Государство хорезмшахов

Оглавление

Население[править | править код]

Населением Хорезмского государства были в основном иранские народы, а также тюркское меньшинство.

Война с монголамиправить | править код

Золотой динар Мухаммеда II

Хорезм в начале XIII века был на вершине своего могущества, он объединял земли собственно Хорезма, Мавераннахра, Ирана, Хорасана, современного Южного Казахстана.

Однако уязвимым местом в империи Мухаммеда II было всесилие канглыйской знати, занимавшей ведущие посты в административном и военном аппарате.

Мать хорезмшаха Мухаммеда Теркен-хатун происходила из тюркского рода канглы и обладала огромным влиянием при дворе, фактически сама назначая своих родственников на все ключевые государственные посты. Пользуясь их поддержкой, она фактически возглавила оппозицию своему сыну. Особенно обострились их отношения перед монгольским нашествием.

В 1218 году Чингизхан отправил к Мухаммеду посольство с предложением заключить союз для совместной борьбы с конкурентами на востоке и взаимовыгодной торговли. Хорезмшах отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр-хана казнил послов-купцов, отправив их головы хану. Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но хорезмшах, боясь гнева знати, отказался, и Мухаммед вновь казнил одного из участников следующего монгольского посольства.

Несмотря на более чем трёхкратное превосходство своего войска над армией монголов, хорезмшах, опасаясь заговора со стороны военачальников, разделил свою армию на несколько частей и гарнизонов, чем фактически обрек её на поражение.

После победы над Кучлуком монгольское войско во главе с Субэдэй-багатуром и Тохучар-нойоном приблизилось к границам Хорезма и столкнулось с войсками хорезмшаха. Правое крыло хорезмского войска под командованием сына Мухаммеда Джелал ад-Дин Менгуберди добилось успеха на своём фланге и помогло центру и левому крылу своего войска. К наступлению темноты ни одна из сторон не добилась решающих результатов. Ночью монголы разожгли костры и покинули место битвы. Весной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 50-тысячную армию в Хорезм.

В 1219 году при наступлении войск Чингисхана на Хорезм Мухаммед II не решился дать генеральное сражение, оставив свою армию разбросанной отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали Отрар, Ходжент, Ташкент (Чач), Бухара, Самарканд, Балх, Мерв, Нишапур, Герат, Гургандж и остальные крупные хорезмские города. Монголы истребили миллионы горожан, в одном только Мерве более 500 000 жителей, остальных продавали в рабство.

Хорезмшах с остатками армии вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область и скончался на острове Абескун в Каспийском море от приступа пневмонии. Государство Хорезмшахов прекратило существование, несмотря на то, что сын и наследник Мухаммеда Джелал ад-Дин Менгуберди ещё около десяти лет продолжал оказывать сопротивление монголам, находясь при этом в Дели и Малой Азии

Государство Хорезмшахов пало от монголов Чингизхана. Последним представителем династии хорезмшахов-ануштегинидов был будущий султан Египта Кутуз, который смог остановить монголов и спасти западный мусульманский мир от их варварских походов.

Ургенч в составе Золотой Орды

В первой половине XIV века Ургенч подчинялся султану Золотой Орды Узбек-хану и управлялся его наместником Тимуром Кутлуком. Медресе в городе построено Тимуром Кутлуком, а мечеть Джами — его супругой (дочерью Узбек-хана) Тюрябек-ханым

Минарет Кутлуг-Тимура.

Особую роль в его развитии в первой половине XIV века сыграли наместник хана Золотой Орды Узбек-хана из тюркизированного монгольского рода кунграт — Кутлуг-Тимур и его жена Тюрабек-ханым.

Ургенч — по словам Ибн-Батуты, — «самый большой и красивый из тюркских городов, богатый славными базарами, просторными
улицами, многочисленными постройками. «Он (точно) колеблется от множеств своих жителей и волнуется от них, как волна морская. Однажды я поехал… верхом и заехал на рынок. Забравшись в середину его, которая называется Шур, я там очутился среди такого скопления
народа, что дальше не мог проехать».

Минарет Кутлуг-Тимура — самый высокий средневековый минарет Средней Азии, Кёнеургенч, Туркменистан

Наиболее известными памятниками Хорезма эпохи Золотой Орды являются минарет Кутлуг-Тимура и мавзолей Тюрабек-ханым, расположенные в Куняургенче.

