Ямная культура

Оглавление

Примечания

  1. Клейн Л. С. Рецензия на: Курганы степной части междуречья Дуная и Днестра. — МАСП. — Одесса, 1970. — Вып. 6 // Советская археология. — 1975. — № 1. — С. 297—304.
  2. Кульбака В., Качур В. Індоєвропейські племена епохи палеометалу. — Маріуполь: Рената, 2000. — 80 с.
  3. Мурзин В. Ю. Города на колёсах // Мелітопольский краеведческий журнал, 2018, № 12, с. 26-31
  4. Третьяков Н. Н., Монгайт А. Л. (ред.) Очерки истории СССР — М.: Академия наук СССР, 1956. — 633 c.
  5. . РИА.
  6. . Nature.com.
  7. ↑ .
  8. ↑ .
  9. Johann Grolle, DER SPIEGEL.  (нем.). www.spiegel.de. Дата обращения: 27 июня 2021.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 сентября 2008.
  11. Ямная культура / Мерперт Н. Я. // Экслибрис — Яя. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 30).
  12. Шишлина Н. И. Северо-западный Прикаспий в эпоху Бронзы (V—III тысячелетия до н. э.). Монография. — М.: ГИМ, 2007. — 400 с. — (ТрГИМ. Выпуск 165).

Ссылки [ править ]

  1. ^ .
  2. , стр. 307.
  3. ^ .
  4. ^
  5. .
  6. , «доказательства в поддержку теории задней миграции из шнуровой керамики, связанныхнаселениемкоторые способствовали к истокам культуры синташтинской на Урале и их потомков, андроновской.»
  7. ^ .
  8. ^ .
  9. ^ Гиббонс, Энн (10 июня 2015 г.). . Наука . AAAS.
  10. , стр. 300-370.
  11. ^ .
  12. .
  13. , стр. 215.
  14. , стр. 182.
  15. ^ , стр. 275.
  16. , стр. 300.
  17. , стр. 210-211.
  18. ^ , стр. 321.
  19. , стр. 274-277, 317-320.
  20. , стр. 49.
  21. , стр. 45.
  22. , стр. 47.
  23. , стр. 301-302.
  24. , стр. 303.
  25. , с. 94.
  26. ^ , стр. необходима страница .
  27. ^ Циммер, Карл (10 июня 2015 г.). . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 декабря 2020 .
  28. , стр. 43.
  29. .
  30. ^ .
  31. , стр. 36.
  32. , р. 1-19.
  33. Долуханов, Павел М. (2003). . Обзор Японии . 15 : 175–186. Архивировано из 09.06.2016.
  34. , стр. 8.
  35. .
  36. , стр. 33.
  37. .
  38. .
  39. , pp. 383-385.
  40. .
  41. .
  42. ^ .
  43. С. 121–124.
  44. , стр. 5.
  45. .
  46. .
  47. .
  48. .
  49. С. 121–122.
  50. ^ .
  51. , стр.123.
  52. ^ .
  53. .

«Трипольская культура. Ямная культура»

Трипольская культура

 Трипольская культура — энеолитическая археологическая культура (конец VI тыс. до н.э. — сер. III тыс. до нашей эры), названная по месту открытия у с. Триполье недалеко от Киева. Была распространена в эпоху энеолита на территории Украины на запад от Днепра и в Молдавии, а также в восточной Румынии, где ее называют культурой Кукутень (или кукутень-трипольская культура). Наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. На смену трипольцам пришли народы ямной культуры.

Один из главных путей расселения древнейших земледельцев и животноводов начинался в Южной Анатолии и вел на запад по островам Эгейского моря в Восточную Грецию, а затем в Прикарпатье. В VII тыс. до нашей эры выходцы из Анатолии принесли с собой навыки воспроизводящего хозяйства, культурные растения (пшеницу, ячмень, чечевицу), домашних животных (овец, коз), ближневосточную культуру и язык. Эти люди принадлежали к восточно-средиземноморскому антропологическому типу, который характеризуется грациозностью (тонкокостностью), невысоким ростом, темной пигментацией, скошенным лбом и крупным носом своеобразной формы.

