Оглавление
Академия Мамуна
В 1004 году ученый принял приглашение нового хорезмшаха Мамуна II и поселился в его столице — Ургенче. Здесь он встретил своего учителя Ибн Ирака, выдающегося врача и философа Ибн Сина (Авиценна), врача, философа и астронома аль Масиха, которого называл своим наставником. В Ургенче ученые организовали научный кружок «Академию Мамуна», что способствовало интенсивным научным исследованиям Аль Бируни и других ученых. В течение нескольких лет Аль Бируни был также близким советником Хорезмшаха, прилагая много, усилий, чтобы сохранить мир и независимость страны.
Период относительного спокойствия был коротким. Сильный султан города Газни (теперь это небольшой город около Кабула), религиозный фанатик Махмуд хищно посягал на плодородные земли Хорезма. Он ставил все новые и дерзкие ультиматумы Хорезмшаху. Среди них было и требование, чтобы все известные ученые были доставлены к нему в Газни.
Хорезмшах предоставил ученым возможности самим решать, как действовать. Авиценна и Масих, переодевшись в лохмотья, отправились в Гурган. Когда они переходили через Каракумы, беглецов захватил страшный песчаный ураган. Масих не выдержал тягот дороги и погиб, в город добрался один Авиценна. Аль Бируни решил не оставлять в трудное время Хорезмшаха, который доброжелательно относился к нему.
Хорезмская Академия Мамуна
Плен Аль Бируни
Но скоро Мамун II погиб в результате дворцовой заговора, и полчища Махмуда ворвались в Хорезм. Они уничтожали людей, разрушали бесценные постройки. Бируни вместе со своим учителем Ибн Ираком попал в плен и был вывезен в Газни. Здесь его ждало заключение, суд и жестокий приговор. Как неверного его должны были сбросить с крепостной стены. Но при дворе Махмуда нашлись и друзья ученого, которые спасли его от гибели.
Они выложили у стены на месте падения мешки с хлопком и ученый только немного ушибся и вывихнул палец. Суеверный султан не решился казнить человека, которому сам Аллах подарил жизнь. В нелегких условиях Аль Бируни продолжал научные исследования, хотя над его головой за 13 лет плена не раз собирались грозовые тучи гнева правителя и коварные интриги придворных.
Именно в этот период ученый создал свои основные труды. Несколько раз он просил разрешение посетить родину. Но султан боялся, что Бируни поднимет восстание против него, и каждый раз отказывал. Зато ему удалось посетить завоеванные Махмудом северные районы Индии, где местные ученые благосклонно встретили Хорезмийцев. Ведь и они были пленными.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Биографии учёных
Имам Ахмад ибн Раслан аш-Шафии
Имам Ахмад ибн Раслан аш-Шафии — автор известнейшего стихотворения по фикху под названием «Софвату аз-зубад», которое заучивали и заучива…
145
26 сентября, 21
Биографии учёных
Хатыб аш-Ширбини
Имам Хатыб аш-Ширбини — ученый, стоявший на страже веры путем составление полезных научных трудов, как об этом сказал аш-Ша’рани в «Лятаи…
781
4 июля, 21
Биографии учёных
Абу Исхак аш-Ширази — факых на страже акыды
Из предыдущей статьи о шейхе Абу Исхаке аш-Ширази вы могли узнать, какой статус он и его работы занимают в шафиитских кругах. Вероятно, в…
681
1 июля, 21
История Ислама
50 достоинств мечети Аль-Акса, о которых должен знать каждый мусульманин
Мечеть аль-Акса — это одно из самых значимых мест в истории Ислама на земле. Она находится в Иерусалиме. Коран и хадисы изобилуют ее дост…
3 128
23 мая, 21
Психология
«Если вы будете благодарны, то удостоитесь еще большего»: Благодарность с то…
Верующим людям это было известно уже давно – но современные психологи и врачи совсем недавно обнаружили связь между настроем человека и с…
2 010
22 марта, 21
Общество
Медресе: Исчезающее наследие
Мы являемся наследниками бесценного достояния, завещанного нашими предками, которые основали медресе в каждом населенном пункте, располаг…
1 495
8 марта, 21
Опровержение Вечной Вселенной
Как позже приверженцев Ашари школы, такие как аль-Газали , Аль-Бируни известен неистово защищал большинства суннитской позицию о том , что Вселенная имела начало, будучи убежденным сторонником , в частности , опровергая философ Авиценна в многобуквенная переписка.