Мавзолей Тюрабек-ханум, Кёнеургенч, Туркменистан

В 1359—1388 годах Кёнеургенч был столицей Хорезма при правлении династии из рода кунграт — Суфи.
Кунграты Хорезма выпускали монеты с арабскими надписями: Выпущено в Хорезме. Власть Богу. Мухаммад и именами 4 праведных халифов.

Хорезм в период правления кунгратов и Тимуридов

В 1359 году северный Хорезм во главе с представителями династии Суфи-кунгратов впервые обрёл независимость от Золотой Орды. Кунграты Хорезма выпускали монеты с арабскими надписями: Выпущено в Хорезме. Власть богу. Мухаммад и именами 4 праведных халифов.

Однако, усилившись, кунграты захватили и южную часть Хорезма, которая принадлежала Чагатайскому улусу. Приход к власти Тимура, который претендовал на наследие улуса Чагатая привело к конфликту. В 1370-х годах правителем Хорезма был Хусайн Суфи, сын Тонгдая, из рода кунграт, который решил вести бескомпромисную борьбу с Тамерланом. В результате, в 1372 году Тамерлан предпринял поход против Хорезма. Его армия вышла из Самарканда, прошла Бухару и захватила хорезмийскую крепость Кят. Хусайн Суфи далее не мог сопротивляться Тамерлану и умер в осаждённом Хорезме. После кончины Хусайна Суфи на трон сел его младший брат, Юсуф Суфи. В 1376 году Хорезм вошёл в состав империи Тимура, а его правители бежали в Золотую Орду.
В 1387 году кунграты Хорезма поддержали поход золотоордынцев во главе с Тохтамышем против Тимура и они совместно ограбили земли Мавераннахра. После этого Тимур в 1388 году окончательно присоединил Хорезм в состав своей империи.

Хорезм при Хорезмшахах-Ануштегинидах

Мавзолей хорезмшаха Ала ад-Дин Текеша в Кёне-Ургенче, Туркменистан.

Основателем новой династии в Хорезме стал тюрок Ануш-Тегин, возвысившийся при сельджукском султане Малик-шахе (—). Он получил титул шихне Хорезма. С конца XI века идёт постепенное освобождение Хорезма от сельджукского протектората и присоединение новых земель. Правитель Хорезма Кутб ад-Дин Мухаммед I в 1097 году принимает древний титул хорезмшаха. После него на престол взошёл его сын Абу Музаффар Ала ад-дин Атсыз (—). Его сын Тадж ад-Дин Ил-Арслан в 1157 году полностью освобождает Хорезм от сельджукской опеки.

Государство Хорезмшахов в 1220 году

При хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше (—) Хорезм превращается в огромную среднеазиатскую империю. В 1194 году войско хорезмшаха разбивают войско последнего иранского сельджукида Тогрул-бека и утверждают суверенитет Хорезма над Ираном; в г. багдадский халиф Насир терпит поражение в бою с хорезмийцами и признает власть Текеша над восточным Ираком. Успешные походы на восток, против каракитаев, отворяют Текешу дорогу в Бухару.

Сын Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II в — завершает дело отца. Он отнимает у каракитаев Самарканд и Отрар, простирает свою власть на далёкую область Газны на юге Афганистана, подчиняет западный Иран и Азербайджан. Войско Мухаммеда предпринимает поход на Багдад, не удавшийся, впрочем, из-за наступления ранней зимы, закрывшей перевалы, и из-за известий о появлении на восточных границах Хорезмской империи монгольского войска.

Хорезмская народная советская республика

Хоре́змская наро́дная сове́тская респу́блика была создана в феврале 1920, в результате Хивинской революции, когда хан Хорезма отрёкся от престола, и официально был объявлен Первый Хорезмский Курултай (Собрание) 26 апреля 1920. 30 октября 1923 года на 4-м Всехорезмском съезде Советов была преобразована в Хорезмскую Социалистическую Советскую Республику, была принята конституция. Осенью 1924 года в связи с национально-территориальным размежеванием в Средней Азии 5-й Всехорезмский съезд Советов (29 сентября — 2 октября 1924) объявил о самоликвидации ХССР, и 27 октября 1924 года её территория была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Каракалпакской АО РСФСР.

