Оглавление
История создания
По мнению современных исследователей, образ Аполлона зародился вовсе не на территории Греции. Мифы и легенды о лучезарном боге пришли в страну из Малой Азии. Подтверждает теорию необычное имя божества.
Статуя Аполлона
Значение имени бога стало загадкой не только для современных ученых, но и для философов Древней Греции. Плутарх выдвигал версию, что «Аполлон» переводится как «собрание». Теория не имеет под собой основы, так как имя нигде не упоминается в подобном контексте.
Вторым доказательством теории о заимствовании Аполлона у Азии является сочетание в одном лице противоречивых функций. Аполлон предстает перед людьми и положительным персонажем, и карающим богом. Подобный образ не характерен для мифологии Древней Греции. В любом случае, златокудрый бог занял почетное место на Олимпе, уступив в величии только собственному отцу – Зевсу.
Аполлон и Зевс
Культ Аполлона начал шествие с острова Делос и постепенно захватил всю страну, в том числе и итальянские колонии Греции. Уже оттуда власть бога солнца распространилась на Рим. Но, несмотря на огромную территорию влияния, именно Делос и город Дельфы стали центром служения божеству. На территории последнего греки возвели Дельфийский храм, где восседал оракул, толкование снов которым открывало тайны будущего.
Происхождение культа
Происхождение культа Аполлона и его имени по-прежнему остаётся загадкой. Исследователи выдвигали разные теории. В результате появились три основные, которые также не подтверждены полностью, но влияют на то, Аполлон бог чего в греческой мифологии:
- Малоазийская – основывается на описании Аполлона, данном в «Илиаде». Там он выступает как главный покровитель Трои.
- Северная фракийская – из-за схожести имени Аполлона с древнегреческим словом «отвращающий» (волков, мышей или саранчу), от которого и произошло имя божества.
- Дорийская – истоки культа лежат на Пелопоннесе, а имя происходит от слова «собрание».
Аполлон в услужении
Очевидно, древнейшие черты образа Аполлона изживались не сразу и с трудом. По крайней мере, неизменным осталось его своенравие. Зевс, желая смирить непокорного сына или же наказать его за очередную проделку, часто лишал Аполлона его божественной силы и как простого смертного отправлял служить какому-нибудь земному царю. Аполлон подчинялся, но в таких случаях предпочитал наниматься в пастухи.
Один раз он оказался при дворе царя уже упоминавшейся Трои Лаомедонта. Он исправно нес службу в течение оговоренного срока, а по его окончании потребовал уплаты жалованья. Лаомедонт, не подозревая, с кем имеет дело, прогнал пастуха вон и пообещал ему вдогонку, что если тот не отстанет, то он, царь Трои, прикажет отрезать ему уши и продаст в рабство. Зевс оказался справедливее Лаомедонта, и вернул отбывшему наказание Аполлону всю его силу. Мстительный бог не замедлил рассчитаться с троянским царем: наслал на Трою эпидемию чумы.
В другом случае Аполлону повезло больше. Когда он нанимался в пастухи к Адмиту, царю Фессалии, тот, будучи человеком сообразительным, понял, что стоящий перед ним юноша слишком прекрасен, чтобы быть простым смертным. Несостоявшемуся пастуху Адмит уступил свой трон. Аполлон отказался, объяснив свою ситуацию. По возвращении на Олимп бог не забыл отплатить фессалийскому царю добром за добро. Его государство стало самым богатым, а земледельцы собирали урожай два раза в год.
Становление Пана
В этом месте легенды расходятся во мнениях. Одни источники утверждают, что Пан сильно смутился тем, что другие боги-олимпийцы смеялись с него. Другие говорят, что Олимп был ему не мил. Сходятся все источники в одном – Пан не остался на Олимпе и отправился в мир людей, на просторы лугов, полей и лесов, которые были ему более родными, чем Олимп. С тех пор его главными друзьями стали сатиры и нимфы, с которыми он весело проводил время. Нередко его замечали в окружении Диониса, с которым он также отлично проводил время.
С тех пор Пан и стал выполнять обязанности «смотрителя природы». Однако отличился Пан не только в ухаживании за природой. Несмотря на то, что он относится к категории второстепенных богов, значение его в греческой мифологии очень велико, о чем говорит огромное количество историй и легенд, связанных с Паном. Мы расскажем вам о них о все, но немного позже, а пока расскажем вам о том, как выглядел бог Пан.
