Что такое хет трик в футболе

Оглавление

Подневольные жрецы

Во время богослужения хеттские жрецы исполняли песнопения (часто ритмика этих песен могла заметно влиять на психологическое состояние исполнителя и слушателей), дополняли жертвоприношения ритуальными танцами. В последнем служители богов нередко подражали движениям животных, посвящённых богам.

Являясь особенной кастой среди народа, жрецы должны были на протяжении всей своей жизни придерживаться строгих правил, распространяющихся на священнослужителей. Ежедневно на рассвете они омывали статую своего божества, подносили ему еду и питьё.

Их жизнь – как в храмах, так и дома – была определена суровыми законами и ограничениями. Нарушение жреческого кодекса жестоко наказывалось. Более того, за нерадивость жреца должен был расплачиваться не только он сам, но и все члены его семьи.

Царство Мира

Государство хеттов была одним из самых могущественных царств Древнего мира, она простиралась от Восточной Анатолии до Эгейского моря на западе и от Черного моря на севере почти до Леванта. Империя хеттов поглотила царство Митанни, завладела Северной Сирией, колонизовала западную окраину Малой Азии и конкурировала за владычество с самим Египтом.

Колнониальная и завоевательная политика хеттов была характерна тем, что они стремились решить территориальные конфликты не за счет военных побед, а при помощи дипломатии. Именно при помощи заключения договоров хеттов с представителями элиты соседних государств к державе были присоединены Алалах и Хальпа, Тархунтасса и Каркемиш.

Немецкий историк Франк Штарке писал о хеттах: «Если никакие мирные требования не помогали, хеттский царь предупреждал своего противника: «Боги станут на мою сторону и решат дело в мою пользу».

Хетты не брали с покоренных земель неподъемной дани и даже часто оставляли у власти аннексированной территории прежнего правителя, лишая его, однако, права на проведение независимой политики.

Самым сильным противником Хеттской державы был Египет. В 1275 году до нашей эры недалеко от сирийского города Кадеш состоялось сражение между войсками Рамзеса II и хеттским войском Муваталли II. Эта битва стала первой в истории, чье описание мы можем в источниках обеих воюющих сторон и последней битвой в истории Бронзового века — хетты уже использовали железное оружие.

Долгое сражение так и не привело ни к чьей победе. Муваталли предложил египетскому фараону перемирие, Рамзеc согласился. Хеттские источники приписали в итоге победу хеттам, египетские — египтянам.

Хетты покорили Арцаву, Аххияву, Мису, Вилусу и другие государства на западе Анатолии. Но покоренные восстали и вступили с жившими на островах Эгейского моря «народами моря» антихеттскую коалицию. Между 1200 и 1190 годами до н.э. они дошли до столицы хеттов Хаттусы. Город был взят штурмом.

Мозаика разных культур

Как и многих других древних народов, жизнь хеттов, их быт и важные события в судьбах людей или всего государства были подчинены религии. Хеттские верования нельзя назвать уникальными – в них немало заимствований из хурритской или шумерской мифологии.

Так, например, верховным божеством считался Тешшуб. Его представляли как сурового бога грозы и войн. Один только облик этого божества говорит о том, что хеттская культура представляла собой мозаику разных верований. По образцу аналогичного бога хурритов, Тешшуб держит в одной руке молнии, а в другой сжимает топор.

Также отличительной чертой бога является бородка египетского образца. Несмотря на все эти сходства с религиозными аспектами иных народов, хетты сделали свою культуру особенной и по-своему колоритной.

Кто такие хетты?

Хетты — древнейший из известных нам индоевропейских народов, оставивших после себя письменные памятники. А их язык — древнейший известный родственник (хотя и довольно далекий) русского языка. Хеттский относится к анатолийской группе индоевропейских языков. Согласно современным представлениям, эта группа первой отделилась от общего языка-предка, праиндоевропейского.

Как несложно догадаться из названия группы, говорили на этих языках в Анатолии, то есть на территории современной Турции. Кроме хеттского нам известны лувийский, палайский, лидийский, ликийский, карийский, сидетский и писидийский язык.

От хаттов хеттам досталось имя столицы — Хаттуса, современный этноним и название языка.

Сами хетты называли свой язык неситским — по имени города Неса, который также известен как Канеш.

