Автокефалия русской православной церкви

Оглавление

Причины православной независимости

У всего в мире есть причина и следствие. Это утверждение применимо и к Флорентийской унии, из-за которой начался процесс отделения Русской церкви.

Знаменитая уния была утверждена 6 июля 1439 года. Согласно ее постулатам был избран новый Киевский митрополит и его легат. Папский легат Исидор после подписания унии отправился в Москву, но противники этого документа прибыли раньше него. И провозгласили новый акт «предательством», которое совершили греки. Тогда Византии было выгодно сотрудничать с Римом. Греки постоянно терпели нападки со стороны Турции, а также активно готовились к войне. И уния, подписанная с Римом, имела политическую подоплеку.

Само «предательство» заключалось в том, что Константинопольский патриархат без согласия Русской церкви назначил Исидора Московским Митрополитом. Его полномочия должны были распространяться на следующие земли:

  • Литву;
  • Русь;
  • Ливонию;
  • Польшу.

Но не только на Руси такое назначение получило несогласие. Митрополита отказались признавать в Литве и Польше. Вместо него Русская церковь назначила своего митрополита Иону Рязанского.

Когда Исидор все же попал в храм на торжественное богослужение в Успенском соборе, ему позволили отслужить службу, а затем изгнали из церкви. После изгнания по приказу великого князя Василия Исидора заключили под арест. А затем, по одной из версий, позволили ему бежать в Литву.

После этих событий князь Василий составил послание Константинопольскому патриархату. В нем князь указал на различия в вере, отверг унию, а также отказался признавать право Папы быть учителем церкви христианской. Вслед этому посланию в Константинополь был отправлен более мягкий вариант письма.

Непризнанные самостоятельные церкви

Итак, теперь понятно, что автокефальная церковь — это независимая от всех организация. Однако этот статус еще должны были признать уже действующие подобные церкви. На сегодняшний день, помимо признанных, существуют те, статус которых не совсем однозначен (некоторые так и вовсе не принимаются). Несколько из них будет перечислено ниже:

  • Македонская церковь;
  • Черногорская;
  • Украинская автокефальная церковь.

Помимо действующих православных и непризнанных церквей, существуют и другие, которые не подчиняются принятым уставам православия. Это, к примеру, старообрядческие течения, такие как федосеевцы, нетовцы, спасовцы, Русская православная старообрядческая церковь и другие.

Следует упомянуть и о тех сектах, которые сформировались под влиянием неправильного понимания Священного Писания. Неверное толкование Библии и других трактатов привело к тому, что в свое время стали образовываться некие формирования, которые впоследствии назвали сектами. Суть каждой из них в том, что они, найдя в Священном Писании то, что кажется им очень важным и правильным, следуют этому указанию, забывая обо всем остальном. Причем чаще всего и выделенное указание понимается превратно.

В заключение нужно сказать, что каждое направление имеет свои отличия, свою причину не подчиняться уставу, власти Православной церкви, но это не значит, что оно является истинным.

Кто и как принимает решение об автокефалии?

Автокефальные церкви независимы только относительно других автокефальных церквей. Они являются частью Вселенской Церкви и подчиняются ей. Высшая церковная власть принимает решение о даровании автокефалии той или иной церкви.

Условия дарования автокефалии таковы:

  • Эта церковь находится в удалении от «церкви-матери».
  • Ее регион значительно отличается от региона, где расположена материнская церковь.
  • Все население от прихожан до высшей церковной власти стремится к автокефалии.

При этих условиях высшая власть материнской церкви принимает соответствующее решение и наделяет автокефалию правами, полномочиями и свободами, главное из которых — это территориальная независимость, самостоятельность в принятии решений и издании указов и распоряжение имуществом.

Анна Долгарева

Право полной самостоятельности и кто может его дать

Автокефалия, согласно принятому в каноническом праве пониманию –полная самостоятельность церкви. Это означает, что ее предстоятель поставляется собором местных епископов.