Культ Аполлона
Считается, что его культ был рождён у дорийцев. В честь бога они проводили Иакинфии и Карнеи, причём последний праздник был посвящён Аполлону как военному богу. Затем культ распространился по всей Греции. Храмы существовали на Делосе и Пелопоннесе. Но самым почитаемым было Дельфийское святилище. Интересно, что из греческих колоний почитание Аполлона переместилось в Рим – здесь в его честь учредили вековые игры.
Сегодня увидеть храмы Аполлона можно в разных регионах Греции. В Коринфе сохранились руины святилища – от них хоть и остались колонны, но и те выглядят довольно величественно. Храм не смог полностью разрушить даже грозный Луций Муммий. На Делосе, где располагался главный храм Аполлона, уцелела Терраса Львов. Правда, оригиналы выставлены в музее Дилоса – их заменили копиями. Также Аполлону был посвящён храм Делиос.
Важнейшей святыней античного мира являлся храм в Дельфах. В одной из его комнат располагался знаменитый Дельфийский Оракул, прорицания которого оказывали мощное влияние на всю культурную, экономическую и политическую жизнь Средиземноморья. За пределами Греции славу получил храм Аполлона в турецком Сиде. От него остались колонны, украшенные растительными орнаментами.
Ещё один уникальный храм находится на Пелопоннесе, на границе областей Аркадия и Мессиния. Это единственный в своем роде храм Аполлона Эпикурейца, храм-компас, всегда показывающий с севера на юг и вращающийся на своем фундаменте вслед за Полярной звездой. Это чудо инженерной мысли древних греков было построено в 5 веке до н.э. в местечке Фигалия на высоте 1130 метров.
Аполлон – одна из самых противоречивых фигур Пантеона богов. Все сюжеты, связанные с ним, зачастую рисуют совершенно параллельные образы. Это было связано с длительной эволюцией мифологии и человеческого отношения к жизни. Однако для любителей греческих мифов Аполлон так и остался символом утончённости, олицетворением всего благородного и светлого.
Пеаны к Аполлону
Согласно легендам, впервые такие песнопения, как пеаны, возникли в Дельфах. Жрецы Дельфийского оракула исполнили их в честь своего покровителя, бога Аполлона.
Пеан – песня в честь бога Аполлона, исполняемая хорами. Вначале пеаны посвящалась Аполлону как богу-лекарю, а также его сыну Асклепию, главному врачевателю, и Артемиде. У Аполлона даже был соответствующий эпитет, пеан, который переводился именно как «лекарь» или «избавитель».
Пеан как обращение к богу Аполлону обладала следующими свойствами:
- Они служили прекрасным примером эллинской музыки, были величественными и спокойными, проникнутыми благородством.
- Строки были пронизаны уважением к собственным богам.
- Исполнялись пеаны в сопровождении какого-либо струнного инструмента вроде лиры или кифары, т.к. у самого Феба как бога искусств и музыки такие инструменты служили важным атрибутом.
После их появления пеаны в основном исполнялись во время каких-либо чрезвычайных ситуаций, например, мора. Так как Аполлон был богом-целителем, обращение к богу Аполлону содержала просьбу об избавлении от болезней, о прекращении их распространении. После окончания бедствия пеаны исполнялись в качестве благодарности за помощь бога Аполлона в сложные времена. Это были гимны-благодарности. Их могли исполнять и за то, что Аполлон защитил от несчастья или голода, бедности.
Пеаны в честь Аполлона и его сына Асклепия часто сопровождались рефреном «Иэ пэан!». Позже такие произведения стали исполняться в честь других богов. Они охватывали всё больше событий, включая отбытие на войну, победу или же просто возлияние в честь божества в храме.
Стихотворения об Аполлоне Бельведерском
Поэтические стихотворения разных авторов описывают не только самого Аполлона. Есть также те, которые посвящены различным скульптурным изображениям бога. Например, Аполлону Бельведерскому.
Все стихотворения можно прочитать здесь
Аполлон Бельведерский – одна из самых известных статуй этого божества. Она хранится в Музее Пия-Климента в Ватикане. Совершенные линии и формы статуи покоряют своей красотой. Это привело к тому, что скульптуру признали эталоном красоты и гармонии. Неудивительно, что её даже воспевают в стихах, а другие скульпторы и художники брали её за образец для подражания.