Аль-Бируни заявил следующее:
Он также заявил, что Аристотель , аргументы которого использует Авиценна , противоречил самому себе, когда он утверждал, что вселенная и материя имеют начало, при этом придерживаясь идеи, что материя предвечна. В своих письмах к Авиценне он изложил аргумент Аристотеля о том , что в творце произошла смена. Далее он утверждал, что утверждение о том, что в создателе произошло изменение, будет означать, что есть изменение в эффекте (что означает, что вселенная изменилась), и что вселенная, возникающая после того, как не существует, является таким изменением (и, таким образом, утверждение, что изменения нет — без начала — означает, что Аристотель верит, что творец отрицается).
Аль-Бируни гордился тем фактом, что он следовал текстуальным свидетельствам религии, не находясь под влиянием греческих философов, таких как Аристотель.
История религий
Бируни считается одним из самых важных мусульманских авторитетов в истории религии. — пионер в области сравнительного религиоведения, изучавший, среди прочего, зороастризм , иудаизм, индуизм , христианство, буддизм и ислам . Он предполагал превосходство ислама: «Мы здесь изложили эти вещи, чтобы читатель мог понять путем сравнительного рассмотрения предмета, насколько выше институты ислама и насколько ясно это противопоставление выявляет все обычаи. и обычаи, отличные от ислама, по их существенной мерзости «. Однако он был счастлив иногда выражать восхищение другими культурами и, делая свои выводы, прямо цитировал священные тексты других религий. Он старался понять их на их собственном языке, а не пытался доказать, что они неправы. Его основная концепция заключалась в том, что все культуры являются по крайней мере дальними родственниками всех других культур, потому что все они являются человеческими конструкциями. «Скорее, похоже, что Аль-Бируни утверждает, что в каждой культуре есть общий человеческий элемент, который делает все культуры далекими родственниками, какими бы чужими они ни казались друг другу».
Аль-Бируни делит индуистов на образованный и необразованный класс. Он описывает образованных людей как монотеистов, верящих, что Бог един, вечных и всемогущих, и избегающих всех форм идолопоклонства. Он признает, что необразованные индусы поклонялись множеству идолов, но указывает, что даже некоторые мусульмане (например, Джабрия ) приняли антропоморфные представления о Боге.
Достижения
Некоторые из его известных выступлений:
- В 17 лет он вычислил широту Ката, Хорезма , используя максимальную высоту солнца .
- В 22 года он написал несколько коротких работ, в том числе исследование картографических проекций , Картография , которое включает методологию проецирования полушария на плоскость .
- В 27 лет он написал книгу под названием « Хронология», которая относится к другой работе, которую он завершил (теперь утерян), которая включала несколько книг, в том числе книгу об астролябии , одну о десятичной системе , четыре об астрологии и две об истории .
- Он упомянул силу притяжения, которую Земля оказывает на тела.
- Он вычислил радиус Земли 6 339,6 км (этот результат был использован в Европе в XVI — го века ).
- По словам Сигрид Хунк , он также интересовался теорией (известной как « Коперник ») о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца: он задумал эту теорию вслед за Аристархом Самосским ( -300 ) и Халдейский Селевк Вавилонский ( -200 ). Однако, по словам Ахмеда Джеббара и Рошди Рашеда , он изучал только возможность вращения Земли вокруг себя, и это в трех своих книгах: « Изучение идей Индии» , в которых он указывает, что эта идея уже фигурирует в писаниях. об Арьябхате, и что это очень правдоподобно; Астролябия , где он проводит сравнительное исследование двух гипотез: Земля вращается и Земля неподвижна, но не принимает сторону; Канон Мас’уди , в котором он заключает, что Земля неподвижна.
География и геодезия
Четыре направления и политические подразделения Ирана Абу Райханом аль-Бируни
Бируни разработал новый метод определения радиуса Земли посредством наблюдения высоты горы. Он провел это в Нандане в Пинд Дадан Хан (современный Пакистан). Он использовал тригонометрию, чтобы вычислить радиус Земли, используя измерения высоты холма и измерения падения горизонта от вершины этого холма. Его расчетный радиус для Земли в 3928,77 миль был на 2% выше, чем фактический средний радиус в 3847,80 миль. Его оценка составляла 12 803 337 локтей , поэтому точность его оценки по сравнению с современной величиной зависит от того, какое преобразование используется для расчета локтей. Точная длина локтя не ясна; с 18-дюймовым локтем он оценил бы 3600 миль, тогда как с 22-дюймовым локтем он оценил бы 4200 миль. Одна из существенных проблем этого подхода заключается в том, что Аль-Бируни не знал об атмосферной рефракции и не учел ее. В своих расчетах он использовал угол падения, равный 34 угловым минутам, но рефракция обычно может изменить измеренный угол падения примерно на 1/6, что делает его расчет точным только в пределах 20% от истинного значения.