Население

Валюта Хорезмийской империи, дирхам , во время правления Джалал ад-Дина

Население Кваразмийской империи состояло в основном из оседлых иранских и полукочевых тюркских народов .

Городское население империи было сконцентрировано в относительно небольшом количестве (по средневековым меркам) очень больших городов, в отличие от огромного количества меньших городов. Накануне монгольского вторжения в 1220 году население империи оценивается в 5 миллионов человек, что делает ее малочисленной для покрываемой ею большой территории. Исторические демографы Тертиус Чендлер и Джеральд Фокс дают следующие оценки населения крупных городов империи в начале 13 века, которое в сумме составляет от 520 000 до не более 850 000 человек:

  • Самарканд: 80 000–100 000
  • Нишапур : 70 000
  • Рэй / Рей : 100000
  • Исфахан : 80 000
  • Мерв : 70 000
  • Балх : ок. 30 000
  • Бост : ок. 40 000
  • Герат : ок. 40 000
  • Отрар , Ургенч и Бухара : неизвестно, но менее 70 000 человек.

Происхождение династии Ануштегинидов[править | править код]

По данным Шихаб-ад-дина Мухаммед Ан-Насави (умер в 1249 году), историка и личного секретаря султана Джалал ад-Дина Манкбурны, султан Ала ад-Дин Мухаммад II считал себя тюрком, в частности он говорил: «Хотя я тюрк, малосведущий в арабском языке». Самого султана Джалал ад-Дина, Ан-Насави описывал следующим образом: «он был смуглым, небольшого роста, тюрком по речи и по выражениям.»

Самое раннее упоминание о племенной принадлежности Ануштегенидов содержится у историка Государства Хулагуидов Рашид-аддина (1247-1318), согласно которому основатель династии Ануштегин был родом из одного из 24-х древних огузcких (туркменских) племен — племени бегдили:

На принадлежность основателя династии Ануш-Тегина к племени бегдили указывает и тимуридский историк XV в. Хафизи Абру. О том, что племя бегдили было туркменским (огузским) писали и другие средневековые и советские историки.

Британский востоковед К.Босворт утверждал, что Ануштегиниды были этническими тюрками, а их имена и титулы были смесью тюркского и исламского.

Французский учёный Р.Груссе называл хорезмшаха Атсыза тюрком и к государству хорезмшахов применял термин «Хорезмийская тюркская империя»

По мнению авторов фундаментальной монографии «История цивилизаций Центральной Азии», потомок Ануштегина султан Кутб ад-дин происходил из тюрков.

Турецкий востоковед XX в. Кафесоглу предположил, что Ануштегин — родом из Афганистана, был чигильского или халаджского происхождения, в то время как востоковед З.В. Тоган выдвинул точку зрения, что он принадлежал к кипчакскому, канглинскому или уйгурскому племени. Другие турецкие учёные считают, что Ануштегин был тюрком .

Происхождение династии Ануштегинидов[править | править код]

По данным Шихаб-ад-дина Мухаммед Ан-Насави (умер в 1249 году), историка и личного секретаря султана Джалал ад-Дина Манкбурны, султан Ала ад-Дин Мухаммад II считал себя тюрком, в частности он говорил: «Хотя я тюрк, малосведущий в арабском языке». Самого султана Джалал ад-Дина, Ан-Насави описывал следующим образом: «он был смуглым, небольшого роста, тюрком по речи и по выражениям.»

Самое раннее упоминание о племенной принадлежности Ануштегенидов содержится у историка Государства Хулагуидов Рашид-аддина (1247-1318), согласно которому основатель династии Ануштегин был родом из одного из 24-х древних огузcких (туркменских) племен — племени бегдили:

На принадлежность основателя династии Ануш-Тегина к племени бегдили указывает и тимуридский историк XV в. Хафизи Абру. О том, что племя бегдили было туркменским (огузским) писали и другие средневековые и советские историки.

Британский востоковед К.Босворт утверждал, что Ануштегиниды были этническими тюрками, а их имена и титулы были смесью тюркского и исламского.

Французский учёный Р.Груссе называл хорезмшаха Атсыза тюрком и к государству хорезмшахов применял термин «Хорезмийская тюркская империя»

По мнению авторов фундаментальной монографии «История цивилизаций Центральной Азии», потомок Ануштегина султан Кутб ад-дин происходил из тюрков.

