Оглавление
Загадочный обелиск
Шагая по дорожке к Кладовой над оврагом, нельзя было не заметить какое-то интересное здание, стоящее выше по склону, и обелиск возле него. Пришла пора рассмотреть их поближе.
Кто из нас не видел обелисков! Большие и маленькие, они установлены практически в каждом городе в честь какой-нибудь победы. Само же слово, обозначающее этот символ победы, имеет греческие корни, но появилось оно в этом языке лишь когда древние греки стали контактировать с Египтом.
Там, на родине гигантских пирамид, сфинксов и мумий массово резали в каменоломнях гранитные четырехгранные блоки, сужающиеся кверху. По мнению египтян, обелиски напоминали лучи солнца. Их, снабженных прославляющими надписями, как символы лучезарного небесного светила ставили перед храмами и рядом с гробницами.
А вот в Риме египетским сакральным символам нашли более земное применение. Там вертикальные каменные столпы служили указателями на дорогах и стержнями, выполняющими роль стрелки в солнечных часах.
Около обелиска я ходила, как лиса около винограда. Ведь не просто же так взметнулась в небо эта каменная глыба! Когда поставлена, в честь чего и что же она означает?
Немного грубоватая, но ведь чем-то она похожа на обелиск с картины Юбера Робера?
Или вот на эти обелиски, что стоят на столе в Большом доме.
Но об обелиске в Архангельском я так и не нашла никакой информации в интернете.
Может, кто из вас, друзья, что-нибудь знает?
Детство Ирины Феликсовны Юсуповой в России
Ирина Феликсовная — последний отпрыск из угасающего рода князей Юсуповых, который родился на русской земле. Она появилась на свет в одном из 56 роскошных дворцов этой невероятно богатой семьи 21.03.1915 г. Ирина получила титул «княжна Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон». Огромный дворец её предков, ставший для неё «родильным домом», всё ещё красуется на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге.
Дворец Юсуповых на Мойке в Санкт-Петербурге
Девочка сразу стала всеобщей любимицей её ласково называли «Беби» и «Малышка». Отец Ирины впоследствии писал в своих воспоминаниях: «Услышав первый крик новорожденной, я почувствовал себя счастливейшим из смертных…».
Ирина Александровная Юсупова с дочерью Ириной Феликсовной
Прабабушка, вдова императора Александра III Мария Фёдоровна, стала крёстной матерью своей первой правнучки, а крёстным — двоюродный дедушка, государь Николай Александрович. Крестили новорожденную в домашней церкви Юсуповского дворца.
Мария Фёдоровна держит на руках маленькую правнучку Ирину, рядом сидят дочь вдовствующей императрицы Ксения Александровна и внучка Ирина Александровна
Мать отца, наипервейшая красавица России Зинаида Николаевна Юсупова, с удовольствием превратилась в бабушку:
Зинаида Николаевна Юсупова
Великая княгиня Ксения Александровна с внучкой Ириной на руках
Ирина и Феликс Юсуповы с дочерью Ириной, 1916 г.
Казалось бы, ребёнку от рождения выпала огромная удача — девочка столь высоких кровей стала наследницей несметного состояния. Но в 4-х летнем возрасте ей пришлось покинуть Россию навсегда.
Вместе с родителями, прабабушкой Марией Фёдоровной, бабушками Ксенией Романовой и Зинаидой Юсуповой в апреле 1919 года она отплыла от ялтинского берега на борту британского линкора «Мальборо». Судно, которое прислал за Марией Фёдоровной её племянник король Георг V, увёз высокородных беженцев через Мальту в Великобританию. Родная земля и почти все сказочные богатства, которыми владели родители Ирины, остались в недосягаемой дали.
Ирина Феликсовна на борту линкора «Мальборо». 1919 г.
Вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, великая княгиня Ксения Александровна, Ирина и Феликс Юсуповы на борту линкора «Мальборо». 1919 г.