Анализ артефактов этой археологической культуры демонстрирует выразительные малоазиатские параллели: набор одомашненных растений и животных, чьи дикие предки из Ближнего Востока, типология керамики, культы женского божества плодородия, священного быка, небесного змея, ритуальные захоронения детей и бычьих голов под полом жилищ и т. д.

Соседями трипольцев были племена собирателей и охотников так называемые культуры шнуровой керамики, которых считают предками индоевропейцев. От трипольцев пращуры индоевропейцев получили навыки земледелия и скотоводства, которые перенимались вместе с соответствующей терминологией. Сельскохозяйственная лексика индоевропейских народов в значительной мере имеет ближневосточное происхождение: шумерское, прасемитское и другие. К таким заимствованиям относятся слова: селек — свекла; давир — двор; коу — корова; цабалъ — цыбуля, лук; хита — жито, пшеница; кивса — овца.

Ямная культура

Культура шнуровой керамики, или культура боевых топоров, или Культура одиночных могил (ямная культура) — огромный археологический пласт в Европе, ранний — с позднего неолита, поздний — в раннем бронзовом веке (3200 до н. э. — 2900 до н.э. — 2300 до н. э. — 1800 до н.э.). Племена этой культуры часто считают первыми индоевропейцами на территории Средней Европы.

Названия «шнуровой керамики» и «одиночных могил» основаны на характерном способе орнаментации керамики и погребальном обряде. Название «боевых топоров» возникло благодаря обычаю этих людей класть в мужские могилы каменный боевой топор.

Памятники культуры шнуровой керамики, послужившей прототипом для культуры боевых топоров обнаружены в Центральной Европе, в основном в Германии и Польше, и представляют собой характерную керамику: на влажную глину наносились отпечатками льняных или пеньковых веревок. Для культуры типичны очень маленькие поселения и земледелие, а также содержание домашнего скота. Племена вели как оседлый, так и кочевой образ жизни. Использовался колесный транспорт. Основным домашним животным была в отличие от трипольской культуры свинья.

Это конспект по теме «Трипольская культура. Ямная культура». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Политогенез (образование государства)
  • Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.

Преемственность[править | править код]

Ямная культура берёт начало от хвалынской культуры в среднем течении Волги и от среднестоговской культуры в среднем течении Днепра, а также её генетически связывают с культурой воронковидных кубков. Ямная культура сменяется полтавкинской. На западе ямную культуру сменяет катакомбная культура. На востоке — андроновская и срубная культуры. Кеми-Обинская культура Крыма является дериватом Ямной культуры.

Следов археологического влияния ямной культуры в Южной Азии, включая Таджикистан, не найдено. Также лингвистические исследования говорят о том, что языки индо-иранской группы могли прийти в Южную Азию не 3000 — 2500 лет до нашей эры, а позднее — между 2300—1200 гг. до н. э. Эти выводы вызвали новый поиск источника для языков, которые распространялись в тот период. В итоге исследование показало, что не наблюдается массовой миграции кочевников-степняков в Южную Азию от ямной культуры в раннем бронзовом веке и ей подобных; однако, возможно, шла миграция от степных культур в поздний бронзовый век.

В исследовании от 2018 года, опубликованном в журнале Science, была проведена обширная работа по генетическому исследованию и сравнению разных культур и периодов с целью уточнения миграций ямной культуры и её влияния на распространению индоевропейцев и индоевропейских языков. Исследователи, опираясь на степную и курганную гипотезы, постарались сопоставить генетические исследования с археологией и лингвистическими экспертизами языков. Согласно им, ямная культура (3600—2300 года до н. э.) при миграции с западной части Евразии пришла в Европу и Азию в раннем бронзовом веке (~ 3000 г. до н. э.) и принесла с собой индоевропейские языки, плюс, возможно, владение лошадьми. Однако в новом исследовании 74-х образцов от людей из Средней Азии и Анатолии это не подтверждается. Древние носители этих геномов владели лошадьми и умели их разводить как домашних животных, но эти люди — ботайцы — не были близки по генетике Ямной культуре. Также выявлены несколько путей миграции из Южной Азии, при этом по времени они были и раньше Ямной культуры и позже, но не попадали по срокам на время развития Ямной культуры.

