Суверенитет российской федерации

» Всесоюзное объединение избирателей народов России (СССР)

  • Приём заявлений от кандидатов в инспекторы 15.03.2021РЕСТИТУЦИЯ — проводится конкурсный отбор на должности общественных инспекторов обществ защиты прав потребителей. Инспектора будут получать очень высокое вознаграждение за труд по ставкам не ниже одного МРОТ СССР. Кроме того, будут иметь весьма крупные денежные суммы в подотчетности для текущих нужд организации защиты потребителей, для целевого расходования.
  • Закон об искусственном интеллекте – Закон? 08.01.2021Философия — это когда берешь нечто настолько простое, что об этом, кажется, не стоит и говорить, и приходишь к чему-то настолько парадоксальному, что в это просто невозможно поверить. Бертран Рассел]
  • Народные Советы граждан СССР Норильска 06.12.2020Если б жулик знал все выгоды честности, он из корысти перестал бы мошенничать.(Бенджамин Франклин)
  • Письмо ВОИНР СССР Президенту РБ 17.08.2020ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ один из конституционно-правовых институтов непосредственной демократии, суть которого заключается в обсуждении всем населением проектов решений государственных органов (органов местного самоуправления), а также важных вопросов жизни государства или территории.
  • ВОИНР — клуб миллионеров СССР 08.08.2020ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ один из конституционно-правовых институтов непосредственной демократии, суть которого заключается в обсуждении всем населением проектов решений …самоуправления, а также важных вопросов жизни государства или территории.
  • ДНД ВОИНР СССР в Чебоксарах 27.06.2020Если б мошенник знал все выгоды честности, он из корысти перестал бы мошенничать.(Бенджамин Франклин)
  • Криминальный режим в Чувашии 15.05.2020Если б жулик знал все выгоды честности, он из корысти перестал бы мошенничать.(Бенджамин Франклин)
  • Всенародное обсуждение приговора суда народа 09.05.2020ВСЕНАРОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ один из конституционно-правовых институтов непосредственной демократии,, суть которого заключается в обсуждении всем населением проектов решений государственных органов (органов местного самоуправления), а также важных вопросов жизни государства или территории.
  • Солидарные должники в розыске 02.04.2020Лица, находящиеся в розыске по подозрению в совершении хищения
  • Постановление суда по ЖКХ 13.01.2020В молодости думаешь, что самое малое, чего ты вправе ожидать от других, это справедливость. В зрелом возрасте убеждаешься, что это — самое большее. Мария Эбнер-Эшенбах

Символ года: Лошадь

  • Умение лидировать в коллективе – хорошее качество. Но иногда роль стороннего наблюдателя еще выгоднее и лучше;
  • Вашей выносливости можно только позавидовать. Но не перегибайте палку;
  • Начальство обычно довольно вашими успехами и исполнительностью. Но не забывайте о благодарности тем, кто вам помогает;
  • Вы наделены врожденным чувством прекрасного. Но в некоторых случаях вам в этом изменяет чувство меры;
  • В любви вы не теряете контроль над чувствами, но и не замыкаетесь в себе. Чуть больше нежности вам не помешает.

Периоды жизненной активности

На изображении представлен график жизненной активности, при помощи которого вы сможете узнать свои самые важные жизненные периоды, на момент которых происходят ключевые события, влияющее на дальнейшую судьбу.

Обратите внимание на самые активные периоды своей жизни, возможно, в этот период должны произойти наиболее ключевые события.

