Оглавление
Мари ЭлизабетЛуиза Виже-Лебрён
Французская портретистка Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён (или мадам Лебрён) была настолько популярна среди своих современников, что с 15 лет могла на полученные от заказов деньги обеспечивать себя и содержать овдовевшую мать и младшего брата. Художница всегда изображала своих заказчиков в выигрышных позах и элегантных нарядах, благодаря чему (помимо таланта живописца) пользовалась любовью среди французской аристократии. В 1779 году мадам Лебрён написала один из первых портретов молодой Марии-Антуанетты. Позднее она стала одной из приближенных художниц королевы и создала в общей сложности около 30 ее портретов. Вынужденная покинуть Францию в годы революции, Мари Лебрён много путешествовала и провела шесть лет в России, где познакомилась с императрицей Екатериной II. Написать ее портрет художница, однако, не успела — императрица умерла еще до начала выполнения заказа.
Фрэнк Стелла
США
View on Instagram
Яркие разноцветные и черно-белые полосатые полотна – таким представляется творчество этого американского художника. Его живопись можно назвать абстрактным экспрессионизмом. Работы Стеллы геометричны, а большую роль играет линия. Полосы разных оттенков образуют разнообразные фигуры – чем-то напоминает оптические иллюзии, когда что-то вертится, крутится, переплетается и движется. Одни картины будто уходят вглубь холста, продолжаются где-то там, внутри, вдали от зрители. Другие, напротив, выскакивают на смотрящего, отличаются визуальной объемностью. Кроме привычных прямоугольных форм встречаются и фигурные холсты – например, в виде букв английского алфавита. В художественных материалах фантазии художника нет границ. Его инструментами становились проволочная сетка, части стальных труб, автомобильная краска, алюминий, стекловолокно, в конце концов – технология 3D-печати. Разнообразны и сами подходы к созданию полотен: в их числе гравюра, литография, трафаретная печать и травление. Работы Фрэнка Стеллы можно найти в коллекциях музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке, музея Кунста в Базеле, Чикагского художественного института, Национальной галереи искусств в Вашингтоне (округ Колумбия) и галереи Тейт в Лондоне.
View on Instagram
«Утро в сосновом лесу» Шишкина (1889 г.)
Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889 г. Третьяковская галерея.
Иван Шишкин (1832—1898) мог себе позволить критиковать других художников. Вот и Илье Репину от него досталось. Он обругал неправильно нарисованные деревья на картине «Бурлаки на Волге».
Репин своих первых «Бурлаков» уничтожил. А на той картине, которую мы знаем, на всякий случай не стал изображать деревья. Дабы не злить Шишкина.
Да, Шишкин был глыбой реализма. Его натуралистичность поражает. Стоя перед его «Мишками», можно запросто почувствовать утреннюю влажность воздуха и услышать треск сучьев. Изумрудный мох, серо-голубой туман и охристые стволы старых сосен создают невероятную ауру лесной чащи.
Фотографии такое не подвластно. Поэтому нет смысла говорить о том, что шишкинский реализм не нужен в эпоху моментальных снимков. И неизменная любовь людей к его «Мишкам» — тому подтверждение.
О картине читайте в статье «Мишки в сосновом лесу: иной взгляд на шедевр».
Великие художники мира
Начнем с того, что познакомимся с десяткой самых выдающих художников:
- Анри Матисс.
- Винсент Ван Гог.
- Пабло Пикассо.
- Иван Айвазовский.
- Исаак Левитан.
- Джексон Поллок.
- Никас Сафронов.
- Клод Моне.
- Фрэнсис Бэкон.
- Энди Уорхол.
Первым становится Анри Матисс, который открыл свой талант совершенно случайным образом. Его история не похожа на многие типичные рассказы, а представляет собой нечто совершенно особенное. Он начал рисовать в сознательном возрасте. Это произошло после того, как он, будучи 20-летним молодым человеком, перенес удаление аппендицита. Заботливая мать, чтобы скрасить будни сына, решила подарить ему краски. Вот тогда все и началось. Анри так увлекся искусством, что решил овладеть профессиональными навыками.
