Наука и техника в условиях научно-технической революции

Оглавление

Презентация на тему: » Научно- техническая революция. ПЛАН ПОНЯТИЕ О НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НТР СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ НТР: — НАУКА -ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ -ПРОИЗВОДСТВО.» — Транскрипт:

1

Научно- техническая революция

2

ПЛАН ПОНЯТИЕ О НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НТР СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ НТР: — НАУКА -ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ -ПРОИЗВОДСТВО — УПРАВЛЕНИЕ

3

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – ЭТО КОРЕННОЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ОСНОВАННЫЙ НА ПРЕВРАЩЕНИИ НАУКИ В НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНУЮ СИЛУ ОБЩЕСТВА

4

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НТР 1. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И ВСЕОХВАТНОСТЬ

5

2. УСКОРЕНИЕ НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

6

3. ПОВЫШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ КВАЛИФИКАЦИИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

7

4. ВОЕННО- ТЕХНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

8

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ НТР 1. НАУКА 2. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ 3. ПРОИЗВОДСТВО 4. УПРАВЛЕНИЕ

9

НАУКА: РОСТ НАУКОЕМКОСТИ НАУКОЕМКОСТЬ – ДОЛЯ ЗАТРАТ НА НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И КОНСТРУКТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ (НИОКР) В ОБЩИХ ЗАТРАТАХ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ

10

РАСХОДЫ НА НАУКУ В % ОТ ВВП ( г) ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 2,5% США, ШВЕЦИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЯПОНИЯ ВЫШЕ СРЕДНЕГО 2-2,5% ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ФИНЛЯНДИЯ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 1-2% КАНАДА, АВСТРАЛИЯ, ИТАЛИЯ. АВСТРИЯ. НОРВЕГИЯ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 0,5-1% КИТАЙ, ИНДИЯ, ЮАР. БРАЗИЛИЯ, ЧИЛИ ОЧЕНЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

11

ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР ПО РЕГИОНАМ МИРА РЕГИОНЫ В % ОТ ВВП ДОЛЯ В МИРЕ, % МИР1,4100 РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ2,287 РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ 0,513 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА2,538 ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА1,828 ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ0,827 СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 0,83,3 ЮЖНАЯ АМЕРИКА0,32 АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ1,31,2 АФРИКА0,30,5

12

СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПАТЕНТОВ, ТЫС. 2001г. МИР 176,1 США 97 ЯПОНИЯ 33 ФРАНЦИЯ 29,1 ФРГ 11 ТАЙВАНЬ 6

13

СТРАНЫСПОСОБНОСТЬ СТРАН К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ США1254 ФИНЛЯНДИЯ295 ФРГ374 ШВЕЙЦАРИЯ447 ЯПОНИЯ529 ИЗРАИЛЬ628 ШВЕЦИЯ716 ФРАНЦИЯ814 ДАНИЯ914 НИДЕРЛАНДЫ1013

14

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ – ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

15

ФУНКЦИИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ТРУДОСБЕРЕГАЮЩАЯРЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНАЯ

16

ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ – ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЖЕ ИЗВЕСТНОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ – ПЕРЕХОД К ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОЙ ТЕХНИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ

17

ПРОИЗВОДСТВО: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ 1. ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ

18

2. КОМПЛЕКСНАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ

19

3. ПРЕРЕСТРОЙКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА

20

4. ПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ

21

5. УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ

22

6. КОСМИЗАЦИЯ

Дoстижения научнo-технической революции

Достижения НТР проникают во все сферы общества, стремительно меняя стиль и качество человеческой жизни, эти достижения позволили в самом начале:

1 автоматизировать процессы в промышленности;
2 внедрять достижения науки в производство;
3 повысить уровень образованности рабочего класса;
4 стремительно развиваться средствам связи и коммуникаций.

