Положение о земских участковых начальниках

Оглавление

Введение института земских начальников

В 1880-е годы в высших эшелонах российской власти шли активные обсуждения проектов изменений в устройстве земских учреждений. Их результатом стало затем принятие нового Земского положения 1890 года. параллельно с этим обсуждался и вопрос реорганизации судебно-исполнительной власти на местах.

Проект положения о введении должности земских начальников разрабатывался А.С. Стишинским, чиновником для особых поручений при министре внутренних дел. Участие в работе над проектом принял также А.Д. Пазухин, руководитель канцелярии министра. Государственный совет впервые рассмотрел этот проект в конце 1888 года.

В ходе обсуждения возникли разногласия по поводу статуса новых чиновников. Большинство членов Совета желали видеть их составной структурой общего местного управления; но были и такие, что желали сделать земских начальников особым органом администрации на селе. Соотношение сторонников первой и второй версий составляло 13:39, то есть подавляющее большинство было за первый вариант. Однако царь своим решением утвердил точку зрения меньшинства.

Немного позже список предполагаемых полномочий новых чиновников был значительно расширен за счет судебных компетенций. Окончательно проект о земских начальниках был утвержден 12 июля 1889 года.

Формирование законодательных основ

Проект о земских начальниках был разработан в особом совещании, председателем которого был К. Гагарин. В совещании участвовал управляющий отделом земств Долгово-Сабуров. Привлекли к работе и правителя Канцелярии министра внутренних дел А. Пазухина.

Проект предварительно был рассмотрен в Госсовете в декабре 1888 г. Однако при обсуждении споры вызвало положение, касающееся предоставления земским начальникам статуса органа крестьянской администрации. В пользу второго варианта высказалось 39 членов Госсовета, а первый поддержало 13 членов. Однако Александр III 28.01.1889 г. принял сторону меньшинства, упразднив одновременно институт мировых судей. В итоге Положение было дополнено рядом постановлений, учитывающих обширную судебную компетенцию нового органа. Новая редакция поступила в Госсовет 13.05.1889 г. После его рассмотрения Положение получило Высочайшее утверждение 12.07.1889 г.

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

ФУНКЦИИ ЗЕМСТВ, ПРОПИСАННЫЕ В ПОЛОЖЕНИИ 1864 Г.

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчею, сусликами и другими вредными насекомыми и животными.

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений, и участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка тех государственных денежных сборов, разверстание которых по Губернии и уездам возлагается на земские учреждения, на основании изданных о том узаконений или особых распоряжений, Высочайшею властию утвержденных.

XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование, на основании Устава о земских повинностях, местных сборов, для удовлетворения земских потребностей Губернии или уезда.

XII. Представление, чрез Губернское начальство, высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд Губернии или уезда, и ходатайство по сим предметам, также чрез Губернское начальство; доставление, по требованиям высших правительственных учреждений и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.

XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений.

Высочайшее утвержденное Положение о губернских и уездных земских учреждениях. 1 января 1864 г.

Критика института земских начальников

По основании института земских начальников в обществе и печати более всего возражали против соединения в одной должности административной и судебной власти. Но такое соединение, как известно, допускалось даже в столь либеральной стране, как Англия , где мировые судьи, существовавшие в течение 6 столетий, вместе с судебными функциями выполняли многие обязанности по местному земскому управлению, заведуя делами о бедных, раскладывая взимаемые на содержание их налоги, контролируя сборщиков, имели право задерживать застигнутых на месте преступления, разгонять незаконный сборища, преследовать бродяжество и так далее. Затем соединение разнообразных функций в ближайших к населению органах власти неизбежно. В центральных органах, обслуживающих всё государство, возможна и полезна наибольшая специализация функций; но чем меньше район деятельности органа власти, тем более необходимо совмещение в нём разнородных обязанностей. Волостной писарь поневоле является исполнительным органом всех ведомств. Законом 15-го июня 1912 г. о преобразовании местного суда вновь восстановлены мировые судьи, вследствие чего должность земского начальника была освобождена от судебных функций. По первоначальному проекту графа Д. А. Толстого упразднение мировых судей вследствие учреждения должности земских начальников вовсе и не предполагалось, наоборот, предусматривалось одновременное существование должностей мирового судьи и земского начальника. Этот порядок и вводился постепенно в губерниях Европейской России.

