Оглавление
Детство и юность
Рассказывать краткую биографию протопопа Аввакума начнем с того, что родился герой нашей статьи в 1620 году в селе Григорово, которое находится на территории современной Нижегородской области.
С раннего детства мама была для него образцом искренней веры. Позже она ушла в монастырь, приняв постриг под именем Марфа.
Будущего священника при рождении звали Аввакум Петров. Мать его воспитала в духовной чистоте и строгости.
Его отец был священником в небольшом приходе. Скончался, когда юноше исполнилось всего 15 лет. Аввакум позже рассказывал, что он часто злоупотреблял алкоголем, что и стало причиной его ранней смерти.
Уже в 22 года Аввакума Петрова рукоположили в диаконы.
Краткий курс истории. Главный старовер всея Руси
8 сентября 1664 года знаменитый русский старообрядец протопоп Аввакум (1620–1682) был сослан царем в Пустоозёрский монастырь. Личность Аввакума известна в первую очередь благодаря его противостоянию церковным реформам патриарха Никона (1650–1660-е годы), приведшим к расколу Русской православной церкви.
Суровый поп
Аввакум родился в семье приходского священника в Нижегородской губернии. Вскоре после смерти отца, по настоянию матушки Марии 17-летний Аввакум женился на Анастасии, бедной осиротевшей четырнадцатилетней дочери кузнеца. Она стала помощницей мужа во всех его начинаниях, а тот был предан ей до конца дней. Однажды к Аввакуму на исповедь пришла блудница, и поп воспылал к ней страстью. Тогда он зажег три свечи и держал над огнем ладонь, пока боль не подавила грешное чувство. За праведные дела и несгибаемый суровый характер Аввакум был награжден титулом протопопа (совр. протоиерей).
Ревнитель древнего благочестия
В 1651 году Аввакум оказался в Москве, где вступил в Кружок ревнителей благочестия. Члены кружка, среди которых был и царь Алексей Михайлович, стремились реформировать церковную и светскую жизнь России на основе строгого следования церковным уставам. Но вскоре после того, как Никон в 1652 году стал патриархом, кружок распался. Однако противостояние между Никоном и протопопом Аввакумом сложилось не потому, что Аввакум был принципиально против церковных реформ, как думают многие, а потому, что Аввакум выступал за исправление церковных книг на основе древнерусских православных рукописей. Никон же полагался на итальянские перепечатки греческих богослужебных книг, которые, с точки зрения ревнителя «древнего благочестия», не были авторитетны и имели искажения. Аввакум активно и открыто выступал против позиции Никона и даже писал об этом в челобитной Алексею Михайловичу. Это при том, что в тот момент патриарх и царь еще были близкими друзьями и единомышленниками.
Погиб, но не сдался
Осенью 1653 года Аввакума посадили в подвал московского Андроникова монастыря, где протопоп три дня и три ночи сидел без еды и воды, но так и не одумался. Тогда последовала ссылка в Тобольск, затем в Енисейск и дальше – в Забайкалье. Везде опальный предводитель староверов активно вел деятельность против никонианской «ереси». Будучи преследуем властями и часто бит, он все равно продолжал вести свои обличительные речи и послания. Более того, в 1663 году, когда судили уже Никона и царь смилостивился над Аввакумом (Алексей Михайлович даже предложил ему стать своим духовным отцом), тот продолжал выступать против реформ, хотя большинство их уже признало. За такую дерзость опального попа снова сослали – сначала в Архангельскую губернию, потом в Калужскую и, наконец, в далекий город Пустозёрск, что за полярным кругом, на Крайнем Севере. Лишенный степени священства и фактически отлученный от церкви, он принимал богомольцев, которые толпами шли на «край земли», чтобы пообщаться с мятежником. В 1682 году бывший священник был заживо сожжен в деревянном срубе вместе со своими ближайшими соратниками…
Инквизиция и Русь
Христианство, каким бы оно ни было, католическим или почти православным, пролило немало крови и все это в угоду своему господу, который, по словам церковников, претендует на роль самого любящего и прощающего.