Изобретения XX века:
– сороковые годы: транзисторы, телевидение, радар, атомная бомба, пенициллин, синтетическое волокно;
– пятидесятые годы: мир получил вoдорoдную бомбу, в космос запущен искусственный спутник, развитие реактивного самолетостроения, появляются станки с ЧПУ, ядерная установка, одноразовый шприц;
– шестидесятые годы: лазер, спутники связи, интегральные схемы, скоростные поезда;
– семидесятые годы: промышленные роботы, биотехнологии;
– восьмидесятые годы: сверхпрочная керамика, гeнетическая инжeнерия, тeрмоядеpные исследования;
– девяностые годы: компакт-диски, плееры, мобильные телефоны, суррогатное материнство, нанотехнологии.

На современном этапе основными направлениями НТР являются усовершенствование биотехнологий, увеличение энергетических ресурсов, космизация, внедрение инновационных технологий в сферу промышленного производства и сельского хозяйства, создание искусственного интеллекта, поиск новых источников энергии, развитие атомной энергетики и генной инженерии.

Чтобы соответствовать требованиям четвертой промышленной революции, необходимо гарантировать достаточный человеческий капитал – специалистов с новой квалификацией и навыками. Области, которые еще не определены сегодня, потребуют новых компетенций и новых специалистов. Уже сегодня ощущается темп этого процесса, поэтому необходимы дальнейшие изменения профессии, переподготовки и обучения специалистов на протяжении всей жизни, связанные с обучением и использованием новых технологий. Все это означает, что обучение и подготовка персонала и рынка услуг играет ключевую роль в подготовке общества к действиям перед лицом предстоящей четвертой НТР.

Управление, как путь к высокой информационной культуре

В период научно-технической революции появилась необходимость в совершенно новом подходе к управлению. Ведь наше общество получило колоссальную возможность уйти от старых методов работы и перейти на более современные. Этому способствовало производство разнообразной информационной техники, благодаря которой управление получило шанс выйти на более высокий уровень.

Большое внимание начало уделяться развитию кибернетики, так как она является главной в науке об управлении и переработке информации. В связи с развитием информационных технологий появилась потребность и в кадрах

Теперь для обслуживания современной техники нужны операторы, программисты и другие специалисты. У этого направления огромное будущее, так как благодаря информационным технологиям можно осуществлять системный подход и применять экономико-математическое моделирование.

Также, конечно, нужно обратить внимание на размещение производства, особенно это касается наукоемких отраслей. А это в первую очередь, большие города и городские агломерации, где есть доступ к получению разнообразной информации.. В мире современных технологий в области коммуникаций, появилась возможность молниеносной доставки информации из любой точки нашей планеты во все страны мира.
Огромную роль в доступе к информационному пространству играет Интернет

В настоящее время его стали активно применять и в образовательных целях.

В мире современных технологий в области коммуникаций, появилась возможность молниеносной доставки информации из любой точки нашей планеты во все страны мира.
Огромную роль в доступе к информационному пространству играет Интернет. В настоящее время его стали активно применять и в образовательных целях.

На основе науки о географии появилось такое новое направление, как геоинформатика, без которой вряд ли бы появились современные электронные атласы.

Этапы научно-технической революции

История науки, так же, как и история государств, знает множество революций, больших и малых. Обычно, наука развивается эволюционно, когда теория обрастает фактами, доказательствами и методами. Однако, иногда, происходит резкий эволюционный скачок, меняющий господствующую научную теорию. Такие изменения происходили не раз, и были связаны с именами крупных ученых, которые ознаменовали своими работами те, или иные этапы НТР.

В истории человечества известны четыре научные революции.

1 научная революция 17 века
Происходит становление классического естествознания, основанного на картине мира Галлилея, Кеплера и Ньютона:
– рождается теория гелиоцентрической системы мира, положившая начало свободного падения, ряд астрономических открытий с использованием телескопа (Галилей 1564 – 1642);
– появляется научная теория расположения планет относительно солнца, механистическая теория движения планет, развитие геометрической оптики (Кеплер 1571 – 1630);
– формируются понятия и постулаты классической механики, всемирного тяготения, теоретически обосновываются законы Кеплера о движении планет относительно Солнца, рождается теория небесной механики (Ньютон 1643 – 1727).
Таким образом, первый период НТР отмечен профессионализацией науки, которая становится социальным институтом.