Таким образом, не было найдено доказательств того, что именно Ямная культура массивной миграцией привнесла в бронзовом веке в Анатолию индоевропейские языки. При этом сами ИЕ языки в Анатолии уже были, но таким образом Ямная культура не имела отношения к их распространению. Ямная культура имела ограниченный прямой генетический эффект именно в Азии, но не в Европе. В генетических скринингах захоронений неолита Центральной и Западной Европы, влияние Ямной культуры имеет подтверждения за период 3000 — 2500 лет до нашей эры, что позволяет предположить происхождение хотя бы некоторых индоевропейских языков в Европе от ямной культуры (Степная гипотеза). Люди ямной культуры, скорее всего, не владели навыками в обучении и приручении лошадей, которыми обладала Ботайская культура. Однако, позиция авторов остается уязвимой: всё, что говорит об одомашнивании ботайцами лошадей, — следы лошадиного молока на стенках сосудов, но пить это молоко можно и без использования лошадей в качестве тяглового или вьючного, или верхового животного. Также отмечается, хетты не составляли большинства населения своей империи (к ним принадлежала лишь знать), что также может быть основанием для определённого скептицизма.

Рекомендации

  1. (in) Джеймс Патрик Мэллори , «Ямная культура», в Энциклопедии индоевропейской культуры , Фицрой Дирборн, 1997 г.
  2. (in) Бенджамин В. Фортсон, Индоевропейский язык и культура: введение (Blackwell Publishing, 2004), стр.  43.
  3. ↑ и
  4. (in) Дэвид У. Энтони, Лошадь, Колесо и Язык: Как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир (2007)
  5. (in) Павел г-н Долуханов , Ранние славяне. Восточная Европа от первоначального заселения до Киевской Руси , Лонгман,1996 г., стр.  94
  6. ↑ и
  7. Согласно (в) Энн Гиббонс , »  Революция в эволюции человека  «, Science , vol.  349, п о  6246,24 июля 2015 г., стр.  362-366
  8. ↑ и .
  9. .
  10. .

Археологические останки

Из собраний Государственного Эрмитажа.

Антропоморфные стелы

Антропоморфные стелы Украины, культуры ямной, восходящие к III — го тысячелетия до нашей эры. Ж.-К.

Курганные стелы или антропоморфные стелы представляют собой набор типов стел, наиболее часто представляющих мужчину с руками или женщину, найденных в степях Восточной Европы и Центральной Азии на протяжении 3000 лет. Первые антропоморфные стелы начиная с IV — го тысячелетия до н.э. и связаны с ямным горизонтом раннего бронзового века, особенно в культурном Кеми Обах в Крыме и прилегающей к степной зоне. В Украине их насчитывается около трехсот, в основном это очень грубые каменные плиты с простой схематично выступающей головой и некоторыми особенностями, такими как глаза или грудь, вырезанные из камня. Около двадцати экземпляров, называемых статуями менгиров, более сложны, с украшениями, оружием, фигурами людей или животных. Эти антропоморфные стелы были представлены некоторыми специалистами, такими как Мария Гимбутас, как часть «степного пакета» и как свидетельство распространения на запад «курганной цивилизации». Согласно Christian Jeunesse, именно культура Майкопа стала бы колыбелью этих нововведений, которые впоследствии были переданы этими степными популяциями.

На более грубых статуях невозможно различить пол, но чаще он легко узнаваем: мужчины с усами (иногда с бородой), в костюмах с нагрудниками и металлическими поясами, иногда с саблями и т. Д .; женщины обнажают грудь, носят специальные головные уборы, шейные пояса или ожерелья и т. д.

Особенности захоронений

Основные памятники майкопской культуры – курганные погребения, то есть захоронения под искусственной насыпью. С умершим в могилу клали оружие, украшения, утварь. С вождями также хоронили специально умерщвлённых людей – черта, характерная для многих первобытных культур. Величина кургана зависела от статуса покойного: вождей хоронили под большими курганами, простых людей – под меньшими. Зачастую снаружи погребение по кругу обкладывалось камнями (так называемый кромлех, черта мегалитических культур).

