Оглавление
Государственный строй Франции периода средневековья
В IX–XII вв. в условиях политической децентрализации и территориальной раздробленности королевская власть стала утрачивать свое былое значение. Власть королей была чисто номинальной в масштабе всей страны. Они считались полновластными монархами только в своей собственной сеньории (домене), т.е. в Парижской и Орлеанской областях. Короли должны были вести постоянную борьбу с крупными феодалами, чтобы спасти свои собственные владения от их посягательств. Вне пределов королевского домена власть принадлежала крупным землевладельцам. Такая форма феодального государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, определялась как сеньориальная монархия. Политическая власть в ней фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями, и приобретала тем самым частно-правовой характер.
Высшие органы. Форму правления Франции того периода можно определить как раннефеодальную монархию. Власть короля во Франции была очень слабой и вследствие выборности, хотя нужно отметить, что при этом придерживались династических принципов. Такой порядок был введен в 887 г. после низложения Карла Толстого. В 987 г. на съезде светских и духовных феодалов был избран Гуго Капет, от которого пошла династия Капетингов, которые еще при жизни старались обеспечить избрание и коронование своих наследников. Но только при Людовике VIII (1223–1226 гг.) устанавливается наследственность королевской власти, которая до этого была формально выборной.
На ранних этапах деятельности французского государства при решении важных вопросов, а также выборов короля собиралась феодальная курия, где принимали участие герцоги и графы. Однако по мере превращения в самостоятельных государей они стали мало интересоваться делами всей страны и игнорировали ее работу.
В борьбе за централизацию власти французские короли стали проводить коренную реорганизацию управления в собственных владениях. Создается малый королевский совет, который отличался от королевской курии тем, что его состав был специально подобран королем из угодных ему людей, в число которых входили не только вполне надежные крупные феодалы, но и всякие мелкие люди из рыцарства и духовенства, имевшие юридическое образование, стаж работы в финансовых и судебных ведомствах.
Местные органы. Управление на местах осуществлялось аппаратом управляющего поместьями короля. Во главе округов, на которые были разбиты владения, ставились прево. Их помощниками в деревнях были сержанты, а в городах – майоры. Они осуществляли полицейские и судебные функции. С увеличением королевского домена происходило объединение отдельных округов в более крупные административные единицы – бальяжи. Во главе их стояли бальи, которые осуществляли контроль за сбором налогов, за находившимися под их властью прево, а также за исполнением королевских законов и указов. Они же формировали военные отряды.
воздействие
Во время абсолютизма возросло неравенство и упадок низших классов. Привилегии были адресованы только дворянам и священнослужителям, чьи права превосходили права большинства, независимо от условий жизни остальных.
Политическая модель абсолютной монархии имеет в качестве центральной черты концентрацию всей власти в короле без какого-либо контроля или ограничений. К счастью, страны продвигаются в моделях баланса сил.
Желание получить власть заставило европейских королей противостоять друг другу в политическом, экономическом и военном отношениях за континентальную и мировую гегемонию. Это был чрезвычайно кровавый период из-за жадности власти и контроля монархов.
Философия Просвещения судит обо всех этих заповедях и приводит в движение конституцию современных государств со свободой и балансом сил, чтобы избежать тирании, которая вызвала абсолютную власть.
ссылки
- Экюред (2016) Абсолютизм. Получено от: ecured.cu.
- Риверо П. (2005) Торговцы и финансы в Европе шестнадцатого века. Редакция Комплутенсе. Мадрид, Испания.
- Перес, J; Гарди, А. (2009) Абсолютизм. Получено из: definicion.de.
- Сотрудники Википедии (2017) Европейский абсолютизм. Получено с: en.wikipedia.org.
- Перри А. (1979) Абсолютистское государство. Редакционный Альянс. Испания.
- Бутрон Г. (2016) Французская интервенция и кризис абсолютизма. Альба Редакция. Испания.