2 научная революция конца 18 века – начала 19 века
Появляется дисциплинарно организованная, дифференцированная наука, взамен классической, ориентированной на изучение механических и физических явлений. В это время научные знания стали превращаться в товар.
Второй этап НТР условно отсчитывается от 1769 года – года основного патента Джеймса Уатта на усовершенствованную паровую машину.
В это же время в науке развиваются идеи развития (биология, геология), раскрывается диалектический характер развития природы (Шванн, Дарвин, Бутлеров).

3 научная революция конца 19 века – середины 20 века
Формирование неклассического естествознания, в основе которого лежит теория относительности и квантовая механика. Основные научные теории этого времени:
– теория электричества и магнетизма (М. Фарадей, Г. Ом, Д. Максвелл);
– атомная теория и периодический закон элементов (Д. Дальтон, Д.И.
Менделеев);
– теория эволюции и естественного отбора (Г. Спенсер, Ч. Дарвин);
– законы наследственности (Г. Мендель);
– неэвклидова пространственная геометрия (Н. И. Лобачевский, Г. Риман).
Этот период характеризуется активным использованием электроэнергии,
появлением новых отраслей хозяйства: машиностроения, самолетостроения, производства алюминия и др.

4 научная революция 90-ых годов
В конце XX века стала очевидной неизбежность развития нанотехнологий и наступления 4-ой стадии НТР. Это время характеризуется развитием постнеклассической науки, основанной на информационных технологиях.
Термин «постнеклассическая наука» ввел В.С.Степин в своей книге «Теоретическое знание».
Объекты изучения – развивающиеся системы.
Основные направления этапа – развитие микроэлектроники, биотехнологии и информатики.

Научно — технический прогресс и общество

Развитие науки и техники связано неразрывно с прогрессом современного общества. Однако чрезвычайное повышение роли НТП не только положительно влияет на социум, но и усиливает его проблемы.

Сфера Влияние
Положительное Негативное
Экономическая Роботы заменяют рутинный труда человека. Автоматизация и роботизация снижает трудоемкость, экономит время и предметы труда. Падение нравственности и дисциплины, лень и снижение работоспособности человека. Увеличивается пропасть между богатыми и бедными. Деньги не делают общество счастливым, а более ненасытным.
Социальная «Машина заменяет человека». Облегчение труда людей, увеличение роли сферы услуг и улучшение качества образования. Потеря индивидуальности в связи с массовой технизацией. Люди все меньше выходят из дому и ведут малоактивный образ жизни.
Информационная Упрощение жизни людей и улучшение процессов во всех сферах: торговле, финансовой деятельности, производстве и прочем. Распространяется «изоляция индивида» — явление, когда человек общается опосредованно — через социальные сети, мессенджеры, электронную почту и т.д.
Политико-правовая Разные государства все больше сотрудничают друг с другом, что приводит к прогрессу, а также экономической и технологической взаимозависимости. В то же время наблюдается религиозная и межнациональная вражда, что в свою очередь усиливает напряженность между странами.
Духовная Дальнейшая материализация культуры и ее составляющих. Снижение уровня нравственности и духовности приводит к неспособности к нормальному взаимодействию и сотрудничеству.
Технологическая Развитие новых технологий, направленных на защиту окружающей среды — электромобили, вторичное производство, солнечные батареи и т.д. Возрастание мирового населения, массовые миграции из сельской местности в городские, а также урбанизация.

Только что вы наглядно увидели две стороны одной медали. В каком направлении будет двигаться социум дальше — всё зависит от него самого…

Научно — технический прогресс и экология

Влияние научно — технического прогресса на экологию началось из изучения взаимоотношения организмов с окружающей их средой. Отметим, что благодаря научному прорыву теперь мы можем смотреть каждое утро прогноз погоды, добываем полезные ископаемые и используем природные ресурсы для своих нужд.

Но в это же время нельзя не сказать об экологических проблемах, связанных со стремительным развитием промышленности:

  • изменение климата;
  • увеличение количества отходов;
  • деградация биосферы;
  • разрушение озонового слоя;
  • сокращение полезных ископаемых;
  • загрязнение Мирового океана и почвы;
  • увеличение объема газов в атмосфере;
  • потеря флоры и фауны.

Всё это влечет за собой жертвы, разрушение инфраструктуры и ухудшение качества жизни человека.