До раскопок в Хаттусе о хеттах у нас были весьма обрывочные сведения. Они то и дело появляются в Библии: хеттеянки царя Соломона, среди царя Давида был хеттеянин Ахимелех, Господь обещал Иисусу Навину хеттеев от Ливана до Евфрата… Из египетских источников известно, что царь Муваталли II сражался с Рамсесом II в битве при Кадеше, а сын Муваталли II Хаттусили III потом заключил с Рамсесом II мирный договор. Это самый ранний мирный договор, текст которого сохранился. Первые документы на хеттском были найдены в египетском архиве Эль-Амарны, но прочесть их долгое время не могли.

Падение Хеттского царства было частью так называемой катастрофы бронзового века. В XIII–XII веке до н. э. пришли в упадок сразу несколько могущественный государств — Египет эпохи Нового царства, Микены, Троя и Угарит. У этого было несколько причин: набеги народов моря, серия землетрясений, климатические изменения и финансовый кризис.

Пишем письмо на хеттском

Уже по приведенным примерам можно заметить, что хеттские письма имеют четкую структуру. Начинаются они с обозначения отправителя и адресата. Письма или надиктовывались, или записывались со слов отправителя, поэтому начинаются они с формулы: так говорит N. Дальше следует как бы инструкция для гонца или местного писцам, который будет озвучивать текст: скажи X-у.

В письмах подчиненным длинных приветственных формул обычно не было. Если же письмо адресовалось высшему или равному по званию, вставлялись разные благопожелания в духе:

После этого можно было переходить к делу. Если письмо являлось ответом, то сначала обязательно подробно указывалось, на что именно отвечает автор. Часто цитировался фрагмент письма, который требовал ответа, примерно как в функции Replay в современных мессенджерах. Обозначив тему, приступали к ответу. Все части письма отделяли горизонтальными чертами так, чтобы каждый новый тезис был в новом абзаце.

Писцы пользовались тем, что официальные лица сами писем не писали и не читали, и на табличке с административной перепиской дописывали кое-что друг для друга. Писец из провинции мог, пользуясь случаем, попросить своего коллегу в столице порешать какие-нибудь его личные вопросики при дворе. На такую просьбу коллеги Уццу отвечает писец Санда. Уццу работал в канцелярии Тапикки при уже знакомом нам Кассу. Видимо, в предыдущем письме он узнавал у друга из столицы о возможности ходатайствовать о его делах при дворе. Коллега из Хаттусы помещает ответ под письмом с очередными военными поручениями:

В письме речь идет еще и о том, что писец в Тапикке должен передать привет своему шефу Пулли.

Передавать приветы в письмах было крайне важной практикой у хеттов. Когда кто-то забывал это сделать, корреспондент мог открыто написать о своем недовольстве

Когда кто-то забывал это сделать, корреспондент мог открыто написать о своем недовольстве.

Иногда писцы просто знакомились друг с другом в переписке. В египетском архиве Эль-Амарны есть письмо, в котором царь Арцавы пытается сосватать своих дочерей Аменхотепу III. Записав письмо для фараона, писец из Арцавы решил познакомиться с египетским коллегой и после многословного приветствия написал:

С каждым годом количество клинописных табличек увеличивается, и картина жизни этой древней цивилизации становится всё более детальной. Глиняные письма позволяют нам заглянуть в повседневность Хеттского царства. И эта возможность делает памятники эпистолярного жанра одним из самых интересных исторических источников. Так что, если хотите остаться в истории, пишите письма.

Что почитать о хеттах и хеттском языке

  • Иванов Вяч. Вс. От буквы и слога к иероглифу: Системы письма в пространстве и времени. М., 2013.
    Популярный рассказ об истории письма, значительная часть которого посвящена хеттской клинописи.
  • Касьян А. С., Сидельцев А. В. Хеттский язык // Языки мира: реликтовые индоевропейские языки Передней и Центральной Азии. М.: Academia, 2013.
    Самое современное изложение грамматики хеттского языка на русском.
  • Introduction to Hittite — вводный онлайн-курс о хеттском языке на сайте Техасского университета.
  • Bryce T. The kingdom of Hittites. Oxford, 2005; Bryce T. Life and Society in the Hittite World. Oxford, 2002.
    Классические монографии о политической и социальной истории Хеттского царства.
  • Hoffner Jr., Harry A. Letters from the Hittite Kingdom. Atlanta, 2009.
    Академическое издание хеттских писем, на котором во многом основывается эта статья.