Последствия
Окончательный результат этих действий действительно централизовал власть Франции за королем. Замена министров правительства, снос замков и другая финансовая политика Кольбера действительно значительно уменьшили государственный долг Франции.
Однако в 18 веке переселение дворян и явное устаревание Версаля стали важным местом для растущего купеческого сословия и подстрекательской прессы.
Возможно, наиболее серьезным последствием абсолютизма во Франции является эмиграция гугенотов . Эмиграция торговцев привела к утечке мозгов и потере налоговых поступлений для Франции. Более того, из-за запрета на въезд в Новую Францию они иммигрировали в другие страны, в первую очередь в Тринадцать колоний , переняв свои навыки печати , изготовления стекла , плотницких работ , керамики , глубокую веру в необходимость свободы религии (по крайней мере, для протестантизма ) и право на ношение оружия .
Другим последствием было значительное сокращение доминирующего влияния Королевства Франция в Европе и рост мощи других королевств для усиления своей империи, особенно в Великобритании, Испании и Священной Римской империи. Это вызвало с ними многочисленные смертоносные войны (в Европе, Америке и Африке), некоторые из которых выиграла Франция или ее союзники (особенно за независимость Соединенных Штатов), но это привело к потере большей части Новой Франции (большей части континентальной части страны). части в Северной Америке, в том числе те, которые будут проданы позже Соединенным Штатам после падения монархии во Франции Первой Французской империей и на некоторых островах в Карибском море), серьезное ухудшение экономического преимущества первой французской колониальной империи, накопление долгов в королевстве (с растущим влиянием торговцев против французской знати) и значительная потеря экономического, дипломатического, политического и культурного влияния в Европе, все это оставлено на усмотрение растущей Британской колониальной империи (даже после ее потеря Новой Англии) и ее союзникам по всей Франции в Испании (включая Испанские Нидерланды), Австрии (включая Италию), Скандинавских странах (а позже и в Соединенных Штатах).
Другим следствием создания Соединенных Штатов и дорогостоящих войн между Францией и всеми ее соседями в Европе было также то, что это вызвало множество серьезных политических и социальных проблем по всему королевству, и проложило путь к Французской революции и, наконец, конец абсолютной монархии через короткий шаг конституционной монархии (восстановление некоторых парламентских полномочий Генеральным штатам ) между 1789 и 1791 годами, а затем — Первой Французской республикой (во время которой изгнание традиционного французского духовенства и дворянства из новая Конституция еще больше укрепила военный союз всех европейских соседей против Франции). Это утраченное влияние Франции так и не было восстановлено в последующие столетия, даже после появления Первой Французской Империи (которая положила конец диктатуре, воссоединила сильно разделенную Францию, восстановила свободу вероисповедания и позволила возродиться стабильному коммерческому сектору. но также инициировал новые войны против других монархий в континентальной Европе) или после образования новой французской колониальной империи Третьей республикой.
Даже сегодняшняя Пятая республика во Франции подражает некоторым моделям других европейских конституционных монархий из-за стабильности и влияния главы государства (монарха или избранного президента) на сохранение территориального единства посредством принудительного баланса сил. В отличие от прошлых республик, он даже принимает и защищает конституционно присутствие дворянства, религий или различных культур в качестве простых компонентов и (не абсолютных) субъектов республики, даже если он продвигает свою собственную единую систему, свободно доступную для всех ее граждан или применимую напрямую только своим иностранным резидентам.
Стипендия
Историки расходятся во мнениях относительно степени абсолютизма европейских монархов. Некоторые, такие как Перри Андерсон , утверждают, что довольно многие монархи достигли уровня абсолютистского контроля над своими государствами, в то время как историки, такие как Роджер Меттам, оспаривают саму концепцию абсолютизма. В целом историки, которые не согласны с названием абсолютизма, утверждают, что большинство монархов, считающихся абсолютистами, не обладали большей властью над своими подданными, чем любые другие неабсолютистские правители, и эти историки склонны подчеркивать различия между абсолютистской риторикой монархов и реальностью. об эффективном использовании власти этими абсолютными монархами. Историк эпохи Возрождения Уильям Баусма резюмировал это противоречие:
Антропология , социология и этология, а также различные другие дисциплины, такие как политология, пытаются объяснить возникновение абсолютной монархии, начиная от экстраполяции в целом до определенных марксистских объяснений с точки зрения классовой борьбы как основной динамики исторического развития человечества в целом и в абсолютном смысле. монархия в частности.