Диаграмма, иллюстрирующая метод, предложенный и использованный Аль-Бируни для оценки радиуса и окружности Земли.
В своем Codex Masudicus (1037) Аль-Бируни теоретизировал существование суши вдоль огромного океана между Азией и Европой, или того, что сегодня известно как Америка. Он обосновал свое существование на основе своих точных оценок окружности Земли и размеров Афро-Евразии , которые, как он обнаружил, охватывают лишь две пятых окружности Земли, аргументируя это тем, что геологические процессы, породившие Евразию, несомненно, должны иметь место. дали начало землям в огромном океане между Азией и Европой. Он также предположил, что по крайней мере некоторые из неизвестных территорий будут лежать в пределах известных широт, на которых могут населять люди, и, следовательно, будут населены.
Примечания и ссылки
Библиография
- Атаман, Кемаль (2008), « Понимание других религий:« слияние горизонтов »Аль-Бируни и Гадамера» , Совет по исследованиям в области ценностей и философии, ISBN 978-1-56518-252-3
- Глик, Томас Ф .; Ливси, Стивен Джон; Уоллис, Вера (2005), Средневековая наука, технология и медицина: энциклопедия , Routledge , ISBN 0-415-96930-1
- Abulfadl naba’I (1986), Создание календаря в истории , Astan Ghods Razavi Publishing Co.
- Аболгхассем Горбани; Марказе Нашре Данешгахи (1995), имя Бируни , ISBN 964-01-0756-5
- Кипл, Кеннет Ф .; Орнелас, Кримхильд Кони (2001), Кембриджская всемирная история еды , Cambridge University Press , ISBN 0-521-40216-6
- Рашед, Рошди; Морелон, Режис (1996), Энциклопедия истории арабской науки , 1 и 3, Рутледж, ISBN 0-415-12410-7
- Салиба, Джордж (1994), История арабской астрономии: планетарные теории в золотой век ислама , New York University Press , ISBN 0-8147-8023-7
- Дани, Ахмед Хасан (1973), Индика Альберуни: Отчет о культурной истории Южной Азии около 1030 года нашей эры , University of Islamabad Press
- Бируни, Абу аль-Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль- (1910), Э. Сахау (редактор), Индия Аль-Беруни: счет религии, философии, литературы, географии, хронологии, астрономии, обычаев, законов и астрологии Индия , Лондон: Кеган Пол, Тренч, Трубнер и Ко.
- Ясин, М. (1975), Аль-Бируни в Индии, Исламская культура
- Атаман, К. (2005), Перечитывание книги аль-Бируни «Индия: случай межкультурного взаимопонимания, ислама и христианско-мусульманских отношений»
Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал- Бируни
Дата рождения: 4 октября 973 года
Бируни, Абу-р-Райхан (Абу-р-Рейхан) Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни, Abu Raihan Mohamad ibn Ahmed Al Biruni (англ.), (родился в Кяте, Хорезм 4 октября 973 года; умер в Газни, Афганистан, 13 декабря 1048) — среднеазиатский ученый, создавший ряд важных работ во всех областях знаний. Изобретатель первого метода триангуляционной съемки местности (отец геодезии), создатель первого глобуса и проекции, позволяющей отобразить сферическую поверхность Земли на плоской карте.
Юность
Город Кят, столица Хорезма, ныне находится на территории Узбекистана и носит имя Бируни (Каракалпакия). Родным языком Бируни был персидский, он также писал стихи на арабском и владел тюркским, греческим и санскритом. В 22 года построил первый глобус, высказал мысль о вращении Земли вокруг Солнца, а также гипотезу, что звезды — это также удаленные солнца. Сферой интересов Бируни было также летосчисление, история, география, минералогия, метаматика и геометрия. Разоблачая шарлатанов-астрологов, Бируни создал свою систему астрологии, составленные им прогнозы обычно сбывались. Это стало причиной, по которой могущественный повелитель соседнего государства пожелал завладеть Бируни.
Бируни при дворе султана Махмуда Газневи
В 1017 афганский султан Махмуд Газневи под угрозой вторжения потребовал от шаха Хорезма выдачи Бируни и ряда других ученых. Друг Бируни, великий врач Авиценна, сумел бежать, но Абу-р-Райхан переехал в Газни, где 17 лет провел под фактическим домашним арестом. С султаном у них сложились удивительные отношения: знания Бируни были нужны Газневи, его исследования щедро финансировались; при этом повелитель и его астролог не любили друг друга. Бируни ненавидел в Махмуде тюремщика, Махмуд же завидовал уму и знаниям ученого и ревновал к нему своего сына Масуда, к которому сам приставил Бируни в качестве воспитателя. Для наследника престола великий географ был любимым учителем. В царствование Масуда (1030-1040) Бируни пользовался свободой, объездил завоеванную Махмудом Индию и, возможно, совершил хадж. Книга Бируни «Индия» открыла эту страну для арабско-персидской, а затем и для европейской науки. Овладев санскритом, Бируни впервые перевел на иностранные языки прежде неизвестные за рубежом индийские научные труды. Благодаря этой книге Бируни ближневосточные математики стали пользоваться индийскими цифрами, которые мы называем «арабскими».