Охота за сокровищами
Тайны и клады всегда интригуют, особенно в детстве… Кстати, посчастливилось ли вам найти хоть одно запрятанное сокровище? Вы улыбаетесь? А зря, между прочим. Так было всегда – в годины бедствий и социальных потрясений люди старались припрятать до лучших и безопасных времен то, что не потеряет цены.
А сколько их было – нашествий врагов, смут, бунтов, войн, революций… Не всегда за своим добром, укрытым от чужих и жадных рук, возвращались владельцы. Потому-то найденных кладов в России всегда было много. Даже мой дедушка однажды нашел клад. Вот здесь я рассказывала об этом. Можете не сомневаться, что кладов, которые еще не найдены, гораздо больше.
…13 апреля 1919 года несметно богатые князья Юсуповы покинули не только усадьбу Архангельское, но и страну Россию. Навсегда. С собой они могли захватить лишь жалкие крохи из принадлежавших им сокровищ. Все их дворцы и обширные семейные коллекции стали собственностью советского государства, которое стало поступать с ними, как считало нужным.
Что-то из уникальных шедевров попало в Государственный музейный фонд, часть передали в Эрмитаж и Русский музей, кое-что из исторического наследия распылили по музеям страны. Но самым печальным в это время была массовая распродажа художественных ценностей на европейском рынке «для нужд индустриализации». Перед войной, на торгах в Берлине, князь Феликс лично видел выставленные для реализации вещи из дворцов Юсуповых.
Но денег большевикам все равно не хватало. Поэтому стоило хорошенько поискать, где же Юсуповы могли укрыть свои богатства! Начали с Питера, потом переключились на Москву. Поискали в летней резиденции семьи Архангельское, обследовали дворец в их любимом поместье Ракитное, где даже под двухсотлетним дубом землю поковыряли. На всякий случай обшарили все прочие 17 имений, рассеянных по всей России. Тщетно!
И вдруг летом 1925 года потрясающая находка! В юсуповском дворце на Мойке совершенно случайно найден клад огромной ценности – колье, броши, браслеты, диадемы, блюда, сервизы, кубки, солонки, серебряные скульптуры и даже скрипка Страдивари. Предметы из серебра потянули на 1120 кг, а золота, без учета оправ драгоценных изделий, оказалось почти 14 кг! Маленькая такая комнатка пряталась под главной лестницей дворца…
Жизнь Ирины Феликсовны Юсуповой за рубежом
Феликс и Ирина Юсуповы перебрались из Лондона во Францию и поселились в Париже. На улице Pierre Guerin они прожили около 45 лет. В 1924 г. создали дом моды «IrFe», который существовал до 1931 г. С 2008 г. его возрождает новая владелица.
Феликс Юсупов с дочерью Ириной
Ирина Феликсовна Юсупова
В воспитании Ирины принимали участие обе бабушки, у которых она постоянно бывала. Большую часть времени она проводила с княгиней Зинаидой Юсуповой, проживавшей в Италии. После кончины мужа в 1928 году, княгиня целиком сосредоточилась на внучке.
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова с внучкой Ириной
«Беби» выросла, превратилась в красивую девушку и встретила свою любовь — графа Николая Шереметева. Влюблённые не могли пожениться, поскольку у жениха обнаружился туберкулёз и он отправился на лечение в Швейцарию. Их роман продолжался по переписке на протяжении двух лет.
Ирина Феликсовна Юсупова
Ирина Феликсовна с матерью и обеими бабушками
Наконец, 19.06.1938 г. в Риме Ирина Феликсовна обвенчалась в русской церкви с графом Николаем Дмитриевичем Шереметевым (1904—1979), породнившись с ещё одним не менее знатным семейством. Их единственная дочь Ксения появилась 01.03.1942 г.
Венчание Ирины Феликсовны Юсуповой и Николая Дмитриевича Шереметева
Шла Вторая Мировая война. Муж Ирины Феликсовны работал на итальянском государственном радио. Когда союзники вошли в Италию, то его, как «пособника», согласно Ялтинскому соглашению вместе с другими русскими депортировали в Советский Союз. Но ему удалось бежать, когда состав проезжал через Германию.