Влияние Луны 12 июня 1990 года с 2:04 по 23:49

благоприятный период

19 лунный день

Девятнадцатый лунный день — сложный день.
Нельзя поддаваться стрессам, необходимо отгонять мрачные мысли и хорошо обдумывать свои поступки.
Энергия дня может быть направлена как на созидание, так и на разрушение.
Важно быть осторожным с новыми идеями и планами.
Не переоценивать свои возможности и не поддаваться самообману

Взрослая убывающая Луна или 3-я лунная фаза.
Период лунного цикла от полнолуния до 3-й лунной четверти.
Энергетика живительных сил Солнца очень благоприятна.
Это период, когда процессы в человеческом организме и психике укреплены и уравновешены.
Эмоциональное состояние человека облачается в рациональную форму.
Воля и физическая сила позволяют с большим успехом реализовывать все ранее начатые дела.
Отличное время для проявления трудовой и умственной активности.
Самостоятельность и и раскованность подсознания благоприятно сказываются на принятии важных и судьбоносных решений.
Очень плодотворное время для саморазвития, творчества и созидания.

Луна в знаке Водолей.
Усиление чувствительности и нервозности, стремления к свободе.
Хочется изменить привычки, разрушить стереотипы.
В дни Водолея для человека существует возможность полностью реализоваться.
Под этим знаком можно заниматься любым интересным делом.
Может быть частая смена настроения.

Суверенитет РФ

Конституция Российской Федерации 1993-го года, которая принималась уже в иных исторических условиях, когда происходило укрепление федеральной власти, понятие суверенитета используется лишь по отношению к Российской Федерации.

Замечание 2

Носитель суверенитета и единственный источник власти в России – это ее многонациональный народ (согласно статьи 3 Конституции Российской Федерации).

Так, основа государственного суверенитета России – ее многонациональное население. Суверенитет России в соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации исключает существование 2-х уровней суверенных властей в одной системе госвласти, которым присуще верховенство и независимость, то есть не допустим суверенитет во всех без исключения субъектах Российской Федерации.

Вывод 3

Итак, республики по настоящей Конституции Российской Федерации не являются суверенными. Понятие «суверенные» по отношению к республикам ни в одной статье Конституции Российской Федерации не используется. Это положение подтверждается в ряде решений Конституционного Суда России.

Пример 1

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07 июня 2000-го года касаемо дела о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона, посвященного общим принципам организации законодательных/представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов России, содержит мысль о том, что субъекты Российской Федерации не наделены суверенитетом, который первоначально принадлежит российскому государству в целом.

Отметим, признание за республиками суверенитета при условии того, что все остальные субъекты Российской Федерации им не наделены, нарушило бы конституционное равноправие федеральных субъектов, сделало бы невозможным его реализацию в принципе, так как субъект Российской Федерации, не имеющий суверенитета, по собственному статусу не может считаться равноправным наряду с суверенным государством.

Вывод 4

По этой причине использование в статье 5 (часть 2) Конституции Российской Федерации по отношению к определенному ею федеративному устройству термина «республика (государство)» не означает (в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992-го года) признание государственного суверенитета данных субъектов Российской Федерации, а только отражает конкретные особенности их конституционно правового статуса, на которые влияют исторические, национальные и иные факторы.

Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что положения Федеративного договора, которые предусматривали суверенитет республик и давали возможность тем самым определять ограничения суверенитета России, ее конституционно правового статуса и полномочий, что отразилось в конституциях некоторых республик, не могут действовать и не подлежат использованию как противоречащие Конституции Российской Федерации.

Суверенитет России действует на всей ее территории. Российское государство обеспечивает целостность и неприкосновенность собственной территории. Выступая гарантом Конституции Российской Федерации, Президент России в определенном Конституцией порядке принимает мероприятия по охране территории Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности (статья 80 Конституции России). С целью охраны суверенитета государства при агрессии против России либо прямой угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на ее территории либо в отдельных ее местностях военное положение с мгновенным сообщением об этом Совету Федерации и ГосДуме (статья 87 Конституции России).

Замечание 3

При угрозе территориальной целостности и неприкосновенности российскому государству, которая исходит от субъекта Федерации, возможно применение «федеральной интервенции» для преодоления данной угрозы.

В интересах охраны суверенитета российского государства Правительство России воплощает меры по обеспечению обороны, госбезопасности, осуществлению внешней политики России.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Понятие суверенитета

Термин «суверенитет» впервые появился в знаменитом труде Жана Бодена «Шесть книг о республике». Вот какое определение он приводит.