Турецкий востоковед XX в. Кафесоглу предположил, что Ануштегин — родом из Афганистана, был чигильского или халаджского происхождения, в то время как востоковед З.В. Тоган выдвинул точку зрения, что он принадлежал к кипчакскому, канглинскому или уйгурскому племени. Другие турецкие учёные считают, что Ануштегин был тюрком .

Происхождение династии Ануштегинидов[править | править код]

По данным Шихаб-ад-дина Мухаммед Ан-Насави (умер в 1249 году), историка и личного секретаря султана Джалал ад-Дина Манкбурны, султан Ала ад-Дин Мухаммад II считал себя тюрком, в частности он говорил: «Хотя я тюрк, малосведущий в арабском языке». Самого султана Джалал ад-Дина, Ан-Насави описывал следующим образом: «он был смуглым, небольшого роста, тюрком по речи и по выражениям.»

Самое раннее упоминание о племенной принадлежности Ануштегенидов содержится у историка Государства Хулагуидов Рашид-аддина (1247-1318), согласно которому основатель династии Ануштегин был родом из одного из 24-х древних огузcких (туркменских) племен — племени бегдили:

На принадлежность основателя династии Ануш-Тегина к племени бегдили указывает и тимуридский историк XV в. Хафизи Абру. О том, что племя бегдили было туркменским (огузским) писали и другие средневековые и советские историки.

Британский востоковед К.Босворт утверждал, что Ануштегиниды были этническими тюрками, а их имена и титулы были смесью тюркского и исламского.

Французский учёный Р.Груссе называл хорезмшаха Атсыза тюрком и к государству хорезмшахов применял термин «Хорезмийская тюркская империя»

По мнению авторов фундаментальной монографии «История цивилизаций Центральной Азии», потомок Ануштегина султан Кутб ад-дин происходил из тюрков.

Турецкий востоковед XX в. Кафесоглу предположил, что Ануштегин — родом из Афганистана, был чигильского или халаджского происхождения, в то время как востоковед З.В. Тоган выдвинул точку зрения, что он принадлежал к кипчакскому, канглинскому или уйгурскому племени. Другие турецкие учёные считают, что Ануштегин был тюрком .

Военный

Подсчитано, что хорезмийская армия до монгольского нашествия насчитывала около 40 000 кавалеристов, в основном тюркского происхождения. Ополченцы существовали в крупных городах Хорезма, но были плохого качества. С коллективным населением около 700 000 человек в крупных городах, вероятно, было от 105 000 до 140 000 здоровых мужчин боеспособного возраста (15–20% населения), но лишь небольшая часть из них могла бы быть частью формального ополчения с какой-либо заметной мерой. обучение и оборудование.

Наемники

После вторжения монголов в Хорезмийскую империю многие хорезмийцы выжили, нанявшись наемниками в северном Ираке . Последователи султана Джалал ад-Дина остались верны ему даже после его смерти в 1231 году и в течение следующих нескольких лет совершали набеги на сельджукские земли Джазиры и Сирии , называя себя Хорезмийя . Айюбид Султан ас-Салих Айюб в Египте позже нанял их против своего дяди ас-Салиха Исмаила . Khwarazmiyya , направляясь к югу от Ирака в отношении Египта, вторглись крестоносца -held Иерусалим по пути, 11 июля 1244 ( Осада Иерусалима (1244) ). Цитадель города, Башня Давида , сдалась 23 августа, и христианское население города было изгнано. Это вызвало призыв из Европы к Седьмому крестовому походу , но крестоносцам больше никогда не удастся вернуть Иерусалим. После того , как захвачено Khwarazmian сил, город остался под контролем мусульман до 1917 года, когда он был взят из османов в британцах .

После взятия Иерусалима хорезмийские войска продолжили движение на юг и 17 октября сражались на стороне Айюбидов в битве при Ла Форби , как крестоносцы называли Харбию , деревню к северо-востоку от Газы , уничтожив там остатки армии крестоносцев. , при этом убито около 1200 рыцарей. Это была самая крупная битва с участием крестоносцев со времен битвы при Хаттине в 1187 году.

Население[ | код]

Населением Хорезмского государства были в основном иранские народы, а также тюркское меньшинство.