Хеттология

История изучения хеттов начинается с XIX века, когда учёные заинтересовались могущественным народом, упомянутым в Библии и жившим к северу от «земли обетованной». Однако масштабное исследование хеттской истории стало возможно только после открытия в 1906 году Богазкёйского архива царей Хатти и расшифровки в 1915—1916 годах чешским лингвистом Бедржихом Грозным хеттской письменности. Один из крупнейших специалистов XX века по хеттам — Оливер Герни.

Хеттологи

  • Бекман, Гэри
  • Брайс, Тревор Роберт
  • Грозный, Бедржих
  • Гютербок, Ганс Густав
  • Оливер Герни
  • Хоффнер, Гарри
  • Ардзинба, Владислав

«Преступления» и наказание у хеттов

Не менее строго хетты относились и к нарушителям старинных обычаев. На одной из древних табличек археологи прочли историю о том, что одному хеттскому царю подали чашу воды, в которой лежал волос. Как выяснилось, принадлежал он водоносу, которого сразу же привели ко двору и казнили. Почему? Его волос мог осквернить «божественного» правителя.

Не менее сурово хетты наказывали тех, кто топал или плевал на дороге. В их понимании всякий путь был символом дороги в вечность, а значит, связующим звеном с предками. Разве стал бы достойный человек топтать прародителей своего народа?

Древнее изображение хеттских воинов

В конце своего рассказа хочу отметить интересную деталь. Немало учёных предполагают, что хетты могли быть родственниками славян. Казалось бы, у этих народов не ничего общего, но хетты с началом упадка в своём государстве начали долгий переход на север. На Южном Урале были открыты несколько древних свидетельств существования там арийской синташтинской культуры, которая открывает нам связь и с хеттским народом. Я уверена, что со временем нам предстоит разгадать ещё немало загадок хеттов.

Самые быстрые хет трики

К рекордам стремятся игроки успешных клубов, но три гола за матч – это особое достижение. Забить в рекордное количество времени максимальное количество голов – наивысший результат форварда. Таким успехом могут похвастаться немногие. Ниже десятка самых скоростных нападающих, оформивших трики в рекордные сроки.

  • Нападающий команды Фенербахче Матея Кежман – 4 минуты (2008).
  • Бомбардир Севильи Яго Аспас – 234 сек (2014).
  • Форвард Орхуса Аарон Йоханнссон – 230 секунд (2012).
  • Игрок Саутгемптона Садио Мане – 3 минуты (2015). 
  • Бомбардир ХИКа Йоэль Похьянпало – 2,5 минуты (2012).
  • Форвард сборной Египта Бассиуни – 155 секунд (2001).
  • Нападающий Борнмута Джеймс Хейтер – 140 секунд (2004).
  • Игрок клуба Индепендьенте Эдуардо Мальони – 110 секунд (1973).
  • Бобардир шотландского клуба Росс Каунти Томми Росс – 1,5 минуты (1964).
  • Игрок Хесслесхольма Магнус Арвидссон – 89 секунд (1995).

Хет трик Магнуса не удавалось побить ни одному игроку. Сам Магнус не ожидал от себя такой результативности на первых минутах матча. После завершения второго тайма в интервью Арвидссон отшучивался перед корреспондентами: «Я даже не успел прицелиться!». Скорость и технику игры этого бомбардира еще долго ставили в пример молодым поколениям футболистов.   

Эти рекордсмены не обрели славу в тех масштабах, которыми могут похвастаться игроки лидирующих клубов Европы и Азии, но их достижения навсегда останутся на страницах истории футбола, как первые значимые победы.  

Расшифровка

Первое существенное утверждение о принадлежности к хеттам было сделано Йоргеном Александром Кнудтзоном в 1902 году в книге, посвященной двум письмам между царем Египта и правителем хеттов, найденным в Эль-Амарне , Египет . Кнудцон утверждал, что хетты были индоевропейцами, в основном из-за своей морфологии . Хотя у него не было двуязычных текстов, он смог частично интерпретировать эти два письма из-за шаблонного характера дипломатической переписки того периода. Его аргумент не был общепринятым, отчасти потому, что морфологические сходства, которые он наблюдал между хеттами и индоевропейцами, можно найти за пределами индоевропейцев, а также потому, что интерпретация букв по праву считалась неопределенной.

