Контрреформы александра iii в области самоуправления и суда

Оглавление

Правила об устройстве судебной части в местностях, в которых введено Положение о Земских Участковых Начальниках[править | править код]

1. В местностях, в которых введено Положение о Земских Участковых Начальниках, судебные установления образуются и действуют на основании Судебных Уставов Императора Александра II… и изданных в развитие их узаконений с нижеследующими дополнениями и изменениями

2. Участковые и Добавочные Мировые Судьи, а также Мировые Съезды , состоят в обеих столицах и городе Одессе

4. В губернских и уездных городах (исключая столиц и г. Одессы), а также в других крупных городских поселениях, не входящих в состав Земских Участков…, состоят Городские Судьи.

6. Городские Судьи назначаются Министром Юстиции из лиц, удовлетворяющих требованиям… Учреждения Судебных Установлений.

14. Ведомству Городских Судей подлежат:

  1. дела по спорам искам на сумму не свыше пятисот рублей, возникающим: а) по найму земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей; б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение;
  2. дела о восстановлении нарушенного владения ;
  3. дела о потравах и иных повреждениях полей, лугов и иных угодий…, когда сумма отыскиваемого ущерба не превышает пятисот рублей;
  4. все прочие иски на сумму не свыше трёхсот рублей;
  5. проступки, предусмотренные в Уставе о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями…

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние.  Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права.  Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем

Полномочия земских начальников

Спектр полномочий земских начальников был очень широк. В нем объединялись возможности административной, полицейской и судебной власти. Эти полномочия распространялись на все крестьянское население подчиненного участка, а частично – и на все прочее.

Административные полномочия

По характеру своих полномочий земские начальники стали контролирующей силой над органами крестьянского самоуправления. Они имели право контролировать «мирские» (то есть принадлежащие всей крестьянской общине) средства, ревизовать все решения органов крестьянского самоуправления. При этом они имели право по собственному усмотрению вносить вопросы на рассмотрение волостных и общинных сходов. Если они не одобряли методов расходования общиной своих средств, они могли вынести этот вопрос на уездный съезд (соответственно, данная статья расхода могла быть запрещена).

Земские начальники утверждали волостных старшин и принимали любые жалобы на их деятельность; они же руководили выборами кандидатов в земские гласные от крестьян. Земский начальник мог временно, а в некоторых случаях и постоянно, отстранить от должности любого служащего волостного управления. Он также состоял в училищном комитете и надзирал за развитием образования на участке.

В компетенцию земского начальника входило также добиваться выплаты крестьянами недоимок; без него нельзя было решить вопрос об отсрочке таких выплат по чрезвычайным обстоятельствам

Важной его обязанностью было разрешать все виды земельных и околоземельных споров между общиной крестьян и частным землевладельцем (включая пользование угодьями, право проезда, размежевание, условия найма и оплаты сельскохозяйственных работников и тому подобное)

Земский начальник назначал «без всякого производства» административные взыскания за мелкие проступки. Нормой наказания было до недели ареста или до 5 рублей штрафа. С оформлением протокола начальник мог налагать и дополнительные взыскания.

Полицейские полномочия

В определенной степени земский начальник представлял на местах и правоохранительную систему. В частности, он должен был определять, требует ли данный случай правонарушения обращения к исправнику или становому приставу (то есть руководителям полицейского ведомства уездного или волостного уровня). Если он находил, что да, его обязанностью было послать за соответствующим чиновником и исполнять его обязанности до его прибытия.

Соответственно, правом земского начальника было распоряжаться действиями рядовых полицейских в том случае. Если правонарушение было незначительным и не требовало присутствия полномочных чинов. Если прибытие полицейского руководства признавалось необходимым, земский начальник руководил полицейскими до их появления.

Судебные полномочия

В судебной сфере земским начальникам были подсудны практически все административные правонарушения (в современном понимании), а также незначительные уголовные. Кроме того, они имели определенные полномочия в организации местного судебного дела.

Земские начальники были должны

  • выбирать из предложенных кандидатов членов волостных судов;
  • разбирать иски о личных оскорблениях;
  • разбирать земельные иски на сумму не более 500 руб. и другие имущественные претензии на сумму не более 300 руб.;
  • рассматривать все дела о правонарушениях, наказание за которые не превышало 300 руб. штрафа или 1 года тюремного заключения.