Ученый XI в. Абу Райхан Беруни
Беруни внес вклад и в другие отрасли науки, однако исходя из уже сказанного можно сделать следующие выводы. Для Беруни характерно стремление не ограничиваться рамками науки и культуры одной какой-либо страны, одного народа, а охватить научные и культурные достижения многих народов. Его не смущали никакие барьеры: ни расовые, ни религиозные, ни территориальные.
Широта его интересов в этом смысле была беспримерной на всем средневековом Востоке и Западе.
Занимаясь любой отраслью науки, Беруни ставил себе задачей ее обогащение как с точки зрения фактического материала, так и с точки зрения разработки ее теории, открытия новых законов и методов исследования.
Беруни чувствовал, что многие выводы и данные науки своего времени необходимо заново проверить опытным путем, поскольку они не всегда установлены посредством опыта и наблюдения.
Беруни — один из тех, кто внес большой вклад в развитие экспериментирования, замечательно зоркий и вдумчивый наблюдатель природы. Он проводил много различных экспериментов, что способствовало обращение Беруни к искусству создания различных инструментов и приборов.
Абу Райхан Мухаммед ибн Ахмад ал-Беруни — известный среднеазиатский астроном и математик, написавший множество фундаментальных работ по естественным наукам. Особенность его идеи мобилизма, то есть дрейфа материков. Беруни как основоположник минералогии.
Работает
Большинство работ Аль-Бируни написано на арабском языке, хотя он, по-видимому, написал « Китаб ат-Тафхим» как на персидском, так и на арабском языках, продемонстрировав свое мастерство в обоих языках. Каталог литературных произведений Бируни до его 65-го лунного / 63-го солнечного года (конец 427/1036) включает 103 заголовка, разделенных на 12 категорий: астрономия, математическая география, математика, астрологические аспекты и транзиты, астрономические инструменты, хронология, кометы. , безымянная категория, астрология, анекдоты, религия и книги, которыми он больше не владеет.
Подборка сохранившихся работ
- Критическое исследование того, что говорит Индия, независимо от того, принято ли это по разуму или отвергнуто ( تحقيق ما للهند من مقولة معقولة في العقل أو مرذولة ); или Индика ; или Китаб аль-Хинд ; Китаб аль-Бируни фи Тахик ма ли-аль-Хинд .; или Индия Альберуни (перевод) — сборник религии и философии Индии.
- Книга инструкций по элементам искусства астрологии ( Китаб ат-тафхим ли-ава’ил сина’ат ат-танджим ); на персидском
- Оставшиеся признаки прошлых веков ( الآثار الباقية عن القرون الخالية ) — сравнительное исследование календарей культур и цивилизаций (включая несколько глав о христианских культах) с математической, астрономической и исторической информацией.
- Мелоките календарь, или Les Fetes де мелькиты — арабский текст с французским переводом экстрактом из оставшихся знаков прошлых веков .
- Закон Масуди ( قانون مسعودي ) — энциклопедия астрономии, географии и инженерии, посвященная Масуду, сыну одноименного Махмуда Газни .
- Понимание астрологии ( التفهيم لصناعة التنجيم ) — книга в стиле вопросов и ответов по математике и астрономии на арабском и персидском языках.
- Аптека — по лекарствам и медикаментам.
- Драгоценные камни ( الجماهر في معرفة الجواهر ) — руководство по геологии минералов и драгоценных камней. Посвящается Маудуду, сыну Мас’уда.
- Астролябия
- Краткая история
- История Махмуда Газни и его отца
- История Харезма
- Китаб аль-Атхар аль-Бакия ан аль-Курун аль-Халийя .
- Рисала ли-аль-Бируни (Эпитр де Беруни)
Персидская работа
Бируни написал большинство своих работ на арабском языке , как научном языке своего времени, однако его персидская версия «Ат-Тафхим» является одним из самых важных из ранних научных трудов на персидском языке и является богатым источником для Персидская проза и лексикография. Книга подробно и искусно описывает квадривиум .