Перед тем, как предать тело земле, покойных посыпали охрой. Это происходило и в ямной археологической культуре. Некоторые ученые считают, что у народов, входивших в эти культуры, было развито поклонение огню, а красный цвет охры – его символ. Положение тела в могиле – лежа скорчено, преимущественно на правом боку.

Могила обычно выглядит как квадратная или прямоугольная яма в кургане или же располагается на поверхности, на огороженном месте. Изредка встречаются овальные ямы. Также редко, но бывает канавка, разделяющая могилу на части.

Попадаются и очень крупные могилы. Сверху все они засыпались землей или камнями. Перекрытие делали из дерева (плашек или коры), на которое насыпался камень. Встречается укрепление могил с помощью деревянной рамы, поверху оно могло также перекрываться деревом, в результате образуя сруб, возвышающийся над землёй. Могилы с обкладками из камней иногда накрывались каменными плитами.

Редкими для майкопской культуры являются катакомбные захоронения.

Статьи по Теме

  • Курган
  • Курганская гипотеза
  • Антропоморфная стела
  • Список понтийских культур
  • Майкопская культура
  • Хвалынская культура
  • Средний Стог Культура
  • Культура ямных могил (Италия)
  • Индо-иранская миграция

Неолит

↑ Мезолит
Балканы
  • Культура Димини
  • Культура Гумельница-Кодъядермен-Караново
  • Хамангия Культура
  • Культура Караново
  • Культура Сескло
  • Культура Старчево
  • Культура Винчи
  • Кикладская культура
южная Европа
  • Культура печатной керамики
  • Культура кардиальной керамики
  • Культура Бутмира
  • Культура Катиньяно
  • Гаудо культура
  • Культура Гуадоне
  • Культура Латерцы
  • Вучедол культура
Восточная Европа
  • Культура Чернавода
  • Выращивание Cucuteni-Trypillia
  • Выращивание среднего Днепра
  • Культура Фатьяново-Баланово
  • Хвалынская культура
  • Майкопская культура
  • Усатовская культура
  • Ямная культура
Центральная Европа
  • Культура шаровидных амфор
  • Баденская культура
  • Культура шнуровой керамики
  • Культура озера Мондзее
  • Lengyel культура
  • Ленточная культура
  • Выращивание сосудов-воронок
западная Европа
  • Artenacien
  • Культура Баальберге
  • Campaniform культура
  • Chasséen
  • Культура Cortaillod
  • Культура Михельсберга
  • Pfyn Культура
  • Rössen культура
  • Культура Сена-Уаза-Марна
Средний Восток
  • Докерамический неолит А
  • Докерамический неолит B
  • Ярмукиен
  • Культура Халаф
  • Период Хассуны
  • Самаррский период
  • Период ожирения
  • Культура Шулавери-Шому
Азия
  • Афанасьевская культура
  • Ботайская культура
  • Бойсманская культура
  • Культура Мехргарх
  • Список неолитических культур в Китае
↓ Бронзовый век

Бронзовый век

↑ Неолит
Бронзовый век Бронзовый век  · Средняя бронза  · Поздняя бронза
Средний Восток Культура colchidienne  · Культура Триалети
Греция Эгейская цивилизация  · Кикладская культура  · Минойская цивилизация  · Элладская  цивилизация · Микенская цивилизация
Восточная Европа Культура Эзеро  (in)  · Культура Тшцинец  (in)  · Катакомбная культура  · Срубная культура  · Культура Майкоп  · Культура Абашево
западная Европа Бронзовый век в Европе  · Атлантический бронзовый век  · Британский бронзовый век  · Культура Уэссекса  · Культура Деверел-Римбери  (in)  · Фаза Эварт Парк  (en)  · Фаза Уилбертон-Уоллингтон  (in)  · Культура Эльп  (in)  · Возраст датской бронзы  · Культура Унетице  · Культурный курган  · Культура Урнфилд  · Лужицкая культура  · Культура Гальштата  · Террамаре  · Культура Апеннин  · Культура Аргарид  · Юго-запад от бронзового века Иберия  (en)
Центральная Азия Андроновская культура  · Культура Карасук  · Культура Намазга  · Бактрийско-Маргианский археологический комплекс  · Цивилизация долины Инда
Восточная Азия Тагарская культура  · Культура Глазкова  (in)  · Бронзовый век в Китае  · Эпоха керамики Мумун
↓ Железный век