Кнудцон был окончательно прав, когда многие таблички, написанные знакомым аккадским клинописью, но на неизвестном языке, были обнаружены Хьюго Винклером в том месте, где сейчас находится деревня Богазкей , Турция, которая была бывшим местом Хаттусы , столицы Хеттское государство. На основе изучения этого обширного , Бедржих Грозный удалось проанализировать язык. Он представил свой аргумент, что язык является индоевропейским, в статье, опубликованной в 1915 году (Hrozný 1915), за которой вскоре последовала грамматика языка (Hrozný 1917). Аргумент Грозного в пользу индоевропейской принадлежности хеттов был полностью современным, хотя и плохо обоснованным

Он сосредоточил внимание на поразительном сходстве в идиосинкразических аспектах морфологии, которые вряд ли возникнут независимо случайно или будут заимствованы. Они включали чередование r / n в основе некоторых существительных ( гетероклитика ) и вокалического абляута , которые оба замечены в чередовании в слове воды между именительным падежом единственного числа, wadar , и родительным падежом единственного числа, wedenas

Он также представил набор регулярных звуковых соответствий. После небольшой первоначальной задержки из-за разрухи во время Первой мировой войны расшифровка, предварительный грамматический анализ и демонстрация индоевропейской принадлежности хеттов Грозного были быстро приняты и более широко обоснованы современными учеными, такими как Эдгар Х. Стуртевант , автор книги. первая научно приемлемая хеттская грамматика с хрестоматией и глоссарием. Самой современной грамматикой хеттского языка в настоящее время является Hoffner and Melchert (2008).

Язылыкая

После осмотра развалин Хаттусы мы решили вернуться и посмотреть урочище Язылыкая (Расписная скала). От Хаттусы к Язылыкая в древности вела церемониальная дорога, по которой проходили религиозные процессии. По сути Язылыкая была частью Хаттусы. Вход в Язылыкаю по тому же билету, что и в Хаттусу. Верней, его никто там не спрашивал.

Язылыкая представляет собой живописное место, окружённое серыми скалами и заросшее лесом.

От ровного пространства, на котором когда-то стоял храм, отходят два узких ущелья, стены которых украшены рельефными изображениями на религиозные темы. Какие-то из этих изображений сохранились хорошо, какие-то не очень. Предполагают, что изображения левого ущелья связаны с празднованием хеттского нового года.

В правом, меньшем ущелье изображения сохранились лучше.

Здесь можно увидеть рельеф странного «человека-меча» с клинком вместо ног и львиными мордами вместо рук. Историки предполагают, что изображён Неаргал, бог подземного царства.

Не очень внятное изображение двух фигур интерпретируют как бога Шаррума, в знак защиты и покровительсва приобнявшего хеттского царя.

А так выглядели эти изображения до разрушения

В скалах имеются искусственные полости, которые, как мы предположили, служили для хранения ритуальных принадлежностей. Однако в этих полостях были найдены остатки кремации, то есть это место было местом захоронения, возможно хеттских царей.

Развалины Хаттусы и святилище Язылыкая превзошли мои ожидания

Город был огромен и расположен в очень красивом и стратегически важном месте, на краю плодородной равнины. Безусловно, сильное и впечатляющее место

Монументальные руины, которым более 3-х тысяч лет, по стилю чётко отличаются от остатков древнегреческих городов, виденных в Анатолии, и от артефактов каких-либо других цивилизаций. Хетты создали самобытную культуру, внушающую уважение.

Промокод от ТравелатаAF300putevyeAF500putevyeСвои путешествия я организую с помощью этих сайтов:

  • авиабилеты — Aviasales
  • отели — Booking и Hotellook
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — Myrentacar, Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik

Хетты: история происхождения

Существует предположение, что этот народ мигрировал на территорию современных Турции и Сирии ещё в глубокой древности с Балканского полуострова. Хотя не исключено, что в этой местности они проживали всегда, являясь коренными жителями региона. В своё время хеттская цивилизация соседствовала с вавилонской и египетской.

Старинные источники, такие как Библия также дают прямое указание на существование такой культуры. Есть сведения, что за тринадцать веков до Рождества Христова между хеттами и Египетским Царством был военный конфликт на Ближнем Востоке. В то время египтяне были внушающей и устрашающей силой. Но им так и не удалось одолеть этот народ. Археологические исследования доказывают культурную связь с вавилонянами и прочими народами, которые проживали в этой местности.