По окончании войны Шереметевы переехали из Рима в Грецию, климат которой хорошо подходил для здоровья Николая. Там произошла фантастическая история: в Афинах Ирина, дочь Феликса Юсупова, познакомилась и сдружилась с Марией Вальраве Буассевейн — женой голландского посланника в Греции. Впоследствии выяснилось, что Мария — внучка Григория Распутина.
Примечания
Комментарии
- Этот год указывает и «Петербургский некрополь», и князь А.Б.Лобанов-Ростовский в своём труде «Русская родословная книга». Однако Иван Дмитриевич в своём альбоме записал, что дочь родилась 2 ноября 1810 года
- По одной из версий, после принятия сыновьями бия Юсуфа христианства, одна ногайская колдунья наложила на них и их потомков проклятие. Согласно ему, из всех рождённых в одном поколении Юсуповых двадцатишестилетний рубеж переживёт лишь один.
- В метрической книге указано: жениху 32 года,а невесте 46. Зинаида Ивановна убавила себе 5 лет.
- По версии Феликса Юсупова, любовнице или второй супруге Луи Шарля
- В «Историческом вестнике» (1894, № 10) были опубликованы воспоминания М. Каменской, где есть описание бала у Юсуповых, состоявшегося 1836 года: «Хозяйка дома, красавица Зинаида Ивановна Юсупова, совсем не танцевала на своём бале, потому что в начале зимы этого года, катаясь с кем-то с ледяной горы, сильно зашибла себе ногу, прихрамывала и, не опираясь на костыль, даже ходить не могла. … У неё в руке был костыль какой-то дедовский, старозаветный, чёрного дерева и по всей рукоятке сплошь усыпанный крупными бриллиантами. В одном уж этом костыле было что-то сказочное, волшебное».
Источники
- ЦГИА СПб. ф.19. оп.126. д.1547. Метрические книги православных церквей за границей.
- Königlich-bayerischer adeliger Damen-Kalender auf das Jahr 1873. — München. 1873. — S. 38.
- ↑ Яковлева М. «Причудница большого света…». Жизнь и любовь княгини Зинаиды Юсуповой // Родина : журнал. — М., 2006. — № 12. — С. 130—135.
- Братья Булгаковы. Переписка. Т. 2. — М.: Захаров, 2010.- C. 643.
- Братья Булгаковы. Переписка. Т. 3. — М.: Захаров, 2010.- C. 10.
- Лялин В.Е. Родовое проклятие // Князья Юсуповы. Кто они?. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. — С. 104. — 278 с. — (Наша история). — 2500 экз. — ISBN 978-5-222-17853-9.
- М. А. Корф. Дневники 1838 и 1839 года. — М.: Рубежи XXI. — С. 331.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 февраля 2013.
- Лялин В.Е. Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова // Князья Юсуповы. Кто они?. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. — С. 84—89. — 278 с. — (Наша история). — 2500 экз. — ISBN 978-5-222-17853-9.
Кто такой Виктор Контрерас
Это случилось в 1958 году. В один из весенних дней Виктор Мануэль Контрерас, 17-летний начинающий художник, изучавший искусство в Париже, был приглашен на обед в дом Юсуповых. Виктор зашел в гости и… остался там на пять лет.
Постаревший Феликс Феликсович и его жена Ирина взяли смуглолицего и улыбчивого юношу из экзотической страны под свое крыло. Несмотря на разницу в возрасте, юный художник особенно привязался к экстравагантному князю. Отвечая на нескромные вопросы журналистов, Виктор наотрез отверг сексуальную подоплеку их взаимоотношений: «Это была чисто платоническая дружба, хотя я был им очарован».
Не мучайтесь также, задавая себе вопрос, как юсуповские реликвии попали Контрерасу, тут все законно. После смерти четы Юсуповых так распорядилась их дочь Ирина.
В живописном городе Куэрнавака, где все дома укрыты сенью ветвей красной бугенвилии, беспечально проводит дни бывший обладатель невероятного шарма Виктор Контрерас. Сейчас ему за семьдесят, он вполне обеспеченный человек и состоявшийся художник. Его монументальные творения из бронзы украшают многие города Мексики и США, а также находятся в коллекциях у ценителей из доброго десятка стран.