Второй известный художник – это Клод Моне, который также имел занимательную историю, которая будет рассмотрена ниже. Ни в коем случае нельзя забыть о гении Пабло Пикассо, которого знают во всем мире. Причудливые картины Винсента Ван Гога также любят очень многие. Нельзя также забывать об отечественных художниках – Иван Айвазовский заслуживает почетное место в нашем списке.
Перечисленных творцов мы рассмотрим ниже более подробно. А пока надо познакомиться с оставшейся пятеркой лучших! Великие художники мира, список которых просто невозможен без следующих гениев, начнется с имени Исаака Левитана. Его по праву называют первооткрывателем красоты русской природы, которую он изображал божественно. Именно его работы показали всему миру, что Россия – это настоящая жемчужина. Джексон Поллок и вовсе произвел революцию во взглядах общественности на мир искусства
Хотите знать, в чем состоял его секрет? А в том, что его работы мало походили на картины! Больше они напоминали бумагу, испачканную краской при неосторожном движении. И только самый наблюдательный зритель мог увидеть на картинах Поллока целый мир
В наш топ также включен современный художник Никас Сафронов, который славится тем, что написал множество портретов известных личностей. Нельзя забыть о культовой персоне поп-арта Энди Уорхоле, который черпал свое вдохновение из обыденных вещей и создавал шедевры. И завершает список художник-экспрессионист Фрэнсис Бэкон, который писал человеческое тело. Невозможно оторвать взгляд от его работ, невозможно остаться равнодушным.
Клод Моне. Красочный и воздушный.
Клод Моне. Автопортрет в берете. 1886. Частная коллекция.
Моне считается самым ярким представителем импрессионизма. Он всю свою долгую жизнь был предан этому стилю. Когда главные герои – свет и цвет, линии исчезают, а тени вполне могут быть голубыми.
Его «Руанский собор» показывает, как изменяется предмет, если глядеть на него сквозь солнечные лучи. Собор трепещет, живёт в лучах.
Клод Моне. Руанский собор. Закат. 1892-1894 гг. Музей Мармоттан-Моне, Париж
Моне много экспериментировал с мазками, чтобы передать не столько натуру, сколько впечатления от неё. И именно в этом он видел правду. Зачем фотографически повторять пейзаж или предмет?
В последние годы старый художник писал свой сад. Мы тоже можем взглянуть на один из самых живописных уголков этого сада на картине “Белые кувшинки”. Она хранится в Пушкинском музее в Москве.
Клод Моне. Белые кувшинки. 1899. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки XIX и XX веков), г. Москва.
Сальвадор Дали. Эпатажный и беспощадный.
Кто он? Сумасшедший художник, фрик своего времени или грамотный пиарщик? Сальвадор Дали со своим сюрреализмом наделал много шума.
Самое известное его полотно – «Постоянство памяти», где автор постарался показать уход от линейного времени:
Сальвадор Дали. Постоянство памяти. 1931. 24х33 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк (МОМА). Wikimedia Commons.
Но были в его работах и очень глубокие темы, например, война и разрушение. Были и весьма интимные. Иногда Дали в своем стремлении удивлять заходил слишком далеко.
Однажды на одной из своих картин на выставке художник написал чернилами “Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери”. После этой выходки отец Дали не разговаривал с ним несколько лет.
Но нам он запомнился ещё и бесконечной любовью к своей музе, жене Гале. Ее можно увидеть на многих его картинах. Даже в образе Божьей Матери на картине “Мадонна Порт-Льигата”.
Да-да, Дали был верующим человеком. Правда стал он им уже будучи зрелым человек, под влиянием событий Второй Мировой войны.
Сальвадор Дали. Мадонна Порт-Льигата. 1950. Собрание Минами Гроуп, Токио. Pinterest.ru.
Дали – это сплошной эпатаж. Он придумал такси, в котором всегда идёт дождь и смокинг-афродизиак с подвешенными рюмочками с ликёром. Вполне достаточно, чтобы навсегда остаться в истории искусства.
Норман Роквелл (1894-1978 гг.)
Норман Роквелл. Автопортрет. Иллюстрация к выпуску журнала «The Saturday Evening Post” от 13 февраля 1960 г.