История украины

Предыстория и древность Ямная культура (-3200 / -2300)  · Катакомбная культура (-2800 / -2200)  · Скифы (- VIII e / II e )  · Босфорское царство (-438 / -370)  · Сарматы (- V e / — IV e )  · Зарубинецкая культура (- III , е / я ул )  · Культура Tcherniakhov ( II , еV — й )  · гуннов империя (370-469)
Средний возраст Оногуры (632-668)  · каганат Руси ( VIII eIX e )  · Хазары ( VI eXI e )  · Киевская Русь (860-1139 / 1240)  · Галицко-Волынское царство (1199-1349)  · Кумания (900-1220)  · золотая Орда (1243-1502)  · Великое княжество Литовское ( XII — е -1795)  · Феодоро (1362-1475)  · Крымское ханство (1441-1783)
Современная эра Речь Посполитая (1569-1795)  · Запорожское казачество (1552-1775)  · Восстание Хмельницкого (1648-1657)  · Казачья Гетманщина (1648-1782)  · Российская империя (1721-1917)  · Королевство Галиция и Лодомерия (1772-1918)
XX — го  века Гетманщина (1918)  · Украинская повстанческая революционная армия (1918-1921)  · Управление Украины (1918)  · Западно-Украинская Народная Республика (1918-1919)  · Украинская Народная Республика (1917-1920)  · Украинская Советская Социалистическая Республика (1918-1991)  · Голодомор (1932-1933)  · Рейхскомиссариат Украина (1941-1944)  · Немецкая оккупация Крыма  · Чернобыльская ядерная катастрофа (1986)  · Украина (1991-)  · Переходный период бывшего Советского Союза (1991-1996)
XXI — го  века Кассетный скандал (2000)  · Оранжевая революция (2004-2005)  · Российско-украинский газовый конфликт (2006-2009)  · Украинский кризис (2013-)
  • Портал предыстории
  • Портал украина
  • Портал России

Истоки [ править ]

Горшок шнуровой , Ямная культура

Истоки ямной культуры

Среднестоговская культура (v.4500-3500 до н.э.)

Усатовская культура (ок. 3500–3000 до н. Э.)

Хвалынская культура (ок. 4900–3500 до н. Э.)

Расположение ранней ямной культуры (3400 г. до н.э.), по данным

Наибольшее распространение ямной культуры. Ca. 3500 истоков усатовской культуры; 3400 истоков Ямной; ок. 3400-3200 расширение Ямной степи через Причерноморско-Каспийскую степь; c.3000 конец трипольской культуры и превращение Ямной в шнуровую керамику в зоне контакта к востоку от Карпатских гор; 3100-2600 Ямная-экспансия в долину Дуная.

Согласно , «происхождение ямной культуры до сих пор остается предметом споров», причем предложения о ее происхождении указывают как на Хвалынск, так и на Средний Стог. Хвалынск культуры (4700-3800 до н.э.) (средняя Волга) и Дон на основе культуры Репина (ca.3950-3300 до н.э.) в восточной Pontic-Каспийской степи, и тесно связаны среднестоговской Культура стогов (ок. 4500–3500 до н. Э.) В западных Причерноморско-Каспийских степях предшествовала ямной культуре (3300–2500 до н. Э.).

По словам Энтони (2007), культура Ямная (3300-2600 до н.э.) возникла в ДонВолга площадью в ок 3400 г. до н. Э., предшествовавшей хвалынской культуре среднего Поволжья и репинской культуре на Дону ( ок.  3950–3300 гг . До н.э.), утверждая, что поздняя керамика этих двух культур едва ли может отличить от раннеямной керамики. Более ранняя преемственность от энеолитической, но в основном самарской культуры охотников-собирателей и влияние более сельскохозяйственной Днепровско-Донецкой II очевидны.