Война с монголами | код

Золотой динар Мухаммеда II

Хорезм в начале XIII века был на вершине своего могущества, он объединял земли собственно Хорезма, Мавераннахра, Ирана, Хорасана, современного Южного Казахстана.

Однако уязвимым местом в империи Мухаммеда II было всесилие канглыйской знати, занимавшей ведущие посты в административном и военном аппарате.

Мать хорезмшаха Мухаммеда Теркен-хатун происходила из тюркского рода канглы и обладала огромным влиянием при дворе, фактически сама назначая своих родственников на все ключевые государственные посты. Пользуясь их поддержкой, она фактически возглавила оппозицию своему сыну. Особенно обострились их отношения перед монгольским нашествием.

В 1218 году Чингизхан отправил к Мухаммеду посольство с предложением заключить союз для совместной борьбы с конкурентами на востоке и взаимовыгодной торговли. Хорезмшах отказался идти на сделку с «неверными» и по предложению правителя Отрара Кайыр-хана казнил послов-купцов, отправив их головы хану. Чингисхан потребовал выдачи Кайыр-хана, но хорезмшах, боясь гнева знати, отказался, и Мухаммед вновь казнил одного из участников следующего монгольского посольства.

Несмотря на более чем трёхкратное превосходство своего войска над армией монголов, хорезмшах, опасаясь заговора со стороны военачальников, разделил свою армию на несколько частей и гарнизонов, чем фактически обрек её на поражение.

После победы над Кучлуком монгольское войско во главе с Субэдэй-багатуром и Тохучар-нойоном приблизилось к границам Хорезма и столкнулось с войсками хорезмшаха. Правое крыло хорезмского войска под командованием сына Мухаммеда Джелал ад-Дин Менгуберди добилось успеха на своём фланге и помогло центру и левому крылу своего войска. К наступлению темноты ни одна из сторон не добилась решающих результатов. Ночью монголы разожгли костры и покинули место битвы. Весной 1219 года, не окончив завоевания Китая, Чингисхан отправил 50-тысячную армию в Хорезм.

В 1219 году при наступлении войск Чингисхана на Хорезм Мухаммед II не решился дать генеральное сражение, оставив свою армию разбросанной отдельными отрядами по городам и крепостям всего государства. Один за другим под натиском монголов пали Отрар, Ходжент, Ташкент (Чач), Бухара, Самарканд, Балх, Мерв, Нишапур, Герат, Гургандж и остальные крупные хорезмские города. Монголы истребили миллионы горожан, в одном только Мерве более 500 000 жителей, остальных продавали в рабство.

Хорезмшах с остатками армии вначале отступил в свои персидские владения, после чего бежал с небольшим отрядом в прикаспийскую область и скончался на острове Абескун в Каспийском море от приступа пневмонии. Государство Хорезмшахов прекратило существование, несмотря на то, что сын и наследник Мухаммеда Джелал ад-Дин Менгуберди ещё около десяти лет продолжал оказывать сопротивление монголам, находясь при этом в Дели и Малой Азии

Государство Хорезмшахов пало от монголов Чингизхана. Последним представителем династии хорезмшахов-ануштегинидов был будущий султан Египта Кутуз, который смог остановить монголов и спасти западный мусульманский мир от их варварских походов.

Возвышение государства Хорезмшахов

Иль-Арслан и его преемники продолжали увеличивать территорию государства. В 1194 году были разгромлен Сельджукиды и подчинен Хорасан.

Хорезм был восточным форпостом Ислама, но отношения его правителей с багдадскими халифами были непростыми. Во время войн хорезмшахов с сельджуками во второй половине XII века, халифы поддерживали первых. Но после разгрома сельджуков Аббасиды стали опасаться возвышения новых владык и их претензий на титул султана.

Халиф ан-Насир требовал от Ануштегинидов передачи земель в Западном Иране. Хорезмшах Текеш не хотел уступать завоеванные земли и требовал от халифа инвеституры на титул султана. Это привело к многолетнему противостоянию Ануштегинидов и Аббасидов.  

Хорезмшахи опирались на военное сословие, что приводило к смутам. В сфере культуры государство Ануштегенидов переживало расцвет. В Ургенче был создан крупный архитектурный комплекс. Изделия хорезмийских мастеров славились в мусульманском мире. Хорезмийские купцы активно торговали с соседними странами.