Сложно представить более популярного художника при жизни, чем Норман Роквелл. Несколько поколений американцев выросло на его иллюстрациях. Любя их всей душой.
Ведь Роквелл изображал обычных американцев. Но при этом показывая их жизни с самой позитивной стороны. Роквелл не хотел показывать ни злых отцов, ни равнодушных матерей. Да и несчастных детей вы у него не встретите.
Норман Роквелл. Всей семьей на отдых и с отдыха. Иллюстрация в журнале Evening Saturday Post от 30 августа 1947 года. Музей Нормана Роквелла в Стокбридже, Массачусетс, США
Его работы полны юмора, сочных цветов и очень умело схваченных из жизни выражений лиц.
Но это иллюзия, что работы давались Роквеллу легко. Чтобы создать одну картину, он мог сначала сделать до сотни фотографий со своими моделями, чтобы уловить верные жесты.
Работы Роквелла оказывали колоссальное влияние на умы миллионов американцев. Ведь он часто высказывался с помощью своих картин.
Во время Второй Мировой войны он решил показать, за что борются солдаты его страны. Создав в том числе картину «Свобода от нужды». В виде дня благодарения, на которой все члены семьи, сытые и довольные, радуются семейному празднику.
Норман Роквелл. Свобода от нужды. 1943 г. Музей Нормана Роквелла в Стокбридже, Массачусетс, США
Через 50 лет работы в Saturday Evening Post Роквелл ушёл в более демократичный журнал «Look», где смог выражать свои позиции о социальных проблемах.
Самая яркая работа тех лет – «Проблема, с которой мы живём».
Норман Роквелл. Проблема, с которой мы живем. 1964 г. Музей Нормана Роквелла, Стокбридж, США
Это реальная история чернокожей девочки, которая пошла в школу для белых. Так как был принят закон о том, что люди (а значит и учебные заведения) больше не должны разделяться по расовому признаку.
Но гневу обывателей не была предела. По дороге в школу девочку охраняла полиция. Вот такой «рутинный» момент и показал Роквелл.
Если хотите узнать жизнь американцев немного в приукрашенном свете (какой они сами хотели ее видеть), обязательно смотрите картины Роквелла.
Пожалуй, из всех представленных в этой статье живописцев, Роквелл – самый что ни на есть американский художник.
Джексон Поллок (1912-1956 гг.)
Джексон Поллок. 1950 г. Фото Ханса Намута
Джексона Поллока невозможно обойти стороной. Он перешёл определённую черту в искусстве, после чего живопись не могла быть прежней. Он показал, что в искусстве вообще можно обойтись без границ. Когда положил холст на пол и забрызгал его краской.
А начал этот американский художник с абстракционизма, в котором все же прослеживалось фигуративное. В его работе 40-х годов «Стенографическая фигура» мы видим очертания и лица, и рук. И даже понятные нам символы в виде крестиков и ноликов.
Джексон Поллок. Стенографическая фигура. 1942 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)
Его работы хвалили, но покупать не спешили. Он был беден, как церковная мышь. И безбожно пил. Несмотря на счастливый брак. Его жена преклонялась перед его талантом и делала все для успеха мужа.
Но Поллок изначально был личностью надломленной. С самой юности по его поступкам было понятно, что ранняя смерть – его удел.
Эта надломленность в результате и приведёт его к смерти в 44 года. Но он успеет совершить революцию в искусстве и прославиться.
Джексон Поллок. Осенний ритм (номер 30). 1950 г. Музей Метрополитен в Нью-Йорке, США
А получилось у него это в период двухлетней трезвости. Он смог плодотворно работать в 1950-1952 годах. Он долго экспериментовал, пока не пришёл к капельной технике.
Раскладывая огромный холст на полу своего сарая, он ходил вокруг него, находясь как бы в самой картине. И разбрызгивал или просто лил краску.
Эти необычные картины у него начали охотно покупать за невероятную оригинальность и новизну.
