Оглавление
Сюжет
Сюжет картины Айвазовского Волна довольно драматичен. Бушующая стихия поглотила небольшой парусный корабль. На гребне волны виден лишь верх мачты. Матросы с затонувшего корабля перебрались в маленькую шлюпку, и пытаются спастись. Несколько человек упали за борт, а оставшиеся люди пытаются вытащить товарищей из яростной пучины. Трое моряков держатся за мачту, стремительно уходящую под воду.
Жестокое море безжалостно расправляется с людьми, однако, они все же борются до конца, надеясь на чудо.Если внимательно рассмотреть картину, то в нижней части можно увидеть корову, барахтающуюся на волнах. Откуда взялось животное в открытом море? Скорее всего неподалеку находится берег, с которого волна смыла неторопливую корову. Вдобавок, этим незаметным образом Айвазовский дает надежду на спасение тонущим морякам. Закончится шторм, и они смогут доплыть до земли, так как она находится рядом.
Живопись
После 2-летней работы в Крыму, Айвазовский написал немало картин морской тематики, а также увлекся батальной живописью. Более того, он участвовал в военном конфликте на берегу Черкесии, вследствие чего сделал наброски происходивших событий для предстоящей работы – «Десант отряда в долине Субаши».
Когда эту картину увидел император Николай I он сразу же купил ее. В результате, у Ивана появился покровитель в виде русского императора. Став дипломированным художником, он также получил личное дворянство.
«Девятый вал»
Примерно тогда же Айвазовский начал тесно общаться с живописцем Карлом Брюлловым и композитором Михаилом Глинкой. В 1840 г. он вместе с коллегой поехал в Италию, где познакомился с Николаем Гоголем. Здесь у него выработался характерный стиль написания картин.
Иван работал на улице лишь непродолжительное время, после чего шел в мастерскую. Тут он дописывал полотно по памяти, прибегая при этом к импровизации. Интересен факт, что когда он представил свой новый шедевр на тему сотворения мира – «Хаос», он сразу же был приобретен Папой римским Григорием XVI.
Понтифику настолько понравился холст, что он наградил русского художника золотой медалью. Картины Ивана удостаивались высоких похвал от разных искусствоведов, а также прекрасно распродавались. К тому моменту он уже имел европейское признание, удостоившись золотой медали от руководства Парижской академии художеств.
Позднее Айвазовский посетил несколько стран Европы, вернувшись домой в 1844 г. Стоит заметить, что в Бискайском заливе судно, на котором он плыл, попало в шторм и едва не пошло ко дну. В прессе даже появились новости будто живописец погиб.
В последующие годы биографии Иван Айвазовский стал художником Главного морского штаба России, после чего ему доверили должность профессора в стенах родной академии. Мужчина массово писал картины на морскую тематику, однако он стал автором и немалого количества крымских городских пейзажей.
Кроме этого, кисти Айвазовского принадлежит достаточно много полотен, в основе которых лежит историческая, портретная и библейская тематики. В 1857 г. он отправил на выставку в Париж цикл из 4-х пейзажей «Богатства России», за который первым из русских художников удостоился французского ордена Почетного легиона.
В 1880 г. мастер основал в своем доме выставочный зал. Эта дата считается годом открытия Феодосийской картинной галереи, которую Иван Айвазовский завещал родному городу. Он был первым среди русских живописцев, кто начал организовывать выставки картин не только в России, но и за границей.
Иван Константинович продолжал часто путешествовать, черпая вдохновение в разных уголках планеты. Когда ему было около 75 лет, он вместе с супругой побывал в США. В скором времени им была представлена картина «Ниагарский водопад».
Айвазовский удостоился множества самых престижных наград, а также получил звание действительного тайного советника, что приравнивалось к чину адмирала.
Пять самых известных картин Айвазовского
Русский художник Иван Айвазовский совершил настоящий прорыв в искусстве, изобразив очень атмосферно и реалистично море на холсте.
Увлечение Айвазовского морем началось еще в Академии, когда он создал свой первый морской пейзаж для традиционной академической выставки.
Это увлечение Иван Айвазовский пронесет через всю свою жизнь. Лучшие работы русского художника изображают бурное море, а также морские сражения — золотые страницы истории русского военно-морского флота.