Однажды Контрерас проговорился, что у него в доме хранится настоящее сокровище – собственноручное письмо князя, раскрывающее во всех деталях тайну убийства Распутина. Пока, правда, Виктор его продавать не намерен и даже никому не показывал, но кто знает…
А вот среди выставленных им на аукцион 270 лотов находился боярский костюм, в котором молодой Феликс блистал в 1912 году на балу в лондонском Альберт-Холле. Этот кафтан, пошитый из золотой парчи с красными цветами, но неведомо когда лишившийся бриллиантов и оторочки из соболей, был продан неизвестному покупателю за 62 тысячи евро.
А теперь – тадам! Вот он – Феликс Феликсович Юсупов в своем знаменитом кафтане и шапке.
Порочный красавец, одаренный талантом литератора и художника, князь Юсупов граф Сумароков-Эльстон по сию пору занимает воображение многих и до сих пор остается одной из притягательных и загадочных фигур в русской истории.
Семья
Чета Юсуповых с сыновьями
Весной 1882 года княжна Зинаида Юсупова вышла замуж за графа Феликса Сумарокова-Эльстона (1856—1928), впоследствии генерал-лейтенанта, главноначальствующего в Москве, начальника Московского военного округа. В браке родились четыре сына, из которых двое умерли младенцами, а двое достигли зрелого возраста:
- Николай (1883—1908), выпускник юридического факультета Петербургского университета. Влюбившись в графиню Марину Александровну Гейден, он собрался жениться, но родители были решительно против: девушка пользовалась дурной славой в свете и считалась плохой партией. Молодые люди планировали побег, но им помешала мать Марины. Замужество графини Гейден с графом Арвидом Мантейфелем не мешало ей тайно встречаться с Юсуповым. Оскорблённый Мантейфель вызвал Николая на дуэль, в которой тот был убит. По другой версии, страдающий Николай обратился за помощью к известному столичному оккультисту Шинскому. Тот сказал, что ангел-хранитель требует от Николая бороться за свою любовь, и Юсупов вызвал мужа Марины на дуэль.
- Феликс (1887—1967); породнился с императором Николаем II, взяв в жёны его племянницу Ирину; также известен участием в убийстве Распутина, которое мать полностью оправдала: «Ты убил чудовище, терзавшее страну. Ты прав. Я горжусь тобой».
Семья
Зинаида Николаевна решительно заключила брак по любви, отказавшись от всех богатых и знатных претендентов. Говорили, что это была любовь с первого взгляда, однако брак казался многим неравным. Феликс Феликсович был тоже богатым человеком, но в обществе считалось, что по образованию, уму и воспитанности офицер значительно уступал невесте. Через ее связи он смог получить несколько влиятельных постов, но вскоре не оправдал доверия, и больше ответственных должностей ему не предлагали. Состоянием Юсуповых он тоже не умел разумно распоряжаться.
Несмотря на это супруги были счастливы в браке. В 1883 году у них родился первый сын Николай, а в 1887 — Феликс.
С мужем и первым сыном Николаем
Сохранились воспоминания Феликса Юсупова, который неизменно изображает княгиню как самую очаровательную женщину в светском обществе и заботливую мать. Зинаида горячо любила своих сыновей и тяжело переживала смерть Николая. Зато младший сын прожил долгую жизнь и до самой смерти родителей находился с ними в теплых отношениях.
С мужем и сыновьями
О, Париж…
Царствующий император Николай I не поощрял поездки своих подданных во Францию, и немногие получали на то официальное разрешение. К примеру, в 1839 году подобных счастливцев по отчетам Третьего отделения насчитывалось меньше двадцати. Тем не менее Зинаида Юсупова все равно оказалась в Париже. Перед чарами этой роковой женщины не мог устоять никто. Даже российский монарх…
В Париже было хорошо. Чрезвычайно насыщенные дни знаменитой русской дамы складываются в недели. В будние дни – только не по воскресеньям! – между двумя и тремя часами дня прогулки в Булонском лесу, там как раз проложили широкие аллеи. После демонстрации изысканных туалетов в обычае светских дам посидеть в кафе Тортони, полакомиться знаменитым мороженым.