Что ж, научно-технических прогресс — благо и враг человечества в одно и то же время. Почему? С одной стороны, он облегчает жизнь общества и улучшает производительность труда. С другой стороны, влияние научно-технического прогресса может быть непредсказуемым и привести к экологической, экономической, политической и духовной катастрофе.

Но давайте оставаться оптимистами и верить только в лучшее, ведь НТП способен улучшить пребывание человечества на планете и предупредить природные катаклизмы. Всё в наших руках!

Главные направления развития

В эпоху научных преобразований произошло три НТР. Первые две реформировали развитие машиностроения и сельского хозяйства. Третью революцию, продолжающуюся и сейчас, по определению назвали кибернетической. В таблице показаны основные тенденции развития современной НТР:

Направление Пояснение
Электронизация Обеспечение всех сфер человеческой деятельности электронно-вычислительным оборудованием
Всеобщая автоматизация Развитие роботостроения
Преобразование энергетической промышленности Оптимизация структуры топливно-энергетического баланса и использование альтернативных источников энергии
Производство современных материалов Выпуск композиционных, полупроводниковых, оптоволоконных элементов
Рост развития биотехнологии Применение достижений в народном хозяйстве и для охраны окружающей среды
Космизация Развитие аэрокосмической промышленности

Проявление комплексной автоматизации началось в пятидесятых годах XX века, когда стали использоваться первые электронно-вычислительные машины. С появлением микропроцессоров началось создание электронно-механических манипуляторов, то есть роботов.

Поэтому по всему миру стали появляться гибкие системы производства и заводы-автоматы. В конце XX века количество промышленной робототехники превысило 1 млн. Здесь однозначно первенство принадлежит Японии, где роботы выполняют около 50% технологических процессов.

Энергетическое хозяйство требует преобразований, так как в последнее время много проблем возникает с атомной энергетикой. Поэтому сейчас все больше стали применять альтернативные источники энергии.

С появлением аэрокосмической промышленности появилась потребность в совершенно новых материалах и редких металлах. С развитием НТР изменились требования к управлению, в котором появилась новая научная отрасль — кибернетика. Кроме того, возникло новое научное направление — геоинформатика, которая объединяет географию с разработками НТР.

Машина, вытесняющая ученого

Тем не менее, приведенную выше интерпретацию разделяют далеко не все специалисты. Главным образом это связано с тем, что такая модель, при всей ее ясности, «грешит» излишней математизацией, которая чрезмерно схематизируют сложную реальность. Если отойти от этой модели, поле, объясняющее торможение темпов научно-технического прогресса, становится более многомерным.

Например, Тарас Вархотов, доцент кафедры философии и методологии науки МГУ им. М.В. Ломоносова предлагает рассмотреть сразу несколько факторов, которые привели к «стагнации» научно-технологического развития.

XX век, по сути, подвел итоги развития фундаментальной науки, после чего начался переход к совершенно новой форме существования знания, от которого требуется экономическая эффективность.

Современная наука распадается на все более изолированные области знания, каждое из которых оперирует разными понятиями, закономерностями и математическими средствами.

Иными словами, некогда единое научное пространство сегодня фрагментируется, а механизмы координации между разными дисциплинами и формирования целостной «научной картины мира» слабеют. Как замечал Станислав Лем: «Очень может быть, что уже сейчас в научных книгохранилищах всех континентов находится множество сведений, которые при простом сопоставлении друг с другом компетентным специалистом дали бы начало новым ценным обобщениям. Но именно это и затормаживается ростом специализации, внутренней постоянно растущей дифференциацией наук…».

В результате человек теряет возможность получать полноценное фундаментальное научное образование — в области как гуманитарных, так и естественных наук. Последние, по словам Вархотова, «становятся все более прикладными и инженерными — и за счет этого перестают работать с общими фундаментальными закономерностями».

Экономика образования

Что такое STEM образование, и почему компании ценят таких специалистов

Современная наука стала все чаще прибегать к компьютерным вычислительным мощностям.