Мы отобрали для вас пять знаменитых картин художника, несколько морских пейзажей и батальных сцен.
Чесменский бой
Иван Айвазовский в этой картине ссылается на сцену сражения — победу русского флота над турецким в Чесменском сражении, которое произошло ночью в 1770 году.
Немного об истории
В Чесменской бухте российский военно-морской флот одержал победу над самым сильным в мире в то время турецким флотом. Казалось бы, турецкий флот имел все преимущества — существенное превосходство в силе флота, резерве береговых батарей, хорошем расположении и славу самого сильного военно-морского флота в мире.
Однако, после нападения части российского флота на суда и наземные турецкие батареи с дальнего расстояния, один из турецких кораблей взорвался. Ночью в бухту прибыла оставшаяся часть российского флота, включая пожарные корабли. Русские отправили в бухту 4 пожарных корабля (специально переоборудованные небольшие суда флота, которые предназначались для поджога линейных кораблей противника).
Только один из них под командованием лейтенанта Ильина достиг цели и вступил в бой с линейным кораблем. Русские моряки подожгли пожарное судно и увезли его от туда на лодке. Вскоре линейный корабль взорвался и запустил цепную реакцию: также загорелись и взорвались еще несколько судов. Затем неорганизованного врага атаковал российский флот. Огромный турецкий флот, самый сильный на то время, был почти полностью уничтожен за одну ночь.
Русские послали несколько лодок, чтобы вывезти по крайней мере несколько турецких кораблей из ада (лодка видна на картине), но сумели спасти только один линейный корабль.
Ни один из этих 9 линейных кораблей русских не был поврежден, а из 16 турецких линейных кораблей 15 были взорваны или сожжены, как и многочисленные вспомогательные суда.
Русские потеряли 11 человек, которые были убиты в сражении. Потери турков исчислялись тысячами.
В картине Ивана Айвазовского полностью передан ужас сражения.
Радуга
Уже любимая тема Ивана Айвазовского — кораблекрушение. И в то же время новые, не привычные ранее для русского портретиста, цветовые решения. Оставшиеся в живых, которые, возможно, провели всю ночь в лодке полузатопленного корабля, видят радугу. Радужное отражение играет в брызгах воды, окрашивая бушующее море в радостные и теплые тона. И у людей в лодке поднимается настроение и они чувствуют надежду.
Пушкин на берегу Чёрного моря
Картина была написана Иваном Айвазовским к 50-летней годовщине со дня смерти русского поэта Александра Пушкина во время дуэли. Айвазовский встречался с Пушкиным, и великий поэт хорошо сохранился в памяти художника.
Иван Айвазовский написал пейзажную часть картины, а Илья Репин — фигуру Александра Пушкина.
На картине Пушкин, находившийся в изгнании в Одессе, также отправляется в изгнание, но на этот раз в село Михайловское.
«Прощай, свободная стихия!…»
А. С. Пушкин / «На берегу моря»
Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями
История этой битвы произвела очень сильное впечатление на русского художника.
В 1829 году 18-пушечный бриг «Меркурий» под командованием капитана Казарского встретился с двумя линейными турецкими кораблями (всего 184 пушек). Парусное вооружение не позволяло ему избежать боя. Русские офицеры и матросы решили принять бой. В результате двухчасового сражения бриг «Меркурий» смог нанести тяжелое поражение сначала одному линейному кораблю, выведя его из боя, а затем нанести серьезный ущерб другому, в связи с чем ему пришлось также покинуть битву. Сам бриг был сильно поврежден и едва вернулся в российский порт Севастополь. Но при этом его человеческие жертвы были минимальными.
Конечно, ситуация, изображенная на картине Ивана Айвазовского, едва ли точна — для брига было бы самоубийством входить в коридор между турецкими линейными кораблями. Один залп — и бриг затонул бы. Скорее всего, бриг, обладая лучшей маневренностью, использовал это особое преимущество над медленными линейными кораблями.
Расцвет карьеры
Перед тем как поехать путешествовать по Европе, Айвазовский принял участие в военных действиях. Михаил Лазарев — адмирал армии — пригласил художника стать свидетелем побед русских солдат. Иван высадился на кавказское побережье в районе Сочи вместе с Николаем Раевским. Там он в блокноте зарисовывал последствия битвы.