Территория, на которой находилось царство хеттов, была покрыта горными холмами, поэтому о масштабном земледелии речи быть не могло. Им осталось заниматься скотоводством, в чём они весьма преуспели. В распоряжении этого народа были большие запасы металла, благодаря чему у них не было недостатка в оружии. К тому же этот регион был довольно богат древесиной, что давало некоторое преимущество даже перед такими могущественными цивилизациями той эпохи как Вавилон, Египет и Ассирийское царство. Само собой противнику, посягнувшему на земли хеттов было довольно труднее вести бой в непривычных для них условиях гор. Это также давало хеттам преимущество в обороне. Многие соседние народы как раз проживали в областях равнин и речных долин, где было развито земледелие.

Общие черты религии хеттов

Религия древних хеттов неотделима от магии и колдовства, которые
оказали на нее большое влияние. На многочисленных табличках,
найденных археологами, зафиксированы буквально учебники по магии и
ворожбе. Особо были популярны гадания на внутренностях животных.
Боги в понятиях хеттов, как и люди, нуждались в том, чтобы их
кормили, поили, одевали, развлекали танцами и т. п. Поклоняться
богам и видеть их в храме могли только высшие сановники, ибо даже
само помещение храма не позволяло войти в него многим людям. Были
популярны у хеттов и человеческие жертвоприношения, сведения о
которых найдены в государственных архивах хеттов при раскопках.
Причем, сведения о них имеют вид, как что-то само собой
разумеющееся и необходимое. В религии хеттов были распространены
всевозможные аморальные ритуалы, сопровождающие культовые служения
богам. О жизни своих богов хетты судили по себе, приписывая им те
же извращения и жестокости, что были свойственны им. Религия
хеттов, подобно червю, подтачивала моральные устои народа, что
сыграло далеко не последнюю роль в падении этого государства .

История хеттов

Территория проживания древних хеттов. То есть жили они преимущественно на территории современной Турции, а также частично Сирии и Ливана.

Среди историков нет согласия относительно происхождения хеттов, одни полагают, что на территорию нынешней Турции хетты пришли с балканского полуострова, другие считают, что хетты издревле жили на этих землях и ни откуда не приходили. Но даже если хетты пришли на эти земли, то тут они смешались местными племенами и создали новую народность.

Будучи конным народом, хетты стали активно использовать конницу в военных целях, что сделало конных хеттских воинов одними из лучших на древнем Востоке. Вскоре разрозненные хеттские племена объединились в единое государство, положив начало хеттской цивилизации.

Историю хеттского народа делят на три условных периода:

  • древний (1650—1500 гг. до н. э.),
  • средний (1500—1400 гг. до н. э.),
  • новый (1400—1200 гг. до н. э.).

И вот ранее кочевые и обособленные хеттские племена объединяются, а во главе этих объединений встают первые хеттские цари. Однако их власть отнюдь не абсолютная, царь у хеттов лишь «первый среди равных», и правит совместно с так званным панкусом – первоначально собранием всех членов рода, а впоследствии собранием всех боеспособных граждан хеттского общества. Панкусом в свою очередь руководила тулия – совет хеттов-старейшин, куда также входили представители родовой аристократии: братья царя, его сыновья, племянники и прочие родственники.

Государство хеттов было самой настоящей военной демократией, то есть обладало таким государственным устройством, где каждый здоровый мужчина – воин, и каждый воин принимает участие в государственных собраниях. Царь хотя и являлся номинальным главой такого общества, но его власть была не абсолютной и уж точно не безграничной. Если мужчины-воины были не довольны своим царем, то не проблемой было избрать нового.

Еще интересно, что хеттскому царю наследовал не его сын, а усыновленный племянник – сын его сестры. Высоким положением в хеттском обществе обладала и царица, если царь умирал, то она сохраняла свой статус, в то время как жена нового царя была лишь супругой царя.

Впрочем, среди хеттских царей встречались и выдающиеся государственные деятели. Таким, например, был царь Лабарна I, правивший в период около 1675—1650 гг. до н. э. Он был великим реформатором и не менее великим завоевателем. При его правлении хеттское государство окрепло и завоевало еще больше земель. Приемники Лабарны продолжили завоевательную политику, экспансию на восток, где столкнулись с куда более развитыми древними государствами Вавилоном и Египтом. Борьба шла с переменными успехом, но при правлении хетского царя Мурсили I (около 1625—1590 гг. до н. э.) военная удача настолько улыбнулась хеттам, что они покоряют сам Вавилон.