Вечером наперебой зовут к себе пять королевских театров, ложи первого яруса – только для аристократии. Или – для светского общения – ждут блестящие салоны, где ведутся остроумные разговоры, музицирование, чтение литературных новинок. Весь высший свет бывал в салоне Зинаиды Ивановны, и ее принимали повсюду.
Время печали пришло
У князя Бориса душа не лежала к Архангельскому.
Может быть, из-за сложных отношений с папенькой, сердцу которого оно было столь дорого. А может потому, что сыну – хорошему хозяйственнику – нестерпим был факт его существования, как имения по всем статьям расходного.
Беспристрастную оценку положению вещей давали цифры:
Приход в руб. | Расход в руб. | |
Живописное заведение | 0,00 | 1107,27 |
Хрустальный завод | 0,00 | 2208,15 |
Суконная фабрика | 6235,12 | 6596,44 |
Напрашивалось очевидное решение – приостановить и ликвидировать то, что не приносит доход.
Молодой князь Юсупов так и поступил. Была распущена театральная труппа, проданы редкостные растения из знаменитого ботанического сада усадьбы, отданы на откуп рыбные пруды, закрыты фарфоровое и фаянсовое производства, перемещены картины из павильона Каприз и флигелей, чтобы сдавать освободившиеся помещения в аренду…
Экономный «Сахар Боринька» выручил копеечку, продав даже домашних любимцев отца – птичек, собачек и обезьянку.
Как бы то ни было, но Борис Юсупов с его недюжинной деловой хваткой сумел превратить усадьбу в доходное имение.
К тому времени закончилась долгая – семилетняя – реконструкция дворца Юсуповых на Мойке. Роскошно иллюминированный в дни приемов, дворец был прекрасен. Войдя внутрь, гости попадали в череду оригинальных художественных интерьеров – словно волшебную сказку, где все должно было напоминать о несметных богатствах семьи.
В январе 1837 года из Архангельского в Петербург отправились один за другим два огромных обоза, если не навсегда, но надолго, увозивших большую часть сокровищ старого князя – четыре сотни лучших картин, мраморные скульптуры, часы и зеркала…
Хотя произведенное изъятие было весьма серьезным, но оно не стало фатальным для усадьбы, поскольку художественных ценностей в Большом доме осталось немало. С помощью новой развески картин и расстановки предметов искусства, последствия хозяйской экспроприации удалось весьма искусно скрыть, что и продемонстрировал визит в Архангельское наследника престола Александра Николаевича летом того же года.
Ни сам Борис Николаевич Юсупов, ни его потомки никогда не имели намерения разорить усадьбу и распылить по чужим рукам ее коллекции, напротив, они стремились сохранять и дополнять собрание знаменитого предка.
Тем не менее, сам князь в Архангельском бывал только наездами, подолгу там никогда не живал, а для наследников она и вовсе постепенно становится одной из многих летних резиденций. И только последние хозяева усадьбы предпримут попытку вновь сделать ее популярной.
Повезет в любви?
Вдруг вмешалась матушка Бориса. По какой-то вздорной причине она пожелала толи отложить, толи вовсе отменить это радостное событие. Почтительный сын, от огорчения едва не заболевший, не посмел пойти против ее воли. И однажды он, весь в слезах, с этакой новостью явился в дом к Нарышкиным.
Что тут было! Невеста сгорает от стыда, огорошенные родители Зенеиды – в гневе и ярости…
Избегнуть публичного скандала помог много чего повидавший старший Юсупов, который успешно служил четырем государям и короновал трех, последним как раз был Николай I. Мастер дипломатии, он утихомирил оскорбленную потенциальную родню, а Сахарок сумел найти подход к любимой маменьке княгине Татьяне Васильевне и смягчить ее сердце. И вот 19 января 1827 года Борис Николаевич уже едет венчаться в церковь.