Справа – картина Г.Г.Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума», 1897 год
Из школьного курса истории всем известно о крестовых походах, о крещении Руси огнём и мечом, ну и, конечно же, об инквизиции, которая не гнушалась жечь людей заживо.
Но, говоря об инквизиции, на ум приходят воспоминания о европейской средневековой инквизиции и редко кто догадывается, что на Руси инквизиция тоже имела место.
Ведовские процессы возникли уже в XI* в., вскоре после утверждения христианства. Расследованием этих дел занимались церковные власти.
В древнейшем юридическом памятнике — «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. В памятнике XII в.
«Слово о злых дусех», составленном митрополитом Кириллом, также говорится о необходимости наказания ведьм и колдунов церковным судом.
По примеру своих католических соратников православная инквизиция разработала в XIII в. методы распознавания ведьм и чародеев огнем, холодной водой, путем взвешивания, протыкания бородавок и т. п. Вначале церковники считали колдунами или чародеями тех, кто не тонул в воде и оставался на ее поверхности.
Особым зверством отличился новгородский архиерей Лука Жидята, живший в XI в. Как отмечает летописец «сей мучитель резал головы и бороды, выжигал глаза, урезал язык, иных распинал и подвергал мучениям» Так же сурово Лука расправлялся и с принадлежавшими ему крестьянами. Холопу Дудику, не угодившему чем-то своему феодалу, по приказанию Луки Жидяты отрезали нос и обе руки.
В летописи за 1227г говорится о казни четырех волхвов, которых сначала доставили на двор архиепископа, а затем предали огню.
Около того же времени в Смоленске духовенство требовало казнить монаха Авраамия, обвиняя его в ереси и чтении запретных книг – предложенные виды казни – пригвоздить к стене и поджечь, или утопить.
В 1284 г.
Видимо, следуя, данному закону, в 1490 году новгородский архиепископ Геннадий велел сжечь на головах осужденных-еретиков берестяные грамоты. Двое наказанных сошли с ума и умерли, архиепископ Геннадий же причислен к лику святых.
В 1411г. киевский митрополит Фотий разработал систему мероприятий борьбы с ведьмами. В своем послании духовенству он предлагал отлучить от церкви всех, кто будет прибегать к помощи ведьм и чародеев. В том же году по наущению духовенства в Пскове сожгли 12 колдуний за якобы насланный на город мор.
В 1444 г. по обвинению в чародействе в Можайске всенародно был сожжен боярин Андрей Дмитрович с женой.
В «Повести о волхвовании», появившейся под влиянием церковной агитации против ведьм и чародеев, их предлагалось «огнем жечи». Наряду с этим церковь воспитывала народ в духе непримиримой вражды к медицине.
Юность Аввакума
Аввакум родился в семье потомственного священника Борисоглебской церкви села Григорово Нижегородского уезда (ныне это Большемурашкинский район Нижегородской области) Петра Кондратьева (умер около 1636 г.). У него было четыре брата: младшие — Козьма и Герасим — были еще живы в 1666 г., а третий, Евфимий, и четвёртый умерли во время чумы в Москве в 1654 г.
Отец Аввакума, Петр, был «прилежаще пития хмельнова», а мать Мария (в иночестве было дано ей имя Марфа) была строгой постницей и молитвенницей, учила сына «страху Божию». Она занималась воспитанием детей и смогла передать им свою горячую веру во Христа.
В 1636 г. умер отец Аввакума. В 1638 году семнадцатилетний Аввакум, по указанию матери, женился на обедневшей четырнадцатилетней сироте Анастасии Марковне (1624-1710 гг.). Она была дочерью местного кузнеца. Анастасия Марковна стала для Аввакума верной спутницей, истинной помощницей, верным другом во всех жизненных невзгодах.