В первую очередь стоит упомянуть стихотворение Пушкина «Эпиграмма», которое имеет очень интересную историю. Это произведение – ответ на строки А. Н. Муравьева, известного духовного писателя. Он оставил их на основании копии Аполлона Бельведерского, которая находилась в театральной зале в доме княгини Волконской в Москве.
Эта история началась с того, что Муравьев случайно сломал руку гипсовой скульптуры Аполлона. Писатель ощущал вину по этому поводу, а потому оставил надпись внизу скульптуры. Там он объяснял свой поступок тем, что хотел померяться силами с Фебом, но в итоге потерпел сокрушительное поражение. Муравьев признал сам себя гордецом, но отметил, что бог отнёсся к нему благосклонно и даже пожертвовал той самой отломанной рукой, чтобы мужчина не поранил ногу.
Стихотворение А. Н. Муравьева.
О, Аполлон! Поклонник твой
Хотел померяться с тобой,
Но оступился и упал,
Ты горделивца наказал:
Хотя пожертвовал рукой,
Чтобы остался он с ногой.
Позже А. С. Пушкин сочинил ему в ответ свою «Эпиграмму». В первой он восхищается Аполлоном Бельведерским, его красотой, восхваляет его победу над Пифоном (скульптура изображает бога в момент, когда он поразил чудовище). Но в следующих строках поэт уже пишет о случае с Муравьевым. В его произведении Муравьев становится соперником Аполлона и заступником Пифона.
Самое интересное – это прозвище Муравьева, которым награждает его Пушкин. С тех пор писателя называли «Бельведерским Митрофаном». Причём это была отсылка к персонажу комедии «Недоросль» Фанвизина. Митрофан в данном случае обозначение глупца, невежды.
Разумеется, Муравьева подобный ответ рассердил, и он едва не вызывал Александра Сергеевича на дуэль. Только разговор с другом последнего, С. А. Соболевским, убедил его, что Пушкин вовсе не хотел никого оскорбить. Хотя великий русский поэт и был готов к такому исходу, более того, он думал, что именно Муравьев будет его убийцей, предсказанным когда-то гадалкой.
Кроме Пушкина, к Аполлону Бельведерскому обращался также Н. А. Некрасов, но его стихотворение носит скорее насмешливый характер. Это отрывок из произведения «Железная дорога». Там слышно порицание тех, кто не может разглядеть искусство и, фактически, крадёт достояния древности, увозя в другие страны.
Гораздо большей красотой отличается произведение «Аполлон Бельведерский» А. А. Фета, одного из самых талантливых русских поэтов. Оно целиком посвящено скульптуре и тому величию, которое в ней видно. Фет мастерски показывает даже не саму статую, а сцену, которая за ней стоит. Аполлон только что убил Пифона, тетива на его луке ещё дрожит, а меж тем сам змей ещё бьётся в предсмертной агонии. «Аполлон Бельведерский» оживает в этих строках и становится настоящим солнечным богом, прекрасным воином и победителем.
Рождение Пана
История Пана начинается задолго до его рождения. Дело в том, что отцом его считается Гермес, который унаследовал от Зевса его любовь к противоположному полу. Как и отец, бог хитрости редко пропускал красивых девушек, каким бы рангом они не обладали. Однажды он влюбился в дриаду Дриопу, с которой у него были достаточно «романтические» отношения. В результате этого недолговечного союза на свет и появился Пан. Легенда гласит, что родился он в лесах Аркадии.
Также есть легенда, которая говорит, что Пан являлся сыном Гермеса и смертной девушки Пенелопы (жены Одиссея, которая, судя по этой легенде, не дождалась мужа с осады Трои и вступила в половую связь со всеми 108 «женихами» разом, в числе которых был и Гермес). Данная легенда гласит, что именно из-за этого проступка у Пенелопы родился столь странный ребенок, с божественными способностями, но смертный.
Однако родился малыш с необычной внешностью. На голове у него располагались козьи рога, все его тело было покрыто густой шерстью, а на лице у него росла козлиная бородка. При этом, вместо ног у него были копыта. При этом, он родился непомерно умным и шустрым. Вместо того, чтобы вести себя как обычный младенец, Пан подскочил, залился истерическим смехом и стал бегать и скакать по всей своей обители.