У порога храма спохватились – молодой забыл получить отцовское благословение. Пришлось вернуться. А потом, стоя у аналоя, невеста обронила кольцо, которое неведомо куда закатилось, пришлось брать другое. Приметы были нехорошие. Но ведь Борису никогда не везло в карты. Значит, должно повезти в любви?
Не повезло. Их брачный союз счастливым не стал. Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой
, как новоявленные супруги.
Да и матушка Бориса Николаевича Юсупова забыв свою молодость, косо посматривала на невестку, не одобряя ее пристрастия к развлечениям и светской жизни.
Поразительно, но свадьбу единственного законного сына и наследника старый князь не почтил своим присутствием…
Рухнувший мир князей Юсуповых и Колоннада
Смотрите, какой сегодня яркий и веселый день! И как здесь красиво. От центрального портика с купольной ротондой – словно раскинутые для объятия руки – идут по обе стороны сквозные колоннады, наполненные светом и воздухом. Это сооружение усадьбы так и называют – Колоннада.
Колоннада – излюбленное место проведения свадебных фотосессий, снимки между колонн выходят всегда эффектными. А когда идешь по такой, чуть приподнимешь голову вверх – и все, ты уже в другом веке…
Крутые ступени лестничных маршей, не оставляя возможности для размышления, уверенно ведут ко входу в Верхний зал.
Но, преодолев их, видишь перед собой запертую массивную дверь. Однако такое бывает не всегда, иногда счастливцы попадают внутрь – там, с мая по октябрь, проходят концерты классической музыки. И тогда везунчики могут поведать о зале, украшенном колоннами, о высоком куполе с обилием лепных деталей и барельефами, о потрясающей росписи ярко-синим, белым, и жаром горящим золотым.
В противоположность Верхнему, Нижний зал отличается особой строгостью. Зато в нем постоянно проходят какие-нибудь выставки.
А теперь я приглашаю вас, друзья, внимательно посмотреть на барабан купола.
Видите, что там изображено? Да ведь это ангелы! Почти полнообъемные фигуры божественных посланцев… Но смотрите: они печальны и низко склонили головы. А можете сказать, что у них в руках? Да, это факелы, перевернутые огнем вниз…
Факел вообще – важный и многозначный символ. Много лет в Советском Союзе в качестве эмблемы знания и просвещения использовали изображение пылающего факела. Международной эмблемой прогресса служит рука с факелом, пламень которого развевается по ветру.
В искусстве античности пламенеющий огнем факел означал жизнь, а обращенный горящей стороной к земле символизировал смерть.
Замечательное сооружение Колоннада строилось Юсуповыми как фамильный некрополь.
Правда, она ни единого дня не использовалось по прямому назначению. Более того, здание даже не успели освятить. Видите, на куполе нет креста? Пока строили этот памятный храм-усыпальницу, пока его отделывали – пришел 1917 год и грянула революция…
Если церковь Михаила Архангела самая ранняя постройка усадьбы, то усыпальница – самая поздняя.
Обычный человек с необычной родословной
Мужем обворожительной Зинаиды, стал человек, затерявшийся на фоне современников. Но однажды он ошеломил жену, преподнеся ей в день рождения необычный сюрприз. Тогда Феликс Феликсович подарил любимой не много не мало, а всю гору Ай-Петри целиком…
Более не было в нем ничего примечательного, разве что, проявившееся с годами, поразительное сходство с Иосифом Виссарионовичем, да еще необыкновенная родословная.
Его отец – Феликс Эльстон – объявился в Москве в 1825 году пятилетним ребенком. Малыша привезла вернувшаяся из длительного путешествия по Европе уже немолодая дама – Елизавета Михайловна Хитрово, затем о мальчике продолжила заботиться ее незамужняя дочь Е.Ф. Тизенгаузен. Кто был родителями Феликса – тут история темная. Несомненно одно – они были представителями высшего света.