В 1642 году Аввакум был рукоположен в диаконы, а уже в 1644 году поставлен в попы. Он стал священником села Лопатищи Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Именно в это время родился его первый сын, Иван. Всего у Аввакума и Анастасии Марковны было пять сыновей: Иван (1644-1720 гг.), Прокопий (1648 — около 1717 гг.), Корнилий (1653 г.), Афанасий (1664 г.), а имя ещё одного сына, который родился и умер в Сибири, неизвестно; и три дочери: Агриппина (1645 г.), Акулина и Аксиния.
Как была написана книга
Благословил на написание «Жития протопопа Аввакума», краткое содержание которого подойдёт для читательского дневника, его соузник инок Епифаний. Он же вносил правки в автобиографию своего последователя.
Кроме «жития» было написано множество писем, посланий, бесед, поучений, сочинений, в которых Аввакум разоблачал патриарха Никона и критиковал установленные им церковные правила. Создавалась книга была в промежутке между 1672 и 1676 годами.
«Житие» написано непривычным способом. Автор изъясняется на страницах своего произведения грубо, с нарушениями всех литературных норм. В книге есть много ругательств, относящихся, в основном, к церковной политике патриарха Никона и его последователей, описания физиологических отправлений.
Похожие публикации
- Читать
- Читать
- Читать
- Читать
- Читать
- Читать
Прославление пустозерских узников
Написанное протопопом Аввакумом «Житие» широко распространялось по России. Уже в конце XVII века появляются первые иконы с изображением Аввакума, который предстоит Спасителю.
В начале XVIII века была составлена служба святым исповедникам и страдальцам — протопопу Аввакуму, епископу Павлу Коломенскому и другим. Служба была опубликована в 1912 г., в журнале «Церковь». В сентябре 1912 г. впервые был поднят вопрос о канонизации епископа Павла Коломенского, протопопа Аввакума и других старообрядческих мучеников, но по требованию государственных органов вопрос был закрыт.
Все же епископ Нижегородский Иннокентий 5 августа 1912 г. освятил в заволжском мужском Спасо-Преображенском монастыре придел во имя святых мученик и исповедник протопопа Аввакума, иерея Лазаря, диакона Феодора и преподобномученика Епифания.
В 1913 г. старообрядцы Древлеправославной Церкви Христовой на Нижегородско-Костромском епархиальном съезде приняли решение о поминовении в молитвословиях мучеников, пострадавших в XVII в. за древлее благочестие. Официальная канонизация святого священномученика и исповедника Аввакума состоялась на Освященном Соборе в 1917 г. Составлена и служба Аввакуму и иже с ним пострадавшим.
По решению собора 1927 г. празднование святым угодникам Божиим, пострадавшим за правоверие в XVII в., совершалось в неделю перед днем святых отец 7 Вселенского Собора. В настоящее время служба совершается в неделю, следующую после празднования святым отцам 7 Вселенского Собора.
В 1922 г. епископом Геронтием (Лакомкиным) в Петрограде было основано «Братство имени священномученика протопопа Аввакума» для углубления знаний Священного писания. Эта традиция была продолжена приморскими старообрядцами.
5 июля 1998 г. было создано Приморское Аввакумовское братство, основной целью и задачей которого является просветительская деятельность, благотворительность, издательство церковных газет и журналов, богослужебной и душеполезной литературы.
В 1993 г. в селе Большое Мурашкино Нижегородской области Митрополит Московский и всея Руси Алимпий освятил храм во имя святого священномученика и исповедника Аввакума.
В 1991 году староверами был установлен памятный крест на месте пустозерского городища.
27 апреля 2012 г. староверами-поморцами рядом с крестом была освящена часовня в память Пустозерских мучеников.
Памятный знак на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума и поминальный старообрядческий крест на предполагаемом месте сожжения пустозерских узников
Гонения
История протопопа Аввакума полна трагических страниц. У представителей светской власти он поддержки не нашел. В 1653 году был сослан в Андроников монастырь.
В очередной раз проявив характер, он отказался подчиниться. Тогда Никон приказал лишить его сана, расстричь, а затем сослать еще дальше — в Тобольск.