Джексон Поллок. Синие столбы. 1952 г. Национальная галерея Австралии, Канберра
Поллок был оглушен славой и провалился в депрессию, не понимая, куда ему двигаться дальше. Смертельная смесь алкоголя и депрессии не оставила ему шансов на выживание. Однажды он сел за руль сильно пьяным. В последний раз.
Испания
Пиренейский полуостров также подарил нам немало известных имен, среди которых:
- Пабло Пикассо. Пикассо — один из немногих деятелей, чье имя, в принципе, ассоциируется с изобразительным искусством. Его популярность настолько велика, что работы стали всемирным наследием. Он вошел во все существующие учебники истории искусства, а его картины являются самыми желанными среди музеев и коллекционеров, учитывая, что их стоимость выходит за все рамки приличий. Стиль живописи Пикассо сложно однозначно охарактеризовать, он работал в абсолютно разных техниках, поэтому «Девочка на шаре» и «Сидящая женщина в голубом» сильно отличаются друг от друга по настроению и технике.
- Франсиско Гойя. Этот художник обладал яркой индивидуальностью, которая переплетается с демократичностью в его работах. Он часто использовал аллегорический принцип писания картин, наделяя их зашифрованным скрытым смыслом. Самыми значительными картинами из всех его произведений считаются портреты и жанровые произведения.
Китайская живопись Цзя Айли
Начиная с нулевых годов Китай стал вносит свой неоценимый вклад в формирование плеяды лучших современных мировых художников. Живописцы из Поднебесной работают во всех основных стилях изобразительного искусства и некоторые из них занимают первые позиции по популярности и всеобщему признанию в мире живописи. Китайский художник Цзя Айли пишет свои картины в двух направлениях, одно из которых имеет ярко выраженный абстракционизм, а второе претендует на классификацию его работ в стиле фэнтезийного жанра Эда Эмшвиллера. Героями картин восточно-азиатского художника часто бывают китайские пионеры и в целом молодежь Поднебесной. Нередко художник изображает в своих картинах постапокалиптические миры и актуализирует идеи избавления человечества от атомного оружия.
Художник Цзя Айли (Jia Aili) родился в Даньдуне, Китай, в 1979 году. На данный момент китайский живописец живет и работает в Пекине. В 2004 году он окончил Академию Изящных Искусств Лу Сюня, где впоследствии стал преподавателем. С 2007 года Айли сосредоточил свою работу исключительно на карьере художника.
Выставка Цзя Айли в «Gagosian Gallery», 2019, Нью-Йорк
«Божественное государство», 2012, масло, холст
Без названия, 2012, масло, холст
Без названия, 2015, масло, холст
№1 Шишкин Иван Иванович
«Золотая осень», (холст, масло), Шишкин Иван Иванович, Общественное достояние, увидеть пейзаж можно в Пермской государственной художественной галерее
Гений русской пейзажной живописи, академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Императорской Академии художеств. Автор десятков всемирно-известных пейзажей.
Был рожден в Вятской губернии у берегов Камы. В 20 лет начал учебу в Московском училище живописи, где проучился четыре года. Уже ранние работы мастера выделяются редкой красотой и узнаваемой техникой. В 33 года за работу «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» ему присвоили звание академика, а затем, через восемь лет, профессора. Академию художеств Шишкин окончил с золотой медалью.Как и другие известные пейзажисты, он писал с натуры, в тех местах, где его никто не мог отвлечь, потревожить. Именно этому живописцу было свойственно передавать мощь, торжественность, величие родной природы. При этом в его картинах нет тяжести, пафоса — напротив, легкость. Даже изображая колосящиеся нивы, вековые деревья, Шишкин прописывал каждую былинку и травинку. Любил изображать нетронутую природу, улавливал поэзию игры света и тени.
Одни из самых известных творений художника — «Утро в сосновом лесу», «Среди долины ровныя», «Лесная глушь», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Пруд в старом парке», «Сосна на Валааме», «Рубка леса», «Рожь». В последней он мастерски соединил два основных цвета в русском изобразительном искусстве — золотой и голубой. В его время такая цветовая гамма была характерна для православных икон.