В XIV в. до н. э. Хеттское царство находится на вершине своего могущества, на равных соревнуясь за первенство на древнем Востоке с Египтом и Ассирией. Покоренные народы исправно платят дань, которая стекается в Дом печати – царскую сокровищницу правителей хеттского государства.

В целом история Хеттского царства это история непрерывных войн, которые, то вело со своими соседями, завоевывая новые земли, непрерывно соревнуясь с другими государствами. Но военная удача, увы, изменчива. В XIII в. до н. е. хетты вступают в длительное противостояние с египтянами за ряд земель на территории современной Сирии. Хотя это противостояние, в конце концов, завершилось мирным договором, тем не менее, длительная война очень сильно подорвала силы хеттов, приведшая к кризису, как политическому, так и экономическому.

Битва хеттов с египтянами.

Знать и простые воины были недовольны своими царями, которые не смогли обеспечить победу, а экономика была подорвана непрерывными военными экспедициями.

И вот в XII в. до н. э. уже ослабленное Хеттское государство, некогда основанное воинственными кочевниками, само стало жертвой других таких же кочевников, так званных «народов моря», представляющих коалицию средиземноморских племен.

Разгромив Хеттское государство «народы моря» вторглись в Древний Египет, где были остановлены египтяне, хетты же больше не оправились после этого удара, и навсегда исчезли с исторической сцены.

Литература

  • Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. — М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1982. — 256 с.
  • Волков А. В., Непомнящий Н. Н. Хетты: Неизвестная империя Малой Азии. — М.: Вече, 2004. — 288 с. — Сер.: «Таинственные места Земли». — ISBN 5-9533-0128-6
  • Гиоргадзе Г. Г. Вопросы общественного строя хеттов. — Тбилиси: Мецниереба, 1991. — 192 с.
  • Гиоргадзе Г. Г. Наследование царской власти в древнехеттском государстве: (До Телепину) // Вопросы древней истории (Кавказско-ближневост. сб. III). — Тбилиси, 1970.
  • Гиоргадзе Г. Г. Очерки по социально-экономической истории Хеттского государства: (О непосредственных производителях в хет. о-ве). — Тбилиси: Мецниереба, 1973. — 312 с.
  • Гиоргадзе Г. Г. «Текст Анитты» и некоторые вопросы ранней истории хеттов // Вестник древней истории. 1965. № 4.
  • Гиоргадзе Г. Г. Хеттское царство // История древнего мира. — Кн. I: Ранняя древность / Под ред. И. М. Дьяконова. — М., 1982.
  • Гиоргадзе Г. Г. Хетты и хурриты по древнехеттский источникам // Вестник древней истории. — 1969. — № 1.
  • Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземноморья. — М.: Вост. лит., 1996. — 328 с. — 2 000 экз.
  • Довгяло Г. И. К истории возникновения государства: На материале хеттских клинописных текстов. — Минск: Изд-во БГУ, 1968. — 160 с.
  • Довгяло Г. И. Становление идеологии раннеклассового общества: (На материале клинопис. текстов). — Минск: Изд-во БГУ, 1980. — 162 с.
  • Древние языки Малой Азии: Сб. ст. / Под ред. И. М. Дьяконова, Вяч. Вс. Иванова. — М., 1980.
  • Древняя Анатолия: Сб. / Под ред. Б. Б. Пиотровского, Вяч. Вс. Иванова, В. Г. Ардзимбы. — М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1985. — 256 с.
  • Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа: (История Армян. нагорья с 1500 по 500 г. до н. э.: Хурриты, лувийцы, протоармяне). — Ереван, 1968.
  • Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии. — М., 1967.
  • Замаровский В. Тайны хеттов / Войтех Замаровский; Пер. со словац. — М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1968. — 336 с. — Сер.: «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Золото Л. Прародина хеттов. — М.: Авторская книга, 2012. — 134 с. — ISBN 978-5-91945-196-9
  • Иванов В. В. Происхождение и история хеттского термина раnku — «собрание» // Вестник древней истории. — 1957. — № 4; 1958. — № 1.
  • Керам К. В. Узкое ущелье и чёрная гора / Пер. с нем. — М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1962. — 216 с. — Сер.: «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии. — М.: Наука, Глав. ред. вост. лит., 1983. — 184 с. — Серия «По следам исчезнувших культур Востока».
  • Меликишвили Г. А. Возникновение Хеттского царства и проблема древнейшего населения Закавказья и Малой Азии // Вестник древней истории. — 1965. — № 1.
  • Наговицын А. Е. Магия хеттов. — М.: Трикста, 2004. — 496 с. — Серия «Культуры. Академический Проект».
  • Нуреев Р. М. // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1987. — Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. — С. 58-61. — 606 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-244-00038-1.
  • Хачатрян В. Н. Восточные провинции Хеттской империи: (Вопросы топонимики). — Ереван, 1971.
  • Хетты и хеттская культура: Сб. / Под ред. И. Бороздина. — М.; Л.: Всемир. лит., 1924. — 154 с.: ил. — Сер.: «Культура Востока».