И в 1840—1844 гг. художник ездил по Европе, где совершенствовал свое мастерство. Сначала ему было очень тяжело в финансовом плане. Хотя ему выплачивали пансион, большую его часть Иван отправлял своей матери в Феодосию. Ему пришлось жить в Италии, там он смог продолжить свое обучение с помощью практики.
За эти четыре года художник выработал собственный стиль, методы работы. Если раньше картины он рисовал с натуры, то теперь пытался писать их по памяти. Он путешествовал по многим городам:
- Венеция;
- Неаполь;
- Флоренция;
- Соррено;
- Амальфи;
- Рим.
Позже эти работы были представлены на выставках в Италии, критики оценили их довольно высоко. Благодаря этому увеличились доходы Айвазовского, он смог отправлять больше денег домой. Об этом он писал в автобиографии. Но на Италии его путешествия не закончились. Он посетил и другие, не менее живописные страны, где изучил иностранные языки — английский, немецкий, французский.
Однажды во время переезда из одного государства в другое его пароход попал в сильный шторм. Капитан судна долгое время не мог выйти на связь. Тогда его посчитали утонувшим. О художнике писали в газетах, говорили, что он трагически погиб в море, которое так сильно любил.
Краткая биография Айвазовского
Иван Константинович Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в городе Феодосия. Отец – Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841). В юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков. До переезда в Феодосию носил имя Кайтан Айваз. После переезда в Феодосию взял имя Константин-Геворк. А фамилию из Айваз или Гайваз (армянская буква “h” на русский переводится как “а” или “г”) переделал на Гайвазовский. После 1840 года фамилию стали писать как Айвазовский. Мать – Рипсима (1784-1860). Армянка по происхождения. Более подробной достоверной информации нет.
17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился Ованес, сын Геворга Айвазяна.
После окончания феодосийского уездного училища, при помощи Александра Казначеева (сенатор, действительный тайный советник, в 1829-37 гг. глава Таврической губернии), был зачислен в симферопольскую гимназию. Первым учителем у Айвазовского был Иоганн Людвиг Гросс (немецкий художник), при помощи которого Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. В 1833 году был зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга за казенный счет. В 1835 году за получение серебряной медали за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» стал помощником модного французского пейзажиста Фелиппа Таннера. В 1837 году получил Большую золотую медаль за картину “Штиль”. За успехи в учебе на два года раньше окончил Академию. С 1838 по 1839 провел в Крыму, где продолжал писать картины. В 1839 году возвращается в Санкт-Петербург, где получает свой первый чин и личное дворянство. С лета 1840 года по осень 1844 года Айвазовский путешествует и работает в Европе. За этот период посетил Италию, Швейцарию, Голландию, Англию, Францию, Португалию и Испанию. В Париже за свои картины получил золотую медаль Парижской Академии художеств. С 1844 года становится живописцем Главного морского штаба России, а с 1847 — профессоромПетербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. В 1845 году начинает строительство дома в Феодосии, и обосновывается в Феодосии. Тем не менее, Иван Константинович очень много путешествовал, по несколько раз в год уезжал в Санкт-Петербург, но домом своим считал Феодосию.
В 1848 году сочетается браком с Юлией Яковлевной Гревс (родилась приблизительно в 1820 – умерла 1898). В этом браке у Айвазовского рождается четыре дочери:Елена(1849), Мария(1851), Александра(1852), Жанна(1858). В 1877 году Иван Константинович и Юлия Яковлевна развелись. А 1883 году Айвазовский женится на Анне Никитичне Бурназян (1856-1944).
