Что такое абсолютизм

Не абсолютистская власть абсолютных монархов

Однако пытливый читатель вспомнит о Тюдорах, которые правили Англией в 15−16 вв. (с 1485-го по 1603-й), то есть задолго до революции, гражданской войны (по сути, войны короны и парламента) и казни Карла I Стюарта. Они ведь действительно занимали в стране главенствующее положение — король считался первым источником власти, закона и правосудия. Короля нельзя было судить, принудить сделать что-либо против его воли или законным способом заставить принять какое-либо политическое решение. Зато сам монарх мог почти всё: созвать и распустить парламент, судить любого подданного, править церковью, ограничивать гражданские свободы (ту же свободу печати) без страха быть наказанным, объявить войну и заключить мир, договор или союз с другой страной, регулировать таможенные пошлины, набрать войска. Современники называли власть королевы Елизаветы I (1558−1603) абсолютной, правда, под этим понималась не деспотия, а независимость от другой верховной власти, например, духовной власти Папы Римского, характерной для прежних времён. Но в полной мере абсолютистской, то есть деспотической, эта власть не была.


Елизавета I Тюдор. (Wikimedia Commons)

В Англии в период, условно называемый временем незавершённого абсолютизма, власть монарха существенно укрепилась за счёт утраты феодальной знатью части средневековых властных прерогатив, а также развития зависимого от короны чиновничьего аппарата. Однако эта власть так и не стала неограниченной даже формально, как, к примеру, русское самодержавие. Продолжали действовать положения Великой хартии вольностей 1215 года, которая ограничивала право короля на нарушение законов и введение денежных сборов. Монархи были вынуждены собирать парламент для принятия некоторых законов и вотирования новых налогов, особенно в случае чрезвычайной нужды (а такая возникала постоянно), дозволять парламентские выборы и учитывать волю судов и местных самоуправлений в ряде графств. Таким образом, власть короны росла лишь в пределах, отведённых ей базовыми традиционными привилегиями дворянства и других подданных.

Во всём остальном — да, воля монарха непререкаема, а сам монарх — наместник бога на земле. В 16-м веке никто не посмел бы оспорить решение короля о мире, войне или назначении того или иного человека на пост министра. Да и лишение частей тела самых дерзких памфлетистов короне ничего не стоило, хотя это явное попирание гражданских свобод.


Билль о правах 1689 г., гравюра из публикации конца 18-го в. (Wikimedia Commons)

Иногда историки пытаются найти компромисс — называют форму правления в Англии в раннее Новое время монархией смешанного типа: король не ограничен ничем, кроме некоторых прав подданных. Вроде абсолютизм, а вроде и нет; вроде можно править и без парламента, но не получается. Так или иначе, укрепление власти короны в период Тюдоров, необходимое тогда для наведения в стране порядка, создало угрожающую конфликтную ситуацию. Карл I всерьёз попытался управлять страной без непослушного парламента и взять верх в противостоянии с подданными, но поплатился за это головой. С 1688 года парламент контролировал и законы, и королевских министров, а свои привилегии утвердил как исконное и несомненное право. Король начал царствовать, но не править самостоятельно — лишь вместе с парламентариями. С тех пор так оно и остаётся.

Суд

Последние две главы Наказа Екатерины касались судопроизводства. Конечно, эпоха просвещенного абсолютизма не могла не повлиять на то, как передовое общество смотрело на этот важный аспект жизни любой страны. Судебная власть была арбитром между государством и обществом, и образованная императрица понимала ее принципиальное значение.

В одном из своих тезисов она подчеркнула важность принципа свободы вероисповедания в России. Эту норму и должен был защищать суд

Екатерина в своей переписке упоминала о том, что считает вредным насильственное крещение многочисленных малых народов империи (например, коренных жителей Сибири, казахских степей и т. д.).

Уложенная комиссия запретила чрезвычайные и непредусмотренные законом судебные заседания. Они должны были быть подчинены строгому регламенту и правилам. Другим важным нововведением стало расширение свободы слова. Екатерина в своем Наказе написала, что любое высказывание само по себе не является преступлением.