Определение 1

Суверенитет является признаком государства, сущность которого в абсолютной, не связанной никаким законодательством властью над народом.

Спустя столетие Томас Гоббс внес в понятие суверенитета элементы демократии. Определение звучит следующим образом.

Определение 2

Суверенитет выступает результатом договора между людьми в качестве проявления действия «естественного закона», который положил конец догосударственному периоду под эгидой «война всех против всех».

Вывод 1

Из данной мысли вытекает логичный вывод об ограниченности госвласти, что значило привнесение в понятие суверенитета элементов демократии.

Планета-покровитель: Меркурий

  • Вы прекрасно ориентируетесь в сложных ситуациях, однако жизнь постоянно подсовывает вам головоломки;
  • Вы наделены разносторонними способностями, в том числе и к иностранным языкам;
  • Вы можете почувствовать энергетику денег, но не спешите гнаться за большой прибылью, иначе удача обернется большим разочарованиям и переживаниями;
  • Гибкий ум позволяет вам легко манипулировать людьми, но не злоупотребляйте этим;
  • Избегайте расточительности и жадности: крайности не доводят до добра никого.

Подходящие сферы деятельности

Данный график содержит информацию о наиболее подходящих сфер деятельности, исходя из ваших астрологических особенностей. На этот аспект большое влияние оказывает ваша планета-покровитель, которая направляет вас по жизненному пути.


Сделав правильный выбор в сфере деятельности, можно достичь наилучшей гармонии между собой и внешним миром. Выбрав «свое» направление, вы достигните успеха и в других не менее важных сферах жизни.

Предыстория парада суверенитетов

Во второй половине 80-х годов XX века Советский Союз переживал острый экономический и политический кризис, который усугублялся падением цен на нефтепродукты, войной в Афганистане и общим коллапсом в административно-командной системе.

В 1985 году к власти в СССР пришел лидер новой формации – Михаил Горбачев. Он попытался путем довольно радикальных реформ вывести государство из кризиса. Данные реформы предполагали введение элементов рыночной экономики, гласность, партийный плюрализм. Данный курс активно стал проводиться с начала 1987 года и получил даже свое название – Перестройка.

Но, как показала жизнь, некоторые из данных реформ были слишком уж половинчатыми и недостаточными для коренного решения проблемы, другие же – слишком радикальными для советского общества того времени. В итоге все это привело к ещё большему углублению системного кризиса в стране. Кроме проблем в экономике и в управленческом аппарате, в регионах стали нарастать центробежные тенденции и местный сепаратизм, что в будущем вылилось в межнациональные конфликты и в «парад суверенитетов» в СССР.

Последствия «парада суверенитетов»

«Парад суверенитетов» являлся главной движущей силой, которая привела к распаду СССР. Хотя коренные причины этого явления крылись гораздо глубже и были связаны с экономическим и управленческим коллапсом, который на тот момент царил в Советском Союзе.

Последствием «парада суверенитетов» было образование пятнадцати новых государств – бывших союзных республик. Кроме того, данный процесс коренным образом изменил геополитическую обстановку в мире. Не стало одной из двух сверхдержав, что превратило мировую политику из двуполярной в однополярную.

Новообразованным державам предстояло строить собственные национальные государства исходя из возникших политических реалий. Нигде это не было просто, но в одних странах прошло все более или менее гладко и без массовых кровопролитий. В других же до сих пор не стихают войны и вооруженные конфликты как последствие «парада суверенитетов» и распада СССР.

[править] Участники парада суверенитетов

Суверенитет в 1990 году к моменту выступления Зерина провозгласили следующие союзные республики: Грузинская ССР (26 мая), РСФСР (12 июня), Узбекская ССР (20 июня), Молдавская ССР (23 июня), Украинская ССР (16 июля), Белорусская ССР (27 июля), Туркменская ССР (22 августа), Армянская ССР (24 августа), Таджикская ССР (24 августа), Казахская ССР (25 октября). Республики Прибалтики провозгласили суверенитет еще раньше, в 1988—1989 годах.

