Аскольд и дир. князья, при которых народ впервые был назван «русским»

Оглавление

Принятие христианства

Видимо, сила веры греков, способная творить такие чудеса, оказала такое впечатление на русов и их князей, что они изъявили желание креститься. Иначе как объяснить то, что вскоре на Русь был направлен епископ, крестивший местное население вместе с их правителем. Правда, следует оговориться, что такое свидетельство находим мы только лишь в византийских источниках (воспоминаниях того самого патриарха Фотия, а также в хронике Георгия Амартола). В «Повести» данный момент никак не отражен, кроме того, в греческих свидетельствах не упоминается имени правителя. Тем не менее, факт крещения Аскольда и Дира и некоторых их приближенных признается в русской церковной традиции доказанным. Бытует предание, по которому Аскольд принял в крещении имя Николай. Таких, в общем-то, не слишком достоверных сведений оказалось достаточно, чтобы причислить князя Аскольда к лику святых (сделано это было в 2013 году Украинской Православной Церковью, правда, не Московского, а Киевского Патриархата, Московский патриархат так и не вынес решение о канонизации).

Из варяг в хазары

Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании.

Так или иначе, отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме славный город, основанный Кием. Узнав, что в городе нет правителя, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить.

В Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить земли и княжеский титул.

Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов. Сведений о разгроме новгородской дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта версия имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили бы варягам так запросто распоряжаться своей вотчиной. Но, возможно, здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных варягов каганат видел серьезное подспорье в противостоянии с могущественным Рюриком.

Специфика укоренения варягов в Древней Руси

Начало государственности в Древней Руси связано с экспансией варягов на территории славянских и финно-угорских племен. Но скудость этих земель и суровый климат не сулил богатой добычи алчным и воинственным норманнам. Другое дело транзит товаров с юга Европы и Ближнего Востока на европейский Север и обратно. По линии от Балтийского, до Черного моря были созданы узловые базы для складирования и перевалки товаров, так появился путь из «варяг в греки». Его роль особенно возросла в VII-VIII веках, после того, как арабы прикрыли средиземноморский маршрут.

«Повесть временных лет» указывает, что варяги были призваны славянами, чтобы разрешить их споры. Но скорее всего, варяги прибыли, чтобы обеспечить бесперебойную работу торгового пути и договорились с местными старейшинами о взаимопомощи. Князь Рюрик с братьями и дружиной встал гарнизонами в Ладоге, Белоозере и Изборске. Подчиняя себе новые земли и города, Рюрик насаждал там своих наместников из близких людей. Не исключено, что двое видных бояр-братьев из его дружины Аскольд и Дир отправились не на службу к императору в Константинополь, как пишет летописец, а были посланы Рюриком в Киев, чтобы взять под контроль южный участок торгового пути из «варяг в греки».

Убийство

После смерти Рюрика опекуном при его малолетнем сыне Игоре и фактически главой Новгорода стал Олег – тот самый, кто мстил «неразумным хазарам». Он помнил об опальных варягах, а поэтому организованный им в 882 году поход на Киев ставил своей целью сместить незаконную власть самозванцев. Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались незамедлительные меры.

Олег взял с собой в рискованный поход Игоря, что может означать одно: он хотел явить Киеву законного наследника рода Рюриковичей и посадить его на «киевский трон». Как гласит предание, обманом выманив Аскольда и Дира из крепостных стен, он произнес: «Вы не князья и не знаменитого роду», а показав на Игоря, добавил: «Вот сын Рюриков!». После этого киевские правители были преданы смерти.

Однако, по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того — братьями, а поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и противозаконным.

Но здесь можно усмотреть стремление Длугоша показать обоснованность польских притязаний на Киев, так как, по его мнению, Кий, один их наследников польской династии.

Аскольд и Дир

Аскольд и Дир (2-я пол. IX в.) — киевские князья. В 860, зная, по словам летописца, о тяжелом внешнеполитическом положении Византии, совершили успешный поход на Константинополь («идоща на Царьград»). В 882
Аскольд и Дир были обманом вызваны за крепостные стены и убиты новгородским князем Олегом, решившим отныне править в Киеве.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

АСКОЛЬД — легендарный варяг, бывший в 864-882 гг. Киевским князем. + 882 г.