Даже оказавшись вдали от Москвы, он причинял много беспокойства церковным властям, продолжая и в Тобольске критику никонианства и агитацию за старообрядчество. Протопоп Аввакум в результате вновь оказался в остроге, когда ополчился на воеводу Пашкова. Затем его прикрепили к полку, который отправлялся через Амур и Байкал на восток.
«Житие протопопа Аввакума» очень кратко
Краткое содержание «Житие протопопа Аввакума» для читательского дневника:
Житие протопопа Аввакума – это произведение, где сам Аввакум описал свою автобиографию. Он рассказ о своей жизни, делах, так что многие литературоведы и историки не раз изучали его работу.
Родился Аввакум в Новгороде. Его отец был священником. Был женат на дочери кузнеца. Когда ему был 21 год, он стал диаконом в церкви, в 23 года – священником, в 28 лет – протопопом. Когда Аввакум писал Житие, ему было 50 лет.
Кроме обличений и наставлений, в Житие протопопа Аввакума есть истории о его путешествиях. Он был на Байкале, на Большой Тунгуске, в Даурской земле. Его путешествия были связаны со ссылкой в Сибирь.
Дальше он несколько лет прослужил в Москве и снова был сослан в Пустозерье. Именно там он и написал свою знаменитую работу. Его постигла страшная участь. Он 15 лет прожил в жутких условиях в земляной тюрьме. И если сырая земля не смогла погубить его, то погубили люди. Он был сожжен в срубе дерева в 1681 году.
Житие протопопа Аввакума показывает нам еще одну историю о верующем человеке, который стал мучеником за свои идеалы и стремления. Сегодня его жизнью восхищаются многие.
Короткий пересказ «Житие протопопа Аввакума»
Очень часто в старину люди писали такие произведения, как житие. Одно из таких произведений написал Протопоп Аввакум, но только после того как был благословен на это своим духовным отцом, инока Епифанием.
Так повелось, что такое природное явление как Солнечное затмение считалось у людей ничем иным, как знаком Божьего гнева и отверженности.
В нашей стране это природное явление было в тысяча шестьсот пятьдесят четвертом году, и люди считали, что случилось оно из-за того, что великий русский патриарх искажал веру в Бога.
Вообще солнечное затмение — это довольно редкое явление и следующее произошло лишь спустя четырнадцать лет. Как раз в это время Аввакума и всех, кто его поддерживал, был так сказать его сторонником побрили и посадили в темницу.
Что касается автора данного произведения Аввакума, то он был рожден в Нижегородской земле. Его отец был священником, как и многие тогда. Его звали Петром, а маму — Марией, или как раньше чаще было принято говорить Марфой.
Отец несмотря на то, что был священником любил выпить и изрядно, а мать была человеком, который искренне и предано верил в бога, она соблюдала все посты и молилась за всех.
В двадцать один год, уже довольно солидный возраст по старым меркам Аввакум был отдан в дьяконы, примерно через два года службы он стал попом, а ещё через восемь лет с умел стать протопопом.
Так как он был человеком духовного мира, у него, как и у всех его соратников были духовные дети. В общей сложности именно у него насчитывалось около пятиста-шестиста духовных детей, так как где бы он не оказался он старался преподавать слово Божье и веру в Небесные силы.
К нему приходили многие люди, чтобы исповедаться и покаяться во всех совершенных делах. Каждого человека он выслушивал и помогал найти путь истинный.
Порой ему было очень трудно и тяжело, так человеческие грехи он очень часто воспринимал так будто это его собственные, ему очень тяжело давалась вся эта работа. Однако он очень любил то, чем занимался и считал это своим призванием.
Решившись написать житие он прежде всего хотел, как бы показать людям, что они во многом не правы, предостеречь их от совершения ошибок в будущем и постараться помочь каждому, кто нуждался в его помощи.
Это интересно: Александр Ярославич Невский (1221 — 1263) – князь Новгородский, Киевский, Владимирский, великий полководец и талантливый дипломат. Читайте Житие Александра Невского краткое содержание для читательского дневника.