Продолжила в 1990 году парад суверенитетов Киргизская ССР, провозгласив свой суверенитет 15 декабря (уже после появления выражения).

Парад суверенитетов происходил и в РСФСР в форме провозглашения независимости (суверенитета) автономных образований в составе РСФСР.

26 апреля 1990 года в СССР был принят закон «О разграничении полномочий между СССР и субъектами федерации», который уравнял в правах автономные и союзные республики. Этот закон воспринимался частью руководства РСФСР как покушениеи угроза ее территориальной целостности, поскольку 16 национальных автономий становились независимыми от РСФСР.

8 августа 1990 года Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин произнес свою крылатую фразу: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить», обращённую к национальным автономиям в РСФСР, впоследствии оправдывая ее тем, что по его мнению эта фраза была направлена против сепаратизма.

Тем не менее, ряд национальных автономий в составе России в 1990 году провозгласили свой суверенитет: Карельская АССР (9 августа), Татарская АССР (31 августа), Удмуртская республика (27 сентября), Якутская-Саха АССР (27 сентября), Чукотский автономный округ (7 октября), Адыгейская АО (7 октября), Бурятская АССР (7 октября), Башкирская АССР (11 октября), Коми АССР (11 октября), Ямало-Ненецкий автономный округ (17 октября), Калмыцкая АССР (19 октября), Марийская АССР (22 октября), Чувашская АССР (24 октября), Горно-Алтайский автономный округ (25 октября). В дальнейшем союзными властями планировалось, что автономные республики, входящие в состав РСФСР, должны будут подписывать союзный договор как равноправные союзные республики, но этого не произошло.

На этом парад суверенитетов не закончился окончательно его отголоски были слышны еще несколько лет, практически сразу с распадом СССР Чеченская республика объявила о выходе из состава России и как результат началась затяжная чеченская война. В Молдавии о своей независимости объявили Гагаузия и Приднестровье, в Азербайджане о выходе заявила Нагорно-Карабахская республика, в Грузии — Южная Осетия и Абхазия, в Узбекистане — Каракалпакстан.

Причины

Коренной причиной, которая вызвала «парад суверенитетов», был системный кризис в Советском Союзе, ведущий к тому, что правительство не смогло должным образом обеспечить сохранение целостности государства и приоритета на всей его территории общесоюзных законов. К тому же политика гласности, то есть дозволение беспрепятственно высказывать свое мнение о политической ситуации, чего раньше никогда в СССР не было, привела к тому, что с новой силой обрели жизнь межнациональные противоречия, которые до той поры, из-за жесткого административного контроля, были в замороженном состоянии.

Кроме того, начал проявляться «экономический сепаратизм», то есть нежелание промышленно развитых регионов делиться своими доходами с менее развитыми частями государства. Это привело к требованиям региональных властей экономической автономии, а то и полной независимости.

Государственный суверенитет Российской Федерации и его виды

На сегодняшний день выделено три вида суверенитета, которые представлены:

  • государственным суверенитетом;
  • народным суверенитетом;
  • суверенитетом нации.

Определение 1

Государственный суверенитет– это некое свойство и способность государства самостоятельным образом, минуя вмешательства из внешней среды, производить определение своей внутренней и внешней политики при условии, что соблюдаются права человека и гражданина, а также защищаются права национальных меньшинств, соблюдаются нормы права международного характера.

Государственный суверенитет, в свою очередь, может быть рассмотрен согласно двум аспектам:

  1. Внешнем. Он может быть представлен самостоятельностью и независимостью государства на международной арене.
  2. Внутреннем. Он может быть представлен верховенством во всех делах на собственной территории.

Французский мыслитель Ж.Боден (1530-1596) занимался идеологией теории государственного суверенитета. Благодаря его трудам появилась связь между суверенитетом и государственной властью.

Замечание 1

Помимо этого, идеологом был определен государственный суверенитет, как свойство государственной власти представлять в социуме абсолютную, самостоятельную, высшую силу.