Незаконнорожденное дитя любви получило имя Феликс, которое в переводе с латыни означает «Счастливый», фамилию своей англичанки-кормилицы и прекрасно существовало на белом свете, не будучи отягощенным каким бы то ни было наследственным титулом.
Графским достоинством и двойной фамилией Сумароков-Эльстон счастливчик обзавелся на тридцатом году жизни после женитьбы на Елене Сергеевне Сумароковой – последней представительнице рода. В их семье появились на свет две девочки и пять мальчиков.
Третьим сыном графа Сумарокова-Эльстон был Феликс Феликсович, который позже, благодаря женитьбе на Зинаиде Николаевне, обретет титул князя и еще одну фамилию Юсупов.
Весьма примечателен был еще один сын из этой многодетной семьи. Звали его Павел Феликсович, и он чрезвычайно увлекался теннисом. Со временем он сумеет заразить своей страстью всех подросших племянников. Особенных успехов из молодого поколения достигнет Михаил Сумароков-Эльстон, игравший левой рукой.
Его будут неоднократно вызывать в Ливадию поиграть в теннис с государем. Причем игра с высокой особой будет идти безо всяких поблажек.
Император Николай II никогда не чурался спортивных занятий. Прекрасно развитый физически, он очень любил игру в теннис. Корты были во всех императорских резиденциях, в том числе в соседнем с усадьбой селе Ильинском.
А в самом имении Архангельское на теннисном корте часто мерялись силами и умениями дядя Павел и сын хозяев Николай, также считавшийся одной из лучших ракеток России. Здесь же изучал азы тенниса и второй сын – Феликс, полученные навыки он доведет до совершенства, обучаясь в Оксфорде.
Дворцы
Усадьба Кериоле на морском побережье Бретани, которую Зинаида Ивановна приобрела для второго мужа
- В 1830 году Юсуповы приобрели особняк на Мойке. Перестройка шла семь лет: были созданы великолепные гостиные, пристроен восточный корпус с залами для картинной галереи и домашним театром. Сюда была перевезена большая часть коллекции Юсуповых, увеличением которой активно занималась Зинаида Ивановна. По случаю окончания ремонта был дан грандиозный бал.
- После смерти князя Бориса дом на Мойке стал собственностью сына. Для себя же княгиня решила строить новый дом на Литейном проспекте, в котором «самые прихотливые фантазии женского вкуса не могли быть выполнены более удачно и более удовлетворительно». Дом был унаследован Феликсом Юсуповым.
- В 1862 году маркиза Серр приобрела имение Кериоле (фр.)русск. (Château de Keriolet). Суровый замок благодаря вкусу Зинаиды Ивановны был превращён в роскошный дворец, наполненный прекрасной мебелью и произведениями искусства. В 1891 году она завещала усадьбу жителям департамента Финистер с условием открытия в нём музея. С 1902 года замок начал разрушаться, и в 1924 году её внучка Зинаида смогла заявить права на наследство (в завещании было условие о сохранении дома в том виде, как он существует). В 1960 году Феликс Феликсович продал замок.
«Сахар Боринька»
Ходили слухи о невероятных сумасбродствах в его беспечной жизни, о безудержных кутежах, колоссальных карточных проигрышах. Но скоро все это останется в прошлом. Одно несомненно – Борис Николаевич Юсупов был гораздо менее блестящ, нежели его отец – знаменитый екатерининский вельможа, и не столь обходителен.
Тот, как истинный аристократ, всегда был отменно приветлив и изысканно вежлив. Сына никто не характеризовал как человека милого. В его обычаях было в воспитанном обществе отпускать колкие остроты, в сугубо мужском – и вовсе высказываться без экивоков, не стесняясь в «выражении мыслей и понятий».
Кого-то это шокировало, но находились и такие, кто подобное качество почитал весьма похвальным, а самого молодого князя – прямодушным и исполненным искренности. Но, по большому счету, отпрыска богатейшего семейства в высшем свете недолюбливали, за глаза прозывали «маменькиным сынком» и – за приторную ласковость в обиходе с дамами – «Сахар Боринькой».