Защитник Старой Веры
Когда скончался патриарх Иосиф (1652 г.), новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиков украинскими книжниками во главе с Арсением Греком, знавшими греческий язык. Если Аввакум, Иван Неронов и другие выступали за уточнение и исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги.
Первоначально патриарх хотел взять древние «харатейные» книги, но потом решил довольствоваться итальянскими книгами, напечатанными в униатских типографиях Флоренции. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания имеют искажения.
Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом. Аввакум был одним из первых приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники патриарха Никона.
В 1653 году из Казанского собора, в котором Аввакум служил, он ушел со своей паствой в «сушило», то есть в сарай, сказав, что в иное время и «конюшни лучше церкви бывают».
Его схватили и бросили в подвал Спасо-Андроникова монастыря, где держали на цепи, требуя признания церковных реформ. Так он просидел три дня и три ночи «не евши и не пивши», но остался непреклонен.
Не таков был протопоп, чтобы отступиться от того, что считал он истиной. «Журят мне», — писал он, — «что патриарху не покорился, а я от писания его браню, да лаю», «за волосы дерут, и под бока толкают, и за чепь торгают, и в глаза плюют». Патриарх Никон хотел его расстричь, но царь Алексей Михайлович заступился за протопопа.
Популярные сегодня пересказы
- Земля родная — краткое содержание произведения Лихачева Книга писателя представляет собой публицистический очерк, который посвящается молодому поколению в виде ненавязчивых наставлений, касающихся всех сфер человеческой жизни в обществе.
- Краткое содержание книги Красное яблоко Айтматова Исабеков – главный герой рассказа «Красное яблоко». Центральная тема сюжета – это семейные взаимоотношения главного героя и его жены Сабиры.
- Песнь о Гайавате — краткое содержание поэмы Лонгфелло Замечательнейшая поэма написана писателем по фамилии Лонгфелло и называется она «Повесть о Гайавате». Сюжет повести развивается в старне Оджибуэев, которая является индейской. В основе всей песни лежат легенды и верования.
- Коломба — краткое содержание книги Мериме Коломбо Реббиа – корсиканка её отец был полковником и служил у Наполеона. После падения Наполеоновской власти, отец Коломбо вернулся на родину, тут он был убит при загадочных обстоятельствах.
Взгляды и наследие
Ему приписывают 43 сочинения — знаменитое «Житие протопопа Аввакума», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и другие.
Вероучительные взгляды Аввакума Петровича достаточно традиционны, его любимая область богословия — нравственно-аскетическая. Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй» (католичеством).
Бог, по словам Аввакума, незримо сопутствовал страстотерпцу на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему — и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению Аввакума, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни страдающих за истинную веру.
Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они якобы играли на домрах и дудках, мешая священнику спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и прибегали к прямому физическому насилию — хватали протопопа за голову и вывёртывали её. Впрочем, Аввакум — не единственный ревнитель старой веры, одолеваемый бесами: пытки, якобы творимые слугами дьявола над иноком Епифанием, духовным отцом Аввакума, были гораздо тяжелей.
Исследователи[кто?] обнаружили весьма сильную зависимость идейного мира Аввакума от святоотеческой и патериковой письменности. В антистарообрядческой литературе нередко обсуждается противоречивый ответ протопопа на вопрос одной своей корреспондентки, сохранившийся в письме, подлинность которого под сомнением, о смутившем её выражении в одном богослужебном тексте о Троице. Это выражение можно было понять так, что в святой Троице различаются три сущности или существа, на что Аввакум отвечал «не бойся, секи несекомое». Эта реплика дала новообрядческим полемистам повод говорить о «ереси» (тритеизм). Впоследствии эти взгляды Аввакума пытались оправдать на Иргизе, так что из таких апологетов выделился особый толк «онуфриевцев». На самом деле взгляды протопопа на святую Троицу не отличались от святоотеческих, что видно из предисловия к «Житию», явно содержащего Афанасьевский Символ веры, исповедующий Единосущную Троицу.
