • 51 (начало линейного км на Комсомольске): Селихин — Черный Мыс, 122 км: север по Амуру. Построенный в 1950–53 годах, его планировалось продлить до туннеля на остров Сахалин. Поговаривают о его перезапуске.

маршрут

Основная линия

В БАМ также входят соединения, установленные до 1974 г .:

  • на западе между Усть-Кутом и Тайсчетом на Транссибе,
  • на востоке между Комсомольском на Амуре и Тихим океаном в районе Советской Гавани .

Протяженность маршрута около 4280 километров, в основном он был построен на однопутном основании. Впоследствии двухпутные участки были расширены.

  • Тайщет – Ленский мост в районе Усть-Кута (протяженность 787 км) и
  • несколько небольших разделов:
    • Блок постов 1084 км — Нижнеангарск (шесть километров)
    • Касанкан — Северомуйск (11 км)
    • Икабджакан — Мурурин (24 километра, с 2013 г.),
    • Мурурин — Чани (54 км) и
    • Тында — Бестущево (26 километров).

Также в Новом Ургале есть объездная грузовая дорога . Надстройка всего маршрута готовятся к расширению двухпутного. Западная секция Taischet — Таксимо (1469 км) является электрифицирована .

Филиалы и связи

В Тынде через БАМ проходит Амурско-Якутский магистраль (AJAM), который проходит от Транссиба (ст. Бамовская, трасса км 7273) по горному району вокруг Нерюнгри на север в направлении Якутска , но временно заканчивается в Томмот- ам. Алдан . Оба маршрута имеют общий участок Тында и Бестущево. Первоначальный участок трассы Амур-Якут от Бамовской до Нерюнгри также известен как «Малый БАМ».

В связи с сырьевым бумом было построено несколько веток, начинающихся с БАМа, и запущены другие. Строительство 320-километровой железнодорожной ветки от станции Улак к западу от перехода Сея на северо-западе Амурской области до Эльги было остановлено в 2002 году из-за финансовых проблем после прокладки около 60 километров пути. В октябре 2007 года российская горнодобывающая компания « Мечел» купила угольное месторождение и недостроенную железнодорожную ветку за 2,3 миллиарда долларов США. Японская Sumitomo Group также инвестирует в проект. 15 февраля 2008 года строительство линии было возобновлено, в которое «Мечел» вложил 1 миллиард долларов. Завершение и начало добычи угля изначально планировалось на 2010 год, но было отложено из-за новых проблем с финансированием. Маршрут сложный, так как необходимо пересечь Становые горы , высота которых составляет около 2000 метров . Планируется построить 194 моста.