И хотя они и позволяют обрабатывать такие массивы данных, которые человеку не доступны, ценой этих возможностей становится постепенная передача вычислительным системам представлений о действительности — сами мы ее уже на видим. Так что чем больше мы «делегируем» машинам исследовательские задачи, тем больше мы теряем с точки зрения способности открывать что-то новое.

«Машины не обладают способностью что-либо открывать. Такая способность есть только у человека. И количество знаний совсем необязательно должно переходить в качество. Тем более, что те открытия, которыми мы так дорожим сегодня, были сделаны на существенно меньших информационных массивах. Потому что всю новизну в любую систему знания всегда приносил и будет приносить именно человек», — замечает Тарас Вархотов.

Сущность и фундаментальные черты научно-технической революции

Наряду с основными чертами НТР можно выделить определенные этапы ее развития и главные научно-технические и технологические направления, характерные для этих этапов.

Достижения в области атомной физики (осуществление цепной ядерной реакции, открывшей путь к созданию атомного оружия), успехи молекулярной биологии (выразившиеся в раскрытии генетической роли нуклеиновых кислот, расшифровке молекулы ДНК и последующего ее биосинтеза), а также появление кибернетики (установившей определенную аналогию между живыми организмами и некоторыми техническими устройствами, являющимися преобразователями информации) дали старт научно-технической революции и определили главные естественнонаучные направления ее первого этапа.

Этот этап, начавшийся в 40-х – 50-х годах ХХ века, продолжался почти до конца 70-х годов. Основными техническими направлениями первого этапа НТР явились атомная энергетика, электронно-вычислительная техника (ставшая технической базой кибернетики) и ракетно-космическая техника.

С конца 70-х годов ХХ столетия начался второй этап НТР, продолжающийся до сих пор.

Важнейшей характеристикой данного этапа НТР стали новейшие технологии, которых не было в середине ХХ века (в силу чего второй этап НТР получил даже наименование «научно-технологической революции»). К таким новейшим технологиям относятся гибкие автоматизированные производства, лазерная технология, биотехнологии и др. Вместе с тем новый этап НТР не только не отбросил многие традиционные технологии, но позволил существенно повысить их эффективность.

Суть второго этапа НТР, определяемого как «научно-технологическая революция», заключается в объективно закономерном переходе от различного рода внешних, по преимуществу механических, воздействий на предметы труда к высокотехнологичным (субмикронным) воздействиям на уровне микроструктуры как неживой, так и живой материи.

Поэтому не случайна та роль, которую приобрели на этом этапе НТР генная инженерия и нанотехнология.

За последние десятилетия существенно расширился диапазон исследований в области генной инженерии: от получения новых микроорганизмов с заранее заданными свойствами и до клонирования высших животных (а в возможной перспективе – и самого человека). Конец ХХ столетия ознаменовался небывалыми успехами в расшифровке генетической основы человека

Описание генома человека ученым удалось получить значительно раньше планировавшихся сроков (2005–2010 гг.).

Уже в канун нового, XXI в. были достигнуты сенсационные результаты в деле реализации указанного проекта. Расшифровка генома человека дала огромную, качественно новую научную информацию для фармацевтической промышленности.

Вместе с тем оказалось, что использовать это научное богатство фармацевтической индустрии сегодня не по силам. Нужны новые технологии, которые появятся, как предполагается, в ближайшие 10–15 лет.

Еще одним из перспективнейших направлений в области новейших технологий является нанотехнология. Сферой нанотехнологии – одного из перспективнейших направлений в области новейших технологий – стали процессы и явления, происходящие в микромире, измеряемом нанометрами, т.е. миллиардными долями метра.

Высокие темпы роста в 80-х – 90-х годах ХХ в. информационно-технологической индустрии явились следствием универсального характера использования информационных технологий, их широкого распространения практически во всех отраслях экономики. В ходе экономического развития эффективность материального производства стала во все большей степени определяться масштабами использования и качественным уровнем развития невещной сферы производства.

Это означает, что в систему производства вовлекается новый ресурс – информация (научная, экономическая, технологическая, организационно-управленческая), которая, интегрируясь с производственным процессом, во многом ему предшествует, определяет его соответствие меняющимся условиям, завершает превращение производственных процессов в научно-производственные.