Свой самый известный пейзаж «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал совместно с Савицким. Поэтому в рейтинг включена другая полюбившаяся зрителям картина. «Золотая осень» была закончена в 1888 году. Пейзаж является ярким представителем стиля реализм. Картина пробуждает ностальгическое настроение. Несмотря на золотисто-желтую палитру, зритель явно ощущает холод от надвигающихся серых туч.
Смелые идеи. Топ-15 известных модернистов, кубистов и конструктивистов
Родственным авангардизму является модернизм. Модернисты тоже выступали против застоя в живописи, против сложившихся канонов и направили усилия на поиск новых художественных средств. Так, Павел Филонов рисовал картины с помощью цветовых ячеек и разработал аналитическое искусство. Николай Фешин часто рисовал картину не кистью, а мастихином, и добивался удивительных тающих переходов от одного участка к другому. Исаак Бродский не просто рисовал, а словно бы ткал тонкие кружева, добиваясь высочайшей ажурности картин. Роберт Фальк смешивал разные приемы, добиваясь пластичности и экспрессии изображения.
П. Филонов. «Формула весны». 1928-1929 гг.
Н. Фешин. «Портрет мадемуазель Подбельской». 1912 г.
И. Бродский. «Фейерверк». 1916 г.
Еще одной разновидностью авангардизма является кубизм. Художники этого направления экспериментировали с дроблением картины на разнообразные геометрические фигуры, в частности кубы. Так как интерес к этому стилю не мог закончиться на простом дроблении, то у каждого художника кубизм проявлялся в соответствии с его мироощущением и всем его художественным опытом. Так, в работах Аристарха Лентулова даже разложенные на фрагменты картины передавали огромную жизнерадостность художника. Вера Рохлина выделяла грани цветом, что помогало зрителям уходить от рассмотрения деталей к общему восприятию картины.
А. Лентулов. Картина «Василий Блаженный». 1913 г.
В. Рохлина. Холст «Окрестности Тифлиса». Около 1919 г.
Кирилл Зданевич и вовсе пришел к идее оркестровой живописи, которая разрешала художнику использовать в одной работе не только разные стили, но и разное понимание самой живописи. К числу талантливых кубистов также относятся эпатажная Тамара де Лемпицка, академик АХ СССР Петр Кончаловский, оригинальный портретист Юрий Анненков, новатор Александр Богомазов, талантливый художник Иван Клюн и кубист Макс Вебер, учивший Марка Ротко.
К. Зданевич. «Оркестровый автопортрет». 1917-18 гг.
К русскому авангардизму относятся и конструктивисты, которые находили новые формы в производственном искусстве. Благодаря таким известным художникам-конструктивистам, как Александр Родченко, Василий Ермилов, Варвара Степанова и многим другим, авангардизм перебрался на одежду, отразился в рекламных плакатах, иллюстрациях книг и нашел другие практические применения.
В. Степанова. Эскизы спортивных костюмов.
Франсиско Инфанте-Арана
View on Instagram
Несмотря на имя, напоминающее что-то испанское, Франсиско родился в России – в Саратовской области, – а его отец действительно был испанцем-эмигрантом. Инструмент этого художника – отнюдь не кисти и краски. Инфанте создает кинетические арт-объекты. То есть работы, которые как-то взаимодействуют с окружающей действительностью и меняются под ее влиянием. Чаще всего (и это уже узнаваемая особенность автора) он использует зеркала. Франсиско внедряет их в природное пространство, а после – фотографирует. Получается невероятно – инсталляции играют со светом и тенью, отражают все, что находится вокруг. Создается ощущение, что зрителя отправляют прямиком в параллельную реальность – а порталом служат эти самые зеркала, правильно расставленные художником. Вода, степь, лес, поле и еще разнообразное множество пейзажей стали объектами вдохновения Франсиско – и частью его творений. Зеркало же позволяет экспериментировать с перспективой, искажениями, иллюзией.
View on Instagram
Работы Франсиско Инфанте экспонировались в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, многих других галереях в России, а также в музеях США, Великобритании, Франции, Японии и Кореи.