Аль-Бируни
Материал с сайта http://wikiwhat.ru
По мнению Бируни, все в природе живёт и развивается в соответствии с законами природы. Хотя он не признавал исторического развития живой природы, но допускал, что пчелы произошли от растений, черви от мяса, скорпионы от инжира. Согласно предположению учёного, изменение земной поверхности влечёт за собой изменение растений и животных. Бируни признавал, что различия в цвете кожи, внешнем виде, характере, поведении людей зависят не только от их наследственности, но также и от почвы, воды, воздуха и условий среды.
Он отмечал, что человек в своём развитии далеко ушёл от животных. Он подчёркивал, что деление людей на высшие и низшие расы является следствием невежества.
Индийский период
В Индии Бируни измерил длину градуса земного меридиана, а изучив санскрит, ознакомился с научными трудами индийских ученых. Он перевел на санскрит «Начала» Евклида, «Альмагест» Птолемея, свой трактат «Астролябии», а в 1030 закончил большую книгу «Индия».
Написание этого произведения было настоящим научным подвигом, героизмом ученого и человека-гуманиста. Ортодоксальный ислам рассматривал индейцев как врагов — неверных, культура которых должна была быть уничтожена, или, в лучшем случае, заслуживала пренебрежение. Бируни же в своей работе без всякой предвзятости оценил достижения индийских ученых.
Положение ученого улучшилось только после 1030, когда умер Махмуд, а султаном стал сын Махмуда — Масуд. Ему Бируни посвятил свое главное произведение «Канон Масуда по астрономии звезд», который закончил в 1036-1037 гг. В 1038 году учёный написал капитальный труд «Минералогия, или Книга сводок для познания драгоценностей», в которой дана подробная информация по многим известным на тот момент металлах, их сплавах, рудах и минералах. Однако судьба еще не исчерпала всех испытаний, отпущенных ученому.
Газнийское государство подверглась нападению кочевников-сельджуков. Масуд в 1040 попал в плен и погиб, большая часть его империи вошла в состав государства сельджуков. Сын Масуда — Маудуди досталось только небольшое владение. При дворе Маудуди, Аль Бируни и провел последние годы своей беспокойной жизни.
Трудно назвать научную отрасль, в которой не работал бы Аль Бируни
Среди наук, которые привлекали внимание ученого, была и математика. Практически он работал во всех отраслях современной ему математики
Умер ученый в 1048 году. В истории науки навсегда останется имя пламенного патриота, мужественного борца против религиозного фанатизма, бесстрашного искателя и поборника истины в науке и справедливости в жизни.
Персидский учёный Аль Бируни на марках различных стран
ИНТЕРЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
История Ислама
Аз-Захрави – основоположник современной хирургии
Как неоднократно уже отмечалось в статьях данного сайта, мусульманский период в истории Испании (в ту пору известной как аль-Андалуc/Анда…
3 959
24 апреля, 17
История Ислама
6 знаменитых примеров обращения в Ислам
Бармакиды являлись семьей буддистских администраторов из города Балх, который ныне находится в Афганистане. После завоевания этой террито…
4 700
10 апреля, 17
История Ислама
5 мусульманских открытий, изменивших мир
Каждый день во всем мире выпивается около 1.600.000.000 чашек кофе. Миллионы людей считают ритуал распития кофе частью своей ежедневной р…
4 345
30 марта, 17
Благородные сподвижники
Абдуллах ибн Умм Мактум, слепой сподвижник, о ком были ниспосланы аяты Корана
Абдуллах ибн Умм Мактум (радыАллаху анху) был двоюродным братом матери правоверных Хадиджи бинт Хувайлид (радыАллаху анха). Его отца звал…
8 695
27 марта, 17
Биографии учёных
Достоверна ли история о том, как имам Шафии посещал могилу имама Абу Ханифы?
Вопрос: Достоверна ли история, в которой имам Шафии говорит, что, когда у него случались какие-то трудности, он посещал могилу имама Абу …
6 177
25 марта, 17
Коран и Тафсир
Почему суры Корана расположены именно в таком порядке?
Вопрос: Почему суры Корана расположены именно в таком порядке – от суры Бакара до суры Нас? Я слышал, что якобы их располагали от большей…
9 179
23 марта, 17
Жизнь
Он был рожден во внешнем районе ( Bīrūn ) из Ката , столица Afrighid династии Хорезма (Хорезм) в Центральной Азии — теперь часть автономной республики в Каракалпакстане на северо — западе Узбекистана .