Иван Константинович внес огромный вклад в жизнь Феодосии. Открыл в Феодосии школу искусств и картинную галерею, руководил археологическими раскопками более 90 курганов в Крыму, занимался вопросами охраны памятников, за свой счет и по своему проекту построил Феодосийский музей древностей (1941 году взорван отступающими советскими войсками), был инициатором строительства железной дороги Феодосия-Джанкой(построена в 1892 году), выступал за расширение Феодосийского порта(с 1892-1894 самый большой торговый порт в Крыму), содействовал в прокладке водопровода от собственного Субашского источника в Феодосию. Айвозовский был первым кому присвоили звание почётного гражданина города Феодосии. До самой смерти Иван Константинович продолжал работу над картинами. Умер 2 мая 1900 года в городе Феодосия. Похоронен в Феодосии во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). За свою жизнь Иван Константинович Айвазовский написал более 6000 картин и устроил более 125 персональных выставок. Был живописецем Главного Морского штаба, академиком и почётным членом Императорской Академии художеств, почётным членом Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.
Крым и Европа (1838—1844)
Весной 1838 году художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. «23 сентября 1839 г. Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в оной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нём добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейше данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати».В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки. В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Картина «Хаос» была куплена папой Григорием 16, который также наградил Айвазовского золотой медалью. В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию.
Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.
Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей
Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.
Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”
Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.
Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.
Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org
Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.
Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.
Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе
На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.
Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.
Карьера художника
Начиная с 1844 года Айвазовский делается личным рисовальщиком Главного морского штаба России и педагогом Академии художеств. Не смотря на его известность как мариниста, его послужной список насчитывает не одну сотню пейзажей и полотен библейской тематики. Не одна картина была им подарена в богомольни и монастыри. Благодаря своим частым путешествиям он имел возможность изобразить Украинские поля и долины. Считая, что портрет дается ему с большой натяжкой он рисовал только самых приближенных членов семьи и мера Феодосии. Юлия Яковлевна Гревс брак с которой длился 12 лет оставила мужа из-за его отказа жить в столице. Второй брак с Анной Никитичной продлился до конца его жизни, ее потрет бережно хранится одной из творческих галерей Феодосии. Любое путешествие одаряло творца свежими идеями для его полотен.
«Великая пирамида в Гизе» была создана им по завершении странствия в Египет и была выполнена в не свойственной ему манере. Поездка в Америку подарила нам полотно «Ниагарский водопад». Несмотря ни на что душа Ивана Константиновича лежала к морю. Каждая его работа была связана с океаном, волны и голубизна водной глади присутствуют практически во всех его картинах.
Поездка в Константинополь перевернула мировоззрение рисовальщика, он буквально влюбился в пейзажи, которые там увидел. Даже после приезда на родину он еще долго изображал виды города на фоне морской стихии. Его вдохновляющее созидание прекрасного повлияло на стиль местных художников, которые перенимали его манеру исполнения. Одна из картин Ованнеса Айвазяна попала к султану Абдул-Азизу который был очарован его исполнением и сразу же сделал заказ на 10 полотен с пейзажами Константинополя. В связи с частыми посещениями дворца султана у них завязалась крепкая дружба и было написано больше 30 работ.
Девятый вал
Самые дорогие картины Айвазовского
Работы Ивана Айвазовского высоко ценятся на аукционах международного уровня. За последние десятилетия в период с 2000 по 2020 годы на торгах было продано 664 его картины на общую сумму 198 млн долларов. Рассмотрим несколько самых дорогих уходов.
Рекорд всех продаж на торгах поставила картина «Вид Константинополя и Босфорского залива», которая выставлялась на аукционах трижды. Первый уход произошел в 1995 году в Лондоне на торгах Sotheby’s, откуда работа ушла за 426 тысяч долларов при примерно такой же начальной стоимости. В этом же аукционном доме картину выставили в 2008 году с эстимейтом 3,8-4,5 млн долларов. Однако продажа так и не состоялась. Зато она состоялась в 2008 году: при начальной стоимости 1,9-2,9 млн долларов картина ушла с молотка за 5,2 млн долларов (3,2 млн фунтов стерлингов), став самой дорогой картиной художника.
И. Айвазовский. «Вид Константинополя и Босфорского залива». 1856 г.
Другая крупная продажа касается картины «Американские суда у скалы Гибралтара», созданная автором в 1873 году. Эта работа является ярким примером того, насколько невероятно тонко художник мог запомнить и передать по памяти бушующую стихию. По словам самого Айвазовского, природные явления вроде бури, ветра, поднявшейся волны невозможно писать с натуры, а можно только запомнить и писать так, как подскажет холст, не следуя какой-то логике. Возможно, поэтому его работы столь живописны, так много внимания уделено именно природе, а не тяжести положения моряков. Работа была продана на аукционе Christie’s за 2 миллиона 708 тысяч фунтов стерлингов.