Такого документа, написанного самим монархом, еще не знала российская история. Просвещенный абсолютизм императрицы стал популярной идеологией среди аристократии, бояр и вообще образованных членов общества. Наказ в печатном виде хранился в каждом государственном учреждении. К этому документу апеллировали в ходе судебных заседаний.

Особенности реализации политики просвещенного абсолютизма в России

В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.

Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.

Внутренняя политика

Еще со времен Фронды главным препятствием к достижению могущества Франции Людовик XIV считал своеволие дворянства и непокорность подданных. Первые годы правления стали периодом постоянных заговоров знати и народных волнений, поэтому борьба за укрепление государственной дисциплины во многом определяла дальнейшую политику короля.

Для тех, кто противодействовал королевской власти Людовик XIV применял самые суровые меры. Так, в 1673 году он запретил Парижскому парламенту требовать изменений в королевских эдиктах до их регистрации. Это была древняя привилегия представительного органа, но монарх так и не простил ему события весны 1648 года. Также в Париже была учреждена должность генерал-лейтенанта полиции — независимого органа власти, обеспечивающего нормальное функционирование городской жизни в любых обстоятельствах.

Усилия Людовика XIV принесли плоды — с 1680-х гг случаи открытых выступлений против королевской власти не отмечались, но король хотел большего. Помимо внешней покорности подданных он решился положить конец расхождениям и в вопросах религии.

Со времени заключения Нантского эдикта в 1698 году гугеноты привыкли пользоваться теми же правами, что и католики. Однако с 1661 года король рекомендовал ограничить применение эдикта — все, что не был в нем разрешено, запрещалось. С 1679 года позиция властей стала еще более жесткой — постепенно вводились запреты на смешанные браки, на занятие гугенотами государственных должностей и так далее.

Широко практиковался принудительный постой войск в гугенотских общинах — драгоннады. Солдаты грабили и издевались над протестантами, а последние массово начали переходить в католичество. Король счет это достаточным основанием для отмены Нантского эдикта в 1685 году, и с того момента все его подданные должны были стать католиками под страхом наказания.

Десятки тысяч убежденных гугенотов покинули Францию и отправились в Германию либо Америку. За границу утекли капиталы и ценные специалисты, а оставшиеся протестанты хотя сменили веру, но часто делали это формально. В дальнейшем это привело к восстаниям на юге страны.

Король стремился искоренить инакомыслие и в лоне самой католической церкви. Он запретил янсенизм, последователи которого считали природу человека изначально испорченной и греховной. Еще в 1653 году папа объявил это учение еретическим, а иезуиты довершили дело, пустив в ход интриги для искоренения янсенизма.

Людовик XIV провел широкую программу реформ, охвативших судебную систему. Унификация законов и процедур призвана была положить конец вековой путанице и противоречиям в этой сфере. Итогом стало издание Гражданского и Уголовного ордонансов, регламентировавших судебные процедуры, а также отдельных ордонансов, касающихся управления лесным и водным хозяйством, торговлей, судоходством.

Кратко

В концепции просвещённого абсолютизма, главной идеей является понимание монарха (царя, императора) собственной ответственности за всех подданных, без исключения для каких-то сословий или классов. Подданные же, в свою очередь, должны оценить такое поведение государя и всячески способствовать его начинаниям.

Ключевые элементы политики просвещенного абсолютизма:

  • Обеспечение повышения уровня жизни граждан – развитие медицины, науки, различных искусств, внедрение новых технологий.
  • Увеличение грамотности – развитие и популяризация общественного образования.
  • Передача части управленческих функций представителям общества — введение выборности судейских и административных должностей.
  • Экономический либерализм – снижение налогов, отмена монопольных прав лиц или организаций на добычу, производство и торговлю какими-либо товарами и ресурсами.
  • Равенство перед законом – одинаковые наказания и поощрения для всех граждан, вне зависимости от сословного происхождения, наличия связей или занимаемой должности.