Хоразмия
Бирун
Аль-Бируни родился в Bīrūn уезде из Ката , в Хорезме
Аль-Бируни провел первые двадцать пять лет своей жизни в Хорезме, где изучал исламское правоведение , теологию, грамматику, математику, астрономию , медицину и философию и пробовал себя не только в области физики, но и в большинстве других областей. другие науки. Иранский хорезмийский язык , который был родным языком Бируни, просуществовали в течение нескольких столетий после того, как ислам до отуречивания региона — как и должны по крайней мере некоторые из культуры и знаний древнего Хорезма — для него трудно представить себе , что командует фигуру Бируни , хранилище стольких знаний, должно было появиться в культурном вакууме. Он симпатизировал Афригидам , которые были свергнуты соперничающей династией Мамунидов в 995 году. Он уехал из своей родины в Бухару , а затем под правителем Саманидов Мансур II, сын Нуха. Там он переписывался с Авиценной, и между этими двумя учеными продолжаются обмены мнениями.
В 998 году он отправился ко двору зияридского эмира Табаристана Шамса аль-Моали Абол-хасана Габуса ибн Вушмгира . Там он написал свой первый важный труд « Аль-Атар аль-Баккия ан аль-Корун аль-Халийя» (дословно: «Остатки прошлых веков» и переводится как «Хронология древних народов» или «Остатки прошлого»). по исторической и научной хронологии, вероятно, около 1000 года нашей эры, хотя позже он внес в книгу некоторые поправки. Он также посетил двор правителя бавандидов Аль-Марзубана . Приняв окончательную гибель Афригидов от рук Мамунидов, он заключил мир с последними, которые тогда правили Хорезмом . Их двор в Горганже (тоже в Хорезме) славился тем, что собирал блестящих ученых.
В 1017 году Махмуд Газнийский взял Рей. Большинство ученых, включая аль-Бируни, были доставлены в Газни, столицу династии Газневидов. Бируни стал придворным астрологом и сопровождал Махмуда во время его вторжений в Индию, прожив там несколько лет. Ему было сорок четыре года, когда он отправился в путешествие с Махмудом Газни. Бируни познакомился со всем, что связано с Индией. За это время он написал свое исследование Индии, завершив его около 1030 года. Наряду с его написанием Аль-Бируни также позаботился о том, чтобы во время экспедиций распространить свое исследование на науку. Он попытался найти метод измерения высоты солнца и создал для этой цели временный квадрант . Аль-Бируни смог значительно продвинуться в своих исследованиях по сравнению с частыми путешествиями, которые он совершал по землям Индии.
Принадлежащий к суннитской школе ашари , аль-Бируни, тем не менее, также был связан с теологами Матуриди . Однако он очень критиковал мутазилов , особенно критиковал аль-Джахиза и Зуркана. Он также отверг Авиценну за его взгляды на вечность Вселенной.
Война
Вскоре бурные политические события и кровавые войны прервали научные занятия. В начале 990-х годов правители Хорезма — хорезмшах из Кяты Мухаммед и эмир из Ургенча Мамун были втянуты в войну кочевников, а затем начали междоусобную борьбу. Войска Мамуна прибыли в Кяту и беспощадно расправились с населением. Местный правитель был убит. Тогда впервые Бируни и познал тяжелый путь на чужбину.
В 992 г. он убегает в Рей около Тегерана. После смерти Мамуна, Бируни на короткое время возвращается в Кяту, а затем переезжает в Гурган — столицу одноименного княжества. Были надежды, что при Дворе правителя Гургана — Кабуса, который приобрел репутацию покровителя наук, будет возможность заниматься научными исследованиями.
В какой-то степени эти надежды оправдались. Здесь Бируни прожил примерно шесть лет и создал одну из выдающихся своих книг — «Хронологию» («Памятники минувших поколений»), в которой собрал и критически переработал известные ему достижения по астрономии.
Отдельные разделы произведения посвящены истории культуры и литературе разных народов. После этой книги Бируни стал известен далеко за пределами Гургана. Здесь он написал трактат, посвященный опровержению астрологических предсказаний, и другие работы.
Он попытался измерить градус земного меридиана, но без материальной поддержки не мог осуществить своего замысла. Неприятности начались после того, как ученый отказался занять высокий пост визиря, желая и дальше заниматься науками,
Бируни отклонил почетное предложение, и это испортило его отношения с правителем. К тому же, происхождение Бируни повлияло на его общественно-политические взгляды и научную позицию, и они во многом расходились с догмами официального мусульманства. Его называли богоотступником, еретиком, дьяволом.
Память[править | править код]
Статуя Аль-Бируни в составе Павильона персидских ученых перед офисом ООН в Вене, Австрия
- Имя Абу Рейхана аль-Бируни носят улицы многих городов Узбекистана: Хивы, Ургенча, Бухары, Самарканда, Термеза, Ташкента, Ферганы, Андижана, Гулистана.