В некоторых случаях земские начальники подменяли собой волостные суды. Но для этого требовалось согласие обеих участвующих сторон. В случаях спорности решения земского начальника оно могло быть оспорено на уездном съезде, в волостном суде или в губернском присутствии.

Реальное положение вещей

Только наивный человек мог поверить, что министрам было дело до жизни крестьян. Их больше беспокоили интересы помещиков, которые страдали от плохой организованности крестьян, ставших свободными людьми. Свобода по документам была вручена, но с появлением земских начальников ее часть была отобрана обратно. Все дело в полномочиях этой должности и в том, кто на нее мог претендовать.

Земским начальником назначался лишь потомственный дворянин. Кандидата тоже выбирали не сами люди, а министр внутренних дел, которому также не было никакого дела до того, что дальше будет с крестьянами. Вместе с появлением должности земского начальника, в то же самое время были упразднены должности уездного и мирового судьи. Должности исчезли, но не их полномочия. В итоге земский начальник получил следующие возможности:

  • он мог отменить любое постановление волостного суда;
  • назначать крестьянам штрафы, размер которых мог доходить до 6 рублей;
  • назначать телесные наказания;
  • помещать крестьян под арест длительностью до трех суток.

Разработка закона о земских начальниках

В развитие изложенных предположений, в особом, под председательством товарища министра внутренних дел князя К. Д. Гагарина, совещании нескольких губернаторов и губернских предводителей дворянства, а также управляющего земским отделом Долгово-Сабурова, при ближайшем участии правителя Канцелярии министра внутренних дел А. Д. Пазухина, при заведывании делопроизводством совещания чиновником особых поручений при министре внутренних дел А. С. Стишинским был составлен проект положения о земских начальниках, съездах земских начальников и о губернских по сельским делам присутствиях.

Первоначальное рассмотрение этого проекта в Государственном совете состоялось в декабре 1888 г. Здесь возникло разногласие по вопросу о том, следует ли должность земских начальников образовать с характером органа особой крестьянской администрации или же с значением учреждения, входящего в систему общего местного управления. В общем собрании Государственного совета за первое решение вопроса высказалось 13 голосов, за второе — 39. 28 января 1889 г. император Александр III утвердил мнение 13 членов, при этом в устранение затруднений, высказанных министром юстиции, что с учреждением земских начальников будет весьма ослаблен личный состав судебно-мировых установлений, повелел упразднить судебно-мировой институт. Вследствие повеления государя императора в проект о земских начальниках были внесены и представлены Государственному Совету 13 мая 1889 г. дополнительные постановления об обширной судебной компетенции новых крестьянских учреждений. Рассмотренный Государственным советом проект о земских участковых начальниках удостоился Высочайшего утверждения 12 июля 1889 г.

Судебные полномочия

Земские начальники выполняли определенную работу мирового судьи. Они могли рассматривать конкретные дела гражданских лиц:

  • Иски по найму земли, не превышающие сумму в 500 рублей.
  • Личные иски на сумму не выше 300 рублей.
  • Иски о нанесенных оскорблениях.
  • Иски о реконструкции поврежденного имущества.
  • Просьбы обеспечить доказательную базы по рассматриваемым искам и другое.

Представители данной профессии также были наделены правом судить определенные уголовные дела. Этим людям были подсудны нарушения закона, облагающиеся штрафом в пределах 300 рублей; преступные деяния, за которые можно было получить тюремный срок в пределах двенадцати месяцев.

Закон о земских начальниках наделял этих людей особыми привилегиями по отношению к судам, функционирующим в волости. Они имели право контролировать деятельность органов судебной власти. Однако отменить решения представители данной профессии были не вправе.

Перечень губерний, в которых имелись земские начальники[править | править код]

По состоянию на 1913 год, земские участковые начальники, уездные съезды и губернские присутствия были введены в 43 губерниях Европейской России (Астраханская, Бессарабская, Виленская, Витебская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Вятская, Гродненская, Екатеринославская, Казанская, Калужская, Ковенская, Костромская, Курская, Минская, Могилёвская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Олонецкая, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Санкт-Петербургская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Ставропольская, Таврическая, Тамбовская, Тверская, Тульская, Уфимская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Ярославская губернии).