Дриопа, ожидавшая появление обычного ребенка, еще бы стерпела необычную внешность Пана, но его сумасшедшее поведение окончательно напугало юную дриаду, в результате чего она просто сбежала, оставив малыша наедине с самим собою.
Однако Пану повезло, ибо быстрый Гермес не оставил его одного. Он видел все произошедшее, но ни поведение ребенка, ни его отторгающая внешность не вызвали у него отвращения. Гермес спустился на землю, на своих крылатых сандалиях, подобрал ребенка, завернул его в шкуры животных и забрал его с собою на Олимп.
Святость места, где он находился, ничуть не смутили малыша
Своей необычной внешностью он привлек внимание всех олимпийцев, а своим необычным поведением – развеселил их всех до слез. Особенно восторгался невиданным существом Дионис, которому больше всех пришелся по душе сын Гермеса
И прозвали тогда боги ребенка Паном, т.к. подарил он им всем великую радость.
Чему покровительствовали
В самом общем виде сферу влияния девяти муз можно разделить на три значительных сектора: науку, поэзию и музыку и, наконец, театр. Конечно, такое деление не является полноценным и дает лишь смутное представление о таком божестве, как муза.
Обращаясь к конкретике, отметим, что древние греки были очень внимательны к различным деталям, обстоятельствам, тонкостям, которые современному человеку показались бы незначительными. Все античное искусство поражает четкостью и строгостью форм.
Неудивительно, что этот же подход греков был применен и к музам. К примеру, у эпической и лирической поэзии были отдельные покровительницы. То же самое касалось трагедии и комедии.
Теперь, когда мы в общих чертах разобрались в том, чему покровительствовали музы Древней Греции, поговорим о каждой из них отдельно.
Герои Олимпа[]
Дом Аида
Когда Перси видит дедушку Аполлона, титана Кея, он замечает сходство их улыбок. Также Фавоний упоминает Аполлона в своем рассказе.
Кровь Олимпа
В Итаке Гера/Юнона замечает, что Аполлона и Артемиду можно найти на Делосе.
Причалив на корабле к Делосу, Лео, Хейзел и Фрэнк находят Близнецов, которые говорят, что только на этом острове они не страдают раздвоением личности. Аполлон выражает сильное несогласие с действиями Октавиана и открывает, что потерял дар пророчества, так как Пифон опять закрыл пещеру в Дельфах. Лео наедине советуется с богом на счет своего плана уничтожения Геи, на что Аполлон отвечает, что таким же способом победили Урана. Он также предупреждает, что любой смертный, находящийся рядом с Геей, будет уничтожен, и что последний ингредиент Сыворотки жизни — Пилосская мята, но сорвать это растение могут только Артемида и Аполлон. Бог помогает Лео в обмен на вальдезинатор, его изобретение.
Когда Рейна наконец привезла Афину Парфенос на Холм полукровок, все боги излечились от раздвоения личности. Тогда Артемида и Аполлон покинули Делос чтобы участвовать в битве. Они помогли убить нескольких гигантов.
После битвы Зевс наказывает Аполлона, не только за поощрение действий Октавиана, но и за раскрытие пророчества так скоро. Он отправляет бога света на Олимп.
Аполлон является одним из 12 олимпийских богов
Аполлон является одним из 12 олимпийских богов, которые проживали на вершине горы Олимп. Олимпийцы — это раса божеств, которые являются третьим или четвертым поколением бессмертных существ, им поклонялись как основным божествам греческого пантеона. Олимпийцам удалось стать высшими божествами после долгой десятилетней борьбы, известной как титаномахия. В этой борьбе отец Аполлона Зевс привел своих братьев и сестер к победе над Титанами, которые были правящими божествами в то время. Хотя на горе Олимп есть несколько бессмертных жителей, только 12 из них считаются наиболее важными. К ним относятся дети Титанов Кронос и Рея; а именно Зевс, Гера, Посейдон, Деметра и Гестия; вместе с главными потомками Зевса; а именно, Афиной, Аполлоном, Артемидой, Аресом, Гефестом, Гермесом, Дионисом и Афродитой. Аполлон является одним из наиболее важных олимпийских божеств. Считалось, что даже боги боялись его и только его отец и мать могли легко перенести его присутствие.
Фрагмент эллинистического рельефа с изображением двенадцати олимпийцев
Аполлон в мифах
Имя бога часто встречается в мифах.