«Повесть временных лет» сообщает, что у варяжского князя Рюрика, правившего в Новгороде, было два мужа — Аскольд и Дир, не родственники его, но бояре. И отправились они в Царьград со своим родом. Когда они плыли по Днепру, то увидели на горе небольшой город и спросили: «Чей это город?» Тамошние жители ответили: «Было три брата — Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и умерли. Мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». аскольд и Дир остались в этом городе, собрали у себя многих варягов и стали владеть землей полян.

В 866 году аскольд и Дир отправились войной на греков. Царь Михаил был в это время в походе на арабов, и дошел уже до Черной речки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград. И возвратился царь. Русь же на двухстах кораблях вошла внутрь Суда, многих христиан убила и осадила Царьград. Предместья города были ограблены, жилища и нивы сожжены, множество детей, женщин и стариков перебито. Вода в реках обратилась в кровь, источники и водоемы нельзя было узнать, так как все они были завалены мертвыми телами.

Но тут внезапно поднялась буря с ветром, и великие волны разметали все русские корабли, их прибило к берегу и переломало, так что немногим из них удалось вернуться домой.

В 879 году на севере умер Рюрик, передав княжение Олегу, родичу своему, и отдав ему на руки своего сына Игоря, ибо тот был еще очень мал. Три года спустя Олег выступил в поход, взяв с собою много воинов, и пришел к горам Киевским, и узнают Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Он спрятал своих воинов в ладьях, других оставил позади, .а сам послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де мы, купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря, придите к нам, к родичам своим. Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей. И сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли Игоря, добавил: «Вот он, сын Рюрика». И так убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли. А Олег сел княжить в Киеве.

Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999 г.

АСКОЛД (Осколд, Аскольд) и ДИР
(ск. 882?), бояре новгородского князя Рюрика.

Согласно “Повести временных лет”, Асколд
и Дир “отпросились” у Рюрика в Царьград вместе
со своими родичами. Когда они плыли в ладьях по
Днепру, то увидели небольшой городок на горе.
Асколд и Дир спросили у местных жителей, чей это
городок. И услышали в ответ, что он построен Кием
и его братьями, которые давно умерли, а их
потомки живут здесь и платят дань хазарам. Асколд
и Дир вокняжились в Полянской земле и сделали
Киев своей столицей.

Воскресенская и другие летописи
сообщают, что Асколд и Дир воевали с древлянами и
уличами. А в Иоакимовской летописи говорится,
что Асколд успешно воевал с хазарами.

В 866 Асколд и Дир пошли в поход на
Константинополь. 200 русских военных кораблей
ворвались в залив Золотой Рог и осадили Царьград.
Однако поднявшаяся буря разбила русские суда о
прибрежные скалы и лишь немногим удалось
возвратиться домой.

В Никоновской летописи под 864
сообщается о гибели сына Асколда “от болгар”,
под 865 — о походе Асколда и Дира на полочан,
“которым они много зла сотворили”, под 867 — о
возвращении их из-под Царьграда с остатком
дружины и об избиении ими множества печенегов.
Там же говорится о крещении киевских русов
вместе с их князьями. Это событие произошло около
874 и подтверждается византийскими хрониками.

В 882 новгородский князь Олег Вещий заманил
Асколда и Дира в киевское предместье Угорское,
где они были убиты. Асколд был похоронен на
Угорской горе. Над его могилой впоследствии была
поставлена церковь Свт. Николая. А Дирова могила,
отметил летописец, находится за церковью Св.
Ирины.

Историки высказали предположение, что
Асколд и Дир были не боярами Рюрика, а являлись
потомками князя Кия.


О. М. Рапов

Откуда стало известно об этих князьях?

Все сведения, касающиеся Аскольда и Дира, почерпнуты главным образом из «Повести временных лет» – летописи XII века, авторство которой традиционно приписывается монаху Киево-Печерской лавры Нестору, а также взяты из более поздних источников. Однако их достоверность вызывает сомнения, поскольку тексты многократно копировались от руки и могут содержать в себе как случайные ошибки переписчиков, так и умышленно внесенные искажения, сделанные в угоду определенным политическим тенденциям той эпохи. Восстановить же более или менее объективную картину минувших времен позволяет лишь сопоставление информации, заключенной в ряде независимых источников, которыми являются европейские, византийские и арабские документы.