В остальных регионах России учреждения по крестьянским делам имели другую структуру, наименования и полномочия должностей и учреждений.

В губерниях Киевской, Волынской и Подольской действовали мировые посредники, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия.

В Заказвказских губерниях (Тифлисская, Елизаветпольская (Елисаветпольская), Кутаисская, Эриванская, Бакинская губернии) действовали мировые посредники и губернские по крестьянским или поселянским делам присутствия.

В Области Войска Донского действовали окружные по крестьянским делам присутствия, непременные члены этих присутствий и областное по крестьянским делам присутствие.

В Архангельской губернии действовали чиновники по крестьянским делам, съезды по крестьянским делам и губернское по крестьянским делам присутствие.

В губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской действовали крестьянские начальники, уездные съезды крестьянских начальников и губернские управления.

В Забайкальской, Амурской и Приморской областях действовали крестьянские начальники, уездные съезды крестьянских начальников и областное по крестьянским делам присутствие.

В Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской и Уральской областях действовали крестьянские начальники, уездные съезды крестьянских начальников и областные правления.

Предпосылки появления земских начальников

Исторически должности земских начальников предшествовала должность мировых посредников и затем непременных членов уездных по крестьянским делам присутствий. Главною задачею мировых посредников было приведение в действие положений о крестьянах 1861 г. и разрешение дел, возникающих из обязательных поземельных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами. По мере выполнения этой задачи, с введением в действие уставных грамот и с переводом крестьян на выкуп, число мировых посредников постепенно сокращалось и, наконец, в начале семидесятых годов XIX века было решено коренным образом преобразовать этот институт.

По закону 27-го июня 1874 г. вместо съездов мировых посредников были учреждены уездные по крестьянским делам присутствия, а вместо мировых посредников — непременные члены уездных по крестьянским делам присутствий, главная обязанность которых состояла в надзоре за крестьянским общественным управлением и в ведении дел уездных присутствий. Взимание податей с крестьян было возложено на полицию, а судебные дела ведались частью волостным судом, частью учреждёнными в 1864 г. мировыми судьями.

Неудобства этой организации сказались в скором времени. Уездные присутствия, составленные из лиц, имеющих другие занятия по прямым своим должностям, оказались бессильными в деле упорядочения крестьянского управления. Непременный член уездного присутствия, один на весь уезд, проживавший у себя в усадьбе, не мог осуществлять надзора за органами волостного и сельского управления; притом же у него не было необходимой для действительного надзора власти немедленного распоряжения и взыскания — по делам этого рода он должен был входить с докладом в уездное присутствие, которое собиралось не более одного раза в месяц. Вследствие этого в волостях происходили беспорядки, счетоводство велось неправильно и небрежно, собранные подати вносились несвоевременно, должностные лица совершали частые растраты денежных сумм. Эти беспорядки объяснялись отсутствием надлежащего надзора за крестьянским общественным управлением и бесконтрольностью волостных и сельских должностных лиц. Исправники, не имея возможности следить за взиманием податей на пространстве целого уезда, проявляли свою деятельность часто без достаточного соображения с платёжными средствами крестьян. Мировые судьи, обязанные соблюдать в своём производстве сложные обряды установленного для них процессуального порядка, действовали слишком формально и не в состоянии были оградить законные интересы населения, основанные в большинстве случаев на совершаемых в сельской среде неформальных сделках и договорах. При таких условиях оказывалось необходимым вновь преобразовать строй местного сельского управления.

Бывший в то время министром внутренних дел граф Д. А. Толстой признавал ошибочною основную мысль положения 27-го июня 1874 г. о замене единоличной власти мировых посредников коллегиальным учреждением. По его мнению, в сфере административной, требовавшей непосредственных распоряжений, деятельность коллегии в редких случаях могла оказаться плодотворною. Поэтому, для успешного приведения крестьянского управления в надлежащее благоустройство, необходимо было устранить главную причину существовавшего в деревнях беспорядка, от которого в большей или меньшей степени страдали все жители уезда и все отрасли местной деятельности, как общественной, так и частной, а именно — фактическое безвластие при формальном многоначалии. Единственным правильным способом для этого представлялось установление на местах близких к населению и авторитетных для него правительственных органов, которые заведывали бы крестьянским делом во всей его совокупности, руководили бы всеми важнейшими проявлениями жизни и быта сельского населения, охраняли его интересы и были бы притом снабжены необходимыми полномочиями как для немедленного пресечения злоупотреблений, так и вообще для действительного ограждения в сельских местностях спокойствия, порядка и благочиния.