При хорезмшахе Мухаммеде II государство вело упорную войну против индийского царства Гуридов. Его правители вторглись в Среднюю Азию и попытались установить контроль над Хорасаном. В 1206 году государство Гуридов распалось на три части, и Мухаммед к 1215 году смог одержать над ними полную победу. Одновременно хорезмшах вел войны с каракитаями, ликвидировав их владения в Мавераннахре.

Происхождение династии Ануштегинидов

По данным Шихаб-ад-дина Мухаммед Ан-Насави (умер в 1249 году), историка и личного секретаря султана Джалал ад-Дина Манкбурны, султан Ала ад-Дин Мухаммад II считал себя тюрком, в частности он говорил: «Хотя я тюрк, малосведущий в арабском языке». Самого султана Джалал ад-Дина, Ан-Насави описывал следующим образом: «он был смуглым, небольшого роста, тюрком по речи и по выражениям.»

Самое раннее упоминание о племенной принадлежности Ануштегенидов содержится у историка Государства Хулагуидов Рашид-аддина (1247-1318), согласно которому основатель династии Ануштегин был родом из одного из 24-х древних огузcких (туркменских) племен — племени бегдили:

На принадлежность основателя династии Ануш-Тегина к племени бегдили указывает и тимуридский историк XV в. Хафизи Абру. О том, что племя бегдили было туркменским (огузским) писали и другие средневековые и советские историки.

Британский востоковед К.Босворт утверждал, что Ануштегиниды были этническими тюрками, а их имена и титулы были смесью тюркского и исламского.

Французский учёный Р.Груссе называл хорезмшаха Атсыза тюрком и к государству хорезмшахов применял термин «Хорезмийская тюркская империя»

По мнению авторов фундаментальной монографии «История цивилизаций Центральной Азии», потомок Ануштегина султан Кутб ад-дин происходил из тюрков.

Турецкий востоковед XX в. Кафесоглу предположил, что Ануштегин — родом из Афганистана, был чигильского или халаджского происхождения, в то время как востоковед З.В. Тоган выдвинул точку зрения, что он принадлежал к кипчакскому, канглинскому или уйгурскому племени. Другие турецкие учёные считают, что Ануштегин был тюрком .

Доахеменидский период

Название страны Хорезм впервые встречается в сохранившихся источниках с VIII—VII веков до н. э. Существуют различные интерпретации названия Хорезм. По одной этимологии «кормящая земля», по другой — «низкая земля». С. П. Толстов считал, что название Хорезм переводится как «Страна хурритов» — Хваризам.
Около VIII—VII веков до н. э. Хорезм вступил в новую эру своей истории, когда хорезмийцы, по словам ал-Бируни, начали вести летоисчисление по годам правления царей. В этот период Хорезм становится мощным государством с заметной централизацией, о чём свидетельствуют построенные в VIII—VI веках до н. э. грандиозные ирригационные сооружения.

Археологические раскопки фиксируют на территории древнего Хорезма существование неолитической кельтеминарской культуры древних рыболовов и охотников (4-е — 3-е тысячелетие до н. э.). Прямым потомком этой культуры является относящаяся к середине 2-го тысячелетия до н. э. тазабагьябская культура бронзового века, скотоводческая и земледельческая. Есть также сообщения античных авторов о контактах жителей Хорезма с народами Колхиды на торговых путях по Амударье и Каспийскому морю, по которым шли среднеазиатские и индийские товары в кавказские владения через Эвксинский Понт (Εὔξενος Πόντος — др.-греч. название Чёрного моря). Это подтверждается и материальной культурой, элементы которой встречаются на раскопках древних памятников среднеазиатского Междуречья и Кавказа.

К середине 2-го тысячелетия относятся также стоянки суярганской культуры. Согласно аль-Бируни, древнехорезмийские системы летоисчисления начинали счёт лет в XIII веке до н. э. Ряд исследователей отождествляет с древним Хорезмом упоминаемую в Авесте северную страну «Айрьянем-вэджо».

К началу 1-го тысячелетия до н. э. относится возникновение амирабадской культуры. Городища этого периода — это огромные загоны для охраны скота с «жилыми стенами», в которых жило по нескольку тысяч человек; описания таких поселений содержатся в Авесте.