Основать автокефальную церковь может:

Вселенский Собор; 

Поместная церковь, которая выделяет какую-либо из своих частей, даруя ей самостоятельность. 

Возможна также автокефалия в нарушение этого порядка, если «кириархальная» Церковь (от «кириос» –«господин») уклонилась к ереси. Тогда местная община имеет право прервать каноническое общение с предстоятелем и заявить автокефалию.

Примеры автокефалии

Среди существующих Православных Церквей Иерусалимская (древнейшая), Антиохийская и Александрийская ведут начало непосредственно от Апостолов. Их автокефальность никогда не оспаривалась.

Константинопольская патриархия возникла во времена императора Константина Великого (IVв.). Ее самостоятельность утверждена на IIВселенском Соборе.   Патриархия великой державы – Византийской империи, очень скоро стала самой большой по территории и количеству верующих. 

Так как распространение христианства вело к возникновению новых общин в разных странах, рано или поздно Константинопольские предстоятели издавали томосы о самостоятельности той или иной из них. Вот лишь некоторые примеры национальных Церквей, отделившихся от Константинопольской патриархии за более чем 1500 лет ее существования

  • Болгарская (X в.) (в начале XI в., после завоевания Болгарии Византией, самостоятельность ликвидирована, позже восстановлена);
  • Русская (с 1589 г., фактически автокефалия появилась с 1448);
  • Элладская(1850 г.);
  • Сербская (1879 г.).

Есть также прецеденты предоставления автокефалии другими Церквями. Например, с 341 г. Антиохийская Церковь предоставила самостоятельность Грузинской.

Интересный фактОбщим правилом предоставления самостоятельности является канонический и юридический принцип: никто не может дать больше прав, чем имеет сам. Это означает, что предстоятель одной Церкви не может вмешиваться в дела другой, поставляя епископов или предоставляя самостоятельность той или иной из ее частей. 

Однако более 2 лет назад произошло попрание этого принципа, когда каноническая самостоятельность была предоставлена Украинской Церкви.

Что такое автокефалия церкви, какие у неё возможности и особенности

Поместные церкви, имеющие административную и иерархическую автономность от других поместных церквей, называется автокефалией. Автокефальные церкви независимы также и от других поместных церквей, однако все они едины в вероучении.

Настоятеля автокефалии выбирают местные епископы. Другие автокефалии не имеют влияния на этот процесс, но их епископы могут быть приглашены на поставление.

Автокефалии имеют право на:

  •  свои законы, касающиеся административной части и иерархического положения;
  • канонизацию святых по собственному усмотрению;
  •  самостоятельное освещение миры;
  •  введение новых песнопений;
  •  самостоятельное ведение суда;
  •  созыв поместных церквей и инициирование созыва автокефальных церквей.

Ограничения самоуправления автокефальных церквей касаются лишь вероучения, так как любая православная церковь должна быть едина в проведении богослужений, соблюдении догматов и канонов с Православной Церковью.

Автокефальные церкви проводят совместные литургии, а имена настоятелей вносятся в диптих.

Реакция РПЦ

В понедельник, 15 октября, в Минске соберется синод Русской православной церкви, на котором он решит, чем ответит на действия Вселенского (Константинопольского) патриархата. В четверг, 11 октября, синод Константинопольского патриархата подтвердил намерение предоставить автокефалию украинской церкви, а также отменил решение 1686 года, которым Константинопольский па​триарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве, — то есть тем самым признал Украину своей канонической территорией. Об этом говорится в официальном заявлении Вселенского патриархата.

Синод также установил каноническое общение с двумя украинскими церквями — Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Таким образом, с патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) была снята анафема, наложенная Русской православной церковью в 2008 году.

Вопрос о том, что будет с собственностью существующих на Украине православных церквей после возникновения единой поместной церкви, является одним из самых болезненных в теме возможной автокефалии УПЦ. Филарет неоднократно заявлял, что после того, как украинская церковь станет независимой, здания, которые сейчас занимает Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), в том числе лавры, перейдут в собственность новой поместной церкви. Так, в августе в интервью телеканалу «Прямий» он заявил, что у Московского патриархата вообще нет никакого имущества на территории Украины.