С другой стороны, Парпола (2015) связывает культуру шнуровой посуды и ямную культуру с позднетрипольской культурой. Он выдвигает гипотезу, что «культура Триполье была захвачена носителями языка PIE примерно в 4000 г. до н.э.» и что на своей последней стадии культура Триполье распространилась на степи, трансформировавшись в различные региональные культуры, которые слились с поздним Скотоводческие культуры Среднего Стога. Это дало начало ямной культуре.

Согласно Энтони (2007), раннеямненский горизонт быстро распространился по понтийско-каспийской степи между c.  3400 и 3200 гг. До н. Э .:

По словам Павла Долуханова (1996), появление ямной культуры представляет собой социальное развитие различных местных культур бронзового века, представляющее «выражение социального расслоения и появление кочевых социальных структур типа вождества», которые, в свою очередь, усилили межнациональную жизнь. -групповые контакты между существенно разнородными социальными группами.

На западе ее сменила катакомбная культура (2800–2200 гг. До н.э.); на востоке — полтавской культурой (2700–2100 гг. до н.э.) на Среднем Волге. За этими двумя культурами последовала срубная культура ( 18–12 вв. До н.э.).

Занятия

Основным занятием представителей майкопской культуры было скотоводство, особенно разведение овец. Также занимались они земледелием, об этом свидетельствуют найденные зернотёрки и мотыги.

По-видимому, майкопская культура взаимодействовала с другими посредством торговли. Жителям степей они поставляли бронзовые предметы, которые заняли место медных, ранее прибывавших с Балкан и Карпат. В свою очередь, с юга им привозили бирюзу и лазурит.

Как и другие представители археологических культур эпохи ранней бронзы, майкопцы пользовались повозками. Колеса у них были из цельного дерева.

Люди майкопской культуры хорошо освоили добычу и обработку металлов – золота, бронзы и других. Из них изготавливали посуду, оружие, украшения, ритуальные изображения животных. Методы обработки металла и художественные черты изделий типичны для Ближнего Востока конца IV—первой половины III тысячелетия до н. э., что также говорит в пользу происхождения майкопской археологической культуры оттуда.

Распространение культуры

Поселения майкопцев встречаются большей частью в горах, в ущельях. Это было обосновано труднодоступностью для чужеземцев и удобством для обороны. Поселения окружались стенами из камня, возводимыми от неприятеля. Народы майкопской культуры были воинственными, захваченных пленных превращали в рабов.

Памятники майкопской культуры распространены:

  • на равнинах и в предгорьях западной и центральной частей Северного Кавказа и Предкавказья;
  • в бассейнах рек Кубани, Верхней Кумы, Верхнего и Среднего Терека;
  • в районах Черноморского побережья – от Тамани до Новороссийска;
  • в степях Ставропольского края.

Отдельные памятники и единичные находки встречаются:

  • в центральной и южной части Волгоградской области, на севере вплоть до Нижнего Дона и степей Калмыкии;
  • на территории от Северного Причерноморья до Каспийского моря.

Палеоантропология[ | код]

Внешность людей ямной культуры, складывалась из смешения трёх разных фенотипов, соответствующей относительно недавнему, для их временного периода, смешению трёх разных популяций-народов. Средний рост мужчин — 175,5 см. Примерно такое же значение имеет рост современных американцев и французов. Немного ниже были мужчины периода мезолита — 173,2 см. Из известных исследованных образцов ДНК, ясно что «ямники» имели преимущественно карие глаза, тёмные волосы. Кожа была светлее чем у европейцев мезолита, но несколько темнее чем у современных северных европейцев. Данный факты объясняются 25 % примеси ДНК от людей, живших на Иранском плато. Впоследствии ямная культура получила новые волны ДНК от носителей из Европы, и в итоге кожа стала светлее. При других тестах дополнительно выяснилось, что европейцы периода мезолита имели в большей своей части голубые глаза и высокий уровень рыжих волос на Северо — Западе Европы, но ямники имели в своих генах лишь 6 % от этой популяции.[источник не указан 62 дня]

Для населения ямной культуры характерны черепа с низким и ортогнатным лицом, низкими орбитами, сильно выступающим носом, сильно наклонным лбом и мощными надбровными дугами. Население культуры в целом не было однородным. У ряда находок выражены резко европеоидные особенности. На севере волго-уральского ареала население могло быть родственным волосовскому и гаринско-борскому, на востоке — терсекско-ботайскому. Также наблюдается сходство с черепами днепро-донецкой и среднестоговской культур. Предположительно носители ямной культуры были потомками пришельцев с запада и местных жителей хвалынской культуры. Носители ямно-полтавкинской культуры отличаются большей долихокефальностью, высоким и узким лицом, чем ранне-ямной.