В 17 веке французский теоретик права Жан Дома защищал концепцию абсолютной монархии в таких трудах, как «О социальном порядке и абсолютной монархии» , ссылаясь на абсолютную монархию как на сохранение естественного порядка, как задумал Бог . Другие интеллектуальные фигуры, поддерживающие абсолютную монархию, включают Томаса Гоббса и Чарльза Морраса .
Установление абсолютизма
Согласно этой концепции, идеальным вариантом правления являлось совмещение сильной королевской власти и представительной демократии. При этом, апологеты концепции Аристотеля не делали особых различий между ветвями власти, допуская сосредоточие в одних руках исполнительной, законодательной, правовой, духовной властей. Развитие подобных концепций «идеальной» публичной власти можно считать предтечей абсолютной монархии. Подобные выкладки в начале 16 века Макиавелли сформировал в трактат «Государь». Данное сочинение широко известно часто цитируемым изречением: «Цель оправдывает средства».
Однако историческое развитие внесло свои коррективы в эти теоретические выкладки. С развитием государства и усилением централизованной власти, происходила трансформация сравнительно демократичных монархий в жёсткий абсолютизм, впоследствии переставший признавать над собой каких-либо ограничений. Смысл абсолютизма точно и лаконично выразил французский «король-солнце» Людовик XIV фразой «Государство – это я!».
В России наступление периода абсолютизма многими историками относится к эпохе правления Иоанна Грозного, при котором были жестоко разгромлены все силы, способные противостоять центральной власти: столичное дворянство, удельные княжества, города с остатками представительной демократии. В дальнейшем централизация власти в руках монарха усиливалась.
Апофеозом абсолютизма в России можно считать реформы Петра Великого, когда им была учреждена разветвлённая чиновничья система коллегий, охватывавшая все сферы жизнедеятельности государства. Итогом данной деятельности стало подчинение власти императора и духовно-религиозной сферы, когда был упразднён православный патриархат, и вместо него создан синод во главе с государственным чиновником.
Кратко
В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.
Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:
- Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
- Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
- Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
- Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
- Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.
Черты, особенности и принципы просвещённого абсолютизма Екатерины II
Для того, чтобы выяснить, как Екатерина II понимала цели и сущность просвещённого абсолютизма, стоит обратиться к созданному ею «Наказу» Уложенной комиссии – этот документ разрабатывался на протяжении двух лет, под воздействием трудов таких европейских просветителей, как Д’ Аламбер, Дидро, Монтескье и Беккариа. Сама императрица не скрывала авторства большей части идей данного труда, отмечая, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской Империи
Аллегория с текстом «Наказа»
Основные положения:
- Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи
- Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).
- Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании.
- Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага.
- Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки.
Несмотря на кажущуюся возвышенность описанных предложений, в реальности большая часть реформ не просто не коснулась крестьянства (составляющего около 90% населения Российской Империи), а даже ухудшила его положение. Часть преобразований носили популистский характер, служили с целью представления императрицы в максимально благожелательном виде для иностранных монархов и деятелей.
Сущность просвещенного абсолютизма кратко
Во второй половине восемнадцатого века обстановка в Европе была довольно тревожной, так как старый порядок уже исчерпал себя, требовались серьезные реформы. Такая обстановка повлияла на ускоренное формирование просвещенного абсолютизма.
Но откуда взялись эти идеи и каков смысл подобного просвещения? Родоначальником считается Томас Гоббс, также большое влияние на формирование просвещенного абсолютизма оказали идеи Жан-Жака Руссо, Вольтера и Монтескье. Они предлагали преобразование устаревших институтов государственной власти, реформирование образования, судопроизводства и т.д. Кратко основную идею просвещенного абсолютизма можно изложить следующим образом – государь, самодержец должен приобрести наряду с правами еще и обязанности перед своими подданными.