Черты, особенности и принципы просвещённого абсолютизма Екатерины II

Для того, чтобы выяснить, как Екатерина II понимала цели и сущность просвещённого абсолютизма, стоит обратиться к созданному ею «Наказу» Уложенной комиссии – этот документ разрабатывался на протяжении двух лет, под воздействием трудов таких европейских просветителей, как Д’ Аламбер, Дидро, Монтескье и Беккариа. Сама императрица не скрывала авторства большей части идей данного труда, отмечая, что взяла лучшее из трудов западных просветителей и адаптировала под реалии общества Российской Империи

Аллегория с текстом «Наказа»

Основные положения:

  • Самодержавие – единственная и наилучшая форма правления для Российской Империи
  • Общество разделено «естественным образом» на тех, кто правит (император + дворяне) и тех, кем правят (все остальные).
  • Закон должен главенствовать в государстве и одинаково применяться ко всем его гражданам. Законов не должно быть много, они должны быть неизменны и просты в понимании.
  • Свобода – это право делать все, что не запрещено законом. Абсолютная власть монарха не отнимает у людей свободу, а лишь направляет их для достижения общего блага.
  • Государь обязан заботиться о своих подданных – повышать их образованность, способствовать развитию медицины, искусств и науки.

Несмотря на кажущуюся возвышенность описанных предложений, в реальности большая часть реформ не просто не коснулась крестьянства (составляющего около 90% населения Российской Империи), а даже ухудшила его положение. Часть преобразований носили популистский характер, служили с целью представления императрицы в максимально благожелательном виде для иностранных монархов и деятелей.

Сущность просвещенного абсолютизма кратко

Во второй половине восемнадцатого века обстановка в Европе была довольно тревожной, так как старый порядок уже исчерпал себя, требовались серьезные реформы. Такая обстановка повлияла на ускоренное формирование просвещенного абсолютизма.

Но откуда взялись эти идеи и каков смысл подобного просвещения? Родоначальником считается Томас Гоббс, также большое влияние на формирование просвещенного абсолютизма оказали идеи Жан-Жака Руссо, Вольтера и Монтескье. Они предлагали преобразование устаревших институтов государственной власти, реформирование образования, судопроизводства и т.д. Кратко основную идею просвещенного абсолютизма можно изложить следующим образом – государь, самодержец должен приобрести наряду с правами еще и обязанности перед своими подданными.

По существу, просвещенный абсолютизм должен был уничтожить остатки феодализма, сюда входили реформы по улучшению быта крестьян и устранению крепостного права. Также реформы должны были укрепить централизованную власть и сформировать полностью светское государство, не подчиняющееся голосу религиозных лидеров.

Установление идей просвещенного абсолютизма было характерно для монархий с довольно неспешным развитием капиталистических отношений. В число таких государств попали все страны Европы, кроме Франции, Англии, и Польши. В Польше не имелось королевского абсолютизма, который бы требовалось реформировать, там всем управляла шляхта. Англия уже имела все то, к чему стремился просвещенный абсолютизм, а Франция просто напросто не имела лидеров, которые могли бы стать инициаторами реформ. Людовик XV и его последователь на это способны не были, и в результате строй был разрушен революцией.

Это интересно: 489,Промышленная революция в Англии — объясняем по порядку

Абсолютная монархия в средневековой Европе

С распадом Римской империи начался новый исторический период известный как средневековье. В этот период формируются новые европейские государства, в которых изначальная феодальная раздробленность со временем превращается в централизованные государства с абсолютной монархией. Возьмем, к примеру, Францию, которая в ранний период представляла собой раздробленное феодальное государство. Да, в Париже восседал король со своим двором, а все крупные феодалы были формально его вассалами. Но, тем не менее, они имели свои замки, свои войска и в случае чего могли открыто выразить свое несогласие с королем, а то и вовсе восстать против него.

Постепенно королевская власть укреплялась, как и зависимость феодалов от короля. И вот уже король Людовик XIV гордо заявляет «государство это я», эта фраза стала символом абсолютной власти французских королей, которую они имели над своими подданными.

Похожая ситуация были и во многих других странах Европы, Англии, Испании, но в разных местах абсолютная монархия средневековья имела разные формы. А кое-где против нее активно восставали и даже свергали. Например в Англии, когда английские лорды успешно восстали против короля Иоанна Безземельного и даже вынудили его подписать важный исторический документ – Великую хартию вольностей, которая ограничивала власть короля законом. Если раньше король был выше закона, то согласно «хартии вольностей», все, включая короля стали одинаково равны перед законом, этот документ, которые позже лег в основу американской конституции провозглашал верховенство права и закона

Он стал важной вехой на пути трансформации западных обществ от абсолютной монархии, до демократии или конституционной монархии

С окончанием средних веков во многих европейских странах начинается уход от абсолютной монархии. В Англии происходит буржуазная революция, которая заканчивается невиданной вещью – казнью английского короля Карла I Стюарта. Затем происходит великая французская революция, вот уже голова французского короля Людовика XVI отрублена на гильотине… Везде устанавливается республика или конституционная монархия, где власть монарха ограничена парламентом, премьер-министром, и другими государственными органами.