Именные растения и животные Аскольда

Надежный способ анализа личности Аскольда – изучение тотемных растений и животных. Отношение к внутреннему “Я” у самого человека проявляется в его тотемных символах-растениях. В то же время, тотемные животные проявляют особенности его взаимодействия с окружением. Понимание сторон личности и характера – необходимая основа для успешных взаимоотношений с человеком.

Ведущее растение – Осина

Осина символизирует энергичность. Человек-батарейка – именно такую характеристику можно часто услышать в коллективе, когда речь заходит о Аскольду. Потрясающее качество личности, которое редко ценится по достоинству.

Тотемное дерево – Ель

Ель – хвойное дерево с “колкой” листвой. Этот символизм метко отражает важную часть характера Аскольда – он не боится говорить людям правду в лицо, а его мысли, выражения и доводы отличаются особой прямолинейностью. Сложно сказать, положительно или отрицательно это отражается на его жизнь, но у подобных качеств всегда есть неотъемлемые плюсы.

Духовное дерево – Тис

Тис символизирует привлекательность. Внешность Аскольда довольно необычна, и это обусловлена как вкусом и стилем, так и генетическими предрасположенностями самого тела. Сочетание этих факторов придает Аскольду обаяния, а также – харизматичности.

Ведущее животное – Омар

Омар – символ обаятельности. Аскольд наделен весьма высоким уровнем харизматичности. Обаяние позволяет выстраивать прочные связи с окружающим миром, благодаря чему Аскольд ощущает себя в обществе, словно рыба в воде.

Тотемное животное – Корова

Змея – символ деликатности. Аскольд создает впечатление добродушного человека, который не терпит зла и ненависти. Однако, это вовсе не значит, что эта черта личности мешает отвечать обидчикам и блокировать проявления жесткости, где это необходимо.

Духовное животное – Медведь

Медведь – символ любознательности. Этот навык помогает Аскольду накапливать знания и жизненный опыт. Умело систематизируя полученную информацию, он достигает жизненного успеха там, где пасуют другие люди.

Противостояние с Новгородом

В 879 году умирает князь Рюрик, оставляя после себя несовершеннолетнего наследника — князя Игоря, опеку над которым принял его родственник Олег. Став правителем, Олег решил присоединить к своим владениям южные земли и отправился в поход на Киев в 882 году. По пути к Киеву Олег захватил города Смоленск и Любеч. Предвидя, что князья Аскольд и Дир, обладающие большим войском и не уступающие ему в воинском ремесле, не отдадут Киев без боя, князь Олег, действующий от имени Игоря, пошел на обман. Подплыв к Киеву, он оставил практически все войско свое на кораблях, а сам представился купцом, прибывшим из дальних стран. Он пригласил к себе князей киевских. Аскольд и Дир вышли на встречу к именитому гостю, но были схвачены воинами Олега и убиты.

Так Олег, от имени Игоря, стал править Киевом, сказав, что отныне суждено быть Киеву матерью городов Русских. Так, впервые северные и южные русские земли были объединены в рамках одного государства, название которому Киевская Русь.

Рассказ о княжении Аскольда и Дира в Киеве, об их походах и гибели приведён ниже так, как он излагается в древнерусских летописях.

Варяги (норманны) Аскольд и Дир, два дружинника первого русского князя Рюрика, не получившие в управление городов, отпросились у него идти со своими родичами в Константинополь искать счастья.

Ошибки, утвердившиеся в истории

Далее в летописях говорится, что, избавившись чудесным образом от жестоких завоевателей, Византия начала налаживать с Древнерусским государством дипломатические и торговые отношения, а также развивать на его территории миссионерскую деятельность. На этом основании появилось мнение, что в период правления Аскольда и Дира наши предки впервые обозначили свой поворот к христианству, и инициаторами этого стали их новоиспеченные князья. Широкое распространение оно получило благодаря публикации в 1847-1848 гг. капитального сочинения «История Русской Церкви», автором которого был видный богослов и крупный религиозный деятель архиепископ Филарет (Гумилевский).