По существу, просвещенный абсолютизм должен был уничтожить остатки феодализма, сюда входили реформы по улучшению быта крестьян и устранению крепостного права. Также реформы должны были укрепить централизованную власть и сформировать полностью светское государство, не подчиняющееся голосу религиозных лидеров.
Установление идей просвещенного абсолютизма было характерно для монархий с довольно неспешным развитием капиталистических отношений. В число таких государств попали все страны Европы, кроме Франции, Англии, и Польши. В Польше не имелось королевского абсолютизма, который бы требовалось реформировать, там всем управляла шляхта. Англия уже имела все то, к чему стремился просвещенный абсолютизм, а Франция просто напросто не имела лидеров, которые могли бы стать инициаторами реформ. Людовик XV и его последователь на это способны не были, и в результате строй был разрушен революцией.
Это интересно: 489,Промышленная революция в Англии — объясняем по порядку
Доктрина «законной монархии»
Основы новой теории «просвещенной», или «законной монархии» были заложены трудами немецкого философа и правоведа X. Вольфа (перв. пол. XVIII в.), главным образом его сочинением «Разумные мысли о всеобщей сущности достижения блаженства человеческого рода» (1725). Согласно новой теории, в корне которой лежали принципы школы «естественного права», законы общежития и государственной деятельности должны быть установлены разумом, очищенным от всяких суеверий. Применение этих законов способно обеспечить всеобщее благо людей. Чтобы такое благоденствие и счастье воцарились на земле, нужно соединение знания и власти: все логически непротиворечивое можно утвердить на земле, и это будет истинно справедливое общество. Такое соединение реализуемо, если философы будут царствовать или цари – философствовать. Первое – едва ли возможно. Второе – достижимо, если монархи будут проводить в жизнь идеи Просвещения путем законодательства и особой всеобъемлющей «науки Полиции» (или всеобщего управления). Знание естественных законов не может прийти из народа: он непросвещен, далек от высокой морали. Поэтому просвещенный государь может и должен принудительно воплощать абсолютную истину разума: и Евклид был деспотом в геометрии.
Огромное влияние на своего рода политическое воодушевление новой политики оказали литературные труды Ф. Вольтера. Вольтер в особенности считал привлекательным исторический образ деятельных монархов, которые своими делами и законами подталкивали свои народы к новому уровню просвещенности. Согласно общей политической концепции Вольтера, идеалы равенства и свободы лучше всего реализуются в республике. Однако «на земле очень мало республик. Люди редко достойны того, чтобы быть управляемы сами собой. Счастье сие принадлежит лишь малым народам, прячущимся на островах…» В силу истории крупные государства суть монархии. Однако монархии очень часто вырождались в тирании – одного или нескольких. Поэтому наилучшее государство есть то, «где повинуются только законам». («Единичный деспот имеет какие-то добрые стороны, сборище деспотов – никогда никаких».) Реформирование, законодательствование – главные дела монарха, думающего о своем общественном служении.
Еще одним видным теоретиком доктрины «просвещенного абсолютизма» стал прусский король Фридрих II, известный в свое время не только военными дарованиями, но и литературными трудами, личной дружбой с Вольтером. В политическом очерке «Опыт о формах правительства и об обязанностях суверенов» (1781) Фридрих выделил значение фундаментальных принципов для сохранения общества, которые выражены законами. «Суверен представляет государство, он и его народы образуют единое тело, кое не может быть счастливо иначе как по мере объединяющего их согласия. Государь есть для управляемого им общества то же, что голова для тела: он должен видеть, думать и действовать для всего сообщества».