В должности земских начальников часто усматривалось ограничение крестьянского самоуправления и проявление опеки над крестьянским сословием. В частности, говорилось, что даваемые земскому начальнику полномочия в отношении контроля над приговорами сельских сходов уничтожают всякую тень Высочайше дарованной в 1861 г. самостоятельности крестьянского общественного управления (статья 31 пол. уст. крест.). Сильнейшие нарекания вызывало также предоставление земским начальникам неограниченного права подвергать, без формального производства, лиц, подведомственных крестьянскому общественному управлению, штрафам и аресту (статья 57 пол. уст. крест.). В этих отношениях уже последовало изменение института земских начальников. Указом 5-го октября 1906 г. установлен новый порядок отмены общественных приговоров и отменено дискреционное право земских начальников подвергать штрафам и арестам частных лиц, подведомственных крестьянскому управлению.

Таким образом, время и изменившиеся условия жизни заставили произвести некоторые изменения в институте земских начальников, но не принудили совершенно отказаться от этого учреждения. Причина этого заключается в том, что по основному своему замыслу институт земских начальников выполнял вполне жизненные задачи. Если бы наше волостное и сельское самоуправление было подчинено лишь отдельным уездным властям, каждой по предметам её ведомства, то при обширных размерах наших уездов , при недостаточно высоком умственном и нравственном уровне народонаселения, в местной деревенской жизни неизбежно воцарились бы всякие беспорядки, и распоряжения Правительства оставались бы в значительной мере без должного исполнения. Для того, чтобы должностные лица волостного и сельского самоуправления могли быть в то же время и удовлетворительными органами общего государственного управления, необходим властный и близкий правительственный контроль; органом такого контроля и являются участковые земств начальники.

Неудобство уезда, как первого контрольного округа над крестьянским общественным управлением, достаточно выяснилось в течение 15-летнего существования должности непременных членов уездных по крестьянским делам присутствий. Народонаселение в настоящее время настолько возросло, жизнь так усложнилась, что уезд уже не может быть низшей административной единицей. Потому и должность земских начальников совершенно правильно была приурочена не к уездам, а к участкам.

Правила об устройстве судебной части в местностях, в которых введено Положение о Земских Участковых Начальниках[править | править код]

1. В местностях, в которых введено Положение о Земских Участковых Начальниках, судебные установления образуются и действуют на основании Судебных Уставов Императора Александра II… и изданных в развитие их узаконений с нижеследующими дополнениями и изменениями

2. Участковые и Добавочные Мировые Судьи, а также Мировые Съезды , состоят в обеих столицах и городе Одессе

4. В губернских и уездных городах (исключая столиц и г. Одессы), а также в других крупных городских поселениях, не входящих в состав Земских Участков…, состоят Городские Судьи.

6. Городские Судьи назначаются Министром Юстиции из лиц, удовлетворяющих требованиям… Учреждения Судебных Установлений.

14. Ведомству Городских Судей подлежат:

  1. дела по спорам искам на сумму не свыше пятисот рублей, возникающим: а) по найму земельных угодий, а также находящихся при таких угодьях оброчных и доходных статей; б) по личному найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение;
  2. дела о восстановлении нарушенного владения ;
  3. дела о потравах и иных повреждениях полей, лугов и иных угодий…, когда сумма отыскиваемого ущерба не превышает пятисот рублей;
  4. все прочие иски на сумму не свыше трёхсот рублей;
  5. проступки, предусмотренные в Уставе о наказаниях, налагаемых Мировыми Судьями…

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние.  Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права.  Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем

Перечень губерний, в которых имелись земские начальники

По состоянию на 1913 год, земские участковые начальники, уездные съезды и губернские присутствия были введены в 43 губерниях Европейской России (Астраханская, Бессарабская, Виленская, Витебская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Вятская, Гродненская, Екатеринославская, Казанская, Калужская, Ковенская, Костромская, Курская, Минская, Могилёвская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Олонецкая, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Пермская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Санкт-Петербургская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Ставропольская, Таврическая, Тамбовская, Тверская, Тульская, Уфимская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Ярославская губернии).

В остальных регионах России учреждения по крестьянским делам имели другую структуру, наименования и полномочия должностей и учреждений.

В губерниях Киевской, Волынской и Подольской действовали мировые посредники, уездные мировые съезды и губернские по крестьянским делам присутствия.