Таких полномочных сельских начальников и предположено было создать в лице земских начальников. Название этой должности вместе с понятием об относительной обширности полномочий, заключавшихся в слове «начальник», соединяло в выражении «земский» понятие, указывавшее как на состав будущего института из принадлежащих к дворянскому сословию местных земских людей, так и на характер их деятельности, имеющей преимущественною целью удовлетворение потребностей земледельческого и землевладельческого классов и направленной к охранению земского мира.

Список полномочий

В административном плане полномочия начальников охватывали вопросы сельских обществ и волостей. Все иные лица были подконтрольны данному органу только в решении проблем и разногласий с сельскими обществами в вопросе землепользования. Начальник земств решал вопросы крестьянского землепользования и надзирал за сообществами.

Земскому начальнику предписывалось:

  • рассматривать иски и споры в части исполнения актов о поземельном устройстве и разрешать их;
  • надзирать и осуществлять ревизию установлений крестьянского самоуправления;
  • исполнять функции уездных исправников или становых приставов до момента их прибытия в случае возникновения соответствующих инцидентов;
  • принимать решения об утверждении волостных старшин;
  • осуществлять надзор за мировыми капиталами;
  • выбирать судей волостного суда и т.д.

При этом вышестоящими органами для уездных начальников были уездный съезд и уездное присутствие.

Земских начальников наделили определенными полномочиями для суда. Это были наименее важные вопросы, ранее рассматриваемые мировыми судьями. В рамках судебной системы земские начальники наряду с городскими судьями входили в состав нижней судебной инстанции. Фактически земские начальники вершили правосудие по большей части правонарушений административного характера и по наиболее легким уголовным преступлениям.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Предпосылки контрреформы

Земская реформа, создавшая органы местного самоуправления, формировавшиеся на выборной основе, была проведена Александром II в 1864 году. Участие в деятельности земств принимали представители всех сословий, несмотря на наличие существенных имущественных цензов для избирателей. Земства были наделены довольно широкими полномочиями в местных делах, в частности, в организации образования, системы здравоохранения, социальных служб.

Объявляя о предстоящей реформе земств, Александр III ссылался на опыт их работы, который якобы продемонстрировал в полной мере их главные проблемы и слабые стороны. На самом деле царь (это отметил С.Ю. Витте в своих записках) в идеале видел земства чем-то вроде совета местных помещиков, которые по-барски опекают прочие сословия и распоряжаются их жизнью. Дворяне действительно представляли собой самый лояльный общественный слой.

Крестьян же предполагалось максимально отстранить от дел самоуправления. Официально это мотивировалось тем, что исполнение обязанностей в земствах «обременительно» для крестьянина. Выдвигались и теории, что крестьянин, по своей природе и образу жизни, менее приспособлен к деятельности в органах местного управления, а наилучшие кадры туда поставляет дворянство. В этом случае стремление любыми способами увеличить представительство дворян в земских органах представлялось попыткой увеличить эффективность работы этих органов.

Значение деятельности земских начальников

Поскольку земские начальники назначались почти исключительно из числа дворян, их деятельность стала составляющей политики Александра, направленной на усиление общественной роли и полномочий этого сословия. Полномочия земских начальников были прописаны таким образом, что давали много возможностей для злоупотреблений тем из них, кто не отличался высокими моральными качествами и ответственностью. Коррупцию земских начальников и их низкие профессиональные качества неоднократно высмеивали русские писатели.

Однако все же не все дворяне, занимавшие такую должность, были коррупционерами или людьми некомпетентными. В случае, когда должность земского начальника занимал подходящий человек, крестьянское население действительно получало доступ хотя бы к отдельным возможностям правоохранительной и судебной системы (и то, и другое было мало доступно в провинции). Деятельность земского начальника становилась для них почти единственной возможностью уладить земельные споры или призвать к порядку хулигана.