- Родной город ученого назван в его честь Беруни в 1957 году.
- В 1973 году в Узбекистане по инициативе академика И. М. Муминова проводились мероприятия, посвященные 1000-летию со дня рождения Абу Рейхана Бируни.
- Институт востоковедения имени Абу Рейхана Бируни в Ташкенте.
- Станция метро «Беруни» в Ташкенте.
- Памятники Бируни установлены в Ташкенте (Узбекистан), Тегеране (Иран).
- Имя аль-Бируни носил Ташкентский политехнический институт.
Лунный кратер Аль-Бируни, вид из Аполлон-14
- В его честь названы лунный кратер Аль-Бируни и астероид 9936 Аль-Бируни.
- Известный ученый С. П. Толстов посвятил свою монографию «По следам древнехорезмийской цивилизации» хорезмийцу Абу Рейхану аль-Бируни.
- В июне 2009 года Иран подарил отделу Организации Объединенных Наций в Вене Павильон персидских учёных, размещённый на центральной площади Мемориала Венского международного центра. Этот павильон включает в себя статуи четырёх известных персидских деятелей науки: Авиценны, Абу Рейхана Бируни, Закарии Рази (Рейз) и Омара Хайяма.
биография
Он родился в пригороде Кат , в Хорезме , в настоящее время в Узбекистане , недалеко от современного Ургенча . Его название происходит от персидского birun : внешний вид, окраина (Кат). Его деревня была переименована в его честь в Беруни . Он изучал математику и астрономию у Абу Насра Мансура .
Он был коллегой философа и врача Авиценны и историка, философа и этика Мискавейха в университете и научном учреждении, основанном принцем Абу Аббасом Мамуном Хаваразмшахом. Он был частью свиты Махмуда де Газни во время его кампании в Индии. Он выучил санскрит , хинди и несколько диалектов, а затем познакомился с историей, религией, философией и обычаями этого субконтинента. Он извлек из нее материал для весьма уважаемой Истории Индии ( Китаб фи Тахкик ма ли’л-Хинд ). Он также знал греческий и, вероятно, сирийский языки . Он писал на персидском и арабском языках .
Математика, астрономия и изобретение минут и секунд
Аннотированная диаграмма, объясняющая фазы Луны из одной из астрономических работ аль-Бируни. Солнце (крайний справа) — Земля (крайний слева) и фазы Луны
Девяносто пять из 146 книг, написанных Бируни, посвящены астрономии, математике и смежным предметам, таким как математическая география. Он жил во времена Золотого века ислама, когда аббасидские халифы продвигали астрономические исследования, потому что такие исследования обладали не только научным, но и религиозным измерением: в исламе поклонение и молитва требуют знания точных направлений священных мест, которые можно определить. точно только за счет использования астрономических данных.
В своих исследованиях Аль-Бируни использовал множество различных техник, зависящих от конкретной области исследования.
Его основная работа по астрологии — это прежде всего текст по астрономии и математике; он заявляет: «Я начал с геометрии и перешел к арифметике и науке о числах, затем к структуре Вселенной и, наконец, к судебной астрологии [ sic ], для тех, кто достоин стиля и звания астролога [ sic ], который не очень хорошо разбирается в этих науках «. В этих предыдущих главах он закладывает основы последней главы, посвященной астрологическому прогнозированию , которую он критикует. Он был первым, кто провел семантическое различие между астрономией и астрологией, а в более поздней работе написал опровержение астрологии в отличие от законной науки астрономии, которую он искренне поддерживает. Некоторые предполагают , что его причины для опровержения астрологии относятся к методам , используемым астрологов , основываясь на лженауке , а не эмпиризма , а также к возникновению конфликта между мнением астрологов и тех православных богословов в суннитском исламе .
Он написал обширный комментарий к индийской астрономии в Taḥqīq mā li-l-Hind, в основном переводе работы Арьябхатты, в котором он утверждает, что разрешил вопрос вращения Земли в работе по астрономии, которая больше не существует, его Miftah-ilm -alhai’a (Ключ к астрономии) :
В своем описании он намекает на современные дискуссии о движении Земли. Он вел длительную переписку, а иногда и ожесточенные дебаты с Ибн Синой , в которых Бируни неоднократно нападает на астрономическую физику Аристотеля : он простым экспериментом доказывает, что вакуумное состояние должно существовать; он «поражен» слабостью аргумента Аристотеля против эллиптических орбит на том основании, что они создают вакуум; он атакует неизменность небесных сфер.