View on Instagram
Татьяна Ахметгалиева
View on Instagram
Работы Тани Ахметгалиевой – это графика, видео, инсталляции, но главное – текстильные панно. Материал, который использует художница из картины в картину, – нити, часто красные. Ими автор вышивает, они могут выходить за пределы полотна, путаться в клубки, создавать объем, соединять фигуры и объекты. И вероятно, эти нити – масштабная метафора взаимоотношений человека со всем на свете – с собой, с другими людьми, с работой, с новыми технологиями, с искусством и многим другим. Вот, например, целая конструкция из телевизоров, вместо экранов – цветные нити. Где-то они путаются, где-то соединяют устройства друг с другом. Арт-объекты Татьяны Ахметгалиевой экспонировались в России и Финляндии, кроме того, она принимала участие в Венецианской биеннале.
View on Instagram
View on Instagram
Мир без прикрас. Топ-22 известных художников-реалистов
Реалисты были против смотрящих с портретов идеальных лиц и безупречных форм. Они передавали самые мелкие детали обстановки, глубоко проникались чувствами персонажей и грандиозностью даже незначительного на первый взгляд момента. И начнем этот рейтинг мы с художников, имена которых слышал каждый. Это знаменитый Илья Репин и его «Бурлаки на Волге», это Иван Шишкин со знакомым любому «Утром в сосновом лесу», это Василий Перов и его картина «Тройка», это Алексей Саврасов со знаменитой картиной «Грачи Прилетели».
И. Репин «Бурлаки на Волге». 1872–1873 гг.
И. Шишкин. «Утро в сосновом лесу». 1889 г.
В. Перов. «Тройка». 1866 г.
А. Саврасов. «Грачи прилетели». 1871 г.
Тема реализма в живописи оказалась весьма востребованной и привлекала многих художников. Среди них назовем передвижника Николая Богданова-Бельского, чьи жанровые сцены и портреты уходили в крупнейшие коллекции, в частности к П. Третьякову. Далее это Абрам Архипов, прославившийся реалистичным отражением крестьянского быта, это Василий Верещагин и Алексей Боголюбов с их завораживающими баталиями. Это удивительные пейзажи Исаака Левитана и Ефима Волкова, индустриальные пейзажи Александра Куприна, или русские пейзажи и евангельские сюжеты Василия Поленова. Это масштабные полотна о выдающихся событиях Ильи Глазунова.
Н. Богданов-Бельский. «Воскресное чтение в сельской школе».
В. Верещагин. «Апофеоз войны». 1871 г.
Отдельной веткой реализма стал соцреализм, в котором работали крупные советские живописцы Сергей Герасимов, Александр Дейнека, Александр Самохвалов, Александр Волков. И среди них представители так называемого сурового стиля Георгий Нисский и Виктор Попков.
А. Дейнека. «Будущие летчики». 1938 г.
В. Попков. «Семья Болотовых». 1967-68 гг.
Свои нотки в реализм добавили и другие художники-передвижники. Это Михаил Клодт с его поэтическими сельскими пейзажами, это Михаил Нестеров, прославившийся нестеровским пейзажем, это Константин Сомов, не побоявшийся познакомить зрителя с интимным миром.
К. Сомов. «Русская пастораль». 1922 г.
№14 Джон Констебль (1776-1837)
Стоит водном ряду с Тёрнером как один из лучших английских пейзажистов, не в последнюю очередь из-за своей исключительной способности воссоздавать цвета, климат и деревенский пейзаж романтической английской деревни, а также из-за новаторской роли в развитии пленэризма. В отличие от отчетливо интерпретивного стиля Тёрнера, Джон Констебл сосредоточился на природе, рисуя пейзажи Саффолка и Хэмпстеда, которые он так хорошо знал. Однако, его спонтанные, свежие композиции часто были тщательной реконструкцией, которая во многом обязана его близкому изучению голландского реализма, а также итальянизированным произведениям в духе Клода Лоррена. Известный художник Генри Фюсли однажды высказался, что жизненные натуралистические изображения Констебля всегда заставляли его призвать к их защите!
Знаменитые пейзажи Джона Констебля:
— «Строительство лодки во Флэтворде» (1815), масло, Музей Виктории и Альберта, Лондон
— «Телега для сена» (1821), масло, холст, Национальная галерея, Лондон