Однако эта точка зрения, весьма популярная в народе, не имеет сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Например, известный русский историк академик А. А. Шахматов (1864-1920) указывал на то, что киевские князья, состоявшие из-за территориальной близости в самых тесных отношениях с Хазарским каганатом, едва ли находились под влиянием византийских миссионеров и имели гораздо больше шансов сменить язычество на иудаизм, чем на христианство.

Кроме того, он обращает внимание на то, что ни в одной из ранних летописей нет упоминания о личном участии Аскольда и Дира в Цареградском походе 866 года. На этом основании ученый делает заключение, что их имена были вставлены в текст значительно позднее, с целью придать обоим большую историческую значимость

Рельеф и природа

Инфографика. Фото: ИА PrimaMedia

Напоминающий на морской карте след подковы, остров Аскольд расположен неподалеку от поселка Дунай в южной части Приморья. Площадь острова составляет 1460 га или 14,6 км². Административно остров относится к ЗАТО Фокино. Он отделён от материка и от соседнего острова Путятина проливом Аскольд шириной около 7 км. Своей выгнутой стороной остров обращён к северу, а южная сторона, обращённая к морю, образует бухту, которая носит имя клипера «Наездник». На юго-восточном побережье имеется одноимённая бухта Юго-Восточная. Посредине пролива, разделяющего острова Аскольд и Путятина, расположились подводные и надводные скалы, которые носят название камни Унковского. Самая высокая из них достигает высоты 40 метров.

Море. Фото: ИА PrimaMedia

Бухта Юго-Восточная. Фото: ИА PrimaMedia

Бухта Юго-Восточная. Фото: ИА PrimaMedia

Лагерь в бухте Юго-Восточная. Фото: ИА PrimaMedia

Лагерь в бухте. Фото: ИА PrimaMedia

1 / 5

С моря остров Аскольд поражает своей величественностью: высокие, крутые берега, резко обрывающиеся в море скалы, огромные птичьи базары, пышные леса. Остров горист, имеет три вершины более трёхсот метров высотой, самая высокая из которых достигает 358 метров. Берега острова возвышенные, обрывистые.

Остров покрывают, в основном, широколиственные леса, но побережье возле Ступенчатого, Туманного и Пальчатого мысов заняты лугами и редколесьями. На острове можно встретить бархат амурский, заросли колючих пурпурно-красных кустов барбариса, усеянных кисло-сладкими ягодами, маньчжурского ореха, дикой акации и даже экземпляры реликтового красного дерева тиса, массу перелётных птиц и бабочек, возле его скалистых берегов водятся пятнистые тюлени-ларга и морские львы-сивучи. Постоянного населения на острове нет, за исключением смотрителей маяка.

Число имени Дир

Число имени шесть (6) благоприятствует занятию политической деятельностью или карьере на государственной службе

Этим людям с именем Дир важно как их оценивают окружающие, нередко вызывают доверие, благодаря природному оптимизму и очарованию. Только излишняя самонадеянность и лень могут помешать им достичь карьерных высот и признания

Число шесть (6) для имени Дир позволяет говорить о привлекательной внешности и обаянии, которые будут использованы при удобном случае…

Подробнее: число имени Дир

Значение букв в имени Дир

Д — общительный, разговорчивый, проницательный, сдержанный, отзывчивый, самостоятельный.И — страстный, отзывчивый, умный, креативный, нерешительный, мрачный.Р — инициативный, эгоцентричный, умный, уверенный в себе, самостоятельный, конфликтный.

Совместимые с именем Дир аварские имена

Цевехан, Бати, Аймеседо, Баба, Шуанэт, Алигалбац, Лабазан, Мазалав, Нусал…

Проверьте также совместимость других имен с именем Дир.