Нарушение канонов Патриархом Варфоломеем

Но Константинопольский Патриарх Варфоломей самовольно отменил грамоту 1686 года, объявив Украину «своей канонической территорий», и начал там произвольно «хозяйничать».  Хотя согласно  православным канонам срок возможной отмены такого документа не более 30 лет, а на самом деле  прошло уже более 300.

Да и с точки зрения здравого рассудка очевидна нелепость такой отмены. Представим себе, что кто-то продал кому-то участок земли. Который этот покупатель и его потомки за 300 с лишним лет  преумножили, докупив другие земли; они создали на этом участке многие полезные предприятия, облагородили его разными парками и озерами и т.д… И вдруг какие-то третьеразрядные наследники первого  продавца непонятно с какого «бодуна» через эти 3 века произвольно объявили, что «все сие принадлежит им».

Впрочем, «бодун» тут вполне понятен. Первый и главный – это американский Госдеп, которому  в  значительной степени подчиняется Варфоломей и нынешние украинские власти. Ведь еще в 90-е  годы  один из самых лютых и влиятельных русофобов З.Бжезинский заявил что «после краха СССР у США на постсоветском пространстве остался лишь один противник – Русская Православная Церковь».   Кою  американцы  и пытаются ослабить, инспирируя нынешнюю церковную смуту на Украине; параллельно  в  рамках гибридной войны пытаясь ослабить этим Россию.

Автономная церковь подчиняется материнской, а автокефалия нет

Автономная церковь — отличается от автокефалии. Она относительно самостоятельна, территориально удалена и тоже требует утверждения патриархом.

Но автономная церковь — это зависимая территориально-административная единица церкви.

Автономная церковь действует по указу патриарха материнской церкви. В этом указе прописаны ограничения её полномочий. Например, обычно автономия не может самостоятельно выбрать себе предстоятеля.


Герб автокефальной Грузинской православной церкви

Главная проблема для автономной церкви — это то, что для признания необходимо договориться с «церковью-матерью», а та редко приветствует подобные инициативы. Обычно материнская церковь пытается всячески сдержать церкви, стремящиеся к автономии и автокефалии.

Примеры автономных церквей:

  • Японская автономная церковь;
  • Китайская автономные церковь.

Так кто главнее

Но кто главенствует над всеми? Разве не Константинополь имеет право на верховодство, раз он сам дал Русской православной церкви самостоятельность (автокефалию)?

Оказывается, нет! Ни один из экзархов не подчиняется Константинопольскому патриархату, это не зависит от количества прихожан и территорий, каждая христианская церковь абсолютно самостоятельна и подчиняется только постановлениям Вселенских соборов. Это отличает православных от католиков, где папа Римский объявлен наместником Бога на Земле, и ему подчинены все католики мира.

Константинополь имеет только «первенство чести», является «первым среди равных», и его название ставится первым в списке церквей, а патриарх должен председательствовать на Вселенском соборе.

До раскола XI| века право первенства принадлежало Риму. А Кoнстантинoпoль был лишь вторым – и это даже было увековечено в решении Вселенского собора в конце IV века, где сказано, что «Константинопольский епископ имеет преимущество чести… потому что град сей есть новый Рим».

Но и Константинопольская церковь, как все остальные, обязан подчиняться общему решению церквей и не имеет права единолично решать важные вопросы, касающиеся других церквей.

При этом Константинополь иногда пытается взять вверх над другими церквями и распространить свое влияние на территории, которые ему исторически не подчиняются.

Например, в XX веке он, не спрашивая РПЦ, раздавал автокефалии Польше, Эстонии и Финляндии (последняя была признана РПЦ уже после войны) на том основании, что они оказались за границей СССР. Патриарх Фотий II даже указывал в своих письмах в Сербию, что все оказавшиеся за границе православные «должны… быть подчинены Святейшему Патриаршему Престолу». На этом же основании Константинопольский патриархат выдвигал требования, что все прихожане Американской церкви должны были подчиняться непосредственно ему.