С другой стороны, ряд[кто?] староверческих апологетов вообще категорически отвергает подлинность тех сочинений Аввакума, в которых содержатся спорные догматические суждения, и объявляют таковые «никонианской» подделкой, призванной скомпрометировать священномученика. Смотрите, например, написанную с позиций староверов (беспоповцев Поморской церкви) книгу К. Я. Кожурина — биографию Аввакума в серии «Жизнь замечательных людей».
Светские авторы[кто?] отмечают новаторство его сочинений, называя его родоначальником вольного образного слова, исповедальной прозы.
Короткий пересказ «Житие протопопа Аввакума»
Очень часто в старину люди писали такие произведения, как житие. Одно из таких произведений написал Протопоп Аввакум, но только после того как был благословен на это своим духовным отцом, инока Епифанием.
Так повелось, что такое природное явление как Солнечное затмение считалось у людей ничем иным, как знаком Божьего гнева и отверженности.
В нашей стране это природное явление было в тысяча шестьсот пятьдесят четвертом году, и люди считали, что случилось оно из-за того, что великий русский патриарх искажал веру в Бога.
Вообще солнечное затмение — это довольно редкое явление и следующее произошло лишь спустя четырнадцать лет. Как раз в это время Аввакума и всех, кто его поддерживал, был так сказать его сторонником побрили и посадили в темницу.
Что касается автора данного произведения Аввакума, то он был рожден в Нижегородской земле. Его отец был священником, как и многие тогда. Его звали Петром, а маму — Марией, или как раньше чаще было принято говорить Марфой.
Отец несмотря на то, что был священником любил выпить и изрядно, а мать была человеком, который искренне и предано верил в бога, она соблюдала все посты и молилась за всех.
В двадцать один год, уже довольно солидный возраст по старым меркам Аввакум был отдан в дьяконы, примерно через два года службы он стал попом, а ещё через восемь лет с умел стать протопопом.
Так как он был человеком духовного мира, у него, как и у всех его соратников были духовные дети. В общей сложности именно у него насчитывалось около пятиста-шестиста духовных детей, так как где бы он не оказался он старался преподавать слово Божье и веру в Небесные силы.
К нему приходили многие люди, чтобы исповедаться и покаяться во всех совершенных делах. Каждого человека он выслушивал и помогал найти путь истинный.
Порой ему было очень трудно и тяжело, так человеческие грехи он очень часто воспринимал так будто это его собственные, ему очень тяжело давалась вся эта работа. Однако он очень любил то, чем занимался и считал это своим призванием.
Решившись написать житие он прежде всего хотел, как бы показать людям, что они во многом не правы, предостеречь их от совершения ошибок в будущем и постараться помочь каждому, кто нуждался в его помощи.
Это интересно: Александр Ярославич Невский (1221 — 1263) – князь Новгородский, Киевский, Владимирский, великий полководец и талантливый дипломат. Читайте Житие Александра Невского краткое содержание для читательского дневника.
Популярные сегодня пересказы
- Осень патриарха — краткое содержание романа Маркеса Как можно узнать из названия произведения Маркеса «Осень патриарха», главный её герой – патриарх. Его характер представляет собой собирательный образ диктатора, живущего в Латинской Америке.
- Краткое содержание стиха Тучи Лермонтов Знаменитый поэт Лермонтов, смотря на тучи, что плывут в небе, олицетворяет их с собой. Творец так же, как и они, обязан быть в изгнании, вдалеке от всего того, что ему любимо.
- Моцарт и Сальери — краткое содержание пьесы Пушкина Пьеса А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» входит в цикл пьес под названием «Маленькие трагедии» В каждой пьесе поэт поднимает одну из вечных тем, волнующих людей.