Понятие народного суверенитета, в толкование которого был вложен собственный талант французского философы Ж.Ж.Руссо (1712-1778), сформировалось в процессе борьбы против абсолютистской монархической власти с целью утверждение прав так именуемого «третьего» сословия, то есть буржуазии.

Суть основной идеи теории народного суверенитета заключалась в том, что государственная власть обладала определенным источником, который в свою очередь, представлял, ни волю властителя, то есть не императора и даже не короля, а волю народа. По мнению Ж.Ж.Руссо, суверенитет должен всегда принадлежать народу. К тому же, суверенитет не должен находиться под ограничениями каких-либо законов.

Вывод 1

Таким образом, сформулированное толкование народного суверенитета наполнило новейшим, демократическим содержанием категорию «государственный суверенитет». Все это положило огромный шаг в понимании природы государственности и поисках путей ее демократической реорганизации.

Возникновение и формирование идей национального суверенитета связано с периодом нарастания освободительной борьбы, когда власть империй была поставлена под сомнение, а подданные, которые находились в колониях, начали требовать права на самостоятельность и соответственно государственность.

Вся важность подобной идеи заключалась в возможности предоставить каждому народу право создание своего государства. Результатом движения за национальный суверенитет и его осуществление в политической и правовой форме выступило вхождение органической части, в общем, демократический процесс

Замечание 2

Важно отметить, что наличие трех видов суверенитета совершенно не говорит о том, что они независимы, разнопорядковы и проявляются самостоятельно друг от друга. Явление суверенитета можно соотнести только и исключительно с государством

Собственно государство, представляя собой властную силу общества, охарактеризовано суверенитетом как внутри себя, так и вне себя.

Именно благодаря народу происходит формирование государства. Народ в подобной ситуации выступает как носитель государственного суверенитета. То есть, другими словами, государственный суверенитет есть отражение состояния государственной воли народа.

Замечание 3

Безусловно, демократически организованное государство, которое охватывает все население той или другой территории, должно обладать такой волей, которая является независимой, самостоятельной и верховной.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СОЮЗА ССР И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

Руководствуясь статьями 54, 55, 56 и 57 Конституции СССР, Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

Внести в Союза ССР и союзных республик, утвержденные Законом СССР от 25 декабря 1958 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1959 г., N 1, ст. 15; 1981 г., N 33, ст. 966), следующие изменения и дополнения:

1. Дополнить статьями 27.1 и 35.1 следующего содержания:

«Статья 27.1. Обязанность органов дознания, следователя, прокурора и суда принимать меры к обеспечению безопасности участников процесса и иных лиц

При наличии достаточных данных, что потерпевшему, свидетелю или другим участвующим в деле лицам, а также членам их семей или близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными противоправными действиями, орган дознания, следователь, прокурор, суд обязаны принять предусмотренные законодательством Союза ССР и союзных республик меры к охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества этих лиц, а также к установлению виновных и привлечению их к ответственности».

«Статья 35.1. Прослушивание телефонных и иных переговоров

Прослушивание переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств подозреваемого, обвиняемого или иных причастных к преступлению лиц, может производиться по возбужденным уголовным делам по постановлению органа дознания или следователя с санкции прокурора либо по определению суда при наличии достаточных оснований полагать, что в результате прослушивания будут получены сведения, имеющие существенное значение для дела. Прослушивание телефонных и иных переговоров не может продолжаться более шести месяцев.

При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства или других противоправных действий в отношении потерпевшего или свидетеля по заявлению этих лиц либо с их согласия с санкции прокурора или по определению суда может производиться прослушивание переговоров, ведущих с их телефонов или других переговорных устройств.

При прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств, может применяться звукозапись.

Порядок прослушивания и звукозаписи определяется уголовно-процессуальным законодательством союзных республик.

Участники прослушивания и звукозаписи переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств,предупреждаются об ответственности за разглашение ставших им известными сведений.