В частности, антропологи отмечают, что часть носителей ямной культуры имела тип «долихокранный узколицый и высоколицый», причем с резкой горизонтальной профилированностью и сильным выступанием носа, аналогичный типу, широко распространённому на Северном Кавказе и в Закавказье (куро-аракская и майкопская культуры).

Другая часть носителей ямной культуры (а именно оставившее могильники Чограй, Лола-Архара и Кривая Лука) имели резко противоположный тип суббрахикранный, с тенденцией к брахикрании, широколицый и высоколицый, с чётко выраженными европеоидными чертами тип (который ещё сохраняется в Прикаспии), аналогии — краниологическая серия из могильника Джарарат (Армения).

Погребения[править | править код]

Погребение ямной культуры. Волгоградская область

Характерной чертой ямной культуры является захоронение умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми коленями. Тела посыпались охрой. Захоронения в курганах были множественными и зачастую производились в разное время. Обнаружены также захоронения животных (коровы, свиньи, овцы, козы и лошади). В степной полосе от реки Дунай на западе до верховьев реки Маныч на востоке насчитывается примерно 160 погребений ямной культуры с остатками колесного транспорта (колёс, возов), а также их глиняные модели и остатки рисунков. Древнейшие из находок датируются по калиброванной шкале 32 веком до н. э..

Четырёхколёсные повозки были обнаружены на берегу реки Ялпух на юго-западе Молдавии, у села Маяки на левобережье Нижнего Днестра, у села Софиевка на реке Ингулец, ещё в одном погребении на Ингуле. Остатки двухколесной повозки происходят из ямного погребения кургана Сторожевая могила у города Днепр. Ещё одна повозка обнаружена в могильнике Первоконстантиновка у Каховки, а остатки двухколесной повозки — у села Аккермень на Мелитопольщине. По одному колесу найдено в ямном погребении у города Ростова, в погребении кургана 7 могильника Герасимовка I, Шумаево II в Приуралье. В Шумаево ОК II/2 найдено 3 колеса, Изобильном I 3/1 — 4 имитации колёс. Оба колеса двухколёсной деревянной арбы из Сторожевой могилы ямной культуры под городом Днепр (III тысячелетие до н. э.) были сделаны из сплошного куска дерева, рассечённого продольно, с круглыми отверстиями для оси и толстыми ступицами.

В районе Самары было найдено захоронение двух людей древностью 3 800 лет. Тела положены рядом друг с другом, лицом к лицу. Как показал анализ исследованного материала, оба человека умерли от чумной палочки, которая имела генетический тип, схожий с Юстиниановой чумой, и обладала способностью жить в блохах и таким образом ускоренно передаваться от человека к человеку. Учитывая что чумная палочка из-под Самары является древнейшим примером подобной мутации у чумы, учёные подтвердили, что массивная миграция населения именно из Ямной культуры дошла до Европы, породила в итоге Культуру шнуровой керамики, а в Центральной Азии и на Алтае — Афанасьевскую культуру. Анализы останков других европейских культур — Срубной, Синташтинской, Потаповской и Андроновской, подтверждают, что чумная палочка имеет связанные генетически линии с той, которую нашли около посёлка Михайловский. Эти культуры представляют собой пример обратной миграции, которую проводили земледельцы этих культур из Европы, вплоть до Центральной Азии.

Физические характеристики

Обследование физических останков ямного народа установило, что они были Европеоид, высокий и массивный. Их головной указатель варьируется в зависимости от региона, с брахицефалия преобладает в его южных и юго-восточных районах, и долихоцефалия преобладает в его северо-восточных районах.