Известные люди с именем Дир

  1. Аскольд — киевский князь (по летописи — правил совместно с ). По тексту «Повести временных лет», Аскольд и были боярами (дружинниками) новгородского князя…
  2. Дир — (в летописях Диръ, ум. 882) — киевский князь в 864—882 годах (по одной из версий — правил совместно с Аскольдом). Происхождение имени князя до настоящего…
  3. Дирден, Бэзил — Бэ́зил Клайв (англ. Basil Clive Dear; 1 января 1911, Вестклиф-он-Си (англ.)русск., Эссекс, Великобритания — 23 марта 1971, Лондон, Великобритания)…
  4. Добльхофф-Дир, Антон фон — Антон фон Добльхофф- (нем. Anton Freiherr von Doblhoff-Dier, 10 ноября 1800 — 16 апреля 1872) — австрийский политический деятель, в июле 1848, во время…
  5. Дир, Мэттью — Мэ́ттью  — американский электронный музыкант, продюсер, диджей. родился в Техасе и в подростковом возрасте переехал в Мичиган, где проникся звуками…
  6. Панов, Николай Николаевич (писатель) — службы. Литературный дебют Н. Панова состоялся в 1918 году под псевдонимом Туманный. В 1920 году — представитель русского поэтического авангарда, был…
  7. Дир, Уильям — Уильям (англ. William Dear; 30 ноября 1943, Торонто, Онтарио, Канада) — канадский режиссёр, сценарист и продюсер, известный по фильмам «Гарри и Хендерсоны»…
  8. Дир, Джон — сельскохозяйственной фирмы в мире. Джон родился в городе Рутланд, штат Вермонт в семье Вильяма Ринольдя , портного. Вильям пропал без вести по пути в Англию…

Корпус

Корпус крейсера был выполнен по клетчатой (бракетной) системе набора. К вертикальному килю (высота в средней части 1844 мм, в оконечностях 1100 мм, толщина 16—11 мм) крепились литые фор- и ахтерштевни. Шесть днищевых стрингеров располагались параллельно килю, крайние стрингеры были водонепроницаемыми и ограничивали междудонное пространство.

Шпангоуты устанавливались со шпацией 1100 мм; нумерация шпангоутов велась с кормы в нос. Водонепроницаемые сплошные флоры стояли на каждом пятом шпангоуте, двойное дно располагалось между 115—13 шп. В машинных отделениях второе дно продолжалось вдоль бортов до уровня броневой палубы, образуя межбортовое пространство шириной 575 мм.

Бортовой стрингер шел вдоль бортов, посередине между крайними днищевыми стрингерами и нижней кромкой броневой палубы, соединявшийся в носовой и кормовой частях с палубами платформы. Корпус разделялся водонепроницаемыми переборками, для обеспечения живучести при боевых повреждениях, на 13 отсеков.

Крейсер имел три палубы: верхнюю (толщиной 9,5 мм в средней части и 7 мм в оконечностях), батарейную, или жилую (6 мм), броневую — платформы. На палубах был настлан линолеум: на верхней — толщиной 7 мм, на других — 3,5 мм.

Килевые пояса имели толщину 12 мм в средней части корпуса и 10 мм в оконечностях, бортовые пояса 8—11 мм, а скуловой, ширстречный и у ватерлинии 13 мм. Кроме того, ширстречный пояс выше бортовых иллюминаторов удваивался листами толщиной 10 мм.

По всей длине корабля у ватерлинии располагались бортовые коффердамы шириной 0,8 м и высотой на 1,2 м выше ватерлинии.

Для защиты от коррозии, а также обрастания водорослями и ракушками подводная часть корпуса покрывалась красной краской «Интернациональ» фирмы «Гольцалфель».

Между донное пространство изнутри было покрыто слоем портландского цемента толщиной 13—50 мм.
В местах, где сталь корпуса крейсера соприкасалась с медью и ее сплавами (дейдвудные тру­бы, кингстоны), размещались протекторы, выполненные из цинковых брусков.

Угольные ямы располагались на протяжении 50 — 97 шпангоутов как под броневой палубой, так и на ней, вдоль бортов, служа дополнительной защитой.

Как добраться

Попасть на Аскольд самостоятельно очень трудно — регулярного прямого сообщения между островом и материком нет. Обычно туристы и отдыхающие объединяются через соцсети в группы по 8–10 человек и берут в аренду катер из Владивостока или Дуная.

Цены на поездки варьируются от 2,5 до 5 тысяч рублей на человека. За указанную сумму катер доставляет группу туристов до одной из точек остров и по договоренности забирает через несколько дней.

Туры на Аскольд также предлагают некоторые приморские туристические компании. Правда, в этом случае стоимость поездки будет заметно выше, чем в групповом путешествии «дикарями».