О проведенных прослушивании и звукозаписи составляется протокол с кратким изложением содержания фонограммы переговоров, имеющих отношение к делу. Фонограмма приобщается к протоколу, а ее часть, не имеющая отношения к делу, уничтожается после вступления приговора в законную силу».

2. Часть вторую изложить в следующей редакции:

«Закрытое судебное разбирательство, кроме того, допускается по мотивированному определению суда по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц, а также членов их семей или близких родственников».

3. В :

часть вторую изложить в следующей редакции:

«На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мер, в том числе с использованием видеозаписи, кинофотосъемки и звукозаписи, в целях обнаружения признаков преступления и лиц, его совершивших, выявления фактических данных, которые могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством»

часть третью после слов «осмотр, обыск, выемку» дополнить словами «прослушивание телефонных и иных переговоров, наложение ареста на имущество», а после слов «допрос потерпевших и свидетелей» дополнить словами «а в случае необходимости — назначает экспертизу».

Четыре признака суверенитета по Л.Дюги

Леон Дюги в 1908-м году выделил 4 признака суверенитета государства, которые актуальны и на сегодняшний день. Он считал, что:

  1. Суверенитет у государства один, то есть на одной и той же земле (территории) может быть лишь один суверенитет.
  2. Суверенитет – неделимое понятие, так как он представляется волей коллективного лица, а всякая воля нераздельна, как и само лицо, которое служит его основанием.
  3. Суверенитет – это также неотчуждаемое понятие, поскольку передаваться может власть, но никак не воля.
  4. Суверенитет не погашаем, данное свойство следует из неотчуждаемости суверенитета.

В дальнейшем развитие понятия суверенитета происходит во 2-й половине XX столетия, когда принимается идея об ограничении государственного суверенитета в сфере человеческих прав. Признается мысль о том, что государство можно считать суверенным лишь тогда, когда оно реализует народную волю, и когда его управленческая система демократична.

Определение 3

Суверенитет представляет собой верховенство и независимость государства в реализации собственных функций как внутри страны, так и во взаимосвязи с остальными государствами.

Под верховенством государства понимается его право согласно воли народа посредством нормативно правовых актов устанавливать основы Конституции, правового положения граждан, государственное устройство, систему, принципы организации и работу органов госвласти, местного самоуправления.

Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов как выражение суверенитета России, который распространяется на территорию всего государства, значит, что субъект Российской Федерации не вправе изменить определенные Конституцией Российской Федерации приоритеты действия законов и других федеральных нормативно правовых актов, ограничить их использование, приостанавливать их действие, вводить какие-то связанные с действием данных актов процедуры и механизмы решения коллизий, правовых споров, отсутствующие в Конституции Российской Федерации и федеральных законах.

Россия – суверенное государство, и поэтому суверенитет Российской Федерации распространяется на всю его территорию. В пределах территории Российской Федерации недопустима иная власть, существующая наряду с ней либо вне ее контроля. Гарантия – это верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на общей территории российского государства.

Независимость, значит, что государство является самостоятельным, независимым в выборе средств и форм проведения собственной внутренней и внешней политики. Принимая участие в межгосударственных объединениях, государство вправе передавать им долю собственных полномочий согласно международного договора, если это не ограничивает права и свободы человека и гражданина и не выступает противоречием для основ конституционного строя России.

Поэтому в науке конституционного права рассматривается идея о наличии внутреннего и внешнего суверенитета, который выступает только проявлением одного и того же принципа суверенитета страны. Страна, у которой только один внутренний либо один внешний суверенитет, – не суверенная, это или протекторат, или же конфедерация государств, которая в принципе не рассматривается в качестве государства. Между этими гранями суверенитета существует тесное взаимоотношение. Между ними нельзя провести строгое разграничение.

Вывод 2

Таким образом, государство, не обладающее правом на самостоятельное регулирование собственных внешних сношений, тем самым теряет право регулировать положение иностранцев на личной территории.