Однако все 14 поместных церквей считают, что такие новые претензии ничем не обоснованы. Издревле соблюдалась совершенно другая норма, по которой новая православная церковь подчинялась той, на чьей территории появилась и считала ее как бы Церковью-матерью, находясь от нее в канонической зависимости. Автокефалию ей могла даровать только Церковь-мать, но никак не Константинополь.

Таким образом, Константинопольский патриархат не может главенствовать над Русской православной церковью, которая больше 600 лет назад вышла из-под канонической зависимости, и ныне является самой крупной православной церковью. Обе церкви равны и подчиняются лишь Вселенскому собору.

Получение автокефалии РПЦ

С 988 года, когда Русь приняла Православие, Православная Церковь на Руси находилась под юрисдикцией Константинопольского патриархата. До 1448 года Патриархом Константинопольским утверждался митрополит Киевский и Всея Руси. Это происходило по причине того, что именно из Константинополя Православие пришло на Русь

Основанием для отделения от Константинополя послужило подписание в 1439 году договора между Православной и Католической Церковью, который получил название Флорентийская уния. Целью унию являлось объединение двух крупнейших христианский конфессий и главенство Папы Римского над Православной Церковью, хотя и с некоторыми ограничениями и оговорками. Флорентийская уния получила широкий резонанс среди православных верующих. Митрополит Киевский и Всея Руси грек Исидор, поддерживающий объединение, по прибытию в Москву был тут же арестован. Место главы митрополии освободилось. В продолжении девяти лет из-за сложной политической и военной обстановки митрополичья кафедра оставалась без главы. 

В декабре 1448 года в Москве состоялся Московский собор, на котором был избран новый митрополит – рязанский епископ Иона. Это событие имело огромное значение. Ведь без одобрения Константинопольского Патриарха на Руси не утверждался ни один претендент на  этот пост. Историки полагают, что такой шаг стал вынужденной необходимостью из-за недоверия русского духовенства Константинополю после заключения предательской унии. Но ни митрополит Иона, ни великий князь московский Василий II не намеревались самостоятельно провозгласить автокефалию. 

После захвата турками-османами Константинополя в 1453 году и избрания нового патриарха Геннадия II ситуация разрешилась сама собой. В 1459 году церковный собор принял постановление, что для избрания митрополита необходимо лишь одобрение московского князя. Так была обретена автокефалия Русской Православной Церкви с кафедрой митрополита в Москве. 

Возникновение Русской автокефалии

Годом, когда была образована русская автокефальная церковь, можно считать 1448-й. Откол от Константинопольской церкви произошел по многим причинам. Одной из главных было слишком далекое расстояние между двумя государствами, а также их полная независимость друг от друга. Русская церковь имела большое количество епископов, даже превышающее число, необходимое по канонам для отделения.

На момент приобретения Русской церковью статуса автокефальной уже две ей подобные были отсоединены. Это Сербская и Болгарская. На Руси тоже зрела эта необходимость, и толчком стало следующее событие. Последний греческий митрополит Исидор принял унию совместно с Римской церковью. Помимо этого, на собрании по выбору нового митрополита русский епископ в очередной раз не был избран.

Конечно, Исидора низложили, но все духовенство Константинополя приняло обязательства Флорентийского собора. Это и привело к тому, что в 1448 году впервые был избран митрополитом русский преемник Иона Рязанский. Это событие и является началом возникновения русской автокефалии.

Конечно, Русская и Греческая церкви не потеряли связь друг с другом. Это проявлялось в письмах, регулярных приездах в Москву. Такие отношения были по вкусу обеим сторонам.

Вселенская патриархия и отношения с ней

В 15-м веке церковь утратила значительную долю поддержки от государства. Но на строительство храмов и бытовые нужды требовались деньги, поэтому обращения к Константинополю были частыми, но неофициальными.