В своем крупном астрономическом труде « Канон Масуда» Бируни заметил, что, в отличие от Птолемея , апогей Солнца (высшая точка неба) был подвижным, а не фиксированным. Он написал трактат об астролябии , описывая, как использовать ее для определения времени и как квадрант для съемки. Одна конкретная схема устройства с восемью механизмами может считаться предком более поздних мусульманских астролябий и часов. Совсем недавно данные о затмениях Бируни были использованы Данторном в 1749 году для определения , а его данные о времени равноденствия и затмениях использовались как часть исследования вращения Земли в прошлом.
Аль-Бируни был человеком, который первым разделил час по половому признаку на минуты, секунды, трети и четверти из 1000, обсуждая еврейские месяцы.
Литература
- на русском языке
- Бируни // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Бируни / Л. Б. Алаев // Советская историческая энциклопедия : в 16 т. / под ред. Е. М. Жукова. — М. : Советская энциклопедия, 1961—1976.
- Бируни: сборник статей / под ред. С. П. Толстова. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1950
- Булгаков П. Г. Жизнь и труды Беруни / Отв. ред. академик АН УзССР И. М. Муминов. — Ташкент: Фан, 1972. — 425 с.
- Колчинский И. Г., Корсунь А. А., Родригес М. Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е изд., перераб. и доп. — К.: Наукова думка, 1986. — 512 с.
- Леммлейн Г. Г. Минералогические сведения Ал-Бируни.- Сборник «Бируни», Изд-во АН СССР, 1950. С. 106—127.
- Леммлейн Г. Г. О минералогическом трактате Бируни — среднеазиатского ученого XI в.- В кн.: «Очерки по истории геологических знаний», вып. 1, М., Изд-во АН СССР, 1953. С. 199—206.
- Матвиевская Г. П. Очерки истории тригонометрии. — Ташкент: Фан, 1990. — 160 с.
- Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке. — М.: Наука, 1976. — 324 с.
- Рожанская М. М. О реконструкции полного текста трактата ал-Бируни об удельных весах. Историко-математические исследования, 7(42), 2002, с. 223—243.
- Розенфельд Б. А. Бируни // Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. Г. Панова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
- (обл.)
- Садыков Х. У. Бируни и его работы по астрономии и математической географии. М.: ГТТИ, 1953. 152 с.
- Сираждинов С. Х., Матвиевская Г. П. Абу Райхан Беруни и его математические труды. Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1978. — 95 с. — (Люди науки).
- Тимофеев И. В. Бируни. — М.: Молодая гвардия, 1986. — 304 с. — (Жизнь замечательных людей. Вып. 671). — 150 000 экз. (в пер.)
- Шарипов А. Великий мыслитель Абу Рейхан Бируни. Ташкент, Фан, 1972.
- Щетников А. И. К реконструкции итерационного метода решения кубических уравнений в средневековой математике // Труды третьих Колмогоровских чтений. — Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005. — С. 332—340.
- на других языках
- Shlomo Pines, Tuvia Gelblum. // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, 1977, Vol.29, № 2, pp. 302—325.
- Scheppler B. Al-Biruni: Master astronomer and muslim scholar of the eleventh century. Rosen, 2006.
Сочинения аль-Бируни[править | править код]
- Бируни Абу Рейхан. Фармакогнозия в медицине / Иссл., пер. и прим. У. И. Каримова // Избр. произв. — Т. 4. — Ташкент: Фан, 1974.
- Бируни Абу Рейхан. Книга вразумления начаткам науки о звёздах = Китаб аль-Тафхим / Вступит. статья, пер. и примеч. Б.А. Розенфельда и А. Ахмедова. Отв. ред. д-р филол. наук А. К. Арендс. — Ташкент : Фан, 1975. — Т. 6. — (Избранные произведения / АН УзССР. Ин-т востоковедения им. Абу Рейхана Бируни).
- Бируни Абу Рейхан. Математические и астрономические трактаты / Пред., пер. и комм. П. Г. Булгакова и Б. А. Розенфельда. // Избр. произв. — Т. 7. — Ташкент: Фан, 1987.
- Бируни Абу Рейхан. Трактат об определении хорд в круге при помощи ломаной линии, вписанной в него // Из истории науки и техники в странах Востока. — Вып. 3, 1963. — С. 93–147.
- Бируни Абу Рейхан. Книга об индийских рашиках / Пер. и прим. Б. А. Розенфельда // Из истории науки и техники в странах Востока. — Вып. 3, 1963. — С. 148—170.
- Бируни. Об отношениях между металлами и драгоценными камнями по объёму / Пер. Б. А. Розенфельда и М. М. Рожанской // Из истории физико-математических наук на средневековом Востоке. — М.: Наука, 1983. — С. 141–160.