Земские начальники также сыграли большую роль в осуществлении «столыпинской» аграрной реформы 1907-1911 годов. Они отвечали за размежевывание участков, отводимых в частную собственность крестьян, выходивших из общины.

Вследствие сказанного, институт земских начальников и их деятельность нельзя оценить однозначно. Тут имеются как отрицательные, так и положительные аспекты.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Внедрение должности

Отмена крепостного права была радикальным и революционным шагом, который рано или поздно должен был случиться. Несмотря на это, многие представители тогдашней власти и высшего общества не демонстрировали особого энтузиазма в отношении этой реформы Александра III. Прямым текстом ни один министр не стал бы критиковать реформы государя, но они могли говорить свободно о ситуации, которая, по их мнению, сложилась в связи с отменой крепостного права. У крестьян, которые еще недавно были простыми крепостными, не было опыта такой свободной жизни, что, по мнению некоторых министров, привело к определенному уровню хаоса и анархии. Исправить эту ситуацию должна была новая директива Александра III от 12 июля 1889 года, которая и создала должность земского начальника.

Разработка закона о земских начальниках

В развитие изложенных предположений, в особом, под председательством товарища министра внутренних дел князя К. Д. Гагарина, совещании нескольких губернаторов и губернских предводителей дворянства, а также управляющего земским отделом Долгово-Сабурова, при ближайшем участии правителя Канцелярии министра внутренних дел А. Д. Пазухина, при заведывании делопроизводством совещания чиновником особых поручений при министре внутренних дел А. С. Стишинским был составлен проект положения о земских начальниках, съездах земских начальников и о губернских по сельским делам присутствиях.

Первоначальное рассмотрение этого проекта в Государственном совете состоялось в декабре 1888 г. Здесь возникло разногласие по вопросу о том, следует ли должность земских начальников образовать с характером органа особой крестьянской администрации или же с значением учреждения, входящего в систему общего местного управления. В общем собрании Государственного совета за первое решение вопроса высказалось 13 голосов, за второе — 39. 28 января 1889 г. император Александр III утвердил мнение 13 членов, при этом в устранение затруднений, высказанных министром юстиции, что с учреждением земских начальников будет весьма ослаблен личный состав судебно-мировых установлений, повелел упразднить судебно-мировой институт. Вследствие повеления государя императора в проект о земских начальниках были внесены и представлены Государственному Совету 13 мая 1889 г. дополнительные постановления об обширной судебной компетенции новых крестьянских учреждений. Рассмотренный Государственным советом проект о земских участковых начальниках удостоился Высочайшего утверждения 12 июля 1889 г.

Предыстория появления данной должности

Предшественниками земских начальников принято считать основной задачей которых являлось приведение в действие положения о крестьянстве, принятого в 1861 году. Эти люди также разрешали ситуации, вытекающие из установленного порядка поземельных отношений между помещиками и крестьянами. С течением времени количество мировых посредников подверглось сокращению, их институт стал нуждаться в немедленном преобразовании.

В 1874 году данная должность была упразднена и введена новая: уездные по крестьянским делам присутствия. Неудобные стороны работы этой организации выявились очень быстро. Члены уездного присутствия не справлялись со своими обязанностями, в волостях вспыхивали беспорядки, подати собирались халатно и не в срок, наблюдались случаи хищения денежных сумм. Данные предпосылки привели к появлению земских начальников (1889 год является точкой отсчета их трудовой деятельности).

Начало конца

Самое интересное, что решение земского начальника не могло быть обжаловано или отменено другими чиновниками, даже более значимыми, чем он сам. Гуманными и законными его полномочия можно было назвать лишь с огромной натяжкой, причем со стороны министров и знати. Результатом этого стало то, что в начале XX века большая часть его полномочий была отобрана:

  • он больше не мог назначать физическое наказание;
  • он больше не мог штрафовать или помещать под арест без отдельного суда.

То, что должность не пережила смену правительства, красноречиво говорит о ее пользе. В начале октября 1917 года правительство в стране сменилось, а вместе с ним и множество законов. Одним из своих первых приказов новая власть полностью избавилась от земских начальников.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