Русские монахи регулярно посещали Афон, Палестину, Синай и Константинополь. В 1557 году в Константинополь была отправлена делегация для подтверждения царского статуса Ивана Грозного. Официальное подтверждение было получено. В 1586 году Москву посетил патриарх Иоаким. Через три года Московскому патриархату нанес визит Константинопольский патриарх Иеремия Второй. С ним были проведены переговоры о признании Московского патриархата. И в 1589 году законность автокефалии на Руси была признана западным сообществом. А затем и всем остальным миром.

Условия и порядок решения об автокефалии

Общепризнанного канонического порядка провозглашения, упразднения и признания автокефалии в Православной Церкви сегодня нет. Определяя такой порядок богословы обычно ссылаются не на конкретные каноны, а на «каноническую традицию».

  • политическая самостоятельность территории обособляющейся поместной Церкви
  • географическая отдаленность от центра кириархальной Церкви
  • этническое отличие региона от основной территории кириархальной Церкви
  • согласие кириархальной Церкви

Более трудноопределимыми, но возможно еще более важными условиями являются:

  • стремление к автокефалии значительного большинства паствы и духовенства обособляющейся поместной Церкви
  • способность обособляющейся поместной Церкви к самостоятельному бытию (В частности, так-как сущностью автокефалии считается самостоятельное поставление архиереев, для чего необходимо как минимум два других архиерея (1-е правило апостольское), для автокефалии необходимо наличие не менее трех архиереев.)

В конечном счёте главным, иногда единственным мотивом решения об автокефалии является благо Церкви. Убеждение о пользе Церкви должно руководить общим мнением клира и паствы как кириархальной, так и обособляющейся или примыкающей поместной Церкви.

Биография Александра Минаева

В советское время его имя знали все поклонники футбола, он играл в московских клуба «Спартак» и «Динамо». За эти клубы он провел более трехсот матчей. Также Александр Алексеевич провел более двадцати матчей за сборную СССР. В 1976 году в ее составе он стал бронзовым призером Олимпийских игр в Монреале в Канаде. Также он является Чемпионом СССР 1976 года, обладателем Кубка СССР 1977 года.

Профессиональную карьеру Минаев закончил в 1984 году, после чего тренировал детские и юношеские команды. На пике карьеры у Минаева был бурный роман с известной актрисой Натальей Гундаревой. Их отношения продлились полтора года, несмотря на то, что спортсмен был младше на шесть лет. Причиной расставания, по его словам, стал не возраст. Просто он мечтал о семье и детях, а актриса призналась, что не может родить ребенка.

Последние годы Александр Минаев возглавлял клуб ветеранов футбола в столице, куда входят известные в прошлом игроки — Шустиков, Афонин, Якубик, Гаврилов и другие. Известно, что у футболиста уже были проблемы со здоровьем. В 2012 году он пережил клиническую смерть. В одном из интервью он говорил, что у него оторвался плавающий тромб. Его вовремя нашла супруга, вернувшись после работы. Александра Алексеевича откачивали сорок минут, после этого он провел восемь дней в реанимации.

История появления церквей автокефалий

Изначально все церкви были самостоятельными и независимыми друг от друга. Но со временем началось структурирование церковной деятельности. Упорядочивание связано с Первым Церковным Собором 325-го года. Было утверждено шестое правило, которое наделяло трех митрополитов, влияние которых было велико, особым могуществом. Это были митрополиты Антиохийской, Римской и Александрийской церквей.

Второй Всемирный Собор 381-го года, провозгласил независимость Церкви Константинополя, которая стала второй после Римского Партиархата. Эти четыре, наделенные самоуправлением церкви, начали развиваться и распространяться над другими поместными церквями. И тогда в начале 430-х годов была принята редакция правила, которая запрещала епископам автокефалий подчинять себе митрополитии, которые не были ранее подчинены им или их предшественникам. Поэтому Кипрская Церковь смогла сохранить свою автокефалию.