Морфология

Хеттский — старейший засвидетельствованный индоевропейский язык, но в нем отсутствуют некоторые грамматические особенности, которые проявляются в других ранне засвидетельствованных индоевропейских языках, таких как ведический , классическая латынь , древнегреческий , и древнеавестийский . Примечательно, что у хеттов не было системы мужского и женского пола. Вместо этого у него была рудиментарная система классов существительных, основанная на более древнем противопоставлении одушевленного и неодушевленного.

Существительные

Хеттские сгибания в девяти падежах : именительный , звательный , винительный , родительный , дательный — местный , аблатив , эргативный , алльный и инструментальный ; два числа : единственное и множественное; и два класса анимации : одушевленный (обычный) и неодушевленный (средний). Прилагательные и местоимения согласуются с существительными по анимации , числу и падежу .

Различия в анимации рудиментарны и обычно встречаются в именительном падеже , и одно и то же существительное иногда засвидетельствовано в обоих классах анимации. Существует тенденция различать меньшее количество падежей во множественном числе, чем в единственном числе, и тенденция к различению множественного числа в меньшем количестве падежей. Эргативный случай используется , когда неодушевленное существительное является предметом из переходного глагола . В ранних хеттских текстах есть звательный падеж для нескольких существительных с -u , но он перестал быть продуктивным ко времени появления самых ранних обнаруженных источников и был включен в именительный падеж в большинстве документов. На более поздних стадиях развития языка аллатив был отнесен к дательному падежу — локальному . Архаичный родительный падеж множественного числа -ан нерегулярно встречается в более ранних текстах, как и инструментальное множественное число в -ит . Некоторые существительные также образуют отдельный локативный падеж , у которого вообще не было падежного окончания.

Примеры pišna- («человек») для одушевленного и pēda- («место») для неодушевленного используются здесь, чтобы показать основную форму склонения хеттского существительного:

  Анимировать   Неодушевленный
Единственное число Множественное число Единственное число Множественное число
Именительный Пишнаш Пишнеш педан педа
Винительный Пишнан Пишнуш
Эргативный Пишнанза Пишнантиш педанза педантиш
Звательный Пишне
Родительный падеж Пишнаш педаш
Дательный / Местный падеж Пишни Пишнаш педи педаш
Аблатив Пишназ Pēdaz
Аллатив Пишна педа
Инструментальная Пишнит pēdit

Глаголы

Глагольная морфология менее сложна, чем для других индоевропейских языков, получивших раннее подтверждение, таких как древнегреческий и ведический . Хеттские глаголы склоняются в соответствии с двумя общими спряжениями ( ми- спряжение и привет- спряжение ), двумя голосами ( активным и медиопассивным ), двумя наклонениями ( указательным наклонением и повелительное наклонение ), двумя аспектами (совершенным и несовершенным) и двумя временами ( настоящее время). , и претерит ). Глаголы имеют два инфинитивных форм, отглагольное существительное , лежачем , и причастие . Роуз (2006) перечисляет 132 глагола hi и интерпретирует оппозиции hi / mi как остатки системы грамматического голоса («центростремительный голос» против «центробежного голоса»).

Mi -сопряжение

Миль -conjugation подобен общей вербальной парадигмы спряжения в санскрите , а также можно сравнить с классом ми -verbs в древнегреческом. В следующем примере используется глагол ēš- / aš- «быть».

Действительный залог
Ориентировочный Императив
Подарок ēšmi ēšši ēšzi ešuwani * eštani ašanzi ašallu ēšt eštu ēšuwani ēšten ašantu
Претерит ešun ēšt ēšt ēšuwen ēšten ešer