Теория «просвещенного абсолютизма» при всей новизне противостояла доктрине «общественного государства», которая составляла основу политической идеологии подлинного Просвещения. Равенство граждан усматривалось только в том, что они имеют равные обязанности по отношению к государству и монарху и равные возможности пользоваться своими правами (о юридическом равенстве которых речи не шло). Для лучшего исполнения своих общественных обязанностей власть и государственная организация должны быть наилучшим способом организованы: всякому учреждению определено свое место, каждое должно действовать по законам, которые, в свою очередь, должны существовать на все случаи жизни. Только это может обеспечить подданным-гражданам предназначенную для них законами «меру вольности», которая заключается в том, чтобы свободно делать не воспрещаемое законами. Организация власти «просвещенного абсолютизма» должна быть всецело светской: поэтому церкви и духовенству отводилось в государстве подчиненное и несамостоятельное место, соответственно право и юстиция должны быть перестроены на современных, «просвещенных» началах.
2.1 Борьба кардинала с гугенотами
Политические последствия событий 1610-1620 гг. были окончательно ликвидированы с приходом к власти первого министра Людовика XIII кардинала Ришелье, время правления которого (1624-1642) представляет важную страницу в развитии французского абсолютизма.
Личные качества неспособного к самостоятельному правлению Людовика XIII внушали знати большие надежды на подчинение короля своему влиянию. Ришелье, став фактическим правителем Франции, сумел к концу первой трети XVII в. преодолеть эти реакционные притязания, равно как и другие препятствия. В предисловии к «Политическому завещанию» Ришелье, характеризуя доставшееся ему наследство, писал: «Когда вы, ваше величество, решились предоставить мне одновременно и доступ в ваши советы и оказать значительное доверие в ведении ваших дел, то я могу удостоверить, что гугеноты разделяли государство с вашим величеством, что вельможи вели себя, как если бы они не были подданными вашего величества, а наиболее могущественные губернаторы провинции вели себя, как будто они были государями в своих должностях, Я могу сказать, что дурной пример тех и других был столь вреден для королевства, что наиболее упорядоченные корпорации (парламенты) испытывали расстройства и, в известных случаях, уменьшили ваш законный авторитет, насколько это было им возможно, чтобы вознести свой далее разумных пределов… Я обещал вашему величеству все свое искусство и весь авторитет, который вам угодно было дать мне, направить на то, чтобы сокрушить партию гугенотов, сломить спесь вельмож, привести всех подданных к исполнению их обязанностей и поднять ваше имя среди иностранных наций на ту ступень, на которой оно должно находиться».
Арман Жан де Плесси Ришелье родился в 1585 г. в семье небогатого провинциального дворянина, а по матери был внуком парижского адвоката. Сначала его предназначали к военной карьере, но обстоятельства сложились так, что он стал епископом одного из самых мелких и небогатых епископств Пуату. Военные звания, сослужившие ему затем большую службу, сочетались в нем с незаурядным образованием. Обладая чрезвычайным честолюбием, Ришелье начал свою политическую карьеру в качестве представителя духовенства — в Генеральных штатах 1614 г. Он уже твердо осознал свое призвание — посвятить себя служению Франции. Сутана — лишь удобное средство, облегчающее достижение желанного. Перед ним двуединая цель — кардинальство и министерство. «Убеждение в своем высоком предназначении, которое другого могло бы превратить в заурядного обитателя сумасшедшего дома, неустанное служение, можно даже сказать, поклонение государственному интересу, в сочетании с бесспорными талантами, сделали Ришелье выдающимся государственным деятелем Франции».
В 1622 г. Ришелье получает кардинальское звание, а в апреле 1624 г. становится председателем Королевского совета, главой министерства военного и иностранных дел. С момента назначения на должность министра и в течение шести последующих лет происходит постепенное укрепление влияния Ришелье, пока в 1630 г., он не восторжествует над всеми придворными партиями. Присвоение ему год спустя титула пэра и герцога увенчает его восхождение на вершину власти. Ришелье подчинил своему влиянию слабовольного короля и вплоть до смерти сохранял в своих руках бразды правления.
«Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства», — если первое в словах Ришелье весьма сомнительно, то второе точно выражает суть стремлений и смысл всей его практической деятельности.