Приход на пляж на катере. Фото: ИА PrimaMedia

Можно добраться до Аскольда и на личном водном транспорте: путь из Владивостока до острова морем занимает от 3 до 6 часов — в зависимости от быстроходности вашего плавсредства и погоды. В этом случае обязательно нужно учесть еще одну особенность Аскольда — ограниченное количество мест, пригодных для причаливания водного транспорта. Во избежание длительных поисков такого места непосредственно у острова следует предварительно проконсультироваться с знающими людьми, а также внимательно изучить карту острова.

Проектирование

Схема Крейсера 1 ранга «Аско́льд»

Сечения по шпангоутам

При разработке задания на проектирование, специалисты МТК руководствовались следующим принципом: крейсер должен быть сильнее и быстроходнее, чем соответствующие японские корабли постройки завода Армстронга или крейсеры английского флота. Поэтому для будущего русского крейсера в «программе проектирования» требовалась скорость 23 узлов.

Для единообразия калибров артиллерийский отдел МТК принял следующее решение: на крейсере должно быть установлено двенадцать орудий 152-мм, которые изготовлялись в России на Обуховском заводе по лицензии французского инженера Канэ. Кроме того, артиллерийское вооружение должно включать ещё двенадцать орудий 75-мм и шесть орудий 47-мм для отражения атак миноносцев. Минное вооружение должно состоять из шести торпедных аппаратов (четырех надводных и двух подводных), 14 торпед и 35 шаровых мин заграждения. К минному вооружению причислялись и динамо-машины, шесть 75-см прожекторов, противоторпедные сети и минное вооружение двух паровых катеров.
Требования к защите крейсера: предусматривалась дополнительная защита углем в угольных ямах, расположенных вдоль бортов над броневой палубой и под ней. Кроме того, выше броневой палубы на всем протяжении вдоль бортов должна была располагаться водонепроницаемая переборка, выгораживавшая бортовое пространство (коффердам), разделенное переборками на отсеки. Толщина брони боевой рубки должна была составить 152 мм, а оснований дымовых труб и элеваторов подачи боеприпасов — 38 мм. Корпус крейсера по всей длине должен был иметь двойное дно.

Требования предъявляемые к механической установке: Задавались только требования к типу котлов — водотрубные системы Бельвиля с нагревательной поверхностью не менее 930 см2 на одну индикаторную силу мощности, развиваемой при полном ходе.
Требование к остойчивости крейсера оговаривалось значением метацентрической высоты не менее 76 см при водоизмещении с перегрузкой.

Численность экипажа задавалась в 580 человек, включая 21 офицера и девять кондукторов. Автономность по запасам провизии составляла 60 суток, по запасам воды — 10 суток.

3 июля на заседании МТК проект фирмы «Фридрих Крупп» был признан лучшим среди эскизных проектов крейсеров 1 ранга, и 27 июля последовало высочайшее разрешение императора Николая II на заказ крейсера в Германии на верфи «Германия» («Germaniawerft») города Киль.

Заказ кораблей за границей имел целью, кроме скорейшего пополнения флота, получение современных образцов различных кораблестроительных школ. После выбора лучшего из них, предполагалось начать серийное строительство лучших современных кораблей на отечественных верфях и заводах.

Канонизация

Согласно преданию, Аскольд был крещён в православии с именем Николай.

В декабре 2010 года — январе 2011 года Ужгородской украинской богословской академией имени святых Кирилла и Мефодия и Карпатским университетом имени Августина Волошина были инициированы научные чтения, по результатам научных чтений принята резолюция и соответствующее решение о создании при Ужгородской богословской академии имени святых Кирилла и Мефодия Комиссии по подготовке материалов для канонизации великого князя киевского Аскольда (Оскольда, Николая) как мученика за веру Христову. Материалы должны были быть представлены на рассмотрение предстоятеля Украинской православной церкви (Московского патриархата) и Комиссии по канонизации святых при Священном синоде УПЦ с целью принятия решения о канонизации князя-мученика Оскольда-Николая Киевского.

В декабре 2012 года — январе 2013 года учёные киевских вузов приняли ряд документов, поддерживающих канонизацию князя Аскольда.

Однако Украинской православной церковью (Московского патриархата) решение о канонизации принято не было.