В тридцать лет вдовый Сахарок влюбился. Пылко. Свою избранницу он встретил в Москве во время пышных коронационных торжеств в честь государя-императора Николая І. Шел август 1826 года, тогда в первопрестольной собрался весь императорский двор и дипломатический корпус…
В Дворянском собрании давали великолепные балы, которые зачастую продолжались до самого рассвета. Современники отмечали блеск и роскошь балов у князя Н.Б. Юсупова и необычайное соединения богатства и вкуса у графини А.А. Орловой-Чесменской в Нескучном саду…
Портреты
В. А. Серов. Княгиня Юсупова в своём дворце на Мойке (1900)
Ф. Фламенг. Княгиня Юсупова с сыновьями в Архангельском (1894)
Известны салонные портреты З. Н. Юсуповой кисти В. А. Серова, парадный портрет Франсуа Фламенга, на котором она изображена со знаменитой жемчужиной «Пелегрина», а также работа К. Маковского «Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме». Кроме того, княгиню и её семью писали художники: В. К. Штембер, Н. П. Богданов-Бельский, К. П. Степанов, Н. Н. Беккер.
В 1883 году И. К. Макаров, возможно, по случаю замужества Зинаиды Николаевны, написал большой парадный портрет Юсуповой (ГРМ).
Французский живописец Франсуа Фламенг в июне 1894 года, находясь в усадьбе Архангельское, исполнил два портрета княгини: сидящей в кресле и прогуливающейся с двумя сыновьями на фоне парка и дворца в Архангельском.
«Портрет З. Н. Юсуповой в русском костюме» работы К. Е. Маковского, написанный около 1895 года в присущей автору манере красочных, театральных полотен в «русском стиле», находился в кабинете князя Ф. Ф. Юсупова-Сумарокова-Эльстон в доме в Большом Харитоньевском переулке. Ныне хранится в Государственном Историческом музее.
«Портрет княгини З. Н. Юсуповой» Серова впервые экспонировался на выставке «Мира искусства» в начале 1902 года в Петербурге. Портрет вызвал противоречивые оценки: И. Грабарь считал, что «слабое место произведения — композиция», Б. Терновец назвал позу «вымученной, мало объяснимой». Этот портрет, как и другие работы Серова, относимые к юсуповскому циклу («Портрет Ф. Ф. Юсупова на коне», «Портрет Ф. Ф. Юсупова с бульдогом» и «Портрет Н. Ф. Юсупова»), находится в Русском музее.
Более восторженными отзывами были встречены два небольшие портрета, написанные позднее. Об одном, известном по фотографии, Грабарь писал: «То было одно из самых вдохновенных и совершенных созданий Серова». Ныне один из них хранится в Нижегородском художественном музее.
Предки
Юсупова, Зинаида Николаевна — предки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Как сравнить несравнимое?
У меня было большое искушение сравнить покупательную способность современного рубля и рубля той эпохи, когда были в наличии балы, красавицы, лакеи, юнкера. Но раздумала.
Неприятно высчитывать, сколько доступно на один наш деревянный граммов и миллиграммов картошки и икры, микронов жилплощади, миллисекунд проживания в отеле и сантиметров поездки на такси. Скажу лишь, что во времена князя Бориса Николаевича икра осетровая, сдобренная репчатым луком, считалась блюдом обыденным, а извозчику за глаза хватало двух копеек, чтобы катать ездока вдоль и поперек по всему городу. Все тогда было другое.
Ну вот, теперь можно считать, что вы подготовлены к чисто академическому восприятию информации. Итак, по конторским книгам следовало:
- что наследнику досталось наличных денег 27 496 рублей 25 копеек,
- что чистый доход имений составил чуть меньше миллиона (1 276 497руб в 1827 году),
- долговые обязательства старого князя потянули на 2 542 042 рубля и 61 копейку.
Но если векселя отца были всего-навсего средствами, находящимися в обороте, которые нельзя было сиюминутно изъять из дела, то молодого Юсупова обременяли несколько миллионов своих карточных долгов, наделанных по молодому безрассудству.