Дольше всех абсолютной монархией в Европе остается Российская империя, хотя и тут происходят волнения, появляются разные кружки всевозможных народников и анархистов, поначалу выкрикивающих лозунги а-ля «Долой царя и самодержавие», а порой и не только лозунги, а делая вполне конкретные действия. В 1825 году в Санкт-Петербурге происходит неудачное восстание декабристов, в то время власть русского царя-самодержца еще крепка, но уже в начале ХХ века и тут абсолютная монархия с треском рухнула, чтобы быть замененной другой диктатурой, еще более страшной…

Причины и предпосылки

Основоположником идей принято считать Томаса Гоббса, взявшего за основу принцип соглашения между сувереном и государством. Государь отвечает за всех подданных, а те, в свою очередь, подчиняются ему и поддерживают все начинания. Предпосылками просвещённого абсолютизма стали следующие моменты:

  • Начало разложения крепостнической системы в век Просвещения (Дидро, Вольтер, Руссо), что подготовило буржуазные революции во Франции и Северной Америке.

  • Складывание просветительской общественной мысли внутри Российской империи (М. Ломоносов, Е. Дашкова, Н. Новиков, А. Радищев).

  • Народные волнения (Астраханское, Кижское, восстание К. Булавина и др.).

  • Необходимость модернизации страны, что легло в основу политической программы Екатерины II, позволившей ей оказаться на престоле в 1762 году в результате дворцового переворота.

Модернизация была невозможна без развития промышленности, торговли, системы управления. Необходимо было принятие мер для устранения социальных противоречий, что требовало реализации части требований низших сословий.

Реализация этих идей в Российской империи

Политика Просвещенного абсолютизма характерна для Екатерины II, австрийского императора Иосифа II, прусского короля Фридриха II, шведского короля Густава III. Во Франции эта политика не нашла своего отражения, потому как французский король Людовик XV и его преемник Людовик XVI проводили свою политику, которая в итоге привела к Великой Французской Революции.

Однако именно императрица Екатерина Вторая считается самой последовательной и прилежной ученицей французских просветителей. Ещё будучи принцессой Екатериной Алексеевной, спасаясь от одиночества, она зачитывалась произведениями, в которых черпала идеи Просвещения. Однако интерес у самих просветителей к ней возник только тогда, когда у нее оказалась власть после дворцового переворота 1762 года.

Екатерина переписывалась с Вольтером, Дидро и прочими, говоря, что вот уже реализует их идеи, что благосостояние российского крестьянина неуклонно повышается. Однако, разумеется, императрица откровенно говоря выдавала желаемое за действительное. Это и другие факты позволили советским историкам говорить о ее лицемерии. Дескать да, она хотела  реализовать просветительские идеи, а на деле этого не произошло. Почему, кстати, читайте здесь. Там же читайте про государственную деятельность Екатерины.

Однако некоторые реформы все равно были реализованы в контексте идей Просвещения. Среди них можно назвать следующие: 