Таким образом, научно-техническая революция повлекла перестройку всего технического базиса, технологического способа производства.

Вместе с тем она вызвала серьезные изменения социальной структуры общества, оказала влияние на сферы образования, досуга и т.д. Современное общество не характеризуется очевидным падением доли материального производства и вряд ли может быть названо «обществом услуг». Большую долю общественного богатства составляют не материальные условия производства и труд, а знания и информация, которые становятся основным ресурсом современного производства в любой его форме.

Структура НТР

Как уже отмечалось, основополагающим признаком НТР является взаимодействие науки и техники. В детальном виде представляется более сложная структура, также включающая производство, управление, а техника при этом тесно сопряжена с технологическими разработками. Базой, как для появления новых технологий, так и для теоретических концепций их внедрения, по-прежнему остается научное знание.

Что представляет собой наука как элемент НТР? Это сложный комплекс знаний. Он охватывает все сферы человеческой деятельности, где применяются те или иные навыки. На каждом этапе развития НТР значение науки на производство только увеличивается, о чем свидетельствует и повышение затрат ведущих стран и корпораций на исследования.

Связка «техника-технологии» выступает переходным звеном от науки к непосредственному производству. В данном случае процесс развития может быть революционным и эволюционным. Причем второй путь заключается в непрерывном совершенствовании и модернизации, что позволяет наращивать мощности оборудования, машин и агрегатов. Для иллюстрации этого процесса можно привести пример с морскими танкерами, которые в 1950 годах вмещали до 50 000 т нефти, а к 1970-м самые мощные модели стали обслуживать до 500 000 т.

Темпы наращивания производственных мощностей обуславливаются не только конкретными техническими средствами, но и логистикой с организационной структурой предприятия. Принципиальным улучшением производств на начальных этапах НТР стала электрификация и механизация. К сегодняшнему дню технологическое развитие позволяет организовывать не только рабочие площадки с мельчайшими узлами и механизмами, но и преобразовывать смежные элементы производственной структуры.

Управление в структуре НТР также заслуживает отдельного упоминания. Его значение сегодня возрастает в связи с информационным бумом, изменением коммуникационных средств, систем безопасности и т. д. Одним из последних направлений, которое напрямую влияет на концепции современного управления, можно назвать кибернетику и в целом способы переработки информации.

Последствия научно-технической революции

Как и всякий глобальный процесс, возникающий в обществе, НТР принесла человечеству, помимо великих цивилизационных благ, негативные последствия. Эффект НТР важен, но неоднозначен.

Перечислим основные плюсы:
– снизилась доля тяжелого ручного труда за счет внедрения механизмов;
– стали появляться новые профессии;
– появились нематериальные отрасли производства (сфера обслуживания, реклама, маркетинг);
– произошло значительное увеличение уровня образования трудовых ресурсов.

В результате НТР в развитых странах произошли изменения в образе жизни: средняя продолжительность жизни увеличилась, рабочее время сократилось, стало возможным быстрое перемещение людей и товаров, улучшились доступность и обмен информацией, произошло развитие средств массовой информации. В то же время появились негативные явления, вызванные трудностями в адаптации к быстрым переменам, таким как болезни цивилизации, стресс, распад семьи и падение традиционных авторитетов.

Одним из наиболее заметных негативных последствий НТР является снижение спроса на рабочую силу. Конечно, это снижение не распространяется в равной степени на все профессии. В основном, это относится к сотрудникам, которых заменяют автоматизированные производственные линии, роботы и компьютеры

Обратил внимание на это американский экономист Джереми Рифкин, который в середине девяностых годов прошлого века опубликовал свою книгу, красноречиво озаглавленную «Конец работы»

Понятие, черты, направления научно-технической революции

Невиданное ранее ускорение научно-технического прогресса, который привел к научно-технической революции, началось в мире в 50-х гг. ХХ в.

Научно-техническая революция вызвала к жизни качественные преобразования производительных сил, резко усилила интернационализацию хозяйственной жизни. Коренные изменения в производстве сопровождались сдвигами в мировом населении. Главные черты этих сдвигов: ускоренный рост численности, получивший наименование демографического “взрыва”, широкое распространение, урбанизации, изменения в структуре занятости, развитие этнических процессов.