Если Россия принимает участие в межгосударственных объединениях, передает часть полномочий своего государства межгосударственному объединению, то это не означает, что суверенитет Российской Федерации ограничен до того момента, пока сумма и номенклатура данных полномочий не затронет государственный суверенитет.

Независимость как признак государственного суверенитета проявляется также и в том, что все государства-участники международного сообщества, равны друг перед другом, обладают равными правами и обязанностями. Проявляется этот признак суверенитета также и в том, что границы между странами могут видоизменяться лишь согласно нормам международного права, мирным путем, в соответствии с взаимным договором.

Непростая проблема законодательства и науки конституционного права – это установление суверенитета в федерации, которая состоит из 2-х и более государств либо государственных образований. Рассматривая вопрос о соотношении суверенитета в федеративном государстве, выделим 3 концепции, которые существовали в науке конституционного права.

Суверенитет в СССР

Конституция Союза Советских Социалистических Республик от 1924-го года содержала концепцию делимости суверенитета. В соответствии с пунктом 3 Конституции СССР суверенитет союзных республик ограничивается исключительно в пределах, определенных Конституцией СССР, и только по предметам, которые входят в компетенцию Союза. Вне данных границ каждое союзное государство реализовало свою госвласть самостоятельно. СССР защищало суверенные права союзных республик. В качестве гарантий суверенитета союзной республики выступали:

  • право на свободный выход из Союза;
  • право на внесение изменений в собственные конституции;
  • запрещалось изменять территории союзной республики без ее одобрения.

Конституции РСФСР от 1925-го, 1937-го, 1978-го годов, устанавливая гарантии суверенитета РСФСР, не указывали суверенитет автономных образований, которые входили в ее состав. Автономные образования, являющиеся членами РСФСР, как правило, относят к 2-м формам автономии:

  1. политическая (автономная республика – национально-государственное образование) ;
  2. административная (автономная область и национальные, впоследствии – автономные округа).

У автономной республики была собственная конституция, учитывающая особенности автономной республики и полностью построенная согласно Конституции РСФСР и Конституции СССР. Законодательство РСФСР обязательно на территории автономной республики. При расхождении закона автономной республики с законом РСФСР необходимо было полагаться на закон РСФСР. Указанные признаки говорят о том, что суверенитет у автономных образований, находящихся в составе РСФСР, отсутствует.

12 июня 1990-го года на I Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. В Декларации РСФСР была провозглашена суверенным государством, которое создано исторически объединившимися в нем народами.

Замечание 1

Суверенитет РСФСР является естественным и необходимым условием существования российской государственности, ведь у страны есть многовековая история, культура и сложившиеся традиции.

Согласно Декларации о государственном суверенитете РСФСР и пункту 15 статьи 109 Конституции (из Основного Закона) РСФСР (о ратификации и денонсации международных договоров) 12 декабря 1991-го года Верховным Советом РСФСР было принято постановление под названием «О денонсации Договора об образовании CCCP».

В условиях существования экономического и политического кризиса, а также нарастания сепаратизма автономные республики и 4 автономные области в 1990-1991-м годах в одностороннем порядке провозгласили себя суверенными государствами в составе России. На IV Съезде народных депутатов Российской Федерации было признано необходимым повысить правовой статус абсолютно всех автономных республик. Конституция РСФСР от 1978-го года претерпела терминологическое изменение текста путем исключения слова «автономия».

31 марта 1992-го года был принят Федеративный договор по поводу разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами госвласти России и органами власти суверенных республик, входящих в состав России. Так, понятие «суверенные» по отношению к республикам подтвердили в значимом источнике конституционного права.

В процессе принятия данного решения существовали политические доводы и рассуждения. С позиции теории и права оно считалось несостоятельным. С какой стати может быть суверенитет у автономного образования, если у него никогда (ни до, ни после Октября 1917-го года), не было суверенитета? Причем у большей доли республик не было экономической основы суверенитета, социальные нужды населения данных субъектов удовлетворялись и удовлетворяются благодаря дотациям, поступающим из федерального бюджета.