В Заказвказских губерниях (Тифлисская, Елизаветпольская (Елисаветпольская), Кутаисская, Эриванская, Бакинская губернии) действовали мировые посредники и губернские по крестьянским или поселянским делам присутствия.

В Области Войска Донского действовали окружные по крестьянским делам присутствия, непременные члены этих присутствий и областное по крестьянским делам присутствие.

В Архангельской губернии действовали чиновники по крестьянским делам, съезды по крестьянским делам и губернское по крестьянским делам присутствие.

В губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской действовали крестьянские начальники, уездные съезды крестьянских начальников и губернские управления.

В Забайкальской, Амурской и Приморской областях действовали крестьянские начальники, уездные съезды крестьянских начальников и областное по крестьянским делам присутствие.

В Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской и Уральской областях действовали крестьянские начальники, уездные съезды крестьянских начальников и областные правления.

Разработка закона о земских начальниках

В развитие изложенных предположений, в особом, под председательством товарища министра внутренних дел князя К. Д. Гагарина, совещании нескольких губернаторов и губернских предводителей дворянства, а также управляющего земским отделом Долгово-Сабурова, при ближайшем участии правителя Канцелярии министра внутренних дел А. Д. Пазухина , при заведывании делопроизводством совещания чиновником особых поручений при министре внутренних дел А. С. Стишинским был составлен проект положения о земских начальниках, съездах земских начальников и о губернских по сельским делам присутствиях.

Первоначальное рассмотрение этого проекта в Государственном совете состоялось в декабре 1888 г. Здесь возникло разногласие по вопросу о том, следует ли должность земских начальников образовать с характером органа особой крестьянской администрации или же с значением учреждения, входящего в систему общего местного управления. В общем собрании Государственного совета за первое решение вопроса высказалось 13 голосов, за второе — 39. 28 января 1889 г. император Александр III утвердил мнение 13 членов, при этом в устранение затруднений, высказанных министром юстиции, что с учреждением земских начальников будет весьма ослаблен личный состав судебно-мировых установлений, повелел упразднить судебно-мировой институт. Вследствие повеления государя императора в проект о земских начальниках были внесены и представлены Государственному Совету 13 мая 1889 г. дополнительные постановления об обширной судебной компетенции новых крестьянских учреждений. Рассмотренный Государственным советом проект о земских участковых начальниках удостоился Высочайшего утверждения 12 июля 1889 г.

Предпосылки появления земских начальников[править | править код]

Исторически должности земских начальников предшествовала должность мировых посредников и затем непременных членов уездных по крестьянским делам присутствий. Главною задачею мировых посредников было приведение в действие положений о крестьянах 1861 г. и разрешение дел, возникающих из обязательных поземельных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами. По мере выполнения этой задачи, с введением в действие уставных грамот и с переводом крестьян на выкуп, число мировых посредников постепенно сокращалось и, наконец, в начале семидесятых годов XIX века было решено коренным образом преобразовать этот институт.

По закону 27-го июня 1874 г. вместо съездов мировых посредников были учреждены уездные по крестьянским делам присутствия, а вместо мировых посредников — непременные члены уездных по крестьянским делам присутствий, главная обязанность которых состояла в надзоре за крестьянским общественным управлением и в ведении дел уездных присутствий. Взимание податей с крестьян было возложено на полицию, а судебные дела ведались частью волостным судом, частью учреждёнными в 1864 г. мировыми судьями.

Неудобства этой организации сказались в скором времени. Уездные присутствия, составленные из лиц, имеющих другие занятия по прямым своим должностям, оказались бессильными в деле упорядочения крестьянского управления. Непременный член уездного присутствия, один на весь уезд, проживавший у себя в усадьбе, не мог осуществлять надзора за органами волостного и сельского управления; притом же у него не было необходимой для действительного надзора власти немедленного распоряжения и взыскания — по делам этого рода он должен был входить с докладом в уездное присутствие, которое собиралось не более одного раза в месяц. Вследствие этого в волостях происходили беспорядки, счетоводство велось неправильно и небрежно, собранные подати вносились несвоевременно, должностные лица совершали частые растраты денежных сумм. Эти беспорядки объяснялись отсутствием надлежащего надзора за крестьянским общественным управлением и бесконтрольностью волостных и сельских должностных лиц. Исправники, не имея возможности следить за взиманием податей на пространстве целого уезда, проявляли свою деятельность часто без достаточного соображения с платёжными средствами крестьян. Мировые судьи, обязанные соблюдать в своём производстве сложные обряды установленного для них процессуального порядка, действовали слишком формально и не в состоянии были оградить законные интересы населения, основанные в большинстве случаев на совершаемых в сельской среде неформальных сделках и договорах. При таких условиях оказывалось необходимым вновь преобразовать строй местного сельского управления.