И. Айвазовский. «Американские суда у скалы Гибралтара». 1873 г.
Еще один морской пейзаж Айвазовского был продан в 2020 году, причем это уже третий уход для картины «Кораблекрушение у берега Черного моря». В произведении мы видим тот же прием слияния темноты и безысходности с надеждой на благополучный исход.
Если посмотреть историю владения картин многих именитых художников, то многочисленные шедевры застревали за границей, были спрятаны от уничтожения, обменяны, распроданы в неспокойное время, отсужены у музеев наследниками или пережили другую непростую участь. Но эта картина попала на распродажу иным способом. Полотно приобрел у художника Джеймс Диксон для своего замка в Швеции, где она провисала добрую сотню лет. За такой долгий период все прямые наследники замка скончались, и после этого картину отправили на аукционы. Первая продажа состоялась в 2006 году на торгах Sotheby’s за 1,5 млн долларов. Но уже в 2014 году картина появилась здесь же и была продана за 2,7 млн долларов, а в 2020 году она ушла с торгов Sotheby’s за 2,9 млн долларов.
И. Айвазовский. «Кораблекрушение у берегов Черного моря». 1887 г.
Среди примеров картин, которые на торгах преодолели планку в миллион долларов, можно назвать еще немало работ. Это «Отплытие Колумба из Палоса», «Прогулка на закате», «Вид Венеции. Сан-Джорджо Маджоре», «Закат над Искьей» и многие другие работы жанра морского пейзажа.
И. Айвазовский. «Вид Венеции. Сан-Джорджио Маджоре». 1851 г.
Картины Ивана Айвазовского можно рассматривать еще долго, ведь за свою продолжительную творческую жизнь мастер создал более шести тысяч живописных полотен. Мы назвали лишь несколько самых известных его работ, однако каждый может сделать для себя свои открытия в творчестве русского художника и составить свой список гениальных творений мастера.
Описание и особенности полотна
Картина Айвазовского «Радуга» по праву считается особенным алмазом среди россыпи других в творчестве автора. Даже само название совершенно несвойственно работам художника.Излюбленными темами Айвазовского были море, бури, шторма и корабельные баталии. В этом смысле картина «Радуга» не является исключением.
Стихия же непреклонна. Ее невозможно уговорить, а вступив в борьбу с нею, можно потерять самое ценное, что есть у человека – жизнь. И жизнь команды действительно висит на волоске. С левой стороны картины «Радуга» изображены крутые скалы, на которые запросто может быть выброшено маленькое спасительное суденышко.Но на помощь гибнущим людям, словно лучик надежды, приходит радуга. Это значит, что конец шторма близок. Хоть на небе еще грозно нависают тучи, но радужные лучи уже пробиваются сквозь них, а значит есть надежда. Значит в этой схватке со стихией человек может выйти победителем.
Своеобразие картины «Радуга»
Несмотря на такой привычный сюжет для Айвазовского, манера исполнения замысла является совершенно неожиданной. Этой картиной автор хотел показать то, что его таланту нет конца, и выбрал новейшую манеру исполнения, изменив собственным многолетним принципам рисования. Благодаря такому исполнению зрителю кажется, что он сам находится на маленьком суденышке и борется с морскими волнами.Картина «Радуга» невероятна колоритна. Кроме того, что бурю озаряет свет радуги, на поверхности воды ярко сверкают прозрачные лучи солнца.
Радуга – это не просто надежда, это надежда, которая обязательно воплотится в жизнь. Нет ничего невозможного, нет ничего непреодолимого, если есть рвение и старание – вот основной посыл картины Айвазовского «Радуга».Кроме того, картина «Радуга» имеет и библейский подтекст. Если приглядеться, то один из членов команды складывает руки в немом обращении к высшим силам. И эти силы словно услышали его отчаянный призыв, осветив морские волны радугой и подарив реальную надежду на спасение.
Творчество Айвазовского
Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.
После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.
Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.
В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.
В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств.
В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.
В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).