Самые известные из них — повествование о том, как разозлился Аполлон на Марсия, возомнившего себя более талантливым игроком на флейте, чем сам бог.
Миф о разгневанных Аполлоне и Артемиде, которые обрушили несчастья на Ниобу, смертную женщину, королеву Фив и жену Амфиона, которая посмела похвастаться тем, что она лучше Лето (матери богов близнецов), так как у той было всего двое детей, а у нее — четырнадцать.
Еще один популярный миф — миф о Кассандре, которую Аполлон, воспылавший к девушке безумной страстью, сначала наградил даром пророчества, а потом, узнав, что ее любовь безответна, убедил людей в том, что Кассандре нельзя верить.
Также Аполлону приписывают убийство Ахилла: говорят, именно он направил стрелу, которая попала в самое уязвимое место герою Троянской войны.
Как-то, согласно мифам, Аполлон стал жертвой своего брата-обманщика — Гермеса: тот украл у бога стадо и спрятался в пещере, где создал из панциря черепахи первую лиру.
Аполлон, узнав от Зевса о том, где скрывается Гермес, нашел сводного брата. Но бог солнца был так очарован звуками лиры, что просто обменял свое стадо на удивительный музыкальный инструмент.
Скульптуры по всему миру
Фото бога Аполлона с описанием ярко показывают, какие прекрасные скульптуры создавали мастера на протяжении всей человеческой истории. Это истинное воплощение мужской красоты. Иногда он был окружён статуями муз.
Несколько скульптур можно найти в Москве.
Сад Аквариум
Большой театр
Летний сад в Санкт-Петербурге
Встречаются скульптуры в других странах.
Дворцово-парковых ансамбль Версаль во Франции, Грот Аполлона.
Версаль, Купальня Аполлона.
Ницца, Франция. Фонтан «Солнце» (дю Солей).
Гранд-Опера, Париж, Франция.
Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Германия.
Главный храм в Дельфах по-прежнему поражает своей красотой.
Черты характера
Столь редкое, в самом прямом смысле «божественное» имя определяет самоощущение и мировоззрение его обладателя. Сам Аполлон верит, что он — человек особый, и его миссия здесь тоже необычна. Парень ставит себя выше всех обычных людских категорий и радостей. Он растет спокойным и мечтательным ребенком. Его страсть – книги, где повествуется о необычных и захватывающих приключениях и любви. От сверстников и одноклассников он держится в стороне, мальчишеские проделки его не привлекают. Правда, например, дать списать домашнее задание или контрольную никогда не отказывается.
Вырастая, представитель имени Аполлон превращается в активного и жизнелюбивого мужчину. Хотя сразу этого и не разглядеть – склонность сдерживать свои порывы и проявления делает его в глазах окружающих спокойным и холодным, а зачастую и вовсе высокомерным. Внешним влияниям он не поддается. Если кому-то что-то от него понадобилось, то угрозы лучше убрать в сторону и вооружиться обаянием и аргументами, дабы заинтересовать эту «божественную» личность.
Холодность и высокомерие Аполлона можно преодолеть, если вызвать его на разговор о чем-нибудь волнующем и необычном. Тогда он раскроется совсем другой, совершенно удивительной своей стороной. Есть еще один момент, и его стоит опасаться: вся страсть характера парня при неверном применении может обратиться в пагубное пристрастие к азартным играм.
Совсем неудивительно, что этот мужчина стремится быть во всем и везде первым. Веры в свои способности ему не занимать, да и других он умеет убедить в том, что «он может». Неудачи ложатся тяжким грузом на его сердце. Просто взять и перешагнуть через свое поражение или ошибку он не может.
Аполлон – очень сложная и неоднозначная натура. Фантастическое воображение этого мечтателя и фантазера способно увести его в миры, далекие от реальности. Поэтому тайна имени состоит в том, что в этом человеке порой можно разглядеть двоих: первый – сильный мужчина, способный покорить любые вершины, второй – несчастный усталый парень, которому приходится ежедневно решать множество проблем и просто бороться за выживание. У него превосходная память и сильная интуиция.
Миссия «Аполлон»
«Аполлон» — одна из самых масштабных и известных программ НАСА. В 1961 году, вскоре после полёта Юрия Гагарина, президент США Джон Кеннеди поставил задачу высадить человека на Луну – и этим человеком во чтобы то ни стало должен был стать американец.