Бывший в то время министром внутренних дел граф Д. А. Толстой признавал ошибочною основную мысль положения 27-го июня 1874 г. о замене единоличной власти мировых посредников коллегиальным учреждением. По его мнению, в сфере административной, требовавшей непосредственных распоряжений, деятельность коллегии в редких случаях могла оказаться плодотворною. Поэтому, для успешного приведения крестьянского управления в надлежащее благоустройство, необходимо было устранить главную причину существовавшего в деревнях беспорядка, от которого в большей или меньшей степени страдали все жители уезда и все отрасли местной деятельности, как общественной, так и частной, а именно — фактическое безвластие при формальном многоначалии. Единственным правильным способом для этого представлялось установление на местах близких к населению и авторитетных для него правительственных органов, которые заведывали бы крестьянским делом во всей его совокупности, руководили бы всеми важнейшими проявлениями жизни и быта сельского населения, охраняли его интересы и были бы притом снабжены необходимыми полномочиями как для немедленного пресечения злоупотреблений, так и вообще для действительного ограждения в сельских местностях спокойствия, порядка и благочиния.

Таких полномочных сельских начальников и предположено было создать в лице земских начальников. Название этой должности вместе с понятием об относительной обширности полномочий, заключавшихся в слове «начальник», соединяло в выражении «земский» понятие, указывавшее как на состав будущего института из принадлежащих к дворянскому сословию местных земских людей, так и на характер их деятельности, имеющей преимущественною целью удовлетворение потребностей земледельческого и землевладельческого классов и направленной к охранению земского мира.

Земство

Земство обедает. Картина художника Мясоедова Г.Г., 1872

Земство. Термин этот образован от слова « земля». Что такое земство, когда были созданы земские учреждения в России? Каковы были их полномочия? Разберёмся в этом.

Земство

Земство, или  земские учреждения, — это органы местного сельского самоуправления. Они были учреждены согласно земской реформе 1864 года в правление императора Александра II.Просуществовали земства довольно долго. До 1918 года продолжали свою работу земские учреждения в губерниях и уездах, а до 1917 года — в волостях.

Структура земств в России

Уездные земские учреждения.

Уездное собрание — избиралось на три  года  из представителей, имеющих недвижимое имущество( землевладельцы, промышленники, торговцы)  и  представителей сельских обществ. Представители назывались « гласные».Преобладающим большинством  в земствах было дворянство.

Во главе уездного земского собрания стоял предводитель уездного дворянства

Собрания собирались раз в году для решения определённых местных задач.

Постоянным действующим органом была уездная управа, избираемая земским собранием. Во главе управы — председатель и два члена управы.

Губернские земские учреждения

Губернское земское собрание созывалось раз в год для решения наиболее важных вопросов губернии. Предводитель губернского собрания был председателем на данных собраниях.

Постоянным действующим органом была губернская управа , в которую входил председатель и несколько членов.

Губернское собрание состояло не только из гласных, но и  из представителей ведомств.

Кто контролировал деятельность земств?

Земства подчинялись непосредственно губернатору и министерству внутренних дел.

Контролировалось исполнение решений земств. Эти решения носили только административно- хозяйственный характер.

С 1890 г. контроль был усилен6  создавались специальные земские присутствия.

Полномочия земств

  • Определение сборов и повинностей на земские нужды и контроль за их выплатой: на строительство школ, дорог, больниц, мостов, на благотворительность.

  • Проведение пропаганды агрономических знаний, повышения курсов повышения квалификации, на которые направлялись врачи, учителя, агрономы.

  • Земства способствовали развитию ремёсел, кустарного производства, внедрению новой техники.

  • Со временем полномочия земств расширяются. Они стали проводить вакцинацию населения (например, в конце 19 века против оспы), организовывать помощь в неурожайные годы, создавали противопожарную службу, содержали богодельни.

  • Законодательные акты земской реформы содержали конкретные пункты, в которых чётко указывалась только их административно- хозяйственная роль. Для предотвращения влияния земств на политику были введены специальные законодательные положения: запрет на занятие политической деятельностью, запрещалось организовывать связи с другими земствами.