- Смерть Ермака — краткое содержание стиха Рылеева Данное произведение относится к известным думам Рылеева. В этих думах описываются ключевые события истории и влиятельные личности. Ермак относится к одной из них. Именно этот человек внес серьезный вклад в завоевание Сибири
Протопоп Авва́кум Петров (25 ноября 1620–14 (24) апреля 1682)
Святой священномученик и исповедник протопоп Аввакум Петров родился 20 ноября 1621 года в селе Григорово, нижегородских пределов, в семье священника. Рано потеряв отца, воспитывался матерью, «великой постницей и молитвенницей». Женился на односельчанке Анастасии Марковне, ставшей его «верной помощницей ко спасению». В 21 год рукоположен в диаконы, в 23 — в иереи, а через восемь лет «совершен в протопопы» (протопоп — старший священник, протоиерей) г. Юрьевца Поволжского.
Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых, готовность «душу положить за овцы своя» привлекали к нему многочисленных чад из всех слоев общества. Но суровые обличения произвола местных властей и нравственной распущенности паствы вызывали недовольство и озлобление, вследствие чего он не раз был биен едва не до смерти и гоним. Ища защиты в Москве, сблизился там с кружком ревнителей благочестия, возглавляемым царским духовником о. Стефаном Вонифатьевым. К кружку примыкал и будущий патриарх Никон.
Целью боголюбцев было упорядочение церковного богослужения, издание исправной богослужебной и духовно-просветительной литературы, а также улучшение нравов тогдашнего русского общества. Став патриархом, Никон стал действовать в противоположном направлении. Вместо исправления, он стал изменять книги и чин богослужения по новогреческим образцам, изданным в католической Венеции. Когда боголюбцы узнали об этом, у них, по выражению протопопа Аввакума, «сердце озябло и ноги задрожали».
Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Россия, Москва (?), последняя четверть XVII — начало XVIII вв. Государственный Исторический музей, Москва
Никоновские реформы застали Аввакума в Москве, где он служил в церкви Казанской Божией Матери на Красной площади. Борьбу за святоотеческое предание возглавил «огнепальный протопоп». Сторонники Никона не гнушались самыми жестокими средствами: пытки, уморение голодом, сожжение на костре, все шло в ход для насаждения «затеек» деспота патриарха. Аввакум был посажен «на чепь», потом вместе с семьей сослан в Тобольск, затем еще дальше на восток, в Даурию (Забайкальский край), под начало «лютого воеводы» Пашкова.
После десятилетнего скитания в невероятно тяжелых условиях Сибири, где он потерял двух малолетних детей, страдальца вызывают в Москву и убеждают принять Никоновы новины. Но Аввакум остается непреклонен. Опять ссылка, теперь уже на север. Перед собором 1666 года Аввакума вновь привозят в Москву, в Боровский монастырь, и десять недель уговаривают отказаться от борьбы, но тщетно.
Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Нач. ХХ в.
Беззаконно расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками иереем Лазарем, дияконом Феодором и иноком Епифанием он был отправлен в далекий Пустозерск, расположенный близ Северного моря, в край вечной мерзлоты, где в земляной яме томился 15 лет. Лишенный возможности устной проповеди, Аввакум пишет и через верных людей рассылает по всей Руси послания, толкования и утешения чадам Церкви Христовой. Ныне известно более 90 творений святого, и почти все они созданы в годы пустозерского заточения. Здесь же им написано знаменитое «Житие».
Протопоп Аввакум. Гуслицы, нач. ХХ в.
Внимая призывам протопопа Аввакума, все большее число русских людей вставало на защиту старой веры. Рьяный сторонник нововведений патриарх Иоаким стал требовать казни святых исповедников. После смерти царя Алексея Михайловича на российский престол восходит его малолетний сын Феодор. Протопоп Аввакум шлет новому царю челобитную с призывом вернуться к дедовскому благочестию. В ответ последовал приказ:
14 апреля 1682 года в день памяти святых новых мученик Антония, Иоанна и Евстафия, в Пятницу Страстной седмицы, приговор был приведен в исполнение. На казнь собрался народ и снял шапки. Когда огонь стал набирать силу, над языками пламени взметнулась рука с двуперстием и стал слышен могучий голос святого священномученика Аввакума с прощальными словами, ставшими заветом и пророчеством:
Материалы по теме:
— Канон священномученику и исповеднику Аввакуму — Инокиня Ливия: «Памяти священномученика протопопа Аввакума»