В области экономики правление Ришелье было продолжением политики меркантилизма, проводимой Генрихом IV. С 20-х гг. усилилось стремление французских купцов и мануфактуристов (особенно северных портов) к торговле с колониями и колониальной экспансии. Ришелье пошел им навстречу, стремясь оттеснить Голландию, которая к этому времени уже завоевала первое место в морской и колониальной торговле. Ему не удалось достичь этой цели, так как Франция продолжала отставать от Голландии в экономическом и политическом отношении. Все же меркантилистская политика абсолютизма помогла французской буржуазии добиться известных успехов в этой области, а также образовать торговые компании, построенные по образцу голландских и английских. Хотя большинство их просуществовало недолго, они способствовали расширению французских колоний в Канаде и обоснованию французов на Антильских островах, в Гвинее и т.д. В соответствии с экономическими интересами Франции Ришелье стремился дипломатическим путем обеспечить за французскими купцами рынки сырья и сбыта в Турции и Иране, а также в России.
Итоги и противоречия просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой
Закон, в концепции просвещённого абсолютизма, представляется единым для всех, без разделения на сословия и должности. Однако в выстроенной Екатериной II системе, дворяне если не стояли выше закона, то уж точно получили «особый» статус при рассмотрении дел в суде. Так, например, «грамота на права и выгоды благородному российскому дворянству» предусматривала запрет на конфискацию земель дворян, осужденных по уголовным делам, и предполагала передачу владений наследникам. Благородное сословие освобождалось от телесных наказаний и имело много других привилегий.
Введение местного самоуправления в городах и губерниях, на деле представлялось распределением главных административных должностей между дворянами, а также чрезмерным умножением бюрократии и взяточничества. Главной целью его, как и полицейской реформы, являлось предотвращение повторения крестьянского восстания 1773-1775 годов, вызванного жесткой эксплуатационной политикой по отношению к этому сословию.
Политика экономического либерализма, выражавшаяся в отмене монополий, снижении налогов и пошлин, а также разрешении свободного предпринимательства должна была серьёзно стимулировать развитие экономики Российской Империи. Однако, государство слишком сильно закостенело в феодальном строе и рабский труд крепостных серьёзно сковывал развитие и внедрение технологий. Весь период царствования Екатерины II Россия, в основном, занималась экспортом ресурсов и продуктов не требующих серьезных технологий – древесины, парусины, зерна и т.д.
Противоречия обнаруживаются и непосредственно в «просвещении». Рядом с популяризацией общественного образования, в политике Екатерины II стоят репрессии таких видных деятелей как Новиков (издавший более трети всех книг, выпущенных за время её правления) и Радищев (писатель, открыто критикующий Екатерину II). Сами же образовательные реформы, как и продвижение искусств и науки, никак не затрагивали большую часть населения государства – крестьянство.
Стоит отметить, что кардинальное изменение устоявшихся обычаев и особенностей общества не могло быть проведено с легкостью. Век просвещенного абсолютизма в России во время царствования Екатерины Великой стал скорее закладыванием основ будущим изменениям в государстве, нежели единым грандиозным его реформированием.
Внутренняя политика Екатерины II Великой
Просвещенный абсолютизм в Российской Империи
Как мы знаем, у Руси своя дорога. Вот и тут она была совершенно особенной. В России, в отличие от стран Европы просвещенный абсолютизм был скорее веянием моды нежели реально необходимой вещью. Потому и все реформы совершались исключительно на благо дворянства, не учитывая интересы простых людей. С церковной властью тоже произошел конфуз – на Руси она издревле не имела решающего слова, как это было в католической Европе, потому церковные реформы принесли только раскол и смуту, уничтожив духовные ценности, чтимые предками. Именно с тех пор можно наблюдать обесценивание духовной жизни, более того, с той поры даже духовные лидеры зачастую отдают предпочтение материальным ценностям. При всей своей образованности Екатерина II не смогла понять «загадочную русскую душу» и найти верный путь развития государства.