Генетическая основа ряда физических особенностей ямного народа была установлена древняя ДНК (aDNA) исследования, проведенные Haak и другие. (2015), Уайльд и другие. (2014) и Мэтисон и другие. (2015): Они были генетически высокими (фенотипический рост определяется как генетикой, так и факторами окружающей среды), преимущественно темноглазыми (карими), темноволосыми и имели умеренно светлый цвет кожи, хотя и несколько темнее, чем у среднего человека. современный европеец. Несмотря на их пастырский образ жизни, было мало свидетельств стойкость лактазы.

Хозяйство[править | править код]

Ямная культура была преимущественно кочевой скотоводческой, с элементами мотыжного земледелия вблизи рек и на некоторых городищах. Мотыги при этом изготавливались из костей (рогов). «Ямники» создавали колёсные повозки (телеги). Самые ранние находки в Восточной Европе остатков четырёхколёсных повозок обнаружены в подкурганных погребениях ямной культуры (например, «Сторожевая могила» на территории Днепра, могильник у с. Ясски в Одесской обл., Шумаевский могильник в Оренбуржье и т. д.).

Металлическое сырьё «ямники» добывали в Каргалинском горнометаллургическом центре.

Библиография

  • (ru) В. Хаак , И. Лазаридис , Н. Паттерсон и др. , «  Массовая миграция из степи была источником индоевропейских языков в Европе  » , Природа ,2015 г.
  • (ru) Эппи Р. Джонс , «  Геномы верхнего палеолита раскрывают глубокие корни современных евразийцев  » , Nature (обзор) ,2015 г.
  • (ru) Иосиф Лазаридис , «  Древние человеческие геномы предполагают наличие трех предковых популяций современных европейцев  » , Nature (обзор) , vol.  513,2014 г., стр.  409–413
  • (en) Карл Циммер , «  ДНК расшифровывает корни современных европейцев  » , New York Times ,2015 г.
  • (en) Калеб Стром , ямной , на сайте www.ancient-origins.net (по состоянию на 24 июня 2020 г. )
  • (ru) Кристиан Кристиансен , Мортен Э. Аллентофт , Карин М. Фрей и Руне Иверсен , «  Переосмысление теории мобильности и формирования культуры и языка среди культуры шнуровой керамики в Европе  » , Antiquity , vol.  91, п о  356,апрель 2017, стр.  334–347
  • (ru) Чао Нин , Чуан-Чао Ван , Шичжу Гао и Ян Ян , «  Древние геномы раскрывают родословную, связанную с Ямной, и потенциальный источник индоевропейских говорящих в Тянь-Шане железного века  » , Current Biology , vol.  29, п о  15,5 августа 2019, стр.  2526–2532.e4

О других проектах Викимедиа:

Ямная культура , на Викискладе?

Типичные изделия

Особенно характерны для этой культуры бронзовые изделия (мышьяковые и никелевые сплавы). Основные их формы:

  • сосуды (в основном котлы);
  • оружие (топоры, кинжалы, ножи, мотыги, шилья, долота, наконечники копий, мечи);
  • псалии (части узды для запрягания животных).

Найдены вещи из зо­ло­та и се­реб­ра: со­су­ды, фи­гур­ки, ви­соч­ные коль­ца, бу­лав­ки, украшения, на­клад­ки и так далее.

Несмотря на то, что майкопцы уже знали и использовали металлы, они продолжали использовать и орудия предыдущей эпохи. Из камня в основном делали:

  • зернотёрки;
  • пестики;
  • серпы;
  • топоры;
  • тесла, долота;
  • наконечники (кремневые);
  • инструменты для обработки металла, точила;
  • ножи;
  • навершия булав;
  • сосуды.

Из цветных камней (сердолика, лазурита) до нас дошли украшения – браслеты, подвески, бусы.

Также в майкопской культуре использовались кость и рог. Из них делали мотыги, крючки, наконечники, подвески, бусы, молотки, долотца.

Из глины (в основном красной) майкопцы изготавливали утварь. Был известен и гончарный круг. Для керамики характерно хорошо отмученное тесто. В основном она неорнаментированная, однако иногда встречается «жемчужный», врезной и другие орнаменты. Обнаруженные глиняные пряслица говорят о том, что было известно ткачество.