Что такое Томас в православии

Очередной Всемирный собор выделил из Антиохийской православной церкви Иерусалимскую. Это произошло из-за того, что Иерусалим стал играть большое значение для паломников. А в 5 веке Антиохийская митрополия приняла решение возвести в статус автокефалии Грузинскую Церковь.

Таким образом, в начале 6 века, когда к власти пришел великий Римский император Юстиниан, при котором вся православная территория была поделена на пять областей: Иерусалимская, Римская, Константинопольская, Антиохийская и Александрийская. Предстоятели этих поместных церквей были возведены в сан патриархов. Император провозгласил пятивластие во Всемирной церкви. Во время Трулльского Собора была определена иерархия этих пяти автокефалий. Главенствующее место занимала Римская церковь. Константинопольская была второй, затем шли Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская.

Такая иерархия считалась идеальной для Всемирной церкви. Автокефалии, не входившие в это пятивластие, по мнению критиков, нарушали гармонию. Поэтому к ним зачастую относились негативно.

С распространением славянского народа на территорию Балкан стали появляться новые церкви. Самой большой по численности стала Болгарская церковь. Ее возвела в статус автокефалии сама Константинопольская Церковь.

1054 год ознаменовался тем, что Римская церковь ушла из пентархии, тем самым уступая первое место Константинопольской церкви. В самой же Римской митрополитии образовалось новое римско-католическое течение. Разногласия между католическим учением и православным достигло своего пика. Это привело к еще большему укреплению позиций православия и образованию новых православных поместных церквей. В это время появляется Сербская церковь.

Когда произошло вторжение турок на территорию современной Европы в 1394 году, и Болгария пала под их давлением, Константинополь направил своего митрополита в Болгарскую церковь. Таким образом Болгарская автокефалия оказалась в подчинении у Константинопольской церкви. Влияние турок подтолкнуло многих православные церкви к католицизму. Таким образом они надеялись получить поддержку западного мира. В это время Русская церковь начала самостоятельно выбирать митрополитов, что привело к обособлению от запада.

Клирик кто это в православии

Падение Константинополя и включение римских земель в состав Османской империи привели к новому пути развития. Патриарх Константинопольский стал главенствующим лицом, и в его подчинении оказались все поместные православные церкви, кроме Русской и Грузинской. Впоследствии, патриарх Константинопольский провозгласил Русскую Православную Церковь автокефалией, так как он нуждался в поддержке России.

Во время Второй Мировой Войны РПЦ признала автокефалиями Польскую, Грузинскую, Чехословацкую и Американскую церкви. Но Константинопольская церковь не приняла действий Русской Церкви, поэтому повторно провозгласила церкви Грузии и Чехословакии автокефалиями.

Сегодня присвоение статуса автокефалии гораздо больше находится под влиянием политической ситуации, нежели действует в канонах православных учений.

Пророчество святителя Фотия

К этому периоду его жизни относится эпизод, описанный в житие, составленном вскоре после причисления почившего в 1461 году митрополита Ионы к лику святых. Однажды Московский первосвятитель Фотий (также впоследствии стяжавший венец святости) посетил Симонов монастырь, и заглянув в пекарню, увидел там уснувшего от сильной усталости инока Иону.

Дело, в общем, житейское, но первосвященник был поражен тем, что во сне молодой монах держал свою десницу (правую руку) в благословляющем жесте. Прозревая внутренними очами будущие события, митрополит обернулся к сопровождавшим его монахам и во всеуслышание заявил, что Господь уготовил юноше стать великим святителем и предстоятелем Русской церкви.

О том, как в последующие годы складывалось его служение и шел процесс духовного возрастания, сегодня говорить сложно, поскольку сведения о его дальнейшей жизни относятся к 1431 году, когда инок, столь привлекший к себе внимание святителя Фотия, был поставлен епископом Рязанским и Муромским. Так начало сбываться данное в отношении его предсказание