  • Однако со временем влияние земств стало расти . Они начали постепенно принимать участие и в политической жизни страны. Так в 1871 году проводились первые нелегальные съезды земств, цель которых — консолидация сил, борьба за демократизацию общества. Созданная нелегально организация « Союз земцев-конституционалистов» начала вести деятельность по изменению общественного строя, принятию конституции (руководители – Пётр и Павел Долгоруковы и  Д.И. Шаховский). В 1905 году союз  объединился с «Союзом освобождения» и была создана  Конституционно- демократическая партия ( партия кадетов).

Значение земств

  • Значение земств велико. Хотя они решали только административно- хозяйственные вопросы, но именно во многом благодаря земствам улучшалась жизнь местного сельского населения: люди получали медицинскую помощь, образование, благоустраивалась территория.

  • Большую роль земства сыграли в годы Первой мировой войны. В 1915 году был создан Всероссийский земский союз, который оказывал большую роль раненым и больным солдатам. Чуть позже в этом же 1915 году этот союз с Всероссийским городским союзом, действия союзов стал координировать Земгор.

  • В начале 20 века партия кадетов играла значительную роль в политической жизни страны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Полномочия земских начальников

Спектр полномочий земских начальников был очень широк. В нем объединялись возможности административной, полицейской и судебной власти. Эти полномочия распространялись на все крестьянское население подчиненного участка, а частично – и на все прочее.

Административные полномочия

По характеру своих полномочий земские начальники стали контролирующей силой над органами крестьянского самоуправления. Они имели право контролировать «мирские» (то есть принадлежащие всей крестьянской общине) средства, ревизовать все решения органов крестьянского самоуправления. При этом они имели право по собственному усмотрению вносить вопросы на рассмотрение волостных и общинных сходов. Если они не одобряли методов расходования общиной своих средств, они могли вынести этот вопрос на уездный съезд (соответственно, данная статья расхода могла быть запрещена).

Земские начальники утверждали волостных старшин и принимали любые жалобы на их деятельность; они же руководили выборами кандидатов в земские гласные от крестьян. Земский начальник мог временно, а в некоторых случаях и постоянно, отстранить от должности любого служащего волостного управления. Он также состоял в училищном комитете и надзирал за развитием образования на участке.

В компетенцию земского начальника входило также добиваться выплаты крестьянами недоимок; без него нельзя было решить вопрос об отсрочке таких выплат по чрезвычайным обстоятельствам

Важной его обязанностью было разрешать все виды земельных и околоземельных споров между общиной крестьян и частным землевладельцем (включая пользование угодьями, право проезда, размежевание, условия найма и оплаты сельскохозяйственных работников и тому подобное)

Земский начальник назначал «без всякого производства» административные взыскания за мелкие проступки. Нормой наказания было до недели ареста или до 5 рублей штрафа. С оформлением протокола начальник мог налагать и дополнительные взыскания.

Полицейские полномочия

В определенной степени земский начальник представлял на местах и правоохранительную систему. В частности, он должен был определять, требует ли данный случай правонарушения обращения к исправнику или становому приставу (то есть руководителям полицейского ведомства уездного или волостного уровня). Если он находил, что да, его обязанностью было послать за соответствующим чиновником и исполнять его обязанности до его прибытия.

Соответственно, правом земского начальника было распоряжаться действиями рядовых полицейских в том случае. Если правонарушение было незначительным и не требовало присутствия полномочных чинов. Если прибытие полицейского руководства признавалось необходимым, земский начальник руководил полицейскими до их появления.

Судебные полномочия

В судебной сфере земским начальникам были подсудны практически все административные правонарушения (в современном понимании), а также незначительные уголовные. Кроме того, они имели определенные полномочия в организации местного судебного дела.

Земские начальники были должны

  • выбирать из предложенных кандидатов членов волостных судов;
  • разбирать иски о личных оскорблениях;
  • разбирать земельные иски на сумму не более 500 руб. и другие имущественные претензии на сумму не более 300 руб.;
  • рассматривать все дела о правонарушениях, наказание за которые не превышало 300 руб. штрафа или 1 года тюремного заключения.

В некоторых случаях земские начальники подменяли собой волостные суды. Но для этого требовалось согласие обеих участвующих сторон. В случаях спорности решения земского начальника оно могло быть оспорено на уездном съезде, в волостном суде или в губернском присутствии.