Научно-техническая революция представляет собой коренное качественное преобразование производительных сил, превращение науки в производительную силу и соответственно этому революционное изменение материально-технического базиса общественного производства, его содержания, формы, характера труда, структуры производительных сил, общественного разделения труда.

Существуют четыре основных направления НТР, отражающих преобразования:

1) в энергетической базе общества,

2) в средствах труда,

3) в предметах труда,

4) в технологии производства.

В каждом из них сочетаются эволюционный и революционный пути развития, но последний имеет определяющее значение.

НТР — это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества. Начало НТР приходится на середину XX века, и уже к 70-м годам она увеличила экономический потенциал мирового хозяйства в несколько раз. Достижениями НТР в первую очередь воспользовались экономически развитые страны, которые превратили их в ускоритель научно-технического прогресса.

Составными частями НТР являются наука, техника, технология, производство, управление (см. схему в приложении к настоящей работе).

Наиболее важными чертами, характеризующими научно-техническую революцию, являются следующие.

1. Исключительно бурное развитие науки, превращение ее в непосредственную производительную силу. Чрезвычайно важным экономическим показателем эпохи НТР становятся затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Огромная доля их приходится на развитые страны: США, Японию, Великобританию, ФРГ, Францию. При этом расходы США значительно превышают расходы других стран. В России расходы на НИОКР значительно ниже, чем не только в США, но и в других странах, что, естественно, является следствием низкого технического уровня производства.

Очевидно, что развитие науки не может происходить без современной системы образования. Значительные успехи Японии в развитии наукоемких производств и во внедрении результатов НТР в промышленность напрямую связаны с системой образования — одной из лучших в мире.

2. Коренные преобразования в технической базе производства. Речь идет о широком применении компьютеров, роботов, внедрении новых технологий и интенсификации старых методов и технологий, открытии и использовании новых источников и видов энергии, повышении эффективности труда за счет высококвалифицированной рабочей силы.

3. НТР влияет на отраслевую структуру материального производства, при этом в ней резко увеличивается доля промышленности, так как от нее зависит рост производительности труда в других отраслях хозяйства. Сельское же хозяйство в эпоху НТР приобретает индустриальный характер. В самой промышленности возрос удельный вес обрабатывающей отрасли, на которую приходится 9/10 стоимости всей продукции. Среди отраслей промышленности стали выделяться химическая, электроэнергетика, от которой в первую очередь зависит научно-технический прогресс, и машиностроение.

О современном состоянии НТР обычно судят по тому, какова доля продукции наукоемкого машиностроения в общем объеме производства. НТР внесла большие изменения в транспорт. Доля железнодорожного транспорта в общем объеме перевозок сократилась, так как уменьшилась его роль. Большую часть международной торговли обеспечивает морской транспорт, но он почти не участвует в пассажирских перевозках, которые «передоверены» воздушному.

4. Особое значение в эпоху НТР приобретает проблема управления современным производством.

Управление производством необыкновенно усложнилось и связано с координацией развития науки, техники и технологии и производства. Управление в эпоху НТР требует специальной подготовки. Особенно широко они представлены в США и Японии. Выпускники этих школ — руководители производства — называются менеджерами.

Мировое хозяйство

Под мировым хозяйством понимается объединение национальных народнохозяйственных комплексов, взаимодействие которых осуществляется в рамках международного разделения труда. Сейчас в мире объединены около 270 различных экономик, а их взаимоотношения считаются ключевой характеристикой мирового хозяйства. Главные составляющие мировой экономики:

  1. Совокупность деятельности человека на производстве, которую можно отразить в натуральной или денежной форме.
  2. Совместное количество выпущенных автомобилей в год.
  3. Общий объем урожая пшеницы в мире.
  4. Комплекс международных взаимодействий, которые определяют связи между экономиками разных стран.
  5. Функционирование транснациональных компаний и банков.
  6. Международные организации, созданные по глобальному, региональному и отраслевому принципам.
  7. Итоги деятельности человечества, которые рассматриваются с учетом состояния окружающей среды и природных ресурсов.