  • Секуляризация церковных земель. Хотя эта реформа была подготовлена еще в правление Петра III, реализована она была в 1764 году уже при Екатерине. В результате монастырские и церковные крестьяне перешли в разряд экономических, а церковные земли стали государственными.
  • Всероссийская реформа образования. Согласно идеям просветителей, только повышение образования народа может помочь в становлении общества Разума. Кроме такой философской идеи были и вполне прозаические причины. В частности, императрица хотела расширить социальную опору монархии и вывести ее далеко за пределы дворянства. Поскольку итак понятно, что большинство реформ в России были продворянские, потому как это сословие и было основной опорой режима.
  • В результате Екатерина в 1764 году создает институт Благородных девиц. В 1783 году было открыто Главное народное училище, которое выпускало учителей широкого профиля. В 1786 году издается Устав народным училищам Российской империи, который венчал собой создание народных училищ на классно-урочной основе.
  • Законодательное закрепление в 1767 году каждому заниматься промыслами, а в 1775 году был издан указ о свободе заниматься промышленной и предпринимательской деятельностью. Так реализовался принцип, хотя, конечно и отчасти, равенства всех перед законом.
  • В Жалованной грамоте дворянству закреплены статьи, что без суда дворянин не может лишиться жизни, чести, имения и пр. То есть самодержавная власть впервые поставила превыше самой себя судебную власть и ограничила свои действия в отношении дворян судом! Тем самым был сделан громадный шаг к государству, в котором право превыше воли государства.
  • Жалованной грамоте городам, в которой было закреплено городское самоуправление на основе выборности. Этой грамотой Екатерина Великая хотела создать «третье сословие» — городское.

Таким образом мнение советской историографии о том, что императрица была лицемеркой — уже отжившее свое время и не соответствует современным представлениям об этой государыне. Императрица оставила Российскую империю еще более великой, какой она стала в ходе реформ Петра Великого. 

Поделиться в соц. сетях

Итоги и противоречия просвещенного абсолютизма Екатерины II Великой

Закон, в концепции просвещённого абсолютизма, представляется единым для всех, без разделения на сословия и должности. Однако в выстроенной Екатериной II системе, дворяне если не стояли выше закона, то уж точно получили «особый» статус при рассмотрении дел в суде. Так, например, «грамота на права и выгоды благородному российскому дворянству» предусматривала запрет на конфискацию земель дворян, осужденных по уголовным делам, и предполагала передачу владений наследникам. Благородное сословие освобождалось от телесных наказаний и имело много других привилегий.

Введение местного самоуправления в городах и губерниях, на деле представлялось распределением главных административных должностей между дворянами, а также чрезмерным умножением бюрократии и взяточничества. Главной целью его, как и полицейской реформы, являлось предотвращение повторения крестьянского восстания 1773-1775 годов, вызванного жесткой эксплуатационной политикой по отношению к этому сословию.

Политика экономического либерализма, выражавшаяся в отмене монополий, снижении налогов и пошлин, а также разрешении свободного предпринимательства должна была серьёзно стимулировать развитие экономики Российской Империи. Однако, государство слишком сильно закостенело в феодальном строе и рабский труд крепостных серьёзно сковывал развитие и внедрение технологий. Весь период царствования Екатерины II Россия, в основном, занималась экспортом ресурсов и продуктов не требующих серьезных технологий – древесины, парусины, зерна и т.д.

Противоречия обнаруживаются и непосредственно в «просвещении». Рядом с популяризацией общественного образования, в политике Екатерины II стоят репрессии таких видных деятелей как Новиков (издавший более трети всех книг, выпущенных за время её правления) и Радищев (писатель, открыто критикующий Екатерину II). Сами же образовательные реформы, как и продвижение искусств и науки, никак не затрагивали большую часть населения государства – крестьянство.

Стоит отметить, что кардинальное изменение устоявшихся обычаев и особенностей общества не могло быть проведено с легкостью. Век просвещенного абсолютизма в России во время царствования Екатерины Великой стал скорее закладыванием основ будущим изменениям в государстве, нежели единым грандиозным его реформированием.

Внутренняя политика Екатерины II Великой

Просвещенный абсолютизм в Российской Империи

Как мы знаем, у Руси своя дорога. Вот и тут она была совершенно особенной. В России, в отличие от стран Европы просвещенный абсолютизм был скорее веянием моды нежели реально необходимой вещью. Потому и все реформы совершались исключительно на благо дворянства, не учитывая интересы простых людей. С церковной властью тоже произошел конфуз – на Руси она издревле не имела решающего слова, как это было в католической Европе, потому церковные реформы принесли только раскол и смуту, уничтожив духовные ценности, чтимые предками. Именно с тех пор можно наблюдать обесценивание духовной жизни, более того, с той поры даже духовные лидеры зачастую отдают предпочтение материальным ценностям. При всей своей образованности Екатерина II не смогла понять «загадочную русскую душу» и найти верный путь развития государства.