Эта задача была настолько амбициозной, что каждый её этап порождал выдающиеся достижения одно за другим, расширяя границы возможностей человечества. Для начала нужно было создать ракету, которая смогла бы вывести на орбиту всё необходимое для полёта к Луне и обратно. Знаменитый немецкий конструктор Вернер фон Браун, один из основоположников ракетостроения, взялся за решение этой проблемы. Ему первому удалось создать баллистическую ракету «Фау-2», которая, перелетая через Ла-Манш, бомбардировала английские города во время Второй Мировой войны. Теперь же его детище должно было послужить куда более благородной цели – забросить человека на спутник Земли. Результатом его работы стало создание «Сатурна V». Эта ракета и по сей день остаётся самой тяжёлой, самой грузоподъемной, самой большой и самой мощной из созданных человеком.
3-х местные «Аполлоны», названные в честь древнегреческого божества, специально создавались для отправки астронавтов к Луне. Эта серия стала ответом на успехи советской космической программы и была призвана обеспечить фору Соединённым Штатам Америки в технологической гонке с Советами. С 1968 года за семь лет было произведено 15 успешных стартов. 20 июля 1969 года командир «Аполлона-11» Нил Армстронг впервые в истории ступил на поверхность Луны: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». После него на Луне побывали ещё 5 «Аполлонов» и 11 человек. На сегодняшний день шесть пилотируемых посадок на Луну в рамках программы «Аполлон» — это единственные случаи высадки человека на астрономическое тело вне Земли.
Характеристика имени по буквам
А – активность, тяга к начинаниям, желание достичь успеха в жизни, стремление к комфорту. Носитель имени с этой буквой обладает силой и стойкостью духа, самостоятельностью, внешней яркостью, лидерскими качествами. Поступает по-своему, не любит подстраиваться под других людей. Буква «А» в начале имени символизирует трудолюбие, упорство в достижении целей, инициативность. В любовных отношениях такой человек стремится к лидерству и разнообразию.
П – богатство идеями, развитые аналитические способности, напористость в достижении целей. Такой человек стремится к самоутверждению. Следит за своей внешностью, старается всегда выглядеть безупречно. Склонен к азарту и необдуманным действиям. Любит сплетничать.
О – активность, упрямство в достижении желаемого, стремление к чувственному познанию мира и себя, проницательность. Носитель имени с этой буквой умеет распоряжаться деньгами. Это жизнерадостный, добрый и отзывчивый человек. В любви способен на глубокие искренние чувства. Повтор буквы в имени наделяет его обладателя умением реалистично смотреть на вещи, усиливает интуицию.
Л – эстетический взгляд на вещи, творческие способности. Такой человек интересен в общении, умеет располагать к себе, уступать и подстраиваться под других людей. Обожает сюрпризы и нестандартные ситуации. Умеет любить, хранит верность избраннику. Желает делиться знаниями, эмоциями и ощущениями со второй половинкой. Сильно привязан к родным людям. Повтор буквы в имени наделяет его обладателя стремлением к внешней и внутренней красоте.
Гефест
Сын Зевса и Геры. Он родился некрасивым, и Гера, не желавшая, чтобы ее уродливый сын оставался на Олимпе, сбросила его вниз. Гефеста воспитали морские богини Эвринома, дочь Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Он вырос некрасивым и хромым, но сильным.
Гефест был замечательным кузнецом: он создавал изумительные украшения из золота и серебра и это он выковал Ахиллу оружие и великолепный щит. Матери Гефест со временем отомстил, приковав ее к креслу. По одной из версий, позднее Зевс вышвырнул Гефеста с Олимпа за то, что он заступался за Геру. Упав с Олимпа, Гефест попал на остров Лимнос. Его женой была прекрасная богиня Афродита. Гефест (у римлян — Вулкан) — бог огня, бог-кузнец.
Муза эпической поэзии и знаний
Если взглянуть на фото, музы Древней Греции довольно похожи между собой. Так, покровительницу истории Клио неискушенный может легко спутать с Каллиопой, которая также традиционно изображается со свитком и палочкой для письма.
В отличие от своей сестры, Каллиопа покровительствует эпической поэзии и знанию. Возможно, этим и обусловлено внешнее сходство, ведь именно эпическое произведение древней Греции невозможно представить без положенного в основу сюжета исторического события. В данном случае речь идет не обязательно о реальном факте истории – освещению может подлежать и вымышленный факт.