В то же время Украинской православной церковью Киевского патриархата на Поместном соборе 27 июня 2013 князь Аскольд причислен к лику святых (по случаю 1025-летия крещения Киевской Руси).

Ошибки, утвердившиеся в истории

Далее в летописях говорится, что, избавившись чудесным образом от жестоких завоевателей, Византия начала налаживать с Древнерусским государством дипломатические и торговые отношения, а также развивать на его территории миссионерскую деятельность. На этом основании появилось мнение, что в период правления Аскольда и Дира наши предки впервые обозначили свой поворот к христианству, и инициаторами этого стали их новоиспеченные князья. Широкое распространение оно получило благодаря публикации в 1847-1848 гг. капитального сочинения «История Русской Церкви», автором которого был видный богослов и крупный религиозный деятель архиепископ Филарет (Гумилевский).

Однако эта точка зрения, весьма популярная в народе, не имеет сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Например, известный русский историк академик А. А. Шахматов (1864-1920) указывал на то, что киевские князья, состоявшие из-за территориальной близости в самых тесных отношениях с Хазарским каганатом, едва ли находились под влиянием византийских миссионеров и имели гораздо больше шансов сменить язычество на иудаизм, чем на христианство.

Кроме того, он обращает внимание на то, что ни в одной из ранних летописей нет упоминания о личном участии Аскольда и Дира в Цареградском походе 866 года. На этом основании ученый делает заключение, что их имена были вставлены в текст значительно позднее, с целью придать обоим большую историческую значимость

Прибытие Олега на землю русскую и приход к власти

Согласно «Повести временных лет», в 862 году славянские и финские аборигены прогнали варягов, в течение нескольких лет собиравших с них дань. Вскоре после этого они поняли, что им нужен кто-то, кто будет ими править справедливо и защищать, а не просто брать дань. И группа посланцев отправилась на поиски. Неизвестно, где именно встретились они с варягами, однако вскоре на Ладогу прибыл Рюрик с другими варягами и со своими братьями Синеусом и Трувором. В землю племен веси и чуди, на Белоозеро, отправился Синеус, Трувор обосновался в Изборске, краю кривичей, а сам Рюрик с дружиной остался на Ладоге, и вместе с ним был верный друг и соратник Олег.

В 864 году Трувор и Синеус умерли, и Рюрик стал править единолично. Маленькая, но растущая держава Рюрика включала в себя Ростов, Муром, Полоцк и Белоозеро, а в устье реки Волхов он выстроил крепость, ставшую самым первым Новгородом – это была своего рода столица.

В 870-е годы Рюрик женился на сестре Олега, скрепив их воинскую дружбу еще и семейными узами. А после того как у Ефанды родился сын Игорь, Олег стал для племянника воспитателем и нареченным отцом, что у викингов было большой честью.

В 879 году Рюрик умер во время тяжелого военного похода. После его смерти Олег, став опекуном Игоря, был также выбран собранием как новый князь Новгородской земли.

Основатель Древнерусского государства

Князь Олег, который будучи то ли родственником Рюрика (точнее, братом его жены Ефанды), то ли его воеводой, во время своего правления сделал для образования Древнерусского государства намного больше, нежели его легендарный основатель. При малолетстве Игоря (сына Рюрика) он захватил Смоленск и Любеч, обманом выманил и убил киевских князей Аскольда и Дира, узурпировавшими там власть.

При нем Киев стал новой резиденцией Древнерусского государства. Суверенитет Олега признали поляне, северяне, древляне, ильменские словены, кривичи, вятичи, радимичи, уличи и тиверцы. Через своих наместников и местных князей ему удалось заложить государственное управление молодой страной.

Немалыми были его успехи и во внешней политике. Воюя с хазарами, Олег заставил последних позабыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с восточнославянских земель. Перед его воинством склонил голову великий Царьград (Константинополь), а русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией, а в случае нужды, полное обеспечение продовольствием и мастерами корабельного дела для ремонта своих ладей.

Учитывая все вышеперечисленные заслуги, некоторые историки склонны видеть основателя Древнерусского государства именно в Олеге, а не в его предшественнике и родоначальника княжеской династии – Рюрике. Условной датой основания, в данном случае, считается 882 год, а точнее объединение «Славии» (Новгорода) и «Куябы» (Киева).